sirrrius

sirrrius

пикабушник
поставил 27198 плюсов и 252 минуса
проголосовал за 0 редактирований
1833 рейтинг 35 подписчиков 671 комментарий 5 постов 0 в горячем
9

Промежуточный пост. Как развивается карьера в банке?

Привет подписчикам.

Описание моей очередной карьерной ступеньки к вершинам банковской пищевой цепочки будет немного позже. А сейчас я хочу немного порассуждать в целом. Будет немного повторений предыдущих частей, но "повторение - мать учения".

Если вы твёрдо решили строить карьеру в банке, для начала вам нужно определиться с направлением бизнеса. В каждом есть и свои плюсы, и свои минусы. В рознице - проще начинать (входная квалификация очень низкая), в корпе - более высокие зарплаты, но чтобы туда попасть, надо как следует попотеть, инвестиционный блок и вип-сектор - очень высокий входной порог, но и плюшек в разы больше.

Когда вы определитесь с бизнес-линией, важно понять, чем бы хотели заниматься внутри. Самые распространённые направления - продукты (создание новых продуктов), продажи, аналитика, технологии, crm (взаимодействие с клиентами), риски

Сознательно опускаю уровень дополнительных офисов, там серьёзный карьерный рост - удел единиц, а потолок - управляющий доп.офиса.

В некоторые направления пробиться "с нуля" невозможно (если, конечно, вы не краснодипломник ведущих ВУЗов страны или молодой Капица). Однако можно попробовать смежные направления. Например, я изначально хотел попасть в риски через постель андеррайтинг.

Далее, необходимо определиться с тем багажом знаний и навыков, который вам нужен, чтобы попасть на позицию мечты. Легче всего это понять, мониторя вакансии. Конечно, в каждом конкретном месте необходимые навыки и инструменты будут отличаться, но уловить общие моменты - очень легко. Для фин.рынков - обязательны сертификаты ФСФР, для аналитиков - sql, и так далее.

Далее, необходимо понимать, что карьера в банке чаще всего нелинейна (специалист - старший специалист - главный специалист - нач.отдела - нач.управления - дир.департамента), и выглядит так:
1) специалист мелкого банка
2) главный специалист мелкого банка
3) старший (или главный) специалист банка покрупнее
Иногда возможно перейти из мелкого банка в крупный с повышением позиции, но это дело случая

Чем крупнее банк, тем (в среднем) больше плюшек и лучше условия. На уровне банка топ-20 в желаемом вами направлении можно остановиться, существенных различий между Сбером и ВТБ, например, нет. А вот между Альфой и банком из топ-100 - море (Дмс, серая|белая зп, премии, и т.п)

Следующий пункт. Весь отбор в банках построен через отдел кадров, а кадры разбираются в кандидатах весьма условно. Отсюда и появляются вакансии вида "не более 30 лет, обязателен опыт программирования от 20 лет и степень MBA по клинической психологии". Из-за этого вакансии могут висеть незаполненными месяцами. Не бойтесь спрашивать - написать начальнику отдела, куда хотите попасть, с прямым вопросом - "а что мне нужно, чтобы попасть к вам, я очень хочу?". Нормальный руководитель будет рад ответить на такой вопрос. Если завяжется общение, есть шанс, что вас возьмут "на вырост" и обучат.

Далее. Поддерживайте общение с коллегами и бывшими коллегами. Банковский сектор очень маленький, и шансы встретить бывшего коллегу очень велики. С моей первой работы в ГО банка, кое-кто уже большой начальник, кто-то маленький начальник. Общайтесь

Ещё один очень важный момент. Проявляйте инициативу. Предлагайте улучшения в работе, будьте на виду. Работая в андеррайтинге, я предлагал доработки в методики проверки, оптимизировал отчётность для руководства, обучал (по своей инициативе) сотрудников. Всё это сильно добавляет вам очков. У вашего начальства связей априори больше, чем у вас - а вдруг вашего босса кто-то спросит "а кого из своих ты можешь порекомендовать ко мне?".

На этом на сегодня закончу) как всегда, буду рад вопросам.

7

Кто такие андеррайтеры и как они живут?

Чтобы не затягивать серию постов (с позапрошлого прошло 2 года), продолжим про карьеру в банке.

Небольшое отступление. Андеррайтеры - те люди, которые принимают решение, давать вам кредит (ипотеку, кредитную карту) или нет. В этом им помогают скоринговые системы, бюро кредитных историй (БКИ), методики оценки документов и здравый смысл. Работа интересная - первые полгода, потом превращается в унылую рутину:
- проверить документы (о, сколько мы видели рисованных 2ндфл и трудовых)
- проверить БКИ
- прозвон (в крупных банках этим занимаются отдельные люди)
- решение

Итак, 2012-2013 года. Шоколадно-московским криминальным банком из предыдущего поста оказался ГУТА-БАНК. Шоколадный - потому что облуживал все московские конфетные фабрики, криминальный - гуглите основателя

Весь поток заявок разделялся по продуктам (потреб, кредитка, авто), по суммам (более опытные сотрудники смотрели более крупные кредиты) и по категориям клиентов (зарплатные, "улица", вип)

Розница в банке была очень небольшой, и основную часть клиентов составляли (и составляют) зарплатные клиенты.
Таких людей банкам анализировать гораздо проще - ведь банк напрямую видит их зарплаты. Именно поэтому зарплатные клиенты обычно получают ставку ниже.

Оговорюсь сразу. Сейчас (особенно в крупных банках) решения по очень многим клиентам принимаются полностью без участия человека. Либо очень высокий кредитный рейтинг (скоринговая оценка вашей кредитной истории), либо зарплатный клиент с длинной историей сотрудничества с банком. В 2012 об этом только начинали задумываться.

У всех сотрудников был определённый дневной план по заявкам, при этом рядовые сотрудники не могли выбирать заявки в работе. Что придёт - то придёт. Соответственно, очень изо дня в день нагрузка могла очень сильно скакать - то тебе идут в работу сплошные зарплатники (из документов только паспорт, на работу звонить не надо), то ИП с 3ндфл и расчётный счётом в трех банках с кривоватой кредитной историей.

Была и дедовщина - руководители групп могли распределять и перераспределять заявки в работе (см. Правило из предыдущей истории - курите с начальством). Я на тот момент бросил, поэтому иногда было тяжело.

Из плюсов - у андеррайтеров всегда есть премирование, завязанное на 3 ключевых показателя - скорость работы (кол-во заявок), качество работы (кредит не уходит на просрочку в течение нескольких месяцев), и качество рассмотрения (чтобы заявка рассматривалась за 1-2 раза).

Из минусов - эта работа не для всех. Нужна усидчивость и огромное внимание к деталям.

Со середины 2013 года банк начало сильно лихорадить (проблемы у контролирующего акционера), гута-страхование начало ликвидацию. Полностью было прикрыто розничное кредитование. Андеррайтеров посадили за обзвон проблемных клиентов. Всё начали искать новую работу и ждать официального сокращения. Особо упорные проработали до конца 2014, но сокращения так и не дождались.

Я ушел в конце 2013, о чем не пожалел. Но об этом уже в следующей истории.

Если интересны детали оценки клиентов - задавайте вопросы, отвечу.

Показать полностью
7

Потихонечку всплываем (центр обработки данных)

Привет моим 25 подписчикам (люди, кто вы?). Предыдущая часть выходила давно, лл меня не отпускала.

Итак, НОМОС-банк, 2011-2012 года. Новый экспериментальный отдел, ваш покорный слуга в качестве раба на галерах ведущего специалиста.

Банк очень хотел сократить издержки персонал. Поэтому закупили новейшую жутко глючную систему распознавания рукописного ввода данных. Клиенты заполняли анкеты на кредиты и кредитные карты, менеджер их сканировал, система распознавала, и они попадали к нам на проверку.

Задача была проверить анкету на полноту заполнения, сверить с документами (с трудовой, паспортом, 2ндфл и т.п), а также как система распознала все написанное

Допускалось заполнение только гелевой (чёрной) ручкой, и только печатными буквами. Исправления - на доработку.
Чуть криво отсканированный лист = fatal error. Несовпадение с приложенными документами - вернуть на доработку.
Не хватает галочки на одной из 4х страниц - вернуть.

Как итог, более 60% заявок возвращались обратно к менеджеру, что вызывало тонну говна негатива в наш адрес, ведь зачастую приходилось вызывать клиента, честно заполнившего анкету, снова в офис.

В мои обязанности входила как проверка заявок, так и обучение двоих новеньких. Плюс доработка методик проверки. Прошло полгода, был введён сменный график работы, опробованы даже ночные смены, набрано ещё 10 человек (напоминаю, цель стояла - оптимизироваться).

Самое смешное, что первыми повысили именно новеньких. Курите, господа, с начальником отдела, и вам воздастся (кроме шуток, это очень важно).

После этого, я принял решение об уходе (в целом не зря, данное подразделение было ликвидировано спустя 2 года), и начал искать что-то более интересное. Так я попал в шоколадно-московский криминальный банк (кто-то догадается, какой?) на должность андеррайтера. Об этом в следующей части

13

Оттолкнуться от дна. Проверка документов.

Продолжим про банковскую карьерную лестницу.
Первая часть тут: https://pikabu.ru/story/dno_bankovskogo_ryinka_kreditnyiy_ko...

Небольшая ремарка. Условно банковский бизнес делится на три направления: фронт-офис - те, кто непосредственно общается с клиентами(консультанты, операционисты, менеджеры по продажам), бэк-офис - клиентов не видят вовсе (аналитики, продуктологи, бухгалтера), миддл-офис - нечто среднее. Фронт-линия мне не понравилась, про миддл я расскажу чуть позже - значит, рассказ будет про бэк.

Помимо деления выше, существует разделение по направлениям бизнеса: основными считаются Розничный, МСБ (иногда делятся на Малый и Средний, иногда идут вместе. ИП и небольшие ЮЛ), Корпоративный (крупный бизнес), VIP-сектор (топ-менеджмент крупных компаний, политики, звезды, олигархи, крупные чиновники), Финансовые рынки (акции, облигации). Плюс подразделения поддержки (оценка рисков, бухгалтерия, колл-центр, снабжение, безопасность и т.п.).

После увольнения из втб настала пора думать, куда идти работать. Я точно решил, что это должен быть бэк (на крайняк - миддл). Направление бизнеса - как получится. Не секрет, что без волосатой лапы попасть сразу на хорошее (интересное, высокооплачиваемое - нужное подчернуть) место в любой области можно только через постель случайно. Попасть в корп.блок и СМБ - нужен опыт на фронте данных направлений. Финансовые рынки - нужны сертификаты ФСФР (платные, а я на тот момент учился и денег просто не было) и опыт работы по данному направлению. Остается Розница, в которой у меня был начальный опыт.

Закинул старик невод Опубликовал студент резюме и стал ждать. Куча предложений из доп.офисов (текучка там порой доходит до 80% в год), куча моих откликов по всем направлениям, пара собеседований (уже не вспомню где), проверка службами безопасности (включая проверки родственников и полиграф) и вот я - старший специалист Департамента андеррайтинга Номос-банка (сейчас это Открытие).

Обязанности - проверка документов на вшивость на признаки подделки, проверка бюро кредитных историй (БКИ), прозвон работодателя и клиента, калькуляция доходов/расходов. Окончательное решение - давать или не давать кредит - принималось в соседнем кабинете другим отделом.

Важный момент - сразу на собеседовании я обозначил, что являюсь студентом вечерне-заочником, и на сессии брать учебный отпуск не буду (хотя положено) - обойдусь основным отпуском и отгулами. Для многих руководителей это очень важно - иначе фактически 3 месяца из года теряется (4 недели основной отпуск, сессия по 2-3 недели, гос.праздники и больничные).

Работал я не очень далеко от дома (50 минут дороги), офис был в здании бывшей школы в полуподвале. Это доставляло наибольшие неудобства - центрального кондиционирования не было, столы стояли тесно, людей и техники много, окна у потолка практически не открывались. И да, форма одежды строго официальная. То есть брюки и рубашка. Одно время руководство (притча во языцех, Маша, ибо сама она считала нормальным надеть на работу коктейльное платье с разрезом выше бедра) пыталось настоять на галстуках и пиджаках, но тут же зазвучали вопросы про кондиционеры и тема затихла.

В целом работа была интересная, денег хватало, но нужно было развитие. И, примерно через полгода, мне предложили перевестись во вновь создаваемый отдел. Обязанности почти те же (без обзвона, но с обучением сотрудников и новым ПО), должность выше (ведущий), зп выше (на пару тыс.), перспективы роста(до главного). И я пошел. Но это уже другая история.

Показать полностью
27

Дно банковского рынка, кредитный консультант

Привет моим подписчикам (уже 4, О_о). Как и обещал вот тут, #comment_114821854, пилю свой первый пост. Не закидывайте тапками, к критике отношусь позитивно.


10 лет рабочего стажа за горами, поэтому будет серия постов про работу. Немного не в хронологическом порядке, но так, пожалуй, будет интереснее.


Летом 2010 я поступил второй раз в ВУЗ (теперь банановый вечерне-заочный), и передо мной в полный рост встал вопрос трудоустройства. Так как выбран был финансово-кредитный факультет, мой взгляд устремился в сторону банков. Сейчас можно найти кучу стажировок (в том числе оплачиваемых), но 8 лет назад вариантов было ровно 2: либо в колл-центр, либо кредитным специалистом.


Резюме было составлено и вывешено на хедхантер и суперджоб, и уже через три дня (вроде бы) я ездил по собеседованиям. Почтовый архив говорит о том, что встреча была только одна: отдел автоэкспресскредитования ВТБ24. Как ни странно, собеседование было не групповое (большинство собеседований на низовые звенья сейчас проводятся в групповом формате и порой занимают целый день). Естественно, молоденьким девочкам и мальчикам сразу вешают кучу лапши из серии "потолок заработка не ограничен", "В прошлом месяце Вася/Петя/Даша заработали 100т.р.", "Повышение через полгода" и т.п. Из сухого остатка: оклад 15 т.р. плюс премия за выполнение плана точки плюс выплаты за проданные страховки. Из названия отдела понятно, что сидеть предполагалось в автосалонах "как можно ближе к дому". Не сказать, что я был в восторге, но лапша была вкусная надо же с чего-то начинать. Неделя на проверку службой безопасности, неделя на окончательное решение банка, и в начале сентября я выхожу на первую точку.


Первым автосалоном был официальный дилер KIA - АвтоГермес Красная Сосна (ха, он до сих пор не закрылся). Был я там ровно неделю, и выполнял функции принеси-подай-и-смотри-как-надо у опытного сотрудника. Маленькая душная каморка где-то на втором этаже автосалона, мебель и техника вида "я видела еще первые 486ые". ПО вообще атас, как раз времен DOS: Бисквит. Так как почти в каждом автосалоне (кроме тех, с которыми заключены спец.договора об откатах об оплате за размещение рекламных материалов), сидит несколько банков, а ставки у банка на тот момент были выше конкурентов, работы было откровенно немного. Почти всю неделю я только читал учебные материалы. За неделю прошло всего 2 сделки, одну из которых я провел сам. На этом обучение было окончено.


На период октябрь-январь я сидел опять же у оф.дилера KIA - Каширка 39. Как раз тогда вышел новый Sportage, на точке был представлен только один банк, и работы было много. График 2/2 по 12 часов, для студента-вечерника самое оно. На точке была одна проблема: технические ворота, через которые загоняли машины в шоурум. Через них ДУЛО. И Штирлиц не мог закрыть форточку. Начальство обещало обогреватели всю осень и зиму. Их привезли в мае(!), как мне потом писали коллеги.


В январе случилась первая беда под названием сессия. На собеседовании говорили, что с этим проблем нет и отпускают. На деле, "либо увольняйся, либо за свой счет". Но я же умный, и поехал качать права. Докачал, отпустили, но пообещали "веселую жизнь". Весь февраль я катался в качестве сменщика по всем жопам мира окраинам Москвы. Жил на тот момент в Медведково, а ездить пришлось в Кунцево, Марьино, Выхино и т.п.


Как раз тогда 3 дня мне пришлось посидеть у "серого", а точнее, совсем "черного" дилера. Большая Тульская, д.19. Многоуровневый паркинг, на одном из верхних этажей автосалон. Яндекс говорит, что сейчас там сидит некий Quality Cars, но я не удивлюсь, если люди и хозяева там те же. Теперь о способах мошенничества, которым я был свидетелем за 3(!) дня:

1) Продажа битых машин.

2) Скручивание пробега.

3) Продажа авто дороже чем официальный дилер. "Вам банк оформил только в таком виде, со страховкой и вот такую сумму, зато без первоначального взноса". Итого машину за 1млн человеку продали в кредит на 1,3млн. Клиента торопили "мы уже почти закрываемся", хотя сделку назначали сами за полчаса-час до закрытия, документы подсовывали стопкой, отвлекали чтобы клиент их не читал. Если будет интересно, расскажу как с этим бороться.


Долго работать в режиме "а сегодня езжай-ка ты в Магадан" было невозможно, поэтому в конце февраля я уволился (увидел облегчение в глазах руководства, ведь страховки я не впаривал, да еще и учебный отпуск пошел), и пошел работать уже в бэк-офис Номос-банка, но это уже совсем другая история.


На все вопросы постараюсь ответить.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!