vostochnyy

vostochnyy

Пикабушник
4150 рейтинг 34 подписчика 18 подписок 22 поста 6 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Знакомьтесь, Джо Блэк: Интересные факты

Знакомьтесь, Джо Блэк: Интересные факты

1. Во время съемок у Брэда Питта (Джо Блэк) и Клэр Форлани (Сьюзан) был кратковременный роман.


2. В течение некоторого времени эта картина являлась самым дорогим фильмом, в котором не применялись спецэффекты.


3. Поместье Уильяма Перриша в первых и заключительных частях — это здание Aldrich Mansion в Warwick Neck, Род-Айленд.


4. Картина является ремейком фильма 1934 года «Смерть берёт выходной» («Death Takes a Holiday»), первоначально переделанного и выпущенного под тем же названием в 1971 году.


5. Сценарий фильма был создан по пьесе Альберто Каселлы «Смерть берет выходной».


6. Основная часть фильма была снята в Нью-Йорке, в госпитале на Пятой Авеню, и в Бруклине, штат Нью-Йорк.

Показать полностью
3

Все машины из фильма «Разрушитель» (1993)

Тут собраны все машины из фильма «Разрушитель» (Demolition Man) 1993, с участием Сильвестра Сталоне, Уэсли Снайпса, Сандры Баллок и других замечательных актеров. В фильме полно футуристических автомобилей, как их понимали в начале 90-х годов. Причем, нужно заметить, что все эти авто — реально существовавшие на тот момент и воплощенные в металле и пластике концепты американского концерна GM. Видимо, этот автопроизводитель, каким-то образом спонсировал фильм. Из серийно выпускаемых образцов в фильме «Разрушитель» мы видим лишь несколько старых моделей вышеупомянутого автоконцерна.


1970 Oldsmobile 442

1980 Chevrolet Impala

1982 Buick Skylark

1985 Buick Wildcat

1988 Cadillac Voyage

1988 Cadillac Voyage, Разрушитель

1988 Chevrolet Venture

1988 Pontiac Banshee Concept

1989 Cadillac Solitaire

1989 Chevrolet California IROC Camaro

1989 Oldsmobile Aerotech II

1990 Cadillac Aurora

1990 GM HX-3

1990 Pontiac Sunfire

1991 Chevrolet Corvette Sting Ray III Concept

1991 Pontiac Protosport 4

1992 GM Ultralite

1992 Hummer HMC4

Champ

GM Lean Machine

Модель неизвестна

Показать полностью 21
86

Судья Дредд. Факты о фильме

Фильм Судья Дредд (оригинальное название Judge Dredd) в 1995 году снял режиссер Дэнни Кэннон. Сценаристом выступил Уильям Уишер мл., Стивен Е. де Соуза, Джон Вагнер, …. Фильм идет 95 мин. / 01:35. Слоган фильма: «In the future, one man is the law»

1. Дизайн боевого робота для фильма был взят из серии комиксов «ABC Warriors» издательства 2000 AD.


2. Когда Дредд и Ферджи убегают от охраны, после того как Рико и Гриффин убивают высший совет, Дредд полностью одет в форму Судьи. Когда он входит в помещение с «воздушным мотоциклом», на нем надета рубашка. Когда он сидит на мотоцикле, он уже без рубашки, только в футболке. И это происходит в промежуток времени, когда он уже сидит мотоцикле, у него даже не было возможности снять ее.


3. Ангел «Па» представляет своего старшего сына (Фил Смитон) как Линка, но в титрах имя персонажа указано как Финк. По комиксам у Линка, Джуниора и Мин Машины есть брат по имени Финк, но его нет в фильме.

4. С самого начала создатели фильма планировали получить рейтинг PG-13. Из-за чрезмерного насилия MPAA отказались понизить присвоенный ими рейтинг R, несмотря на неоднократные обращения студии и Сильвестра Сталлоне. В итоге из-за строго установленной даты релиза фильм не успели переделать под PG-13 и выпустили с рейтингом R.


5. В сцене с «летающим мотоциклом» есть три секунды, где Дредд сделан при помощи компьютерной графики. Это момент, когда он пикирует над толпой хулиганов.


6. Сцена, где Ферджи пошучивает над Дреддом, была полной импровизацией, но поскольку выглядело это довольно смешно, было решено оставить её в фильме.


7. Транспортные средства, используемые в фильме (в основном такси), на самом деле это Land Rover Forward Control 101s, первоначально использовалась как военный автомобиль. Специально для фильма Land Rover спроектировал и построил 31 машину с использованием ходовой части FC101 и стеклопластикового корпуса. Только один автомобиль был с отделкой специально для съемок внутри машины или непосредственно рядом с ней, все остальные были абсолютно пустые внутри, за исключением средств управления и сиденья водителя.

8. Костюмы для судей были разработаны модельером Джанни Версаче.


9. Дважды называя место, диктор полицейского радио ссылается на два комедийных дуэта: «Уголок Эбботт и Костелло» (Бад Эбботт и Лу Костелло) и «Уголок Барнс и Аллен» (Джордж Барнс и Грейси Аллен).


10. Режиссеру Дэнни Кэннону пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить продюсеров снимать фильм в Англии. И не только потому, что это родина Судьи Дредда, он обосновывал это тем, что в Великобритании кинооператоры очень высокого уровня.


11. Микрофон сзади на шее у человека, который следит за базаром Гейгера, исчезает и появляется вновь.

12. В числе потенциальных режиссёров картины изначально рассматривались Ренни Харлин, Ричард Доннер и братья Коэны.


13. В комиксе Ферджи — беглец, который живет в «Undercity», и главарь других изгоев и мутантов. В фильме он — просто трусливый экс-преступник, который служит комическим контрастом.


14. В комиксах Дредд практически никогда не снимает свой шлем, таким образом, его лицо появляется полностью только мельком. Но создатели фильма, очевидно, не могли допустить, чтобы такой именитый актер как Сильвестр Сталлоне никогда не показывал свое лицо целиком.


15. На ранней стадии разработки проекта на главную роль прочили Арнольда Шварценеггера, а на роль Рико — Кристофера Уокена.


16. В сцене прямо перед арестом Дредда, в отражении шлема видно камеру.


17. В пустыне, когда Дредд и Фергюсон на холме смотрят на мусорный туннель, Дредд уходит. В следующем кадре они стоят вместе, как будто Дредд не двигался в предыдущем кадре.

18. Заглавную песню для фильма должна была написать группа Manic Street Preachers, но в итоге этот проект был надолго заброшен, и песню «Judge Yourself» они выпустили только в 2003 году.


19. Сильвестр Сталлоне никогда не слышал о Судье Дредде, пока ему не предложили роль.


20. Фильм мог снять Тим Хантер с Арнольдом Шварценеггером в роли судьи.


21. Дэнни Кэннон и Сильвестр Сталлоне часто спорили на съёмочной площадке из-за того, что Слай постоянно требовал вносить изменения в сценарий. По окончании съёмок Кеннон поклялся больше никогда не работать со звёздами.


22. У режиссера Дэнни Кэннона был плакат для фильма «Судья Дредд» (1995), который он сделал сам. Плакат был опубликован в 534 выпуске комикса «2000AD» от 8 августа 1987 года.


23. Стрелки на голове Мин Машины (Кристофер Адамсон) возвращаются в исходное положение после того, как Ангел Па поворачивает их.

24. Первоначально планировалось, что Джерри Голдсмит будет писать музыку к фильму, но из-за несогласованности расписаний ему пришлось отказаться. Однако он любезно написал музыку к тизеру, которая впоследствии использовалась во многих трейлерах к фильму. Дэвида Арнольда, который был взят вместо Голдсмита, заменили Аланом Сильвестри, потому что продюсеры посчитали, что он был слишком тесно связан с режиссером Дэнни Кэнноном.


25. После того, как Джо Пеши отказался играть Ферджи, Сталлоне лично позвонил Робу Шнайдеру и пригласил его на эту роль.


26. В своем интервью Роб Шнайдер рассказал, что съемочная группа сделала Сильвестру Сталлоне дополнительную защиту от огня на спину в его костюме для сцены с огнем в вентиляционной шахте, в то время как у самого Шнайдера не было вообще никакой защиты.


27. Ричард Стэнли и Питер Хьюит отклонили предложения быть режиссерами.

28. Весь Верховный Совет Судей носит на плечах устройства, отображающие их ранг. У главного судьи Гриффина (Юрген Прохнов) оно заметно съехало назад почти во всех сценах. Сцена, в которой файлы Януса разблокировали, его наплечное устройство поворачивается в зависимости от угла, под которым его показывают.


29. В сцене, когда молодой судья срывает шлем Дредда (когда Дредд работает под прикрытием) и говорит: «Дредд! Я думал, что это был ты!», его губы в этот момент не двигаются.


30. Голос компьютера в фильме озвучен Эдриенн Барбо (в титрах это не указано), она исполняла такую же роль в фильме «Нечто» (1982) Джона Карпентера.


31. Когда коллектор ДНК берет образец из руки Рико, кровь струится по его руке. Но когда он вытаскивает ее из коллектора, его рука абсолютно чистая.


32. Когда Судья Дредд впервые прибывает на место происшествия, он говорит другим судьям, что он в безопасности, потому что находится вне зоны эффективной дальности пуль, еще до его прибытия видно, как, по крайней мере, один человек был убит на улице.

Показать полностью 7
330

О фильме "Звездные врата" и самые-самые цитаты

Найти Звездные Врата, расшифровать таинственные символы, и отправиться на другой конец Вселенной. Зачем? Чтобы встретить могучего врага, готового уничтожить Землю. И который считает себя Богом...

О фильме - краткое содержание. Давным-давно в одной далекой галактике 1928 год. В Гизе откопали странное сооружение. Быстренько, пока египтяне не заметили, перевезли в Америку и хорошенько засекретили. Чтобы насладиться научными изысканиями втихомолку ото всех.


Понять, что же это за штуковина, оказалось непросто. Прославленные египтологи тщетно пытались перевести странные изображения на нормальный английский язык. Бесполезно.


Пока однажды в секретный комплекс не попал доктор Дэниэль Джексон, ученый с нестандартными взглядами на происхождение Великой Пирамиды.

Доктор Джексон не упустил шанс доказать, что его теории верны. Он за пару недель решил задачу, над которой его академические товарищи тщетно бились два года.


И вот он, момент истины: Это не просто так Круглая Большая Штука из неизвестного минерала. Это Звездные врата! И Джексон нашел все 7 символов, чтобы отправиться туда, где не ступала нога человека на Абидос, планету где-то в другом конце Галактики.


Там живет почти бессмертный, и удивительно странный представитель какого-то древнего вида. Товарищ считает себя богом, и творит что хочет в свое удовольствие. Нехорошее, прямо скажем, творит. Вывез с Земли кучу народов, держит их за рабов, заставляет трудиться в шахтах и жить в пустыне. Изверг.


Возглавил первый отряд врато-проходцев полковник Джек О’Нил. С ним куча спецназовцев и разное дорогостоящее оборудование. А еще им понадобился доктор Дэниэль Джексон. Кому-то ведь нужно расшифровать символы с Той Стороны, чтобы вернуться домой.

Как обычно, возвращение окажется непростым делом. Эти самоназванные Боги – они вечно путают планы, задумывают массовое смертоубийство, и всячески глумятся над хорошими парнями.


Так что у Джека О’Нила и Дэниэля Джексона очень мало времени. Надо разобраться с древними рисунками, наладить контакт с местным населением, и заодно спасти Землю от бомбы невиданной силы, отправленной из другого конца Галактики.


Справятся ли эти достойные представители рода человеческого? Хватит ли им ума, сообразительности и человеческого обаяния?


Или жутко древний, очень симпатишный, но сильно извращенный Бог Ра получит все, что хочет? Пугающая неизвестность до самых финальных титров...


Зачем стоит пересмотреть фильм "Звездные врата"?


- увидеть Бога Ра в исполнении Джея Дэвидсона.

- во-вторых, ради Кота. Который сидит на кресле Бога в режиссерской версии.

- если вы любите старую добрую фантастику - то вам понравится.

А теперь - цитаты.


―Профессор! Мы нашли нечто прекрасное! Большой, большой сюрприз!


―Есть работа.

―Какая именно?

―Перевод. Древние египетские иероглифы. Интересует?

―Я ухожу.

―Куда? Вас только что выселили, ваши средства исчерпаны, все ваше имущество в этих двух чемоданах. Хотите доказать, что ваши теории верны? Это ваш шанс.


―Никогда не видел ничего подобного.

―Разумеется. Никто не видел.


― Это не "Врата Рая... это... Звездные Врата".


―Зачем вы здесь? Почему к этому делу привлекли вас?

―На случай, если вы преуспеете.


―Вы говорите, что за две недели решили задачу, над которой они бились два года?

―Два года?


―Я бы не стал его кормить.

―Он в уздечке. Он домашний.

―Он зовет нас с собой.

―Почему ты так уверен?

―Потому что он... /* показывает жестом */ зовет нас с собой.


―Полковник, что вы видите?

―Песчаная буря, идет сюда.

―Прекрасный повод для стрельбы.


―Я был мертв?

―За это я и выбрал вашу расу. Ваши тела так легко починить.


―Я не хочу умирать. Ваши солдаты не хотят умирать. И все эти люди тоже не хотят умирать. Печально, что вы так торопитесь.


―Передай привет Тутанхамону.

И ведь что интересно... Студент-египтолог Омар Зухди подал на Роланда Эммерихха и Дина Девлина в суд за кражу сюжета.


Он, оказывается, предложил им идею еще десять лет назад, и тогда они отказались. Не понравилось им, или недосуг было, трудно сказать.


Более того, за Омара Зухди поручился уважаемый египтолог из университета Джона Хопкинса, потому что в основу истории он положил свои собственные теории. Единственное, чем фильм отличался от истории - чуть-чуть изменили названия.


До суда дело не дошло, все уладили по взаимной договоренности.


Никогда не поздно исправить то, что можно исправить. Результаты ранних тестовых показов были просто катастрофические. Процент аудитории, кому фильм понравился, в среднем был ниже тридцати. Ужас-ужас-ужас.


К счастью, исполнительный продюсер Марио Кассар смог распознать причину. Главная проблема была в том, что сюжет был непонятен. Ну совсем непонятен.


И Марио Кассар предложил простое решение: ввел понятное объяснение сюжета (Дэниэль Джексон объяснил все О'Нилу и зрителям заодно), и добавил субтитры, когда говорит Ра.


После этих изменений тестовые показы дали подавляющее большинство положительных отзывов. В итоге фильм стал одним из неожиданных хитов осени 1994 года.


Вот так небольшие, почти микроскопические изменения могут иногда дать потрясающий результат.

Трудно быть Богом. Джей Дэвидсон не хотел сниматься в "Звездных Вратах". Слишком много внимания он получил после предыдущей роли в фильме "Жестокая Игра" (и номинацию на Оскар за роль второго плана, кстати).


В-общем, не хотелось ему изображать из себя бога. Тем более Ра. Но просто отказываться тоже было неловко. Тогда он решил, что если попросит за роль миллион долларов - ему откажут, и никто не обидится. К его удивлению, на миллион долларов согласились. Пришлось сниматься.


На этом сложности не закончились.


Непросто пришлось костюмеру и оператору. Потому что Дэвидсон отказался вынуть кольца из сосков. А им пришлось работать над тем, чтобы их не было видно.


Джею жутко не нравились костюмы, которые ему приходилось носить. Так что в последний съемочный день, услышав финальное "снято", он с отвращением сбросил с себя все, что было, прямо на площадке. То-есть совсем все. Совсем-совсем. И пошел до трейлера. Обнаженным.


Более того, после "Звездных врат" Дэвидсон перестал сниматься. Вообще. С 1994 года, он только однажды появился в 17-минутном фильме Borghilde Project (2010 г.)


Глаза должны гореть! Эффект "светящихся глаз" у Ра на самом деле был добавлен после съемок. На тестовых показах зрителям показалось, что Ра недостаточно "чужой". Пришлось для убедительности добавить особо-светящиеся глаза.


Эта фишка потом была продолжена в сериале "Звёздные врата SG-1". По светящимся глазам можно было опознать людей, которые находятся под контролем Гоа'улдов.


Если в одном месте прибавится - в другом непременно убавится. Как вы поняли, на зарплате Джея Дэвидсона экономить не стали. Экономить пришлось в других местах. Например, во многих массовках использовались манекены. Потому что они дешевле живых статистов.


Интернет шагает по планете. Далеко зашел. Фильм "Звездные врата" стал первым в мире фильмом с собственным официальным веб-сайтом.


А не замутить ли нам официальный сайт для фильма? - предложил однажды Дин Девлин. Сценаристы - они вообще же башковитые ребята. И замутили. В далеком 1994 году. Разместили там фотографии, трейлеры, несколько роликов "за сценой" и информацию об актерах.

Чему как бы учит нас фильм "Звездные врата". Дэниэль Джексон непременно умрет. Но потом вернется. Он всегда возвращается.


Египетские боги отличаются редкой злобностью и подозрительностью.


Бомба - вещь обоюдоострая. Она может взрываться в обе стороны.


Смотрите хорошие фильмы - и будет вам счастье.

И помните: Песчаная буря - прекрасный повод для стрельбы.

Показать полностью 10
63

Как снимался фильм "День независимости"

Летом 1996 года на экраны вышел фильм, который стал настоящим потрясением для зрителей. И дело тут не только в спецэффектах, которые поражали сами по себе, без оглядки на прочие составляющие картины. Роланд Эммерих удивительно тонко сумел нащупать ту грань, за которой заканчивается сугубо развлекательное зрелище, и начинается пугающе реалистичная история о том, Как Это Могло Быть на самом деле. А что, если инопланетная раса действительно объявит войну человечеству? А что, если превосходящие нас пришельцы задумают смести людей с лица земли?


Недаром многие видят параллели между «Днем независимости» и знаменитой радиопостановкой Герберта Уэллса, которая в начале 20-го века вызвала настоящую панику из-за мнимого вторжения марсиан… Эммерих превзошел самого себя. Он не является тонким драматургом, и творения его порой чересчур коммерческие, клишированные, и иногда помимо роскошной картинки ничего в себе не содержат. Но «День Независимости» - совершенно особенный случай. Он был чрезвычайно удачным по очень многим аспектам, так что всем известные нелепости наподобие президента США, сражающегося в истребителе, или заражения компьютерной системы корабля пришельцев земным вирусом, без остатка растворяются в отличных актерах, мастерской постановке и удивительно мощных спецэффектах, ставших прорывом в середине девяностых.


Масштабный проект был беспрецедентно сложным: миниатюр здесь было построено больше, чем в каком-либо фильме до этого (тут были и города, и корабли пришельцев, и многое другое – сотни миниатюр), кроме того, было произведено неимоверное количество взрывов вживую, в том числе с использованием массовки, да еще и компьютерные спецэффекты оказались самыми масштабными за все время существования Голливуда. Даже удивительно, как при таких объемах работ создателям удалось уложиться в относительно скромные 75 миллионов долларов – никто не удивился бы, окажись эта цифра в полтора, а то и в два раза больше.

Роланд Эммерих – немецкий режиссер, который до второй половины восьмидесятых не проявлял себя как потенциальный автор блокбастеров. Все изменилось, когда появился фильм «Луна 44» - снятый в Германии мрачный "психологический боевик" с американскими актерами. В нем сыграл свою лучшую роль Майкл Паре, и он оказался удивительно цельным и атмосферным. Приняв предложение снять кино в Голливуде, Эммерих сделал «Универсального солдата» с Дольфом Лундгреном и Ван Даммом, но настоящим прорывом стал фильм «Звездные врата» 1994 года с Куртом Расселлом, собравший в прокате двести миллионов, и закрепивший за Эммерихом славу мастера масштабных кинопроектов.


Хотя режиссером фильма считается Роланд Эммерих, на самом деле авторов у фильма два - вторым является старый друг Эммериха Дин Девлин, с которым режиссер работал еще над «Луной 44» в 89-м году, сняв его там в одной из главных ролей. Дин выступил продюсером картины, но практически все сцены он вместе с Роландом снимал в тесной связке. Некоторые даже не разделяли этих двоих – режиссер для них был как бы «един в двух лицах».


Сценарий Дин и Роланд тоже писали вместе.


Дин Девлин: «Я верю в то, что там, наверху, есть еще кто-то вроде нас. Во Вселенной мы не одиноки, это точно. Не может же напрасно пропадать столько пространства! Но мы не можем рассчитывать на то, что если контакт все же когда-нибудь случится, он будет непременно со знаком плюс. В этой истории мы попытались представить себе, что произойдет, если эти ребята окажутся врагами человечества, и попытаются убить всех нас. По мере работы над сценарием мы видели в своем воображении все новые и новые сцены колоссальных разрушений, сокрушительный удар, нанесенный человечеству, а потом храбрецов, поднимающихся с колен, и несмотря ни на что, дающих отпор. По сути, мы придумали историю о несгибаемом духе человека, который объединится с себе подобными, и будет биться, несмотря ни на что.»


Летом 1995 года компания XX Century Fox дала добро на начало съемок дорогостоящего проекта.

Режиссер Роланд Эммерих неизменно поражает своей энергетикой всех, кто работает вместе с ним на съемочной площадке. Как и многие другие выдающиеся режиссеры, он удерживает внутри себя целиком весь воображаемый мир картины, знает до тонкостей весь сюжет, и абсолютно точно может сказать, каким образом будет выглядеть та или иная сцена. Являясь мощным стержнем фильма, он сильно облегчил работу всей огромной съемочной группы, которая просто точно следовала его уверенным указаниям.


Уилл Смит: «Роланд всегда точно знал, что должно получиться. Все, что от нас требовалось – просто точно воплощать его слова в жизнь. Помню, работать над этим фильмом лично мне было куда проще, чем над любым другим. Роланд вел всех нас уверенно и четко, делать с ним кино было одно удовольствие.»


На этапе подбора актеров был заложен фундамент для действительно хорошего фильма. Чего стоили одни только Джефф Голдблюм и Уилл Смит! А ведь кроме них здесь были еще и Билл Пуллман, и Рэнди Куэйд – подобралось целое созвездие отменных актеров. Все они с радостью приняли предложение сняться в «главном блокбастере лета». Что характерно, в огромном успехе фильма никто не сомневался, поэтому в процессе работы все испытывали неподдельный энтузиазм. Это был фильм, сделанный во многом на чистом вдохновении – может быть, поэтому он так удался.


Эммерих: «Одной из главных задач для нас было сделать нечто такое, чего зритель еще никогда не видел раньше. Мы собирались ошеломить людей, пришедших на просмотр, заставить каждого из них сказать «Вау! Вот этого я не ожидал» Поэтому уровень спецэффектов здесь был просто беспрецедентным. Мы действительно делали то, чего еще никто не делал до нас.»


Огромные модели с невероятной детализацией были сделаны в студиях ради считанных секунд на экране. Так, в самом начале фильма, когда гигантский корабль пришельцев пролетает рядом с Луной, направляясь к Земле, и сам лунный пейзаж, на который наползает тень, и корабль, отбрасывающий ее – это миниатюрные макеты. Размер корабля, созданного мастером спецэффектов Майком Джойсом и его командой, составлял примерно четыре метра. Он был установлен неподвижно на фоне синего экрана, а камера ехала под ним по рельсам. На этапе пост-продакшн добавили космос и Землю на заднем плане.

Для того, чтобы сделать этот кадр, использовали всего одну модель Разрушителя, диаметром чуть больше метра. Она поворачивалась при помощи электромотора на синем фоне. Потом изображение "размножили", и поместили на изображение космоса и Земли, нарисованные на компьютере.


Эпическое появление Разрушителя над Вашингтоном сделано при помощи другой модели, которая была в четыре раза больше. Она будет еще несколько раз использована позднее, при съемке общих планов корабля пришельцев. Макет снимали со скоростью 120 кадров в секунду для усиления эффекта размера. Облака и огонь, сопровождающие движение корабля в атмосфере, нарисовали позже при помощи компьютерной графики.


Тень, наползающую на землю, также нарисовали на компьютере. Но на более подробных планах – там, где тень закрывает американские святыни, решили не мелочиться, и… сделать миниатюрные копии этих объектов ради пары секунд реалистичных кадров! Монумент в Вашингтоне, памятник Линкольну, Статуя Свободы – все это миниатюрные модели, которые накрывает абсолютно реальная тень.

Моделью был и вертолет, который отправился устанавливать первоначальный контакт с пришельцами. Снятый с сильным замедлением на фоне синего экрана, он был добавлен на натурные съемки, и оказался неотличим от настоящего. Да и взорвать его было куда дешевле, чем настоящий.


Основным эпизодом сценария было последующее разрушение Нью-Йорка. По задумке Эммериха и Девлина, должна была получиться сцена, в которой колоссальных размеров огненная стена распространяется от центра, в который бьет луч из корабля пришельцев, буквально разнося небоскреб на мелкие кусочки.

Одна из самых потрясающих сцен – это взрыв Эмпайр Стейтс Билдинг. Для съемок мастерами была сделана огромная копия этого знаменитого здания. Она была почти пять метров в длину, и невероятно тщательно детализирована – в ней даже горели окна.


Декорация корабля пришельцев – та самая четырехметровая модель, показанная в сцене пролета над лунной поверхностью – была оборудована механизмами, двигавшими уступы в центре, и снята отдельно. Ее поместили на задний план позднее.


Внутри модели находились 12 зарядов, которые срабатывали по очереди от верха к низу. Взрывы были сняты с десятикратным замедлением – на самом деле все здание было уничтожено меньше, чем за одну секунду. Для подобной сцены было также сделано в виде макета еще одно здание, по сюжету взорвавшееся первым – реально существующий небоскреб в деловом центре Нью-Йорка. Длина второй модели равнялась четырем метрам, и в ней было заложено восемь зарядов.


Далее перед мастерами спецэффектов встала непростая задача: создать стену огня, движущуюся по улицам города, и поглощающую все на своем пути. Были построены несколько пробных маленьких макетов, на которых закрепили пиропатроны, и произвели взрывы, снимая их в ускоренном режиме.


Тут выяснилась одна особенность пламени – оно никак не хотело распространяться по горизонтали. Весь огонь неизменно уходил вверх и очень скоро исчезал. Нужно было придумать что-то другое. И остроумное решение было найдено.

Декорацию просто поставили вертикально, даже с небольшим отрицательным уклоном в 10 градусов, и пиропатрон подрывали в самом низу, а камера была установлена на вершине макета. Пробные подрывы и просмотр рабочего материала показали, что на сей раз огонь идет точно так, как было задумано. И тогда приступили к изготовлению «парадных» декораций, кадры с разрушением которых должны были войти в фильм.


Это была кропотливая работа. Мастера создали необычайно детализированные улицы – в каждое из сотен крошечных окон были вставлены стекла, во дворах стояли маленькие деревья с сотнями листочков на ветках, на проезжей части были видны работающие уличные фонари и светофоры… Были воссозданы даже дорожные знаки! Все это появлялось в кадре всего на пару-тройку секунд, но уровень воплощения был безупречный.

Масштаб улиц был 1:24, и самая крупная миниатюра имела в длину более десяти метров. Всего было построено больше десятка вертикальных миниатюр, и все они попали в картину. В общей сложности было создано около ста макетов маленьких зданий – и все они поражали тщательностью изготовления. Над ними трудилось более пятидесяти человек на протяжении четырех месяцев.


Для максимальной реалистичности происходящего на экране было решено добавить компьютерные спецэффекты только там, где без них совершенно нельзя было обойтись. Поэтому многое из того, что видно на экране, снято вживую. Так, автомобили, которые летят перед огненной волной, вовсе не нарисованы на компьютере – это миниатюрные модели, которые подбрасывали в воздух, снимая в замедленном режиме на фоне голубого экрана, а потом вставили в кадр с огненной стеной.


Вся сцена была сложнейшим сочетанием комбинированных съемок, самой совершенной на тот день компьютерной графики, и съемок массовки на улице. Взорванные миниатюрные модели совместили с эпизодами, в которых каскадеры убегали от воображаемой огненной стены, в то время как вокруг летали обломки, мощнейшие вентиляторы создавали сильный ветер, да еще и с задымлением, а сверху сыпались настоящие автомобили в натуральную величину. Это было, по воспоминаниям участников, настоящее сумасшествие, но все получали огромное удовольствие от съемок. К счастью, обошлось без серьезных травм – только синяки и легкие ожоги некоторых каскадеров.

Уничтожение Белого Дома в фильме "День независимости" было особенно важной задачей. Для съемки сделали чрезвычайно тщательно сделанную, и очень большую (1:12) модель здания, которая одна стоила больше 50 тысяч долларов. Особенностью ее было то, что ее построили точно так же, как был построен настоящий Белый Дом – все элементы имели такую же конфигурацию, как у реального здания, и были точно так же соединены. Мастерам пришлось изучить массу архитектурных справочников, чтобы выяснить, каким образом нужно делать модель. Подход был беспрецедентно дотошный – никаких компромиссов, только лучший результат.


В распоряжении съемочной группы был всего лишь один дубль, так что все должно было пройти без сучка и задоринки. Взрыв снимали со скоростью 300 кадров в секунду, что в 12 раз медленнее нормальной скорости воспроизведения. Этот взрыв должен был быть такой силы, что во избежание несчастных случаев всех людей удалили от эпицентра на полсотни метров, а камеры, управляемые дистанционно, защитили пуленепробиваемыми стеклами. Огненный шар разнес Белый Дом в мелкие клочья, оставив только маленькие обломки, разлетевшиеся далеко вокруг… Оставалось только надеяться, что все получилось так, как надо.

Абсолютно безупречный результат! Ради пяти секунд в фильме было потрачено больше месяца, но они действительно того стоили. Здание словно построено и взорвано в натуральную величину – настолько реалистично разлетаются обломки.


Сцена в туннеле – отдельная жемчужина фильма. Для создания автомобилей, летящих и бьющихся о стенки, сделали пятиметровый макет туннеля со стенками из прозрачного пластика. Его поставили вертикально, и бросали сверху модели автомобилей прямо на камеру, установленную внизу, одновременно подрывая пиропатрон, создававший огонь. За пределами прозрачного тоннеля натянули синий экран, а потом добавили летящие машины и огонь в реальный тоннель с бегущими людьми, после чего дорисовали отражения огня в стенках тоннеля и множество мелких деталей. Даже сегодня все это выглядит совершенно реалистично… Очень сложная работа сочетала в себе труд мастеров по миниатюрам, компьютерную графику и реальные съемки. Высший пилотаж.


Из настоящего в грустном кадре разрушенного города – только полутораметровая модель Статуи Свободы и реальная вода, помещенная в кадр путем комбинированной съемки. Все остальное – руины, огонь и Разрушитель, медленно закрывающий створки - компьютерные спецэффекты.


Сцена преследования капитана Хиллера инопланетянином в каньоне целиком сделана с помощью миниатюрных моделей, снятых на фоне синего экрана, и помещенных на реальные съемки каньона Литтл Колорадо Ривер в Аризоне. Каньон снимали как в статике, так и в движении, с вертолета.

Огонь и дым в сцене были настоящие, снятые в студии. Вся сцена – просто апофеоз виртуозных комбинированных съемок. Погоня выглядит до такой степени натуралистично, что невозможно заподозрить обман…


Четырехметровый макет главного корабля пришельцев виден на экране, когда капитан Хиллер и Дэвид Левинсон направляются к нему, чтобы загрузить в него вирус, а потом взорвать при помощи ядерного заряда. По сценарию, размер этой громадины составляет 600 миль…


Внутри корабля Хиллер и Левинсон видят огромные колонны, протянувшиеся от стены к стене. Все это тоже миниатюры. Туман и мелкие детали добавлены на этапе пост-продакшн.


Роскошные компьютерные спецэффекты были сделаны совместными усилиями доброго десятка студий – они были настолько масштабными, что одна компания просто не потянула бы такой объем работ. Главной компанией по производству компьютерной графики стала молодая студия VisionArt, основанная всего за два года до начала работы над «Днем независимости». Тем не менее, этой студии удалось переманить к себе на работу немало отличных специалистов, ранее трудившихся в знаменитой компании Джорджа Лукаса «ILM», и отлично знавших свое дело.

150 человек на протяжении шести месяцев день и ночь трудились над колоссальным количеством компьютерных спецэффектов, которыми наполнен этот фильм. К примеру, для съемок в небо не поднимался ни один истребитель американских ВВС – все до единой сцены с самолетами были нарисованы на компьютере, либо получены при помощи съемок масштабных моделей.


Небывалой реалистичности объектов удалось добиться путем переноса на математические модели самолетов реальных текстур обшивки летательных аппаратов, снятых с высоким разрешением. По сути дела, на экране видны настоящие самолеты, которые привели в движение волшебники компьютерных спецэффектов. В итоге нарисованные самолеты и масштабные модели практически неотличимы друг от друга.


В эпической сцене воздушного боя истребителей с летательными аппаратами пришельцев в воздухе одновременно находились более трехсот объектов, и для каждого из них была прописана траектория, проработаны движения, развороты, вращение. Объем проделанной работы оказался беспрецедентным, но он был бы еще больше, если бы не помощь специально написанной компьютерной программы, которая автоматически рассчитывала движение нарисованных самолетов в пространстве, не заставляя художников вручную прорисовывать каждый кадр.


В сцене взрыва корабля, который атакуют истребители, использовались эффекты, полученные при взрыве модели Эмпайр Стейт Билдинг. Их развернули на 180 градусов, доработали, и умножили в несколько раз.

Одна из немногих сцен, которые были полностью нарисованы на компьютере без применения моделей и реальных съемок – финальная сцена взрыва главного корабля пришельцев.


Ставший одним из самых прибыльных фильмов мира, «День независимости» не был просто набором спецэффектов, впечатляющих, но не оставляющих ощущения чего-то глубокого и сложного. Картины Майкла Бэя, к примеру, грешат этим постоянно – в них слишком сильно прослеживается желание просто заработать как можно больше денег. И хотя Эммериха часто сравнивают с Бэем из-за стремления обоих поразить зрителя как можно более зрелищной картинкой, упустив из виду смысл, бесспорно то, что фильмы Эммериха отличаются от творений Бэя в лучшую сторону именно большей душевностью. У Эммериха фильмы наполнены этаким юношеским восторгом, увлеченностью, что, конечно же, подкупает. Вот и в «Дне независимости», лучшем из всех творений режиссера, несмотря на его простоту, все же была заложена глубокая идея.


Дин Девлин: «Если планета подвергнется нападению извне – разве все мы, живущие на земле, не забудем про свои местные распри во имя единой цели? Разве мы не объединим свои усилия, чтобы дать отпор? Ведь если отбросить мелочи, все мы – одна раса. Люди. В этом фильме мы попытались отразить это.»


Уилл Смит: «Идея объединения всех людей перед лицом общей опасности может стать первым шагом к глобальному примирению. В фильме самые разные люди из самых разных слоев общества встают плечом к плечу, чтобы делать общее дело. Я думаю, это прекрасный посыл.»

Показать полностью 12
2094

Интересные факты фильма "Куб"

"Куб" (англ. Cube) — научно-фантастический психологический триллер 1997 года, являющейся дебютным полнометражным фильмом канадского режиссёра Винченцо Натали. Слоган киноленты — "Не ищи причину. Ищи путь наружу." 


1. Фильм был снят в звукозаписывающей студии в Торонто. Для съёмок была построена всего одна комната с размерами 14×14×14 футов. Цвет комнаты изменяли с помощью сменных цветных панелей. Фильм снимали последовательно для каждого цвета, так как смена панелей требовала времени. Изначально хотели сделать шесть цветов для комнаты, но из-за небольшого бюджета пришлось сделать только пять. На съёмках была всего одна работоспособная дверь.


2. Имена всех персонажей фильма выбраны не случайно. Фамилии героев взяты из названий известных тюрем: Квентин — это тюрьма Сан-Квентин в Калифорнии; Холлоуэй — Holloway Prison в Лондоне; Казан — тюрьма в Казани, Татарстан, Россия; Ренн — тюрьма в Ренне, Франция; Алдерсон — тюрьма в Alderson, Западная Виргиния; Левен и Ворт — тюрьма в городе Leavenworth, Канзас.

3. Примечателен тот факт, что герои не только носят имена тюрем, но и полностью отражают их особенности. Так, Казань (человек, страдающий аутизмом) — неорганизованная тюрьма. Квентин (полицейский) известен своим зверством. Holloway — женская тюрьма. Alderson — тюрьма, где общим наказанием является изоляция. Leavenworth — тюрьма с точным до мелочей набором правил (математическая точность Левен).


4. Дабы выразить свою поддержку киноиндустрии Торонто, компания C.O.R.E. изготовила все цифровые спецэффекты для фильма бесплатно.


5. Винченцо Натали снял так же "бонусный" короткометражный фильм, в котором показал Куб снаружи. Однако он дал клятву никогда не открывать, что же находится вне Куба, и позже уничтожил короткометражку.


6. В одном из ранних черновиков сценария персонажи находят неестественную инопланетную пищу. От идеи пришлось отказаться, т. к. она давала слишком ясное представление о создателях Куба.

7. Рукояти люков являются плашками для нарезания наружной резьбы и продаются в любом магазине инструментов.


8. Куб состоит из 26×26×26 = 17576 комнат, плюс одна «мостовая» комната.


9. Утверждение Левен об "астрономичности" задачи разложения трехзначных чисел на простые множители не совсем корректно. На самом деле, довольно легко определить, является ли трехзначное число простым. Максимальный множитель, который необходимо проверить — 31 (т. к. 31² = 961, следующий же простой множитель даёт 37² = 1369 — уже четырехзначное число), а т. к. делимость на 2, 3, 5, 7 и 11 проверить очень легко с помощью известных правил, остаётся лишь 6 простых множителей (13, 17, 19, 23, 29, 31) для проверки. Кроме того, для трехзначных чисел очень просто проверяются степени простых множителей: лишь 11 из них имеют квадраты, лишь 4 — кубы, лишь 3 — четвертые степени, более же высокие степени имеют лишь 2 из них — 2 и 3, проверка которых тривиальна. Всё это сильно упрощает задачу, и никакой "астрономичности" в этих вычислениях нет.

Показать полностью 2
158

«Матрица»: как создавался культовый фильм

На вторую половину девяностых пришёлся настоящий бум фильмов об иллюзиях и реальности — «Шоу Трумана», «Тёмный город», «Открой глаза», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж». Почти все они стали классикой, некоторые собрали хорошую кассу. Но одному фильму было суждено затмить все остальные.


«Матрица», вышедшая в прокат 18 лет назад, 31 марта 1999 года, произвела настоящий фурор. Её обожали, ей подражали и завидовали, её обвиняли в плагиате и называли новым Евангелием. Кажется, даже сами братья Вачовски до конца не разобрались в причинах такого успеха. Это видно по тому, какие они в итоге сняли сиквелы. Чтобы понять феномен «Матрицы», давайте взглянем, как начиналась её история.


Ларри и Энди Вачовски с детства обожали кино. Родители (отец был бизнесменом, мать медсестрой) регулярно брали детей в кинотеатр, устраивая двойные, а то и тройные сеансы. Разбуженную фильмами фантазию юноши выплёскивали, играя в Dungeons & Dragons и рисуя комиксы. Как они позже признавались, ролевые игры во многом схожи с созданием фильма — приходится напрягать воображение, продумывать действия героев и строить целые миры у себя в голове.


Ни один из Вачовски так и не смог закончить колледж — они оба решили оставить образование ради заработков. Но при этом братья не забывали про детское увлечение комиксами, которое через некоторое время стало приносить доход. В начале девяностых Ларри переехал из Чикаго в Нью-Йорк, где заполучил для себя и для брата работу в издательстве Marvel.


Однажды при работе над очередным комиксом Вачовски обсуждали свои вымышленные миры, и кого-то из них посетила мысль: а что, если бы наш собственный мир оказался лишь компьютерной программой? Эта идея, одновременно пугающая и впечатляющая, как нельзя лучше подходила для сценария большого научно-фантастического кино. А давняя любовь братьев к аниме и фильмам про восточные единоборства уже тогда определила стиль будущей ленты.

«Матрица» была далеко не первым сценарием, за который взялись Вачовски. Ещё в колледже Ларри сочинил адаптацию романа «Принцесса-невеста» Уильяма Голдмана и связывался с самим Голдманом, чтобы обсудить покупку прав на экранизацию, но писатель просто бросил трубку. С тех пор Вачовски набрались опыта и сумели продать несколько сценариев: первой их работой стал триллер о каннибалах «Плотоядный», второй — экранизация комикса «Пластиковый человек». Но подлинный успех пришёл к братьям в 1994 году со сценарием лихого криминального боевика «Наёмные убийцы», который понравился продюсеру студии Warner Bros. Лоренцо Ди Бонавентуре. Воспользовавшись моментом, Вачовски подсунули ему и остальные свои идеи, включая синопсис «Матрицы».


Ди Бонавентура и его коллега Джоэл Сильвер, который вскоре стал курировать братьев, не сразу осознали, что у них в руках — будущий культурный феномен. Сильверу понравилась общая концепция, но материал казался ему слишком сложным для широкой публики. Он потребовал вставить побольше поясняющих диалогов. Трудностей добавлял и размах проекта, требовавший сложных визуальных эффектов, многие из которых ещё не были изобретены. Продюсеры согласились дать сценаристам шанс, если их менее амбициозные проекты понравятся публике, и заключили с ними предварительный контракт на три фильма.

Однако уже съёмки первого из них, «Наёмных убийц», стали для Вачовски холодным душем. Первоначально ставить фильм планировал Мел Гибсон, но съёмки его исторического эпоса «Храброе сердце» непредвиденно затянулись, и он передал картину своему другу Ричарду Доннеру. А тот сразу же нанял нового сценариста Брайана Хелгеланда, который переписал сценарий, убрал из него большую часть насилия, а главного героя сделал пресным и «правильным». Вачовски были в ярости и даже требовали убрать свои имена из титров. Голливуд есть Голливуд — если ты продал свою работу, надо быть готовым к тому, что с ней могут делать всё что угодно, не спросив твоего мнения.


Эта история послужила братьям уроком. Если Вачовски хотели, чтобы их замысел воплотился на экране в неизменном виде, они должны были сами стать режиссёрами. Проблема в том, что такой масштабный и амбициозный проект, как «Матрица», требовал денег. Разумеется, никто не хотел отдавать восьмизначные суммы в руки дебютантов, у которых в активе не было даже ни одной короткометражки. И снова Лоренцо Ди Бонавентура и Джоэл Сильвер помогли Вачовски. Хотите сами поставить «Матрицу»? Хорошо, мы дадим вам эту возможность, если докажете, что умеете снимать.


Вачовски приняли вызов. Их «выпускным экзаменом» стал неонуарный детектив «Связь». Фильм имел весьма небольшой бюджет, но зато Вачовски получили полный творческий контроль над картиной.

Параллельно со съёмками дебюта они дорабатывали сценарий «Матрицы» и завершили его за пять месяцев до выхода «Связи» на экраны. Этот вариант довольно близок к итоговому, если не считать некоторых мелочей. Например, знаменитая сцена, где Нео и Тринити штурмуют небоскрёб, выглядела куда проще: герои бесшумно убивали нескольких охранников с помощью пистолетов с глушителями и метательных звёздочек. Или, скажем, в финале воскресший Нео не творил чудеса, а просто показывал агенту Смиту средний палец, снимал трубку телефона и покидал Матрицу.


По этим отличиям видно, что на тот момент Вачовски ещё сдерживали свою фантазию. Братья прекрасно понимали, что им могут не выделить бюджет на постановку чрезмерно масштабных сцен.


Многие из тех, кто впервые читал сценарий «Матрицы», совершенно не могли понять, о чём там идёт речь. Братьям пришлось прибегать к аналогиям. Например, чтобы объяснить свой замысел Джоэлю Силверу, Вачовски показали ему аниме «Призрак в доспехах» — дескать, хотим снять то же самое, только вживую. Помимо этого, братья советовали всем, кто собирался читать сценарий, ознакомиться с такими философскими книгами, как «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра и «Вне контроля: новая биология машин» Кевина Келли.


Осенью 1996 года «Связь» впервые показали на Венецианском кинофестивале. Фильм не вышел в широкий прокат и не окупил свой и без того небольшой бюджет, зато критики были в восторге. Вачовски удостоились комплиментов за крепкую режиссуру и отменное чувство стиля, их называли новыми братьями Коэн. Экзамен был сдан. Лоренцо Ди Бонавентура ещё испытывал сомнения насчёт проекта, но всё же дал «Матрице» зелёный свет.


Согласие продюсеров не решило всех проблем. Братья требовали восьмидесятимиллионный бюджет, а студия не готова была рисковать такими деньгами. Вачовски, в свою очередь, не хотели жертвовать зрелищностью. Джоэл Сильвер в конце концов нашёл выход из положения — фильм решили снимать в Австралии, где аренда съёмочной площадки была значительно дешевле, чем в США. Итоговый бюджет составил 63 миллиона долларов — не так уж много по меркам нынешнего Голливуда, но по тем временам сумма внушительная.

Чтобы окончательно убедить Ди Бонавентуру в успехе будущей картины, Вачовски нужен был для главной роли актёр с громким именем. Жёстких требований к внешности Нео сценарий не предъявлял, главный герой в нём описывался скупо: «молодой человек, который знает о жизни внутри компьютера больше, чем о жизни за его пределами». Поэтому на роль Нео рассматривались все возможные и невозможные кандидатуры. Мистера Андерсона могли сыграть Том Круз, Вэл Килмер, Брэд Питт, Эван Макгрегор или Леонардо Ди Каприо. Забавно, что последний отказался от переговоров, потому что боялся потеряться на фоне спецэффектов. Мог ли он тогда представить, что через десять лет сыграет аналогичную роль в «Начале»!


Наконец продюсеры сделали официальное предложение. И его удостоился… Николас Кейдж. Возможно, дело в том, что в 1997 году актёр ещё находился на пике своей карьеры. Возможно, таким образом студия извинялась перед Кейджем за сорванные съёмки фильма «Супермен жив», где он должен был играть самого Кларка Кента. В любом случае выбор кажется неудачным: Кейдж, которого мы привыкли видеть в ролях безумцев, бандитов и уставших от жизни детективов, в образе киберпанк-гуру выглядел бы как минимум странно. К счастью, Николас не захотел уезжать от семьи в Австралию и отказался от роли.


Долгое время претендентом на роль Нео оставался Уилл Смит. Но и он в итоге сказал «нет», сделав выбор в пользу фильма «Дикий, дикий Запад», — и допустил крупную ошибку. Эта стимпанковская комедия в итоге оказалась одним из самых громких провалов 1999 года и собрала богатый урожай «Золотых малин». Впрочем, Смит не сильно жалеет, что не сыграл Нео.

В конце концов список кандидатур на роль Нео сократился до двух актёров — Джонни Деппа и Киану Ривза. Сами Вачовски предпочитали Деппа, и это понятно: как актёр он куда сильнее и многограннее Ривза. В карьере Киану до «Матрицы» не было ни одной роли с репликами длиннее, чем пять предложений подряд.


Однако продюсеры настояли на Ривзе — и их тоже можно понять. В это трудно поверить, но в те годы Депп ещё не считался звездой, способной привлечь зрителей в кинотеатры. На счету Ривза между тем уже было несколько боевиков, в том числе и одна картина в жанре киберпанка — «Джонни Мнемоник». А главное, сам Киану, прочитав сценарий, очень заинтересовался проектом и был согласен незамедлительно подписать контракт.


Сейчас, по прошествии пятнадцати лет, трудно представить, как бы сложилась дальнейшая карьера Деппа, стань он в 1999 году звездой боевиков. В одном можно быть уверенным: «Пираты Карибского моря» в этой альтернативной реальности вышли бы совсем иными. А вот стала бы «Матрица» другим фильмом? Вряд ли. Её успех сложился из многих факторов, и определяющими были всё же сюжет и визуальные эффекты, а не актёрская игра. Возможно, общий настрой и акценты в некоторых сценах были бы чуть другими, но эффект от фильма остался бы примерно таким же.


Зато разница могла проявиться в сиквелах, которые ругали как раз за слабую актёрскую игру. Вполне вероятно, что Депп лучше сумел бы показать развитие характера Нео, который был вынужден жить с бременем избранности, а затем узнал, что всё это было частью плана машин.

На роль Морфеуса рассматривался Гэри Олдман, а роль агента Смита была предложена Жану Рено. Если бы актёры согласились, фильм стал бы воссоединением звёзд «Леона», только теперь уже Олдман играл бы героя, а Рено злодея. Когда Олдман отказался, сыграть Морфеуса предложили Сэмюелю Л. Джексону и лишь затем — привычному нам Лоуренсу Фишберну.


Что касается Рено, он предпочёл роль в «Годзилле» Роланда Эммериха, и, при всём уважении к французскому актёру, «Матрице» это пошло на пользу. Потому что занявший его место Хьюго Уивинг стал одной из самых удачных находок Вачовски и их постоянным партнёром на долгие годы. Помимо «Матрицы» и её сиквелов, они потом вместе работали ещё над двумя фантастическими картинами — «V — значит вендетта» и «Облачным атласом».


Сюжет «Матрицы» во многом похож на сюжет фильма «Тёмный город», вышедшего годом ранее. Сами Вачовски утверждают, что картина Алекса Пройаса на них никак не повлияла, — и действительно, на момент её выхода съёмки «Матрицы» были уже в разгаре. Но по забавному совпадению часть декораций (например, крыши и винтовая лестница с мозаичным полом) досталась «Матрице» по наследству именно от «Тёмного города», который тоже снимался в Австралии.

Как давние фанаты гонконгских фильмов про единоборства, Вачовски мечтали нанять Юйэня Воо-пина, постановщика трюков, много лет работавшего с Джеки Чаном. Юйэнь не очень-то рвался заниматься непонятной голливудской фантастикой, поэтому выдвинул, как ему казалось, неприемлемые требования: огромный гонорар, полный контроль над съёмкой боевых сцен и столько времени на тренировку актёров, сколько понадобится, чтобы они набрали подходящую форму. К его немалому удивлению, Вачовски немедленно согласились на все условия.


В итоге подготовительный курс для актёров растянулся на целых четыре месяца. При этом на тренировке Киану Ривз заработал смещение шейных позвонков, и ему потребовалась срочная операция. Он пропустил первые два месяца тренировок, а оставшиеся проходил с бандажом на шее. Даже к началу съёмок Ривз ещё полностью не оправился. Поэтому первыми снимались сцены, которые не требовали большого физического напряжения.


Травмы преследовали и других актёров. В первый же день съёмок у Хьюго Уивинга на ноге обнаружился полип, который пришлось удалять хирургическим путём. Встал вопрос о замене актёра, но Вачовски выкрутились — перенесли съёмку его сцен на более позднее время. Кэрри Энн-Мосс на съёмках вывихнула лодыжку, но, испугавшись, что её уволят, решила никому об этом не рассказывать и мужественно терпела боль.


А больше всего съёмочная группа намучилась, снимая схватку Нео и Смита в метро. Работа затянулась на десять дней дольше запланированного, потому что целых два каскадёра получили травмы: один на съёмках сцены, где Смит бросал Нео в телефонную будку, а другой в эпизоде, где Нео подпрыгивал, впечатывая Смита в потолок.

Трудности не ограничивались одними увечьями. Фильм потребовал разработки сложных спецэффектов, самым известным из которых стал bullet-time — облёт «движущейся» камерой неподвижного объекта (скажем, уклоняющегося от пуль Нео). Первоначально мастер по спецэффектам Джон Гаэта хотел обойтись манекенами, тросами и всего одной камерой, установленной на тележку. Вокруг места съёмок проложили рельсы — предполагалось, что тележка будет двигаться по ним с огромной скоростью. Однако после нескольких разбитых манекенов и сломанных тележек стало ясно, что это тупиковый путь.


Создатели устроили мозговой штурм, выдвигая самые безумные идеи вплоть до использования миниатюрной камеры с приделанным к ней ракетным ускорителем. Но в итоге был сделан исторический выбор — использовать bullet-time.

Сама технология была известна и до «Матрицы», но именно Вачовски познакомили с ней массового зрителя и показали весь её потенциал. Вначале место действия снималось на обычные камеры. Полученная анимация сканировалась и редактировалась на компьютере, после чего её можно было использовать в качестве фона. Затем наступал черёд 120 специальных фотокамер, который расставлялись вокруг съёмочной площадки. Каждая камера делала по фотографии актёра, висящего на тросах на фоне зелёного экрана.


Дальше фотографии вводились в компьютер, тросы стирались, а отснятый заранее фон подставлялся вместо зелёного экрана. Из фотографий, выстроенных в ряд, получалась последовательность кадров, а специальная программа заполняла промежутки между кадрами, добиваясь более плавных переходов между ними. В результате создавалась иллюзия, будто камера летит вокруг «замершего» объекта, причём движение можно было ускорять или замедлять по желанию режиссёра. После этого оставалось только дорисовать на компьютере медленно летящие пули — и получить заслуженный «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.


В начале 1999-го все критики ожидали, что главным кинособытием года станет первый эпизод «Звёздных войн». «Матрица» считалась «тёмной лошадкой», но с лёгкостью затмила картину Лукаса. Критики были в восторге, как и зрители — картина в итоге собрала свыше 450 миллионов долларов в мировом прокате.


Однако главным достижением «Матрицы» стало влияние на кинематограф. С выходом фильма Вачовски на экраны кинопроизводители поняли, что появился новый эталон зрелищности и постановки экшен-сцен. Фирменные приёмы «Матрицы» — слоу-мо, облёт камерой неподвижных объектов, стремительные боевые сцены — cтали копировать все подряд, от Курта Уиммера в «Эквилибриуме» и «Ультрафиолете» до Тимура Бекмамбетова в «Дозорах» и создателей игры Max Payne.


Успех «Матрицы» не мог не привести к появлению «непризнанных гениев», утверждающих, что братья украли их идею и беспардонно на этом нажились. Одна женщина даже заявила, что с написанного ею сценария «содрали» не только «Матрицу», но и «Терминатора», а Нео и Джон Коннор — один и тот же персонаж. А совсем недавно, в 2013 году, один гаваец, впервые в жизни увидевший «Матрицу» (по его словам, раньше врачи запрещали ему смотреть фильмы, содержащие сцены насилия), тут же подал в суд, решив, что создатели сплагиатили написанный им в 1992 году сценарий. Теперь Вачовски в очередной раз предстоит доказывать, что они не украли дело всей своей жизни.

Конечно, если детально рассматривать все элементы Матрицы, можно сказать, что практически каждый из них уже где-то был. Люди, которые живут в виртуальной реальности, не подозревая об этом? Рассказы Станислава Лема или комикс Гранта Моррисона «Невидимки». Таблетка, помогающая вырваться из мира иллюзий? Фильм «Вспомнить всё». Программы, обладающие личностью, и виртуальная тирания? Фильм «Трон». Сам термин «Матрица» в значении киберпространства? «Нейромант» Уильяма Гибсона. Образ Тринити? Отчасти Молли из того же «Нейроманта».


Можно долго прикидывать, откуда Вачовски взяли ту или иную идею. Но надо понимать, что невозможно жить и творить в обществе и не соприкасаться с его культурой, идеями, концепциями. Другое дело, что если просто насобирать кусков из удачных произведений, то шедевр сам собой не сложится. Важно всей душой полюбить материал, обработать его и использовать как строительные кирпичики для своего творения. Вачовски сделали именно так — на основе уже существующих идей создали новое. Потому-то их имена и вошли в историю кинематографа.


Вачовски изначально задумывали «Матрицу» как трилогию. Но студия дала зелёный свет продолжениям лишь после того, как осознала весь масштаб свалившегося на фильм успеха. «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» вышли через четыре года после первого фильма. С финансовой точки зрения они были успешны — на пару картины собрали 1,2 миллиарда долларов при затратах примерно в 300 миллионов. Но как произведения киноискусства сиквелы и близко не могли сравниться с первой «Матрицей».


Главная беда сиквелов в том, что интересные задумки из оригинала так и остались не развиты. Финал первой части намекал на грандиозные перемены, связанные с приходом Избранного. В сиквелах же мы видим, что в сущности ничего не изменилось. Многие до сих пор не верят в Нео, а сам спаситель хотя и летает, но всё так же дерётся с агентами на кулаках. В конце первой части он научился уничтожать программы и изменять Матрицу силой мысли, однако об этой его способности создатели почти не вспоминали.


Ошибкой стало и решение снимать продолжения одновременно и выпускать с перерывом в полгода. В результате «Перезагрузка» получилась не самодостаточной лентой, а лишь мостиком между первой и третьей частями. Все ключевые события — битва за Зион, вторжение Смита в реальный мир — были перенесены в «Революцию», что не лучшим образом сказалось на сюжетной динамике обоих сиквелов.

Да, масштаб событий заметно вырос, спецэффекты стали ещё лучше, но ощущение свежести пропало. За годы, прошедшие между первым и вторым фильмами, Голливуд уже освоил находки Вачовски. Например, начальный прыжок Тринити был скопирован и спародирован бесчисленное множество раз. Однако создатели не нашли ничего лучше, чем начать «Перезагрузку» тем же самым прыжком. Да и позже регулярно цитировали лучшие моменты первой части, вместо того чтобы показать публике нечто новое.


Что ещё хуже, из фильмов напрочь пропала острота, чувство опасности. В первой «Матрице» каждый из боёв что-то решал — герои постоянно были на волосок от гибели. В сиквелах, особенно в «Перезагрузке», этого остро не хватает. Возьмите хотя бы начальную драку Нео с агентами, которая по сюжету ни на что не влияет, и сравните её с напряжённейшей погоней из начала первой «Матрицы». Или, скажем, поединок с сотней Смитов. Как демонстрация спецэффектов он, безусловно, хорош. Однако можно ли его сравнить по драматичности с коротким и эффектным эпизодом на крыше, где Нео пытается выйти за пределы своих возможностей? Разумеется, нет.


Из-за всего этого «Перезагрузка» и «Революция» оказались слабее оригинала. Но не стоит забывать и о такой причине разочарования, как эффект завышенных ожиданий. Многие фанаты ждали от продолжений каких-то философских откровений, забыв, что при всей своей эффектности «Матрица» всего лишь приключенческий блокбастер, пускай и один из лучших. Да, в ней много интересных идей, но философию ведь не изучают по голливудским фильмам. Возможно, таким фанатам стоило воспользоваться советом Вачовски: взять и самим прочитать те книги, которые послужили для братьев источником вдохновения.

И всё же почему из всех картин о виртуальной реальности именно «Матрица» затмила всех? Почему, например, «Тёмный город», фильм с похожим сюжетом, провалился в прокате и обрёл признание лишь после выхода на видео, а картина Вачовски сразу оказалась хитом? Думается, этому есть целый ряд объяснений.


Во-первых, Вачовски написали действительно отличный сценарий, скроенный по лучшим канонам жанра. В нём была интрига, которая заставляла сюжет двигаться. Вместе с Нео мы искали ответ на вопрос, что такое Матрица. Едва мы раскрывали эту загадку, нам подкидывали другую: правда ли, что Нео Избранный? Действие ускорялось, ситуация становилась всё напряжённей. Нео и Тринити должны успеть спасти Морфеуса, пока он не сломался. Они должны успеть покинуть Матрицу, пока их не нашли агенты. Нео в одиночку должен сразиться со Смитом и успеть поднять трубку, пока Навуходоносор не уничтожили машины из реального мира. И, наконец, финал, в котором ровно столько неопределённости, сколько нужно, — он оставлял простор для сиквелов, но позволял обойтись и без них.


Вторая причина — визуальное совершенство, потрясающие воображение экшен-сцены, каждая из которых была точно выверена и надолго запоминалась. «Матрица» предоставляла зрителям уникальное, невиданное зрелище. Не стоит забывать и о том, что «Матрица» была безумно стильным фильмом. Хотелось говорить фразами из неё, носить такие же очки и плащи, как и у её героев.

Кроме того, «Матрица» вышла удивительно вовремя. К 1999 году персональный компьютер уже вошёл в обиход западного человека, но всё ещё воспринимался как нечто новое. Выросло первое поколение геймеров, покоривших бесчисленное количество виртуальных миров. Планета замерла в предвкушении нового тысячелетия — одни всерьёз ожидали чудес и знамений, другие, наоборот, готовились к худшему. Свою лепту вносили и СМИ, регулярно стращавшие публику грядущей «Проблемой-2000» и глобальным компьютерным апокалипсисом. Пожалуй, лучшего времени для выхода «Матрицы» на экраны просто не могло быть.


Победу «Матрицы» над всеми конкурентами предопределила и её глобальность. В таких картинах, как «Открой глаза», «Экзистенция», «Шоу Трумана», искусственная реальность была создана, чтобы обмануть одного человека или группу людей, не более того. С самим миром, как правило, всё было в порядке. Во вселенной же «Матрицы» абсолютно всё человечество живёт в виртуальной реальности, играя роль батарейки, и это, откровенно говоря, пугает. Каждый зритель после просмотра мог задаться вопросом: а откуда я знаю, что сам не живу в Матрице? Как проверить, что мой мир не иллюзия?


Неудивительно, что «Матрица» стала предметом почти религиозного культа. Ведь она буквально напичкана религиозными символами — начиная от имён персонажей и заканчивая структурой истории. В основе своей она повторяет тот миф, на котором уже две тысячи лет держится вся западная культура. Миф о человеке, которому предначертано спасти мир. Он борется, совершает чудеса, его предаёт близкий человек, и герой гибнет, принося себя в жертву, чтобы затем чудесным образом воскреснуть и воспарить на небеса.


Все эти факторы сложились воедино и подарили нам действительно великий фильм. Недаром в 2012 году году «Матрица» была признана национальным достоянием и включена в Библиотеку американского Конгресса. И пускай Вачовски не удалось второй раз войти в ту же реку — стоит сказать им большое спасибо за то, что в 1999 году они показали нам, как глубока кроличья нора.

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!