maramures

пикабушница
пол: женский
поставилa 41 плюс и 0 минусов
отредактировалa 0 постов
проголосовалa за 0 редактирований
сообщества:
16К рейтинг 3532 подписчика 166 комментариев 6 постов 6 в "горячем"
1 награда
более 1000 подписчиков
1283

Будни дефектолога (6)

Когда слова не нужны

Эти истории являются воспоминаниями из личного опыта автора. Все имена изменены.

Женя - аутист. Ему 7 лет, он не разговаривает, не желает садиться за стол, настойчиво просит помогать, взяв педагога за руку и ведя к заданию, которое не получилось сразу, и с первого взгляда кажется, что он меня совершенно не понимает. Решено было заниматься индивидуально, а позже, когда Женя будет готов, попробовать пойти в группу к другим ребятам.

Он был как с другой планеты, когда вроде и хочется подойти к другим людям, но проверенных ключей к общению нет, и это настораживает. Что, если наругают, не поймут? Заглядывал прямо в глаза и не знал, чего ожидать. А я боялась напугать его ещё больше.

Первая беседа.
На первое занятие приготовила Жене несколько разных материалов. Хотелось сразу узнать, что ему нравится, чтобы посмотреть вокруг "из его коробки". Разложила отдельно игрушки: ветряную мельницу и мыльные пузырьки, чтобы на них дуть, маракасы, гладкие стеклянные камни, полоски искусственного меха, мячики, большую текстильную птицу с открытым клювом и крупные зерна для кормления, и, наконец, ёжики-кочки на полу вперемешку с мягкими подушками и колючей "травой".

Женя заходил немного с опаской, и я его проводила за руку по всей комнате, рассказала, что все это можно сейчас посмотреть и потрогать. Знакомой для него оказалась дорожка из "кочек": похожую он проходил на занятиях по физкультуре. Мельница и пузырьки вызвали улыбку, но дуть самостоятельно Женя пока отказался. Согласился кормить птичку, обрадовался, что она (то есть я, прячась за ней) делает громкое Ам!, когда зернышко попадает внутрь. А потом мы нашли камни.

Камушки стали нашим первым разговором. Женя сжимал их в руках, перебирал в пальцах, стучал одним о другой, наполнял миску, высыпал, снова наполнял и снова высыпал. Я взяла несколько штук, повернула его руку ладонью вверх и легонько насыпала сверху. Женя застыл. Ему понравилось ощущение мягкого падения тяжёлого стекла на ладошки, он вложил мне в руки целую горсть камней и подставил свои снова. Я посыпала ему пальцы, а потом показала свою ладонь и ткнула в неё пальцем: насыпь и мне тоже! И он насыпал. Насыпал и ловил взгляд, улыбался в ответ, подставлял ручки и снова улыбался. Этот хрупкий момент, когда ожидаемый подвох так и не явился, позволил нам дальше пробовать новые варианты общения. Если Женя впустит меня в свою "коробочку", возможно, оттуда я смогу ему предложить что-нибудь ещё.

Коза.
"Идёт коза рогатая за малыми ребятами..."
Так в детстве с нами играли бабушки. А сейчас так играем мы с Женей: "шагая" пальцами от мысков до плеч в такт стишку, угрожающе поднимая руки и замирая с гримасой на лице, жду, когда он меня заметит. Женя внимательно ждёт, улыбается, замирает сам, и тут... ЗАБОДАЮ-ЗАБОДАЮ-ЗАБОДАЮ!!! - щекочу, а он смеётся, уворачивается, хватает за руки и резко тянет вниз, к мыскам: нужно сделать "козу" ещё раз. Правда, хватает очень сильно, сдавливая пальцы, и я понимаю, что слабые/лёгкие прикосновения для него почти незаметны, и он пока не очень умеет ими пользоваться. Спустя пару занятий показываю Жене: ай! Больно! Так нельзя. Покажи сам, что ты хочешь. Предлагаю показать собственными пальчиками на своих ногах. Для Жени это ново, но он так полюбил момент ожидания щекотки в игре, что соглашается на мои условия и даёт руки, чтобы я ещё раз подсказала нужное движение. Мгновенно понимает, что именно я хотела объяснить, но чуть сомневается и решает проверить, действует ли это. Стучит пальчиками на носочках, сразу поднимает голову: смотрит ли @maramures, поняла ли меня? Хвалю Женю, делаю "козу" снова и снова. Несколько занятий подряд Женя забывал, как именно нужно объяснять мне про "козу", но спустя время привык и активно этим пользуется.

Делу время, потехе час.
Такое правило я ввела на занятия, когда заметила, что Женя мне доверяет. Он очень часто просил поиграть с камнями или в "козу", но ведь учебные задания никто не отменял. Так как Женя не любитель рассиживаться за столом, мы ставили стулья боком к столу, чтобы сидеть лицом друг к другу. Сбоку от нас лежат материалы, и я показываю мальчику: сначала сортировка, потом коза; сначала кормим птичку и пробуем сказать "ам!", потом камни.

Женя явно не в большом восторге от этого правила, но я не разрешаю отступать: заставлять не стану, но и делать "козу" до выполнения задания не буду. Могу только подсказать, как правильно его сделать и ободряюще бубнить в процессе :) иногда Женя ругается на меня: раскачивает стул, хочет уйти, хмурится, сердито мычит, хватает за руки и пытается убедить играть. Но правило остаётся правилом: @maramures ещё раз показывает последовательность задание —> игра, опускает лапки, и с этого момента они становятся тяжелее, чем Мьёльнир для землян, пока Евгений героически не преодолеет свою задачу. Ну, а потом - скорей играть!

Продолжение в следующей серии :)

Показать полностью
502

Будни дефектолога (5)

Похвастаюсь :)
В коррекционной группе тема недели - море и морские обитатели. Приготовила ребятам сенсорную коробочку, где можно все потрогать, посмотреть, понюхать, понырять акулой в волны, поплавать корабликом)
Рецепт:
- стеклянные шарики/камушки;
- орбизы (шарики гидрогеля) мелкие и крупные (в готовом виде 1.5 см и 4 см в диаметре);
- искусственные растения - "водоросли";
- мелкие игрушки: рыбки, акулы, дельфины, крабы, креветки;
- кораблики;
- звуковое сопровождение - шум моря.
Перед занятием просмотрели с детьми карточки с морскими животными, а потом искали их в коробках; раздавили пальцами несколько шариков и сделали "пену на волнах".
Такая игра разнообразит привычные материалы, поможет восполнить дефицит тактильных ощущений, подарит настоящий релакс благодаря стимуляции сразу трех анализаторов (слушаем шум моря; смотрим на красивые цвета и формы; перебираем пальчиками твердые камушки, пружинистое мягкое "желе", гладких рыбок, ветвистые водоросли). Животные, которых нашли и на картинках, и в коробке, запомнились детям лучше.
Удобно, т.к. не используется вода, которую можно разлить; орбизы многим детям нравятся наощупь; легко убрать, залить водой (чтобы орбизы не уменьшились) и хранить несколько дней до следующего занятия.
Меры предосторожности: не подходит слишком маленьким детям из-за множества мелких деталей; использовать с осторожностю с ребятами, любящими все пробовать на вкус.

Будни дефектолога (5) Море, Сенсорный, Педагогика, Дефектолог, Игрушки, Длиннопост
Будни дефектолога (5) Море, Сенсорный, Педагогика, Дефектолог, Игрушки, Длиннопост
Будни дефектолога (5) Море, Сенсорный, Педагогика, Дефектолог, Игрушки, Длиннопост
Показать полностью 2
906

Будни дефектолога (4)

"Я тебя, мамочку и папочку убью, порежу на кусочки и съем", или о пользе быстрой реакции.


Данные истории являются воспоминаниями из личного опыта автора. Все имена изменены, город не указан в целях сохранения анонимности.


Во время обучения мне повезло найти работу, которая удобно сочеталась с лекциями и позволяла узнать профессию поближе. Знакомьтесь, @maramures - гувернантка.

Первая встреча

Елизавете 12 лет, у нее есть эпилепсия и расстройство аутического спектра, она учится дома, получая новый материал и домашние задания в альтернативной школе, обожает читать и слушать музыку, а также автобусы, у которых сверху открывается маленькая крышечка от выхлопной трубы. Девочке нужен молодой энергичный друг, который сможет помогать с учёбой, вместе с Лизой научится планировать и организовывать досуг и сделает быт интереснее.

Личное-аутичное.

Для многих аутистов является комфортным постоянство быта и деятельности. Чтобы можно было яснее ощутить, НАСКОЛЬКО это действительно важно, опишу рассказ взрослого аутиста из штатов Билла Питерса (из беседы с Биллом в Украине). Когда Билл был маленьким, каждую пятницу он вместе с мамой покупал мороженое у одного и того же продавца. Это мороженое всегда было сливочным и очень вкусным. Он ждал эту пятницу, как любой ребёнок ждёт мороженку после уроков :), и вот, в одну из таких пятниц мама попросила у продавца сливочное мороженое для Билла и шоколадное - для себя. Билла это шокировало: почему шоколадное? Ведь мама любит сливочное и всегда его покупает! Что произошло, что он такое натворил, что маме пришлось сменить вкус? Может быть, сливочное стало плохим? Нет, Билл пробует и понимает - на вкус оно отличное. Что же тогда??? Билл испытывал это жуткое беспокойство все выходные, и не мог найти причин для маминого поступка. Аж в понедельник он решился спросить напрямую, почему она выбрала шоколадное, а не как всегда? Мама не подозревала, что привела сына в замешательство, и объяснила ему, что иногда люди делают такой выбор просто так, без основательной причины, чтобы попробовать что-то новое. Это НОВОЕ выпрыгивало внезапно, как монстрик из-за угла, дезориентировало Билла, он долго адаптировался к напряженной готовности к тому, что уютный упорядоченный мир может пошатнуться в любой момент, если кто-то Вдруг Просто Так решит попробовать Другое мороженое.


Елизавета не стала исключением, ей также были важны такие стабильные мелочи, из которых состоял уют её спокойного и безопасного мироощущения. Она давно переросла подобные дезориентации, которые испытывал в детстве Билл, определила, что подходит лично ей и воинственно отстаивала привычные нюансы: помню, как Лиза требовала во время обсуждения книг ставить ударения в иностранных фамилиях Именно Так, как она привыкла, а не по правилам - ну какие мелочи, в самом деле, если я так привыкла?


Очень ценным оказалось для неё планирование, знание наперед, какие занятия будут, пойдём ли мы гулять, в какой последовательности произойдут нынешние активности. Спонтанные события/реакции окружающих приводили девочку в растерянность, и мы почти сразу договорились писать списки планов на следующий день, а то и на неделю вперёд. Это было удобно, мы могли заранее подготовить материалы, найти музыку/книги/задания, посмотреть прогноз погоды и понять, стоит ли идти гулять.

Эпилепсия.

Лиза знает, что у неё бывают приступы. Лиза также знает, какие вещи могут их спровоцировать. Лиза, конечно, помнит, что после приступов она чувствует себя вяло, иногда выразительно плохо, поэтому родители всегда оставляют её дома, если приступ случился перед школой. В целом она не вредная девочка, но, если что-то пошло сильно вразрез с её ожиданиями, Елизавета становится прямо под люстрой, поднимает на неё лицо и начинает быстро взмахивать пальцами перед глазами, создавая мерцающий эффект стробоскопа, пытаясь таким образом вызвать приступ. В моменты усталости/перенапряжения от сложных однотипных заданий Лиза также встаёт из-за стола и машет рукой перед глазами, однако, это могло происходить неосознанно.


Первое время я терялась: если Елизавета действительно устала, она немного "отключалась", стоя под лампой, и, когда я её звала и опускала её руки вниз, могла несознательно ударить или отмахнуться. В течение нескольких месяцев мы учились ловить момент, когда учебное напряжение может спровоцировать ауру - симптомы приближения приступа. Я постоянно спрашивала девочку, как она чувствует свои силы, нужно ли отдохнуть либо переключиться на другой тип заданий. Было важно научить её понимать собственное состояние, а не научить меня мониторить приступы. Спустя время Лиза выработала для себя удобный вариант отдыха: она останавливала занятие и сообщала, что чувствует себя хуже, не может сосредоточиться. Тогда мы шли в комнату, занавешивали окна, выключали свет, и Лиза ложилась отдохнуть в тишине и темноте примерно на 20 минут. Иногда просила почитать ей что-то или включить тихую музыку. После этого мы могли вернуться к заданиям.


В самом начале нашего общения Лиза начинала принимать лекарство от больших судорожных приступов. Врач предупредил, что во время адаптации к медикаментам девочка может чувствовать себя нехорошо, нужно особое внимание к ней в первые недели приёма. В итоге Елизавета была немного раздражительна, пока привыкала к лекарству, но ничего принципиально нового или неудобного для неё и окружающих не появилось.

Кухня.

Елизавета - давно не беспомощная малышка, достаточно самостоятельная, но немного ленива, поэтому требует, чтобы еду и одежду ей всегда готовили взрослые. Готовили - означает сервировали стол, клали приборы именно так, как она привыкла, подбирали одежду и приносили в комнату готовый комплект. Во время общения с Лизой я впервые осознала, как важно для комфортной жизни удобное, правильно организованное пространство: мне, дитю общежитий, это было в новинку.


Как и все мы, Лиза любит вкусную еду, но пока не представляла, как именно её приготовить. Трудности вызывала необходимость следовать рецепту, а также наблюдать за плитой и продуктами (не убегать по своим делам в комнату, пока каша прилипает ко дну кастрюли и, поднимая крышку, лезет наружу, а именно варить её). Что значит - посолить немножко? Сколько это - чайная ложка или щепотка? Как узнать, готово ли блюдо?


Пожалуй, этот раздел работы с Лизой - один из самых интересных. Мы начинали с варки макарон. Девочке было скучно стоять над плитой, пока они варятся, и я пыталась ставить таймеры и заговаривать ей зубы, пока еда на плите. По-настоящему здорово получилось мотивировать Елизавету, подобрав рецепты её любимых блюд. Целый вечер мы посвятили пельменям, готовили тесто и фарш, долго их лепили. Лиза делала пельмени в форме кружочка, и квадратика, и треугольничком, и бубликом, и вареником, и...

Кроме пельменей, хорошо получились простые бисквитные кексы с ягодами. Девочке понравилось, как шипит гашеная уксусом сода; понравилось наблюдать за ростом кексиков в духовке и, пожалуй, больше всего её порадовала возможность размешивать тесто не руками, а венчиком :)

Творчество.

Лиза своеобразно рисует: на её портретах у людей большие круглые глаза и некрупные рты, а вот нос - толстая прямая черта - начинается высоко на лбу. Оказалось, она очень любит фотографировать, и я предложила сделать тематическую фотосессию. Близился Хэллоуин, и мы должны были насобирать красивых листьев и изготовить персонажей :) за два дня тщательной подготовки, расписанной по пунктам на целом листе, мы сделали целую серию фотонатюрмортов: свечки в подсвечниках из банок, оклеенных сухими жёлтыми и красными листьями, привидения из салфеток, паутинка из ваты, взбитой и растянутой пальцами, маленькие тыковки. Было очень красиво.


Важно было предложить Лизе деятельность, которая её увлечёт и позволит распланировать поэтапную работу на разные дни. Это было самое сложное для Лизы - один процесс на несколько дней подряд, девочка говорила - мы же это уже делали вчера, зачем нам снова? Я уговорила её попробовать кое-что новенькое, и мы...

- в понедельник придумали сюжет. Я "пинала" Лизу, чтобы она думала сама, а не выдергивала обрывки знакомых историй из прочитанных книг;

- во вторник определили реквизит и внешний вид персонажей;

- в среду рисовали/клеили декорации и фигурки героев повествования;

- в четверг репетировали и подбирали фоновую музыку;

- в пятницу сняли целый кукольный мультфильм длительностью около минуты о мальчике, гулявшем в лесу со своей собакой.

Мультик - настоящий венец наших с Лизой усилий. До него я пыталась её тренировать, разбивая разные задания на 2-3 дня, но целая неделя - это победа :). Девочке особенно нравилось вычеркивать из списка выполненные пункты, она даже завела для этого отдельную красивую тетрадь.

Тяжёлые [для меня] особенности.

Существует поговорка: "Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете только одного человека с аутизмом". Я с ней полностью согласна: аутизм невероятно разнообразен, и все взрослые/дети со спектром разительно отличаются друг от друга. Как у нормотипических людей, у них свои увлечения, чудесные возможности восприятия искусства и наук, свои особенные черты характера. Как у всех людей, их личности содержат не только положительные, но и отрицательные качества, они испытывают те же эмоции, что и мы с вами. В характере Елизаветы нашлись некоторые нюансы, которые меня удивили и были непонятны. В силу неопытности я не нашла подхода для коррекции этих случаев, и спустя полгода мне пришлось отказаться от этой работы.


Елизавета, как любой ребёнок, мечтала о питомце дома. Раньше в семье не было животных, и родители не знали, насколько девочка сможет/захочет ухаживать за котенком или щенком, поэтому выбрали для знакомства с фауной нескольких улиток. Лиза обожала их кормить, следила за состоянием террариума, брала в руки, разрешала ползать по ладоням. А потом случилось непредвиденное.


Вот рецепт улитки в стиле Елизаветы (брезгливых и впечатлительных читателей прошу пропустить абзац):

Берете улитку левой рукой. Внимательно смотрите ей в глаза. Поднимаете правую руку и, сминая улитку, засовываете палец в ракушку до характерного чавканья и хруста. Готово!


Оставшиеся улитки были убраны в другое место.

Многие дети (для этого не обязательно быть аутистом, такое часто бывает и в норме), не зная, как выразить собственную злость, говорят близким грубости. У Елизаветы такой фразой-индикатором стала "Я тебя убью". Такими формулировками дети пользуются, когда хотят ранить словами, и в этом случае "убью" - просто самое грубое слово, которое они знают. Высказывания девочки стали меня пугать, когда со временем детализировались: "Я тебя, мамочку и папочку убью, порежу на кусочки и съем". Лиза пыталась таким образом дать понять, что она очень сердится, и вымогать с моей стороны согласия с её условиями. Наступил такой период, когда Елизавета стала агрессивнее реагировать на замечания и просьбы. Она значительно повзрослела, стала подростком и явно перестала ментально умещаться в рамки обучения и общения на дистанции ребёнок - взрослый. Ей нужен был авторитетный товарищ, который смог бы правильно приостанавливать её агрессию, перенаправлять её в приемлемое русло. Таким человеком, к сожалению, я стать не смогла. Лиза начинала драться в ответ на мой отказ забить на учёбу и играть, разбегалась, складывала рядом кулаки на вытянутых руках и всем весом обрушивала их мне в живот. Не всегда я успевала уворачиваться. Было весьма ощутимо, мы находились примерно в одной весовой категории.


Я поняла, что должна отступить, что я здесь не справлюсь, после инцидента на кухне. Каждый день Елизавета обедала после моего прихода. Каждый день, пока она заканчивала задание, я подогревала для неё еду и ставила на столе вместе с приборами. Лизе нравилось, если ложка к её приходу уже находилась в тарелке. Но я давно предлагала ей сервировку с приборами по бокам от блюда, девочка и сама пробовала оформить предметы на столе, и это хорошо получалось. В этот раз произошёл диалог:

— Положи мне ложку в суп!

— Нет, Лиза, твоя ложка на своём месте. Ты уже за столом, можешь сделать это сама.

— Я тебя убью! — это было предупреждение, попытка меня убедить, что злосчастную ложку таки надо положить.

— Нет, ты уже взрослая, клади себе ложку сама.

Тут Елизавета вскакивает из-за стола, открывает кухонный ящик, выхватывает оттуда вилку и пытается резким движением воткнуть мне в глаз.


Перехватить руку с вилкой я успела. Вилку отобрала, прочитала мораль, уговорила сесть и пообедать - вкусная еда на всех действует умиротворяюще :)

А вечером догнали дрожащие руки. Стала спрашивать себя, что будет, если не успею увернуться. Остаться в 20 лет одноглазой - так себе перспектива, конечно. Оставалось признать свое поражение, доработать ещё неделю или две и отчалить праздновать Новый год и сдавать сессию.

Эта история о том, как важно каждому ребёнку найти своего педагога, который поможет контролировать эмоции и оценивать ситуации спокойно. Таким "своим", подходящим педагогом для Лизы я стать не смогла. Надеюсь, она нашла кого-то лучше :)


Завтра, 2 апреля, Всемирный день распространения информации об аутизме. Мы должны знать, что аутизм бывает очень разнообразным, и люди со спектром - как и все мы - спокойные и импульсивные, медлительные и энергичные, трудолюбивые и ленивые, общительные и одиночки. Аутистам бывает трудно выразить эмоции понятно для других людей. Иногда кричащий на улице ребёнок - не ужасный и невоспитанный, а испытавший сенсорную перегрузку аутист: его органы чувств переполнены информацией, и, кажется, голова сейчас взорвется. Если мы будем знать об особенностях окружающих и отнесемся с терпением и пониманием, мир станет чуточку лучше :)

Показать полностью
734

Будни дефектолога (3)

Пара слов о знакомстве с профессией.

В самом начале 1 курса университет предложил познакомиться с работой пансионата для взрослых с интеллектуальной недостаточностью. На тот момент мы выслушали около месяца вводных лекций и были страшно компетентные :)
Студенты шли с разным настроем: кто-то рвался, как на поле боя, со сдвинутыми бровями и суперсерьёзным выражением лица; кто-то волновался, справится ли; многие (и я в их числе) никогда не общались вплотную с особыми взрослыми, не понимали, как все должно происходить, и по пути строили сценарии знакомства. Под общий нервный гул дошли до калитки и, оказалось, нас уже ждали, выглядывая в окна.

Первое впечатление
грохнуло как обухом по голове. Помещение резануло по глазам противоестественным сочетанием больничной атмосферы, по-детсадовски украшенных стен и совершенно взрослых любопытных лиц. Это так странно ощущается, когда вы юны и полны сил, жизнь кипит, все вперемешку - лекции, друзья, вечеринки, любовь, шопинги, путешествия - и вас, как дорогих гостей, встречают люди, у которых никогда этого не будет.

Педагоги пансионата ввели нас в курс: здесь постоянно живут около 20 взрослых от 18 до 42 лет (на тот момент), у каждого из них интеллектуальная недостаточность умеренной, тяжёлой или глубокой степени. Находящихся тут людей принято называть только "клиенты". Не пациенты, не ученики, а именно клиенты, чтобы им было приятно чувствовать себя человеком, а не человеком с диагнозом. Пансионат содержится за счёт городского бюджета, но этого финансирования не всегда хватает. Поэтому взрослые сопровождающие придумали чудесную инициативу: заведение закупает недорогой парафин и красители, а также бумагу/ткани/ленты/природные материалы, а клиенты изготавливают свечи и открытки ручной работы на продажу. Эти деньги они получают в личное распоряжение.
У каждого клиента собственная небольшая комната, а также есть общие помещения для работы, учебных занятий, отдыха; конечно, есть телевизор, проигрыватели и даже электронные клавиши.

Беседы.
Состоялось интересное личное знакомство с каждым клиентом: говорящие представлялись сами, невербальных представили их друзья, а сами они поздоровались по-разному: кивком, взмахом руки, улыбкой, даже поклоном :)
Клиенты повели нас по помещениям, хвастались работами (надо признать, действительно красивыми, мастерски сделанными), рассказывали о любимых занятиях и любимых фильмах/мультиках. После экскурсии все уселись в самой большой комнате и засыпали студентов вопросами. Стоял ком в горле, когда усатый Влад высоко оценил наш выбор, сказав - так вы будете учить деток? больных? как это хорошо!
Подробнее всего расспрашивали об университете: как проходят лекции? что такое экзамены? зачем нужна курсовая работа? как выбрать специальность? И ключевое (до сих пор стоит в ушах): а дети, которых вы научите, смогут учиться в университете? мы-то не выучились, жаль... а вы обязательно должны хорошо учиться!

Волонтерство и с чем его едят.
От педагогов поступило предложение посещать клиентов время о времени на волонтерской основе. Конечно, моя юная жопа не смогла отказаться от такого приключения, и я обещала приходить каждое воскресенье, чтобы подготовиться к новогодней вечеринке. Некоторые студенты выбрали другие волонтерские активности (одна девочка готовила ребят к походу в магазин, они планировали покупки, считали деньги, проигрывали разные ситуации с покупками для будущего похода). Было немного страшновато соглашаться, т.к. клиенты тяжело переносят невыполненные обещания, очень просили приходить, и тут, если ты сдался или передумал, надо собраться и хотя бы закончить проект.
Итак, впереди новый год, и нужно выбирать репертуар для концерта. Было много песен двухтысячных и девяностых, хорошо помню песню "Стюардесса по имени Жанна" :)
Каждое воскресенье с октября до конца декабря я приходила в пансионат. Для начала нужно было хорошенько выстроить отношения, проработать правильную дружескую дистанцию. Обязательно нужно учесть, что клиенты - взрослые люди, и физиологию никто не отменял. Некоторые мужчины сразу отнеслись к занятиям с настоящим учебным рвением, а некоторые... В силу отсутствия таких, как у обычных людей значительных энергозатрат на интеллектуальный труд, взрослые с умственной отсталостью испытывают очень интенсивное половое влечение. Около месяца ушло на то, чтобы нивелировать распускание рук у некоторых клиентов и настроить их на изучение песен и танцев. Самые жёсткие моменты за эти первые недели - приветствие: очень сильный Павел подходил вплотную, тащил меня к себе, отодвигал волосы и томно выдыхал в ухо "привет...". С мужчинами, которые хотели обниматься, быстренько заменили объятия на "дай пять" и подобное. С женщинами здоровались словами, как обычно.
В общем, еженедельно мы по кусочку изучали новые куплеты и движения, тренировались красиво и вовремя выходить на "сцену" в большой комнате, думали над костюмами.

Праздник.
Я ждала его, как только можно ждать воды в пустыне. Три месяца занятий в пансионате сильно вымотали. Было тяжело осознать, что эти люди уже достигли "потолка" в развитии, и интеллект у многих остался на уровне детей 4-7 лет. Крайне сложно улыбаться в ответ, когда 42-летний красивый мужчина несётся к вам на всех парах, улыбаясь во весь рот и громко хвастается: "А я вчера для Кати колечко из бисера сделал!!!"; это колечко - как поделка ребёнка для подружки из садика. Ещё сложнее не думать о том, кем клиенты могли бы стать без своих заболеваний.
Но близился новый год, и, конечно, вечеринка. Она прошла, по словам педагогов и родителей клиентов, великолепно и очень весело. Их взрослые дети выступали, выходя на сцену с волнительными улыбками: кто мог и хотел петь - пел, кто желал танцевать - танцевал, кто не мог или не хотел петь и танцевать, раскачивался в такт, хлопал в ладоши и мычал. Гвоздем программы стал яркий номер того самого усатого Влада: он сам выбрал песню, которую услышал по телевизору, и сам подошёл с просьбой выучить именно её; это была украинская народная шутливая песня "Ой під вишнею, під черешнею". Из неё получилась настоящая парная сценка: Влад переоделся в молодую девушку, по сюжету просящую старого деда (мужа) отпустить её на улицу погулять; молчаливый Илья сыграл грозного вредного старика, который боится остаться брошенным молодой женой и уговаривает ее остаться дома, обещая "куплю тобі хатку, та ще й сіножатку, і ставок, і млинок, і вишневенький садок". Это выглядело потрясающе - усатая робкая "девушка" в длинной юбке и в платке; рослый, грозящий кулаком "дед" - парни сами закайфовали от такого маскарада и отыграли роли на полную.
Родители аплодировали и украдкой вытирали глаза, артисты кланялись и смеялись, а @maramures играла дрожащими руками и не могла отделаться от ощущения смеси детского сада и психиатрической клиники.

Послевкусие.
В первые недели после праздника было впечатление, будто я заболела. Голова не желала думать. Этот опыт подействовал, как сильное потрясение, я все вспоминала, как и чем живут мои новые знакомые. Для них поход в магазин - тщательно подготовленное событие, словно экзамен; некоторые клиенты отвыкнут/забудут, как чистить зубы, если не напоминать им ежедневно; у них специфический юмор, будто взрослые нахватались добрых, но примитивных шуток от детсадовцев; они тоже думают о политике, пытаются оценить личности известных людей, но очень доверяют телевизору; они также, как и мы, волнуются о повышении цен и переживают, как же будут жить дальше, если пенсия будет маленькой, а продукты дорогими; они помогают друг другу надевать тугой свитер и застегивать куртку; они мечтают о море, которое видели по телевизору, и о домашних животных.
Тогда я впервые испугалась. Что, если я не смогу дальше, если также будут дрожать руки? С детьми заниматься значительно легче, ведь пока возраст совсем нежный, есть время научиться, приспособиться, суметь, запомнить нужное и шагнуть в совершеннолетие с весьма неплохим ресурсом. Всегда есть запас: с ребёнком ты знаешь, что потолок его возможностей крайне далеко. А здесь обитают взрослые, которые во многих сферах жизни навсегда останутся детьми.
С опытом приходит умение держать морду кирпичом в любых ситуациях, сложить нервы в коробочку и решать ситуацию на месте. Дефектолога, который постоянно практикует, вообще очень трудно смутить ;), ведь мы знаем всю подноготную истерик, протестов, тотального игнора, отношений с едой и туалетом и многих других вещей. Это был полезный и интересный, хоть и изнурительный опыт. Сейчас было бы легче и приятнее общаться с особыми взрослыми, но все же пока моя целевая аудитория - дети. Возможно, когда-нибудь я смогу.

Показать полностью
1341

Будни дефектолога (2)

Очень спорный момент получился с первым постом :) пожалуй, стоит прояснить несколько пунктов.

О диагностике.

Приходя к ребёнку,  я должна провести педагогическую диагностику. Иногда её результаты указывают на глубокое повреждение мозга, и тогда работу следует вести так, чтобы научить пользоваться ресурсами, имеющимися в наличии в данный момент. Иногда тестирование даёт другой результат, когда есть непроработанные когнитивные функции, и в этом случае их нужно "включить" и прокачать. Иногда из-за нарушения работы мозга некоторые функции опаздывают в развитии, как у Анны, и тогда, благодаря пластичности человеческого мозга, другие отделы компенсируют функции пораженных. Это теория. На практике дефектолог задаёт задания, и по характеру и результату их выполнения определяет, как у ребёнка идут дела с обучением, не отстаёт ли он. Бывает, нужно отправить ученика на дообследование к доктору, и после этого диагностировать ещё раз.


Кто не в курсе, на всякий случай отмечу отдельно: дефектолог не говорит: "поздравляю, у вас аутизм!". Дефектолог ПЕДАГОГИЧЕСКИ обследует психику и сообщает, например, такое: "у вашего ребёнка есть признаки аутизма, обратитесь к психиатру". А психиатр после обследования заключает, есть ли у ребёнка такой диагноз.

Педагогическая характеристика может содержать такие термины, как "аутичное поведение", "общее недоразвитие речи", "дислалия", "задержка психического развития", "дефицит внимания". Это учебные характеристики. Постановкой диагноза ВСЕГДА занимается врач.

О прививках.

Спасибо за обстоятельные ответы в комментариях. Мне следовало сразу прояснить: я не являюсь противником прививок, наоборот, массовая вакцинация нужна и полезна. НО! Приходя на диагностику, я собираю анамнез со слов родителей, данных прошлых педагогических обследований, заключений врачей ребёнка. В случае Анны вывод об усугублении несвоевременной прививкой нарушения мозга вследствие гипоксии сделан не мной, а её невропатологом, и прописан в заключении медицинского обследования. Я с ним согласна: это огромная редкость, но в ряде случаев такое происходит и относится к редким нетипичным реакциям.

Медицина и педагогика развиваются стремительно, и в каждой сфере есть точки зрения разных специалистов. Прошу не разжигать конфликты на фоне различий во мнениях :)

О таблетках и овощах.

Совсем не указывать возможные причины нарушений будет неверно. Касательно прошлых негативных воздействий и причин я передаю информацию, предоставленную родителями и документами ребёнка, НЕ оцениваю правильность действий злого/доброго врача и НЕ кошу препараты под одну гребенку "для овощей". Коню понятно, что, если есть заболевание, его нужно лечить назначенными медикаментами, и выбирать лечение или его отсутствие все равно родителю. Мама Анны решила не давать препараты, побоявшись побочек, описанных врачом, это УЖЕ давно произошло, мы никак не прыгнем на пару лет обратно и ничего не изменим. Читатели, если вы полагаете, что информация из анамнеза лишняя, отметьте в комментариях, я учту на будущие посты. Либо буду передавать как цитату от родителей. Названия конкретных синдромов и препаратов указывать не стану, это неправильно по отношению к ребёнку.

Итак, вернёмся к основной теме.


Хорошо сделанные лучевые таблички для составления слов (начало слов в столбик и стрелки к общему окончанию) Анна отказалась читать. Ей это было неудобно, и мы обвели на бумаге её ладошки, отметили кусочки слов над пальцами и стали отрабатывать практические навыки, простукивая пальчиком на листе нужные слоги. Так освоили чтение открытых слогов [ма-, ко- и подобные]. Было сложно убрать запинку между двумя звуками в таких слогах. Закрытые [-ал, -ик и т.п.] почему-то пошли легче. Таким же способом составляли слова: на одинаковые пальчики слева начало слова, справа окончание. Я собирала ей такие списки слогов на каждое занятие и просила читать в разном порядке.


За полгода мы освоили буквы и слоги, медленно, но уверенно составляли и понимали слова из них, а тем временем школа не ждала, пока мы её догоним, и выдавала новые и новые правила написания, классификацию частей речи, падежей, рода и числа. К этому моменту подкрался 4 класс, а с ним и повторение материала. Вспомнили звуковой разбор слов, это удалось Анне очень хорошо. А дальше пошли части речи...)

Части речи.

Чтобы убить сразу двух зайцев - выучить части речи и научиться быстро ловить порядок букв в слове на слух, мы с Анной чертили большие таблицы: она слушала список из 2-3 слов, определяла по вопросу к слову (кто? какой? где? что делает?), куда писать каждое и старалась себе надиктовать по буквам. Сначала я проговаривала ей слово мееедленно, очень чётко, потом она делила его на слоги, и слоги по очереди разбирала на буквы сама. Позже получилось научиться делать это быстрее, а ещё позже - быстрее и самостоятельно.


Здесь так легко об этом писать, будто разочек попробовали и все, сразу есть результат. На самом деле были долгие периоды тяжёлого труда Анны, которые, казалось, не приносили никакого улучшения по полтора-два месяца, а потом внезапно начинало получаться то, над чем так долго работали. В частности, алфавит долго не желал запоминаться, пока мы не придумали простукивать его, как "ладушки", выдумывая новые и новые движения.

Род и число.

Понять единственное и множественное число получилось довольно быстро, а вот с родами прилагательных нашлись подводные камни. Анна спрашивала, зачем так усложнять, ведь в английском green - это и яблоко, и штаны, и парта, и даже лист. А тут зачем-то надо каждый раз менять конец слова. Нам пришлось основательно проработать понимание среднего рода. Помогли примеры детенышей животных: в украинском языке слоненя - оно, кошеня - оно, цуценя - тоже оно. Анна обожает животных, дома есть кошки и котята, поэтому тема ей близка :) позже перешли на прилагательные, рисовали кастрюли с едой: компот вишнёвЫЙ/яблочнЫЙ, пирожок ванильнЫЙ, а начинка ореховАЯ. Все шло своим чередом, потихоньку учили правильное употребление знаков препинания, падежи, и тут в дверь постучали.

К нам пришёл диктант.

Близился конец 4 класса, впереди итоговый диктант и контрольная по математике. Хорошо помню вечер, когда нам удалось написать несколько предложений подряд, не запинаясь на словах, вызывающих сомнения. До этого, чтобы избежать искушения подсказывать, для словарных диктантов я использовала ряды картинок.

В течение года учились писать на скорость: сначала слоги, потом слова из трех букв, потом подлиннее, потом словосочетания и, наконец, предложения. Представьте, как трудно удержать в голове целое предложение до конца, если каждое слово приходится диктовать себе по буковке, ведь учителю в классе невозможно всегда ждать самых медленных учеников. Диктант в школе получился с ошибками, но зато почти весь!

Первая книга.

Надо было срочно начинать читать. Я боялась, что Анна не захочет читать, если это получается медленно, и предложила ей самой выбрать книгу. Выбор пал на чудесную книгу с иллюстрациями из мультика "ВАЛЛ-И". Читали каждый раз по нескольку абзацев. После окончания книги был настоящий праздник, Анна существенно расслабилась и потихоньку пробовала читать вслух в классе. Позже пригодились любимые сказки Анны, сказки Шарля Перро в хорошем переводе для детей. Они здорово расширили словарный запас и подготовили к пересказам в школе.

Задачи.

Оказывается, чтобы одолеть обычную задачу, нужно проделать кучу операций: прочитать условие, понять его, понять вопрос и только затем решать. Нам было необходимо ускорить обработку информации, в этом здорово помогли логопедические тетради с заданиями и упражнения для рисования/письма/координации движений двумя руками одновременно (межполушарные тренажёры - то же самое). Чтобы натренировать разницу понятий "на сколько" и "во сколько раз больше/меньше", читали и решали в скоростном режиме задачки для 1 класса. Было важно, чтобы Анна могла обработать условие и вопрос задачи без посторонней помощи. И да - "скоростной режим" не означает бешеную скорость прочтения, перед Анной стояло задание прочитать про себя и понять много однотипных условий подряд, не теряя концентрации внимания.

Лучшее время.

Пока мы с Анной занимались, я убрала из речи частицу "не". Вначале нашего знакомства она тяжело переживала ошибки, и я в попытках не задавить потенциал её уверенности в себе, прекратила говорить "неправильно", "не то", "нет". Заменила их на фразы "подумай/попробуй еще", "кажется, прискакала ошибка", "это слово хочет в другую колонку" и подобными. Это произошло не совсем сознательно, я заметила сильную перемену в собственной речи на занятиях спустя года полтора. И вот в один из вечеров Анна перечитывала длинные слова, и случайно оговорилась: получилось такое рычащее слово, будто оно икает :) она так его описала, а потом повторила с оговоркой и так заразительно засмеялась, потребовала диктофон, и мы нарочно исковеркали полстраницы таких же длинных слов) это самая дорогая наша победа. Поздно тем вечером Анна прислала мне микромультик, на котором в забавный момент прозвучала наша запись, запись самых ценных ошибок чтения :)


Наша работа длилась два с половиной года. Наступил момент, когда я поняла - помощь стала ненужной, Анна справлялась со школьными заданиями сама, не всегда быстро и не всегда на 100% правильно, но вполне самостоятельно. Насколько мне известно, отличницей она не является, но для её родителей и для неё самой есть вещи поважнее оценок. С этого момента она учится без меня :)

Показать полностью
10437

Будни дефектолога (1)

Всём знакомо ощущение, будто мозг переполнен информацией, и ею необходимо поделиться. Попробую описать случаи из практики. Все имена сейчас и в дальнейшем будут изменены.

В конце 2015 фейсбук принёс сообщение от девушки, сообщившей, что её дочь-третьеклассница не умеет читать, перепугана строгой бабушкой-логопедом из поликлиники и очень боится новых учителей.
На пороге меня встретила мама с выглядывающими из-за её спины огромными голубыми глазами. Анне 9 лет, и у неё стоит такой неврологический диагноз, при котором часто дети получают умственную отсталость и тотальную неспособность самостоятельно жить. Анна перенесла длительный недостаток кислорода во время родов, а также по неосторожности врача почти сразу прививку. Детям с гипоксией стандартные прививки назначаются после обследований, если нет серьёзных нарушений; некоторые получают рекомендацию отложить вакцинацию до определённого возраста. В ином случае вакцина может сработать как спусковой механизм для нарушения работы травмированного мозга. Тут уж как повезёт - может выстрелить и сейчас, и позже. В итоге в возрасте 2 лет девочка утратила начальные навыки речи, перестала понимать, где находится, ходить на горшок, много кричала от головной боли и переносила большие эпилептические припадки. Невролог назначил сильные препараты, но предупредил, что она, вероятнее всего, станет [овощем под слюнями по-психиатрически] (цитата отсюда https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/mozhno-ya-vysk...). И мама на свой страх и риск давать их Анне не стала, дождалась, когда стало чуть лучше, и отдала девочку в садик.
К поступлению в школу припадки почти исчезли, появилось понимание происходящего и обращенной речи, более того - проявились хорошие способности к математике и рисованию. В 1 класс Анна пришла в памперсе.

Итак, за почти три года в школе Анна научилась мастерски срисовывать буквы и слова из учебника, совершенно не понимая смысла текста и не различая многие буквы на вид и на слух. Несмотря на наличие тяжёлого диагноза, её интеллект совершенно не пострадал, вот только разговаривала она, как иностранка: ломаный язык с маленьким словарным запасом и горой ошибок, например, "я и мама ели пицца", "я вчера делал домашняя работа". Самоё сложное для меня- её реакция на ошибки: как только не получалось назвать букву правильно, следом лилось море горьких слез и слова "я глупая, я очень глупая!"
Перед нами стояли чёткие задачи:
1. Выучить буквы, связать звучание с написанием и запомнить их вместе - в ушах и на бумаге.
2. Научиться соединять их в слоги.
3. Научиться соединять слоги в слова.
4. Захотеть читать и практиковаться.
На деле оказалось не так просто: чтобы добиться слухового различия речевых звуков, пришлось вернуться к обычным шумам, распознавание которых она в период острой невро-болезни пропустила: мы пели под гитару, определяли, грустно или весело это звучит, тоненько, как птички, или грубо, как голос у папы. Этого было мало: после песенок я просила Анну закрывать глаза и угадывать, чем я шумела (шуршала бумагой, пакетами и фольгой, стучала по столу ручкой и пальцами, скрипела дверью, щелкала по дереву и металлу - в ход шло все, что было под рукой). Мы придумали сказку о злых буквах, которые обманывают учеников и никак не хотят лезть к ним в головы: это не Анна глупая, это буквы вредничают. Позже я догадалась сделать упор на рисование, ведь у неё это получалось прекрасно: чтобы не путать И и Н, Анна их разделила по половому признаку :) и нарисовала букву Н девочкой в платье, а букву И - мальчиком, потому что эта буква в штанах :))
Постепенно буквы поддались, и мы попытались складывать их вместе. Это получилось легче, но тут Анна нашла для меня новую головоломку: прочитанное слово не слышалось ей цельным, она читала знакомые названия предметов и спрашивала - а что это? Удалось понять, когда записывали на диктофон её чтение и прослушивали. Так было удобнее узнавать слова.

Анна не влезала в рамки ни одного подходящего педагогического диагноза: она не была педагогически запущена, у неё не было многих признаков дислексии, общее недоразвитие речи компенсировалось прекрасными результатами на английском в школе.

Не могу забыть комментарий Анны в конце первой встречи: "я думал, ты страшный, а оказалось - нет".

Потихоньку мы догоняли школьную программу. Тут нам преградила путь грамматика :) об этом сражении в следующем посте.

Пожалуйста, критикуйте, я больше читатель, но буду стараться расти.

Показать полностью

«Мы разрабатываем системы для дронов, которые автономно летают на высоте до 12 метров». Студент-технарь тестирует UltraWide-монитор

Месяц учебы на Пикабу завершился (и уже начался Месяц аудио и музыки). Вы читали про сайты для самообразования и, возможно, даже попытались самостоятельно сделать стикерпак для телеграма. Но какой месяц учебы без главных страдальцев героев. На этот раз UltraWide-монитор 38WK95C испытывал в работе студент Московского Политеха и сотрудник Сколковского института науки и технологий.


Меня зовут Егор и, как вы уже поняли, я студент. Специализация моей кафедры — анализ больших и открытых данных. Жизнь современного студента технического вуза — это не только учеба с утра до вечера (и тусовки с вечера до утра). В моем случае много времени отнимают научная деятельность и работа. Я программист в стартапе аспирантов лаборатории космической интеллектуальной робототехники Сколковского института науки и технологий. Попробую объяснить, как до этого дошел и чем занимаюсь.

«Мы разрабатываем системы для дронов, которые автономно летают на высоте до 12 метров». Студент-технарь тестирует UltraWide-монитор Длиннопост

Робототехникой я увлекся еще в школе. С первого занятия затянуло, так роботы стали главным хобби. Регулярно участвовал в разных российских и международных соревнованиях, получал награды, копил опыт.


Сначала меня позвали в команду Сколтеха по робототехнике, а после соревнования Eurobot — взяли работать в лабораторию. Наш стартап направлен на автоматизацию инвентаризации складов. Мы производим целые системы — от гаек и кусков железа до реальных роботов. Потом все это внедряют на склады, чтобы обеспечить безопасность. Конкретно я в этом проекте отвечаю за разработку систем навигации и локализации для мобильных роботов и дронов. Недавно, например, написал систему локализации дрона с помощью нейронной сети. Теперь дрон по картинке с камеры понимает, где он находится: сам определяет расположение объектов и корректирует свою позицию.

«Мы разрабатываем системы для дронов, которые автономно летают на высоте до 12 метров». Студент-технарь тестирует UltraWide-монитор Длиннопост

Иногда я провожу за компьютером по 6-8 часов в день. Если завал на учебе, то и вовсе по 12 часов. Так что предложение ребят из Пикабу протестировать ультраширокий монитор от LG было кстати.


Монитор доставили прямо на работу, в лабораторию робототехники. Распаковал коробку, а там: гигантский изогнутый экран, куча разных кабелей и пачка инструкций. Честно сказать, с техникой я не то чтобы дружу. С алгоритмами, большими данными и дронами у меня точно лучше. Поэтому слегка напрягся при мысли, что сейчас мне предстоит самому устанавливать эту громадину.


Установка монитора заняла от силы минут 15 – даже у человека с такими кривыми руками, как у меня. Поначалу кажется, что тонкая ножка не выдержит громадину, но нет – стоит надежно, а место на столе будто бы и не занимает. Подставка регулируется: можно изменить высоту и угол наклона. У меня чувствительные глаза, чуть что — сразу режет и слезятся. Поэтому тут выставляю четкое на уровне глаз. Следующий шаг – настройка изображения. С помощью кнопки-джойстика открыл меню для доступа ко всем цветовым настройкам. Тут раздолье: режим для просмотра кино, работы с фотографией, приглушенного света в комнате. Я выбрал обычный пользовательский.

«Мы разрабатываем системы для дронов, которые автономно летают на высоте до 12 метров». Студент-технарь тестирует UltraWide-монитор Длиннопост
LG 38WK95C
Диагональ — 37,5’’;
Разрешение — 3840х1600;
Соотношение сторон — 21:9;
Макс. частота обновления кадров — 61 Гц;
Время отклика — 5 мс;
Подсветка, HDR 10, изогнутый экран, антибликовое покрытие.

Учусь я на кафедре анализа больших и открытых данных, а это значит, что нужно постоянно читать (и анализировать!) графики и таблицы исходных данных. Когда привезли монитор, я дописывал отчет по летней практике. Как это выглядит? Пара десятков открыток вкладок в браузере и несколько программ: Jupyter Notebook, Gazebo simulator, Rviz, Pycharm, GIMP. На стандартном экране между ними пришлось бы все время переключаться (это раздражает). Тут я оценил одно из преимуществ 21:9 мне удалось разместить почти все программы на одном экране. Копировал текст, графики, параллельно подглядывал на другие отчеты или требования к ним. На экране даже нашлось местечко для YouTube – ну чтобы писать отчет было веселее.

«Мы разрабатываем системы для дронов, которые автономно летают на высоте до 12 метров». Студент-технарь тестирует UltraWide-монитор Длиннопост
LG 38WK95C с разрешением QHD+(3840x1600) дает в три раза больше рабочего пространства, чем в привычном разрешении 1920х1080. Специально для просмотра и обработки информации.

Это что касается учебы. Разработка роботизированных систем тоже занимает прилично времени и места на мониторе: открыто много скриптов, визуализатор данных с робота, терминал с логами и другие окна. Начинается все с анализа на бумаге. Затем пишутся первые простейшие скрипты, которые отлаживаются в симуляции (сам сделал). Дальше вводим фичи, вновь проверяем в симуляции. Да, симуляция нужна почти на каждом шагу, все-таки мы работаем с дроном, который автономно летает на высоте до 12 метров, — цена ошибки велика.


Так рождается система — автономная мобильная платформа для зарядки дрона и его перевозки на большие расстояния и сам дрон, который автоматически сканирует места, где человеку опасно работать.

«Мы разрабатываем системы для дронов, которые автономно летают на высоте до 12 метров». Студент-технарь тестирует UltraWide-монитор Длиннопост

В лаборатории все коллеги работают за стационарными компьютерами, но моей обновкой все равно интересовались: откуда взял? А изогнутый экран не мешает? Может нам тоже такой приобрести? Не могу однозначно сказать, работал ли я быстрее. Но если вам необходимо открывать несколько окон с таблицами и графиками, широкоформатный монитор явно не помешает. Как минимум это удобно.


Читайте также:

4 инструкции, которые научат вас создавать гифки, ремиксы и стикеры в телеграме

9 нескучных сайтов для самообразования

Посты пикабушников про учебу

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!