
Учебные документальные фильмы
3 поста
3 поста
5 постов
11 постов
8 постов
2 поста
5 постов
3 поста
4 поста
ФСБ показала видео с места теракта в Брянской области
ФСБ обнародовала кадры с места нападения украинских боевиков в Брянской области. На видео зафиксированы расстрелянные автомобили и обнаруженная рядом с местом теракта взрывчатка.
В четверг, 2 марта, украинские диверсанты проникли в два населенных пункта Брянской области. Они обстреляли автомобиль, в котором находились люди. Водитель погиб на месте. Находившийся внутри 10-летний ребенок получил ранение.
Начало поста-Костюмированный бал 1903 года
120 лет назад царская семья устроила самый дорогой и эксцентричный костюмированный бал за всю историю империи.
Этот бал 1903 года в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге был особенным по многим причинам. Во-первых, он был приурочен к 290-летию династии Романовых – празднику, который с размахом отмечала вся империя. Во-вторых, бал был костюмированным, и вся знать тогда должна была переодеться (и не разориться) в национальные костюмы. Наконец, ему суждено было стать последним зрелищным балом не только династии, но и империи. После 1903 года балов с таким размахом больше никто не устраивал. Русско-японская война, а затем первая русская революция стали началом великих потрясений.
Как выглядел этот известный бал в цвете, мы можем увидеть благодаря работам российской художницы Ольги Ширниной, также известной как Klimbim – она раскрасила архивные снимки с того легендарного бала.
Николай II и Александра Федоровна-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
По задумке императрицы Александры Федоровны, а именно ей принадлежала эта идея, все 390 гостей должны были облачиться в национальные костюмы по подобию тех, что носили в XVII веке. Придворным дамам следовало явиться в сарафанах и кокошниках, расшитых драгоценными камнями, а мужчинам – в богато украшенных кафтанах и меховых шапках боярского стиля.
Великая княгиня Ксения Александровна-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
По воспоминанию современников, идея пришла императрице в голову за несколько дней до 1903 года. Во время завтрака у нее возник с гостями спор о судьбе старорусского костюма, которому одни пророчили забвение, а другие – новую жизнь. Конъюнктура на тот момент располагала к второму варианту: светское общество со времен Петра I уже пережило эпоху заимствования всего европейского и снова с интересом развернулось к истокам. С приходом на престол отца Николая II, императора Александра III (известного противника либеральных реформ), все русское снова стало модным.
Портрет графини Ольги Орловой-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Однако первая реакция знати на инициативу императрицы была умеренно негативной. «Русские костюмы стоят сумасшедших денег… К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам», – так об идее бала написал в свое время Иван Всеволожский, бывший директор Императорских театров.
Графиня Мария Орлова-Давыдова-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Стоимость костюмов действительно была запредельной. Например, только ткани – бархата и золотой парчи – для костюма Николая II было заказано на 437 рублей, что тогда равнялось месячной зарплате генерала царской армии.
Фрейлина императрицы Анна Танеева с сестрой-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
По этой причине, сославшись на отсутствие денег, от участия в балу отказались около ста человек. Но императрица была непреклонной. Для таких семей костюмы решили сшить за казенный счет, но с условием, что после бала они станут собственностью Императорских театров.
Графиня Наталья Карлова-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Подготовка к балу началась, и в столице случился переполох – заказов на эксклюзивные исторические костюмы было так много, что портнихи, способные с таким справиться, не успевали в срок. Так, великой княгине Ксении Александровне портниха прислала нерасшитое платье всего за час с небольшим до отправления в Зимний дворец, за что в дневниках была названа «уродом».
Одна из участниц костюмированного бала-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Все это время дотошные петербургские дамы штурмовали московский частный Музей старины с целью изучить фасоны и украшения русского народного костюма.
Корнет лейб-гвардии Конного полка А. А. Колюбакин-Общественное достояние, раскрашено
Klimbim
В этот день фамильные драгоценности в старинных оправах появились в огромном изобилии. Подол платья и кокошник княгини Зинаиды Юсуповой, например, были отделаны драгоценными камнями ювелиром Cartier. Причем к наряду шло два вида кокошников и два вида рукавов. А к костюму императора (он оделся в костюм второго русского царя Алексея Михайловича) прилагались подлинные царская шапка и царский жезл – за ними пришлось отправиться в Оружейную палату в Москву.
Княгиня Зинаида Юсупова-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Это стремление использовать в образах настоящие сокровища прошлых эпох даже привело к неприятному казусу. Младший брат Николая II, великий князь Михаил Александрович, потерял на балу большую бриллиантовую застежку для своей меховой шапки. Она принадлежала Павлу I.
Княгиня Елизавета Оболенская-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Бал шел два дня – 24 и 26 февраля. Начался он с «русского поклона»: когда все гости попарно подходят к императору и императрице и кланяются им. Затем состоялся оперный концерт, после чего начался непосредственно бал с пиршеством и танцами.
Графиня Софья Ферзен-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Меню ужина, правда, из концепции бала выбивалось – при дворе так и не смогли изменить своим привычкам. В него входили, например, консоме с трюфелями, венецианский салат с латуком, утка по-руански, охлажденная шарлотка. Зато на фоне трапезы архангельский хор пел былины про русских богатырей.
Фрейлина Елизавета Шереметева-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Этот бал 1903 года произвел фурор в высшем обществе России. После него в Санкт-Петербурге начался так называемый русский бум – национальные мотивы стали модными и востребованными.
Великая княгиня Ксения Александровна-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Через год императрица Александра Федоровна получила альбом с фотографиями, которые мы можем видеть сейчас. Он был заказан в благотворительных целях и выпускался серийно, с надписью на обложке «В пользу русских воинов на Дальнем Востоке».
Графиня Мария Келлер-Общественное достояние, раскрашено Klimbim
Но в 1904 году гулять с таким размахом на фоне новостей с фронта было уже недопустимо. При дворе прошел еще один бал, но совсем небольшой и неприметный, в очень узком кругу.
«Слухач» красноармеец В. Алексеев на боевом посту -Л. Бернштейнен
Слепые «слухачи» узнавали о приближении немецких бомбардировщиков к городу задолго до того, как те оказывались в зоне видимости. По звуку двигателей они могли определить тип и марку самолетов, а порой и их примерное количество.
8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда по суше. Началась страшная 872-дневная блокада второго по важности города Советского Союза.
Люфтваффе немедленно подвергли Ленинград массированным бомбардировкам, и на защиту горожан, жилых кварталов и многочисленных памятников архитектуры были брошены все имевшиеся в наличии силы и средства ПВО. Именно тогда впервые в военной истории России в схватку с вражескими самолетами вступили особые незрячие бойцы.
Наряду с радарами основным средством обнаружения вражеской авиации были так называемые звукоуловители. Эти громоздкие конструкции состояли из систем труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся вражеских самолетов на большом удалении.
Слушали этот гул специально подобранные для этого военнослужащие – «слухачи». Расчеты звукоуловителей вращали установку так, чтобы звук в ушах специалиста был одинаковой силы. Обнаружив приближение противника, он немедленно предупреждал товарищей, после чего свет многочисленных прожекторов устремлялся в небо в поисках целей, а зенитные орудия приводились в боевую готовность.
Звукоулавливающая установка -Александр Устинов/Sputnik
К сожалению, эффективность работы первых «слухачей» оставляла желать лучшего, и в конце 1941 года командование силами ПВО решилось на смелый шаг – привлечь к обороне города слепых. Ведь для обнаружения вражеской авиации требовался не просто отличный, а уникальный слух, коим они и обладали.
К началу 1942 года в городе оставалось чуть больше трех сотен незрячих. Многие из них работали в специальных мастерских, где изготавливали маскировочные сети для зданий, рукавицы для солдат или тапочки для раненых. Другие поднимали боевой дух военнослужащих, выступая перед ними в составе музыкальных коллективов.
Отбор в ряды «слухачей» был жестким. Сразу отсеяли женщин, поскольку эта служба требовала большой физической выносливости. Медицинскую комиссию прошли 30 человек, 20 из которых попали на специальные обучающие курсы. В конечном итоге 12 мужчин, обладавших самым отменным слухом, были отобраны в «слухачи» и распределены между зенитно-артиллерийскими полками.
Новым бойцам-акустикам, которые еще вчера настраивали пианино или виртуозно играли на баяне, пришлось выносить тяжелейшие нагрузки в ходе многочасового дежурства. Нередко они должны были услышать гул самолетов через артиллерийскую канонаду во время обстрелов города.
Переживший блокаду писатель и поэт Семен Бытовой ярко описал подвиг слепых «слухачей» в своей повести «Ленинградская баллада» в 1974 году: «Сняв свои шапки-ушанки и надев кожаные шлемы, закрывавшие почти все лицо, слухачи откинулись на спинку сиденья и, упираясь затылком в обтянутые гладкой кожей подголовники, принялись крутить маховички, отчего медленно и настороженно стали поворачиваться рупоры. В воздухе полно было различных звуков, создававших сплошной шум, к нему время от времени примешивались то отдаленная пулеметная дробь, то свист снаряда или густой шлепающий разрыв мины…»
«Такой поиск в воздухе длился по многу часов подряд, а то и всю ночь, и все это время надо было поворачивать рупоры и держать в одном положении голову, – писал Бытовой. – От напряжения начинало страшно ломить в висках, а шейные позвонки, казалось, вот-вот хрустнут. Требовалось невероятное усилие, собранность, выдержка, чтобы выслушивать небо, где в любую минуту мог возникнуть подозрительный звук».
Незрячие защитники сразу же продемонстрировали свою высокую эффективность. Они слышали вражескую авиацию задолго до ее приближения к линии фронта. В городе еще было тихо, а «слухачи» уже сообщали о грозящей ему опасности. Они могли определить тип и марку приближающихся немецких самолетов, а иногда и приблизительное количество находившихся в группе машин.
Среди особых бойцов не обошлось без потерь. Аверкий Никонов погиб на боевом посту в феврале 1942 года, а демобилизованный летом того же года по состоянию здоровья Василий Цыпленков вскоре скончался от дистрофии.
Однако остальные слепые «слухачи» смогли дожить до столь долгожданного снятия блокады Ленинграда в 1944 году. После окончательной победы, отмеченные многочисленными наградами за спасение жизней тысяч людей и сохранение сотен памятников культурного наследия, они вновь вернулись к своим мирным профессиям.
На протяжении веков люди во всем мире были очарованы человеческими уродами . От медицинских музеев до цирковых аттракционов - эти редко необычные человеческие образы можно было встретить повсюду, чтобы удивить нас. Некоторые из этих актеров интермедии родились в условиях, с которыми многие из нас знакомы, например, сиамские близнецы. Но у некоторых исполнителей есть довольно редкие условия, которые могут вызывать любопытство и сегодня. Элла Харпер, «девушка-верблюд», страдала редким заболеванием, из-за которого ее колени сгибались назад. Из-за необычного строения ее анатомии ходьба на четвереньках оказалась для Эллы Харпер более комфортной.
Элла Харпер родилась 5 января 1870 года в Хендерсонвилле, штат Теннесси. Ее отцом был Уильям Харпер, а матерью - Минерва Энн Чайлдресс. Уильям в то время был фермером, а также известным скотоводом в округе Самнер. Он умер во время пожара 26 августа 1890 года. Позже также выяснилось, что у Эллы был брат-близнец по имени Эверетт Харпер, который умер 4 апреля 1970 года, через три месяца после своего рождения. У Уильяма и Минервы было всего пятеро детей: Салли, Вилли, Эверетт, Элла и Джесси. Эверетт умер в 1870 году, а Уилли умер в 1895 году. Они жили в округе Самнер, штат Теннесси. Хотя не многие об этом знают, но у Эллы было еще и второе имя, полное ее имя - Элла Эванс Харпер.
Отец Эллы Уильям Харпер и мать Минерва Энн Чайлдресс
Элла родилась с редкой и необычной деформацией коленного сустава назад, в результате чего ее ноги сгибались в другую сторону. Природа этого необычного недуга чрезвычайно редка и относительно неизвестна, однако большинство современных медицинских специалистов классифицируют ее состояние и очень продвинутую форму. Врожденное рекурсивное колено - также известная как «деформация заднего колена». Ее необычно согнутые колени и предпочтение ходить на четвереньках, в результате чего ее называли «верблюжьей девушкой».
В 1886 году Элла была популярной звездой Цирка никелевых пластин Харриса, часто появляясь в сопровождении верблюда, когда ее представляли публике, и о ней писали газеты каждого города, который посещал цирк. Эти газеты рекламировали Эллу как «Самый чудесный причуд природы со времен сотворения мира» и что она «Аналога никогда не существовало.
Цирк из никелевых пластин WH Harris
Во многих газетных объявлениях она упоминалась как «Наполовину верблюд». Позже, в мае 1886 года, в некоторых газетах упоминалось, что она мошенница и что «Она была не более чем молодой женщиной с приятным лицом, у которой колени были повернуты назад, а не вперед». Возможно, по этой причине Элла бросает работу в цирке в конце 1886 года. Оборотная сторона питч-карты Эллы 1886 года, используемой для раздачи клиентам интермедий, содержит гораздо более скромную информацию:
Меня называют девушкой-верблюдицей, потому что мои колени разворачиваются назад. Я лучше всего могу ходить на руках и ногах, как вы видите меня на фотографии. Я много путешествовал в шоу-бизнесе за последние четыре года, и сейчас 1886 год, и я собираюсь бросить шоу-бизнес, пойти в школу и подготовиться к другому занятию.
Похоже, что Элла действительно перешла на другие предприятия, и ее зарплата в 200 долларов в неделю, что сопоставимо с примерно 5000 долларов в неделю сегодня, вероятно, открыла для нее множество дверей. Говорят, что после ухода из шоу Элла идет домой, якобы, чтобы пойти в школу и заняться более личной жизнью. После 1886 года в течение нескольких лет больше информации о жизни Эллы не поступало. Похоже, она просто исчезла из истории.
Последующая жизнь Эллы Харпер:
28 июня 1905 года Элла Харпер вышла замуж за человека по имени Роберт Л. Савели в графстве Самнер. Савелий был школьным учителем, а затем бухгалтером в фирме фототоваров.
27 апреля 1906 года Элла родила девочку и назвала ее Мейбл Эванс Савели. Второе имя Эллы и ее дочери Мэйбл было одинаковым. К сожалению, Мэйбл умерла 1 октября 1906 года в возрасте всего шести месяцев.
В конце 1900-х годов Элла и ее муж переехали в округ Дэвидсон, который находится рядом с округом Самнер. Элла, ее муж и мать жили вместе в Нэшвилле на Джозеф-авеню, 1012.
Позже в 1918 году Элла и Роберт удочерили девочку по имени Джуэл Савелий, однако она также умерла в течение трех месяцев.
19 декабря 1921 года Элла умерла в 8:15 утра у себя дома от рака толстой кишки. Ее муж был информатором в свидетельстве, и это показывает, что она была похоронена на кладбище Спринг-Хилл в Нэшвилле.
Могила Эллы Харпер на кладбище Спринг-Хилл:
Кладбище Спринг-Хилл расположено на острове Галлатин-Пайк, прямо напротив Национального кладбища Нэшвилла. Спринг-Хилл - это большое кладбище, которое в той или иной форме существовало с начала 1800-х годов, но похоронное бюро здесь было только с 1990-х годов. Могила Эллы находится в секции B старой исторической части кладбища на семейном участке Харпер. Мать Эллы, Минерва, скончалась в 1924 году.
Ниже на YouTube видео молодой женщины из Франции, которая в настоящее время находится в таком же состоянии, что и Элла, и оно даст вам четкое представление о том, какой была бы жизнь Элла
Художесвенный и хроникально-документальный фильм СССР.
Фильм о необходимости немедленного прекращения гонки вооружений. Размышления о результатах исследований, проведенных в Вычислительном центре АН СССР на математической модели "Гея".1987 Г. ФИЛЬМ СОЗДАН ПО ЗАКАЗУ ГОСТЕЛЕРАДИО СССР.
Хорошо известно, что человек спит треть своей жизни. Неудивительно, что со сном связано столько обычаев. Многие из них появились еще в древности, но изменялись в зависимости от религиозных требований и принятых обществом норм. Раздельный сон супругов, обычный в современных семьях, также был когда-то общепринятым правилом. Правда, не всегда.
Многочисленные исследования показали, что раздельный сон благотворно сказывается как на здоровье, так и на качестве супружеской жизни. Этот факт известен всем и многие современные пары предпочитают спать отдельно. При этом наши родители, бабушки и дедушки, во времена своей молодости, посчитали бы такой ночной отдых странным и даже восприняли бы его как плохой знак.
А вот в древности спали отдельно, и это было нормально и правильно. В Древнем Риме четко разделяли спальные места и супружеское ложе. Муж и жена спали врозь, а на кровати встречались лишь для любовных утех. Также дурным тоном считался совместный сон в Британии в Викторианскую эпоху. Что касается Японии, времен сегуната, то там правители и богатые аристократы предпочитали и вовсе встречаться для интима в отдельных домах. На Руси в старину крестьянские избы делились на мужскую и женскую половины. В одной из них спали мужчины — отец с сыновьями, а в другой — мать с дочерьми. Для исполнения супружеского долга встречались на «нейтральной территории» — на кровати или на полатях. Богачи и князья также имели в темах отдельные опочивальни и приглашали жену к себе, или сами шли к ней.
Все изменилось, когда люди начали жить в тесных городских квартирах. Очень немногие могли позволить себе отдельные кровати и, тем более, две персональные спальни. Поэтому супружеское ложе потеряло свое основное значение и превратилось в банальную двуспальную кровать. Так случилось не только в нашей, стране. Урбанизация заставила спать супругов вместе по всему миру.
В 2005 году ученый-сомнолог Нил Стэнли провел большое исследование совместного и раздельного сна. Он пришел к выводу, что наши далекие предки знали толк в отдыхе и поэтому спали врозь. Стэнли выяснил, что когда люди спят вместе, то очень часто не высыпаются. Ощущение утренней разбитости, преследующее многих из нас годами, может быть связано именно с этим. В последнее время все больше пар прислушиваются к мнению науки. Но есть и те, кто считает, что раздельный сон мужа и жены сигнализирует о проблемах в отношениях. Психотерапевт из США Кен Пейдж, проведя множество опросов, выяснил, что это не так. Он утверждает, что сон на разных кроватях, наоборот, способен укрепить отношения.
Пейдж говорит, что когда люди не тревожат друг друга во сне, то их отношения друг к другу становятся теплее. Не секрет, что многие браки дают трещину именно из-за неприятных мелочей, таких как храп одного из супругов или разница в режиме. С этой точки зрения, идеальными кроватями могут считаться средневековые «спальные комоды». В них спящего потревожить очень непросто.
Долгие столетия понятие личного пространства было весьма абстрактным. Уединиться для сна могли себе позволить очень немногие. Бедняки жили в тесных лачугах, где порой ютилось три поколения семьи, а знать была вынуждена делить опочивальни с охраной и прислугой. Даже король Генрих V в первую брачную ночь с Екатериной Валуа, делил спальню с управляющим и камергером. Интим в таких случаях создавали пологи над кроватями или… деревянные ящики, похожие на шкафы.
В Британии, Шотландии, Франции, Голландии и Германии несколько столетий пользовались для сна необычными деревянными конструкциями, похожими на мебель для хранения вещей и продуктов. Кровать-ящик представлял собой отдельно стоящий или встроенный в нишу стены предмет обстановки, внутри которого было все, что нужно для комфортного сна — перина, подушка, одеяло и, главное, уединение.
Кровать-ящик на картине «Материнский долг» Питера де Хуча
Как это ни странно, но во времена Шекспира в Англии спали в ящиках почти все, кто мог позволить себе заказать или смастерить собственноручно хотя бы самое примитивное укрытие. Рыцари, прекрасные дамы, архиепископы, горожане и даже относительно зажиточные крестьяне предпочитали кровати с пологом именно такой, душный, но такой уютный деревянный ящик. Двери ящика для сна закрывались на замокили, как минимум, закрывались плотными шторами. Впрочем, первый вариант был наиболее распространенным, так как интимная обстановка — это далеко не все, что требовалось от изделия. Ящик, рассчитанный на одного или двух человек, хорошо сохранял тепло в холодное время года и закрывал его от сквозняков, которые были в Средневековье обычным делом как для дворца пэра, так и для хижины дровосека.
Еще одной функцией ящика было обеспечение безопасности владельца. Времена были очень неспокойные и в дом вполне мог пробраться если не разбойник, то хищный зверь. Закрыв двери дома на засов, а затем закрывшись изнутри в ящике-кровати, европеец мог почувствовать себя в относительной безопасности.
Многие исследователи уверены, что в крестьянских семьях в ящиках взрослые запирали детей, когда уходили в поле работать. Кроме этого, такая мебель часто использовалась владельцами для хранения ценных вещей. С этой целью снаружи устанавливали прочный замок, а дверцы и стенки конструкции максимально усиливали. В изданной в 1833 году в Англии «Энциклопедии коттеджной, фермерской и дачной архитектуры и мебели» (Encyclopedia of Cottage, Farmhouse and Villa Architecture) описаны случаи, когда в подобных ящиках устраивались полки. Их размещали в ногах постели и иногда даже в 2-3 яруса.
Отправляясь спать, хозяин ящика брал с собой все самое ценное. Авторы энциклопедии описывали это так:
В некоторых частях страны двери кроватей запирались изнутри на засовы или замок, чтобы в них нельзя было попасть снаружи. Поэтому человек, ложащийсяспать со всеми своими сокровищами на окружающих его полках, мог запереть двери на ночь, или уйти на работу днем, заперев двери на засовы или замки.
За несколько столетий к кроватям-ящикам так привыкли, что от них не могли отказаться и в новое время. В XVIII и XIX столетиях во многих богатых домах Европы активно использовали такую мебель, несмотря на большое количество спален, отопление и отсутствие опасности. В конце XVIII столетия многие мебельные мастерские предлагали своим клиентам такие ящики для сна, замаскированные под книжные шкафы и комоды. В такой мебели хозяин дома вполне мог спрятаться от назойливых гостей или кредиторов, оставив их в полном недоумении.
Но в XIX веке мода на кровати такого типа стала проходить. Озабоченность европейцев гигиеной и свежим воздухом заставила их постепенно отказаться от старинного обычая лезть перед сном в ящик. Несмотря на это, в некоторых деревнях Шотландии и Ирландии подобные сооружения использовались еще в начале XX века. Сегодня эти странные кровати можно увидеть разве что в музее, где они неизменно вызывают интерес и массу вопросов у экскурсантов.
Можно уверенно говорить о том, что продукт XBO Box , предложенный студентам известным телеканалом, является не чем иным, как переосмысленным и адаптированным к современным реалиям ящиком для сна.
В наши дни в большом спорте иногда возникают вопросы к спортсменкам, которых подозревают в том, что они мужчины. Современным ученым хорошо известно, что первичные, а иногда и вторичные половые признаки далеко не всегда точно определяют пол. Но в начале 20 века в такие подробности никто не вдавался, поэтому Дора Ратьен — немецкая легкоатлетка и любимица фюрера, будучи интерсексом, максимально приближенным к мужчине, ставила мировые рекорды как женщина.
Немка Дора Ратьен оставила серьезный след в мировом спорте первой половины прошлого века. В 1936 году, на Олимпийских играх в Германии, она заняла четвертое местопо прыжкам в высоту, а в 1938 году поставила мировой рекорд. Дора стала примером для всего немецкого народа и Адольф Гитлер называл ее своей любимой спортсменкой.
Фюрер неоднократно приводил Дору Ратьен в пример, как истинную представительницу арийской расы и любил разглагольствовать по этому поводу, доказывая превосходство немецких женщин над всеми другими. Гитлера ждал невероятный конфуз, когда выяснилось, что Дора совсем не женщина, а парень по имени Генрих. Но все по порядку. Дора Ратьен родилась в 1918 году в немецком городе Бремен в очень бедной семье. Известно, что при рождении врачам не удалось определить пол ребенка, но родителям посоветовали воспитывать младенца как девочку. Отец Доры, Генрих Ратьен вспоминал, что акушерка сначала поздравила его с рождением сына, но уже через пять минут извинилась и сказала, что он стал отцом девочки.
Глядя на гениталии ребенка сложно было прийти к однозначному решению и у родителей были сомнения. Но затем они решили довериться опыту медиков и все же назвали ребенка Дорой и начали воспитывать как девочку. Ребенка одевали в платья и юбки, а когда пришло время — отдали в школу длядевочек. В 10 лет Дора начала понимать, что отличается от одноклассниц и начала задавать родителям вопросы. Ей не нравилось общаться с девчонками и носить косички, но отец с матерью были неумолимы. Поэтому юной Ратьен пришлось смириться со своей судьбой, по крайней мере, временно.
В старших классах Дора, раздираемая сомнениями и противоречиями, нашла отдушину в спорте и начала серьезно заниматься легкой атлетикой. Она легко побеждала своих сверстниц и даже старших девочек в беге и прыжках, так как была физически сильнее их и обладала удивительной ловкостью. Уже к 16 годам, в 1934, Ратьен выиграла чемпионат Нижней Саксонии по прыжкам в высоту и тем самым обратила на себя внимание тренеров, отбиравших атлетов для Олимпийских игр. В 1935 году стало совершенно ясно, что лучшей кандидатуры в женскую сборную не найти и Дору начали готовить к олимпийскому дебюту.
Открытие Олимпиады-36 в Берлине
Если в спорте у Ратьен все складывалось просто отлично, то личная жизнь Доры походила на кошмар. У парней девушка с грубым голосом и неженскими чертами лица вызывала лишь насмешки, а на улице прохожие останавливались, чтобы ее рассмотреть. После полового созревания на лице и ногах спортсменки начали расти волосы и на борьбу с ними уходило немало сил и времени. Кроме этого, у Доры полностью отсутствовала грудь, а первичные половые признаки, свойственные мужчинам, наоборот, стали очевидными. Перед каждой тренировкой или соревнованиями Ратьен тщательно маскировала свою принадлежность к мужскому полу и это давалось ей с каждым месяцем все труднее и труднее.
Гретель Бергманн
В те времена спорт приносил совсем мало денег и Дора была вынуждена устроиться на табачную фабрику, совмещая работу и изнурительные тренировки. В 1936 году, перед самой Олимпиадой, Ратьен вызвали на сборы в Берлин, где она познакомилась с еще двумя атлетками — Гретель Бергманн и Эльфриде Каун. Девушки были старше Доры и у них уже были серьезные спортивные достижения, в том числе на международных соревнованиях. Фавориткой команды считалась Бергманн, еврейка по национальности. Но никто не знал, что по замыслу нацистских пропагандистов она была всего лишь хитрой приманкой. Ее задача состояла в том, чтобы показать американской команде, что в Германии лояльно относятся к евреям и даже дают им выступать на Олимпиадах. В тот день, когда спортсмены из США выехали в Берлин, Гретель Бергманн сообщили, что она исключена из команды.
Гретель повезло — в 1937 году она эмигрировала в США и избежала ужасов Холокоста. Спустя много лет она рассказала прессе, как жила во время подготовки к Олимпиаде в одном гостиничном номере с Ратьен.
«Никогда, ни разу у меня не было никаких подозрений. Хотя в душе мы с другими девчонками задумывались, почему Дора ни разу не была с нами, не показывалась перед нами голой. Для девушки в 17 лет это как-то странно, быть такой застенчивой. Она старалась проскользнуть всегда в отдельную комнатку, где была ванна, и всегда закрывалась».
Несмотря на это, ни у Бергманн, ни у Каун не возникало даже мысли о том, что Дора не девушка. На Олимпийских играх Ратьен не стала лучшей, но показала себя очень хорошо, заняв почетное четвертое место. Спустя два года, в 1938 году, Дора Ратьен приняла участие в чемпионате в Вене, где заняла первое место и поставила мировой рекорд по прыжкам в высоту.
Но когда Дора возвращалась из Вены на родину, случилась беда. Проводник проявил похвальную бдительность и обратил внимание на странную, нескладную девушку с грубыми чертами лица, ехавшую в отдельном купе. Он подсмотрел, как пассажирка тайком бреется и в Магдебурге сообщил о своих наблюдениях полиции. Представители власти заявились к Ратьен и потребовали предъявить документы. Паспорт Доры был в полном порядке, но ее внешний вид был настолько подозрителен, что Ратьен задержали. Офицера полиции смутили большие руки фроляйн, покрытые жесткими волосами и хриплый голос.
Когда Дору доставили в отделение полиции, она рассказала полиции, что официально признана женщиной, но в физиологическом плане ближе к мужчине и всегда хотела быть парнем. С подобным полиции Магдебурга сталкиваться не приходилось, поэтому для освидетельствования задержанной был приглашен врач. Медик осмотрел Дору Ратьен и признал, что она все же мужчина, хотя и с плохо сформировавшимися мужскими половыми органами. Разоблачение олимпийской чемпионки вызвало скандал и разбирательства по этому делу продолжались почти год. В 1939 году состоялся суд, на котором прокурор признал, что Ратьен не виновата, что ее воспитывали по ошибке как девочку и в том, что она выдавала себя за женщину после совершеннолетия нет корыстного умысла.
Доре Ратьен даже вернули ее спортивные награды, постановив, что они получены честным трудом. Но спортсменке было недостаточно оправдания — Ратьен больше нечего было скрывать и она хотела стать тем кем была всегда — мужчиной. В 1939 году Дора обратилась в полицию Бремена с заявлением о смене документов и изъявила желание стать Генрихом. Желание Доры было полностью удовлетворено и так появился Генрих Ратьен. Из-за своей физиологической особенности новоиспеченный гражданин Рейха был непригоден к службе в армии и поэтому кровавая мясорубка Второй мировой обошла бывшую олимпийскую чемпионку стороной.
О дальнейшей жизни Генриха Ратьена информации очень мало. Известно, что он прожил всю жизнь в родном Бремене, где держал пивную, доставшуюся в наследство от отца. Семьи у него никогда не было, а общения с журналистами Генрих избегал. Поэтому о том, как прожил остаток жизни мужчина, некогда бывший любимой легкоатлеткой фюрера, никто не знает. Известно лишь то, что судьба отмерила Генриху 90 лет и умер он в своей постели от старости в 2008 году.