Как я "гастом" поработал
Хаюшки всем!
Вот смотрю я на нынешнюю ситуация с рынком труда, как многие работодатели болезненными пиночками отправляют своих сотрудников в "бессрочный отпуск" и появляются неприятные воспоминания. Воспоминания о том, что из меня почти лоха сделали. Сейчас речь пойдёт о такой штуке, как "чёрная зарплата" и "неоформленный работник". Нет, я никогда бы не согласился быть "гастом" на постоянке! История разворачивалась необычным образом, поэтому начну сначала, не забегая сильно вперёд.
Итак, я закончил высшее учебное заведения с неплохим дипломом. Но были и проблемы, целый ряд. Я не мог устроиться в орган, где хорошо себя зарекомендовал во время практики (это была прокуратура), поскольку у меня был за плечами бакалавриат, а не специалитет или магистратура. Либо я должен был отработать целых пол года общественным помощником за бесплатно или за маленьку "степуху". Собственно, деньги мне были нужны, поэтому и на магистрату не рванул. И это проблема одна была! Пока что я рассказываю предисторию и что побудило меня к дальнейшим действиям. Кроме этого, у меня были проблемы с армией. Нет, не те проблемы вроде скрывался от неё и вся эта муть. Я наоборот хотел отслужить! Но никак не хотели меня брать, долго решали "да" или "нет". Был тогда в категории "Временно негоден". Многие знают, что это сулит: у тебя на руках "приписной", скоро призыв, а работодатели мандражуют взять на работу, ибо велика вероятность, что быстрыми темпами свалишь (точнее заберут!). Ну и, кроме этого, постоянные поездочки в военкомат, медицинские обследования и вся подобная рутина. Меня ведь ещё в областной послали, а это большое растяжение времени и военный билет я получил уже, когда устроился, но в неблагополучное место. Другие же проблемы были связанны и с опытом работы, ведь на период учёбы я занимался лишь фрилансом, а это не аргумент. В результате простоял в Центре занятости населения несколько месяцев, перебиваясь подработкой. Всё бы ничего, но на меня давило как личное ощущение неблагоприятного положения, так и моё окружение, отсутствие достаточного количество средств к существованию.
Всё произошло достаточно быстро. Я долгое время искал работу, прошёл кучу собеседований, где пытались меня откровенно <жест кулачком о ладошку> и порядком устал. Даже какое-то время искал работу не по своей специальности (специальность у меня - юриспруденция). На самом деле нашего брата много, но только в тех структурах, где достаточно уже юристов. В других же местах потребность на толкового юриста большая, но с какими-нибудь дополнительными навыками вроде превосходного знания иностранных языков или просто водительского удостоверения, либо хорошего опыта.
Так вот! Всё произошло пиздец как быстро. Меня пригласили на собеседование в одну организацию. В этот день у меня было назначено собеседование в другом месте, плюс отметка на "бирже", но я всё успевал. Рванул на это собеседование сразу после посещения ЦЗН. Собеседование проходило довольно просто, я быстро нашёл офис этой организации, он находился в довольно приличном месте нашего города. Уже там мне задали несколько простеньких вопросов, притом не какая-то офис-менеджмент-консалтинг-психологиня с накаченными ботоксом губами, а сам руководитель этой организации. Даже не специалист по кадром, хоть он в штате и был. Вначале я подозревал подвох во всём, ведь предлагали вполне нормальную зарплату и опыт по моей специальности, хоть и буду заниматься частично другим. Потом мне предложили то, на что я категорически отвечаю "NO!" - поработать до конца месяца, после чего должны официально меня оформить. Эта организация занималась образовательными услугами, институт по переквалификации и повышения квалификации специалистов. Работали они от лица Министерства образования, поэтому вполне создавали ощущения приличных людей. Я вздохнул. Мне уже надоело искать нормальную работу и я сказал сам себе, что попытка не пытка. Согласился. Мне показали рабочее место, оно было прямо возле руководителя, в одном кабинете. Провели краткий экскурс по организации. Девушка-юрист, который впоследствии будет моим наставником, уже составила каллиграфическим подчерком все документы, копии которых нужно принести (так это и не понадобилось!). Выходить на работу сказали уже завтра.
Расскажу немного про офис этой организации. К слову, она некоммерческая, поэтому дизайна в стиле "х#й-тек" я даже не ожидал. Всё достаточно просто. Эта организации, этот институт ютился на одном этаже с какой-то компанией. Да, это институт дистанционного образования был! Поэтому весь офис представлял из себя четыре больших кабинета на несколько сотрудников. Кабинет босса (собственно, позже поселился там и я), кабинет отдела развития (обычно на 3-4 сотрудников и там же была "столовая" - микроволновка и чайник), кабинет кадров и правового обеспечения (там 2 человека изначально было), кабинет для менеджеров по развитию (они созванивались с потенциальными обучающимися и курировали обучающихся). Техника была вполне неплохая, меблировка тоже не старьё. В общем для работы более, чем достаточно.
Дальше со смешанными чувствами я пошёл домой. Вроде как нашёл работу и должен был быть рад этому факту, но я "нашёл работу" пока что только в кавычках - ещё три недели до "возможного" оформления.
На следующий день я пришёл на работу. Как всегда, даже раньше всех, ведь никогда не опаздываю. Вообще мои задачи были следующие: вести базу данных обучающихся, работать с сайтом института, печатать документы (дипломы, сертификаты и удостоверения), составлять тесты и, по возможности, помогать юридическому отделу. Но, сказал начальник, что это офис и здесь нужно делать дополнительно, что попросят. В пределах разумного, конечно. В принципе, работа для юриста плёвая, но не тут-то было... В первый же день меня начальник с самого утра начала натаскивать, как в основном работать. Это была допечатка дипломов и удостоверений. Тема следующая: бланки для дипломов присылает Мин.обр., они хранятся в сейфе и выдаются под роспись начальника (но мне выдавались с рук начальника, я не числюсь), портить эти бланки НЕ МОЖНО. Иначе списывать испорченные, а списать их непросто. Но что может быть проще? Вставить пару реквизитов и прогнать через принтер. А вот есть нюансы! Вставить нужно только предельно правильные реквизиты, не ошибиться ни на букву, ни на цирфу, ни на грамм информации. Нужна предельная внимательность, а в условиях спешки она невозможна. Так надо сначала эту информацию в базе данных найти, отметить, затем получить личное дело обучающегося, вписать все реквизиты и напечатать. Здесь тоже огромный, мегаскопический нюанс! Напечатать ровно, красиво, правильно! Стоит говорить какую мне для этого "выдали" технику? Ненастроенную! В результате первый бланк пошёл комом. До конца дня было штук восемь дипломов. Если думаете, что это немного, то ошибаетесь. Каждую буковку и циферку надо проверить! А потом ещё подогнать принтер, ведь он нещадно кривил. В результате я справился всего-лишь через час после "обеда".
Немного об обеде! Он у меня не очень-то был, но бонусом за отсутствия времени на обед, отпускали с работы раньше. То есть рабочий день с 09:00 по 17:00. Меня всё устраивало! Правда в пятницу работать как и обычно, а не часом раньше сваливать. Но давали подкрепиться и попить чаю минут 15, а потом снова работать.
Напечатал я все эти дипломы! В целом работа выполнена даже быстрее, неплохо для первого дня. Но не тут-то было! Ведь я сверялся тщательно с базой данных, а тут оказалось, что дипломы должны были быть другой датой (по решению начальника). Половина в топку! И потратил кучу нервов, ведь приложения могли идти очень неровно в отличие от титульников диплома (размеры там разные).
В результате всё было довольно нервно в первый день. Любимое слово начальника всегда было "Оперативнее!". Меня после поругали, а на следующий день начальник осознал, что не давал мне черновики в первый день и не проверял самолично пока все реквизиты. Ведь я новичок и пока не знаю как всё устроено. Но, по крайней мере, я познакомился лучше с коллективом. Молодёжи там не было совсем, минимум на десять лет старше меня, а кто-то и предпенсионного и пенсионного возраста. Поэтому в коллективе мне было не сильно весело, но и времени на это не было совсем. Первый день пролетел молниеносно!
Второй день уже пошёл более медленно. Вы когда-нибудь работали в таких условиях, что начальник постоянно за спиной и следит за каждым действием? Это полная жесть! То есть нельзя отвлечься ни на что, а моя дисциплина не позволяла этого делать и подавно. В тот день мне дали распечатать снова несколько дипломов, но поменьше. И пару удостоверений. Было потно, но я привыкал к принтеру и отдавал сразу же на проверку. Когда закончил с этим, то подучили возиться с сайтом. В свободное время составлял тесты. Не спрашивайте как это делает, потому что бред! С сайтом так вообще ко мне было недоверие, не в штате же. Поэтому пароль от этого сайта мне вводил начальник лично. Ещё была рабочая почта для обмена, мне нужно было время от времени пополнять базу данных. Консультировать менеджеров по поводу ситуации с обучающимися и... Строго секретно! Мне нельзя было даже подпускать никого к монитору своего компьютера, кроме начальника! В тот же второй день мне дали первую юридическую работу - переадаптировать договор и составить заявление. Второе мне было не очень понятно, но потом втянулся. Первое для юриста-новичка не так просто, хоть в учебке много договоров составлял. То есть это договор "с ноля" фактически. Но с этим, по словам старшего юриста, я хорошо справился. Правда на это у меня был час, а потом сваливать в срочном порядке, потому что начальник спешил, а закрыть кабинет надо было.
Дальше дни мои были насыщенными в этой организации. Первую неделю я работал рядом с начальником. Уже привык к принтеру и он, в целом, всем меня устраивал. Узнал, что один из внештатных сотрудников муж начальницы, а её дочка работает престижно менеджером по развитию. Стало быть, семейный бизнес. В таких условиях работать сложно... Голос у начальницы был громким. И они часто ругались с дочкой. Где-то день на четвёртый, на той же неделе начальнице вдруг потребовалось нанять ещё сотрудника.
Сразу не сказал! Вначале мне говорили по поводу оформления следующие фразы: такая, мол, ситуация - несколько сотрудниц их надули. Как? Ну одна, например, пришла и официально устроилась, поработала пару дней, а потом пропала. Прям не пришла на работу несколько дней! Затем снова объявилась, но её уволили. В результате проволочка с документами. Другая по ошибке отправила диплом не туда. Не знаю за кой-фиг увольняют по такому поводу, но им, вероятнее, виднее... В результате все такие у них безалаберные были и они не хотели сразу оформлять, а "взаимно присмотреться" и "попробовать".
Так вот, искали человека на должность офис-менеджера (это тот челик, который занимается бумажной почтой). Сначала по объявлениям (но ужас! Они платные для работодателей! и найти там сотрудника нелегко), а потом и через "биржу".
И тут началось веселье! Пошла жара, у-у-у, мать вашу!
В институт приходили работники. Стартуя со следующего дня. Приходили, проходили собеседование. Во время этого собеседования начальник выгоняла из кабинета и всё проходило в тайне. И чудо! Ни одному сотруднику не было отказано.
Мне же пришлось опять приспособиться к ситуации. Одним офис-менеджером начальник не ограничилась, а решила нанять сотрудника на какие-то финансовые бумаги. Из-за этого моё рабочее место пришлось немного поменять. Обычно в приличных организациях есть специалист по закупке... Но тут отправили меня и нескольких старших сотрудников, чтобы купить технику, дотащить и самостоятельно установить. Благо я очень опытный пользователь компьютера и оргтехники!
Теперь в кабинете начальника был ещё один сотрудник.
Время текло, я работал упорно (даже некоторые коллеги удивлялись, что не ухожу перекусить и задерживаюсь на работе). Кстати, меня часто оставляли сверхурочно, хоть и на пол часа для допечатки документов. Там нервов уходило в два раза больше. Новые сотрудники же приходили и уходили. Кто-то три дня, а кто-то вообще на второй день. Их брали так же без оформления и обещали устроить в конце месяца.
Потом мой компьютер занял один из таких сотрудников. Мне прошло пришёл приказ от начальника резко переселяться в кабинет по развитию. Там было комфортнее, хоть мне выдали неудобный ноутбук вместо ПК. Пришлось пару часов адаптироваться к новому месту и к новой клавиатуре. Что самое хреновое... Когда моё место ещё в кабинете начальника поменялось, то мне оставили не старый принтер, а поставили новый. Мол, старый был 3 в 1 и нужен новому сотруднику. А вот мне было несладко, потому что новый принтер кривил страшно. А печать нужно было предельно ровно. Но когда меня пересилили в другой кабинет, то там уж точно был полностью непредсказуемый принтер! Бланки в него было отправлять рисково.
На новом месте работал так же до поры, до времени. Вдали от начальника было спокойнее, но когда она звала кого-то, то орала на весь коридор. В нагрузку мне дали ещё и снимать копии документов и сканировать их. С юридического отдела приходила плёвая работа по составлению договоров и заявлений с которыми я справлялся по щелчку пальцев. Но приходили иногда! В основном я продолжал заниматься не своим делом.
Темп работы с самого начала был беспрерывным. Редко когда делал паузы, чтобы пообщаться с коллегами или прочитать новости. Но обычно, если начальник отсутствовал. Какое-то время он отсутствовал часто, а бывало она и приводила младшую дочку. Ребёнок на производстве! Знакомо? Смотря какой вы профессии, но явно не в офисе. Ещё была довольно ответственная работа с сайтом - присваивать логины и пароли. Для этого была в базе данных целая графа, которая заполнялась не только мной, но и внештатным сотрудником, и начальником. Долго я просил прислать для сверки информацию из "других" баз данных. Я не рассказывал? Базы данных были в Excel! Не удосужились даже сделать какую-нибудь единую систему. В результате я ошибался, присваивал пароль и логин уже занятый пару раз и это был здоровый косяк за который следовал ата-та. Ибо доступ к интеллектуальной деятельности института... м-да. Присвоить логины и пароли, а так же допечатать документы я в некоторых ситуациях не мог так как начальник отсутствовала на работе. А без неё ни бланков не получить, ни на сайт зайти, ведь бланки в сейфе, а пароль мне не доверяют.
Продолжали приходить новые сотрудники. Один раз переполнили офис и этих "гастов" некуда было сажать. А потом и вовсе все разбежались и даже штатные сотрудники приболели. В результате в офисе появилась нехватка людей и нагрузка возросла с просто чудовищной, до невероятной. Благо, это недолго длилось. Появился так же один сотрудник на вторую неделю, которого я обучал частично лично. Он как раз, перенял часть моих функций и освободил меня хотя бы от дипломов. Но косячил тоже непомерно, а потом слинял. Я спрашивал у начальницы куда это он, а она сказала, что он со следующего месяца работает. Стало быть, заготовочка на будущее!
Позже с меня сняли побольше нагрузки, стало легче дышать. Но всё равно работал без перерыва. До последней недели. Я уже ожидал, что будет, но думал пронесёт и всё сложиться удачно. Во всяком случае я не собирался работать в этом месте больше года - слишком много нервов. Это был день оформления, первое число месяца! Помню даже сотрудник кадров, она же юрист, она же заместитель начальника, созванивалась с руководительницей и говорила, что я на месте. Первую часть дня я работал и ждал начальницу. После обеда, она наконец вызвала меня. На всякий случай даже тайно включил диктофон, мало ли какая информация в мой адрес прилетит. Подобное я делал и вначале собеседования. Если вдруг возникнет спор. Аванс мне выдали на прошлой неделе, в целом это было 5 кусков. Всё оказалось верным и меня решили не принимать по договору, а рассчитать и "отпустить". Начальник сослался на то, что у меня что-то там не получается вплоть до юридических вопросов, хоть меня главный юрист хвалил за работу. Рассчитали меня ещё в 10 500 рублей, хоть должны заплатить были не меньше двадцатки. Но там был свой "кулькулятор". Посчитали даже "вынужденные" часы, когда я в невероятно быстром темпе сбегал в военкомат за военным билетом и на "биржу" (потому что всё ещё там обитал и не зря, знал последствия такой работы... Да и не сняться оттуда без заключение договора/контракта). Коллеги были шокированы, ведь все знали, что я отлично работал и редко допускал ошибки будучи "зелёнычем".
"Отпустили" меня с работы в самый неподходящий момент - последние месяцы зимы. Найти в это время работу непросто, поэтому пришлось долго побегать. В результате через время нашёл работу по специальности и с полным официальным оформлением. Точнее и вовсе в бюджетной сфере. Платят немного, зато честно и при любых условиях. Работаешь за одного человека, а не за двух-трёх. Запары бывают не так часто. Работа полностью по специальности, отличный коллектив и начальство. Правда попасть на такую службу непросто, потому как нужно подать кучу документов, ознакомиться с большим количеством нормативки, а так же пройти конкурс (который часто похож на экзамен в вузе). Но у меня вышло всё успешно. Единственное, даже стыдно было говорить, что какое-то время поработал "гастом", но такое действительно бывает со многими.
Думаю небольшая история кому-то послужит небольшим примером как нельзя делать, чтобы не влипнуть в неприятности. На рынке труда много прохиндеев. Одни могут не только не заплатить, но и даже заставить платить. А если дело касается "серой" заплаты, то и сделать натуральным рабом. Есть такое понятие, как трудовое рабство. Всегда смотрите на договор или контракт и, не в коем случае, не устраивайтесь на "чёрную". Если это не ваш приятель и не родственник, то такая работа является ловушкой.