Переплата за отопление. Разбираем Постановление Конституционного Суда РФ
Не хочется работать лишь «в стол», поэтому сейчас я выкладываю сюда одну из своих работ, в надежде, что вам будет это либо интересно, либо полезно. Материал, очевидно, не претендует на звание статьи или научного исследования.
Итак, с вашего позволения – приступим.
Всем знакомо то чувство, когда приходит квитанция по оплате коммунальных услуг. Смотришь в графу «отопление» и видишь какие-то уж совсем дикие цифры. Начинаешь лихорадочно подсчитывать, сколько у тебя останется по итогу от з/п, думаешь о том, что с такими цифрами дома должен быть просто какой-то райский уголок, хотя по факту, то жара, то иней повсюду.
Представьте: добропорядочные граждане выполняют все требования государства, устанавливают счетчики, надеются, что будут платить меньше, с замирающим сердцем ждут новой квитанции и… ничего не меняется. Сколько платили, столько и платят. В чем подвох? Сейчас мы рассмотрим одну из таких ситуаций, а заодно немного прокачаем наши знания в области жилищного права.
Прежде всего разберёмся с терминологией.
Обратимся к этому нормативному правовому акту, который в дальнейшем будем называть проще: Правила.
Итак, вот оно наше большое и длинное определение коммунальных услуг:
Коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Но не бойтесь, сейчас мы его укротим. А для этого рассмотрим его по частям:
Окей, с глаголом определились. Теперь пора существительного.
Итак, коммунальная услуга – это деятельность, а коммунальный ресурс – это предмет, которым мы пользуемся. То есть благодаря осуществляемой деятельности, мы получаем предмет.
Коммунальная услуга включает в себя подачу коммунальных ресурсов (одного или больше).
Конечно же не просто так оказывают коммунальные услуги. Есть некоторая цель этой деятельности. И да, это прибыль. Но не только и не столько, если верить законодателю. Главная цель оказания коммунальных услуг – обеспечение благоприятных и безопасных условий использования:
1) жилых помещений (в многоквартирном доме);
2) нежилых помещений (в многоквартирном доме);
3) жилых домов (земельных участков).
Вот так вот. Никак не деньги, нет.
И конечно, нам нужно обратить внимание на то, кто и кому поставляет коммунальные ресурсы. Это исполнитель и потребитель.
Потребитель – это вы, тот, кто сидит в холодную зимнюю пору дома, попивает чаек в теплой квартирке, принимает горячий душ, сушит бельё на батарее и т.д. Ну, или не потребляет реально, а лишь потенциально, находясь где-то на Кипре, например, или 24 часа на работе.
А кто же такой исполнитель? Это тот, кто предоставляет коммунальные услуги, содержит общее имущество многоквартирного дома (лестница, лифт и пр.), или осуществляет и то, и другое. По крайней мере так написано в Правилах. Не очень удачное определение, вызывает вопросы. Но это мы уж рассмотрим как-нибудь потом. Главное, что теперь мы не просто интуитивно догадываемся (в юриспруденции, к сожалению или к счастью, так нельзя), а понимаем, что же это за зверь такой - коммунальная услуга.
Теперь нам нужно рассмотреть общие правила оплаты. Для этого воспользуемся Жилищным кодексом РФ. Уже не такое длинное название, но зато нормативный акт посерьезнее будет. Вот так, не всегда длина свидетельствует о крутости. Ну да ладно. Смотрим ст. 157 ЖК РФ «Размер платы за коммунальные услуги».
Часть первая указанной статьи закрепляет общее правило расчета размера платы за коммунальные услуги. Изучим его.
Как же определяется плата за оказанные коммунальные услуги? Все просто: мы считаем объем потребления, сколько газа, горячей воды, холодной воды, тепловой энергии и т.д. было использовано. Как это сделать?
Закон указывает следующие способы:
1) Благодаря приборам учета. То есть происходит фиксация фактически потребленного ресурса (воды, газа, тепла и т.д.).
2) Исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Чтобы узнать свою ставку, обращайтесь к нормативам, которые утверждены в вашем регионе. Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 1, которым установлены нормативы потребления тепловой энергии и газа, используемые для расчета платы за коммунальные услуги.
Очевидно, что по нормативам можно и переплатить. И дело не только в потерявшемся коммунальном ресурсе, но и в том, что государство устанавливает повышающие коэффициенты для тех, кто не ставит счетчики. Нужны ли счетчики? Если вы добропорядочный гражданин, то да. И как говорит государство, от счетчиков одни плюсы: ресурс учитывается, а вы платите только за то, что реально потребляете (ну, или почти реально).
И вот мы, вроде как подобрались к вопросу, оплате тепловой энергии. Правила расчета платы указаны в наших Правилах. Есть три способа расчета, но их мы опять не сможем понять, пока не рассмотрим еще один небольшой вопросик.
Разграничим приборы учёта:
1) Общедомовой или коллективный прибор учета, как видно из названия, используется для определения количества поданного коммунального ресурса в многоквартирный дом. Сколько дошло до дома. Он устанавливается в отношении всего многоквартирного дома.
2) Общий (квартирный) прибор учета используется в коммунальной квартире.
3) Индивидуальный прибор учета используют для того, чтобы понять, сколько тепловой энергии было поставлено и использовано конкретными потребителями, проживающими совместно, ведущими общий бюджет. Почему мы даем такое определение? Потому что индивидуальные приборы учета можно устанавливать в: а) одном жилом помещении многоквартирного дома (квартире); в одном нежилом помещении многоквартирного дома (например, это помещение первого этажа, где располагается аптека); в жилом доме; в части жилого дома; в отношении домовладения.; (жилом: квартире, комнате в коммунальной квартире или нежилом), в жилом доме (его части) или домовладении, но не во всей коммунальной квартире. Вы, наверное, заметили, что речь шла о жилом помещении в многоквартирном доме, я упомянула только квартиру, не назвав комнату, хотя она тоже относится к жилым помещениям. В комнатах устанавливаются уже другие приборы и называются они Распределителями.
4) Распределитель. Этот прибор устанавливается только для учета тепловой энергии и только в отношении отдельного жилого или нежилого помещения. Распределители устанавливаются на каждую батарею. Если у вас вертикальная разводка, то вы не можете установить индивидуальный прибор учета по техническим причинам.
Отмечу, что здесь мы рассмотрели далеко не все нюансы. В другой раз мы коснемся вопроса, связанного с платой за отопление в случае установки распределителя. Двигаем дальше.
Теперь рассмотрим три способа определения платы. И здесь все зависит от того, какие у вас приборы учета есть. Да, судьба ваших денег зависит от этих вот детищ инженеров, ну, и от своей воли. Итак, первый вариант:
1) Условия:
- имеется общедомовой прибор учета тепловой энергии;
- не все помещения (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными и (или) квартирными приборами учета, распределителями.
Результат: определяем плату по показаниям коллективного прибора учета тепловой энергии. Иными словами, мы платим не за то, что потребили; а некую среднюю цифру, которая, кстати, меняется каждый месяц.
2) Условия:
- есть коллективный прибор учета тепловой энергии;
- все помещения в многоквартирном доме (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными и (или) общими квартирными приборами учета тепловой энергии, распределителями. Сделаем небольшую оговорку: мы пока не будем рассматривать вопрос о расчете платы за коммунальные услуги в квартире, в которой установлены распределители. Думаю, что это полезно рассмотреть отдельно, поскольку есть некоторые особенности. Если мы остановимся на них сейчас, то будет слишком сложно и запутанно. Для рассмотрения конкретной ситуации нам эта информация пока не важна.
Результат: плата определяется на основании показаний индивидуальных или квартирных приборов учета тепловой энергии, а также коллективного прибора учета. Иными словами, во внимание принимаются показания всех счетчиков. А вот здесь мы уже платим за то, что сами потребили и еще немножко за то, что потребляли все люди вашего многоквартирного дома в целом.
3) Условия: нет ни коллективного, ни индивидуального прибора учета тепловой энергии. В таком случае мы платим, в том числе и за ту энергию, которая до нас не дошла, а где-то потерялась. Обидно, не так ли? (Постепенно от такого способа расчета намечается отход, поскольку в соответствии с ч.5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», по общему правилу, предусмотрено, что уже с 1 июля 2012 года во всех многоквартирных домах должны были быть установлены приборы учета).
Результат: расчет по нормативам, исходя из площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию.
Итак, обстоятельства спора.
Заявитель, будучи собственником квартиры, проживал в образцово-показательном доме, потому что все помещения в нем были оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Однако потом дом перестал быть таковым, потому что часть жильцов демонтировала индивидуальные тепловые приборы. Сломались, потерялись, отвалились. С кем не бывает?
И все бы ничего, но теперь вместо того, чтобы платить по схеме № 2, пришлось платить по схеме № 1. А заявитель был с этим в корне не согласен, конечно, кому понравится переплачивать? Упорный заявитель начал проходить все круги нашей судебной системы. Сначала он обратился в суд за принуждением управляющей компании к перерасчету и получил отказ, так как компания действовала в соответствии с Правилами, установленными Правительством РФ. Неприятно, но заявитель не отступил.
Он решил покуситься на святое, на сами Правила, правильно рассудив, что раз в них загвоздка, то их мы и оспорим. И пошел в Верховный Суд. Да, так можно ибо глава 21 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разрешает, а ч.1 ст. 21 КАС РФ направляет в ВС РФ . Но тот не согласился с мнением упорного заявителя, подумав, что негоже править Постановление.
Тогда-то заявитель и пошел в Конституционный Суд РФ за правдой, который не мог себе позволить испугаться какого-то там Постановления.
Итак, заявитель пояснил, что он считает ряд положений Правил неконституционными, поскольку они позволяют обманывать добросовестного потребителя, ибо:
- недобросовестные потребляют больше, но платят меньше;
- от них фактически зависит порядок расчета платы;
- они намеренно не устанавливают или не сохраняют установленные индивидуальные приборы учета.
Конституционный Суд РФ указал следующее:
1) Индивидуальные приборы учета – вещь хорошая, ставить ее нужно. Они помогают добиться справедливости и соразмерности.
2) Коллективный прибор игнорировать не получится. Ваша квартира – это часть дома. Вы еще по лестничным площадкам ходите, дом в нормальном состоянии надо поддерживать, поэтому какую-то часть платить придется.
3) Полностью освободиться от платы за поставленную тепловую энергию невозможно, даже если вы ее не потребляли, то есть, например, временно отсутствовали, потому что она необходима, например, для сохранности здания.
4) Увы, счетчик – это хорошо, но не всегда возможно, ибо дома старые. Поэтому законом было предусмотрено, что если многоквартирный дом вводится в эксплуатацию после капитального ремонта с 1 января 2012 года, то установка индивидуальных приборов учета осуществляется по возможности, но уж если они установлены, то собственники обязаны их сохранить и заменять при необходимости.
5) Собственники, установившие приборы учета поступили законопослушно, они молодцы и потому вправе рассчитывать на то, что понесенные ими расходы, должны окупиться в виде справедливого расчета платы за потребленные коммунальные ресурсы. А вот об этом как раз и должно позаботиться правовое регулирование.
6) Правительство РФ разработало Правила, которыми необходимо руководствоваться при расчете платы за оказание услуг. Но вот как раз положения этих Правил неконституционные, потому что:
- создается ущерб законопослушным гражданам (они купили и установили прибор учета в надежде на снижение расходов в будущем, но не дождались этого; они продолжают переплачивать за то, чего не потребляли);
- поощряется недобросовестное поведение (ведь можно расходовать энергию за счет добросовестных лиц);
- не обеспечивается наиболее эффективное использование тепловой энергии. Откуда взяться эффективному использованию, если человек понимает, что воду можно хоть сутками открытой держать, а газ неделями напролет палить, все равно одинаково заплатишь. А это препятствует достижению цели энергосбережения в долгосрочной перспективе.
В связи со всем вышесказанным Конституционный Суд РФ признал положения ч.1 ст. 157 ЖК РФ и абзац 3 п.42.1 Правил не соответствующими Конституции РФ, но внимание!!!
Только в том случае, если ранее все помещения в многоквартирном доме были оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а потом в отдельных помещениях их сохранность была нарушена.
Конституционный Суд РФ конечно указал, что в ЖК РФ и Правила должны быть внесены изменения, которые будут направлены на особое правовое регулирование расчета платы за тепловую энергию, если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Однако до внесения соответствующих справедливых изменений, при заданных условиях все еще будет действовать порядок № 1.
Подведем итог:
1) Сегодня мы с вами познакомились с юридическим смыслом, вкладываемым в понятие «коммунальная услуга».
2) Теперь мы умеем отличать коммунальную услугу и коммунальный ресурс. А вдруг кто-то не задумывался об этом?
3) Мы знаем общие правила расчета платы за коммунальные услуги.
4) Мы понимаем, что все уже давно пришла пора поставить приборы учета и главное, мы знаем, что это для нас выгодно!
Надеемся, что в скором времени имеющийся недостаток правового регулирования будет исправлен и тогда уж точно установка индивидуального прибора учета тепловой энергии станет нам по душе.
Спасибо за внимание. Если у вас есть какие-то пожелания/замечания - я буду ждать в комментариях. Пока!














