Вроде хотелось сделать открывающий пост в сообществе историческим, но что-то переклинило на кино. :))
Все-таки не часто попадаются фильмы, совмещающие в себе ориентальные мотивы и узнаваемые (в хорошем смысле слова) элементы классического кино. Поэтому хочу поделиться впечатлениями о просмотренном вчера болливудском хорроре "1920: Зло возвращается" (англ. "1920: Evil Returns") (2012).
Сюжет разворачивается вокруг жизни поэта Джайдева Верма (Aftab Shivdasani). Второй год он тоскует по умершей накануне свадьбы невесте Смрути (Tia Bajpai), которую после долгой романтической переписки ему так и не удалось увидеть. Внезапно жизнь героя меняется, когда во время прогулки он находит прекрасную незнакомку, без сознания выброшенную на берег озерными водами. Когда девушка приходит в себя, выясяется, что она не может вспомнить о себе ничего. Джайдев дает ей имя Сангита и везет на обследование в больницу. Врачи разводят руками: с Сангитой очевидно что-то не так, однако это не в компетенции медиков. Чем больше времени она проводит в доме Джайдева, тем более странным становится ее поведение. В конце концов он осознает: в девушку вселилась потусторонняя сущность. Теперь герою как можно скорее придется найти ответы на вопросы: что связывает его с Сангитой, не помнящей ничего, кроме его стихов? Почему девушка осатанела, что за дух ее преследует, и как близкие Джайдева замешаны в его несчастливом прошлом?
Не сказать, чтобы тема экзорцизма была нова для кинокартин разного пошиба. Но сюжет этого фильма показался мне оригинальным: атмосфера Индии начала 20 века, в которой встречаются старое, восточное, и новое, западное, передана очень ярко и убедительно. Декорации, ландшафты и костюмы заслуживают 10 звезд из 10. Монтаж не на идеальном, но все же на хорошем уровне. Никак не сравнишь с летающими от удара руки автомобилями и пролетающими под ними лошадьми, которыми так неоднозначно известны старые индийские фильмы. Что также важно, несмотря на последовательный экшн и интригу сценария, фильм смотрится легко, и его не назовешь нудным. И, наконец, нельзя не сказать про отличное музыкальное сопровождение – и просто саундтреки, и "живые" песни героев безусловно хороши.
Не обошлось, конечно, без странностей. Вот очень уж неестественно выглядела девушка, которая, выплюнув из себя аж несколько гвоздей и струю-другую крови, буквально через несколько секунд чуть не вприпрыжку понеслась вон из дома, убежденная в своей опасности для других. А уж в сцене, когда она одержимой ползала по стенам, удивило чрезмерное спокойствие влюбленного в нее, между прочим, поэта. Тут актер либо не доиграл, либо недопонял – учитывая, что другие действующие лица рядом проявляли куда большую эмоциональность, для убедительности можно было бы сыграть и поживее.
Не вполне понятным остается и вопрос общей демонологии фильма. С одной стороны, чувствуется веяние индуизма (сжигание трупов, материя с санскритскими надписями вроде пентаграммы), с другой – весть о смерти невесты доходит до главного героя в момент, когда он молится в церкви. Возможно, тут нет несостыковки, и я мало знаю о синкретизме в той исторической обстановке, о которой идет речь в фильме, но все же... Где логика в изгнании беса из девушки? Думаю, в каждой религиозной системе есть сопутствующие данному вопросу ритуалы, но главное – система представлений о том, почему люди становятся одержимыми, и где в таком случае искать спасение. В фильме же не заметно никаких намеков на определенную религию, зато чувствуется попытка подражать западным киноаналогам.
Однако что все-таки делает фильм отстоящим от упомянутых, это хепппи-энд. Никаких захлопывающихся в темноте с ором преисподней дверей или затаскиванием кого-то куда-либо – все справились с трудностями и любят друг друга. Все заканчивается на позитивной ноте, что как будто специально задумано, чтобы зрители могли отойти от увиденных страшилок... Наверное.
Хотя на IMDb и КиноПоиске фильм оценили невысоко (4,9/10 и 5,5/10), и я лично не знаток индийского кино, чтобы оценить его со всей искушенностью истинного критика, рекомендую к просмотру. Не жалею о потраченном времени, и в целом, имхо, впечатления положительные. 7 из 10.
P.S. Если кто разбирается в Индии и смотрел фильм, можете прокомментировать пункт про экзорцизм в индийских религиях? Интересно просто, насколько корректно и близко к реальности это отражено в фильме.
PP.SS. Фильм, видимо, так и не дублировали на русском, так что пришлось смотреть с английскими сабами. Оригинал на хинди.
Трейлер: