nehtez

nehtez

Мизантроп
пикабушник
поставил 29760 плюсов и 381 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
сообщества:
Сантехники-слесаря Умный дом Лига роботов Электромеханик+ ИТ-проекты пикабушников
35К рейтинг 85 подписчиков 1571 комментарий 202 поста 62 в горячем
18

Размышления о роли учителя в современном обществе

От ТСа листателям Пикабу.

Доброго всем времени суток.
Я никогда и ничего не пишу на Пикабу от себя. Всегда только копипаста.

Я очень много и часто перебираю самой разнообразной информации и, встречая интересную статью - несу её сюда. В основном, конечно же, я приношу статьи на сложные темы, в обсуждении которых нет, не было и быть не может однозначного мнения. И я полагаю, что делаю нужное и полезное дело, ведь именно в споре рождается Истина.

Если вы считаете, что я поступаю неправильно, то просто не читайте моих копипаст :-)

Никто же не заставляет...

Спасибо

ВСТУПЛЕНИЕ от редакции журнала СКЕПСИС

Несмотря на все благостные заявления инициаторов реформ, система образования так и не избавилась от коррупции, но качество обучения отнюдь не выросло.


Да, в школе появилось больше денег, но повышение зарплат в сравнении с 1990-ми и 2000-ми годами сопровождается повышением нагрузки, мелочным контролем, бюрократизацией и формализацией, о которых говорит автор статьи. Причём совершенно очевидно: рост зарплаты вовсе не пропорционален росту объёма той новой невероятно выматывающей и не имеющей отношения к образовательному процессу деятельности, которую вынуждены вести учителя. Плюс — потребительское отношение к учителю со стороны родителей, о чём автор почти не говорит.


В представленном тексте очень важно, что пишет его не выгоревший учитель в отчаянии, а человек, который любит и знает свое дело.


Конечно, наряду с такими учителями и с такими школами, где ещё возможна творческая работа учителя, есть и такие образовательные учреждения, где учитель пишет донос на восьмиклассницу в полицию. Это — не учитель, а тот самый бюрократический нарост на школе, которого взрастили реформы образования. Этот случай и ему подобные — пример вопиющего позора.


Что же может делать учитель в школе? Работать не благодаря, а вопреки образовательной системе, понимая, что цель её — не образование, не творчество, что школа в современных условиях является прежде всего идеологическим аппаратом государства, где, помимо прочего, всё больше отражается чудовищное неравенство в современном обществе. Массовая школа всё больше будет пристанищем детей того большинства, которое не в состоянии позволить себе платного «элитного» образования в России или за её пределами.


Хороший учитель должен понимать всё это, даже если он не относит себя к числу левых. Потому что без этого понимания делать свое дело будет сложнее и сложнее

Мальчик Витя: Елена Михайловна, а почему вы учителем стали? Это же не прибыльно, говорят.

Мальчик Артём: Ну как ты не понимаешь?.. Для души.


Такой разговор состоялся в прошлом году у моих любимых учеников-семиклассников. Артём понимал меня лучше, потому что уже выбрал любимое дело: с 11 лет он стал заниматься программированием, а сейчас, в восьмом классе, учится в «Яндекс лицее».


Я искренне рада за него и таких, как он — тех, кто живёт с мыслью, что человек раскрывается в том числе и в труде.


В социальной философии К. Маркса труд — исключительно человеческое качество. Роль человека в труде никак не исчерпывается его функциями — производством неких товаров или услуг. Человек в трудовой деятельности должен реализовывать общественные цели, раскрывать свой потенциал. Маркс пишет, что «воздействуя... на внешнюю природу и изменяя ее, он [человек] в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» («Капитал», том I, книга первая).


Для Маркса, Гегеля и даже, например, Гёте человек жив именно до тех пор, пока он творит, то есть своими силами преобразует окружающий мир.


По моим субъективным ощущениям, для очень многих, если не большинства наших современников работа — не больше, чем средство, чтобы есть, пить, одеваться лучше. Мало кто смотрит на свою работу как на возможность реально почувствовать себя человеком. Но среди людей моей профессии (разумею сейчас школьных педагогов) встречаются приятные исключения. Одни с юности знали, что хотят стать учителями. Другие, попробовав, что такое педагогическая деятельность, постепенно вошли во вкус и нашли в этом своё призвание.


Говорят, что раньше желающих избрать педагогическое поприще по доброй воле было больше. Перспектива «мало получать» не очень пугала. Девиз ельцинских времён «Обогащайтесь!» ещё не владел умами. Понятно, что каждый человек наделён свободной волей и сам выбирает, на что ему ориентироваться в жизни, однако силу внешнего влияния не отменишь. Хотя я уверена, что сознание тоже способно определять бытие, но настроения общества, концепция труда, которая гласно или негласно предлагается людям, накладывает отпечаток как на выбор профессии, так и на поведение в ней.


Посмотрим, какой образ учителя ныне предлагает нам массовая культура, какие стереотипы восприятия учительского образа формируют сильные мира сего. Причём формируют не только у учащихся и их родителей, но и у самих педагогов.


***

В январе прошлого, 2020 года я провела открытый урок и «удостоилась чести» быть приглашённой на XII Всероссийскую научно-методическую конференцию «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции звучала так: «Проблемы и подходы становления учебной самостоятельности». Конференция (участие в которой приняли более восьмисот учителей и методистов из разных городов нашей страны) началась с выступлений в актовом зале. После некоторых отвлечённых рассуждений о том, что такое самостоятельность вообще и самостоятельность школьников в частности, на сцену вышел Воронцов Алексей Борисович — генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО». Старшие коллеги поведали мне, что Воронцов — личность известная в педагогических кругах, и что именно ему мы обязаны появлением ФГОСов — федеральных государственных образовательных стандартов, по которым учителя ныне обязаны выстраивать уроки.


Сей учёный муж громогласно объявил классические образовательные программы конвейерной системой, при которой учебная самостоятельность не формируется и никогда не сформируется. Задача же учителя — «научить учиться самостоятельно». Была сказана и отлично знакомая всем педагогам фраза, девиз тех самых ФГОСов: «Знания не даются в готовом виде — они добываются». На практике это, в частности, значит, что на открытых уроках учитель всегда должен дать детям загадку, разгадав которую (иногда только минут за десять), они понимают, чем всё-таки будут заниматься во время занятия. Просто так, самому, даже тему объявлять нельзя!


Статью А. Б. Воронцова (равно как и материалы других участников конференции) можно найти в интернете. Но живое выступление лектора было куда эмоциональней, чем зафиксированный текст. Воронцов говорил, что хватит навязывать детям лишнюю информацию, что нужно учить не запоминанию объёмной теории, а самостоятельному грамотному поиску полезных для ученика вещей. Он даже похвастался собственными внуками:

— Знаете ли вы, как современные дети прекрасно владеют информацией? Да они давно обогнали нас с вами! У меня пятеро внуков. Они «Алису» (голосовой помощник «Яндекса») освоили каждый с четырёх лет. А вы? Всё по старинке раздаёте им какие-то карточки. Пытаетесь загрузить их мозги кучей морально устаревшей информации!

В общем, так и слышался в пламенной речи оратора призыв Владимира Маяковского:


Иди

учиться рядышком,

безграмотная старь.


Пора,

товарищ бабушка,

садиться за букварь.


Ну, то есть за компьютер и планшет, конечно.

Педагогини, из которых изрядная часть по возрасту и правда была бабушками, невесело кивали господину Воронцову и, подобно мне, что-то записывали в блокноты.


Для развития у школьников самостоятельности Алексей Борисович призывал активно пользоваться дистанционными технологиями: программами “Zoom”, “Discord”, “Google Classroom”. Напомню, что дело происходило в конце января 2020 года, то есть о коронавирусной эпидемии в России речь совсем не шла. Воронцов говорил о том, что данные программы позволяют ученикам и учителям сэкономить массу времени, пройти часть курса из дома, да и вообще приучают педагогов к разумному сокращению материала.


Этим советам мне и моим коллегам поневоле пришлось последовать весной 2020 года, когда по всей стране объявили дистант.


***

Выступление Воронцова вызвало у меня какое-то смутное тревожное чувство. Было стойкое ощущение, что этот человек воплощает собой целую концепцию не только педагогической деятельности, но и человеческих отношений вообще.


«Хочешь победить врага — узнай его прежде, чем он узнает тебя». Я решила прислушаться к этой восточной мудрости и, когда представилась возможность, записалась в ноябре на курсы «Организация дистанционного обучения: нормативно-правовые основы и технологии». Курсы организовало ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», находящееся в Санкт-Петербурге. Были они, разумеется, дистанционными, и, что также любопытно, платными — обошлись мне в тысячу рублей.


В первой лекции мне обстоятельно рассказывали о долгой, чуть ли не трёхвековой, истории дистанционного обучения. Оказывается, в 1728 году стенограф Калеб Филипс, а семью годами и его коллега Айзек Питман набрали студентов, живущих в других городах, и отправляли им шифрованные тексты по почте. Свой метод стенографы назвали «корреспондентским обучением». А в 1892 году профессор Чикагского университета Уильям Рэйни Харпер ввёл понятие «заочные курсы», и подобная практика — давать задания по почте — получила широкое распространение. Ну, а о двадцатом веке и говорить нечего: тут появились целые заочные факультеты, по радио транслировали всякие образовательные передачи, в 1970-х народу подарили телевизионные научные курсы. Образовывайся — не хочу! Вот только нарочно обошли стороной тот факт, что все эти переписки и передачи предназначались для людей взрослых, явно старше семнадцати, а то и двадцати лет. Людей сознательных, понимающих, зачем им надо учиться.


Дальше была пара-тройка весьма для меня нудных занятий о документации школы, которые я благополучно промотала, а система отметила мне эти лекции как добросовестно прослушанные. То есть я, поступив в полном соответствии с призывами А. Б. Воронцова, взяла для себя только нужное и отсеяла лишнее. Внимание моё привлекла лекция с интригующим и несколько пугающим названием «Цифровая трансформация преподавателя». Здесь было намного интереснее. Уже говорилось не о технических возможностях нашего времени, не об электронных ресурсах, призванных облегчить нелёгкий педагогический труд, а о самом образе действий учителя.


В лекции постоянно звучал термин «перевёрнутый класс». Традиционная работа в классе строится по такому принципу: вместе с учениками на уроке изучается новый материал, объясняются все трудные моменты, а уже потом дома дети выполняют какое-то упражнение по данной теме. В технологии перевёрнутого класса всё наоборот: вначале ученики самостоятельно пытаются сделать некое задание, а затем приходят в школу и делятся впечатлениями, задают учителю появившиеся вопросы.


Как и в лекции по истории дистанционного образования, пример к этой технологии подобрали ловкий: детишки замеряют почки на деревьях в феврале, когда ещё вовсю лежит снег, а потом — в марте, когда уже потеплеет. Но если представить, например, что семиклассникам самостоятельно предстоит разобраться в теме «Действительные и страдательные причастия»? Спору нет, кто-то материал поймёт и даже испытает удовольствие от процесса добычи знаний, о котором так любят говорить авторы новаторских педагогических статей. Но очень многие не разберутся. Не каждого можно научить плавать, бросив из лодки в воду. Некоторые при таком подходе тонут.


И вот первый вывод, который напрашивается из данного курса занятий: кто умён — тот научится, а кто не очень — пусть выкручивается сам как хочет.


***

Если дети находят информацию сами, формулируют вопросы тоже сами, то к чему сводится роль преподавателя? Ещё три года назад, в 2017 году (опять-таки обращу внимание — задолго до коронавирусной эпидемии!) учителям начали широко рекламировать РЭШ — Российскую электронную школу. Это гигантский образовательный портал, в котором есть и готовые уроки — видеозаписи с объяснением материала первоклассными педагогами; и вопросы к темам; и задания, в том числе контрольные работы. Во время всеобщего дистанта весной легко можно было просто дать детям ссылку на этот замечательный (правда — весьма неплохой!) материал, назвать нужные упражнения, а потом проверить их. Одна загвоздка: выяснить, насколько хорошо каждый ученик понял тему, практически невозможно.


Секрет в том, что современные тенденции в образовании, предполагающие активнейшее использование всевозможных «педагогических технологий», вообще не подразумевают пристальное внимание к отдельным учащимся. Научить каждого (в меру его способностей), заниматься с непонимающими — это лишнее. Якобы нужно построить урок так, чтобы сильные ученики выполнили максимум, средние – оптимум, ну а слабые тоже вроде что-то поняли — и хватит с них. Есть задача учить, «давать знания», но научить, то есть добиться, чтобы знания каждый в меру сил «взял» — такой задачи нет, она просто не ставится.


Учитель не должен быть мудрецом, демиургом, который желает всех просветить. Концепция перевёрнутого класса, рифмуя понятия, откровенно говорит: раньше учитель был “sage on the stage” — «мудрец на сцене», а теперь стал “guide on the side” — «подручный советчик». Ученик задаётся вопросом, самостоятельно ищет материал, сам его структурирует, сам выполняет упражнения. Учитель только направляет его в этом процессе. Это не похоже на искусство майевтики — созданный Сократом метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. Это похоже на снятие с учителя ответственности за приобретение учеником знаний.


Ответственность за это ложится на самого школьника и его родителей. ФГОСы третьего поколения прямо называют родителей активными участниками образовательного процесса. Со всеми вытекающими последствиями.


Но что можно сказать о труде самого учителя? У этой профессии была репутация творческой. Когда я начинала работать в школе в 2009 году, ещё в порядке вещей были взаимопосещения уроков, живой, а не формальный обмен педагогическим опытом между коллегами. Хорошим учителем считалась, например, педагог, которая умела увлечь своим предметом (русcкий язык и литература) и даже обычных пацанов «с района» могла заинтересовать «Капитанской дочкой».


Большим уважением пользовался учитель по труду (нынче этот предмет называют технологией), который своими руками делал макеты то подворья Бабы-яги, то немецкого замка, и с удовольствием учил такому же рукоделию мальчишек. Уважаемым и любимым человеком была молодая учительница английского, которая много сил вкладывала в свой класс ещё с тех пор, когда они учились в пятом (на момент моего прихода в эту школу её ученики были уже девятиклассниками).


И теперь хорошие учителя, разумеется, есть, но описанные выше личные качества и достижения ценятся очень мало. Системой они как бы не замечаются. Желание заниматься воспитанием учеников (передавать им свой опыт, ездить с ними куда-либо, общаться вне уроков) воспринимается как милое чудачество. В приоритете способности совсем другие: умение грамотно работать с документацией и вести себя так, чтобы избегать родительских жалоб.


Высоко ценятся и оплачиваются из стимулирующего фонда такие виды деятельности, как:

работа с семьями, находящимися в социально опасном положении (заметь ребёнка, которого бьют, и доложи социальному педагогу, а тот — опеке);

- разработка интерактивных пособий и методик по предмету;

- участие в общешкольных мероприятиях;

участие и победа школьников в конкурсах и олимпиадах (поэтому финансово выгодно заниматься только «сильными», от «слабых» же прибыли никакой нет, одни нарекания завуча).


Делиться опытом тоже никто не запрещает, однако по принципу, высказанному Ф. Ницше в книге «Так говорил Заратустра»: «...я советую вам бежать от ближнего и любить дальнего! Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам». То есть приветствуются массовые мероприятия (где встречаются незнакомые люди), наукообразные названия (например, «Дифференцированная программа повышения квалификации педагогических работников образовательной организации в рамках освоения ФГОС старшей школы»), туманные разговоры о светлом будущем российского образования.


Это наукообразие языка, на котором ныне принято говорить о вопросах образования, служит отчуждению учителя, во-первых, от своего труда, а во-вторых, от учеников и коллег. Отчуждение и формализм — вторая проблема, которую я вижу в современной предлагаемой нам образовательной концепции.


***

На первый взгляд в учебных программах и методиках никакого формализма увидеть нельзя: там как раз постоянно упоминаются слова «индивидуальный» и «личностный», вещается о воспитании «всесторонне развитого человека», способного «обучаться в течение всей жизни». Но эта самая способность постоянно обучаться подразумевает не более чем приспособляемость к меняющимся условиям рынка труда. Сейчас, скажем, у нас популярны программисты, а завтра будут в почёте и при деньгах баянисты, — и человек должен уметь быстро приобрести минимальный набор необходимых навыков для смены профессии. Углубляться в какой-либо предмет, согласно концепции ФГОСов, дело бесполезное: мир меняется настолько быстро, что даже заранее выбирать вид деятельности не резон.


Углубляться не надо и в личностные отношения — между учителем и классом, учеников между собой. Чтобы обеспечить равные возможности всем, стала приветствоваться смена учителей и классов по образу американской системы. Школа, в которой я работаю, оказалась в этом плане лучшим учеником дракона и практикует следующее разделение классов: после четвёртого или пятого, после седьмого, после девятого. Каждый раз классные коллективы из одной параллели перемешивают и распределяют учащихся заново. К примеру, после пятого образуются лингвистический и математический классы, после седьмого – юнармейский и китайский. Об этом не принято говорить, но все ученики, которые не попали в какой-либо из специализированных классов, идут в «базу» и автоматически получают ярлык «отсталых». Уже не впервые на параллели восьмых образуется такой класс, в который «списывают» всех, не захотевших или не попавших в «профиль». Через два месяца учителя, работающие в этом классе, засыпают завуча докладными, на уроки начинает ходить социальный педагог, потом проводится классно-обобщающий контроль (постоянное посещение уроков администрацией и проверки классного руководителя), вызывают в школу родителей... Спрашивается: стоит ли комплектовать такой класс, в котором почти (а то и абсолютно) все ученики будут с явными учебными и поведенческими проблемами? В одном из таких классов учатся два приятеля-разгильдяя, часто срывающих уроки. Казалось бы, эту парочку нужно разбить, отправив одного из оболтусов в какой-нибудь другой класс. Но этого не делают, потому что другие классы — «хорошие», им подобный «подарок» не нужен. Да и родители могут пожаловаться...


Вот вам и самое настоящее классовое неравенство. «Хорошие» классы готовят к олимпиадам, им дают самых опытных учителей, а на «плохие» заранее махнули рукой. При этом в неизбежно возникающих проблемах делают виноватым классного руководителя.


Читатель может возразить: неужели нужна искусственная уравниловка, когда все ученики априори объявляются умнейшими и талантливыми? Нет, надо спокойно признавать тот факт, что одни школьники сильны в математике, другие — в английском, а третьи вообще не очень преуспевают в интеллектуальной сфере, зато могут смастерить подворье Бабы-яги. После девятого класса разделение уже логично, математики действительно могут пойти в математический класс, будущие химики и биологи — проходить практикумы в университете, а рукастые ребята — поступать в колледжи. Но до этого возраста, до пятнадцати-шестнадцати лет, пока человек учится привязанности и выстраиванию отношений с людьми, смена коллектива переживается им очень болезненно. Мой личный опыт это всецело подтверждает: я была классным руководителем одного класса в течение трёх лет и, когда в конце седьмого их расформировали — причём распределили часы так, что я больше не стала учителем ни в одном из новых классов, — плакали и дети, и я.


Нынешние пятиклассники уже знают, что их, скорее всего, «раскидают» в этом или следующем году, и прямо заявляют психологу, который приходит помирить ссорящихся: «Зачем с ним учиться общаться, скоро всё равно уйду». А учителя не знают, что написать в пункте воспитательной работы «Степень сплочённости классного коллектива». Мы с одной коллегой написали честно, что сплачивание коллектива при существующей практике разделения классов трудноосуществимо.


***

Самостоятельный выбор учащимися курсов и программ — тоже весьма сомнительная вещь. Считается (А. Б. Воронцовым и его приверженцами, например), что такой подход к учёбе воспитает осознанный подход к образованию. Я же в вопросе развития сознательности детей ориентируюсь на В. А. Сухомлинского, который писал: «Некоторые родители считают, что послушание детей определяется уровнем их сознательности. Такие родители рассуждают так: вот подрастёт ребёнок, и тогда он начнёт понимать, что родителям надо повиноваться, вот тогда его легко будет дисциплинировать». Далее на примере одной семьи Василий Александрович показывает, что как раз в юном возрасте человек не понимает необходимости подчиняться каким-либо правилам, и задача взрослых — просто ставить его перед необходимостью выполнять некоторые вещи.


«В семье, где есть дети, должна осуществляться родительская власть. <...> Жизненная практика ребёнка начинается задолго до логического понимания им словесных доводов и умозаключений. <...> Так же и в школе — учителя и коллектив родителей требуют от ребёнка одного и того же».


Излишняя свобода выбора в учебном плане, возможность в средней школе отказываться от каких-то предметов мне кажется перекладыванием ответственности со взрослого на хрупкие детские плечи. Некоторые вещи с ребёнком вовсе не нужно обсуждать, нужно учить его принимать их как данность. Если биология в понедельник седьмым уроком — значит, она именно в понедельник седьмым уроком. И домашнюю работу по ней делать обязательно, да.


"Мудрецы" от образования, подобные А. Б. Воронцову, говорят: ученик должен не знать, а уметь. Но для того, чтобы уметь находить нужную информацию в интернете, нужно приблизительно предполагать, что ты хочешь найти. Как говорится, чтобы задать вопрос, нужно знать половину ответа. Если же у человека нет базы знаний, то ему нечего анализировать, не из чего выбирать. Не наученный мыслить, он не сможет выделить главное и отсеять второстепенное. Частным фактам или случайным образам будет придавать большое значение.


Пример: моя новая ученица-пятиклассница, узнав, что скоро мы будем изучать Есенина, заявила мне, что всё про него уже знает. На мой уточняющий вопрос, что именно ей известно, ответила, что Есенин пил водку и писал матерщинные стихи. Кое-какие строчки девочка даже процитировала, хоть я её об этом и не просила. Объяснить, что матерными стихотворениями есенинское творчество всё-таки не исчерпывается, девочка не дала.


Уж не получится ли у нас так, что самоуверенные школьники, считая, что в интернете можно узнать всё, решат, что Пушкин — это Дюма, мат на Русь принесли татаро-монголы, ну а Земля, на самом-то деле, плоская?! О двух писателях «Яндекс» выдаёт нам: «Пушкин это Дюма доказательства», «Пушкин это Дюма разоблачение», «Пушкин это Дюма теория» и, наконец, ролик Данилы Поперечного, в котором экспрессивным языком убедительно (для подростков) доказывается, что таки да, Пушкин в 37 лет не умер, а уехал во Францию и там успешно продолжил трудиться на литературной ниве. Насчёт татаро-монгольского происхождения мата тот же Яндекс выдаёт, правда, уже разные мнения. Зато немедленно отсылает к просмотру многочисленных видео: «Ложь татаро-монгольского ига», «Ига на Руси не было», «Тартария — империя Русов»...


Это я к тому, что при самостоятельном поиске юному человеку в интернете может встретиться что угодно.


Девочка, заговорившая про Есенина, не стала меня слушать скорее всего, потому, что мой авторитет в её глазах изначально невысок. Ведь если ученик всё сам, всё сам, то кто такой учитель? Так, не более чем оценщик и ассистент. Представитель мало почитаемого сословия, к мнению которого всерьёз прислушиваться не обязательно.


***

Между тем требования к желающим быть учителями не уменьшаются, а возрастают. С 2022 года моим коллегам придётся проходить аттестацию на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). ЕФОМ представляет собой аналог ЕГЭ для учителей и будет состоять из трёх частей. Первая – прохождение письменных тестов по своему предмету. Вторая – решение «педагогических кейсов» (здесь надо будет составить план урока с учётом того, что в классе находится, например, один одарённый ребёнок, один с задержкой психического развития и двое с социальной дезадаптацией, проще говоря, хулиганы). Третья часть ЕФОМ самая интересная. Она предполагает видеозапись урока, просмотрев которую, некая высокая комиссия должна решить, создаётся ли на этом уроке мотивирующая образовательная среда и проявляет ли учитель всяческие образовательные компетенции: общекультурную, учебно-познавательную, личностного самосовершенствования... Возможно, предстоит даже дать пояснения, на какой именно минуте видеозаписи учитель совершенствуется как личность, а на какой виден его богатейший культурный багаж.


А если серьёзно, то оценка отчётного видеоурока будет неизбежно основываться на страшно формализованных критериях, которые через год-другой станут известны всем. Видеоурок для ЕФОМ будет представлять собой срежиссированный спектакль, возможно, даже с привлечением сторонних лиц, работу которых учитель вынужден будет оплатить, чтобы благополучно пройти аттестацию.


Тестовая же часть ЕФОМ (я решала её в 2019 году на апробации данного экзамена) походит на профильный вариант ЕГЭ. Для успешной сдачи ЕФОМ вполне могут стать востребованными услуги репетиторов, которые специально будут «натаскивать» педагогов на тест.


Также дополнительные 25 баллов за ЕФОМ даёт руководитель образовательной организации, который может учителя похвалить – или не похвалить.


Что в итоге? Экзамен, который никак не отразит работу учителя, зато отнимет много сил, времени и денег для подготовки к нему. И создаст нездоровую конкуренцию, усиливая отчуждение педагогов друг от друга. Ведь те, кто не сдадут ЕФОМ, потеряют в зарплате.


***

Очевидно, что задачи, объём, структура, уровни образования, система формального роста педагогов определены очень чётко. И определены они капиталистической идеологией потребления. Если учитель изначально будет ставить себе цель научить только «сильных», тех, кто способен самостоятельно усвоить «начитанный материал» урока (а заодно и обеспечить учителю высокие показатели), то это приведёт к созданию и всё большему закреплению социокультурного неравенства.


ЕФОМ наверняка оттолкнёт от школы огромное количество потенциальных и действующих учителей. В ситуации острой нехватки педагогов станет как никогда актуально платное образование, а для тех, кто не сможет его себе позволить – дистанционный суррогат.


В лекциях «Центра непрерывного образования» звучало такое выражение, как «персонализация процесса обучения», под чем понималось сокращение обязательной для всех части учебного курса и выбор «вариативной оболочки для общепрофессионального ядра». Постулировалось, что образование должно быть по запросу, по выбору. В лекции «Цифровая трансформация преподавателя» вообще прозвучала откровенная фраза: «Педагоги свыклись с мыслью о ценности образования, считают его чем-то незыблемым». Далее лектор исподволь объяснял, почему с этой мыслью педагогам надо расстаться.


Нам настойчиво пропагандируют, что образование не имеет ценности, что оно является роскошью, непосильной и ненужной для большинства. Учителя хотят видеть банальным исполнителем, лишённым творчества, не имеющим пространства для размышления. Мы имеем высокий шанс скоро вернуться к ситуации девятнадцатого века, когда учителей нанимали «числом поболее, ценою подешевле».


Шанс высокий — но не стопроцентный. Чтобы вернуть учителю авторитет, педагогам в первую очередь надо уважать самих себя. На вопрос типа «Зачем вы пошли в школу, ведь вы же умный/образованный/молодой?» отвечать: «Потому что захотел, мне это нравится». Или даже так: «Именно умным/образованным/молодым и надо учить детей». Уважать можно только того человека, который сознательно выбрал свою работу и выполняет её с отдачей. Трудно проникнуться уважением к тому, кто постоянно сетует, что условий никаких, ученики становятся всё хуже, и хоть бы уволиться, но больше идти некуда.


Одним самоуважением, конечно, не ограничиться. Надо постоянно учиться, следить за открытиями, новыми явлениями в той области знаний, в которой преподаёшь. Ученики приятно удивляются, когда узнают, что я знаю серию книг Натальи Щерба «Часодеи», страшилку Нила Геймана «Коралина» и даже аниме Момору Хосоды, — то есть не законсервировалась в девятнадцатом веке, а примерно представляю, что пишут и снимают для подростков сегодня.


Пусть дети видят, что учитель — человек живой и развивающийся, но при этом понимают, что он хотя бы просто в силу возраста более опытен и имеет на вещи более глубокий взгляд. Когда один мальчик на уроке в пятом классе сказал мне, что любит фэнтези, я похвалила его; но когда он заявил, что реалистические произведения (он сказал «рассказы про жизнь») вообще не надо изучать, а «Войну и мир» пора бы убрать из школьной программы, я остановила его одним вопросом: «А ты это читал и что-то понял, чтобы осуждать?»


Своё мнение может иметь каждый человек, даже маленький, но только тогда, когда изучил предмет. Отзыв на какое-нибудь научное или художественное произведение в духе «Не понял», «Не осилил», «фигня» — это не отзыв. Хотя массовая культура нам как раз пытается внушить, что имеет ценность только субъективное ощущение приятности, учитель должен пытаться этому противостоять и утверждать ценность знания как такового.


Отсюда

Показать полностью
187

NASA продлило миссию Ingenuity

NASA продлило миссию Ingenuity Космос, Марс, Марсоход, NASA, Вертолет, Длиннопост

30 апреля марсианский дрон-вертолет Ingenuity совершил свой четвертый полет. Он поднялся на высоту 5 метров, удалился на 133 метра от места взлета, после чего успешно вернулся в начальную точку. Общая продолжительность полета составила 117 секунд.


Основной целью четвертого полета был поиск новой «взлетно-посадочной полосы» — участка, который можно было бы использовать в качестве следующего места базирования Ingenuity. Дело в том, что NASA приняо решение продлить срок службы дрона. Первоначальный план предполагал, что Ingenuity совершит до пяти демонстрационных полетов в течение 30 дней. Но проанализировав результаты испытаний, руководство миссии решило не останавливаться на этом и перейти к расширенной части миссии.


В рамках расширенной миссии Ingenuity используют для фоторазведки. В задачи дрона будет входить перелет между местами стоянок марсохода Perseverance, получение снимков интересных объектов, прокладка потенциальных маршрутов его движения, а также составление стереоизображений окружающей местности. Ingenuity приступит к новому этапу после завершения пятого полета. В его рамках дрон покинет нынешнюю стоянку и перебазируется на новое место.

NASA продлило миссию Ingenuity Космос, Марс, Марсоход, NASA, Вертолет, Длиннопост

Инженеры надеются, что расширенная миссия Ingenuity сможет продлиться до конца августа 2021 года. Но ее реальная продолжительность будет зависеть от успешности работы его системы обогрева, не дающей дрону замерзнуть во время холодных марсианских ночей. Она была рассчитана на номинальный срок службы в один месяц и инженеры не знают, сколько циклов она сумеет выдержать до выхода из строя.


Материал на сайте журнала «The Universe. Space. Tech»

Показать полностью 1
-51

Где твой черный пистолет. Немного о легализации оружия...

Где твой черный пистолет. Немного о легализации оружия... Оружие, Самооборона, Полиция, Легализация, Общество, Рассуждения, Мысли, Длиннопост

Немало мне с моими ближайшими коллегами пришлось изымать оружия. Притом порой самого удивительного. Помню, пятиствольный пистолет девятнадцатого века, который использовали следующие в Америку проститутки, дабы отбиваться от агрессивных мужланов. Сейчас он в экспозиции музея МВД. Однажды изъяли два гранатомета. Автоматы Калашникова. «Парабеллумы» с мест боев Великой Отечественной Войны и ведра патронов оттуда же. Даже первый капсульный пистолет Наполеона – оказался вполне пригоден для стрельбы малокалиберными патронами.


Но это у нас было так, приятное приложение к основной работе. А вот наш оружейный отдел ГУУР МВД России выдавал на гора такое, что слова сразу заканчивались за исключением «ни хрена себе!» Помню, мой знакомый закупил два переносных зенитно-ракетных комплекса «Игла-2». Добрые военные пожалели их, что они пылятся на складах без дела, и продали тем, кому нужнее. Этой штукой , если напрячься, можно снять с неба пассажирский самолет, как утку из ружья. Еще были горы автоматического оружия, мины. Наши ребята постоянно нахлобучивали подпольные цеха по переделке газового оружия в боевое, пресекали каналы контрабанды из Прибалтики.

Увлекательное это дело – борьба с незаконным оборотом оружия. Так же как и с наркотиками. Затягивает, азарт охотничий появляется во всей адреналиновой красе. Это как игра какая-то – внедрение, контрольная закупка, задержание.


А однажды взглянешь на это коловращение жизни непредвзято и вдруг четко понимаешь, что стоит и за оружием, и за наркотиками. А стоит за ними человеческая смерть. Поэтому не игрушки это никакие борьба с ними, а сильно общественно значимое дело.


Недавняя статья моя про мытищинского бесноватого стрелка вызывала дискуссию, в том числе и по вопросу – стоит ли разрешать свободный оборот короткоствола в России и давать право на его ношение. Тема давняя тема, вокруг нее десятки лет ломались в словесных поединках копья и вилки. Притом по накалу страстей она вполне схожа с самыми горячими политическими баталиями. И точки зрения, как правило, диаметрально противоположные.


«Всех вооружить, ибо оружие дает свободу» или «нечего давать детям спички, а те, что есть, все изъять». Какое лично мое мнение? Неоднозначное. Поэтому стоит не поддаваться бурным эмоциям, а рассмотреть определенные тезисы – за и против, что перевесит.


Против, впрочем, получается куда больше…


***

Для большинства людей пистолет на кармане – это вовсе не средство самообороны, а средство повышенной опасности.


Достаточно хорошо ситуацию описал камрад Виктор:

«Использовать короткоствол, даже легальный, для самообороны - плохая идея. Мало кто им нормально владеет, промахиваются даже с полутора метров. И пуля дура, может побить случайных людей. Закон подлости тут обычно всегда срабатывает.


И потом - готовность применить оружие. Мало людей, которые способны стрелять в другого. Поэтому больше рассчитывают стволом просто напугать. Оружие без цели применения доставать не надо. А если достал - то стреляй!


К тому же перед нападающим проблема страха и волнения не стоит. Он прет буром. И если выстрелом его не остановили, скорее всего, ствол он отберет. Да еще и владельца пристрелит. Да потом еще и красивую сказочку сочинит, что владелец ствола сам на него напал. А он, защищаясь, ствол сумел отобрать и выстрелить, защищаясь. И ведь, опровергнуть явные россказни обычно некому, даже если владельца ствола он только ранит. Слово против слова. Так что, ему скорее всего, поверят. И он выкрутится без наказания. Поэтому, лучше обойтись без огнестрела. И без ножа - потом обвинят в умышленном убийстве, иначе откуда так кстати нож оказался? Посадят…»

Где твой черный пистолет. Немного о легализации оружия... Оружие, Самооборона, Полиция, Легализация, Общество, Рассуждения, Мысли, Длиннопост

Точно сказано. Да и с точки зрения самообороны умелец с финкой всегда в ближнем бою завалит не нюхавшего пороху растяпу с пистолетом, да хоть с пулеметом.


***

«Железный довод» – у бандитов все равно оружие всегда при себе, а законопослушному человеку защищаться от них надо. «Дайте мне пистолет, и тогда я о-го-го, всех победю плохих парней, один останусь!»


Позиция не шибко убедительная. От серьезных бандитов так не защитишься. Да и времена прошли, когда братва шастала с левыми стволами напоказ. Сейчас все больше с наградными пистолетами от Республики Казахстан или с зарегистрированными на всякие охранные структуры. Да и сам незаконный оборот оружия, благодаря полиции и ФСБ, сильно усох. Такого разгула, когда разворовывались сплошняком армейские склады длительного хранения и можно было хоть гаубицу купить, уже нет и в помине. Да и потом незаконный ствол на кармане – это всегда возможность припереть бандита к стенке, когда других способов нет.


Вообще, это дело государства, чтобы ОПГ не чувствовали себя хозяевами окрестностей. Сегодня проблемы с оргпреступностью в России в некоторой степени решены, былого накала уже нет, братву все больше загоняют в ее традиционные ниши. Хотя гайки до сих пор раскручены, и закручивать их надо бы куда сильнее. Но это в принципе проблема решаемая. А проблема с полусотней миллионов легальных стволов на кармане у народа не решаема в принципе...


***

Старый драматургический закон по Чехову: «Если ружье висит на стене на сцене, в конце пьесы оно обязательно выстрелит». А миллионы стволов на руках в нашем Глобальном Российском театре если повесить на стену – они не выстрелят?


Они будут стрелять постоянно, неустанно, и собирать кровавую жатву. Неосторожные умышленные убийства. Несчастные случаи и прочее, прочее, прочее. Учитывая наш нездоровый интерес к оружию, скупать его будут миллионами и миллионами, пока каждую квартиру не упакуют именными «Маузерами» с надписями «От коллектива Макдональдса за доблестную службу на кассе».


Короткоствол в СССР был запрещен. Но охотничье оружие можно было при желании приобрести, как и сегодня. И самые кровавые эксцессы случались именно с ним.


В тихом омуте советской действительности вдруг вспыхивает тревожным красным светом сводка МВД: «Гражданин Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения, выстрелами из охотничьего ружья убил троих соседей и участкового, пытавшегося пресечь противоправные действия». И таких эксцессов было немало. Самые кровавые побоища имели место именно с охотничьим оружием. А у участковых, кстати, короткоствол был далеко не всегда. И часто лезли они с голыми руками на стволы. И героически гибли. Были такие извращения в правоохранительной советской системе.


Помню, один чукча, прилично набравшись огненной водички, за день укокошил человек семь односельчан – шибко хорошо стрелял из своего охотничьего ружья, тюленя в глаз бил.


И это при том, что охотничье ружье гораздо сложнее в применении. И далеко не у всех они были. Какие реки крови прольются, если сунуть каждому желающему к карман пистолет? Неизвестно. И как-то проверять не хочется…


***

Один из доводов – из зарегистрированного оружия практически не совершается преступлений. Оно все отстреляно. По пуле и гильзе найти владельца несложно. Так что зарегистрированное оружие – это совсем не опасно.


Может и так, а может и не так. Не проверяли. В принципе, если надо кого-то спланировано втихаря продырявить метким выстрелом, понятно, что оружие надо брать на стороне, не проходящее по учетам, чтобы ниточка не протянулась. Ну а спонтанные преступления – тут уж что под руку попадется.


Но есть один момент. Десятки миллионов зарегистрированного короткоствола означают миллионы незарегистрированного. Такое количество железа будет, что обязательно распухнет теневой оборот. И прикупить пистолет не будет никакой проблемы. Это будет совершенно иной уровень доступности оружия. Ствол станет не редкостью и экзотикой, а обыденностью.


Сегодня сетуют, что у ОПГ есть оружие. Но в бандах есть некое подобие дисциплины и рациональности. А гопник или наркоман в ломке, который без труда прикупил на углу ствол и теперь машет им по последствиям куда круче профессионального бандита будет. Потому что мозги вышиблены, тормозов нет. Зато есть пистолет в руке…


***

У тех, кто ратует за свободный оборот оружия, в глубине сознания присутствует такая картинка: «Вот я, такой крутой мачо со стволом, как гурон на Диком Западе. А против меня гопота безоружная. И я король. Ну, или хотя бы барон!»


Только один момент. Гопота тоже чаще будет со стволами. И будет учитывать, что намеченная жертва может иметь на кармане пистолет. Поэтому сначала врежут кирпичом или выстрелят, а потом и говорить начнут.


Что, передергиваю и преувеличиваю? А если посмотреть на последние веяния развитых культур Латинской Америки. Бразильский Сан Паулу, где, наверное, один из самых больших уровней преступности в мире, в том числе уличного бандитизма. Так там уже давно уличные шайки так и постановили – сперва стреляем, потом спрашиваем. И соревнуются друг с другом, кто больше народа наколотил. И полиция только руками разводит – «ну а мы че, а мы ниче сделать не могем. Такая вот преступность».


Нам интересно будет жить в такой стране?


***

Чем страшен короткоствол. Гораздо ниже психологический барьер его применения.

Одно дело резать кому-то глотку тупым ножом или со всей удалью берсеркера махать топором. Это требует не только больших физических, но и нравственных, психологических усилий, для современного человека, как правило, неподъемных. И совсем другое – нажать на спусковой крючок.


Сейчас в Колумбии очень моден блог, который ведет из тюрьмы лучший киллер Пабло Эскобары, укокошивший то ли тысячу, то ли две тысячи человек. Жив, здоров, доволен собой, смертной казни для таких выродков там не предусмотрено, сиди и радуй фанатов в Интернете своим блистанием и остроумием. А началось его киллерская карьера с того, что он понял – нажимать на спусковой крючок очень просто. Минимум физических усилий, куча денег. Вот что такое пистолет.

Где твой черный пистолет. Немного о легализации оружия... Оружие, Самооборона, Полиция, Легализация, Общество, Рассуждения, Мысли, Длиннопост

Еще есть огромное количество дураков, неврастеников, которым или интересно в кого-то стрельнуть. Или они так хотят свой авторитет поднять. Притом не только в уголовной среде, а везде – во дворе, в институте. Для них оружие – предел мечтаний. И рано или поздно, имея его, они что-то учудят. А проверить их в массе никакой психиатр не способен.


Помню, одно время по телику чуть ли не каждый день какой-то полусумасшедший писатель топил за свободный оборот оружия, мол, дайте ему пистолет! Он же не тварь дрожащая, а право имеет. Так вот, я бы такому не то, что пистолет – ему зубочистку страшно доверить. И таких страдальцев по своему черненькому пистолетику очень много.


А сцены ревности. Так наорал на жену, ну, по шее дал за то, что рога уж очень у тебя ветвистые и потолок ими задеваешь. Но резать же не будешь. А пистолет – вот он, искушение.

В общем, и тут издержки. И цена им – жизнь…


***

Даже подготовленные, психологически проверенные, прошедшие отбор люди иногда учудят что-то экстравагантное и смертельное с оружием, не в силах справиться с его темной силой.


Помню, когда служил я на почте ямщиком… Не, вспомнил, все же в военной прокуратуре на сломе эпох. Насмотрелся тогда.


Валом шли дела, связанные с огнестрельным оружием. Прапорщик с пистолетиком в карауле игрался – тяжкие телесные солдатику. Два солдатика приятеля в карауле игрались – один труп. Вот вроде учат людей, как с огнестрелом обращаться, за технику безопасности они расписываются, и все равно, что ни неделя, то кого-то подстрелят.


В районах боевых действий порой от несчастных случаев с оружием гибнет народу не меньше, чем от вражеских обстрелов.


А иногда просто крыша едет, даже у самых проверенных. Печально известного руководителя Московского ОВД Евсюкова взять. Все же не хмырь с бугра, а подготовленный и тщательно подобранный кадр с карьерными перспективами, несколько лет в угрозыске отпахал. И гора трупов за ним, когда головой подвинулся и к табельному стволу потянулся.


Это только то, о чем широко известно. За пару лет до Евсюкова сбрендивший опер на Урале тоже уложил человек пять. Просто тогда не было указания валить милицию, и происшествие осталось без соответствующего освещения.


Помню, Анатолий Рябинков, легендарный командир подмосковного СОБРа, когда я его спросил, а чего он на постоянку не раздаст стволы своим подчиненным, ответил:

- Да ты что! Народ у меня, конечно, подготовленный! Но у них темперамент и бойцовские рефлексы. Чрезвычайных происшествий мне только не хватало. Я еще на пенсию не собираюсь.


Хотя речь идет о суперподготволенных бойцах СОБРа, психологически натасканных на все ситуации. А что ждать от простого человека, прикоснувшегося рукой к темной магии оружия? У многих голова идет кругом, и они впадают в настоящие безумие от прикосновения к ребристой рукоятке…


***

Самоубийство. Пистолет просто создан для того, чтобы его владелец под настроение пустил себе пулю в лоб.


Как мой друг сказал, человек, кстати, очень уравновешенный и трезвомыслящий:

- Беру пистолет. Смотрю в его зрачок. И ощущение, будто он как черная дыра затягивает. И откуда-то из глубины души прямо непреодолимое желание поднимается – нажать на спусковой крючок…


А для неврастеника это прямо ловушка…


***

Осенью 1998 года выезжал по работе в Подмосковный район после того, как там генерала Рохлина убили. Сколько шуму было – «коварный режим генерала убил, потому что он на Кремль собирался идти». Потом остановились на том, что его грохнула жена. А начальник местной криминальной милиции, который и начинал раскрутку, разоткровенничался за чашкой чая:

- А вот я уверен, что по-другому все было. С самого начала версия была, что его родной сынуля застрелил. Он с приличным отставанием в умственном развитии, фактически неадекватный. Были уже случаи, когда ходил по особняку и пугал всех папиным наградным пистолетом. А пистолеты эти там по всему дому валялись, где придется. Вот и доигрались. Пальнул, не понимая, что делает. А жена на себя взяла сначала, потому что за сына испугалась…


Такая вот версия. Мне кажется, достаточно убедительная. Хотя, вроде, суд и посчитал иначе. Но дело давнее. Теперь уж не разберешься.


Дети, вездесущие и беспокойные. Как ни прячь ствол, рано или поздно дите найдет способ им поиграть. Ну а дальше. Или у папы дырка прибавиться в пузе. Или у одноклассников.


А детишки когда вырастают, у них и баловство растет, часто слишком сильно. Вполне могут в американском стиле взять ствол и пойти массово убивать одноклассников. Были уже примеры в Москве, когда гаденыш положил учителя, а потом был, о чудо, признан невменяемым. Сейчас, наверное, на свободе…


ФСБ каждую неделю задерживает малолетних ублюдков, планирующих взорвать свою школу и расстрелять там всех, кто попадется под горячую руку.


Целое поколение выросло на компьютерных стрелялках. Эти продукты виртуальной эпохи подсознательно уверились, что стрельба – это игра. И что падают от удачных выстрелов не люди, а боты. США в пример – каждую неделю ученик старших классов идет отстреливать ботов.


И наше счастье, что оружия у нас пока мало. Иначе школьные расстрелы были бы чуть ли не каждый день…


***

Политика. Тут недавно прошло по средствам массовой информации, что какой-то сопливый навальненок хотел прихватить на митинг самодельную бомбу. Ну, чтобы с ОМОНом на равных поговорить.


Будь на руках сто миллионов стволов, то обязательно кто-то припрется на митинг со смертоносной игрушкой. А дальше все непредсказуемо.


Но это сейчас, когда более-менее спокойно, может и не будет ничего особенного. А если серьезное обострение социально-экономической и политической обстановки, кризис? И тогда вопрос наличия у населения таких гор оружия автоматически превращается в вопрос выживания государства.


«Белеет парус одинокий» - хрестоматийная прекрасная детская повесть Катаева. Если кто не помнит, там гимназист таскал в 1905 году восставшим рабочим на баррикады патроны, которых вечно не хватало. Этими патронами пуляли в городовых.


Ну а сейчас что будет? «Белеет ленточка одинокая»? И патроны на баррикады?..


***

Еще один принципиальный момент. Наша полиция не готова к массовому наличию на руках у населения оружия.


Были в СМИ воспоминания одного сотрудника милиции начала 90-х. Тогда практиковался обмен опытом между нашей милицией и забугорной полицией. Друг у друга целыми отделами ошивались. Помню, мне самому предлагали годик в Швейцарии в полиции поработать, все уперлось в знание языка.


В общем, поехал наш парень в США. Взяли его копы на патрулирование в проблемный район. А там как раз перестрелка гремит. Наш служивый оглянуться не успел, как патрульные из машины выскочили и во тьме растворились. А он по русской привычке вылез типа: «Ну чего у нас там? Стоять! И не выпендриваться!»


И тут же получил пулю. Хорошо, не опасное ранение. Выжил.


В штатах вся полиция, все ее правила и инструкции заточены на то, чтобы беседовать с потенциально вооруженными и опасными людьми. Значит, у нас тоже придется менять правила. И пусть народ потом не обижается, когда за резкое движение можно будет схлопотать полицейскую пулю. К такому у нас не готовы ни люди, ни полиция. А если оставить сегодняшние правила применения оружия, да еще творчески перевираемые прокурорскими органами, при тотальном вооружении населения, то мы останемся вообще без полиции. Дураков нет – ежедневно работать мишенями.


***

В принципе есть шанс, что будет как в Техасе – повальное наличие оружия на кармане послужит некой криминогенной стабилизации. Насильники и бандиты не полезут буром на человека, у которого может быть запрятан пистолет. Или «Прибалтийские тигры», где короткоствол продают свободно. Не шибко в них криминогенная ситуация осложнилась, никто никого массово не убивает. Если не считать, что в той же Литве и без короткоствола людей скоро не останется.


Но только не учитывается несколько моментов. Те же США создавались людьми с оружием. Оружие там фетиш и последняя защита. Там даже право на вооруженное восстание в Конституции имеется. Совершенно другие традиции. Другие правила. И то кровь рекой льется. Полиция стреляет в граждан – в лучшие времена по две тысячи скальпов правонарушителей сдирали в год. Граждане палят в полицию и друг в друга. И каждый новый Президент США мечтает изменить конституцию и разоружить население. И, понятное дело, натыкается на непроходимое препятствие.


У нас таких традиций нет. Кроме того, наш народ, особенно спьяну, несет вперед так, что не остановишь.


А с прибалтами сравнивать… Другие масштабы и темперамент. Это как сравнивать слона и амебу – мол, одно и то же, оба живые. А вот с той же Латинской Америкой – так вполне сравнить можно и даже нужно. Кстати, там уровень убийств на сто тысяч населения в некоторых странах раз в десять выше, чем у нас. Только в противостоянии наркокартелей ежегодно гибнут десятки тысяч человек.


Вообще – всеобщее вооружение на просторах такой страны, как наша Россия – это уже ближе к Дикому Западу, а там и до суда Линча недалеко…


***

Какие материальные убытки от разрешения короткоствола? Ну, хотя бы изменение законодательства, что недешево. Изменение структуры полиции, потому как стрелять будут много, и тех же бронников, спецмашин, оборудования потребуется масса, не говоря уж о перестройке всех принципов несения службы. Увеличение в разы лицензионно-разрешительной системы, следовательно, и количества сотрудников правоохранительных органов. А тут еще немалые расходы на лечение огнестрельных ран у населения, медстраховки и прочее. По копеечке, но если сложить накапает немало.

Где твой черный пистолет. Немного о легализации оружия... Оружие, Самооборона, Полиция, Легализация, Общество, Рассуждения, Мысли, Длиннопост

Выгодоприобретатели, конечно, наши оружейники. Да, тут бабла можно срубить нормально. Но они вроде и так не бедствуют. Хотя, конечно, ВПК – наша надежда и опора.


Польза? Ну, в общем-то, может быть. Иногда игрушка позволит отбиться от всякой неискушенной сволочи. Полезна при защите своего дома. Крайне полезно в ситуациях вроде чеченской начала девяностых, когда озверевшие националисты идут убивать «русских оккупантов», тут стволы – это крайняя возможность спасти себя и семью или хотя бы погибнуть с честью, а не зарезанным одуревшими от крови дикарями бараном. Хотя, к счастью, таких болевых точек в нашей стране давно уже не видать…


В общем, если все взвесить, так не нужны нам такие эксперименты. Вроде, жизнь сейчас спокойная, в целом достойная. Ну, зачем ее взрывать и лить кровь?


P.S. ссылку на первоисточник указать не могу - ресурс запрещён на Пикабу.

Показать полностью 3
5360

Достигнуто включение/выключение любого гена в геноме

Достигнуто включение/выключение любого гена в геноме Наука, Генетика, Медицина

1. По выбору любого;

2. Включение/выключение без редактирования вообще, без изменения одной буквы в ваших драгоценных хромосомах;

3. И ещё и полностью обратимое - включенный ген может быть позже выключен во всём организме, и наоборот;


В Cell статья вышла 29 апреля, но он-лайн она с 9-го, и всё это время я ждала, что вот сейчас взорвутся небеса, и про это начнут орать из каждого утюга. Это достижение, которое далеко перекрывает оригинальный CRISPR, вот теперь всё - Век Биологии всё-таки начинается. Полный контроль эпигенетики человека и других видов.


Но ничего так и не началось, поэтому просто сообщаем:


Ученые работают над различными модификациями CRISPR. И каждая следующая настолько фантастична и с такими новыми возможностями, что даже трудно аналоги подобрать в физическом мире. Сравнить с временем начала автомобилей?


Если с автомобилями, то это как если бы вместе с автомобилями, которые ездят по дорогам, и прям в тот же год, началось фонтанирующее создание машин, ездящих по воде, летающих по воздуху, и прогрызающих туннели глубоко под землей. Больше сказать в 2х словах не умею.


* * * *


Кроме того:


1. Можно выключать/включать энхансеры (Это очень важно: в геноме человека только ~23,000 генов, но свыше 1,000,000 энхансеров. ЛЮБОЙ ЭНХАНСЕР В НАШИХ РУКАХ ТЕПЕРЬ.);


2. Можно выключать/включать множество генов одновременно - полное бинарное программирование, как у микросхем;


3. Включенные/выключенные гены остаются в положениях on/off на сотни поколений, и после дифференцировки из стволовых во взрослые клетки. То есть, сохраняются все преимущества жесткого редактирования текста, но геном остается без малейших изменений;


Ссылки:
1. Genome-wide programmable transcriptional memory by CRISPR-based epigenome editing

2. Рисунок - Jennifer Cook-Chrysos/Whitehead Institute

Показать полностью
2126

Создана технология выращивания неотторгаемой печени для пересадки

Создана технология выращивания неотторгаемой печени для пересадки Медицина, Печень, Органы, Умершие, Труп, Наука, Копипаста

Ученые из Бразилии представили весьма оригинальный способ восстановления органов от умерших людей. Избавляясь почти от всего содержимого ткани, кроме «каркаса» — внеклеточного матрикса, они решили сразу две проблемы современной трансплантологии — воссоздали функциональность ткани и исключили риски отторжения нового органа.


Первые результаты ученые из Университета Сан-Паулу продемонстрировали на моделях печени крыс, пишет EurekAlert. Их подход основан на двух методах биоинженерии тканей, разработанных в последние годы для создания новых органов для трансплантации.


Суть метода заключается в обработке органа умершего донора специальными растворами для удаления всех клеток. Когда остается только внеклеточный матрикс с прежней структурой и формой органа его заселяют новыми клетками — от будущего реципиента органа.


Такой подход позволяет решить две основные проблемы современной трансплантологии. Во-первых, ученые получают возможность использовать больше органов, которые в настоящее время считаются непригодными для пересадки. Во-вторых, не менее важно, что новый метод избегает нежелательных реакций иммунной системы и рисков отказа органа в долгосрочной перспективе.


«Орган не будет отторгаться, поскольку содержит собственные клетки пациента. По этой же причине нет необходимости использовать иммунодепрессанты», — пояснила автор работы Майяна Зац.


Когда ученые стали тестировать новый подход на моделях печени крыс, то дополнительно между первой и второй стадией обогатили внеклеточный матрикс белками SPARC и TGFB1, которые участвуют в процессе пролиферации клеток и образовании новых кровеносных сосудов. Это решило проблему недостаточной клеточной адгезии после «зачистки», а также необходимости формирования новых сосудов для нормальной функции органа.


«Обогащение внеклеточного матрикса этими молекулами делает орган более похожим на здоровую печень», — пояснили авторы.


В результате они вырастили новый функциональный орган в инкубаторе, моделирующем условия организма, в течение пяти недель.


В настоящее время команда изучает возможности для использования и выращивания таким образом клеток печени человека. Между тем технология может быть адаптирована для производства других органов, включая легкие, сердце и кожу.


Ранее ученые из США представили другую стратегию для использования непригодных органов для трансплантации. Эксперименты показали, что органы от старых доноров можно принять, если предварительно омолаживать их сенолитиками.


Отсюда

Показать полностью

Samsung Galaxy Tab A 9.7, SM-P550 ищу кастомную прошивку

Доброго времени суток уважаемому Сообществу.

Имеется речённый в заголовке поста, девайс. В исполнении WIFI, то есть - без слота для сим-карты.
Обзор характеристик тут
Особенности: данный девайс в 2018 году раздавался на какой-то презентации в Корее (Южной есессно) в качестве подарка. И, видимо для понта, девайс отличается от серийных моделей 3 гигами ОЗУ. Также, в отличие от серийных моделей, сей девайс имел возможность обновиться до Андроид v7.1.1. Вроде мелочь - а понты...:-)
Суть запроса: разыскивается кастомный (без gAPP`сов) ром прошивки любой версии Андроида.
Главное: чтобы при прошивке не терялась поддержка "пера" SPen.
На XDA есть порт Lineage 16 под этот девайс, но там сам автор порта пишет, что SPen - не работает. А по-роду эксплуатации девайса, наличие стила - критично.

На девайсе уже разблокирован загрузчик. Есть возможность накатить любую версию кастомного рекавери.
Если у кого есть прошивка для этого девайса, или кто знает где поискать - поделитесь пожалуйста.

Заранее всем благодарен :-)


P.S. На 4pda уже искал - нету

25

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием Оружие, Бронетехника, Экипировка, Арктика, Новости, Длиннопост

Фото: РИА Новости / Павел Львов


МОСКВА, 22 мар — РИА Новости, Николай Протопопов. Высокая проходимость, точность стрельбы, способность действовать там, где обычная боевая техника попросту не выживает, — в России готовятся принять на вооружение самоходную артиллерийскую установку "Магнолия". Эти пушки передадут арктическим подразделениям, выполняющим задачи в экстремальных климатических условиях. О новейшей САУ и другом уникальном оснащении баз в Заполярье — в материале РИА Новости.


Особые требования

О новой самоходке для подразделений, базирующихся в районах Крайнего Севера, стало известно еще в 2017-м. Тогда в Минобороны заявили, что 120-миллиметровую "Магнолию" поставят на шасси бронированного двухзвенного гусеничного транспортера.


Опытные образцы проходят предварительные испытания, уже показавшие, что установка может эффективно действовать на нестабильных грунтах, в том числе на заболоченной и заснеженной местности. А двигатель бесперебойно работает при чрезвычайно низких температурах.

Проект разрабатывали специалисты ЦНИИ "Буревестник" в рамках опытно-конструкторской работы "Набросок". Помимо САУ, предполагается выпуск целого семейства высокомобильного артиллерийско-минометного вооружения на различных шасси специально для боевых действий на Севере.


Технические характеристики "Магнолии" частично раскрыли на форуме "Армия-2019". Тягач — 27-тонный гусеничный бронированный вездеход ДТ-10ПМ "Витязь" грузоподъемностью более десяти тонн с 800-сильным дизелем. Скорость — до 45 километров в час, преодоление водных преград — до шести километров в час. Дальность без дозаправки — около 700 километров. Экипаж — четыре человека, боевое отделение расположено в задней секции.

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием Оружие, Бронетехника, Экипировка, Арктика, Новости, Длиннопост

Фото: РИА Новости / Министерство обороны РФ

Двухзвенный гусеничный транспортер во время испытаний новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники в условиях Арктики


Комбинированное полуавтоматическое нарезное орудие сочетает функции гаубицы и миномета. Располагает широкой номенклатурой боеприпасов, в том числе стреляет снарядами от САУ "Нона". Также можно использовать управляемые "Китолов-2", предназначенные для уничтожения легкобронированной техники и инженерных сооружений. Благодаря системе лазерного полуактивного самонаведения вероятность точного попадания в неподвижную цель без пристрелки близка к единице.


Боезапас — 80 снарядов. Орудие достает цели осколочно-фугасными боеприпасами на дальности более восьми километров, управляемыми — до десяти. Скорострельность — десять выстрелов в минуту.

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием Оружие, Бронетехника, Экипировка, Арктика, Новости, Длиннопост

Фото : АО ЦНИИ "Буревестник"

САУ "Магнолия"



"Панцирь" Арктики

Основные задачи "Магнолии" — уничтожение объектов противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, ракетных установок, бронетехники, фортификационных сооружений, десантных средств и живой силы противника.


Впрочем, перспективная САУ — далеко не единственный образец боевой техники, предназначенной для суровых климатических условий Арктики.


Например, для частей ПВО разработали арктическую версию зенитного ракетного комплекса "Панцирь". Этот ЗРПК хорошо зарекомендовал себя в нескольких военных конфликтах, однако для Крайнего Севера в конструкцию внести несколько существенных изменений.


Боевую часть "Панцирь-СА" разместили на том же бронированном тягаче "Витязь", но отказались от зенитного автомата, так как при экстремально низких температурах эффективность стрельбы из него серьезно падает. Вместо пушки добавили шесть дополнительных ракетных пусковых установок с радиусом действия до 20 километров.


Еще одно средство противовоздушной обороны с увеличенной проходимостью — ЗРК "Тор-М2ДТ", принятый на вооружение летом минувшего года. Эта техника может работать при температуре ниже минус 50 градусов, двигаться по сильно пересеченной местности и преодолевать водные преграды. Комплекс базируется на двухзвенном бронированном вездеходе. В головном звене — модуль жизнеобеспечения экипажа, а пусковая установка — сзади, во втором модуле.

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием Оружие, Бронетехника, Экипировка, Арктика, Новости, Длиннопост

РИА Новости / Виталий Тимкив

Арктические комплексы ПВО "Тор-М2ДТ" на базе вездехода ДТ-30 на территории 726-го учебного центра войсковой ПВО в городе Ейске


Тактико-технические характеристики такие же, как у обычного "Тора". Он поражает все типы воздушных целей: самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, управляемые боеприпасы и малоразмерные беспилотники на дальности до 16 и высоте до 12 километров. Боезапас — 16 зенитных ракет, стартующих с интервалом 2,5 секунды. Причем "Тор" работает по принципу "одна ракета — одна цель", что подтверждает его высочайшую точность.


Для боевых действий на земле арктическим подразделениям поставляют модернизированные танки Т-80БВМ, а также гаубицы, базирующиеся на бронетранспортерах МТ-ЛБ.

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием Оружие, Бронетехника, Экипировка, Арктика, Новости, Длиннопост

РИА Новости / Владимир Песня

Зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-СА"


Средства доставки

Перемещаются военнослужащие арктической группировки также на специально подготовленной технике. Например, вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Одна из особенностей такой "восьмерки" — подогрев агрегатов маслосистемы и трансмиссии, двигатели без проблем запускаются даже при минус 60. Грузовая кабина винтокрылой машины тоже с подогревом.


Дальность полета арктического Ми-8 с дополнительными топливными баками превышает 1400 километров, а в воздухе машина может находиться более семи часов.


На земле военнослужащие используют и хорошо известные "мотолыги", но с особыми гусеницами, у которых давление на грунт всего 0,28 килограмма на квадратный сантиметр, меньше, чем у пешехода.


Есть снегоболотоходы с огромными шинами сверхнизкого давления. На них военные проводят разведку местности, прокладывают маршруты, оценивают ледовую обстановку, сопровождают колонны боевой техники.


Кроме того, солдаты и офицеры передвигаются на снегоходах с отапливаемой кабиной, приспособленных к экстремально низким температурам полноприводных грузовиках "Урал" и КАМаз, катерах на воздушной подушке. В некоторых подразделениях используют даже собачьи или оленьи упряжки — древнейший транспорт, способный пройти там, где застрянет самый подготовленный вездеход.


Безусловно, арктические подразделения получают и спецобмундирование. Стандартный комплект одежды состоит из около 20 элементов. Экипировка выполнена из многослойного материала, очень теплая, мало весит и не стесняет движений бойца.

"Уже испытали": Россия защитит северные территории необычным оружием Оружие, Бронетехника, Экипировка, Арктика, Новости, Длиннопост

РИА Новости / Павел Львов

Учения Печенгской бригады Северного флота на арктических вездеходах "Алеут"


Источник


P.S. От ТС: Не нашёл более подходящего Сообщества. Буду благодарен @moderator, если поможет правильно разметить материал

Показать полностью 5
348

Над популяцией веганов нависла угроза

Над популяцией веганов нависла угроза Веганы, Корова, Корм для животных, Газы, Метан, Потепление, Глобальное потепление

Рост популяции веганов в мире сейчас напрямую связан с медийной истерикой обслуживающей "глобальное потепление". "Зеленые" демоны гнобят любое производство и технологию, которая оставляет так называемый "карбоновый и метановый след". А животноводство, по мнению "зеленых", дает около 10% выбросов метана, который генерирует деятельность человечества в атмосферу. Так что активисты климатических кампаний призывают людей есть меньше мяса, натурального молока и гробить свое здоровье. Но коварные мясоеды нашли выход.


Коровы и другие жвачные животные, такие как козы и овцы, непрерывно отрыгивают содержимое желудка в течение дня, переваривая пищу в рубце, в одном из отделов желудка. Рубец является домом для миллионов микробов, которые помогают ферментировать и расщеплять пищу с высоким содержанием клетчатки, такую как трава и сено. Эта ферментация производит газы и в том числе метан.


Для того что бы снизить количество выделяемого метана при переваривании пищи, ученый-агроном из Калифорнийского университета в Дэвисе экспериментировал с различным добавками в корма животным. В итоге выяснилось, что добавление морских водорослей - это самый эффективный метод уменьшения выбросов газов, избавляющий коров и других жвачных животных от отрыжки и метеоризма.


Тестирование добавок в кормах для крупного рогатого скота не новость. Например, английские ученые добились успеха с добавками карри, но оказалось, что коровы эту приправу добровольно есть наотрез отказывались.


Морские водоросли то же не очень понравились животным, но когда к водорослям добавили немного патоки, пищевая добавка была съедена с большим аппетитом.


Два года исследований показало, что добавки из морских водорослей Asparagopsis taxiformis снижают выделение метана у дойных коров, а слепой тест на вкус молока показал, что он не влияет на выработку и вкус молока у жвачных животных. Последнее исследование, на этот раз на мясном скоте, также не обнаружило разницы во вкусе мяса животных, потребляющих морские водоросли. Всего 2 процента морских водорослей в корме для крупного рогатого скота могут снизить отрыжку и метеоризм у жвачных животных на 99 процентов.


На данный момент ученый-агроном из Калифорнийского университета недавно получил грант в размере $ 500 000 на обустройство устойчивого животноводства в Эфиопии и Буркина-Фасо, где молочный скот дает от 5 до 10 литров молока в день по сравнению с 45 литрами, которые могут давать коровы в Калифорнии. Там и будет проведено массовое тестирование новинки на животных и местном населении.


Афтершок

Показать полностью
1584

Лучшее средство от налетов люфтваффе гусеницы советских танков

Лучшее средство от налетов люфтваффе гусеницы советских танков История, Вторая мировая война, Биография, Копипаста, Рассказ, Длиннопост

26 декабря 1895 года в селе Верхняя Якушка Симбирской губернии родился Василий Михайлович Баданов.


Смышленый парень закончил учительскую семинарию, а в 1915 году попал в Чугуевское военное училище.


Во время I мировой войны в боях на Юго-Западном фронте поручик Баданов получил опыт командования взводом и ротой.


Вернувшись с фронта он учительствовал, а в 1919 году записался добровольцем в РККА. Гражданскую войну закончил в должности начальника штаба стрелковой бригады.


В начале марта 1941 года полковника Баданова назначили на должность командира 55-й танковой дивизии.


В конце 1942 года в Берлине поняли, что окруженной в Сталинграде армии Паулюса скоро придет полный «капут». Буквально на коленке генштаб сухопутных сил вермахта состряпал операцию с громким названием «Винтергевиттер» (Зимняя гроза). На роль «ледяного громовержца» фюрер утвердил новоиспеченного генерал-фельдмаршала Манштейна.


Наше командование ждало деблокирующего наступления вермахта, но не на южных, а на западных рубежах.


12 декабря 1942 года немцы начали наступление. Моторизированные части противника пробив брешь в обороне 302-й стрелковой дивизии ринулись в прорыв. Через 8 дней наступления, группа армий «Дон» вышла к реке Мышковка (Мышковая), от которой до ставки Паулюса было рукой подать. Немцам оставалось пройти 35 км., но их нужно было еще пройти.


К этому времени измотанные в боях войска Манштейна потеряли две с половиной сотни танков и 60% мотопехоты.


Гитлер приказал Паулюсу любой ценой держаться в Сталинграде. Боеприпасы, одежду и провизию окруженной 6-й армии люфтваффе доставляли с аэродрома расположенного под станицей Тацинской.


Чтобы исключить риск объединения войск Манштейна и Паулюса командующий Юго-Западного фронта Николай Федорович Ватутин приказал 24-му танковому корпусу под командованием Баданова устроить у немцев в тылу глобальный шухер, такой чтобы они и думать забыли о деблокировании армии Паулюса.


То что корпус с легкостью прорвется через позиции 8-й итальянской армии (Armata Italiana in Russia) ни у кого особых сомнений не было, а все остальное укладывалось в призрачное понятие «разведка боем». Командование поставило перед Бадановым две основные задачи: разгромить тацинский аэродром противника и закрепившись в районе станицы сковать силы немцев оборонительными боями.


К началу рейда танковый корпус Баданова входили три танковых (91 танк Т-34 и Т-70), одна мотострелковая бригады, зенитно-артиллерийский полк и минометный дивизион.


19 декабря 1942 года Василий Михайлович повел корпус в прославивший его поход.


Итальянские части увидев такое количество русских танков оставили позиции и бросились в тыл. Офицеры срывали знаки отличия и прятались в запорошенных снегом стогах сена, или зарывались в сугробы. Танки давили противника гусеницами и шли по снегу оставляя кроваво красные следы. На этом участке фронта у немцев не оказалось дополнительных сил, способных предотвратить дальнейшее стремительное продвижение 24-го корпуса.


За 5 дней сметая все на своем пути корпус прошел 240 километров, 8-я итальянская армия по факту прекратила свое существование.


Серьезное сопротивления наступающих ждало на подходе к станице Тацинской.


24 декабря в 7:30 залпы «Катюш» накрыли немецкий аэродром. Командующий VIII авиационным корпусом люфтваффе генерал Мартин Фибиг (в 1947 году будет повешен по приговору югославского суда) под разрывами реактивных снарядов позорно бежал на своем личном самолете.


После артподготовки в шлемофонах танкистов раздался голос комкора: «Всем экипажам - ТРИ ПЯТЕРКИ». Услышав приказ танки ринулись на аэродром.


Танкисты видели как в зареве пожарищ мечутся охранники, техники и пилоты.


Один Ju 52 попытавшись взлететь врезался в нашу тридцатьчетверку. Во время разбега на рытвинах взлетной полосы сначала сломал «ноги» Ju 87, а затем бомбардировщик He 111.


Через 12 часов Василий Михайлович доложил командованию, что аэродром разгромлен, бригада закрепилась в районе станицы. В тот день танкисты уничтожили 50 самолетов противника.


Узнав, что 6-я армия лишилась воздушного обеспечения с аэродрома под станицей Тацинской, немцы стали молотить по позициям 24-го корпуса всем, что у них было в наличии. 11-я и 6-я танковые дивизии Манштейна, при поддержке дальнобойной артиллерии и авиации атаковали корпус с флангов,.


К 25 декабря в корпусе осталось 39 «тридцатьчетверок» и 19 «семидесяток». На следующее утро к корпусу просто каким-то чудом пробились 7 грузовиков с боеприпасами и столько же топливных заправщиков. В этот же день Москва передала приказ о присвоении 24-му корпусу звания «Гвардейский».


До 27 декабря гвардейцы сражались в окружении. Попытки двух советских моторизированных корпусов пробиться к Баданову потерпели провал.


28 декабря Василий Михайлович Баданов вывел остатки корпуса из окружения.


За время рейда его бойцы перебили 12 000 немецких солдат и офицеров, взяли в плен 5 000 фрицев, сожгли 90 танков, 50 самолетов, уничтожили 10 артиллерийских батарей (106 орудий).


После этого рейда в РККА появилась поговорка, что лучшим средством от налетов люфтваффе являются гусеницы советских танков.


За проявленное мастерство управления корпусом Сталин приказал наградить Баданова орденом Суворова 2 степени за номером ОДИН.


В марте 1944 года генерал-лейтенант Баданов в ходе Проскуровско-Черновицкой операции был тяжело ранен.


После Победы Герой окончил академические курсы при «Высшей военной академии им. Ворошилова» и был назначен на должность начальника управления военно-учебных заведений бронетанковых и механизированных войск Советской Армии.


В 1953 году по состоянию здоровья Василий Михайлович уволился в запас.


1 апреля 1971 года генерал Баданов скончался и был погребен на Новодевичьем кладбище



Отсих

Показать полностью
426

Диарея американских солдат и «секретное оружие» Гитлера

Диарея американских солдат и «секретное оружие» Гитлера Вторая мировая война, Армия США, Батончик, Еда, Юмор, Рассказ, История, Военная история

Незадолго до II мировой войны в сухпайке американских солдат появился шоколадный батончик «D-Bar».


Выставляя техзадание на изготовление «армейского батончика» американские вояки выдвинули для «пищевиков» 4 обязательных условия:

- вес изделия не должен превышать 114 грамм;

- одна порция должна обладать «убойной» энергетической ценностью;

- шоколад должен с легкостью выдерживать условия жаркого климата;

- батончик должен быть не вкусным, поскольку его основная цель быстро утолить голод солдата.


Заказ получила небезызвестная американская корпорация «Hershey Chocolate Corporation»


Изготовленный испытательный образец батончик содержал 600 калорий, и не таял на солнце, поскольку помимо какао в его состав входила овсяная мука. Он был не только горьким, но и твердым как камень, солдат решивший с лету его откусить, мог легко остаться без зубов. От воздействия внешней среды «лакомство» было защищено картонной коробкой обработанной воском, фольгой и целлофаном.


Краткая инструкция на упаковке гласила:

«Необходимо есть медленно (примерно в течение получаса). Можно, раскрошив, растворить в чашке с кипящей водой и использовать в качестве напитка».


Если проголодавшийся солдат ухитрялся быстро проглотить батончик, его ждала лютая диарея. Судя по тому, что вскоре спец шоколад стали называть «Секретное оружие Гитлера», «торопыг» в армии США было изрядное количество.


После того как разработчики стали получать о своем изделии негативную информацию, они передали воякам новинку - «Tropical Bar» (батончик тропический). Солдаты тут же его прозвали «Dysentery Bar» (Батончик Дизентерийный).


В Европе янки с удовольствием обменивали у несведущих аборигенов «дизентирийные батончики» на алкоголь, табак и недорогие безделушки.



UPD: К посту есть вопросы #comment_195594059

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!