ght12

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1259 рейтинг 121 подписчик 0 подписок 2 поста 2 в горячем

Как сделать презентацию (гайд)

Понадобилось мне сделать презу. На основе случившегося опыта пилю статью.


Провинциальные дезигнеры знают, какие визитки им приходится делать. Т.е. он предлагают варианты на выбор, а клиент останавливается на самом аляпистом, убогом и просит еще побольше разных шрифтов и картинок, с которыми надо непременно «поиграть». Если с визитками (и сайтами) ситуация улучшается, то с презентациями пока не очень.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Наглядность. Частая ошибка – впихнуть в презу максимум текста, продублировать речь оратора. Задача презы – сопровождение речи, облегчение восприятия информации слушателями, наглядность. Если напихать простыни текста – наглядности не получается. Зритель должен сразу понимать смысл слайда, не анализируя его. Важно не перегружать. Т.е. преза делается под выступление, а не наоборот (как это у некоторых бывает).


Объем и структура.


Шрифт. Важна читаемость с последнего ряда. Размер шрифта должен позволять. Лучше всего использовать шрифты без засечек (меньше утомляют). Не больше 2-х видов. Размер - не менее 18 пт. Если демонстрация на др. компе, а формат PPT, то шрифт может замениться на др. Разнообразие стилей (жирный, наклонный и т.п.) - плохо. Всякие обводки, градиенты тоже плохо смотрятся. Темные оттенки цветов выглядят мрачно. Пусть уж черный будет, чем темно-синий или коричневый. На читаемость влияет контрастность по отношению к фону. Вот такой фигни (как ниже) точно не должно быть. Open Sans и Roboto хороши.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Объем. Желательно не больше 30 слов в слайд. А лучше меньше. Не больше 4-х идей или пунктов в списке на слайд, иначе все равно не запомнят. Всю остальную воду говорить словами. В ряде случаев 1 слайд = 1 идея. Кавасаки даже приводит цифры: 10 слайдов, 20 минут, 30 пт - шрифт. Но, сами понимаете, все индивидуально.


Простота/сложность. Таблицы, диаграммы и графики должны помогать докладчику, а не путать слушателей и заставлять их объяснять дополнительно. Также, если объяснение простое и не требует отдельного слайда – можно обойтись без него.


Смысл/дизайн. В погоне за креативностью можно нарисовать нечто очень красивое, но непонятное. Задача презентации – чаще всего «продать» некую идею слушателям. Смысл за дизайном теряться никак не должен. С другой стороны, дизайн – это эмоции, это делает факты – красивой историей. Соотношение зависит от цели и аудитории. Но, в большинстве случае смысл важнее дизайна.


Картинки. Лучше подбирать по стилю, делать «подложку» фона под текст на картинку, чтобы не сливалось (по возможности) или писать на поле без картинки. Не использовать много разных цветов (не больше 3-х оптимально на слайде, не больше 5-ти на всей презе). Готовые шаблоны использовать только в максимально официальных случаях, в остальных - лучше делать собственные фон+текст. Хорошие сочетания цветов в палитрах: http://flatcolors.net/palettes.php


Хорошо использовать разные графические средства: таблицы, графики, диаграммы, схемы, карты, матрицы и др. Использовать больше картинок и схем, чем текста. Люди не могут читать и слушать одновременно (говорят, некоторые женщины могут, но это не точно). Потому, больше текста - меньше внимания на тебе. А ты в выступлении - самый главный элемент. По этой причине я считаю, раздаточный материал может мешать - люди начитают его изучать самостоятельно, переставая слушать человека (который ради них, блин, старается и волнуется).


Орфография. Лучше проверить. А также учесть пробел после знака препинания, длину тире и т.п. Есть онлайн сервисы (для копирайтеров), похожи, можно брать любой. Также, вот полезная инфа (источник не помню, сейчас нашел только этот):

http://glo-web.ru/blog/rekomendacii_ria_novosti/


Коммерческое использование. Некоторые шрифты, иконки и картинки не могут использоваться бесплатно. Не знаю, можно ли реально встрять, но вот. Главное, ими верующих не оскорблять, тогда все будет норм, ящитаю.

Цель. Должна быть. Ты должен понимать, чего ты хочешь добиться от людей. Не слайды ради слайдов. В итоге выступления мы добавляем данные к тем, что знают слушатели. Или мы открываем им новые знания или возможности. Или меняем их убеждения. Или заставляем действовать. (Действия - инвестиции, зачет, продажа, изменение мнения и пр.) Хорошо писать цели на стикерах, а потом превращать их в слайды. Добавлять новые, убирать старые, менять структуру. Об этом будет чуть ниже. (Но кратко.)


Интерес и понятность. Люди не любят протирать штаны в скучной обстановке, потому, для удержания внимания можно использовать: то, что интересно слушателям, то, что касается их самих (их денег, будущего, интересов и пр) или то, что повышает настроение (шутки). Поэтому, все в презе должно учитывать вот эту человекоособенность и не утомлять людей. Лучше короче, чем длиннее. Анимации и звуков - по минимуму (лучше вообще отказаться). Также учитывай аудиторию. Важно не особо заставлять слушателей думать, пусть идут по намеченному тобой плану (для сайтов и продаж тоже актуально). Исходи из того, что у них нет мотивации слушать.


Заголовки. Идея слайда тоже должна быть понятна и отражена в качестве заголовка (актуально и для сайтов), т.е. вместо «объем продаж» пиши: «в мае объем продаж продукции А снизился», в табл. подчеркни визуально, напр, стрелкой или выдели цветом (=куда смотреть). Не «количество контрактов», а «в Омске количество контрактов возросло». Идея должна быть понятна самому докладчику. Не просто «кол-во продаж», а выявление зависимости, трендов или еще каких причин, по которым оно вообще упоминается.


Как только становится ясна идея – выбираем тип данных, максимально подходящий для сравнения. Не хаотично, везде вставляя круговую (потому что других не знаешь), а чтобы было нагляднее всего.


Типы сравнения и диаграммы.


1. Покомпонентное сравнение. Сравниваем компоненты в % от целого. «Доля рынка А составила 12%». Процент от целого. Подходит круговая диаграмма.


2. Позиционное – объекты соотносятся, больше, меньше или одинаковы. «Кошки бегают быстрее собак», «Клип Маликова и Хованского на 4 месте по популярности». Расположение объектов. Подходит линейчатая диаграмма.


3. Временное – как показатели меняются по времени. «Популяция пищух уменьшается», «Кол-во яжматерей выросло за март на 17%». Изменение во времени. Подходит гистограмма, если значений мало и график – если много.


4. Частотное – делим все на «отрезки» и смотрим, сколько чего куда попало. «5 работников пинают балду 8 часов а день, 12 работников – 5 часов, 2 работника – 0 часов». Объекты в интервалах. Подходит гистограмма, если значений мало и график – если много.


5. Корреляционное – наличие/отсутствие зависимости между переменными. «Уровень заплаты директора не влияет на изменение уровня его квалификации», «От увеличения кол-ва съеденных пирожков растет жо». Зависимость между переменными. Подходит линейчатая, если значений мало и точечная – если много.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Диаграммы отличаются и внутри своего типа. Графики можно совмещать, линейчатые диаграммы делятся на типы (см ниже), гистограмма тоже (по аналогии с линейчатой). Все это можно закрашивать, выделять, показывать стрелками и т.д., главное, чтобы было понятнее.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Также можно использовать блок-схемы. И матричную диаграмму.

Выступление, речь. Само написалово речи, под которое делается преза (а не наоборот) называется сторителлинг, спичрайтинг. По этим словам можно гуглить. Также есть книги и курсы по ораторскому мастерству. Если будет интересно, напишу позже. Здесь я на этом вопросе останавливаться не буду. Главное, речь должна быть отрепетирована, обязательно вслух (чтобы исключить сложные слово-буквосочетания, которые сложно произносить). Слушателей важно вовлекать, чувствовать контакт с аудиторией. Задавать им вопросы, например: «Как думаете?» и на них же отвечать. Можно отключать презу на моментах, где внимание должно быть направлено на оратора. Если в PowerPoint нажать W - экран станет белым (white). При волнении можно найти одного лояльного слушателя и говорить для него. Первые разы лучше не импровизировать. Не переживать, если что-то не получается. Никто не умеет выступать от рождения.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Три принципа презентации.

Фокус. У аудитории когнитивные лимиты, мы не можем рассказать вообще все, что знаем. Потому у каждого выступления, слайда, истории - должна основная «цель» (точка, привлекающая внимание. Остальное выступление строится вокруг этой точки. Выступление имеет начало и конец.

Контраст. Факты сами по себе понимаются плохо. Важно использовать сравнения, они привлекают интерес. Хороши графики, где показан рост (это динамика). Нужно отделять важное от второстепенного, использовать цвета и пр. «Они - мы» и прочая «борьба серых и красных полосок» подойдет.

Единство. Должна быть объединяющая система, а не набор данных. Согласованность элементов, слайды должны стыковаться между собой, превращаясь в связную историю. Некоторые слайды, возможно, придется удалить, если они выбиваются или не несут пользы. Нет запутывающих элементов, нет случайностей.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Мы развлекаем, обучаем, убеждаем, мотивируем. Чтобы изменить аудиторию.

Как сделать презентацию (гайд) Гайд, Презентация, Выступление, Длиннопост

Проектирование истории - тема отдельная и большая. У выступления должен быть стержень, основная линия и 3-4 поддерживающие истории/идеи. Также важно, чтобы в выступлении была эмоциональная правда для сердца и интеллектуальная правда и данные для ума. Вообще, важно говорить вещи, понятные аудитории. Чаще всего мы берем краткую историю и нанизываем на нее дополнительные слайды. В зависимости от типа истории структура немного меняется.


Типы историй.

1. Отчет излагает факты. Он меняет имеющуюся информацию у аудитории. Отчет «ровный», пугать неожиданностями никак нельзя, сначала говорим то, что люди уже знают, потом дополняем новыми фактами. И так все время. Чтобы запоминалось лучше - «оживляем» факты.

2. Объяснение предлагает новые идеи или возможности. Структурно напоминает лестницу. Новый факт ведет к следующему. Останавливаемся на «контрольных точках» в процессе.

3. Предложение рекомендует новые действия или решения. Содержит и проблему и решение. Побуждает. Описываем проблему, общую с аудиторией. Затем приводим к пути решения. В идеале, воодушевляем этим путем. Это продающий формат презы. Важно найти точки соприкосновения с аудиторией.

4. Драма вдохновляет.

Инструменты

1. Microsoft PowerPoint, имеет разные темы и возможность вставлять диаграммы, таблицы. Что делает приложение оптимальным. Сохраняя в формате ppt мы получаем редактируемую презу, которая сначала открывается в программе, из которой ты ее запускаешь. Формат pps превращает в слайд-шоу, демонстрация идет сразу.

2. Некоторыми считается, что презы должны быть в pdf, в некоторых компаниях это - хороший тон. Чем оптимальнее делать пдф не знаю, надеюсь, кто-нибудь подскажет в комментах.

3. www.canva.com классный сервис, местами бесплатный. Позволяет делать презы, а еще сайты (лендинги), плакаты, рекламные картинки и пр. Имеет много шаблонов и всякой полезной фигни.

4. Фотошоп и т.п. Слишком, на мой взгляд, жирный пакет для простой презентации. В векторе Иллюстратор, а растре - Фотошоп. ПО похоже и не слишком сложно учится (до уровня ваяния през).

5. Есть ряд утилит, которыми я не пользовался. Например, ProShow Produсer имеет 15 бесплатных дней. Kingsoft  - бесплатная, имеет шаблоны для през. SlideRocket - инет-платформа, если бесплатный тариф с ограничениями функционала. Также вроде есть утилита, не проверял. Скажу, что они просто есть. У гугла тоже есть сервис: https://www.google.ru/intl/ru/slides/about/ В чем преимущества - не выяснял.

6. В сети полно сервисов, где можно скачать иконки, картинки и пр. (Ну не нанимать же целого дизайнера ради какой-то презы!) Вот, например: https://icomoon.io/ или  https://thenounproject.com/ Считаю, что дизайнеры про них знают, а простому юзеру так заморачиваться не обязательно. (Лучше тратить время на более важные факторы, типа репетиции речи или поиск данных.)

Крутые работы (для вдохновения) расположены на ыдшвуырфку точка net, а его вставлять сюда нельзя. Я решил похитрожопить, т.к. презы и правда классные. Админы пикабу, так совсем нельзя или иногда можно?

/mrcoryjim/presentations

/ethos3/presentations

/slidesthatrock/presentations

/slidecomet/presentations

/esPrezo/presentations

Хотя я после таких работ не сразу могу работать, просыпается перфекционизм.

Книги.

1. Роэм. «Говори и показывай». Лайтовая, классная книга, с большими картинками. Самая легкая для чтения.

2. Каптерев «Мастерство презентации». Очень классная и понятная книга. 330 стр, для фанатов темы. Но читается относительно легко. Позволяет конструировать действительно крутые выступления в духе TED.

3. В «Искусство визуализации в бизнесе» Яу много примеров, эмоций и иллюстраций, 330 стр, книга плотная. Автор учит рассказывать истории с помощью инфографики, показывает ошибки, приводит ссылки и мн. др. Для фанатов визуализации, т.к. читается гораздо сложнее, чем предыдущая.

4. Книга «Презентация в стиле Дзен» Рейльнодса тоже вошла в список хороших. Говорит о простоте и легкости в презентации, вообще стильная книга, про дизайн. 280 стр, из них много листов с картинками-примерами.

5. Подробнее про диаграммы книга Желязны «Говори на языке диаграмм». Там же есть задания и примеры. Книга маленькая, читается легко. Не самая современная.

6. Мортон «Лаборатория презентаций». Описание понравилось, но не нашел pdf, djvu. Потому не читал.

Также мне понравилась вот эта инструкция, она больше про дизайн, зато подробная:

https://texterra.ru/blog/kak-sdelat-klassnuyu-prezentatsiyu-...

Она классная.


Добавляйте полезное. В комменте выложу ссыль на облако, в котором книги по теме (которые в посте и немного лишних).

Показать полностью 6

На работу без опыта (гайд)

Т.к. мне удавалось много раз устраиваться на работу без опыта, образования и связей, а также составлять резюме знакомым и тренировать их перед собеседованиями - решил поделиться знаниями с широкой общественностью. Хорошо помню, как сам косячил на первых собеседованиях. Хорошо видел, как косячили собеседовшиеся со мной "конкуренты".


Профориентация

1.1 Штука сложная, в один пост не влезет. Критерий неверно выбранного пути - лень. Если организм ленится, значит психика понимает, что они с организмом занимаются чем-то не тем. Чем-то, что не дает энергии от отдачи. Т.е. вкладываем, условно, 50 ед. усилий, получаем взамен 20. Психика просекает, что где-то тут есть подвох и перестает выделять энергию на это конкретное занятие. Эволюционный такой механизм, чтобы тратить силы максимально эффективно. У каждого, грубо говоря, есть "центры" реагирующие на определенный тип энергии. Кто-то кайфует от общения, другой воспринимает необходимость разговаривать как пытку. Один любит читать и получает энергию, другой - только при большой необходимости и очень при этом мучается. Посмотри, на какого рода деятельность реагирует твоя нервная система получением (выделением) энергии.

1.2 Вспомни, что ты любил делать в детстве. Подумай, чем ты занят добровольно в свободное время. Подумай, чем ты гордишься в своей жизни или гордишься в принципе. И что бы ты делал, если б у тебя было достаточно денег, чтобы не работать. Это всего лишь "ключи" к этим "центрам".


2.1 Во время поиска работы обязательно сообщи всем, что ты ее ищешь. Оставь резюме в специально придуманном для этого месте, активно отвечай на вакансии. Спроси у знакомых, где работают/работали они. Во время собеседований тоже можешь аккуратно интересоваться, куда еще ходили конкуренты, где работали раньше и пр. Чем активнее деятельность - тем лучше.

2.2 Все конторы, куда зовут, гугли на предмет наеба... развода. Всякие распространители всего, куда берут без опыта - самый демотивирующий фактор в процессе трудоустройства. И, да, они будут врать вам по телефону, убеждая, что они "не такие". Если просят денег за трудоустройство в той или иной форме - это развод.

2.3 Не волнуйся. Кто ищет, тот всегда найдет. А процесс поиска работы - это уже работа.


Резюме

1. Для его составления нужно посмотреть "че у людей" и по схеме "ctrl+c, ctrl+v" построить свое резюме, с блекджеком или без. На сайте "работа.ру" есть возможность фильтрации соискателей по степени наполненности резюме и опыту. Выбираем минимальный опыт и анализируем. Город берем, понятно, Москву (там резюме больше). Делать нужно максимально быстро, чтобы не возникало негатива от деятельности и снижения мотивации в дальнейшем. Иначе можно две недели прокрастинировать с этим резюме.

2.1 Соответствуй требованиям. Задача резюме - пройти цербера (hr) максимально безболезненным для вас обоих способом. Его задача - входной контроль, который осуществляется способом сравнения резюме кандидата со списком, предоставленным кадровику руководителем подразделения, в котором ты будешь работать. Т.е., ты сразу должен понимать, что в тонких нюансах твоей специальности кадровик вряд ли разбирается. И, строго говоря, разбираться вообще не обязан. Видишь, что в требованиях к соискателю написано "ЯП Basic" - не пиши, что знаешь С++ и Ассемблер, подразумевая, что легко этот бейсик выучишь. Для эйчара такие простые вещи ни разу не очевидны - он просто сравнит резюме и требования и пригласит тех, у кого совпадений больше. Выпендриваться имеет смысл перед своим руководителем.


2.2 Вторая задача кадровика - выявить соответствие корп. культуре, базовым ценностям, и наличие у тебя определенных качеств. Чтобы ты получше встроился.


Качества бывают 2-х типов:

1. Корпоративные чаще бывают в крупных компаниях. Важно показать лояльность к фирме и продукту, любовь к бренду, соответствие требованиям фирмы. Ценят они трудоспособность - ок, ты только что осознал, что Маслоу был не прав, а на всех уровнях пирамиды должен быть "труд". И т.п. Ценности чаще всего приписаны в "миссии компании". И заключаются в лояльности, желании работать на результат, доброжелательности и потребности к хорошему коллективу и командной игре. Мизантропы-интроверты в эту схему никак не влезают, оставь эти мысли для соц. сетей. Также, эйчары любят предсказуемых, конформных людей, ибо индивидуалисты представляют угрозу для существующего корпоративного порядка. Чем больше компания - тем больше формальных требований и индивидуализма (т.к. это система, где все части должны представлять один организм). Меньше выпендривайся - больше соответствуй.

В маленьких компаниях ценят, напротив, индивидуальность. Т.к. придется выполнять не одну стандартную функцию, а самые разные. Также, здесь на первое место выходит не лояльность к бренду, а любовь к сфере, специальности, роду деятельности.


2. Профессиональные. От продажника требуется уметь общаться, от программиста - кодить, от консьержа - хамить, т.к. сидеть на попе и чувствовать себя хорошо. Здесь уж точно не важно, чего вы на самом деле любите. В ваших мечтах никто кроме психолога и мамы разбираться не будет. Поэтому: идем на сидяче-скучные работы - говорим, что мы очень спокойный, размеренный человек. Идем в маркетологи - искрим креативом и про фин. показатели тоже не забываем, демонстрируем кейсы. Вопрос "кем ты видишь себя через 5 лет" как раз про это. Если человек претендует на простую операционную работу, а говорит, что хочет стать коммерческим директором через год - значит, он свалит через 3 месяца, при этом его обучит фирма за свой счет. Поэтому, соответствуй.

Также навыки делятся на софт и хард, это личные и профессиональные. В разных сферах и на разных должностях соотношение хард/софт будет отличаться. Поэтому, для врача и инженера важно образование. А для маркетолога - нет.


Поэтому, в резюме должна быть однозначность. Если вы хаотично ("искренне") перечисляете набор качеств, то эйчар, не зная, в какую корзину вас определить - просто напрягается. Он не любит неопределенности, потому что это личный риск для него. Возьмет технаря к примеру, а тот окажется непомерно творческим. Виноват эйчар, потому что просто так сейчас человека не уволить - это риск для фирмы. Выберете 2-3 базовых для своей сферы качества и акцентируйте внимания на них, оставив "и на машинке могу" для той же соц.сети. По этой же причине, резюме не должно быть длинным, больше 1 стр. сильно нежелательно.


3. Чтобы отличаться, можно выбрать нестандартную форму подачи. Это актуально только для креативных профессий, типа дизайнеров или маркетологов. Поэтому, если ты бухгалтер - стандартизируйся.


4. Приложи фото. В большинстве случаев, оно делает резюме более "человечным", ему сложнее отказать, чем просто бумажке. Надо, чтобы фото было официальное (или близкое к работе). И, если внешность не очень выигрышная... Надо взвесить решение.


Собеседование

1.1 Стандартные вопросы для собеседования плюс-минус одинаковые.

1. Будь готов рассказать, почему ты выбрал именно эту компанию. Правильный ответ должен пересекаться с миссией компании (если таковая имеется) или с тем, почему понравилась вакансия, если контора не очень известна. В последнюю очередь идут ответы про соцпакет и близость дома к работе. М. Мотивация. Это то, что интересует эйчара. На вопрос, в какие еще компании я подавался - я говорю, что список компаний есть, я их проранжировал по степени значимости для меня и иду по списку. Вы - первые (или вторые).

2. Почему ты выбрал эту профессию. Свяжи выбор с личными качествами и ситуациями из детства. Можно вымышленными, но лучше воровать ситуации у друзей - так органичнее и запоминать легче. Обязательно расскажи про успех в данной сфере, даже если оно связан с работой опосредованно и происходит в школе.

3. Просто "расскажите о себе". Тут нужна заготовка. Я использовал в простых случаях: "О себе? Так, меня зовут "JohnDoe", мне хх лет, я учился в ххх по специальности ххх. Мне нравится ххх, поэтому я решил работать в сфере ххх." и т.д. И более сложные заготовки для работ более высокого уровня, начинающиеся с историй, имеющие ссылки на значимых в отрасли людей и мероприятия. (Ну типа, однажды, на форуме "ИТ в сельском хозяйстве" я общался со Илоном Маском и он мне предложил поучаствовать в проекте, что я и сделал. И поэтому...) Однажды я перепутал мессаджи, шутил и сам со всеми знакомился, пока ждал руководителя и мне отказали в работе аналитиком, зато пригласили бизнес-тренером, потому что аналитик, по их мнению, должен быть занудным и уравновешенным, а не собирать вокруг себя людей.

4. Расскажи о своих навыках, достижениях. Достижения обязательно должны быть. Каждое качество из резюме должно быть подтверждено случаем. Если ты написал: "умею решать сложные задачи", то должна быть история, как однажды ты оказался в другом городе без денег или увидел маленького плачущего ребенка без родителей и все разрулил.

5. Чем занимался на прошлой работе. Если работы не было, то ты все равно говоришь, что делал во время практики, чем помогал родственнику в его работе (даже если ты купил отчет о практике и вообще никому ни разу в этой жизни не помогал). А также свяжи тему курсовой/дипломной работы с вакансией. Могут спросить, что нравилось/не нравилось в прошлой работе.

6. Что для вас важно в работе. Повторяем выдержки из миссии компании, как попугай. Важны могут быть: хорошие отношения с коллегами, возможность заработка, возможность роста, работа в компании, которой можно гордиться или ее репутация, всякая там самореализация, адекватный начальник, у которого можно учиться, сложность выполняемых задач, уровень самостоятельности. Ты же понимаешь, что нужно отвечать не "правду", а то, что от тебя максимально хотят слышать.

7. Ваши плюсы и минусы. Плюсы связываем с функционалом. Если работа пересекается с общением с людьми - можно немного шутить. В остальных случаях - лучше давать социально-ожидаемые ответы. Минусы должны быть, говорить "ну, я даже не знаю..." - ошибка. Минусы должны показывать "антикачества", т.е. для работы продажника минусом будет "не люблю рутинную работу, когда на прошлом месте работы было нужно сидеть и разбираться в документации - очень уставал морально".

8. Почему ушли с последнего места работы. Нельзя ругать бывшего работодателя, даже если он объективно м***к. Нельзя и все. Связывай с тем, что захотелось развиваться, здесь больше для этого возможностей. Или как-то еще.


1.2 Подход на уровне убеждений. Ты не ищешь работу, которая тебе нужна. Ты решаешь задачу организации, закрывая некую потребность собой. Т.е., это ты тут помогаешь конторе своими навыками, качествами, мотивацией. А не контора помогает пристроить бедного, никому не нужного маленького вчерашнего студента, которому нужны деньги. Это убеждение здорово меняет ощущения от кандидата и помогает не казаться нуждающимся и потому бесполезным. Какая бы ни была эта задача - ты пришел, чтобы облегчить жить фирмы, помочь ей заработать деньги, спасти от конкурентов и стать ее верной и ценной частью. Только плащ супергероя не надел - он в химчистке. Это важно для позиционирования - балласт никому не нужен, особенно в кризис. Поэтому, важно четко понимать, что полезного ты можешь сделать для фирмы. Не спрашивай, что Америка может сделать для тебя, короче.


1.3 Твой внешний вид отражает требования к работе. Работник банка прячет татуировки, дизайнер - показывает. Когда зайдешь - не бойся, руками не закрывайся, сразу скажи, че те надо. "Здравствуйте, я к Ольге на собеседование". Садись - когда пригласят. Между эйчаром и собой сумку не ставь, руки спокойно на столе. Если эйчар молчит - не надо тараторить, спокойно молчи тоже (так они иногда проверяют стрессоустойчивость). Максимально запоминай имя эйчара - если не представится - спроси его сам. Это плюс к социальным навыкам. Эйчар - человек, значит, он может составить мнение о тебе, как о личности буквально в первые минуты общения, а потом уже для себя обосновывать принятое решение. И есть уж совсем загоны, например, в одной компании, где я работал - не брали полных людей. В другой - не брали натуральных блондинок. А еще в одной эйчар не взял кандидата по причине того, что он был похож на ее бывшего мужа.


1.4 Узнай о конторе как можно больше: ключевые проекты, позиция на рынке, возраст, кол-во сотрудников, филиалы, ключевые и фигуры и пр. Это большое преимущество.


1.5 Оплата. Важно узнать заранее, сколько платят по рынку и сколько готова предложить данная компания. В ряде случаев подходит стратегия демпинга, у меня так знакомая ходила бесплатно в теле-центр, делала там мелкую работу (монтаж и пр), а потом ее приняли в штат через пару месяцев. Т.к. легче взять проверенного человека, чем со стороны. Но есть и противоположные схемы, где демпинг маркирует соискателя как "я бесполезный индивид". Желательно вопрос оплаты поднимать в конце собеседования.


Рассказывая про опыт

- Есть работы, ориентированные на процесс, а бывают - на результат. Если в твоем случае результат важен - постарайся в самопрезентации говорить глаголами "сделал", "внедрил", "улучшил", "добился". И меньше описательных прилагательных. Их редко любят люди, оценивающие навыки. Отвлеченные разговоры только размоют впечатление о тебе.

- Используй конкретные характеристики и показатели своей эффективности. Например не "ну, я сделал сайт", а "я сделал сайт, который привлек 20% клиентов и увеличил выручку на 42%". Или "благодаря ххх мне удалось ххх на 15% за 2 месяца".

- Старайтесь использовать связку "я+глагол", это покажет самостоятельность и активность. "Я изучу" вместо "мне покажут". "Я сделаю" вместо "мне скажут сделать". Для простых рабочих/операционных позиций можно не злоупотреблять, здесь важна комфортность и послушность, управляемость.

- Использовать аккуратно профессиональный сленг, но следить за реакцией эйчара. Какие-то базовые термины важно знать.

- Для значимых позиций в компании хорошо использовать "мы", рассказывая про прошлый опыт. Это покажет, что ты неравнодушный сотрудник. "Мы вышли на рынок", "мы внедрили и пр".


Твои вопросы

Обязательно задай вопросы по работе. Даже если их нет, нужно показать свою серьезность и интерес к работе.


- В сложной работе обязательно можно спросить: "как вы видите мою работу, какой конкретно функционал?", если эйчар в теме. И тот же вопрос, с объяснением, что в разных фирмах функционал на данной позиции отличается для менее сообразительных кадровиков. Вариант: "Как примерно будет выглядеть мой рабочий день?", "Какие основные задачи я буду решать?".

- Возможность карьерного роста, если вакансия такое подразумевает. "Какие имеются возможности для карьерного/профессионального роста?"

- Про уровень дохода для всех позиций, которые прямо влияют на привлечением денег в форму. Т.е., для сейлза важно уточнить, сколько он сможет заработать, потому что для него это главная мотивация (чем он больше хочет, тем больше принесет фирме).

- А вот про отпуск, декрет, еду и выходные задавать вопросы нельзя. (Если ты не супер-специалист, которого хантят.)

- В простой работе можно спросить, когда можно будет приступать к работе, в случае, если будет принято положительное решение. Если предполагается, что новичок должен учиться и фирма идет на это изначально - можно сказать, что очень хочется уже начинать работать хорошо, потому за сколько обычно у вас народ в среднем обучается?

- По орг.структуре и корп. культуре. "Кому я непосредственно буду подчиняться и как с ним можно пообщаться?". "Кто будет подчиняться мне?". Если работа простая - не выпендриваться. Винтик с амбициями плохо выполняет свои функции и его заменяют на нормальный, стандартный винтик.

- Я спрашивал, в течении какого времени ждать обратной связи.

- Бывает важно понимать, сколько этапов собеседования и с кем они будут проходить. Спрашивать на этапе звонка.

- Остальное - по ситуации.


Типы работ и стратегий

1. Итак, есть 4 параметра.

a. Логическое продолжение твоих навыков, образа жизни и прошлого бекграунда. Учился на инженера - устраиваешься инженером.

b. Совершенно новая. Учился на врача - претендуешь на юриста. Смена вектора.

c. Дрим ворк, то, где прям хочется работать.

d. Работа "куда возьмут", для перекантоваться, очень простая и не требует навыков.


2. Работа бывает:

ac. В этой сфере нужно собирать больше кейсов, чтобы "упаковать" себя выгоднее, делать портфолио. Важно где-то учиться, иметь сертификаты. В ряде работ хороши публикации и профессиональная ценность на узком рынке. Важно максимально тусить в своей проф. среде, знать ведущих игроков отрасли, а также топовых персон. Можно не лично. Мне книга "№1" Манна не понравилась местами, но некоторые дельные советы в ней есть. Можно конкурировать в конретной нише, т.е. не "маркетолог №1", а "маркетолог №1 на рынке строительства" и т.п. специализация. Обязательно уникать в теорию нет-воркинга и ее максимально реализовать. Благо, фейсбук, LinkedIn и форумы это позволяют.

ad. Здесь желательно "включить" дурочка. Потому что в данном случае эйчар чует "overqualification" и напрягается. Помню историю, рассказанную, возможно даже на пикабу, как молодого инженера не взяли инженером на завод, тогда он прикинулся простым работягой и попросился в цех. А потом, имея знания - за два года апнулся до инженера. Потому что изнутри расти легче. Знаю несколько аналогичных случаев шпионского проникновения, в одном из которых участвовал сам. На вопрос, почему я с в/о не хочу офисную работу, сказал, что зрение падает от сидячей работы за компом, не хочу компа - руками работать хочу! Взяли. Активно знакомился к коллегами. Через месяц предложили стажировку туда, куда хотел.

bc. См. абзац ниже.

bd. Эйчару важно аргументировать смену работы.


Читкоды

1. Найди в ютьюбе видео "собеседование на ххх". Можешь повторить то, что услышишь в видео - сформируется полезный речевой шаблон.

2. Найди в соц.сети сотрудников оттуда (из данной компании или сферы вообще). Можно прямо спрашивать, че куда. Можно написать типа "привет, я вижу, ты работаешь кинологом, я всегда мечтал им работать тоже, можешь рассказать, как им лучше стать". Обычно человек ссылается на свой опыт. Аккаунт может быть левым, но правдоподобным. Также, ты можешь посмотреть по соцсети увлечения ЛПР и добавить себе новых хобби в резюме.

3. Опыт можно расширить рассказом о практике/стажировке. О работе по гражданско-трудовому договору (ГПХ), без книжки. И работу у родственника. Говорить про фриланс не всегда желательно, т.к. работодатель напрягается, если понимает, что бы будете зарабатывать деньги мимо кассы, а то и вовсе уведете у него базу знаний или данных. Потому хорошо все это перечислить, но сказать, что не фриланс это был вовсе, а полноценная работа на дядю. Можно поступить еще хуже. Переделать свою легальную трудовую книжку, увеличив опыт по некоторым позициям. Но это важно делать скорее в случае, если ты "летун", т.е. работал много где и маленькими порциями. Такие товарищи напрягают нормальных эйчаров. Поэтому, опыт увеличиваем не самый релевантный (проверять не будут).

4. Знания расширяются курсами на курсере, всякими "специалистами", все это можно скачать бесплатно в большинстве случаев. Также хорошо иметь пару кейсов, для чего найти бесплатную возможность поработать. Либо на знакомых (фриланс), либо просто месяц на нормального работодателя, максимально при этом вникая в происходящее. Использовать "околопрофессиональные" позиции. Для маркетолога это тайный покупатель, для ивент-менеджера - аниматор. И т.п.

5. Ври. Если мама говорила тебе, что врать плохо - она была права в той реальности, в которой жила сама (СССР). Сейчас условия становятся рыночными, возрастает роль личной конкурентоспособности и это реальность, которую нельзя игнорировать. Дело не в том, хороший ты человек или нет, а в том, насколько ты соответствуешь требованиям. Более того, многие специалисты покупали дипломы, умеют утку и липу на гербе или непрофильное образование. Иногда всплывают сведения, как у важных персон оказывается липовый диплом престижного вуза. И, да, я знаю таких руководителей, которые проплачивали свою заочку, там не появляясь. Эйчару на все нужны пруфы, ты не докажешь ему, что "быстро учишься", потому что такое ему говорят все. Поэтому, ври. Я слышал историю про маркетолога, который "продал" себя за 200 тыс, потом его не знали как уволить, потому что не имел опыта вообще. Настолько борзеть, конечно не надо, но если такой наглый "специалист" займет твое место - он всему научиться за пару недель реальной работы, пока ты будешь перечитывать книги по пятому разу, забывая все без практики.

6. Нельзя казаться жалким ни на каком этапе. Нельзя жалобно просить в той или иной форме или жаловаться, типа "без блата никуда" или "в стране кризис" или "никому студенты не нужны".

7. Всегда проси обратную связь после собеседования, если тебя не взяли. Скажи, что тебе важно понимать, над чем работать.

8. Будь вежлив со всеми. Иногда в принятии решения участвуют коллеги. Также полезен секретарь. Можно ему даже оставить "презент", желательно, если ты - парень.

9. Напиши сопроводительное письмо. В нем расскажи, почему ты хочешь работать именно тут. Оно должно быть коротким и более эмоциональным, чем резюме.

На работу без опыта (гайд) Работа, Карьера, Резюме, Гайд, Длиннопост

Работа мечты

Этап 1.

1.1 Составляем карту, в которой отражаем все ресурсы, нам необходимые. К ресурсам относятся: знания, навыки, сертификаты, люди, вещи, мероприятия, профессиональные программы и пр. Все, что нам поможет. Карта уточняется во время изучения всего этого, дополняется и переписывается. Для примера, возьмем мечту "хочу стать фин. диром". (Я гуглить не буду, пишу от балды, но тут важна схема.) Что может помочь? Фин образование. Курсы ххх, курсы ххх, книга ххх, вот в той конторе берут без опыта.

1.2 Гуглим "как стать ххх". Читаем, все что выдает поисковик, это будут форумы, рекомендации кадровиков, психологов и всяких карьерных консультантов. Если таких ответов нет - найди форум или ресурс с возможностью карьерной консультации и спроси там. Также бывают ответы на ютьюбе. Набросок карты готов.

1.3 Смотрим существующие резюме и вакансии и уточняем карту по ним.

1.4 Гуглим книги, можно по запросу "книги по ххх для новичка" и т.п., изучаем форумы на этот счет. Гуглим курсы, их много. Называются MOOC. Сойдет курсера, Интуит, тор***ты с курсами от "специалиста" и мн. др. Найди все отраслевые и специальные ресурсы, форумы и площадки, где есть коммьюнити. Первое время сиди там осторожно, не порти репутацию.

1.5 Гуглим биографии тех, кто смог. Ищем факторы успеха и ключевые навыки. Также, ты увидишь, из каких отраслей приходят в твою. Кто вообще делает то, что хочешь делать ты. Какие компании дают максимальный рост в этой сфере.


Этап 2.

2.1 В каждой работе есть "база". Есть 20% навыков, которые дают 80% результата, но чаще всего соотношение другое. Важно разобраться, что основное нужно знать. Это как в качалке - сначала база, потом всякие мелкие мышцы. Эту базу нужно освоить и для большинства профессий требуется неделя - месяц времени. В некоторых случаях больше. Часто вообще 3 дня, только человек волнуется и потому не может начать, растягивая эти три дня на годы. Найди в ютьюбе видео про 20 часов Джоша Кауфмана, ты знаешь что с этим делать. Теперь просто учи. Важно учить постоянно, непрерывно. Не марш-бросками, а последовательно, хотя бы по 2 часа в день.

2.2 Итак, база есть. С ней уже вполне можно претендовать на что-то близкое к выбранной работе. Ищем вакансии, стажировки, др. места, где можно получить опыт. Деньги на этом этапе волновать не должны, иди туда, где можешь большему научиться, чтобы в дальнейшем монетизировать навыки. Оставляем след везде, где можно в виде резюме и звонков.

2.3 Хорошая стратегия - прилипнуть к значимой персоне. В процессе чтения книг, форумов и пр. ты уже хорошо понимаешь, кто в данной сфере звезда, кто имеет авторитет и возможности. Смело попросись к нему, как к ментору или можешь просто задать вопрос. К этому времени база уже должна быть, т.к. этот ресурс важен, его нельзя сливать на тупые вопросы. Можешь предложить свою помощь.

2.4 Докопаться можно и до эйчара. Практика показала, что типичный эйчар вникать не будет - скажет "высылайте резюме" и ответит тишиной. Но, бывают эйчары, которые работают на студенческих форумах - они отвечают доброжелательно.

2.5 В службе занятости можно получить доп. образование бесплатно. Это курсы, в зависимости от величины города - полезные или нет. Чаще слесари и т.п. работники, но бывают и дизайнеры и пр. Минус в том, что не всем можно так учиться, а чтобы это узнать надо порядком заколебаться в их очередях. Но, курсы дают время на подготовку.


Этап 3.

3.1 Если на этапе 2 устроиться не получилось - учись дальше. Плюс, устройся туда, где функционал близкий или есть возможность перехода. Например, для маркетолога хорошо поработать сейлзом, промоутером, тайным покупателем, социологом. А программисту можно зайти через эникейщика, параллельно фрилансить или писать код в коллективных открытых проектах. Короче, туда, где развиваются правильные навыки, и какой опыт можно в дальнейшем "продать" на собеседовании.

3.2 Если профильных компаний мало, можно претендовать с расчетом на компанию, а не функционал. Устроиться "кем возьмут", а потом перейти "куда надо". Хорошо начинать с продажника - они нужны везде и порог вхождения минимальный. У курьера и т.п. доступа к бизнес-процессам мало, но недостаток нивелируется построением связей внутри конторы.

3.3 Максимальный нетворкинг, знакомься так, чтобы позже приходить в конторы через рекомендации внутренних спецов, а не эйчаров.

3.4 Пока работаешь - делай что-то свое по теме. Тебе нужны кейсы, пруфы и т.п. Экономист? Посчитай бизнес-план. Режиссер - сними что-нибудь. Архитектор - спроектируй баню знакомым. Представь, что ты уже работаешь на себя.

3.5 После пары итераций этого цикла - начни проявлять настойчивость. Моя знакомая с 6-го раза устроилась в компанию ее мечты. Просто приходила, уже как к себе домой, здоровалась с коллегами, секретарем и в итоге, ее взяли через 3 года.

3.6 Найди программы вузов по данному профилю и постепенно расширяй знания по ним. Конспектируй схемы, чтобы периодически их повторять.

3.7 На этом этапе возрастает роль репутации и даже личного бренда. Потому старайся держать обещания, не подводи людей, строй отношения. Ври/воруй гусей аккуратнее.


Приуныл

Тебе обязательно скажут, что у тебя ничего не получится. Если не скажут - значит твоя мечта слишком простая.

На работу без опыта (гайд) Работа, Карьера, Резюме, Гайд, Длиннопост

Возможно, ты специально ничего не делаешь, чтобы не получать результат. Так тоже бывает. Чтобы не ранить свое эго или чтобы ничего не делать. "Пугаться" бывает выгодно.


Но если ты услышишь, что мечта слишком сложная - не верь этим людям. Это всего лишь конформисты, которые сами ничего не могут сделать и потому принципиально верят, что это нечеловеческий талант. Или люди, которые боятся потерять свой статус. Они такие: "я 5 лет на это учился, а ты хочешь вот так прийти и стать тем, кем я стал через 10 лет". Это угроза для их самооценки. Поэтому, твоя задача - собирать "в копилку" все удачные случаи, а их немало для каждой сферы. И не верить нытикам, скептикам, недоброжелателям, пессимистам и пр.


Большинство людей боятся ошибок, потому что так их учили в детстве. Если посмотреть биографии известных людей - многие из них косячили, их увольняли, иногда из их собственной компании выгоняли, их не брали на работу и пр. Таких примеров полно. Поэтому, ошибки - это опыт. Нужно делать больше действий и выводов из них.


Дополнительно

Не опаздывай. Если есть риск, звони и говори, что заблудился и спрашивай как найти. Запоминай имена и обращайся по имени. Отключи телефон во время собеседования. Почисти/скрой профиль в соцсети, если он характеризует тебя... ну ты понял. Записывай все, что узнал - есть вероятность, что придешь в эту контору позже.


Итог

Через год ты будешь работать кем хочешь. Или нет.


Баянометр не особо ругался, но часть картинок не выложилась. Шутите тогда сами себе, пока читаете.

Хз почему, сохранился предыдущий черновик. Какая-то инфа потерялась.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!