myironcomp

myironcomp

Официальный аккаунт IT-сообщества Мой компьютер вконтакте. Мы на YouTube - https://youtube.com/c/myironcomp
пикабушник
288К рейтинг 3379 подписчиков 343 комментария 418 постов 140 в горячем
8 наград
самый комментируемый пост недели 5 лет на Пикабу самый комментируемый пост недели лучший авторский пост недели лучший пост недели лучший длиннопост недели более 1000 подписчиков самый сохраняемый пост недели
4

Практические советы по использованию SSD

Привет Пикабу! Многие считают твердотельные накопители эдакими быстрыми жесткими дисками, однако нужно понимать, что принициы их работы существенно отличаются. Так что те операции, которые можно и нужно проводить над HDD, могут быть бесполезны и даже вредны для SSD, с егодня мы и поговорим о практических советах по использованию твердотельных накопителей. Как всегда - текстовая версия под видео.

Не нужно выполнять полное форматирование SSD


Как мы все знаем, в Windows есть два типа форматирования — это быстрое и полное. Первое по сути отчищает таблицу файловой системы и помечает пространство на диске как неиспользуемое. При этом физически данные с накопителя не удаляются, и в теории их можно восстановить. Полное же форматирование записывает во все ячейки накопителя нули. Да, этот процесс долгий, зато он минимизирует шансы на восстановление данных с диска.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Но это работает с жесткими дисками, с SSD все происходит иначе. В случае с быстрым форматированием система посылает твердотельному накопителю специальную команду TRIM. Она указывает SSD, какие блоки данных больше не несут полезной нагрузки и их можно не хранить физически. Собственно, такая команда посылается и при обычной работе системы — например, после удаления программы. Более того, многие современные SSD умеют чистить сами себя.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Так что в случае с твердотельным накопителем быстрое форматирование играет роль полного: система посылает TRIM с указанием очистить все ячейки, чем и занимается контроллер SSD.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Так что полное форматирование в данном случае как минимум избыточно, а как максимум даже вредно, ведь вы по сути уменьшаете суммарный объем данных, который гарантированно можно записать на накопитель, ровно на емкость последнего.


Старайтесь не заполнять SSD данными под завязку


Современные твердотельные накопители в основном используют ячейки памяти под названием MLC, TLC и QLC. Первый тип может хранить по два бита на ячейку, второй — по три, а третий аж по 4. Чем больше битов получается хранить в каждой ячейке, тем больше оказывается объем каждого чипа и тем дешевле он обходится в производстве. Но, с другой стороны, скорость доступа к нужной информации в таком случае ощутимо падает, поэтому дорогие SSD обычно используют память MLC.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Однако многие производители твердотельных накопителей пошли на хитрость и стали использовать так называемый SLC-кэш, то есть записывать в многобитовые ячейки лишь 1 бит. Разумеется, это резко поднимает скорость работы с такой ячейкой, однако и в разы уменьшается емкость самого SSD.

Поэтому под быстрый SLC-кэш выделяется лишь небольшая область накопителя в несколько десятков гигабайт. При обычной работе ее вполне хватает, и скорость записи на SSD резко повышается. Однако, разумеется, чтобы SLC-кэш на диске все же был, на нем должно быть свободное место. Так что не стоит забивать твердотельник под завязку — в таком случае скорость записи на него может упасть в разы.

Дефрагментация SSD не имеет смысла


Когда системе нужно записать на накопитель большой файл, она старается сделать это одним куском. Это действительно имеет смысл в случае с жестким диском: каждый перенос его головки в другое место для продолжения чтения или записи — это задержка до нескольких десятков миллисекунд. Поэтому и была изобретена дефрагментация: с ее помощью система упорядочивает данные на диске, чтобы все файлы по возможности были записаны одним куском.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Разумеется, в SSD никаких механических частей нет, и переход от одного части файла к другой происходит практически мгновенно. Поэтому дефрагментация здесь опять же не имеет смысла, более того — такая массивная перезапись данных опять же уменьшит ресурс твердотельного накопителя.


Старайтесь подключать SSD через новые версии интерфейса SATA


В случае с жесткими дисками мы даже не задумываемся над тем, через какой интерфейс SATA его юзать — просто подключаем в первый попавшийся и все. Это и понятно — даже SATA1 20-летней давности дает скорости на уровне 150 МБ/c, чего с головой хватает даже для современных HDD. Но, разумеется, с SSD все сложнее: даже недорогие модели обеспечивают скорости последовательного чтения и записи на уровне 300-400 МБ/c, так что для их полного «раскрытия» уже нужен SATA3.

Конечно, в современных ПК SATA2 или тем более SATA1 вы не найдете, однако хватает старых платформ, пользователи которых хотят их взбодрить. И в таком случае внимательно изучите мануал к плате — нередко на переходных решениях были как SATA2, так и SATA3. SSD, разумеется, нужно пихать к последним.

При этом неверно думать, что через тот же SATA1 твердотельник не даст ощутимого прироста в сравнении с HDD. Последовательные запись и чтение больших файлов — не самая реалистичная нагрузка. В основном важна так называемая мелкоблочная нагрузка, а ее скорости у SSD редко превышают сотню мегабайт в секунду, что вполне укладывается в спецификации SATA1 и на порядок, а то и два больше, чем аналогичные скорости у HDD. Так что оживить твердотельником можно даже совсем старую систему.


Нет смысла брать для игр дорогие и быстрые NVMe SSD


В сборки среднего уровня и выше почему-то стало принято ставить так называемые NVMe SSD, скорость последовательного чтения и записи на которые нередко превышает пару гигабайт в секунду, что в разы быстрее, чем у лучших SATA твердотельников. Означает ли это, что игры также будут грузиться в несколько раз быстрее? Вообще нет. Разница в реальной скорости загрузки современных проектов — доли секунды. Почему так?

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Да потому что, во-первых, современные движки рассчитаны в том числе и на PS4 и XO, в которых стоят жесткие диски, а, во-вторых, нередко слабым звеном при загрузке игр выступает отнюдь не накопитель, а, например, процессор или ОЗУ.

В любом случае, в ближайшие 3-4 года будет «переезд» движков с HDD на SSD, и лишь после этого вы возможно почувствуйте прирост скорости загрузки игр на NVMe накопителях. А пока что, если вы раздумываете, какой накопитель брать под игры, емкий SATA или быстрый NVMe — лучше выберите первый.


Даже в случае со старыми системами имеет смысл использовать SSD


В народе бытует мнение, что если система изначально не умела работать с SSD, то она их убивает. Это относится к Windows Vista, XP и более старым системам, не имеющим поддержку TRIM. На деле это, конечно же, не так. В самом худшем случае, если накопитель не умеет чистить сам себя, после «забивания» его данными новая информация будет не писаться в свободные ячейки, а перезаписываться. В случае с HDD это абсолютно не важно и не влияет на скорость записи.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

В случае с SSD скорость может существенно упасть, но все еще твердотельный накопитель будет быстрее лучших жестких дисков, и старые ОС будут просто летать. Ну и разумеется на время жизни SSD это никак не повлияет.


Не стоит переносить файл подкачки с SSD на жесткий диск


Нередко мы используем SSD под систему, а в роли «файлопомойки» выступает HDD. Windows, будучи установленной на твердотельник, размещает на нем и файл подкачки, и файл гибернации, при этом нередко активно использует их, тем самым уменьшая ресурс накопителя. Отсюда возникает вполне логичное желание перенести их на жесткий диск, однако делать это не стоит.

Практические советы по использованию SSD SSD, Жесткий Диск, Видео, YouTube, Компьютер, Длиннопост

Во-первых, если у вас небольшой объем ОЗУ и вы часто используете его весь, то вы точно ощутите всю медленность файла подкачки на жестком диске. Во-вторых, реальный объем этого файла обычно составляет 2-8 ГБ — достаточно незначительные цифры, чтобы ощутимо увеличить износ SSD. Так что не стоит переносить файл подкачки с твердотельника, наслаждайтесь максимальными скоростями работы системы.


На связи был МК - до скорых встреч

Мой Компьютер - специально для Пикабу

Показать полностью 7
-19

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года

Привет Пикабу! 2020 подходит к концу, больше никаких крупных анонсов CPU не состоится, поэтому давайте подведем итоги уходящего года. Как всегда - текстовая версия под видео.

Минимальнейший игровой уровень — Athlon 200GE


Выпуская 10-ти и даже 16-ядерные процессоры производители отлично понимают, что в массе своей пользователи будут брать решения среднего или низкого ценового сегментов хотя бы потому, что таких CPU более чем хватает для обычной работы и игр.

Так что самым-самым низким игровым уровнем можно считать 2-ядерный 4-поточный AMD Athlon 200GE. Да, этот процессор не нов, ему пара лет и он базируется на архитектуре Zen вместо более новых Zen 2 и тем более Zen 3. К тому же у него не самая высокая частота — всего около 3 ГГц без возможности разгона.

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года Процессор, Игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Но все это перекрывает низкая цена — найти такой камешек можно всего за 3 тысячи рублей, и за эти деньги у него просто нет конкурентов: так, за схожие 2-ядерные 4-поточные Intel Pentium придется отдать на тысячу, а то и две больше. К тому же такой CPU абсолютно не требователен и отлично работает на платах с чипсетом A320. Там нет разгона, скажете вы? А Athlon его и не поддерживает.

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года Процессор, Игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Разумеется, не стоит ожидать от такого процессора многого, и поиграть в тот же Battlefield 5 на карте с 64 игроками у вас получится разве что с постоянными секундными фризами. Но большая часть игр до 2016 года и различные киберспортивные проекты типа Dota 2 и CS: GO пойдут на нем без всяких проблем, что делает его топом за свои деньги.

Базовый игровой уровень — Ryzen 3 3100 vs Intel Core i3-10100F


Да, в конце 2020 года базовым уровнем для игр можно считать 4-ядерные процессоры с 8-потоками. Разумеется, большинство игр запустится на 4-ядерных камнях без гипертрединга, и даже на 2-ядерных CPU с оным также получится поиграть в самые простые или старые проекты. Но, если вы хотите добиться стабильных 60 fps без фризов, лагов и непрогруженных текстур, придется привыкать к формуле 4 ядра и 8 потоков.


И здесь на нашу виртуальную арену выходят два соперника: в красном углу ринга стоит Ryzen 3 3100, в синем — Core i3-10100F. На деле они максимально схожи: 4 ядра с гипертредингом, частота около 4 ГГц, отсутствие видеоядра и цена около 7.5-8 тысяч рублей. Основные различия идут в архитектуре — решение от AMD базируется на более новой 7 нм Zen 2, в отличие от старого 14 нм Skylake у Intel. Также нужно помнить, что камень от «красных» можно разогнать.

В целом, Core i3-10100F для игр выглядит интереснее: он показывает отличные результаты даже с простой ОЗУ DDR4-2666, выступая в среднем на 3-5% лучше Ryzen 3 3100 с несколько более дорогой памятью на 3200-3600 МГц. Разгон CPU от AMD позволяет тому сократить разницу или вообще добиться паритета, но в таком случае «красная» сборка выйдет дороже, так как придется переплатить за плату на чипсете B450 вместо более простого A320, а также за более быструю память.

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года Процессор, Игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Так что если вы хотите получить базовый уровень для игр здесь и сейчас, имеет смысл остановиться на Core i3-10100F вместе с простой платой на чипсете H310 с 16 ГБ ОЗУ DDR4-2666.


Достаточный уровень для современных игр: Ryzen 5 3600 vs Core i5-10400F


Если вы хотите комфортно поиграть в современные игры, нередко достигая сотни fps, без всяких затупов и с быстрыми загрузками, то стоит посмотреть на современные 6-ядерные решения с 12-потоками. Увы, быстрые 6 ядер стоит скорее отнести к предыдущему сегменту: да, тот же Core i5-9400F был хорош, но запаса на будущее у него маловато, и нередко все ядра будут долбиться в сотку.

Так что стоит посмотреть на Ryzen 5 3600 и Core i7-8700… ой, то есть Core i5-10400F. Оба процессора имеют 6 ядер с гипертредингом, опять же частоту около 4 ГГц и отсутствие видеоядра, которое в игровых ПК банально не нужно и переплачивать за него нет смысла. Плюшки у Ryzen все такие же — это более новая архитектура и возможность разгона.

Если брать цены, то все становится еще интереснее: за Core i5 придется отдать около 14-15 тысяч рублей — это на пару тысяч дешевле, чем за Ryzen 5. Более того, «синий» CPU даже на стоковой памяти DDR4-2666 оказывается быстрее решения от AMD с памятью на 3200-3600 МГц, которая разумеется стоит дороже.


Что касается разгона, то тут ситуация интересная. С одной стороны, чтобы гнать память вам придется для Core i5 брать материнскую плату на Z490 чипсете, за решения на котором придется отдать от 10 тысяч рублей — почти вдвое дороже обычных досок на B460, которые способны нормально потянуть 6-ядерный CPU. При этом выигрыш от разгона ОЗУ до народных 3600 МГц будет в районе 5-10%, так что игра свеч не стоит.

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года Процессор, Игры, Видео, YouTube, Длиннопост

С другой стороны, для разгона как самого Ryzen 5, так и памяти для него, вполне хватит чипсета AMD B450, платы на котором стоит сравнимо с решениями на Intel B460, то есть для разгона переплачивать ни за что не нужно. Но все же такой оверклокинг в лучшем случае приблизит Ryzen 5 3600 к стоковому Core i5-10400F, так что лидером для игр тут снова является решение от Intel.


Как итог, достаточной для текущих игр сборкой можно назвать Core i5-10400F вместе с платой на чипсете Intel B460 и 16 ГБ ОЗУ DDR4-2666. И стоит забыть про разгон, который большого прироста вам все равно не даст.


Вы можете спросить — а где новый 6-ядерный 12-поточный Ryzen 5 5600X? Ответ — в другой ценовой категории: за него просят аж на 10 тысяч дороже, чем за Core i5, при этом в играх он быстрее максимум на 10%. Так что переплачивать за него смысла мало.


Процессоры для выкручивания всех ползунков направо: Core i7-10700KF vs Ryzen 7 5800X

Играете на 240 Гц мониторе? Уже заказали парочку RTX 3090? Всегда ставите в играх только ультра-настройки? Тогда вам точно нужны 8-ядерные процессоры с гипертредингом.

Да, на деле даже 12-поточные решения в современных играх чувствуют себя достаточно комфортно, нагружаясь обычно не больше чем на 70-80% даже в тяжелых проектах. Но чем выше fps — тем больше нагрузка на CPU, так что при киберспортивных кадрах в секунду 16-поточные решения все же будут слегка быстрее, а вот дальше масштабирование уже не идет от слова совсем: так, 12-ядерные 24-поточные процессоры могут быть даже медленнее из-за более низких частот под нагрузкой и плохой утилизацией современными играми такого числа ядер.

Так что топ жир для игр — это 8 ядер и 16 потоков, то есть Core i7-10700KF и Ryzen 7 5800X. И тут сложившуюся на рынке ситуацию можно назвать забавной, так как AMD и Intel поменялись местами: если раньше «синие» были дороже, но и лучше в играх, то теперь все ровным счетом наоборот. Так, Core i7-10700KF можно найти за 32-33 тысячи рублей, а официальная цена Ryzen 7 5800X, который вот-вот поступит в продажу в РФ, в среднем на 5 тысяч больше.


С другой стороны, для Intel придется брать плату на Z490 чипсете, ибо только на нем можно разгонять ОЗУ, и в случае с таким мощным камнем и желанием получить максимальный фреймрейт этим придется заняться. А вот для Ryzen можно взять плату и на чипсете AMD B550, которая обойдется на несколько тысяч дешевле, но также даст возможность побаловаться разгоном.

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года Процессор, Игры, Видео, YouTube, Длиннопост

В итоге ситуация интересная: да, в среднем сборка на Core i7 будет на пару тысяч дешевле, но и FPS в играх будет на 3-5% ниже. С другой стороны, мы говорим о ПК за сотню тысяч рублей, в которых вряд ли кто-то будет экономить. Поэтому однозначного лидера здесь нет, оба CPU дюже хороши.


Алл инклюзив: Core i9-10900K vs Ryzen 9 5900X


Пожалуй, это разумный максимум для игр, если вы хотите, например, параллельно их стримить через CPU в хорошем качестве и почти не терять FPS. Или, пока играете в Black Mesa, параллельно рассчитывать черные дыры на модели Большого адронного коллайдера. Или если планируете играть в пару игр одновременно. Короче говоря, 10 и больше ядер для игр нужны только в том случае, если вы хотите делать за компьютером сразу несколько тяжелых задач.


Если вам это не нужно, и параллельно с игрой вы максимум запускаете ролик на YouTube с ее прохождением — нет смысла переплачивать за такие камни, даже в самых тяжелых проектах они будут прохлаждаться, нагружаясь от силы на треть, максимум на половину.

В данной категории можно выделить два интересных CPU: это 10-ядерный 20-поточный Core i9-10900K и 12-ядерный 24-поточный Ryzen 9 5900X. Казалось бы, большее число ядер у решения от AMD должны сделать его ощутимо быстрее, но, как я уже объяснил, современным играм вполне хватает и 6 быстрых ядер с многопоточностью, все что выше дает минимальный прирост. В итоге, если брать чисто игры, то перевес у Ryzen 9 5900X оказывается всего на уровне 2-3%.

Лучшие процессоры для игр на конец 2020 года Процессор, Игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Но, с другой стороны, лишние 2 ядра точно не будут лишними при качественном стриминге через процессор. Получается, что Ryzen 9 5900X лучше Core i9-10900K? Да, и в том числе по цене: в среднем за десятиядерник от Intel просят от 45 до 48 тысяч рублей, и официальная цена на уже 12-ядерный Ryzen 9 5900X будет такой же. Так что в «алл инклюзив» сборке победа чисто за красными.


Стоит ли ждать каких-либо других CPU?


Скорее нет, чем да. Новые решения от AMD вышли достаточно мощными, пусть и дорогими, и следующее поколение придется ждать год, и оно будет уже на новом сокете с новой памятью, что опять же не будет стоить дешево. Но, скорее всего, через несколько месяцев дефицит на Ryzen 5000 пропадет и цены на него поползут вниз. С другой стороны, предсказать курс инвалют через пару месяцев не рискнет никто, так что ждать или нет — решать вам.

Также в первом квартале 2021 года Intel должна выпустить очередное поколение процессоров на 14 нм техпроцессе, но зато на новой архитектуре Rocket Lake, с поддержкой PCIe 4.0 и крутой интегрированной графикой Intel Xe. Утечки пока что выглядят фантастически — число ядер опустится до 8 штук, а вот частота может подняться до 5.5 ГГц, да и производительность на герц может ощутимо подняться.

Все это может сделать условный Core i9-11900K самым лучшим CPU для игр, но опять же вам придется ждать несколько месяцев и далеко не факт, что реальная разница в играх с тем же Core i9-10900K будет достигать хотя бы 10%, ибо современные проекты уже хорошо работают с многопоточными CPU и не так сильно завязаны на высокую одноядерную производительность. Поэтому я считаю, что ждать не стоит. А как считаете вы?


Мой Компьютер - специально для Пикабу!

Показать полностью 5
54

9 Мифов о термопасте

Привет Пикабу! Мы продолжаем развенчивать мифы о различных компьютерных комплектующих, и сегодня поговорим о хладомази, она же термопаста. Как всегда - текстовая версия под видео.

Миф №1. Термопасту нужно наносить на крышку процессора обязательно крестиком, кружком или звездочкой (нужное подчеркнуть, ненужное вычеркнуть).


Цель термопасты — эффективно передать тепло от горячего процессора или видеочипа к радиатору кулера, чтобы тот его рассеял. При этом теплопроводные свойства термопасты ощутимо меньше, чем у большинства металлов, но все же гораздо выше, чем у воздуха. Отсюда вытекает простой вывод: наносить термопасту нужно тонким ровным слоем без пустот.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Очевидно, что всякие художества на крышке процессора этого могут и не обеспечить: например, банальная капля в центре может оставить края CPU неприкрытыми, потенциально уменьшая площадь, с которой может забираться тепло, и тем самым увеличивая температуру камня. Про всякие кружочки, квадратики и прочие произведения искусства и говорить нечего — могут получиться пустоты вообще в центре крышки, а вы будете долго гадать, почему ваш процессор под мощной башней с дорогой термопастой греется до 100 градусов.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Так что если вы хотите избежать проблем с этим — найдите ненужную кредитку или другую пластиковую карту, и аккуратно размажьте термопасту тонким слоем по всей крышке. Долго, скажете вы? Ну, зато точно не придется вновь разбирать ПК из-за перегрева, дабы уже нормально нанести хладомазь.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Миф №2. Дорогая термопаста позволит сэкономить на кулере


Как я уже писал, цель термопасты — это эффективно передать тепло от крышки CPU радиатору кулера. Да, разумеется дорогие термопасты с более высокой теплопроводностью будут делать это лучше, но они никак не помогут охладить горячий камень, если не справляется сам кулер, так как именно последний отвечает за охлаждение.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Поэтому увы, но Arctic MX4 не поможет боксовому кулеру охладить Core i9 — сей кусок алюминия быстро нагреется и процессор начнет троттлить. Поэтому в любом случае берите охлаждение, максимальный уровень рассеиваемого тепла которого выше TDP вашего процессора.


Миф №3. Термопасты — это мировой заговор: что у процессора, что у радиатора контактные поверхности гладкие, так что хладомазь не нужна.


Гладкие они только для наших глаз, а вот под микроскопом они будут похожи на типичную российскую дорогу, всю в колдобинах и ямах. Поэтому если не использовать термопасту, то площадь контакта подошвы кулера и крышки процессора будет ощутимо меньше последней, а в пустотах между ними будет скапливаться воздух с очень низкой теплопроводностью. Термопаста для того и нужна, чтобы заполнить собой эти полости, ведь она передает тепло куда лучше, чем воздух.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Разумеется, если у вас стоит какой-нибудь Celeron под мощным суперкулером, то скорее всего даже небольшой площади контакта действительно хватит, чтобы охладить процессор. Но если мы берем реальные системы, то термопаста нужна в обязательном порядке — в противном случае вы рискуете получить под 100 градусов на CPU даже на рабочем столе.


Миф №4. Дорогие термопасты не нужны, я всю жизнь мажу КПТ-8 и проблем не знаю.


Все очень сильно зависит от процессора. Если у вас простой чип с 2-4 ядрами и низкими частотами, то поток тепла через крышку будет низок, и даже различные графитовые смазки вполне справятся с поставленной задачей. Но если мы берем различные Core i9 или Ryzen 9, которые имеют реальные TDP под нагрузкой нередко больше 200 Вт, неэффективная термопаста просто не сможет передать такой поток тепла с крышки на радиатор, из-за чего CPU будет греться больше.

Вот и получается, что в случае с дешевыми кулерами дорогая высокоэффективная термопаста не поможет, а в случае с мощными системами охлаждения дешевая термопаста все испортит. Насколько сильно? Разница может составлять до 4-5 градусов. Конечно, в играх это не критично, но например в рабочих задачах процессоры нередко могут греться до 90 градусов, и тут такая разница может быть фатальной.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Так что если учесть, что разница между граммовыми шприцами с дешевой и дорогой термопастами нередко составляет всего несколько сотен рублей, при сборке дорогого ПК уж точно не стоит экономить на хладомази.


Миф №5. Термопаста — прошлый век, нужно наносить жидкий металл.


Безусловно, жидкий металл крут, Т-1000 не подвержен механическому разрушению, его повреждённые части быстро восстанавливаются… Огнестрельное оружие и взрывчатые вещества против него оказываются бесполезными, а это не от туда.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Термоинтерфейс из жидкого металла плавится при температуре ниже комнатной, из-за чего вы в прямом смысле того слова можете держать в руках расплав. И разумеется его теплопроводные свойства нередко на порядок выше, чем у лучших термопаст — получается, что и температура процессора с ним должна быть ниже?

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Не совсем. Жидкий металл действительно снижает температуру там, где нужно передать большое количество тепла с маленькой площади — например, с кристалла процессора на крышку. Поэтому скальпирование процессоров с терможвачками под крышкой и замена так называемого пластичного термоинтерфейса на жидкий металл действительно имеет смысл: площадь кристалла CPU в несколько раз меньше площади крышки, а передать нужно нередко пару сотен ватт тепла. Поэтому в таком случае жидкий металл с крайне высокой теплопроводностью может снизить конечную температуру процессора нередко на внушительные 15-20 градусов.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

А вот просто втирать жидкий металл в крышку процессора смысла нет — в сравнении с хорошей термопастой вы выиграете от силы 1-2 градуса. Почему? Все просто — сама крышка процессора достаточно большая, и снять с нее те же пару сотен ватт гораздо проще, чем с небольшого кристалла. И в таком случае с передачей тепла отлично справляются и термопасты, жидкий металл оказывается избыточен и даже вреден.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Почему вреден? Во-первых, жидкий металл отлично проводит ток. Так что если вы при его нанесении случайно капнете на плату, или он выдавится из-под радиатора и попадет в сокет — вы в лучшем случае пойдете за новым CPU, в худшем еще и за материнкой.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Во-вторых, жидкий металл химически активен — одна его капля всего за сутки может превратить прочный алюминиевый радиатор в труху: вы в прямом смысле слова сможете крошить его пальцами. С медью процесс схож, но идет гораздо медленнее. Однако в течение года вы скорее всего увидите, что температура процессора снова выросла, а сняв радиатор заметите следы черного сплава на медном основании вашего кулера.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Поэтому использовать жидкий металл можно только в прошлом, чтобы убить Джона Коннора и с кулерами, имеющими никелированное основание: никель никак не реагирует с индием и галлием в составе этого термоинтерфейса, поэтому даже через несколько лет никаких проблем с температурой и прочностью кулера у вас не будет.


Миф №6. Термопасту нужно менять раз в год.


Обычно полный совет выглядит как «раз в год нужно чистить компьютер и менять термопасту», и кочует он из блога в блог на протяжение уже второго десятилетия. И если первая часть совета действительно имеет смысл — за год компьютер может запылиться, то вторая — бессмысленна с современными термопастами. Все дело в том, что даже дешевые хладомази нередко остаются жидкими на протяжении нескольких лет, а те же известные Arctic MX4 или Noctua NT-H1 не теряют своих свойств и по 5 лет. Поэтому, сняв радиатор спустя год после сборки ПК, вы скорее всего увидите термопасту в том же виде, что и год назад.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

И совет тут прост — менять термопасту стоит только в том случае, если температура CPU или GPU выросла, а чистка радиатора не помогает. В профилактической замене хладомази каждый год смысла нет никакого.


Миф №7. Термопасты, идущие в комплекте с кулерами, плохого качества и их нужно стирать или выкидывать.


В данном случае сложно сказать, откуда идет миф. Возможно, его придумали разочарованные пользователи, купившие дешевые бруски алюминия с нанесенной термопастой в пару к горячим Core i7 или Ryzen 7 и получившие в результате высокие температуры при работе. Однако, как я уже объяснил, термопаста на крышке неспособна сильно влиять на температуру CPU, поэтому винить в данном случае стоит имеенно плохой кулер, а не некачественную хладомазь.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Что касается качества комплектных термопаст, то обычно они соответствуют уровню кулера: очевидно, что к простому народному GAMMAXX 200T никто не поставит в пару 16-ядерный Ryzen 9 5950X, а такой же народный Ryzen 3 3100 не настолько горяч и жорист, чтобы недорогая комплектная термопаста играла тут хоть какую-то роль.

Миф №8. Термопаста в шприце густая и плохо мажется? Значит, она низкокачественная или неправильно хранилась, использовать ее не стоит.


Видимо, такие советы дают люди, всю жизнь использовавшие КПТ-8, которая действительно достаточно жидкая. На деле в термопастах используются различные оксиды металлов — например, цинка или алюминия, и связующие их масла с низкой испаряемостью. И, разумеется, от концетрации входящих веществ сильно зависит получаемая вязкость термопасты.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

Так что на деле густая и плохо мажущаяся хладомазь вовсе не является плохой — просто ее производитель выбрал такой состав. Причем нередко такие термопасты оказываются более энергоэффективными, чем более жидкие, потому что в них меньше плохо проводящих тепло масел. Так что главное нанести такую термопасту правильно, не бросив процесс на пол пути.


Миф №9. Зачем нужны термопасты за несколько сотен рублей, когда есть зубная паста аквафреш за полтинник?


О, эта зубная паста, о которой не говорил только ленивый. И ведь она частенько работает — даже у нас в обзоре RTX 3080 температуры с ней оказались сравнимыми с заводской термопастой на далеко не самой дешевой видеокарте линейки ASUS TUF. Так почему же зубная паста действительно работает?


Все просто потому что в ней содержится ментол! Шучу конечно — она, как и любая термопаста, заполняет собой неровности. При этом вода в ней, очевидно, проводит тепло гораздо лучше воздуха, а ее теплоемкость вообще близка к рекордной. Поэтому зубная паста действительно может показать себя на уровне неплохой термопасты — но только до тех пор, пока не испарится вода.

9 Мифов о термопасте Термопаста, Длиннопост, Компьютер, Охлаждение, Видео, YouTube

А произойдет это при рабочих температурах в 60-80 градусов максимум за сутки, и в результате зубная паста превратится в зубной порошок, теплопроводные свойства которого крайне сомнительны. При этом масла в термопастах, очевидно, куда более долговечные. Так что да, в кратковременных тестах зубная паста действительно тащит, но уже через несколько часов вы поймете, что экономить на термопасте не стоило.


Как видите, мифов о термопастах хватает, и, мы надеемся, развеяли большинство самых популярных из них. Знаете какие-либо еще? Пишите о них в комментариях.


Мой Компьютер - специально для Пикабу

Показать полностью 15
129

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас?

Привет Пикабу! Пожалуй, один из самых неприятных моментов, который настигает добрую половину покупателей ПК спустя пару лет — это выход ААА-игр, в которых некогда мощная видеокарта перестает радовать плавностью и красотой картинки. И, разумеется, здесь пользователи разделяются аж на три лагеря. Первые говорят, что лучше бы купили консоль и 7 лет горя не знали. Вторые считают, что технический прогресс не остановить, и что красота требует жертв. Ну и последние, коих большинство, сетуют на то, что разработчики игр совсем забивают на оптимизацию. Правда, разумеется, где-то в середине, и об этом мы сегодня и поговорим. Как всегда - текстовая версия под видео.

Факт №1. Системные требования пишут от балды.


Как это обычно бывает, перед выходом игры ее разработчики публикуют системные требования, чтобы пользователи могли понять, хватит ли им продажи одной почки для сборки ПК, способного ее потянуть. И тут нужно понимать, что эти системные требования далеко не всегда показывают реальную жористость игры.

Возьмем, например Total War Troy. Так, у нее в минимальных системных требованиях процессоры Intel Core 2 Duo и… Core i7-8550U?! Да, последний все-таки ультрабучный камень с теплопакетом всего около 15 Вт, но все еще он быстрее старого «дуо» раз в 5 как минимум. Почему же они приравнены?

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Все просто — чуть ниже в требованиях можно видеть, что игра запустится даже на интегрированной графике, а именно Intel UHD 620. И вот частота последней зависит от проца — например, в случае с Core i7-8550U она достигает 1150 МГц, а в случае с более простым Core i3-8130U — уже только 1000 МГц, то есть разница тут внушительные 15%. Вот и получается, что игре для запуска не нужен Core i7 — если у вас есть дискретная графика, вам хватит и Core 2 Duo.

Или, например, возьмем Detroit Become Human, который недавно появился в Steam. Для его запуска потребуется видеокарта Nvidia GTX 780 или AMD HD 7950. И если вы еще помните видеокарты 8-летней давности, то думаю понимаете, что решение Nvidia ощутимо быстрее. Да даже GTX 770 будет быстрее. Но почему тогда системные требования именно такие?

Да потому что ограничителем в данном случает является объем видеопамяти, а не GPU — игре требуется как минимум 3 ГБ. Вот и получается, что GTX 770 с 2 ГБ в теории быстрее AMD HD 7950 с 3 ГБ, но из-за нехватки памяти в игре будут ощутимые фризы. А с учетом того, что игра на Vulkan, разработчикам и пришлось вписать в минималки топ от Nvidia 7-летней давности, который ощутимо быстрее середнячка AMD, разменявшего 8 лет.
Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Более того, нередко непонятно, что разработчики подразумевают под минимальными и рекомендуемыми системными требованиями. То ли HD в 30 fps, то ли FHD в 30 fps толи 60. И для слабых старых видеокарт с парой гигов медленной памяти разница в fps между этими разрешениями может достигать 30%.

Ну и добивающий факт — нередко минимальные настройки оказываются далеко не минимальными. Взять ту же последнюю сингловую игру по Star Wars. Казалось бы, для запуска там нужен старый 2-ядерный Core i3 и GTX 650 — и без того крайне слабое по современным меркам железо.

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

И, сюрприз, это не минимум — игрушку смогли запустить на Athlon с интегрированной графикой Vega 3 с 30 fps. Да, пришлось спуститься к HD-разрешению с пониженным масштабом рендеринга, но все еще это показывает, что нередко пользователи даже офисных ПК могут прикоснуться к новинкам.

Что же в итоге? Забейте на системные требования. Они далеко не всегда отражают реальную жористость игры. Лучше всего дождаться тестов на YouTube или IT-ресурсах, чтобы точно убедиться, пойдет ли новинка на вашей системе или нет.


Факт №2. Далеко не всегда в ультра-настройках графики есть смысл.


Сколько в сети есть жалоб в стиле «вот моя топовая Nvidia GTX 1080 трехлетней давности не тянет такой-то новый тайл на ультрах, разработчики совсем забили на оптимизацию». Тут нужно понимать, что хватает игр, которые делаются с запасом на будущее. Именно это говорят обозреватели известного ресурса Digital Foundry о Assassin's Creed Odyssey:

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

При этом разница между «ультравысокими» и просто «высокими» настройками нередко минимальна и заставляет внимательно изучать скриншоты, чтобы ее заметить. Например, в случае с тенями это дальность прорисовки — едва ли вы заметите, что вон у того куста в 50 метрах от вас тень нечеткая. А вот прибавку из-за этого нередко десятка fps ощутить будет очень легко.

И это касается многих других игр. Например, ARK Survival Evolved нередко гнобят за плохую оптимизацию. Но так ли это? Например, выкрученный ползунок детальности земли будет отрисовывать вам травку на расстоянии около сотни метров от вас. А улучшенное затенение еще и тень под ней рисовать будет на таком расстоянии. Нужно ли это на самом деле? Да едва ли. Установка даже 50% дальности прорисовки на GTX 1080 Ti увеличивает fps временами на ощутимые 20% в 2K, причем разницу можно заметить разве что встав на высокий холм.

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Вот и получается, что нередко максимальные настройки — это топ и жир на будущее. Всегда можно скрутить пару настроек на высокий уровень, минимально потеряв при этом в качестве картинки, но увеличив fps чуть ли не на треть. Конечно, это могли сделать и сами разработчики, но они обычно оставляют пользователям выбор. Который, очевидно, не нравится любителям «всех ультра».

Факт №3. Системные требования не растут просто так — это обычно завязано на новые графические API.


Перед разработчиками любых тяжелых игр стоит непростой выбор — с одной стороны, проект должен идти на как можно большем числе конфигураций, чтобы собрать как можно больше денег. С другой стороны, заточка игры под слабое железо не должна приводить к тому, что ультра-настройки графики выглядят невыразительно и мыльно.

Вот и получается, что время от времени приходится находить точку отсечения и отбрасывать определенные видеокарты. Разумеется, их пользователям это не нравится, но нужно понимать, что технический прогресс не остановить — ведь когда-то мы перешли с лошадей на автомобили, а потом и на самолеты. И разумеется были, есть и будут противники этого, но не думаю что кто-то из зрителей сейчас захочет путешествовать на телеге.


И обычно такой точкой отсечения являются… нет, не новые консоли, а новые графические API, то есть по сути графические прослойки между видеокартой и игрой. Взять например всемизвестный Crysis, который благодаря новому на тот момент DirectX 10 радовал нас красивым рассеяным затенением. И да, оно роняло fps еще покруче трассировки лучей сейчас — даже тройка топовых на тот момент Nvidia 8800 GT нередко не могли вывезти игру на ультра в стабильные 60 кадров.


Прошло больше 10 лет, и что же мы видим? Затенение есть в куче игр и кучей различных способов, и на современном железе его влияние на производительность редко превышает 10%.


Идем дальше — DirectX 11 и игра Battlefield 3, которая по-полной использовала возможности нового графического API. Тут и тесселяция, которая дала реалистичную разрушаемость объектов, и нормальная поддержка многоядерных CPU, что позволило серьезно улучшить физику и ввести массовые матчи, и поддержка текстур высокого разрешения, которая делает игру временами фотореалистичной.

И, разумеется, это все ощутимо аукнулось на системных требованиях — чтобы получить выше 60 fps для комфортной игры в шутер на ультра, требовалась или новейшая топовая Nvidia GTX 680, или AMD Radeon 7970. Например, топ предыдущего поколения, GTX 580, выдавал лишь около 50 fps в FHD на ультра, что слегка некомфортно в быстром шутере.
Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Опять же, прошло почти десять лет, и что мы видим? Разрушаемость стала нормой. Поддержка многоядерных CPU тоже. Нередко в играх даже в упор текстуры теперь остаются четкими.


И вот не так давно вышел APi DirectX Ray Tracing, и про него не говорил разве что только ленивый. Еще бы — даже новая Nvidia RTX 3080 при активации трассировки лучей нередко проваливаетсяниже 60 кадров в 4K на ультра в Control, причем без RTX она может выдавать и сотню, и полторы сотни кадров. И да, это опять же вызвало мнения, что трассировка не нужна, и что разглядеть разницу можно только если напрямую сравнивать.

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Но, опять же, нужно понимать, что это — будущее, требующее гигантских вычислительных мощностей от GPU, и разумеется получить его сейчас за разумные деньги сложно. И может лишь лет через 5 мы получим полный рендеринг сцены с использованием трассировки, а не только обработку теней или отражений как сейчас. Конечно, это не всем нравится — мы нередко хотим получить все здесь и сейчас. Но, увы, с графическими технологиями так не бывает — прежде чем получить идеальный финальный вариант, нередко проходят годы обкатки.


Миф №1. Пфф, новые графические API — да ничего в уровне графики не меняется уже годами.


Что ж, есть и такое мнение. Обычно оно идет от тех, кто не меняет видеокарту эдак лет 5 и сравнивает старые игры с высокими настройками и современные игры с низкими, ибо на что-то большее такая старая видеокарта обычно бывает неспособна.

Но если брать именно максимальные настройки, то разница бывает шокирующей. Сравним, к примеру, Assassin's Creed 3, вышедший в 2012 году, и Odyssey 2018 года. Тут прогресс виден невооруженным глазом: ощутимо повысилось качество текстур, появились нормальные эффекты огня и ткани, различные блики и отражения. На улицах стало больше людей, лица стали детализированней, появились красивые тени от источников света и многое-многое другое.

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Или, например, сравним Tomb Raider 2013 года и последнюю игру про Лару Крофтовну 2018 года. Между ними 5 лет, но просто посмотрите, какими красивыми стали гробницы с трассировкой лучей — временами действительно не верится, что это игра, а не фильм. Да и на поверхности графика радует — и хотя и там и там тропики, но детальность джунглей в Shadow of the Tomb Raider куда выше. Опять же появилось множество разных физических эффектов, бликов и красивых затенений — короче говоря, после этого просто смешно слышать, что игры перестали меняться графически.


Миф №2. Ладно, уговорили, игры стали красивее. Но системные требования выросли непропорционально!


Окей, предлагаю провести простой эксперимент. Возьмите любую картинку и посмотрите, сколько она весит. А теперь измените ее размеры вдвое — например, 720р превратите в 360р. Ее вес при этом изменится раза в 3-3.5. Окей, а теперь измените размеры в 4 раза — то есть вместо 720р сделайте 180р. Разница в весе при этом можно достигать 10 раз.

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

К чему я это? Да к тому, что размеры текстур за последние лет 10 выросли временами даже не в 2 или в 4 раза, а нередко в 8 раз. А с учетом того, что их вес зависит от количества пикселей, то есть от площади, получается, что теперь текстуры весят на порядок больше, чем в конце нулевых. И если игре тогда хватало 500 МБ видеопамяти, то теперь ей — сюрприз — нужно уже 5 ГБ. Вот такая вот цена отсутствия мыла.

С другой стороны, четкие текстуры ничего не дадут, если у объекта будет мало полигонов — мало кого устроит красивое шестиугольное колесо. Но чем больше полигонов, чем выше нагрузка на процессор.


Знаете, сколько полигонов у Мастера Чифа из оригинальной Halo на Xbox? 2000. Много это или мало? Ну, у Геральта из первого The Witcher их 10000. А у Джека Джойса из Quantum Break уже 75 тысяч. То есть разница за 15 лет почти в 30 раз. И не стоит забывать, что и число объектов в каждом кадре тоже ощутимо растет из года в год — вспомните, сколько мельчайших деталей есть в том же Новиграде. И все это нужно обработать процессору, так что очевидно что требования к нему только активно растут.


Миф №3. Бла-бла-бла, я вот Detroit Become Human прохожу и у меня 40 fps на RTX 2080.


Разумеется, исключения с плохой оптимизацией бывают. И да, нередко это порты с консолей. Думаю, многие помнят ту же GTA IV, которая на момент выхода криво работало на почти всем ПК-железе, хотя какой-то сверхъестественной графикой или физикой не радовала.

И да, не стоит забывать, что многие разработчики стали играть с геймерами в игру под названием «бета-тест», когда поиграть на релизе просто не получается из-за постоянных вылетов, багов и прочих прелестей скрытого раннего доступа. Причем нередко бывает, что это никак не связано с оптимизацией: например, та же GTA 5 банально вылетала на старте, если в пути к игре были символы, отличные от латиницы и цифр, при этом даже владельцы не самых топовых ПК на тот момент могли без проблем насладиться геймплеем.


И да, я еще раз призываю не путать тяжелые игры с плохо оптимизированными. Взять ту же Red Dead Redemption 2 — в 4K получить уверенные 60 fps можно лишь на RTX 3080. Но при этом она предлагает один из самых детализированных и красивых игровых миров с огромной дальностью прорисовки и физикой лошадиных яиц — разумеется, на Xeon на 775 сокете с какой-нибудь GTX 660 ожидать ее нормальной работы просто не приходится.

Правда и мифы о росте системных требований игр — разработчики зарабатывают на нас? Игры, Системные требования, Компьютер, Видео, Длиннопост

Выводы — гонка за крутой графикой продолжается, и жалеть наши кошельки она не будет.

Прогресс не остановить — как вы уже убедились, игры становятся все красивее и красивее, причем для этого требуется все более и более мощное железо. Да, разумеется встречаются проекты, которые совершенно не радуют глаз графикой, но при этом требуют топовое железо, но в общем и целом это скорее исключения, чем правило.


Мой Компьютер - специально для Пикабу

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!