Дневник профессионала - шрифтовой дизайнер
Я с детства рисовала, но делала это не потому, что моя мама художник. Она вовсе не заставляла меня заниматься тем, что было мне не по душе, а давала полную свободу в выборе пути. Этот путь с самого начала, пожалуй, был необычным: однажды я вернулась с летних каникул и узнала, что все мои подружки поступили в художественную школу. Разумеется, я подошла к маме и сказала, что тоже хочу. Сначала мама не соглашалась, беспокоясь об оценках в школе, но потом сдалась, и меня взяли в группу. Тогда мне казалось, что люди делятся на талантливых и бесталанных. Сейчас я с этим абсолютно не согласна. Есть люди, которые хотят чего-то добиться, и те, что только ищут себе оправдание. Конечно, есть люди, которым всё легко даётся. Как говорит моя мама: «Их как будто волшебной палочкой ударили». Другим же нужно усердно работать, чтобы чего-то добиться, но это скорее везение, а не талант.
К концу обучения в школе я поняла, что хочу быть дизайнером, но не знала, каким именно. Было ощущение, что это интересно, но полное понимание того, куда мне нужно поступить, пришло только после того, как я своими глазами увидела, как все устроено. Я отправилась на день открытых дверей в институт, посмотрела на мастерские каждого направления, пообщалась со студентами и преподавателями и увидела своими глазами, какие есть направления: там были студии, где клеили макеты интерьеров, это мне показалось невероятно кропотливой и сложной работой, для очень усидчивых людей; графический дизайн показался интересным; но больше всего меня впечатлил промышленный дизайн, своим объёмом, масштабом и креативом: там была интересная посуда, различные макеты мебели, светильников и много другого. И я выбрала именно промышленный дизайн. Наверное, меня прельщала мысль, что всё, что нас окружает, делается именно предметным или промышленным дизайнером: посуда, мебель, транспорт, гаджеты…
На старших курсах я поняла, что мне нравится работать не только с объёмом, но и с графикой. Устроиться на работу студентам по этой специальности, как оказалось, намного проще. На работе я многому научилась: я рисовала сайты, визитки, бланки… Вначале было интересно, но через какое-то время я поняла, что надо расти дальше, и в первую очередь мне не хватает знаний именно о шрифте. Любой дизайн, будь то обложка книги или журнала, рекламное объявление, афиша – это всегда картинка плюс шрифт. И если с картинкой мне работалось довольно легко, я могла построить композицию, подобрать цвета, то про буквы я не знала практически ничего. Тогда я решила, что мне очень надо получить дополнительные знания, чтобы быть хорошего уровня профессионалом.
«Когда я приходила на занятия, то чувствовала себя как будто членом закрытого клуба: студентов не много, каждый будто получает тайное знание.»
Я поступила на курс шрифта и типографии в Британскую высшую школу дизайна. Обучение длилось год или два: на второй год студенты оставались по желанию, если хотели развиваться и углубляться в профессию дальше. Когда я приходила на занятия, то чувствовала себя как будто членом закрытого клуба: студентов не много, каждый будто получает тайное знание. Конечно, не тайное, но довольно узконаправленное, и это сильно цепляло.
Закончив первый год, я поняла, что если не пойду на второй, то буду очень жалеть. Желание появилось не из-за того, что были поразительные успехи по окончанию первого года, вовсе нет, но я поняла, что получаю от процесса огромное удовольствие, да и уходить без результата не хотелось. На второй год осталось ещё меньше людей, поэтому занятия получались практически индивидуальными.
В то время я занималась дипломным проектом, на который тратила очень много времени и сил: я рисовала шрифт. Шрифты рисуются в специальной шрифтовой программе. Дизайнер придумывает, как будет выглядеть шрифт, и начинается долгая проработка от буквы к букве. Рисуется кириллица и латиница, строчные и заглавные, ещё знаки препинания и цифры. Латиницу рисуют чуть более расширенно, потому что языков в Европе много и у каждого есть свои знаки (буквы), много европейских языков, у которых есть свои дополнительные значки над буквами — диакритика. В украинском и болгарском языках тоже есть свои особые буквы, отличающиеся по рисунку от кириллицы. В итоге получается довольно большой набор – минимум приблизительно 500-600 знаков. И это только прямое начертание. А есть ещё жирное и тонкое начертание, плюс все те же символы, только в курсиве.
В моём дипломном проекте таких начертаний было пять. Но дело не только в количестве: все буквы должны были гармонировать и «дружить» друг с другом. Если ты хочешь изменить одну букву, подрисовав к ней засечку, чтобы она выглядела лучше, то тебе придётся перерисовывать и все остальные буквы. Иногда, перерисовав все, я понимала, что засечка не идёт, и процесс начинался сначала. Поэтому работа над дипломным проектом была долгой и кропотливой.
«Всегда это работает именно так: работа никогда не приходит сама, нужно сначала что-то сделать.»
Когда я уставала от компьютера и хотела переключиться на другую задачу, я рисовала руками различные шрифтовые картинки — это называется леттеринг. Сначала были открытки друзьям, я выкладывать свои работы в Instagram, друзьям нравилось, и так спустя некоторое время у меня появились заказы. Самое интересное, что всегда это работает именно так: работа никогда не приходит сама, нужно сначала что-то сделать, даже просто для себя.
Для промо моего дипломного проекта я сотрудничала со студентами курса интерактивного дизайна. Ребята проделали замечательную работу и сделали промо-ролик и сайт для моего шрифта. И тут мне неожиданно стали приходить письма от людей, которые хотели мой шрифт купить! Я совсем не ожидала, что мой шрифт может кого-то заинтересовать, но шрифт создавался всё-таки что бы стать инструментом, и раз был спрос, надо было всё доделывать. В этом мне помог мой одногруппник - программист, потому что создание шрифта – это не только сам шрифт, но и программная часть: нужно убедиться в том, что шрифт будет работать на всех компьютерах и во всех программах.
После окончания обучения я пошла на стажировку, так как непременно хотела продолжать работать как шрифтовой дизайнер. В России, к счастью, шрифтовой дизайн сейчас хорошо развивается, за последние несколько лет появились несколько студий, которые рисуют шрифты на заказ, открылись школы и курсы. Такая популярность профессии вызвана тем, что довольно продолжительное время была яма, практически ничего не создавалось. Но сейчас корпорации в России уже понимают, что шрифт – это язык, на котором говорит бренд. Конечно, шрифт также должен отвечать техническим требованиям. Будь то нейтральное начертание для набора книги или какие-то яркие, очень эмоциональные буквы для крупных заголовков в журнале.
«Шрифт – это язык, на котором говорит бренд.»
Сейчас я больше работаю по индивидуальным заказам как леттерер, иногда работаю с издательствами. Работала с журналом «Esquire», а также над логотипом для «ВКонтакте». Так как я отучилась сначала на промышленном дизайне, то моя любовь к объёму никуда не ушла, и я невероятно радуюсь, когда шрифт переходит в какой-то осязаемый предмет, будь то вывеска или даже небольшие промышленные предметы. Все мои работы довольно разные, и если сторонний наблюдатель посмотрит на них, то возможно не поверит, что их рисовал один и тот же человек. А мне очень нравится работать с разными формами, фактурами, материалами, долго рисовать шрифт на компьютере или быстро, за пару часов, написать красками и кистью вывеску в кафе.
Конечно, работая дизайнером, мне приходится много общаться с людьми, а заказчики бывают разные. Дизайнеру, прямо скажем, везёт, если приходит клиент, который не считает, что разбирается в вопросе лучше него. Но чем мне нравится моя специальность, так это тем, что мои заказчики, как правило, доверяют мне как профессионалу, так как уж очень всё-таки узкая специализация.
«Важно воспитывать в себе любознательность и наблюдательность. Также очень важна усидчивость, но она может появиться, пожалуй, только в случае, если человек занимается любимым делом.»
На данный момент я немного преподаю, и мои студенты часто спрашивают, как научиться рисовать буквы? Ответ один — рисовать, рисовать и рисовать. Через какое-то время сравнивать и анализировать свои работы, потому что только так можно увидеть свои ошибки и рост. Ещё важно воспитывать в себе любознательность и наблюдательность. Также очень важна усидчивость, но она может появиться, пожалуй, только в случае, если человек занимается любимым делом. В детстве я очень не любила монотонную работу, поэтому мама удивилась, когда я начала рисовать шрифты, ведь одну букву порой можно рисовать неделю! Однако я нашла то, что мне было нужно, поэтому появилась и усидчивость, и уверенность. Причём это не только уверенность в качестве своей работы, но и уверенность в профессии как в деле жизни: я считаю, что если ты выбрал профессию по душе, то работа с каждым годом будет становиться только интереснее.
P.S. Мы закончили работу над книгой. Собрали 20 замечательных историй самых разных профессий. Теперь будем ждать отзывов наших юных читателей. Спасибо всем, кто поучаствовал в проекте!