maxproject
Пикабушник
поставил 8049 плюсов и 10 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу За исследование параллельных миров За помощь Лампочгуку
6076 рейтинг 5 подписчиков 79 комментариев 19 постов 7 в горячем
18

Спустя 2 года

Спустя 2 года

Весну заказывали?

Пермский край. 25 апреля 2020 года

Весну заказывали? Весна, Снег, Пермь
948

Ностальгия

Пост будет коротким, но я думаю он передаст атмосферу и меня поймут люди кто жили в деревне или просто ездили к бабушке.

Недавно, будучи в отпуске, я гостил у родителей недельку. Днём все как обычно, снег покидал в радость, да дров расколол. Для городского жителя это как развлечение, а родителям хорошая помощь. Но сейчас не об этом. Мне 28 лет, и до сих пор, просыпаясь утром, слыша сквозь сон как трещат дрова в печи (именно в печи, с русской печью), как мама утром жарит оладьи, а папа варит холодец, налетает такая ностальгия.... Такое ощущение что и не 28 тебе, а 8. И выходной у тебя, уроки сделаны и ты сейчас встанешь, покушаешь оладушек и пойдёшь на горку с пацанами, ну или копать в снегу подснежные лабиринты. И как то сразу тепло на душе становится. Цените воспоминания, цените родителей.

30

Тонировка

Тонировка
8

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2

Первая часть: Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 1

Если Дедюхин близ Березников - уральский родич Мологи, то в Пожве можно вспомнить скорее Калязин. Только в горнозаводском краю не колокольня торчит из волн водохранилища, а труба, когда-то стоявшая посреди каре заводских корпусов. Не знаю точно, когда была построена её нижняя гранёная часть, но если вместе с цехами в 1810-х годах - то кажется, я нашёл старейшую промышленную трубу в России. Она порядком накренилась и думаю, в обозримом будущем рухнет:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

По плотине и мосту я дошёл до Лемпихи, встречающей деревянными постройками неясных лет и бурьяном, скрывающим корову:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Вдоль Пожвинского залива через всю Лемпиху тянется длинная и неимоверно пыльная Широкая улица. Это её официальное название, уцелевшее невесть с каких времён. На ней есть автобусные остановки - раз в час между посёлков ходит ПАЗик, но я на него опоздал.

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Весьма внезапный в этих плавнях катерок, как военные корабли зачем-то покрашенный в серый:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

В конце Широкой улицы, где её пересекает Судомеханическая - собственно, Пожвинский машиностроительный завод. Он был построен здесь с нуля в 1954-58 годах как "Лесосплавмаш", но считается преемником того старинного завода. По крайней мере в сквере стоит памятник (2007) с якорем и списком достижений эпохи Всеволожских по бокам:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Зелёный корпус за сквером - это заводоуправление, и я шёл именно к нему: в Пожве есть отличный музей, и все местные, не сговариваясь, посылали меня сюда - в заводскую библиотеку. Последняя ещё действует, и в ней даже проходят выставки местных народных умельцев, но сам музей, как оказалось, пару лет назад съехал отсюда в центр:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

В ожидании автобуса я немного побродил вокруг, но смотреть в призаводской Лемпихе оказалось не на что:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

С упадком лесосплава самой актуальной продукцией Пожмашзавода оказались системы пожаротушения, которые он продолжил выпускать и в постсоветское время. На некоторых сайтах и даже в википедии ещё можно видеть бравурные характеристики с обилием слов "уникальный" и "крупнейший", да и работало здесь ещё несколько лет назад без малого 1300 человек - почти половина населения Пожвы, то есть за вычетом детей, стариков и домохозяек, буквально ВСЕ. Но конец наступил быстро: фактически, единственным покупателем пожвинской продукции было МЧС, и с прекращением госзаказа предприятие рухнуло. В 2014 году завод купил один московский бизнесмен, да рассудил, что выгоднее тут всё закрыть и продать на слом. И я не знаю, кто тут виноват - заводское начальство, на госзаказе забывшее о модернизации производства и поиске новых рынков сбыта, или госзаказ, по каким-нибудь сугубо антинародным причинам отказавшийся от "крупнейшего и уникального" оборудования. Знаю лишь, что судьба каждого моногорода, живущего на заказе государства или единственной крупной корпорации точно так же висит на волоске. Территория Пожмашхзавода пока ещё охраняется, но вот такие виды открываются за его проходной:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Густая трава колышется на тёплом ветру, в жарком воздухе жужжат мухи... В обескровленной Пожве всё кажется каким-то эфемерным и нереальным.

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

ПАЗик увёз меня из Лемпихи обратно в центр, а когда я спросил кондукторшу, где там музей, вдруг оказалось, что рядом со мной едет одна из его сотрудниц:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Общий вид остатков Пожвинского завода:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Музей оказался буквально за углом от центральной площади, в неприметном деревянном здании с тонким воинским обелиском у входа:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

За дверью видны картины в стиле Рериха и записки с иероглифами. Музей держится в первую очередь на своём хранителе Алексее Панфилове, которого в одной статье назвали просто Сборщик - на Пожвинском заводе он 20 лет собирал изделия, а в свободное от работы время собирал музей, и однажды хобби оказалось вернее работы. Ещё он востоковед, художник, знаток холодного оружия и чинит компьютеры для местной детворы, которая его обожает. Первоначально коллекция хранилась у Панфилова дома, затем - в заводской библиотеке, теперь вот переехала сюда, но и это, по словам Алексея - вряд ли надолго.

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

У входа - старые часы чуть ли не местного же производства, работающие однако чётко, только заводить их нужно раз в неделю. Вся экспозиция собрана в одной комнате, но по разнообразиею своему достойна полноценного краеведческого музея:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Внизу справа на кадре выше выглядывает надгробная плита Василия Воеводина, того самого крепостного-Главнокомандующего из дома с деревянной башенкой. Где сама могила - уже никто не помнит, а плиту Панфилов собрал из двух обломков, использовавшихся в Княжьем доме - один был шестком печи, о буквы другого вытирали ноги при входе. На витрине - изделия завода разных лет, в том числе ядра Наполеоновской войны:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Под потолком - чертежи пароходов времён Сергея Львова, спасённые буквально из макулатуры:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

А напротив них - амулеты звериного стиля, украшения пермяцких селянок, ржавые мечи из тьмы веков:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Как напоминание о том, что Пожевской заводы Строгановы построили на очень и очень древней земле:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

-Знаете, земля тут правда особенная, - говорил Алексей, - вот как-то, помню, пошли мы с другом в поход. Вечереет уже, надо где-то ставиться, в потёмках нашли первую попавшуюся поляну да разбили на ней палатку. А ночью снаружи звуки какие-то слышу, шаги, треск костров, голоса. Выглядываю - там туман, а вокруг нас целый лагерь стоит! И вот подходит ко мне человек в кольчуге... а может и не совсем человек. Говорит, что зря мы пришли сюда, и на меня кидается, а зубы у него не людские! - тут можно вспомнить многочисленные публикации, на которых Панфилова преподносят эзотериком-сказочником, но их авторы, видать, не умеют дослушать до конца, - а потом я просыпаюсь в палатке. Утром выглядываем - действительно, туман. Говорю товарищу: "вот неспроста же такое приснилось!". А как туман рассеялся - поняли мы, что вокруг нас сплошные курганы.

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

Отдельная достопримечательность музея - зуб вежлога. Так в коми-пермяцкой мифологии называли чудовищ наподобие вампиров и оборотней. Раньше, по словам Алексея, он даже давал гостям подержать этот зуб в руках, но некоторые после посещения музея тяжело болели, и от греха подальше он спрятал зуб под стекло, к амулетам и бусам. Вроде как зуб человеческий, но аномально острый, словно у хищных зверей - возможно, какая-то мутация:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

В соседней витрине - лишённые мистического ореола зубы и кости доисторических хищников:

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

На прощание музейщики подарили мне ручку с надписью "Пожва". Подаренная чуть раньше на Байконуре ручка "Роскосмоса" к тому времени уже развалилась, а вот пожвинская - пишет до сих пор. Выйдя из музея и пообедав в столовой, я увидел, что на площади, неуклюже поднимая пыль, разворачивается огромный кудымкарский автобус - он только прибыл, а назад в краевой центр пойдёт лишь через три часа. Отстаиваться он поехал в Лемпиху, а меня довёз до остановки у выезда. Последним впечатлением Пожвы стал мчавший по Широкой улице пневмоход: мотоцикл с мягкими приспущенными камерами от тракторных колёс. Он отлично ходит по рыхлому снегу или болотам, при этом не повреждая почву, а потому без пневмоходов уже несколько десятилетий невозможно представить себе Крайний Север. Такие маленькие смоделки на северах называют "каракаты", а "пневмоход" там - это тяжёлая заводская машина. Пневмоходы, во главе с крупносерийным "Трэколом" и инновационным "Шерпом" - веяние новое и перспективное: хотя по грузоподъёмности они пока существенно уступают гусеничным вездеходом, проходимость у них как бы не выше, а главное - колёса не портят тундру. Теперь, кажется, каждом крупном северном городе есть мастерская, где колесные вездеходы разарабатывают местные умельцы и делают мелкосерийно. На двух таких машинах - "Xpen" из Усинка и "Тром" из Сургута, - мне довелось поездить в 2016-м году. Но изобретателем пневмохода по крайней мере сами пожевляне считают своего "дядю Пашу Суханова", который сконструировал такую машину у себя в гараже в 1970-е годы, разочаровавшись в бесполезных летом аэросанях. Теперь тут периодически проводятся гонки на пневмоходах, а отдельные машины делаются и на заказ для других городов и весей. Пожвинский завод умер, а вот ведь дело-то его - живёт…

Грустная история одного поселка. Пожва. Потопленный флагман. Часть 2 Пожва, История, Длиннопост

На выезде из Пожвы я простоял больше 2 часов, утешая себя мыслью, что около 15 в любом случае пойдёт автобус, и я хоть куда-нибудь - да доберусь! Такси здесь не водится, местным в середине дня ехать особенно некуда, а измученные грунтовкой машины из Березников, за Лемпихой вырвавшись на асфальт, разгонялись до скорости, близкой к рекорду. Моим товарищем по несчастью стала неимоверно разговорчивая старушка, стоявшая у остановки ещё за пару часов до меня. В придорожной траве она почти без остановок ощипывала жёлтый цветы и ела их - помогают, мол, от мокроты. Кругом бегал её пёс, периодически скрывавшийся в бурьяне, почуяв там какую-нибудь полёвку. От старушки я искал все возможные способы отделаться - то уходил на другую позицию, то надоумил её не ловить машины у обочины, а впрашиваться в них на бензоколонке. Одна из машин притормозила, но никуда меня не повезла - сидевший там мутный мужик попросил предъявить документы, а в ответ на резонный вопрос, с какой стати - продемонстрировал полицейскую корочку. Старушка, когда он уехал, объяснила - пару дней назад в лесу девушку зарезали, вот они и проверяют теперь кого ни попадя. Наконец, за полчаса до автобуса меня, а через полкилометра и старушку буднично подобрала машина с двумя продвинутыми людьми за рулём - один даже знал, что такое ЖЖ…

Показать полностью 22
2264

Камское море

Увидев это фото, многие спрашивали у меня:
- О, а ты чего на море ездил?
- Да нет, это Кама
- Да не может быть...


За качество простите, фоткал на пульт от телевизора)

Камское море Кама, Река
Отличная работа, все прочитано!