ThePlanetMars

ThePlanetMars

пикабушник
пол: мужской
поставил 3517 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
17К рейтинг 340 комментариев 104 поста 71 в "горячем"
2073

Противотанковый ёж

Весь ход Второй мировой войны продемонстрировал, что эффективными на полях сражений могут быть не только системы вооружений с превосходными характеристиками, но и достаточно дешевые, простые решения. Так, небольшая по размерам противотанковая мина была в состоянии не просто серьезно повредить танк противника, но и полностью его уничтожить при удачном раскладе, а простая бетонная пирамида могла стать непреодолимым препятствием для бронетехники. Среди простых и одновременно эффективных средств заграждений и вооружений особую славу во время войны снискали противотанковые ежи. Очень простые и удобные в производстве, они серьезно помогли красноармейцам в боях 1941 года и даже стали одним из символов Великой Отечественной войны, который запечатлен на многочисленных фотографиях и кадрах кинохроники тех лет.


Противотанковый ёж — это простейшее противотанковое заграждение, обычно представляющее собой объемную шестиконечную фигуру. Они начали применяться при постройке укреплений с 1930-х годов, к примеру, использовались на границе Чехословакии и Германии. Противотанковые ежи уступали по эффективности минным заграждениям, однако их можно было производить в очень больших количествах из подручных материалов без использования высоких технологий и сравнительно легко перебрасывать с одного участка фронта на другой, что в военное время было особенно ценно.


По всей видимости, впервые попытка использования подобного заграждения против танков была предпринята в Чехословакии (отсюда английское название заграждения — Czech hedgehog, «чешский ёж»). Конструкция, предложенная инженерами данной страны, повторяла принцип древних рогаток, которые эффективно использовались против конницы на протяжении многих веков и были известны еще со времен Древнего Рима. При этом чехи считали, что заграждение должно быть массивным и абсолютно неподвижным. Несовершенным подобное препятствие было еще и потому, что при его производстве тратилось много времени и средств, так как оно изготавливалось с применением железобетона.

Противотанковый ёж Вооружение, Противотанковый ёж, Длиннопост

Принципиально новый вид конструкции противотанкового ежа открыл советский генерал-майор инженерных войск Михаил Гориккер. Гориккер был не только хорошим изобретателем, но и отважным солдатом. Родившийся еще в 1895 году в городе Берислав Херсонской губернии он принял участие в Первой мировой войне, став кавалером двух солдатских Георгиевских крестов 3-й и 4-й степени. С 1918 года в Красной Армии, принимал участие в гражданской войне. В межвоенный период построил хорошую военную карьеру, окончил Военную академию механизации и моторизации РККА имени Сталина, служил военным инженером мотомехвойск РККА, командовал опытными танковыми частями, занимал пост начальника Московского танково-технического училища.


В июне 1941 года Михаил Гориккер являлся начальником Киевского танково-технического училища, после начала войны он был назначен и главой Киевского гарнизона, а также руководителем обороны города. Уже на 12-й день войны, 3 июля 1941 года он спроектировал и рассчитал свой вариант противотанкового ежа, который позволил ему войти в историю войн XX века. Его инженерное заграждение, известное также как «звездочка Горрикера», сыграло заметную роль в сражениях 1941 года при обороне Одессы, Киева, Москвы, Ленинграда, Севастополя и в других операциях Великой Отечественной войны.


Революционность идеи генерала Гориккера заключалась в том, что противотанковый ёж не закреплялся на месте, подобно его чешским аналогам, а также не вкапывался в землю наподобие надолбов. При наезде на такое препятствие ёж начинал перекатываться, постепенно приподнимая боевую машину над поверхностью земли. При попытке «сняться» с ежа танк часто самостоятельно не мог этого сделать. Подвижность ежей была революционной и шла вразрез с многочисленными статичными противотанковыми препятствиями тех лет. Под натиском вражеского танка противотанковый ёж переворачивался, оказываясь у него под днищем. В результате боевая машина приподнималась над землей, очень часто наезд на такое препятствие сопровождался выходом из строя ходовой части. При этом немецкие танки с передним расположением трансмиссии было особенно уязвимы для ежей, так как наезд на них мог вывести ее из строя. При самом благоприятном для обороняющихся войск раскладе под воздействием собственной массы танк, севший на ежа, мог пробить днище и не мог продолжить дальнейшее движение.

Противотанковый ёж Вооружение, Противотанковый ёж, Длиннопост

Проведенные испытания показали, что конструкция «шестиконечной звездочки» (именно так Гориккер назвал свое изобретение, из-за чего в некоторых военных документах оно проходило как «звездочка Гориккера») является эффективной. Оптимальным материалом для изготовления подобных противотанковых заграждений был стальной двутавровый профиль, а наилучшим способом соединения элементов конструкции — косынки на заклепках. На практике в реальных условиях ежи очень часто изготавливали из всего, что имелось под рукой — различных уголков, швеллера или рельса, которые соединялись между собой зачастую обычной сваркой даже без косынок. В годы Великой Отечественной войны противотанковые ежи (довольно часто изготовленные не по правилам — очень большие, связанные между собой или недостаточно прочные) использовались очень активно, в том числе в городских боях, став одним из символов войны, который сегодня можно встретить в любом художественном фильме о тех событиях.


При изготовлении «ежей» на местах очень часто встречались случаи, когда их конструкция нарушалась, распространенной ошибкой было увеличение их размеров — в полтора, а то и в два раза. Такая ошибка лишала конструкцию задуманного изобретателем предназначения. Основная суть противотанкового заграждения заключалась в том, что оно должно было быть выше клиренса танка, но при этом ниже или равной по высоте верхнему краю нижнего лобового бронелиста. Только при таких условиях препятствие могло переворачиваться, а не сдвигаться с места танком. Идея был подкреплена проведенными расчетами и испытаниями. Максимальная высота ежа должна была составлять — от 0,8 до 1 метра. Учтена была и самая рациональная расстановка подобных заграждений на местности: 4 ряда в шахматном порядке. Простота конструкции данного заграждения позволила в сжатые сроки тяжелого 1941 года обеспечить Красную Армию новым противотанковым заграждением, а вес конструкции делал ее легкой в установке и достаточно мобильной.


Испытания ежей состоялись уже 1-3 июля 1941 года на малом танкодроме Киевского танково-технического училища, куда специально прибыла комиссия и было доставлено несколько «звездочек Гориккера». Интересным представляется тот факт, что противотанковые заграждения были изготовлены из рельсового утиля. Как впоследствии выяснилось, происхождение сырья особо не влияло на само изобретение. В качестве танков, которые должны были попытаться преодолеть подобное заграждение, были использованы легкие машины — Т-26 и БТ-5. Результат проезда танков по четырехрядному противотанковому заграждению был замечательным для изобретателя и его детища. Во время первой же попытки преодолеть препятствие танк Т-26 лишился люка масляного насоса, были повреждены маслопроводящие трубки. В результате через 3-5 минут все масло из двигателя вытекло наружу, что привело к вынужденной остановке боевой машины. На ремонт нанесенных ежами повреждений ушло несколько часов. БТ-5 показал себя лучше. Разогнавшись, этот легкий танк смог преодолеть ряд «звездочек». Но этот трюк стоил ему погнутого днища корпуса, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов. Танку потребовался двухчасовой ремонт.

Противотанковый ёж Вооружение, Противотанковый ёж, Длиннопост

Первые же реальные испытания показали, что новые противотанковые заграждения могут выводить из строя бронетехнику, подтвердив свою эффективность. При этом испытателям танкодрома Киевского танково-технического училища было поручено разработать оптимальный порядок расстановки подобного заграждения на местности. В итоге была выработана рекомендация расставлять противотанковые ежи рядами через каждые 4 метра, а расстояние по фронту между соседними заграждениями должно составлять полтора метра для переднего ряда и 2-2,5 метра для остальных рядов. При такой расстановке, разогнавшись и преодолев первый ряд ежей, танк уже не мог продолжать движение с заданной скоростью и просто застревал между рядами препятствий, попутно он мог получить повреждение корпуса или внутренних агрегатов, а также становился удобной целью для противотанковых средств обороняющейся стороны.


По результатам проведенных в начале июля испытаний комиссия признала препятствие в виде шестиконечных звездочек эффективным противотанковым заграждением. Была дана рекомендация широко применять его в полосе укрепленных районов, дефиле и на особо важных направлениях. В заключении содержались и примерные расчеты. Так количество «звездочек» на километр фронта оценивалось в 1200 штук. Средний вес варианта облегченной конструкции, выпущенного с использованием сварки, составлял 200-250 кг. При этом особо подчеркивалось, что конструкция может быть выпущена любым заводом в большом количестве. Также отмечалось, что перевозить их к месту применения можно в готовом виде автомобильным и железнодорожным транспортом.


Полоса обороны из противотанковых ежей, установленных в четыре ряда в шахматном порядке, становилась очень серьезным препятствием для танков противника. Которые либо застревали в них, пытаясь их преодолеть, либо становились легкой мишенью для артиллерии. Заграждение получилось настолько идеальным, что в будущем конструкция даже не дорабатывалась. Противотанковые ежи стали одним из символов битвы за Москву осенью-зимой 1941 года. Только на ближних подступах к Москве было установлено порядка 37,5 тысяч подобных препятствий.

Противотанковый ёж Вооружение, Противотанковый ёж, Длиннопост

Правда, немцы достаточно быстро оценили воздействие новинки на свои танки и пришли к решению, что сначала стоит делать проходы в таких заграждениях и лишь затем двигаться вперед, а не сходу пытаться перебраться через них. Помогал им и тот факт, что ежи никак не были прикреплены к поверхности, на которой они устанавливались. Используя пару тройку танков, немцы могли при помощи обычных тросов достаточно быстро растащить ежи, образовав брешь для прохода бронетехники. Красноармейцы парировали это установкой противопехотных мин рядом с противотанковыми ежами, а также, при наличии такой возможности, размещением пулеметных точек и противотанковых орудий вблизи заграждений. Так попытки растащить установленные ежи путем привязывания их к танку могли быть сурово наказаны обороняющимися. Еще одним приемом, который призван был затруднить проделывание проходов в таком заграждении, стало связывание ежей друг с другом или привязывание их к разнообразным предметам, расположенным на местности. В итоге немецким саперам и танкистам приходилось на месте решать эту «головоломку» с цепями и тросами, часто делая это под огнем противника.


В настоящее время одним из наиболее известных памятников, которые были открыты в нашей стране в честь событий Великой Отечественно войны, является монумент «Ежи», расположенный на 23-м километре Ленинградского шоссе в Московской области. При этом величественный монумент в виде трех ежей, которые отметили рубеж, до которого смогли дойти немцы в 1941 году, хранит тайну. На нем указаны фамилии создателей монумента, но нет фамилии изобретателя, который и придумал конструкцию противотанкового ежа. Имя Михаила Львовича Гориккера было увековечено только в августе 2013 года, когда на жилом доме в Москве на Тишинской площади, в котором жил военный изобретатель, была торжественного открыта мемориальная доска в его честь.

Противотанковый ёж Вооружение, Противотанковый ёж, Длиннопост

Источник

Показать полностью 4
945

Рассказы об оружии. Цемент

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

Цементная промышленность в сознании обывателя создана исключительно для производства того мелкого порошка, с помощью которого этот самый обыватель позже зальёт стяжку под ламинат или плитку на родных квадратных метрах. Товарищи, это как минимум несправедливо.


Конечно, некоторые слышали об экспериментах по применению цемента, в частности, строительство бетонных судов.


Увы, старая истина, что война — лучший толчок для исследований и науки в целом, неоспорима. Даже дефицит тех или иных ресурсов, обычный в условиях полномасштабных военных действий, невольно заставляет учёных и промышленников находить самые изобретательные и необычные решения, как в производстве, так и в конструкции необходимых изделий. Как говорится, голь на выдумки хитра.


Как и любая другая промышленность в период Великой Отечественной войны, промышленность цементная приобрела статус стратегической. На самом деле практически на всех цементных заводах был организован так называемый «Цех №1», занятый производством продукции исключительно для нужд армии. Дело в том, что промышленная база цементных заводов и их кадровый ресурс позволял производить порой весьма далёкую от специализации заводов продукцию. Кстати, эта возможность подтвердилась задолго до самой войны.


В условиях полномасштабной войны было принято решение не только увеличить выпуск уже освоенных в производстве элементов военной продукции, чья специфика соответствует цементной промышленности, но и расширить сам ассортимент, включив абсолютно непрофильные виды изделий.


Во-первых, это, конечно, противотанковые железобетонные надолбы, колпаки для дотов и пулемётных гнёзд, а также сварные металлические ежи. Тут нечему удивляться. Производство этих изделий было массовым ещё до войны и развернулось на всех цементных заводах страны.


Правда, кажущаяся рутинность этого процесса далека от военной действительности. К примеру, на новороссийских заводах производство не прекращалось даже, когда фронт находился в считанных километрах от самого завода. В те летне-осенние дни 1942 года данные конструкции устанавливали в пределах визуальной видимости от цехов.

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

А вот производство «зелёного» и прочих цветных цементов было уже менее массовым. Это был особый маскировочный цемент, который использовался для ВПП и аэродромных сооружений. Его производство было налажено с первых дней войны на основе рядового клинкера Ленинградского цементного завода и соответствующих красящих материалов на Опытном заводе Гипроцемента под управлением Череповского и Мухина.


Ещё одним специфическим изделием стал специальный термостойкий цемент для изготовления запальных автосвечей, требуемых в военном и хозяйственном автотранспорте. По особой рецептуре из особого вида глиноземистого цемента его производили на Вольских (Саратовская область) и Уральских заводах (Челябинская область).


Война диктует свои законы, поэтому Главсанупра НКО СССР поставил цементникам ещё одну задачу — произвести в необходимых количествах санитарный порошок. Эту задачу в полной мере решили на Подгоренском цементном заводе (Воронежская область), запустив цементные мельницы для измельчения далматской ромашки, основного сырья данного порошка.


На основе экспериментальных работ Главсанупра НКО СССР во время финской кампании 1938-39-го годов и по его же указанию на известном нам Опытном заводе Гипроцемента и Ленинградском цементном заводе было налажено производство химических грелок и чугунного порошка для их изготовления. Финская кампания в достаточной степени показала способность мороза косить солдат не хуже пулемёта, этот опыт оказался полезен. На Нижне-Салдинской цементно-помольной установке (Свердловская область) изготовили 4000 тонн этого порошка.

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

Сами грелки были достаточно просты в использовании. Они представляли собой своеобразный пакет с химпорошком. Работали они по принципу «просто добавь воды». Боец вскрывал уголок пакета и вливал внутрь одну ложку воды, к примеру, талого снега. После этого необходимо было тщательно встряхнуть содержимое для начала химической реакции с выделением большого количества тепла. Такого пакета хватало до суток.


Особняком в военной продукции советской цементной промышленности были цементные авиационные бомбы, или ЦАБы.

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

Корпуса, материал которых и дал название целой серии этих бомб, отливался на цементных заводах Подмосковья, Вольска и Новороссийска. В Новороссийске ЦАБы пошли в серию в ноябре 1941 года и производились вплоть до конца августа 1942-го, когда немецкие войска уже штурмовали перевал «Волчьи ворота» — один из двух возможных путей в город. Заводы эвакуировали в Среднюю Азию.


Сергей Макашев, видный специалист цементной промышленности и бывший начальник военного отдела Главцемента Наркомпромстройматериалов, в своих работах утверждал, что только с поточной линии новороссийского цементного завода «Пролетарий» сошло около 20 тысяч корпусов для ЦАБов. Подчёркиваю, корпусов. Следовательно, достоверно неизвестно, кто снаряжал эти бомбы, доводя их до «кондиции», сами военные или же рабочие-цементники. Однако, в материалах того же Макашева есть тревожные записи, в которых он переживал, что рабочие-цементники никогда не имели дело со взрывчатыми веществами, поэтому требуется противопоставить этому строжайшую дисциплину.


Так или иначе, ЦАБы шли в войска. При этом они обзавелись целым «семейством» по типу и модели. Существовали учебные и боевые цементные бомбы. В зависимости от начинки, ВВ или химических веществ, ЦАБы применялись даже как осветительные бомбы.


Наиболее известными и часто встречающимися на полях былых сражений является ЦАБ-40, получивший индекс благодаря своему 40-килограммовому телу. Непосредственное курирование работ по цементным авиабомбам от Главцемента осуществляли руководитель Главка П.Ф. Лопухов, главный инженер А.С. Докудовский, специалисты К.В. Никулин и И.И. Холин.

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

Венцом производства корпусов для авиационных бомб можно считать железобетонную бомбу весом 5 тонн! К сожалению, более подробной информации по данному типу вооружений найти не удалось.


Ещё одним бриллиантом в смертоносной для врага короне цементной промышленности Союза стали противотанковые мины. Разумеется, в начале корпуса мин и гранат различных типов изготовляли из традиционного металла, поэтому их производство было налажено только на цементных заводах, располагавших литейными и механическими мастерскими. Но вскоре производство было свёрнуто. Что вполне логично, так как направлять тонны дефицитного материала на неспециализированные заводы в то время, когда военные предприятия, в том числе эвакуированные, продолжали наращивать производительность — нелепо.


Тем более к этому моменту были доведены до ума, насколько это возможно, образцы противотанковых мин с минимальным использованием дефицитного металла. Так, на Воскресенском цементном заводе (Московская область) под руководством главного инженера Бурковского на поток пошли мины, представлявшие из себя деревянный корпус с брикетированным взрывчатым веществом (ВВ), толовой шашкой и взрывателем. Ярким представителем этой серии мин является ТМД-42 (более подробно об этих минах можно узнать из материалов ВО отдельно).


Кстати, о степени нехватки материалов говорит и «начинка» этих мин. ВВ в них служил «динамон», относящийся ко вторичным ВВ и состоящий из смеси аммиачной селитры с порошкообразными горючими веществами (древесная мука, торф, порошкообразный алюминий, парафин и т.д.). Эффективность взрыва данного ВВ приблизительно равняется 80% от силы тротила. При этом для детонации «динамона» в противотанковых минах использовались промежуточные детонаторы — привычные тротиловые шашки в 50 грамм. Сам «динамон» достаточно капризный в использовании, особенно помещённый в условия древесной коробки.


Этого казалось мало для всего потенциала цементной промышленности, поэтому работники Гипроцемента, и без того сделавшие огромный вклад в оборону страны, пошли дальше.


Сотрудники Гипроцемента, конечно, понимали все изъяны, включая ненадёжность и острую чувствительность к влаге, древесных корпусов. Так, помещённая во влажный грунт, такая мина начинала разрушаться спустя 1-2 месяца. Поэтому уже к 1942 году разработали новые асбестоцементные корпуса для мин, взамен металлических и древесных.

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

Эти мины, производимые вплоть до 1944 года, даже не получили собственного обозначения. Поэтому чаще всего их именовали просто «шиферными», благодаря материалу корпуса — асбестоцементной смеси. Однако, этот несправедливый факт никак не повлиял на их массовость и, естественное, появление противотанковой и противопехотной линии этой серии.


При этом стоит иметь в виду, что производство асбестоцементных мин было налажено в условиях войны при острой нехватке квалифицированных рабочих, когда их заменили ученики ФЗО и женщины без опыта работы на предприятии. Поэтому процесс отлития корпусов был предельно прост. Свежую асбестоцементную смесь, так называемый «этернит», помещали в деревянную форму. Позже из ещё сырых плит-заготовок собирали по определённому шаблону корпус будущей мины, а края, выступающие за пределы шаблона, просто смачивали водой и обрезали. После этого получившиеся корпуса отправляли в специальную камеру для сушки.

Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост
Рассказы об оружии. Цемент Вооружение, Оружие, Цемент, Длиннопост

Источник

Показать полностью 7
880

"Фрактал"

Это великолепный 3-минутный таймлапс фотографа из Канзаса, который в течение 10 лет преодолел более 160 000 км и сделал десятки тысяч кадров, гоняясь за грозами на Среднем Западе. В «Фрактале» он показал всю ярость, красоту и великолепие суперъячейковых гроз.

В этом видео Чад Коуэн (Chad Cowan) использовал фотографии, которые снял за последние шесть лет от Техаса до Северной Дакоты. Сначала он просто хотел лично полюбоваться грозами и изучить их. Но со временем у него появилась навязчивая идея – запечатлеть их на камеру в высоком разрешении и поделиться зрелищем с другими людьми.

437

Что внутри у Ил-76?

Вместе с "Русскими витязами" на авиашоу всегда летает самолёт сопровождения Ил-76, причем каждый раз это разные борта, которые "одалживаются" у какого-нибудь авиаполка. И стоит по прилёту на статике вместе с остальными участниками выставки.


На этот раз в Малайзию прилетел псковский Ильюшин, а мне наконец-то удалось заглянуть к нему внутрь и увидеть, что же возят с собой "Витязи".

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Во-первых, на Ил-76 летит технический состав в количестве...

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Тут я затрудняюсь ответить, но около Сушек обычно как минимум 20 техников работает. Сам самолёт на стоянке "охраняют" от двух до пяти человек.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Прошусь заглянуть внутрь, раньше этого не делала, т.к. Ил-76 обычно отгорожен забором или нет времени.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Место бортинженера.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Дверь справа - вход в кабину, дверь с окошечком слева - туалет. В кабину не ходила, но кто не видел, может посмотреть здесь и тут.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Поднимаем голову вверх. В обычных самолетах "внутренности" закрывают панелями, а тут все можно рассмотреть.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

А вот и салон, который почти весь заполнен технической "аптечкой".


Например, здесь мы видим тормозные парашюты, которые выбрасываются из хвостов Су-30СМ при посадке.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Также тёплые вещи техников. Прилетели-то все-таки из зимы в лето.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Во время длинных перелётов между пунктами назначения техники могут вздремнуть не на жётских сиденьях, а на мягких матрасах под одеялкой.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

А дальше весь салон заставлен закрытыми ящиками с запчастями, лезть туда не стала.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Почему каждый раз новый самолёт? А потому, что Минобороны даёт тот, который свободен.

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Вот такая красота!

Что внутри у Ил-76? Авиация, Ил-76, Ил-76мд, Фотография, Самолет, Длиннопост

Источник

Показать полностью 11
377

Пять редких природных явлений, угрожающих безопасности авиаперелетов

Турбулентность

Представьте: вы летите в самолете, удобно устроившись в кресле. Только что закончился обед. Впереди отдых на солнечном берегу, пальмы, лазурное море. В иллюминаторе плавно проплывают облака. Вдруг пилот объявляет по громкой связи, что самолет вскоре войдет в зону турбулентности, необходимо пристегнуть ремни, сложить столики и сохранять спокойствие. Вскоре самолет как будто подбрасывает вверх, потом резко опускает вниз и вообще начинается неприятная болтанка. Кто-то из пассажиров громко молится, кто-то смеется, кому-то стало плохо, дети плачут. Все напуганы и думают, что конец уже близок.


Так проявляется турбулентность. Дело в том, что атмосфера Земли — не статичная смесь газов. Она все время находится в движении. В ней всегда есть воздушные течения, области с повышенным или пониженным давлением. В полете самолет постоянно обтекается воздушным потоком. В нормальных условиях этот поток относительно стабилен, то есть он гладкий (ламинарный) в передней части планера самолета и несколько возмущенный в его кормовой части (в хвостовой части воздушные потоки с верхней и нижней частей планера встречаются и смешиваются). В этих условиях самолет летит спокойно, без рывков, с равномерным свистом двигателей.

Но поскольку атмосфера Земли всегда находится в движении, то во время полета самолет часто попадает в различные воздушные потоки, которые так или иначе на него влияют. Пассажиры могут ощущать их как легкое покачивание или же как сильную тряску. В это время один воздушный поток, в который попал самолет, нарушает другой воздушный поток, обтекающий планер лайнера. Из-за этого подъемная сила на некоторых частях корпуса самолета может уменьшаться или, наоборот, увеличиваться. Зоны, в которых самолет попал в другое воздушное течение, и называются зонами турбулентности.


Они возникают в самых разных местах. Например, на стыке теплых и холодных воздушных потоков (над горами или на стыке моря и суши) или на границе облаков (облака — взвесь капелек воды в воздухе, по своей плотности резко отличающаяся от окружающего воздуха). Если вы летите из Москвы в турецкую Анкару над Черным морем, то скорее всего вас будет трясти там, где море переходит в берег Турции. Довольно часто самолет трясет при взлете и посадке. Тут лайнер либо проходит облачную пелену, если таковая имеется, либо сталкивается с так называемыми термиками — неоднородными восходящими потоками теплого воздуха.


В большинстве случаев зоны турбулентности можно спрогнозировать. Если пилоты видят большое облако по курсу, они его облетят — там скорее всего будет трясти. Погодные радары на борту самолета также могут определять зоны турбулентности. Но есть явление, которое называется турбулентностью ясного неба. Это болтанка в чистом синем небе, в котором нет ни намека на облачко. Предсказать такое явление очень сложно. Причин возникновения турбулентности ясного неба может быть несколько: от пересечения воздушных течений до появления спутных следов других самолетов (вихревых течений за лайнерами).


Пилоты самолетов обычно хорошо подготовлены к встрече с турбулентностью, и даже если она возникает неожиданно, летчики могут быстро выровнять самолет и постараться уйти из зоны болтанки. При этом все современные лайнеры оборудованы множеством вспомогательных систем, которые вовремя предупреждают летчиков о различных опасных явлениях (например, опасном отрыве воздушного потока от крыла). Последний раз катастрофа из-за турбулентности произошла в 2001 году. Тогда вскоре после взлета из аэропорта в Нью-Йорке лайнер A300 попал в спутную струю другого самолета и разбился. Все 260 человек на борту погибли.

Огни святого Эльма

Помимо турбулентности ясного неба пилотам знакомо и другое явление, не менее редкое. Речь идет об огнях святого Эльма, получивших свое название в честь католического покровителя моряков. Впервые с таким названием оно упоминается в морских документах 1886 года, хотя само явление описывалось и прежде. Например, о нем говорится в «Записках об Африканской войне» Гая Юлия Цезаря. Изначально огни святого Эльма наблюдали моряки во время грозы или незадолго до нее. Проявлялось оно так: на острых концах высоких мачтовых конструкций появлялись яркие светящиеся шарики.


Огни — это коронные разряды, возникающие на высоких и острых предметах из-за большой напряженности электрического поля в атмосфере. Чаще всего так бывает перед грозой, но огни святого Эльма можно наблюдать и вблизи извергающего вулкана (из-за трения частичек вулканической пыли в воздухе атмосфера насыщается статическим электричеством). Сегодня в море огни святого Эльма встречаются очень редко — современные корабли лишены мачт и высоких конструкций.

Пять редких природных явлений, угрожающих безопасности авиаперелетов Природные явления, Авиация, Транспорт, Видео, Длиннопост

В авиации огни святого Эльма появляются на стыках ветровых стекол и корпуса самолета, законцовках крыльев и статических разрядниках при пролете вблизи от грозового фронта или через него. Огни святого Эльма возникают в любое время суток, но днем они практически не видны, а вот ночью заметны хорошо. В темном небе на кончиках крыла вдруг начинают разгораться как будто бы синие шарики. По поверхности крыла ближе к передней кромке появляется синеватая или беловатая дымка. На ветровых стеклах в кабине экипажа наблюдается такая же светящаяся дымка, которая периодически гаснет и превращается в разряды электричества.


Огни святого Эльма обычно не опасны. По верхнему слою металлического корпуса самолета электричество постепенно стекает в атмосферу, как правило не причиняя вреда ни самолету, ни пассажирам. Но неизвестно наверняка, не могут ли коронные разряды повредить лайнеру в каких-нибудь крайне редко встречающихся ситуациях. Считается, например, что огни святого Эльма стали одной из причин авиакатастрофы лайнера Airbus A330, летевшего из Рио-де-Жанейро в Париж. Через 23 минуты после взлета самолет упал в Атлантический океан. Все 228 человек, находившихся на его борту, погибли. Это пока единственный в истории авиации случай, когда огни святого Эльма были названы одной из причин катастрофы.

Громы и молнии

Нередко самолетам приходится сталкиваться в воздухе непосредственно с грозой. В первую очередь такое столкновение сопровождается той самой болтанкой. Дело в том, что гроза — это всегда множество воздушных течений, пересекающихся и смешивающихся друг с другом. Такие течения вкупе с неоднородной плотностью облаков создают зоны турбулентности, где самолет начинает швырять из стороны в сторону. В этой болтанке пассажиры и без того чувствуют себя, мягко говоря, неуютно. И тут один из них замечает, как в крыло ударила молния. Паника в этом случае гарантирована.


Но на самом деле бояться особо нечего. Молнии для самолета практически не представляют опасности. Вы наверняка видели шоу, в котором человек заходит в металлическую клетку (клетку Фарадея), расположенную между катушками Тесла. Катушки включают, в клетку начинают бить молнии, но с человеком внутри ничего не происходит. В воздухе самолет как раз представляет собой такую клетку. Если в него попадает молния, электрический разряд проходит по корпусу и благополучно стекает в атмосферу. Иногда в местах входа и выхода разряда может произойти незначительное оплавление, да и то оно возможно лишь на стыках, где возникает искра.

Пять редких природных явлений, угрожающих безопасности авиаперелетов Природные явления, Авиация, Транспорт, Видео, Длиннопост

Для того чтобы дополнительно защитить самолет от воздействия молний, его оснащают так называемыми электростатическими разрядниками. Обычно они выполняются либо в виде металлических штырьков, частично покрытых изоляцией, либо в виде метелок проволоки. Разрядники устанавливаются в нескольких местах на фюзеляже, а также на задней стороне крыла. В полете самолет трется о воздух, в результате чего на его поверхности накапливается статический заряд. Этот заряд может ухудшать работу систем связи и «притягивать» молнии. Благодаря электростатическим разрядникам лишний заряд стекает в атмосферу.


Кроме того, некоторые современные пассажирские самолеты оснащаются системами нейтрального газа. Они представляют собой сложный фильтр, пройдя через который забортный воздух лишается части кислорода — на выходе из такой системы содержание кислорода в газовой смеси обычно составляет 12–15 процентов. Эта газовая смесь постепенно, по мере убывания топлива, подается в топливные баки. Делается это для того, чтобы при неудачном попадании молнии пары горючего в баках не загорелись.


В целом, каждый из самолетов во всем мире в течение года несколько раз попадает под разряд молнии и при этом ничего страшного не происходит. Тем не менее, на самолетах, лишенных современных систем защиты, молнии могут натворить немало бед. Так, 22 июня 2000 года молния попала в китайский самолет Y-7 (копия советского Ан-24), заходивший на посадку. В результате в топливных баках взорвались пары топлива, самолет развалился на две части и упал. Все 45 человек на борту самолета погибли. Кроме того, жертвами упавших обломков на земле стали еще семь человек.

Обледенение

Наибольшую же опасность в полете для самолета представляет обледенение. На высоте, особенно в условиях облачности, присутствуют пары воды. В полете водяной пар может конденсироваться на поверхности планера самолета, в результате чего сначала образуются капельки переохлажденной воды (на большой высоте очень холодно), которые затем смерзаются в ледяную корку. В ходе полета эта корка может все больше и больше утолщаться и под действием набегающих потоков воздуха принимать самые причудливые формы.


Из-за ледяной корки самолет становится тяжелее, но опасность заключается не в этом. Лед, налипший на поверхность планера самолета, нарушает нормальное обтекание его воздушным потоком. Из-за этого крыло самолета, например, может перестать создавать достаточную для нормального полета подъемную силу. Кроме того, ледяная корка может заблокировать некоторые подвижные элементы крыла, из-за чего самолет потеряет управление. Обледенение чаще всего происходит в зоне облаков или при быстром снижении.

Сегодня перед отправкой самолета в рейс его планер обрабатывают специальным антиобледенительным составом — жидкостью, которая мешает капелькам воды прилипать к поверхности лайнера. Кроме того, современные лайнеры оснащаются системами раннего предупреждения об обледенении и различными противообледенительными системами. В частности, под обшивкой современных самолетов могут устанавливаться специальные пластины, которые при подаче на них напряжения нагреваются и растапливают лед. Лайнеры могут быть оснащены и пневматическими системами — небольшими подушками на обшивке, которые накачиваются воздухом и крошат лед.


Но опаснее всего в воздухе — обледенение двигателей. У них есть холодные зоны: воздухозаборник, вентилятор и несколько первых ступеней компрессора. Образующийся на их лопатках лед может мешать сжатию воздуха, тем самым ухудшая общую работу силовой установки. Кроме того, от ледяной корки могут откалываться крупные куски, способные повредить внутренние элементы двигателя. Систем, позволяющих обнаруживать начало обледенения двигателя, сегодня не существует, поэтому пилоты стараются облетать зоны высокой облачности, чтобы избежать неприятностей.


Надежного алгоритма, позволяющего спрогнозировать обледенение в двигателе, тоже пока не существует. Дело в том, что воздух, поступающий в силовую установку, претерпевает сильные температурные колебания, нагреваясь из-за торможения и сжатия на входе воздухозаборника и резко остывая из-за расширения в камере за входом или в зоне после вентилятора. Из-за этого обледенение в двигателе может происходить при температуре окружающего воздуха в плюс 5–10 градусов Цельсия. По оценке NASA, в десяти процентах авиакатастроф одной из причин (или основной причиной) происшествия является как раз обледенение.

Радиация

Помимо турбулентности, молний и обледенения, некоторую опасность представляет и радиация, причем не для самого самолета, а для его пассажиров. Дело в том, что на высоте радиационный фон выше, чем на поверхности Земли. Обычно уровень излучения увеличивается в два раза через каждые два километра высоты. Поэтому длительный перелет на самолете сопоставим с полноценным рентгеновским исследованием. Например, по количеству полученной радиации перелет продолжительностью 12,5 часа на высоте 11 тысяч метров сопоставим с рентгеновским исследованием органов грудной клетки.


В периоды повышенной солнечной активности радиационный фон на высоте может существенно превышать нормальные показатели. Обычно уровень излучения на одной и той же высоте больше у полюсов и меньше на экваторе. Тем не менее, для здорового взрослого человека частые перелеты не опасны, хотя радиация может представлять угрозу маленьким детям. По этой причине от перелетов рекомендуют воздерживаться детям и беременным женщинам. В феврале текущего года выяснилось, что в атмосфере существуют и целые «облака радиации».

Пять редких природных явлений, угрожающих безопасности авиаперелетов Природные явления, Авиация, Транспорт, Видео, Длиннопост

«Облака радиации» — название, которое явлению дали специалисты NASA. Они представляют собой зоны, в которых радиационный фон значительно повышен по сравнению с соседними областями, причем в некоторых случаях излучение может быть опасным. «Облака радиации» были обнаружены во время исследования по программе ARMAS (Automated Radiation Measurements for Aerospace Safety, автоматическое измерение излучения для аэрокосмической безопасности).


Всего самолеты NASA, оборудованные системами измерения излучения в режиме реального времени, выполнили 213 полетов в 2013–2016 годах. В подавляющем большинстве полетов уровень радиации по мере набора высота увеличивался в пределах нормы. Однако в шести случаях самолеты NASA зафиксировали значительное увеличение излучения, иногда вдвое превышавшее нормальный для этой высоты фон. По данным исследователей, эти всплески радиоактивности совпали с геомагнитными бурями. Подобное повышение радиоактивного фона исследователи склонны связывать с высвобождением электронов из радиационного пояса Земли, происходящим во время геомагнитных бурь.


Какие-либо конкретные выводы исследователи NASA пока еще не сделали. В ближайшее время американцы планируют провести дополнительные исследования, чтобы собрать больше информации об «облаках радиации». Если будет доказана опасность таких зон для людей, в будущем диспетчерские службы могут начать уведомлять пилотов не только об областях турбулентности, но и об участках с повышенной радиацией. Пока же никаких рекомендаций в связи с «облаками радиации» пилотам не выдают.


Сегодня самолеты считаются самым безопасным видом транспорта, но, несмотря на это, они относятся к видам транспорта повышенной опасности. Мы привыкли ходить по земле, чувствуем себя здесь в безопасности, хотя все равно не избавлены от неожиданностей. В воздухе же опасностей гораздо больше чем на земле, но, к счастью, многие из них можно спрогнозировать.

Источник

Показать полностью 3 1

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле

Вместе с юзером по имени Николай, который уже 15 лет увлекается исторической реконструкцией, мы решили провести свои средневековые баттлы. Часть из них можно повторить в бета-версии игры Conqueror’s Blade. А остальные вы и сами придумаете, тем более до 8.00 18 февраля в игре открытые выходные: любой желающий может поиграть и протестить игру бесплатно.


Пара слов про баттлы. Чтобы было интереснее, мы присвоили персонажам реальные исторические личности. Правда, не все эти типы воинов есть в Conqueror’s Blade, но прототипы – да. В первом баттле сойдутся наездники. Второй между «железной стражей», а так как в игре воины сражаются на своих двоих, пришлось забрать у них лошадей. Ну и третий баттл между мушкетером и лучником. Предупреждаем: картинки не всегда могут совпадать с описанием воинов. Но мы старались :)


Баттл 1. Всадники – рыцарь-тамплиер VS кочевой лучник


Рыцарь-тамплиер Робер IV, сеньор де Сабле

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Великий магистр ордена и бывший адмирал Ричарда Львиное Сердце. Клятву тамплиера Робер принес во время осады крепости Акра, когда рыцари, стоявшие лагерем под стенами, сами оказались окружены врагом. А еще Робер де Сабле хорошо знаком любителям другой игры Assassin’s Creed.


Доспехи

Кольчужный капюшон – 1,5 кг.

Шлем «топфхельм» с защитой лица – 3 кг.

Кольчуга с длинными рукавами («обер» или «хауберк») – 14 кг.


Оружие

Легкое копье из ясеня – 3,5 метра.

Треугольный щит «экю», украшенный красным крестом – высота 86 см, вес 4 кг.

Прямой меч. В рукоятке – частичка Святых мощей, привезенных из Рима – вес 1,2 кг.


Умения и навыки

Робер был не только лидером тамплиеров, но и набожным священником, абсолютно безжалостным к врагам Римско-католической церкви. Он сражался копьем, мечом и неплохо владел щитом: удар краем щита был подобен выстрелу из катапульты. Вот только вместо камня вылетали вражеские зубы. Другое назначение щита – давить и оттеснять противника, например, при штурме крепости. Им легко прижать врага к стене, а ударом меча... ну, тут понятно.


Эрнак, младший сын царя гуннов Аттилы

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Гунны – жестокие кочевники, которые ушли с Востока на Запад на поиски лучшей жизни. Именно они дали старт Великому переселению народов. Память о гуннах, или как их еще называют «хунну», сохранилась в названии страны Hungary (Венгрия).


После смерти гуннского царя, Аттилы, его сыновья поделили земли империи, на которых сейчас расположены Россия, Германия, Франция и Италия. Вот только удержать власть, когда союзники отца взбунтовались, наследники не смогли. Старшие братья Эрнака погибли, а сам он повел гуннов к Черному морю. Опять искать лучшую жизнь.


Доспехи

Металлический шлем, на котором прочеканены человеческие уши — 3 кг.

Короткая кольчуга с рукавами до локтя – 8 кг.


Оружие

М-образный лук – длина 140 см. Дальнобойность – 300 метров.

Прямой гуннский меч с клинком ромбического сечения – длина клинка 82 см, вес 1 кг.

Круглый щит, раскрашен и обтянут кожей – диаметр 80 см.


Умения и навыки

Эрнак был умелым наездником, который способен быстро маневрировать в неразберихе боя. Даже в самой лютой сече (то есть сражении) он метко стрелял из лука: для этого ему приходилось бросать поводья и управлять конем исключительно силой ног. Когда меч сменял лук, это ничуть не отражалось на его скорости. Он так же быстро атаковал врага точными ударами. Так что в седле или на ногах – разницы нет.


Схватка!

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

При встрече Робер помчал на противника, зажав копье под мышкой. Эрнак успел выпустить в него три стрелы и бросился наутек. Робер прикрылся щитом: две стрелы воткнулись в него, еще одна срикошетила от шлема.


Эрнак решил обойти преследователя и зайти ему в тыл. Лошадь споткнулась и сломала переднюю ногу. Эрнак успел выбраться из стремян прежде, чем туша придавила его. Он вскочил на ноги и увидел, что его лук со звоном переломился пополам. Тогда он схватил меч и поднял щит на уровень груди, готовясь к бою.


Внезапно, тамплиер остановился, слез с коня и бросил копье на землю. Гунн удивился благородству своего врага, но не подал вида. Робер срубил мечом стрелы, застрявшие в его щите, и пошел на Эрнака...


Как это могло быть в истории?

Хотя крестоносцы никогда не сражались с гуннами, они были знакомы со всадниками Востока. Сарацины (так крестоносцы называли всех мусульман) обстреливали крестоносцев из луков, а те прикрывались щитами и атаковали их ударом конницы.


Погибал ли рыцарь после выстрела из лука? Не всегда. Арабский хронист Бах ад-дин ибн Шаддад рассказал о битве при Арсуфе, где тамплиерами как раз командовал Робер де Сабле. И упомянул, что крестоносцы выходили из боя, утыканные стрелами, как ежи. Стрелы увязали в простеганных одеждах, набитых войлоком, и не приносили особого вреда. Собственно, это все, что надо знать об отношении рыцарей к профессиональному травматизму.


Если будете играть в Conqueror’s Blade, там можно добыть ездовую лошадь. И даже зебру, но это секрет! Так вот: лучше не ввязывайтесь в бой верхом. Относитесь к лошади как к велосипеду: сел, доехал, всех победил, сел, поехал дальше. Потому что, если коня под вами грохнут, играть будете так: шел, шел, пришел, устал, огреб.


А кто победил бы в игре?

Мальтийские рыцари — самая жесткая кавалерия в Conqueror’s Blade, которой пока нет в бета-версии, она появится в игре позже. Если дать рыцарям набрать скорость, они сомнут любой отряд. От такого столкновения татарским конным лучникам не оправиться.


Баттл 2. Пехота – самурай VS русский боярин


Самурай Ода Нобунага

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Лидер Японии эпохи Воюющих Провинций. В нашей истории это время от стояния на реке Угре до начала правления Романовых. Ода Нобунага отличался жестокостью и беспощадностью к своим врагам. И никогда не проигрывал.


Доспехи

Шлем «кабуто» – 3 кг.

Железный доспех «о-ёрой», прикрывает корпус, плечи и бедра – 25 кг.

Наруч «котэ» на левую руку из металлических пластин – 1,5 кг.

Поножи «сунэатэ» – 2 кг.


Оружие

Меч нодати – общая длина 155 см, вес 1,5 кг.

Меч катана – общая длина 100 см, вес 0,9 кг.


Умения и навыки

Ода Нобунага – достойный противник. Он был замешан во многих политических распрях и не прощал предательства. Главное оружие – огромных размеров меч нодати. Им обычно снимали всадников, так как катаной не всегда удавалось дотянуться. А тяжелая самурайская броня хорошо выдерживала мощные удары.


Русский боярин Онцифор Лукинич

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Жил в Новгороде в середине XIV столетия. Участник и организатор множества политических интриг, в том числе городского мятежа 1342 года. При раскопках его сгоревшей усадьбы археологи нашли доспех, который мог принадлежать Онцифору.


Доспехи

Позолоченный шлем с открытым лицом – 3 кг.

Чешуйчатый «бронежилет» из железных пластин – 5 кг.

Кожаные наплечники-трубы с пластинами – 1 кг.

Наручи из двух железных створок – 1 кг.

Защита бедер, связанные между собой железные пластины – 2 кг.


Оружие

Боевой топор на рукояти – длина 1,6 м, вес 1,5 кг.

Длинный одноручный меч – 1,2 кг.

Небольшой каплевидный щит.


Умения и навыки

Владел секирой – топором, который насажен на полутораметровую рукоять. В бою ее приходилось держать обеими руками, чтобы контролировать сражение. Щит был обузой: Онцифор Лукинич повесил его на спину с помощью специального ремня. Поскольку без щита новгородец уязвим, доспехи должны быть прочными, чтобы соблюдать баланс между бронированием и возможностью легко двигаться в бою. У новгородца это получалось.


Схватка!

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Боярин и самурай столкнулись на лесной опушке. Оба пришли сражаться, облачившись в доспехи из металлических пластин. В отличие от подвижной кольчуги, такая броня стойко держит удары мечей и топоров.


Самурай ударил боярина в шею, тот увернулся. Клинок нодати уткнулся в бронированную грудь боярина. Онцифор Лукинич сбил самурайский меч рукоятью топора и бросился на противника, занося оружие для мощного удара в голову.


Ода Нобунага ловким движением ушел с линии атаки, но держал нодати у пояса. Боярин собирался рубить самурая сверху, но ткнул его рукоятью секиры в лицо. На секунду японец опешил, а боярин резко опустил топор на клинок нодати. Меч со звоном переломился пополам…

Японец молча выхватил катану. Онцифор бросил секиру, сорвал со спины щит, украшенный хищным грифоном, а в его правой руке сверкнул меч с позолоченным эфесом...


Как это могло быть в истории?

Так кто из двоих победит? Тот, у кого доспехов меньше, или тот, кто эти доспехи рубит сильнее?


Приведем пример. В июле 1361-го под стенами крепости Визбю (Швеция) местное ополчение отбивалось от датских захватчиков. Стояла жара. Все боялись чумы, поэтому павших с обеих сторон похоронили в братских могилах прямо в броне, хотя обычно ее забирали живые. Археологи изучили эти могилы. Оказалось, что воины рубили друг друга по небронированным участкам тела. Собственно, это логично.


Возвращаясь к Онцифору и Оде. Шансы на победу у обоих одинаковые. Победит тот, кто первым поразит брешь в доспехе. Например, если противник поднимает руку вверх, его можно бить в подмышку – там нет брони, она мешает движению. И таких уязвимых мест в защите немало.


К слову, в Conqueror’s Blade можно сыграть за японского самурая с нодати, почти такого же, как Ода Нобунага. Только остерегайтесь ударов и помните, что в ближнем бою нодати лучше заменить на оружие покороче.


А кто победил бы в игре?

Самураи появятся в полной версии Conqueror’s Blade, как и казаки, которые по своему снаряжению лучше всего ложатся под образ Онцифора Лукинича. Разве что топорика у казаков нет. Как ни странно, выяснить, победят ли самураи казаков, невозможно без испытания в поле, потому что и те, и другие — быстрые и смертоносные. У самураев броня немного лучше, но только на вид и особого преимущества не дает.


Баттл 3. Стрелки — французский мушкетер VS английский лучник


Мушкетер д’Артаньян (да, на картинке и в игре что-то вроде его японской версии)

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Королевский мушкетер Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян. Прообраз того самого героя Александра Дюма. Сильно много про него рассказывать не будем, потому что все его и так знают (даже если не читали Дюма).


Доспехи

Кираса (металлический панцирь) из стали.

Кожаные краги.


Оружие

Мушкет – длина ствола 140 см, вес 8 кг.

Шпага – длина 140 см, ширина клинка 3 см.

Дага (кинжал для левой руки) – длина 40 см.


Умения и навыки

Д’Артаньян принципиально не носил шлем в бою. Как и все мушкетеры, он предпочитал носить широкополую шляпу с перьями даже под градом пуль и взмахами шпаг. На самом деле, это не пижонство, а тонкий расчет. В ружьях того времени был открытый поджиг заряда, поэтому искра могла попасть в глаз стрелка. Так в армии появилась мода на шляпы, широкие поля которых подгибали для безопасности. Впрочем, полированную до блеска кирасу граф все же надевал.


Английский лучник Джон Хоквуд, будущий полководец

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Джон Хоквуд родился в Англии, но всю свою жизнь воевал наемником в Италии. Свои первые битвы он прошел в качестве простого английского лучника. Например, сражался в битве при Креси (о ней писали здесь). Тогда на каждого убитого англичанина пришлось от 50 до 200 мертвых французов, и большинство из них погибло под стрелами длинных луков.


Доспехи

Шлем «салад» с открытым лицом – 2 кг.

Безрукавный доспех «бригантина» с железными пластинами внутри – 12 кг.


Оружие

Длинный английский лук – длина 2 метра.

Меч, перекрестье загнуто вниз и защищает руку воина – длина 90 см.

Кулачный железный щит «баклер» – диаметр 30 см.


Умения и навыки

Джон Хоквуд, как и его противник, отлично стрелял, правда предпочитал не мушкет, а «лонгбоу» – длинный английский лук. Он умел держать высокий темп стрельбы, а в ближнем бою неплохо фехтовал, предпочитая технику «меч – баклер». Баклер, маленький круглый щит, висел на поясе, всегда готовый защитить своего владельца.


Схватка!

Мушкетеры vs Лучники, Дружинники vs Самураи: выясняем, кто выживет в средневековом баттле Длиннопост

Граф д’Артаньян выстрелил в англичанина и отбросил мушкет. Не было времени перезарядиться. Он увидел метнувшуюся тень, рванул из-за пояса два пистолета и выстрелил в их сторону. Пороховой дым окутал мушкетера: в правую руку уверенно легла рукоять шпаги, а в левую – дага (это такой кинжал для фехтования).


Джон Хоквуд остался невредим. Он наугад отправил в дым четыре стрелы и выругался, когда они закончились. Взялся за меч с баклером и окликнул противника по-французски. Они скрестили оружие. Меч англичанина был короче шпаги француза, но он умело пользовался им вместе с баклером, так что гасконец не всегда успевал отбиваться шпагой и кинжалом. Кажется, противники были равны по снаряжению и оружию. Схватка затягивалась...


Как это могло быть в истории?

Чистому эксперименту в истории всегда что-то мешает. Поэтому точно узнать, что круче (шпага или меч / лук или мушкет) не получится. Шпага, конечно, победила такие мечи, как у Хоквуда. Но это лишь потому, что изменились доспехи, появились другие виды оружия и новые варианты ведения боя. А если говорить о перестрелках, то здесь прогресс пошел следом за простотой.


Для сравнения. XV век, время, когда жил Джон Хоквуд. Только 10% европейских воинов стреляли из пороховых монстров. Исключение – Черная армия венгерского короля Матьяша Корвина, который делал ставку на стрелков, их было 25%.


XVII век, когда жил и сражался д’Артаньян. Огнестрельное оружие стало главным во всех боях. Даже тогда оно еще подавало большие надежды, не уничтожив полностью луки и арбалеты.

Поэтому баттл получился в общем-то реалистичный.


Что касается реалистичности в игре Conqueror’s Blade – можете проверить сами. Так же, как и узнать свою скорострельность при стрельбе из мушкета. Кто знает, вдруг успели бы перезарядить мушкет быстрее д’Артаньяна, будь вы в той перестрелке?


А кто победил бы в игре?

Королевские мушкетеры в Conqueror’s Blade — элита армии, как и английские лучники. Сейчас у нас нет возможности столкнуть их лбами в открытом бою, нужно дождаться выхода полной версии игры. Но результат этого сражения можно спрогнозировать, обратившись к характеристикам начальных отрядов того же типа, доступных в бете. Исходя из показателей защиты и урона в дальнем и ближнем бою, можно предположить, что мушкетеры одержат победу в перестрелке, но обнаружат себя насаженными на лезвия коротких клинков в ближнем бою.


Протестить почти всех описанных воинов можно в бета-версии средневекового экшена Conqueror’s Blade. Выберите, какое войско народов Востока и Запада возглавите и готовьте доспехи и оружие к бою. Останется только выяснить, как долго вы проживете. И не забывайте рассказывать в комментариях, какие персонажи в игре вам нравятся больше всего!

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!