1031

Нюансы увольнения по собственному желанию

Всем доброго дня!


Возможно, что тема тот еще баян, но постоянно - просто постоянно! - сталкиваюсь с тем, что люди в большинстве своем не умеют правильно увольняться по собственному желанию.


И ладно бы, если бы это были только обычные работники, которые, в конце концов не увольняются каждые год-два и сидят на одном рабочем месте лет по пять минимум - но этим грешат даже HR!


Нюансов может быть много, но разберем только основные, на которых "спотыкается" большинство.


Итак, вы обычный работник (исполнитель или руководитель, не важно), на которого не распространяются специфичные нормы трудового и прочего законодательства касательно увольнения - вы, скажем, обычный HR, инженер, врач, преподаватель, рабочий на предприятии или офисный работник и иже с ними. Вы работаете по бессрочному трудовому договору и вам по каким-либо причинам необходимо уволиться.


Как это сделать? Сообщить об этом своему работодателю и написать соответствующее заявление по собственному желанию. Все просто? Нет. Уже на этом этапе у большинства возникают проблемы.


Как же написать заявление? Стандартно: на имя руководителя организации от сотрудника такого-то, с формулировкой "Прошу уволить меня такого-то числа по собственному желанию" (и все, больше ничего писать в основном тексте не надо!), указав дату передачи заявления работодателю (а вовсе не дату написания заявления!) и поставив подпись. Никогда не пишите "уволить с такого-то числа". Строго без "с". Почему? А чтобы не было двоякого толкования.


Какова должна быть разница между датами? Статья 80 Трудового кодекса говорит нам о том, что работник должен предупредить работодателя не менее, чем за две недели и о том, что срок предупреждения начинает истекать со следующего дня за днем подачи заявления. Предположим, вы решили подать заявление сегодня 11 октября (написать вы его могли хоть вчера, хоть позавчера) и точно знаете, что оно попадет руководству в руки именно сегодня. В этом случае ваш последний рабочий день по закону будет 25 октября - вот 25 октября вы и просите в заявлении вас уволить. Двухнедельный срок предупреждения начинает истекать с 12 октября и последний его день - как раз 25 октября. Все, вы предупредили, что 26 октября вас на работе уже не будет - и все в соответствии с законом.


Запомните раз и навсегда: нет никаких "двухнедельных отработок"! Никто не может обязать вас "отрабатывать" две недели. Вы обязаны просто предупредить работодателя за две недели до своего невыхода на работу по причине увольнения. Вот решили вы, предположим, что не хотите выходить на вашу текущую работу уже с 26 октября - вот и прикидывайте, что у вас две недели и этот двухнедельный срок пойдет не сразу, а только со следующего дня за тем, в который вы передали заявление об увольнении работодателю. Отмотали две недели назад? 26 минус 14 - это 12 число (с него отсчет). Вот и подавайте заявление 11 числа (предыдущим днем). Простая формула: дата последнего дня работы - 15 = дата подачи заявления. 15 - это то минимальное значение срока предупреждения, что определено законом, по вашему желанию может быть и больше (главное, чтобы не меньше, иначе работодатель будет в полном вправе вашим заявлением заполнить пустоту мусорной корзины). Можно даже подстраховаться и учитывать 16, а не 15. Тогда к вам точно не придерутся.


Никаких отработок. Вы можете быть в командировке, вы можете быть на больничном, у вас может быть неиспользованный отпуск или неиспользованные отгулы и все они входят в срок предупреждения. Если говорит вам работодатель, к примеру "Вот отгуляешь отпуск (используешь отгулы, вернешься из командировки, выйдешь с больничного), отработаешь две недели и только тогда свободен!" - шлите его лесом. Если говорит, что оставшиеся две недели отработки это сугубо рабочие дни и, мол, будешь свободен только 1 ноября - также смело шлите его лесом.


Всегда пишите заявление в 2 экземплярах - для себя и для работодателя. На обоих всегда получайте дату приема заявления - всеми правдами. Это может быть роспись (с датой) как руководства, так и непосредственного начальства. Можете подать заявление секретарю или HR и попросить его внести в журнал входящих писем и поставить подпись и дату. Электронные письма не катят. Только бумага! Только оригиналы! Один оригинал - строго себе.


Редко кто так делает и в результате работодатель может "потерять" заявление и или уволить вас потом за прогул, или задержать вас на работе на подольше, или просто "запороть" вам выход на новую работу. По-хорошему очень часто не отпускают. Оно вам надо? Подготовьтесь заранее.


Ладно, заявление вы написали и пошли к руководству. А директор начинает тянуть время: "А ты сначала начальником своим подпиши (а он в отпуске или в командировке), потом кадровиком, потом в бухгалтерии, а еще вот тем и вот тем... Тогда и ко мне!" Смело шлите его лесом. Никем, кроме как собой, вы свое заявление подписывать не обязаны. Кроме того, вы совершенно не обязаны подписывать пресловутые обходные листы (если только у вас нет персональной материальной ответственности, под которой вы собственноручно подписались).


Также вам могут возразить: заявление не по нашей форме! Также смело шлите лесом - законом никакая форма заявления об увольнении по собственному желанию не установлена и вы вправе писать так, как сочтете нужным. Хоть от руки, хоть при помощи компьютера и принтера (подпись должна быть своя - от руки).


Могут быть и другие способы удержать вас на месте на подольше, но среди них выделяется, пожалуй, самая популярная и просто сладкая - парочка: "А вот закончи свою работу, сдай все заказчику, подпиши акт и только тогда уходи!" или "А вот найди себе замену, передай все дела и только тогда уходи!" И многие ведутся на это.


Запомните: вы вольны подать заявление в любой момент. Как будет без вас доделываться работа, кто и как ее будет сдавать и кто как ее будет актировать - не ваша головная боль! У вас нет обязательств что-то доделывать и только потом уходить. Также вы не обязаны искать себе замену. Исключение могут составлять HR и прочие работники, в чьи функции и обязанности входит поиск и наем персонала, да и то ограниченно. Ну и что, что есть функции поиска соискателей и их найма на работу? Разместите вакансию, проведите собеседования, но если не успели кого-то "изловить" в свой двухнедельный срок - это уже не ваша проблема. Кроме этого, вы не обязаны "сдавать дела" - нет такой нормы в трудовом законодательстве, как и пресловутой "отработки". Требуют? Шлите лесом. Исключение - ваша отчетность перед руководством, если таковая есть и действует. В этом случае просто отчитайтесь о состоянии ваших дел по работе (то-то и то-то сделано, то-то и то-то в процессе и так далее).


И тут все достаточно индивидуально. Хотите уйти хорошо? Задержитесь поболее, чем на две недели (закон не запрещает предупредить работодателя хоть за год), если вам это не критично или заранее постройте свою работу так, чтобы на момент увольнения не иметь "долгов" (или иметь возможность спокойно отчитаться). Найдите себе замену, если вы занимаетесь персоналом или кадровыми вопросами. Можете даже "сдать дела" и посвятить нового сотрудника в тонкости и "подводные камни" вашей работы. Не хотите? Дело ваше, закон на вашей стороне. Если вы и так "плохой работник" (потому как уходите и создаете "проблемы для работодателя"), то ваш "хороший уход" не оценят.


Резюмируем все выше изложенное.


Загодя и грамотно определяйтесь с датами, пишите заявление в 2 экземплярах и ставьте отметки о приеме и спокойно уходите через две недели не смотря ни на какие уловки и давление и работодателя. Помните: вам обязаны дать полный расчет и выдать трудовую книжку в последний день работы и ни днем позднее. И загодя вам должны дать подписать приказ об увольнении. Если с вами не рассчитались в последний день или не выдали трудовую книжку или и то и другое - следуйте в трудовую инспекцию. Работодатель обязательно будет наказан (оштрафован). И всегда проверяйте запись в трудовой книжке об увольнении - там строго должна быть запись о пункте 3 статьи 77 Трудового кодекса.


Всем добра, спокойной работы и адекватных работодателей!

Показать полностью
133

Заказчики и их тендеры: ищем "подводные камни"

В продолжение поста "Заказчики и подрядчики: нюансы взаимоотношений".


Обязательно - внимательно читать проекты договоров и видеть "подводные камни" и по возможности - вносить коррективы, хотя это далеко не всегда возможно.

Редко какие тендеры заказчиков (да-да, в том числе и особенно - добытчиков и распорядителей народного достояния) не имеют для подрядчиков "подводных камней" - скрытых моментов, которые оказывают на сроки и возможности выполнения работ критичное влияние.


Дабы не было ненужной академичности - пример из жизни.


Дело давнее, но описанные моменты не потеряли актуальности и поныне.


Итак, поехали.


Имеем проектную контору, руководство которой готово хвататься за любые заказы, активно роет носом тендерные площадки и, мягко говоря, не особо разбирается в той "кухне", в которую от безденежья вздумало влезть. Читать договоры и тратиться на юристов - да на хрен надо!


Имеем крупного заказчика, который затеял у себя на производстве ряд мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту - вот эту самую "кухню" - и выкинул работы на тендерную площадку. Писать хитрые договоры - хлебом не корми.


Заказчик выкинул, подрядчик нарыл и - понеслось...


В конторе ажиотаж: срочно готовим документы на тендер! Прикидываем сроки, считаем деньги! Задача - податься на тендер и выиграть его! Работа - не бей лежачего! Надо брать, пока не про...али!


В общем, все в конторе стоят на ушах, а ситуация такая: сроки выполнения работ заказчиком заявлены небольшие - полгода для такого-то объекта, на который следует разработать рабочую документацию для его реконструкции. Номинально вроде срок адекватный, даже можно и чутка быстрее управиться. Договор вполне себе обычный... И сумма - не такая уж и большая, но обычные затраты конторы вполне способная покрыть и даже с небольшим плюсом - ну, типа работа уже не в минус и даже не в ноль.


В общем, руководство конторы на позитиве и проблем не видит. А они как суслик - их не видно, а они есть.


- Ребята, а может быть сначала прикинем, что к чему? Вдруг "подводные камни"? Что-то мне не верится - уж больно как-то все просто на бумаге получается.

- Да ты чего?! Времени же мало - надо пакет на тендер уже вот-вот скоро подавать! Потом разберемся! Скидывай сроки и деньги по своей части, не затягивай!


Так. Что входит в работы со стороны подрядчика: сбор исходных данных, разработка рабочей документации. Указано проведение экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) рабочей документации. Ничего необычного. Вроде все как у всех...


А проблемы в следующем: в договоре витиевато и не особо броско указано, что ЭПБ - все-таки за счет подрядчика, а не заказчика (как это, кстати, обычно бывает). А это уже лишние и на стадии подготовки к тендеру - очень трудно оцениваемые затраты. Уже некислый риск вылететь за сумму договора. Понятное дело, что подрядчику понадобится субподрядчик - экспертная контора. И тут нюанс договора: в нем в "неприметном" месте "вскользь" оговорено, что любой субподрядчик подрядчика обязательно согласуется заказчиком и никак иначе - или все вон. А это уже риск получить не самую дешевую экспертную контору по своему конкурсу, а карманную экспертную контору заказчика, которая выкатит такой счет, что закачаешься. Ну и сроки на ЭПБ - они в этом случае автоматически входят в сроки выполнения работ, поскольку ЭПБ - в зоне ответственности подрядчика. В договоре об этом, естественно, ни слова. Если бы ЭПБ была в зоне ответственности заказчика, то все сроки работ - только на сбор данных и проектирование, ЭПБ отдельно. Когда заказчик согласует субподрядчика? А хрен его знает - нормы ответственности в договоре нет. Хоть после истечения всех сроков - он в своем праве, поскольку иное договором не утверждено.


Со сбором исходных данных также назрели проблемы. На запрос подрядчиком исходной сопутствующей документации и исходных чертежей на реконструируемый объект заказчик уклончиво ответил, что секс только после свадьбы все документы и чертежи - только после тендера (если, конечно, выиграете). Ну, мол, коммерческая и прочая тайна - сами понимаете... А объясняется это просто: на простейший запрос о годе запуска объекта в эксплуатацию заказчик указал "лохматую" дату и это значит в большинстве случаев, что никакой вменяемой документации и вменяемых чертежей на объект просто нет. Они отсутствуют. Это очень - очень! - частое и практически повсеместное явление. Оборудование старое - чертежи тупо истлели и растерялись. Оборудование тоже истлело - назрела реконструкция. А документов на объект уже нет. Ну, паспорт и еще всякие журналы есть, а вот с чертежами, на которых все размеры - беда... И это, в свою очередь, означает, что подрядчик попадает на дополнительный объем работ по документированию объекта реконструкции, ведь в договоре четко указано, что весь сбор информации - силами подрядчика и за его счет. То есть, ищите-ка, голуби сизокрылые, специалистов, которые вам сделают исходные чертежи на объект реконструкции. И все эти деньги и сроки - входят в деньги и сроки по договору! И это уже не риск - это уже точно вылет по деньгам и срокам из договора. Руководство-то конторы полагало, что заказчик все даст (пусть даже и в древней бумаге) и заплатить самим придется только за обычное светокопирование!


Кстати, в договоре - любимая формулировка всех заказчиков про штрафники... Да как же без них? Не уложились в сроки? Ваши проблемы. Превысили смету? Ваши проблемы. За все драть будем.


И вишенкой на торте - сам проект договора.Хоть и обычный файл формата DOC, но аж с защитой. Ничего не внесешь - все поля защищены, кроме тех, где наименование и реквизиты подрядчика. Отдельно оговорка: протоколы разногласий не предусмотрены. Типа или так подписывайте или идите лесом...


Это основные "подводные камни". Были и поменьше, да, но эти просто - рифы для корабля. На мелочь внимания можно уже и не обращать.


- Ребята, не тратьте время.

- Что такое?

- Так и так.

- Да ну на хрен?

- Читайте.


Проходит час тяжких раздумий:

- Отказываемся...


Какая мораль басни? Да все та же: внимательно читайте договор и условия тендера. И всегда четко понимайте, какие работы могут быть притянуты к тендеру даже за уши и какие из них могут оказаться в вашей зоне ответственности и за ваш счет. Ну и не скупитесь на толковых спецов по договорам или на юристов.

Показать полностью
-12

Воскресные вкусняшки

Отлично подходят для детей на ужин и не менее отлично заходят под пиво (уже отдельно от детей). Рецепт простейший: дрожжевое тесто - на него картошку кружками по толщине теста, картошка в кляре (желток, соль по вкусу, укроп). Края теста загибаем, кляр чуть-чуть можно подливать, но чтобы не проливался. Духовку на 200 градусов, выпекать минут 15-20 на фольге или на противне).

Воскресные вкусняшки Вкусняшки, Воскресенье
Воскресные вкусняшки Вкусняшки, Воскресенье

Фоткал на прихватку...

Показать полностью 1
-21

UFC 229

Насколько шикарен был бой Тони Фергюсона и Энтони Петтиса, настолько же и ужасен был "гвоздь программы". Смотреть было противно.


В первом случае все увидели отличнейший, хоть и кровавый (всякое бывает), бой двух Профессионалов и взаимное уважение двух Спортсменов. Это они - вершина UFC 229. Совершенно заслуженно. А вовсе не этот "гвоздь программы" или - как его там?.. - "бой века".


Во втором случае - ну, я не знаю... Это уже просто бардак какой-то. Куда смотрело руководство UFC? Или деньги и продажи трансляций оправдывают даже такое? Да, можно все списать на буйство эмоций и адреналин после боя, но другие-то люди держат себя в руках и после более эпичных боев и ведут себя исключительно достойно.


А что тут? Один полез не будучи толком подготовленным (Фрэнк Мир также проиграл после двух лет простоя, а ведь тоже был чемпионом UFC) и совершенно не ответил за слова (и зачем было так ими кидаться до боя?), второй вообще не удовлетворился победой, повел себя как... Да все видели - как!


Насколько один был не сдержан до боя (за что и заплатил в итоге, лучше бы молчал, никаким трэш-током это не оправдаешь), настолько же - а точнее куда больше! - был не сдержан после боя второй. Хотел переплюнуть историю с автобусом? Что же - удалось! Перещеголял ирландца по всем фронтам эпатажа. Вот только это уже не шоу и уж тем более не спорт.

291

«Да мы всю жизнь так делали! Да мы никогда так не делали!»

- Что за ерунда?.. Почему именно так это сделали?

- Что не нравится? Да мы всю жизнь так делали!

- Но ведь можно было сделать не так, а вот так!

- Да мы никогда так не делали!


Увы и ах, но все чаще в качестве аргументации и обоснования принятия тех или иных технических и проектных решений или отказа от них приходится встречать «Да мы всю жизнь так делали! Да мы никогда так не делали!»


Также как варианты приходится слышать «А мы так уже делали!», «Заказчик же принял?», «Экспертизу же прошло?». И много других, но все того же толка.


- Ребята, почему договор именно так оформили?

- Типовая наша форма. А что такое?

- Так работы уже отличные от тех, что были ранее!

- А что такого? Мы давно так делаем, все нормально всегда было.

- Так нюансы же есть - они в этой форме не учтены. Так ведь налететь можно!

- Да ладно! Заказчик же нормальный, адекватный. Договоримся так, если что. Никогда проблем же не было.


- Почему спецификация оформлена именно так?

- Что такое?

- Да не правильно же, не по ГОСТ!

- А что такого? Мы давно так делаем, претензий не было.

- А в ГОСТ заглядывать не пробовали?

- Зачем? Заказчик же принимает?


- Почему заложили в качестве поверхностного слоя на теплоизоляцию труб оцинковку из листов толщиной 0,7 мм?

- Да мы всегда так делаем - в каждом проекте!

- А исходя из чего? Из снеговой нагрузки, например? Она же везде разная.

- Да просто всегда одно и то же делаем, вопросов кроме тебя никто не задавал.

- Но ведь в данном случае можно 0,5 мм заложить, он дешевле и легче - куда там 0,7 мм? Какой смысл?

- Да мы никогда такую не закладывали, не знаю.


- Слушай, чего у вы опять трубы из стали 09Г2С в проект засунули?

- А что такого? Нормально же, подходят ведь?

- Подходят, подходят... Только так можно и "нержавейку" заложить - чего мелочиться-то - тоже подойдет.

- Да мы всегда эту сталь закладываем и не паримся.

- Так трубы не на улице, отрицательных температур нет и тут другая марка вполне подойдет. Более дешевая и доступная.

- Ну, не знаю, ничего другого мы никогда не закладывали.


- Слушай, а почему у вас везде перед насосами трубы того же диаметра, что и после них?

- А что такого?

- Как - что? На входе диаметры больше должны быть, иначе - кавитация и быстрый износ насосов!

- Да мы всегда так делаем, в каждом проекте.

- Да в инструкции производителя - только глянуть, там же это черным по белому!

- Да ладно, все же работает.


- Ребята, кто это техзадание готовил?

- Я. А что такое?

- Да это же совсем не то, что должно быть! Откуда здесь все эти пункты? Последовательность не правильная, больше половины содержания к текущей работе никакого отношения не имеет. как автоматом скопировали откуда-то.

- Да мы всегда так делаем. Взяли как шаблон с одного из проектов.

- Так они же разные - проекты. И тексты заданий должны различаться. А у вас - как близнецы братья!

- А что такого-то? Мы никогда разных не делали, всегда одинаково, по одному шаблону. Экспертиза же пропускает, заказчик претензий не имеет.


- Почему письмо пишете на имя вот этого человека?

- Всегда на его имя писали.

- Так он уже в другой должности!

- Да? Не знали.

- Да. Знайте.

- Так на письма же все равно отвечают. Что нам сейчас - переписывать?


- Слушай, странные вопросы по работе задаешь - тебе на объекте у заказчика бывать вообще доводилось?

- Нет, зачем я поеду?

- Как зачем? Как не видеть в глаза площадку работ?

- Да мы никогда не ездим.

- Но ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?

- Да всегда только тут сидим. Зачем нам куда-то ездить?


- Почему в поставку заложили насосы именно этого производителя?

- Всегда их закладывали.

- Из каких соображений?

- Не знаю. Просто всегда так делаем, удобно же брать одни и те же данные.

- Так можно сделать поставку более дешевой, например или подобрать насосы, которые технически лучше подойдут для конкретного случая? Зачем каждый раз на разные поставки - одно и то же?

- А чего голову ломать? По-другому мы никогда не делали.


Это даже не «И так сойдет!», это хуже. Это не оптимизация работы и даже не слепое использование уже действительно проходных решений. Намеренно не использую термин «проверенных решений». Это банальное нежелание включать голову. Это банальная лень разбираться в деталях и вообще утруждать себя.


- Прокатило один раз? Классно! Будем шлепать это под копирку! Логично или не логично, актуально это сейчас или неактуально - какая на икс разница?.. Главное сдать. А увяжется ли это с другими решениями или будет ли вообще жизнеспособно - не наше дело. Наша хата - с краю...


Начинаешь задавать вопросы - смотрят или как на врага или как на идиота.


- Тебе оно зачем надо? Главное сдать и забыть!


И чем дальше - тем такое все чаще и чаще, увы и ах.

Показать полностью
238

«С работы можно не вернуться. За безопасностью не следят». Что происходит в пермской химкомпании?

Массовые увольнения после смерти сотрудника, игнорирование техники безопасности, неоднократные отравления на производстве. Всё это — об одном предприятии, «Пермской химической компании».

С «Пермской химической компанией» связано несколько громких скандалов. Так, 1 марта 2018 года в результате пожара в одном из корпусов ПХК пострадали пять работников предприятия. Позже один из них, получивший ожоги 90% тела Максим Шаршавин, скончался в больнице.

3 августа ПХК оштрафовали за выбросы хлора и йода. Штраф составил 90 тысяч рублей. Концентрация вредных веществ в воздухе тогда превысила допустимые нормы до 320 раз.
В тот же день во время рабочей смены в цехе № 2 специалист Руслан Тельнев почувствовал себя плохо. Он работал на установке по очищению газа гексафторбутадиена. Фильтр противогаза не справился с нагрузкой, и газ, судя по всему, попал в легкие. 20 августа Руслан скончался в больнице.

Через четыре дня после смерти Тельнева, 24 августа 2018 года, в медсанчасть № 9 поступил еще один работник предприятия, 36-летний аппаратчик синтеза Дмитрий Батуев. По словам его брата, он тоже мог отравиться газом. Батуев не мог самостоятельно дышать, в больнице его жизнь поддерживал аппарат искусственной вентиляции легких. Позже Дмитрия выписали, полностью он так и не поправился.

Возвращаться работать в химкомпанию Батуев не планирует. По данным СУ СК по Пермскому краю, следствие по его делу до сих пор продолжается — «оценку произошедшему дадим после выполнения необходимых мероприятий с учетом полученных данных».

Помимо Дмитрия, в конце августа в медсанчасть поступили ещё трое работников химкомпании. По данным пресс-службы скорой помощи, у одного из них выявили признаки отравления.

После смерти Тельнева сотрудники химкомпании начали массово увольняться.

— Зачем рисковать? С работы можно не вернуться, — делится с 59.ru бывший сотрудник ПХК. — Да, в плане зарплат, премий, каких-то соцгарантий к компании претензий нет. Это всё выполняют. Но за техникой безопасности там никто не следит. Когда я туда устраивался, меня должны были за руку водить, чтобы я ничего не трогал. А я там ходил так, как будто десять лет уже работаю. За мной никто не смотрел. Где я? Что я делаю? Что трогаю, что не трогаю? По барабану. Мастер постоянно в курилке в телефоне играет.

Полный текст статьи (в посте цитата оригинала в соответствии с положениями об ограничении и порядке использования информации первоисточника).

17

Обожаю увольняться

Только написав "по собственному" узнаешь какой ты, оказывается, все-таки классный и незаменимый специалист и человек...

Обожаю увольняться Увольнение, День рождения

...и круче этого только твои дни рождения, когда первые звонки и sms, да еще и с самыми искренними поздравлениями - от оператора, банка и стоматологии...

Обожаю увольняться Увольнение, День рождения
53

Заказчики и проектировщики

В продолжение поста "Заказчики и подрядчики: нюансы взаимоотношений".


Есть и еще одна причина: если вы думаете, что в противостоянии между заказчиком и подрядчиком исполнители находятся с подрядчиком "по одну сторону баррикад", то вы сильно ошибаетесь. Многим директорам проще заставить своих работников работать с утра до ночи и с ночи до утра за копейки, чем выбить себе устойчивую позицию или преференции перед заказчиком. Ну не будет директор портить отношения с заказчиком, который у него один. А сотрудников у него много и плевать он на них хотел - "незаменимых нет, есть не вовремя не замененные". А уж если это цепочка из субподрядчиков - тут и вовсе до "финансовой пирамиды" дойти может: кто последний - тот и проиграл. Сознательно "топить" своих же работников или субподрядчиков - увы, норма вещей. А как иначе? Палки всегда спускаются сверху вниз... Заказчик нагнул подрядчика - подрядчик скорее нагнет субподрядчиков или своих наемных работников, чем будет препираться с заказчиком, чего бы тот ни отмачивал. Доводы по поводу "подводных камней" или предостережения о возможности нарваться - отметаются, как правило, начисто с формулировкой "Не придумывай! Не хочешь работать - так и скажи!"

Имеем проектную контору весьма средней руки и ее руководство. У конторы есть собственники, которые спрашивают с руководства за достижение финансовых показателей. Кресла руководства периодически к концу каждого года начинают шататься - удивительно, наверное совпадение, но при назревании провалов финансовых показателей. Руководство закономерно ищет виноватых среди своих работников или тупо назначает виноватых (что удивительно благотворно сказывается на креслах - они перестают шататься, хоть и ненадолго).


У конторы единственный заказчик - заказчик из сферы добычи народного достояния. У конторы нет "права голоса": заказчик всегда прав, с заказчиком ссориться нельзя (ибо он один и никому эта контора более на хрен не падала), если заказчик дает работу - от нее отказываться нельзя (не смотри, что работа непрофильная, ибо субподряд - рулит, хоть это и поле с граблями). Причем, решил так даже не заказчик, а то ли собственники, то ли руководство.


У конторы из года в год неважнецкие финансовые результаты - еле-еле концы с концами (и руководство хватается за любую работу). У конторы "текучка" кадров, а точнее - утечка (потому что руководство хватается за любую работу). У конторы ограниченный штат работников и невозможность самостоятельно вести комплексные проекты от и до - многие разделы проектной и рабочей документации, например на темы газоснабжения, водоснабжения, отопления и вентиляции, тупо отдаются на субподряд и самостоятельно не выполняются.


Как-то осенью перепадает конторе срочный заказ от заказчика: требуется рабочая документация, будем покупать оборудование и монтировать. Контора "берет под козырек", однако, робко замечает, что вот таких-то вот комплектов она сама не разрабатывает - специалистов нету... На что заказчик отвечает: не беда, вот вам в помощь субподрядчик - он вам и оборудование подберет, и расчеты сделает, и обвязку трубами прикинет. Вот только свидетельства СРО у него нет, официально проектировать он не имеет права... Ну,  это же ерунда, ведь правда? Вы просто выпустите все под своими штампами и все, а уж нужные материалы он вам подготовит и передаст. Что? Какой интерес ему работать? Так он же поставщик оборудования. Мы ему за сговорчивость конкурс так подгадаем, что пройдет только он.


Все ребятушки, времени мало, ноги в руки и - вперед! Он вам материалы, а вы - фундаменты, конструкции, электрику, освещение, сметы и, конечно же, нарисуйте все оборудование и трубы в "железе" от себя. ТЗ (техзадание) сейчас состряпаем, это много времени не займет, а вы пока начинайте работу, не тормозите. Не-не! Денег много не получите! Как почему? Так за вас же поставщик отработает по расчетам и по основному разделу рабочей документации! В общем, половина цены, ребята,- это еще и много для вас. Не спорьте, работайте давайте.


В общем, состряпали ТЗ, а там черным по белому: выполнить такие-то и такие-то разделы рабочей документации и плюсом предоставить все расчеты в качестве обоснования проектных решений. Что такое нарисовать в "железе"? А это просто механическое оформление чертежей по готовым спецификациям. Без самостоятельных расчетов. Сказано вам какое оборудование и какие трубы в каком порядке раскидать по чертежу - вот чисто механически, не включая голову, так и начертите. И - да, подписи должны быть свои - сотрудников конторы. Подписей от поставщика быть не должно.


В итоге, контора работу на себя взяла, но субподрядчиков на раздел с оборудованием и трубами не нашлось, поэтому придумали "гениальное" решение: у нас же есть один смежный специалист - пускай он и нарисует в "железе". Ну не по хрену ли ему, что чертить по указке? И свалили эту работу на одного человека. Тот взялся, хоть и без энтузиазма. Куда деваться? Заставили, намекнув на годовые финансовые показатели. Прочие же работают в поте лица - не отставать же от коллектива?.. В общем, не смотри, что это не работа, а цирк какой-то. Главное заказчику угодить. А работники - да кто они такие, чтобы их спрашивать? Заставим и все тут. Про подводные камни что-то там лопочут? Про переработки? Опять работать не хотят - на все отговорки придумывают!


Пока суть да дело, "выяснилось", что "подгадать с конкурсом" не выйдет и поставщик, понимая, что ему вряд ли что-то светит в свободном конкурентном плавании (или же считая, что его "кинули", заставив за бесплатно выполнить приличный объем работ), с темы ловко соскочил. Ну, как - ловко? Свалил в закат и все дела. На звонки и увещевания или отписывался или отговаривался, проявляя редкостные чудеса фантазии, а также плохой телефонной связи и электронной почты. Его понять можно. Да, расчетов он не предоставил, выдал только спецификации на оборудование и трубы. Но разумное предложение нанять поставщика и заплатить ему было проигнорировано.


В ТЗ же все четко прописано, что должно быть - а расчетов -то и нет... Руководство, которому "лишь бы сдать" работу заказчику, потребовало от своих работников выдачи рабочей документации "как есть" - в том числе и от того сотрудника, на которого повесили главный раздел. Да-да, понимая, что откровенно подставляет и саму контору перед заказчиком и что откровенно делает крайним этого самого сотрудника.


А что сотрудник? А до него быстро дошло, что если он выдаст "свой" раздел "как есть" да еще и со своей подписью, то он фактически распишется в том, что он сделал работу (пусть и не свою), но сделал ее не в соответствии с ТЗ. И что контора обязательно получит замечания по этому несоответствию и ему выкатят, пусть и несправедливо, претензии, абсолютно "забыв", что это не его профиль. А тут еще и конец года - очередное открытие сезона зашатавшихся кресел и поисков виноватых. Все шансы занять верхнюю строчку этого сомнительного хит-парада. И свалил в закат, написав заявление по собственному и не оставив своих подписей ни в одном из чертежей. Или воевать ему, видимо, совсем не хотелось или что-то на стороне в плане трудоустройства присмотрел...


Теперь самое "смешное": приказ на разработку проекта в конторе был выпущен, ответственные лица были назначены, но - договор между конторой и заказчиком подписан не был. Как так? А все из того же убеждения, что "заказчик всегда прав". Кинулись делать работу до подписания договора - это же долго и вообще бюрократия!.. - из желания заказчику угодить и все заранее сделать, пока он там возится со своими бумагами.


Что в итоге? Кресла хоть и пошатались, но руководство конторы, проявив чудеса "эквилибристики", осталось на местах, работа по данному проекту попросту легла и больше не вставала, потерян сотрудник, потерян потенциальный партнер из числа поставщиков, практически впустую потрачены деньги на зарплаты и время.


Заказчик? Ни черта не получил, хоть и "всегда прав".

Показать полностью
766

Как нагнуть подрядчика на ровном месте…

...или почему каждый "чих" сверх договора следует оформлять дополнительным соглашением.


В продолжение поста "Заказчики и подрядчики: нюансы взаимоотношений".


Всякий раз убеждаюсь, что работа с крупными добытчиками и распорядителями народного достояния - сродни сделке с дьяволом...


Итак, поехали.


Дела давние, но не теряющие актуальности и по сей день.


Имеем сильно крупную компанию из сектора добычи и распоряжения народными ресурсами и сильно некрупного подрядчика.


Между заказчиком и подрядчиком - договор на поставку крупнотоннажного и довольно сложного оборудования, монтируемого в единую установку некислых размеров. Изготовление оборудования - на нескольких предприятиях, которые, само собой, подрядчику не принадлежат.


Почему так и причем тут подрядчик? А при том, что наука и промышленность отечественная не соответствует чаяниям заказчика очень современно и эффективно добывать ресурсы и ими распоряжаться. Потому технологии и оборудование - импортные, ибо своих нет. А предприятия-изготовители, соответственно, не на нашей территории. Подрядчик - связующее звено между заказчиком и иностранцами, у которых с наукой и промышленностью все гораздо лучше.


И тут один из важных моментов: иностранные производители на условия заказчика (завтра утром стулья, а вечером, хрен знает, кстати, каким по счету, деньги) не пойдут ни в жизнь. Но продать - хотят, да и заказчик купить - тоже хочет.


Для уравнивания этих перекошенных качелей и нужен отечественный подрядчик, который возьмет на себя обязательства и стулья завтра утром доставить и оплату сегодня вечером провести, взяв небольшой процент от суммы поставки себе. На какие шиши? А на кредитную линию в отечественном банке.


Грубо: заказчику нужно некое очень дорогое и импортное оборудование, подрядчик выступает продавцом от иностранных производителей и берет на себя функцию буфера, сглаживая желание заказчика сначала получить товар и только потом отдать деньги и желание производителей сначала получить деньги и только потом отдать товар.


Ко всему прочему подрядчик проворачивает огромный объем работ по организации процесса, по доставке оборудования, по его сертификации и растаможиванию и так далее. Весь геморрой, которые профильные разрозненные службы заказчика и за год не расхлебают.


В общем, ТЗ (техническое задание) на поставку утверждено, договор подписан, кредит оформлен, иностранцы получили предоплату, оборудование проектируется и даже частично запущено в изготовку (типовые компоненты), заказчик предвкушает. Процесс пошел, все при деле, все довольны? Не тут-то было...


Созывает заказчик и оченно срочно - прямо безотлагательно -  техническое совещание и также срочно выдергивает на него подрядчика. А на совещании куча важных дядек - все серьезные-серьезные и щеки надувают только шум стоит.


"Так, мол и так, дорогие наши поставщики. У нас проблема. Небольшая такая... но весомая. Вот заказали мы проектную документацию на строительство той самой установки, в которой ваше оборудование фигурирует - да-да, то самое, из вашего ТКП (технико-коммерческое предложение) на основе которого ТЗ и было сформировано. Нам проект наши ведомственные проектировщики сделали, мы его отдали на экспертизу - а та на дыбы! Мол, места у вас не хватает, господа хорошие - по габаритам не проходите - нормативы по расстояниям от установки до окружающих ее объектов не соблюдены. Не дадим мол, положительного заключения!"


"А нам же надо народным достоянием распоряжаться эффективно и в кратчайшие сроки! А как тут без положительного заключения? Причем тут вы, дорогие наши поставщики? Сейчас все поясним. Нет, не спорьте, проектировщики ни при чем. Нет, это не их вина, что не предусмотрели расстояния по нормам. Мы сейчас с вами все проще и лучше сделаем! Измените-ка нам габариты вашей установки, а? Сложно, что ли? Вам - раз плюнуть, а нам - нормы соблюсти на том пятачке земли, который мы под строительство предусмотрели. Ну вы же с НАМИ  работаете - как вы НАМ навстречу-то не пойдете? МЫ же такие замечательные! С нами работать - уже счастье превеликое! Короче - не спорьте. Вы же еще не все изготовили верно? Верно. Значит, время на правки есть. Вот вам новые габариты - меняйте проект на оборудование, извещайте иностранцев. Бегом, ребята, бегом! Времени мало!"


Грубо: заказчик отвел под стройку ограниченный участок земли, проектировщики подсадили установку на план, допустив ошибки и государственная экспертиза закономерно выдала замечания по нормативным расстояниям. Не устранить замечания - не будет положительного заключения от экспертизы на проект и тогда о стройке можно забыть. Участок уже не увеличить, объекты на нем, примыкающие к установке подрядчика, уже не уменьшить и не убрать. Хотя это и вопрос...


Доказательств никаких не было - ни планов, ни писем из экспертизы... Ничего. "Поверьте НАМ на слово - как можно НАМ не верить? Мы же тут - вон, какие все серьезные сидим!".

И - как обычно - все бегом, времени чуть больше, чем ни хрена.


Трахать заказчику карманных проектировщиков за косяки и не охота, и долго, и чревато. И в традиции не входит. Не на тех заточен дамоклов... Не, не меч... Зачем в своей епархии пыль поднимать? Пусть пыль лучше на своей территории подрядчик глотает, а у нас все спокойно пусть будет.

"А на подрядчика мы повлияем..."


И тут подрядчик допускает первый прокол. Не затребованы и не проанализированы аргументы позиции заказчика. Да, заказчик вполне мог и отказать в предоставлении чертежей и замечаний экспертизы, но и подрядчик мог тогда упереться: или разговор по существу или разговора не было.


Допускает подрядчик и второй - и уже серьезный - прокол. Вместо того, чтобы по факту такого технического совещания выкатить заказчику претензию за попытку необоснованного нарушения условий договора, вместо того, чтобы отправить заказчика на хрен - разбираться с проектировщиками или искать способы увеличения земельного участка под строительство и "не перекладывать с больной головы на здоровую", вместо того, чтобы в положенные сроки выполнять свои договорные обязательства и жить спокойно, подрядчик решил быть "хорошим" и пошел на поводу у заказчика, согласившись помочь - да еще и безвозмездно - заказчику решить его, заказчика, проблемы.

Какой был третий - и уже фатальный - прокол? Об этом ниже.


По итогам совещания подрядчик удовлетворился лишь протоколом совещания с кучей подписей важных и серьезных дядек и новым ТЗ с такой же кучей подписей. Да. Именно. Подрядчик не стал настаивать на оформлении дополнительного соглашения к договору - сроки же сжатые, как ему пояснил заказчик... Да и в предыдущий раз перед заключением договора пришлось пройти все круги бюрократического ада. Повторять с дополнительным соглашением банально не хотелось - та еще трата времени - да и сроки жмут. И заказчик давит и увещевает.


Чем еще удовлетворился подрядчик? "Официальными письмами" заказчика (почему в кавычках - об этом ниже) - о вызове на совещание и о том, что в проект на оборудование следует внести изменения в соответствии с протоколом и в соответствии с новым ТЗ.


И вроде бы все в ажуре: письма есть, протокол есть, подписанное новое ТЗ есть... Можно вносить изменения - ведь все вроде задокументировано. А не тут-то было. Вот это и есть третий и фатальный прокол.


Надо ли пояснять, что расчет на быстрое внесение правок в проект на оборудование не оправдался и что иностранцы не обрадовались правкам от слова "совсем"? Думаю, излишне.


И далее у подрядчика начались закономерные проблемы - иностранцы обоснованно отказались укладываться в прежние сроки с требуемыми правками. Да, изменения в проект на оборудование внесли, но вот по техническим причинам, которые довольно сложно было предвидеть заранее (хотя в целом на уровне "есть правки - будут проблемы" это вполне прогнозировалось бы даже полным валенком), изготовление оборудования по новым требованиям сильно затянулось и, как итог, подрядчик сорвал сроки поставки. Но заказчик молчит, только отмахивается, мол, все нормально, давайте скорее, ждем же.


И вот он - наступил тот самый день, когда оборудование провалено по срокам, но изготовлено в точности, как заказчик хотел и доставлено, собственно заказчику. Подрядчик ждет оплаты, заказчик взял паузу - ну, вы знаете: приемка, все такое, бюрократия... Не день и не два. Документы все оформить надо. Принимать такое оборудование - дело долгое...

"В общем, молодцы ребята, мы сейчас оборудование принимать будем, а вы пока налейте себе чего нибудь, погуляйте, в сторонке постойте и нас с месяц не донимайте - примем и заплатим".


А далее - подрядчика вызывают в суд. В суд подал - барабанная дробь! - заказчик. Основание иска: проваленные сроки поставки по договору и - самый смак! - несоответствие оборудования ТЗ. Да-да, тому самому, первому, которое прилагалось к договору. А договор - дело серьезное. Штрафные санкции там прописаны будь здоров - без последних штанов останешься и еще дешево отделаешься.


Подрядчик в шоке: как так?! Мы же обо всем договорились?! Вы что творите?!


В ходе судебного разбирательства выясняется следующее: договор и первоначальное ТЗ никто не отменял, любые изменения в договор - только в виде дополнительных соглашений. Никакие протоколы, письма и заново подписанные ТЗ не имеют силы перед договором и первоначальным ТЗ. А по ним: сроки - сорваны, оборудование - не соответствует. Не потрудились оформить дополнительное соглашение к договору - извольте исполнять все пункты договора в точности. Не исполнили - сами виноваты, надо было исполнять.


Далее еще интереснее: подрядчик апеллирует к "официальным письмам" и к протоколу с новым ТЗ - к подписям в них - как к весомым моментам. И суд их таковыми не признает, поскольку выясняется, что подписи стоят тех людей, которые права подписи и права решения именно таких вопросов не имеют. И никогда не имели. Да, это все замы, всяческие начальники и всяческие директора. Серьезные дядьки, надувающие щеки. Вот только их подписи в данном контексте - гроша ломаного не стоят. И доверенность на право подписи и принятие решений - только у директора заказчика, а его подписей во всей этой истории - а нигде и нет...

"А... Мы эту самодеятельность накажем! И вас тоже - за то, что участвовали и директора нашего не известили".


Почему эти люди от заказчика проявляли инициативу, собирали совещание, почему что-то решали и даже почему надували щеки - да кто вообще дал им на это право и почему они так поступили - суд уже не волновало: ребята, вы не первый день замужем, надо было спрашивать доверенности и действовать строго в рамках договора. Ну писали они вам там чего-то - это внутреннее дело заказчика, пусть он их подвергает дисциплинарным взысканиям, а вы тут и рядом не стояли. Ну и что, что подписано новое ТЗ. Оно является приложением к договору? Нет? Тогда о чем вы вообще?


В общем, дело решилось по существу: есть договор, есть первоначальное ТЗ - оборудование не то и сроки сорваны. А это - некислые штрафники... Заказчик - прав, подрядчик - не прав. И абсолютно все в рамках закона. У других документов нет юридической силы перед договором, так как они не его приложения и вообще - подписи в них не имеют веса.


Подытожим.


Что получил заказчик: решение вопроса с экспертизой проекта, оборудование (именно в том виде, который ему и требовался), деньги за сорванные сроки и деньги за несоответствие оборудования ТЗ - все в виде штрафников. Плюс - дикую отсрочку оплаты за фактически изготовленное оборудование (но это уже отдельная и куда менее интересная история). "Оно же нам не подходит! Нам изменения в проект вносить надо, все переделывать! У нас вся стройка "полетела"! Да, вы изготовили, но пока за него мы заплатить не можем! Мы, конечно, добрые, так и быть, попробуем и такое поставить. Вот встанет, как надо - тогда и заплатим, нет - вам назад вернем".


Заказчик молчал до последнего и как только оборудование оказалось у него - подал в суд. Все в рамках закона и все за счет подрядчика. Подрядчик до последнего не понимал, что происходит и куда все катится.


Что же получил подрядчик? А получил он дикий финансовый провал, в том числе и перед банком и провал этот был, мягко говоря, не особо сопоставим с его, подрядчика, "жизнью", как юридического лица.


"Заключаем договор, разводим на правки, лепим юридически ничтожные основания, затаиваемся, получаем свое... Выкатываем штрафы! Отсрочиваем оплату! Выписываем себе премии и формируем себе отличную отчетность! И все за счет подрядчика! Круто!"


Почему заказчик нагнул подрядчика на ровном месте? А потому, что это такой бизнес и очень хорошие деньги. Сумма договора - в сотнях миллионов рублей. Штрафники - в десятках миллионов. Почему он его так походя "утопил"? А "утопленный" подрядчик для заказчика - тьфу, мелочь, одна из сотен ("крыши" нет, а оборудование такое специфичное, что оно один раз заказано и больше никогда заказываться не будет).

"Сколько еще таких? Много! Они в очередь стоят - работать с НАМИ - это уже само по себе круто!"


Мораль "басни": не позволяйте ездить себе по ушам, не поддавайтесь на провокации и давление (даже самое мягкое), действуйте строго в рамках своих обязательств и никогда не пытайтесь "быть хорошими" и брать на себя проблемы заказчика - тогда его проблемы станут вашими и только вашими и отвечать за них будете только вы. И вы ответите - уверяю вас, мало не покажется. Не бойтесь отстаивать свои интересы - да, вы будете "плохими", но вы "плохие" априори и до заключения договора. Иначе вас и не рассматривают...

Ну, конечно же: любые изменения и правки - только через дополнительные соглашения к договору и никак иначе. И вытрясайте доверенности... Не прыгайте выше головы и не позволяйте ходить по вашим головам.

Показать полностью

Как получить скидку 50% на умную технику REDMOND и выиграть iPhone X? Инструкция — здесь!

Умная техника со скидкой 50% по промокоду — сама себя не купит! Айфон Хэ сам себя не выиграет!

Как получить скидку 50% на умную технику REDMOND и выиграть iPhone X? Инструкция — здесь!

Чтобы получить эти две уникальные и быстро заканчивающиеся плюшки, сейчас берем себя в руки, и делаем два движения:


1. Скачиваем БЕСПЛАТНОЕ приложение для управления умной техникой REDMOND — Ready for Sky. Оно доступно как в AppStore (для iOs), так и в GooglePlay (для Android).

2. Регистрируемся в приложении.


Всё! Теперь вы получите от Ready for Sky:

1. Скидку 50% на покупку одного умного девайса REDMOND в любой момент — в приложении вас ждет уникальный личный промокод на скидку

2. Участие в розыгрыше iPhone X! Победитель определяется случайным образом (программа-рандомайзер) 19 октября 2018 года и будет оповещен на почту, указанную при регистрации в Ready for Sky.


Просто, как чайку с умным диско-чайником REDMOND SkyKettle заварить: быстро, точно до градуса, легко и оооочень удобно. Хочется айфончик бесплатно и скидос? Тогда — скорее качать приложение Ready for Sky!

Отличная работа, все прочитано!