hali.gali

hali.gali

http://t.me/coffeinum8
Пикабушница
поставилa 7367 плюсов и 216 минусов
отредактировалa 0 постов
проголосовалa за 0 редактирований
10К рейтинг 52 подписчика 1636 комментариев 12 постов 10 в горячем
268

Золотом на стекле: древнеримские портреты

Мы знакомы с античной скульптурой. И можно догадаться, что во времена, когда жили столь талантливые скульпторы, где-то там были и не менее великолепные живописцы. Вот только древняя греческая и римская живопись - именно те картины и фрески, что восхищали современников (и они об этом оставляли немало письменных свидетельств) - всё это до нашего времени почти не сохранилось. Только крошечные осколки дают возможность более-менее представить, какого уровня художники жили в те времена, около 2000 лет тому назад.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Один из этих осколков - древнеримские портреты III-IV вв. н. э., выполненные сусальным золотом, запаянным в стекле. Такая техника называется "хрисография" (письмо золотом). Своей монохромностью и тем, что она использовалась чаще всего для изображения лиц, хрисография чем-то напоминает старинные фотографии. Древнеримские "фотки".

На картинке выше - медальон с портретом мужчины, 200-250 гг. Диаметр 4,4 см. Из коллекции археологического музея Ареццо.


Технология изготовления таких изображений требовала высокого мастерства. Сперва выдувалась заготовка из стекла и обрезалась в диск. На него наклеивался лист сусального золота. Поверх него гравировался портрет (один или несколько, как на картинке ниже). При этом средний диаметр таких медальонов не превышал 5 см. Пять сантиметров на всё.

Художник (по сути, гравёр) аккуратно соскребал лишнее заполнение золотого слоя, ювелирными штрихами и точками создавал светотень, и мы видим тонкую проработку лиц, локоны волос, мягкие складки узорчатых тканей... Посмотрите внимательно на черточки на изображениях - это ведь не следы кисти, это насечки. Лишь иногда творёным золотом и краской дописывались отдельные детали и добавлялись тексты (буквы порой тоже выскребались).

Готовая работа запаивалась вторым слоем стекла. Обычно такие изображения помещались на дно стеклянных сосудов. Ни одного целого изделия пока не было найдено - уцелели только толстые "портретные" донышки.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Медальон из Брешии. III век, 6 см в диаметре. Долгое время считался портретом Галлы Плацидии (дочери императора Феодосия I и сестры императоров Аркадия и Гонория), но на самом деле был выполнен почти на 100 лет раньше.

В Средние века медальон был вмонтирован в "Крест Св. Дезидерия", так и сохранился (как видно, в этом кресте вообще много чего насобирали, камей красивых и прочего):

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост
Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Медальон с портретом девушки, ок. 250 года. Диаметр 4,5 см. Из коллекции Туринского городского музея древнего искусства.

Вот эта точка на переносице, скорее всего, не родинка, а след той древней традиции ставить метки на лице "от сглаза", которая существует у народов Востока и в наши дни. Подобные точки можно иногда видеть и на других римских портретах, особенно детских.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет Геннадия из музея Метрополитен (Нью-Йорк), 250-300 гг. Слева на медальоне подписано имя, можно прочесть. Остальные надписи гласят: «самый совершенный в музыкальных искусствах».  Медальон был выполнен предположительно в Александрии и предназначался для ношения в качестве кулона. Вполне возможно, он играл роль своеобразной памятной медали для Геннадия, который выиграл музыкальное состязание. Талантливый и красивый был парень.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет женщины с ребенком, начало IV века (в оправе XVIII(?) века). Был выполнен предположительно в Александрии, как и портрет Геннадия.

Диаметр 4,8 см. Также из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Медальон с портретом мужчины, III век. Диаметр 5,1 см. Из коллекции Британского музея.

Сохранился с повреждениями, но выполнен очень искусно, выразительный. И такого красивого, насыщенно синего цвета стекло.

Кракозябру слева принято считать изображением дельфина.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет Анатолия, III в. Из коллекции Музея стекла в Корнинге (США).

Латинская надпись “anatoli gavdias” - "Анатолий, радуйся!"

Интересные сколы. Можно оценить толщу стекла и увидеть впаянный золотой слой.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет Евсевия из Ватиканских музеев. III век. Диаметр 4,8 см.

Надпись на латыни гласит "EUSEBI ANIMA DULCIS" (Евсевий сладкая душа? Душечка Евсевий?! Да ну... не быть мне переводчиком с латыни ))

Лучше посмотрим на выразительное мужское лицо. Красивый же. Такой яркий римский характер. Евсевий жил без малого 2000 лет назад, и совсем ничего о нём не известно. Но очевидно, что он был таким человеком, что кто-то захотел заказать этот портрет, видимо, на память о нём. Оставив нам этот след - в золоте на стекле.

Показать полностью 9
519

Сталинка? Римлянка

UPD. К посту есть вопросы #comment_188501977

Привычный вид уютного "сталинского" дворика? Нет, перед нами реконструкция древнеримского многоэтажного дома ("инсулы") II века нашей эры.

Обычная городская среда около 1800 лет тому назад.

Сталинка? Римлянка Древний Рим, Архитектура, Рим, Сталинская архитектура, Длиннопост

Этот дом из Остии (морского порта Рима) известен под названием "Casa dei dipinti" и довольно хорошо изучен. Он является типичным примером многоэтажной древнеримской застройки. Еще до нашей эры в Риме из-за растущего населения (и ещё быстрее растущих цен на землю) начали возводить дома до 8 этажей высотой. И этот четырехэтажный дом на их фоне был самым обычным.


Инсулы - интереснейшее явление древнеримской архитектуры, и рассказано о них уже немало. Если вам не доводилось слышать ранее о таких домах, а тема показалась любопытной, есть более подробная статья в "Дилетанте": https://diletant.media/articles/45281242/

И, конечно, википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инсула


До наших дней сохранился первый этаж "Casa dei dipinti":

Сталинка? Римлянка Древний Рим, Архитектура, Рим, Сталинская архитектура, Длиннопост
Сталинка? Римлянка Древний Рим, Архитектура, Рим, Сталинская архитектура, Длиннопост

Мой сталинский дом, из которого я пишу этот пост, существенно уступает качеству оригиналов - древних римских построек. И спустя 1800 лет, полагаю, от него не останется и следа...

Показать полностью 3
1048

Скетчи и мемы Древнего Египта

В совершенно древние времена остраконы (обычные глиняные черепки или гладкие кусочки известняка) были аналогом нашей "бумаги для заметок". Так и в Древнем Египте - папирус ведь дорогой, а черепки буквально под ногами валяются и вполне удобны. Поэтому египтяне широко использовали остраконы в быту - на них делали расчёты, писали кроткие письма, ученики выполняли на подобных черепках свои домашние задания. А еще на остраконах учились рисовать художники.

Эти случайно сохранившиеся наброски часто смотрятся куда интереснее больших серьёзных фресок, поскольку легко выходят за рамки канона и показывают обычную древнеегипетскую жизнь. Художники зарисовывали то, что им самим нравилось. Иногда это какая-то любопытная деталь, иногда - красивая фигура танцовщицы, а порой на остраконах тиражировали популярные сатирические мемы вроде мыши-вельможи. В период XVIII-XX династий (ок. 1550—1080 гг до н. э.) мышь-вельможа был просто бомбой.


Вот, кстати, портрет  плотника, который, видимо, работал над тем же проектом, что и художник:

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

"Сфоткай нашу бригаду, типа мы на работе":

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Фараон с трехдневной щетиной... Судя по всему, египтянам и правда приходилось усердно бриться.

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Наброски по работе или учебные материалы:

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Женщины красивые...

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Пикабушник?! Показалось...

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Животные анфас, как обычно, смотрятся довольно забавно.

Кот, совсем мультяшная собака и сова:

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Типажи:

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Нет. На кадре выше - женщина, раздувающая печь )) А вот, кстати, ручной бабуин играет со своей хозяйкой:

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Тот самый мышь-вельможа. Сатирический образ, своеобразный мем, очень популярный на берегах Нила около 3 000 лет тому назад. Подобных остраконов находят множество, и мышь в одеждах вельможи изображается обычно на пиру, где прислуживают коты, обмахивая мышь опахалами, играя ей на арфах и поднося деликатесы.

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост

Большинство этих остраконов были найдены при раскопках т.н. "посёлка художников" в Дейр-эль-Медина - поселения, где жили мастера, работавшие над созданием храмов Долины царей и Долины цариц в «городе мёртвых» в период XVIII-XX династий. То есть около 3 500 - 3 000 лет тому назад.

Скетчи и мемы Древнего Египта Древний Египет, История искусств, Живопись, Долина царей, Длиннопост
Показать полностью 21
844

Волшебные цветы Сакае

Цумами-канзаши - традиционные японские шпильки для волос, украшенные цветами. Непременный атрибут для женщины в кимоно.

На фотографиях - современные цумами-канзаши, созданные японским дизайнером Сакае (Sakae) из проволоки и синтетической смолы.

Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Волшебные цветы Сакае Япония, Декоративное искусство, Канзаши, Мастерство, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Показать полностью 10
1815

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» 

Мягко говоря, есть некоторые неточности в этом материале. Я о всех памятниках не скажу, но хотелось бы внести чуть больше ясности по поводу Пальмиры и майянской пирамиды.


Пальмира пострадала, но драматическая фраза про "уничтожили все археологические руины" не соответствует реальности. Да, уничтожены некоторые значимые памятники (хорошо отснятые и обмерянные, и их собираются восстанавливать), при этом очень многие остались в порядке.

Из утраченных особенно жаль арку, известную по учебникам истории 5 класса:

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

У большинства же "уничтоженных памятников" просто отломаны куски. Красивые, крупные, но все это восстановимо, и основной массив сохранён. Вот амфитеатр Пальмиры до террористов:

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

Вот он же в 2019 году, с взорванным портиком, который планируют восстанавливать:

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

Еще немного кадров из Пальмиры 2019 года, не утратившей по сей день свой узнаваемый ландшафт (все фотографии - Сергея Вальченко):

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

Историю о снесённой в Белизе майянской пирамиде (никакая она не башня) иллюстрирует отчего-то фотография мексиканской Чичен-Ицы с эффектной и чистенькой пирамидой Кукулькана. Ну а что, правда, культура-то всё равно та же самая, пусть хоть фото будет красивым. Потому что сам комплекс пирамид в белизском Нохмуле не такой симпатичный:

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

Почти все комплексы майянских городов по сей день включают энное количество нераскрытых пирамид. В условиях с интенсивной местной растительностью все эти пирамиды, условные "дворцы" и любые прочие майянские сооружения представляют собою плотно заросшие холмики и более ничего. Мимо такой пирамиды пройдешь и не заметишь - холм и холм. Даже если подняться на раскрытую, расчищенную пирамиду, обычно, стоя на ее верхней площадке, видишь заднюю стенку, которая как раз не раскрыта и полностью оплетена жесткими лианами до самой верхушки. Представляешь, что такой была вся пирамида снизу доверху, пока кому-то не пришло в голову "откопать" её (т.е. на самом деле - освободить от кокона растительности и тонкого слоя нанесённого дёрна).


Сейчас постараюсь показать, это забавная штука. Вот, пример "до" и "после" из Гватемалы:

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

И это огромнейшая пирамида, одна из самых грандиозных по размерам. А простояла до конца XX века в кустах и ничего. Вот только недавно её раскрыли. И да, дело не в том, что её не могли найти (хотя иногда не без этого). Основная причина того, что сотни пирамид остаются заросшими по сей день - нет денег на их раскопки и изучение. Это дорого. И если вас заведет судьба в один из майянских городов, где вроде всё давно раскопано - оглянитесь. Вот всё это множество зеленых аккуратных холмов, которое вы увидите - это вовсе не холмы.


А что же Нохмул? Там бульдозером копнули один маленький "холм", вот этот:

Ответ на пост «7 исторических сокровищ, которые мир потерял за последние 100 лет» Памятник, Архитектура, Пальмира, Майя, Ответ на пост, Длиннопост

На срезе видна дыра-нора, ведущая внутрь сооружения (кладка хорошо читается). И нашли немного штукатурки со следами росписи. Это очень печально, безусловно. Но это всё. Бестолковых дорожных строителей, которые наскребли себе ковшом щебёнки, действительно засудили. Общественность всколыхнулась (в 2013 году), и вот сейчас до нас докатываются спекуляции на этой истории в духе желтой прессы (с фото совсем других больших и красивых пирамид, потому что эта настоящая маленькая руина с дыркой скучна и не тронет сердце читателя).


Чтобы закончить как-нибудь, пусть неловко, но зато на позитивной ноте, скажу, что раскопать пирамиду майя (если вдруг всегда была такая мечта) в наши дни может любой желающий (лишь бы было немного деньжат и времени). Не знаю, как сейчас это происходит с учетом ковида, наверняка прикрыли все проекты на время пандемии, но обычно несколько раз в год разными организациями набираются добровольцы на археологические раскопки в Мексике, Гватемале, Белизе, и можно вписаться. Нужно отследить анонс экспедиции, подать заявку, понадобятся деньги на дорогу и базовый английский. Обычно археологические экспедиции снаряжают институты США (есть деньги потому что). Едешь, по сути, разнорабочим, в среднем на месяц. И это совершенно реальная возможность украсить свою жизнь фантастическим приключением.

Показать полностью 8
10

House Of The Rising Sun 1270 A.D

Когда осенняя грусть протянет к тебе свои холодные руки, послушай хорошую песню на старо-французском.


Средневековая "House Of The Rising Sun" из чартов 1270 года.

7

Мечты 40+

На днях поняла, что живу сейчас без мечты. Перешагнула за 40, и на многие вопросы уже получены ответы. Ребенок подрос. Мои мечты, что были раньше, давно исполнены. И вот сижу такая... Как-то скучно без мечты. Она, как невидимая стрелка внутреннего компаса, указывала бы на далекий полюс, куда обязательно нужно дойти.

Пыталась тут вспомнить прежние желания, но, что не сбылось к этому времени уже и само отвалилось за ненадобностью. Остались разве что путешествия, но даже это не глобальные мечты. Не так-то просто добраться до Патагонии или королевства Мустанг, но ведь можно. Всего лишь задача, дело техники. Книга, которую я когда-то хотела написать, потеряла актуальность. Ищу свои новые желания, не могу найти.


Стало интересно, о чем вообще мечтают люди 40+. Какие у вас мечты? Какие из них прошли проверку временем и до сих пор греют вам душу?

1197

Ответ на пост «С - стиль» 

Люди, у которых такие салфеточки и рюши в голове, нередко "облагораживают" ими и автомобили. Что поразило меня в своё время в азиатской культуре, так вот этот самый кружевной тюнинг японских и китайских авто.

Две отдельные истории - такси для эстетов и дамские машины. Первые вроде сугубо японская тема, вторые - паназиатская, благодаря тому же алиэкспрессу.


Японское такси будет украшено кружевами только белого цвета, который подчеркивает чистоту салона. Чехольчики, подушки, нашлепки, бантики... Вариантов дизайна - масса, уж кто во что горазд.

Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто
Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто

На мой взгляд, это растёт из раздутого мангой и аниме фетиша на викторианскую эстетику. И когда видишь за рулём этого кружевного такси аккуратного и подчеркнуто вежливого водителя в непременных белых перчатках - понимаешь, что он из той же банды японских горничных, дворецких и прочих мажордомов. Просто сказочные викторианские дворецкие и горничные это фантасмагория и на подрочить, а кружевное такси - фансервис на каждый день.

Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто

Дамские машины - это... это... Ну вот мадам, у которой унитаз в рюшах, вентилятор в рюшах и микроволновка в рюшах, она выходит из дома и едет по рюшевым делам в своей рюшевой машине. Кружевной апгрейд там вообще без берегов. Выглядит примерно вот так:

Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто

Дизайн для коробочки передачек:

Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто
Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто
Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто
Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто
Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто

А если не понравилось ничего, бери чубаку розовую, но это уже совсем другая история...

Ответ на пост «С - стиль» Дизайн интерьера, Стиль, AliExpress, Ответ на пост, Кружева, Авто, Япония, Длиннопост, Чехлы для авто
Показать полностью 10
260

Если бы Голливуд переехал в Стамбул

Турецкий художник Мурат Пальта создает работы, которые показывают, как выглядели бы культовые фильмы в стиле турецких миниатюр. Большая часть представленных здесь рисунков — это часть его дипломной работы, в которой он размышлял о том, что будет, если совместить восточные мотивы, бытовавшие в Османской империи, с узнаваемой всеми голливудской классикой.

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Звездные войны"

(Yıldız Savaşları)

Джордж Лукас

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Криминальное чтиво"

(Ucuz Roman)

Квентин Тарантино

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Чужой"

(Yaratık)

Ридли Скотт

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Терминатор 2: судный день"

(Terminatör 2: Kıyamet Günü)

Джеймс Кэмерон

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Сияние"

(Cinnet)

Стэнли Кубрик

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Начало"

(Başlangıç)

Кристофер Нолан

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Лицо со шрамом"

(Yaralı Yüz)

Брайан Де Пальма

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

"Убить Билла"

(Bill’i öldür)

Квентин Тарантино

Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост
Если бы Голливуд переехал в Стамбул Фильмы, Голливуд, Турция, Длиннопост

Источник

Показать полностью 25
421

Пестрые одежды античных богов

Какого цвета статуи античных богов и героев? Конечно, белые, как мрамор, из которого они и сделаны... Выставка "Пестрые боги" (Bunte Götter), кочевавшая по европейским музеям с 2003 по 2014 годы, полностью переворачивала эти представления об античности. Статуи греческих и римских богов, как оказалось, были не белыми, а самыми что ни на есть пестрыми.

С помощью современных методов анализа в рамках этого проекта удалось реконструировать остатки краски на скульптурах, и теперь на выставке белым оригиналам противопоставлены их цветные копии.

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

На многих скульптурах реконструированы рисунки тканей, которые поражают своими яркими красками и сложностью орнамента. Это удивительное дополнение к истории костюма античного мира. Для меня в свое время было большим открытием узнать, как 2500 лет тому назад греки представляли себе красивые одежды, достойные богов и героев.


Знаменитый Лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса.


Оригинал статуи из мюнхенской Глиптотеки:

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Реконструкция с других ракурсов:

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост
Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост
Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Подобные детально проработанные узоры покрывали даже спины фигур на фронтоне на высоте 10 метров. Мельчайшие детали в своём размере составляют всего лишь около двух миллиметров, что свидетельствует о высокой точности росписи статуй.

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.


На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования.


Только благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что сеточка является частью богатого чешуйчатого орнамента, покрывавшего лицевую часть шлема. Сравнение узора на шлеме с изображениями шлемов на греческих вазах того же периода позволяет утверждать, что подобная форма раскраски была широко распространена в то время.

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Другие примеры, включающие реконструкцию изображений костюмов:


Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530-520 гг. до н.э. Реконструкция статуи в образе богини Афины.


("Кора" - ударение на О - в переводе с греческого просто "девушка").

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Фотография Коры с выставки в Стамбульском археологическим музее:

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Кстати, вот как Гомер описывал одежды Геры:


Тою душистой оделася ризой, какую Афина,

Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров,

Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,

Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным,

В уши прекрасные серьги с тройными подвесями вдела,

Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала.

Легким покровом главу осенила державная Гера,

Пышным, новым, который, как солнце, блистал белизною.


Это описание было создано во времена греческой архаики. Если все верно помню, этот текст старше чем статуя коры. Но как хорошо иллюстрирует он нарядность костюма и подтверждает раскраску скульптуры.

Реконструкция рисунка ткани на одежде Антиопы.

Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея)

Музей Халкиса, Эвбея, Греция, кон. VI в. до н.э.

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Не всегда краски были настолько кричащими, со временем мода на раскраску менялась.

Например, фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми.


Скульптуры классического периода (480—320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу.


В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.


Кстати, пример раскрашенной скульптуры эпохи эллинизма ("Саркофаг Александра") мне довелось видеть в археологическом музее Стамбула. Правда, усердными реставраторами там были использованы очень яркие краски. По-моему, ярче чем нужно... Но я должна честно признаться, что мои глаза сопротивляются этой пестрой раскраске, поэтому все мои замечания субъективны.


Саркофаг из Сидона (так называемый "Саркофаг Александра"),

ок. 325—310 до н. э.

Вот так выглядят следы раскраски на оригинале:

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Восстановленная роспись:

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост
Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Голова Калигулы, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37-41 гг.ggg

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

Лев из Лутрак, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, ок. 550 г. до н.э.

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост

В античности яркая раскраска считалась знаком особой ценности. Однако это буйство красок противоречит современному пониманию эстетики, ориентированному на ясность. Сегодня цветные скульптуры кажутся нам, скорее, чем-то странным.


И под занавес маленький переворот в представлении о древнегреческих храмах. Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. И выглядело это примерно так:

Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост
Пестрые одежды античных богов Античность, Древняя Греция, Скульптура, История искусств, Роспись, Реконструкция, Древний Рим, Длиннопост
Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!