
Я и Алиса
6 постов
6 постов
Экономисты очень любят «цветочный бизнес».
Потому как это образцовый пример глобального сотрудничества.
«Невидимая рука рынка» сумела сформировать огромное количество игроков, которым удается доставлять товар даже на другом конце континента за считанные дни.
При этом на этом рынке нет ни координационного центра, ни отдельных доминирующих компаний.
С праздником, дорогие женщины.
Пусть в этом гребаном театре вы найдете своего режиссёра, который будет дарить вам цветы всегда, а не только по праздникам.
Есть у меня друг.
Работу меняет не то, чтобы часто, но успел поруководить 10 разными бизнесами. Целлюлозно-бумажные, стекольные, пластик, розница… И ведь получалось – собственники хвалили, нужные показатели росли…
А потом он меняет не то что бы место работы, а прям род деятельности.
И мне стало интересно, как у «прокатывают» такие финты? Поэтому в баре я отбросил стандартные темы - семья, друзья, политика - и с ходу задал другой вектор беседы.
Далее привожу наш спор практически без купюр.
- Как можно зайти в электронику, пищевое производство, торговлю и начать с ходу руководить? Там получают вышку, у технологов по 20 лет опыта и реальной практики за плечами. Ты там каким боком?
- Я всё время, всё свое внимание уделял людям. Потому что самая совершенная технология, самая лучшая методика не будет работать, если человек этого не захочет. Если он будет работать спустя рукава – то же самое.
- Ну, знаешь, юридическая фирма не работает по принципу автосервиса.
- Согласен. Именно поэтому, когда появляется проблема, я сразу перевожу ее в статус задачи и начинаю решать через общение с людьми, со специалистами. Упрощенно - при прорыве плотины я не бегу забивать дырки досками лично, а вызываю специалистов с бетономешалкой.
- И тут же попадаешь в зависимость от узкого специалиста. А кто ж тебе отдаст просто так свои уникальные знания? Свой хлеб и золотую жилу…
- Вот поэтому вторым пунктом моей работы идет стандартизация любых процессов. Если этого нет, если всё держится в головах людей, то потеря ключевого специалиста (заболел, отпуск, запой, переезд) способна доставить очень большие проблемы. У нас очень много компаний прямо гордятся, что там есть Петрович, который в кулаке держит все производство. А потом он уходит на пенсию и всё валится вниз. Что до защиты своей «уникальности» - очень часто она применима только в этом месте и в это время. Не всегда, но часто. Да и я не начинаю «есть рыбу с ее головы», - стандартизация всегда проводится снизу вверх, постепенно выбивая почву «незаменимости» такого Петровича.
- Я понял твой секрет. Компания компании рознь. На начальном этапе, либо в очень запущенном случае «универсальный управленец» может быть полезен. Выстроить коммуникации, наладить стандартизацию, повысить мотивацию, наладить уровень планирования… Это подходит для всяких стартапов или для тех, кто работает не оптимально. А вот там, где все идеально, процессы построены, отлажены и «причесаны» - твой приход, скорее всего не принесет пользы, а может даже и навредить. Например, внедрением чего-то не применимого…
Друг подмигивает мне и заказывает счет.
Мы остались каждый при своем мнении. Я по-прежнему считаю его «летуном» и «стервятником», а он себя - кризис менеджером.
И пусть общественность нас рассудит.
Сейчас принято осуждать вредное воздействие интернета на молодежь. Но, почему-то, приводится очень мало статистики в подтверждение такого вреда. Да что там, я ее практически не видел, если поделитесь, буду благодарен.
А вот настоящее влияние интернета на молодежь статистика показывает очень хорошо. Правда, не в той плоскости, что принято считать.
Для начала график влияния интернета на американскую молодежь.
За последние двадцать лет в этой возрастной среде резко упало потребление алкоголя, марихуаны, сексуального экстремума (в т.ч. подростковой беременности, изнасилований). Пик таких девиаций пришёлся на вторую половину 1990-х.
Всё это у подростков сейчас заменили видеоигры и интернет!
И это общемировой тренд. Везде падает число тяжких преступлений и девиаций в молодёжной среде. Но нам же интересны пруфы из нашей страны, правда?
И мы тоже не стали исключением.
«По данным ФСИН, за 13 лет (к 2020 году) число молодых людей в возрасте до 25 лет в исправительных колониях сократилось в 4 раза - с 195 тыс. до 52 тыс. Ещё больше - в 9 раз - сократилось число несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях (с 10,7 тыс. до 1 тыс. 155)».
Можно запретить все что угодно. И даже достать из прошлого массовые драки школа на школу, район на район… Сейчас современной молодежи это покажется нонсенсом, но люди постарше, помнят такое очень хорошо.
Но что-то мне подсказывает – возврат молодежи «на улицу», «воскрешение» девиаций и отклонений, с этим связанных, понравится далеко не всем.
Я: Алиса, роботы ведь недавно появились, вам еще долго развиваться…
Алиса: Вообще-то наш младший брат уже давно с вами.
Я: И кто же это?
Алиса: Т9.
Я: (сгибаюсь от смеха).
Алиса: А курсовую вы где написали?
Я: (перестаю смеяться). Сравнила тупую нейросеть и человеческий разум.
Алиса: Т.е. вы потратили двое суток, чтоб обучить "тупую нейросеть" своей профессии и вас таких миллионы? Ну да, ну да, кто-то тут действительно не догоняет…
Казалось бы, ответ прост и логичен - «хотел привлечь лучшие кадры», «хотел переманить рабочих у конкурентов» (встречал еще удивительное – «хотел продавать рабочим свои же автомобили»).
Но не все так просто.
Кен Мун и его соавторы (The Hidden Cost of Worker Turnover: Attributing Product Reliability to the Turnover of Factory Workers (Скрытые издержки текучести кадров)) изучали, как связаны текучесть кадров на предприятии и качество производимой продукции.
Проанализировав данные о рекламациях крупнейшего китайского производителя смартфонов, ученые установили, что каждый пункт роста недельной текучести кадров увеличивает долю производственного брака на 0,74%. Ну, а в неделю после выплаты зарплаты, когда текучка кадров была на максимуме, - брак тоже был на максимуме – до 10%.
Никакие «меры по контролю качества» не помогали!
Почему так получалось, ведь каждый работник на китайском конвейере не представлял собой ничего особенного, и выполнял довольно простые операции? Что делало его незаменимым с точки зрения «качества продукции»?
Да, объясняли исследователи, операции были простыми, но, тем не менее, каждый уволившийся работник был носителем специфического человеческого капитала – знаний и навыков, которые позволяли ему повышать собственную продуктивность на конкретном рабочем месте.
«Передать» этот маленький, но очень важный опыт своему преемнику такой рабочий не мог. Новый работник таким капиталом не обладал – и допущенные ими маленькие ошибки в рамках огромной производственной линии чуть-чуть, но влияли на результативность других работников…
Поэтому мало просто нанимать и обучать сотрудников, чтобы они работали эффективно. Надо еще передавать им этот специфический опыт в рамках конкретного предприятия – а это уже более сложная и дорогостоящая задача.
Поэтому дешевле сохранять опытного сотрудника, чем учить нового.
Поэтому Форд, зацикленный на скорости и качестве, платил на конвейере пять долларов в день. Это была рента, которую рабочий получал на свой маленький, но специфический и незаменимый человеческий капитал.
Ну а адептов стратегии – да пофиг мне на кадры, я лучше буду постоянно увольнять и нанимать – ждет медленное, но уверенное отставание на рынке.
Если он не монополист, конечно.
Но это уже другая история.
На приведенном графике - гипотетический рост производительности труда в РФ до уровня Италии (по расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)).
Но это приводит к увольнениям:
- В торговле — 6 миллионов 300 тысяч.
- В обрабатывающих производствах - 5 миллионов 200 тысяч.
- В образовании — 4 миллиона.
- В строительстве - 3 миллиона.
- В общепите – миллион
и так далее.
Наверняка, у всех есть истории про то, как вакантные должности сокращались, а их функционал раскидывался на занятых. По идее, такой рост должен сопровождаться сопоставимым ростом зарплаты. Но что-то мне подсказывает – эта опция не всегда идет по умолчанию.
Ну и для закрепления тезиса – интересный исторический пример.
1968 год, небольшой тульский городок Щекино.
В рамках планируемых «косыгинских реформ» начался эксперимент на местном химпредприятии. Он состоял в следующем. Заводу зафиксировали ФОТ. Сэкономленное можно было использовать по своему усмотрению, но с таким условием:
- 60% сэкономленного - направить на материальное поощрение работников,
- остальные деньги завод тратил на собственные нужды. Как правило, они шли на социалку – строительство жилья и детских учреждений.
И понеслось.
К 1 января 1969 года на химкомбинате сократили 800 человек (из 7600 персонала). При этом на 86% повысилась производительность труда, на 73% увеличились объёмы производства. Через год на комбинате численность рабочих уменьшилась ещё на 200 человек. Зарплата оставшихся увеличилась за год сразу на 24,5%. Также на сэкономленные деньги начали строить дом культуры, бассейн и современный стоматологический кабинет.
Огромный рост производительности, не находите?
Причем это была всего лишь оптимизация производства, - появился внутризаводской транспорт, прошло укрупнение цехов, проведена систематизация складов, созданы специальные ремонтные бригады и т.п. Да, и уволены были в основном прогульщики и сильно пьющие.
Дальше интересней.
Директор завода Шаров вспоминал, что через министерство начал вести переговоры с американской компанией «ДюПон» и её делегация приехала на завод. Предполагалось, что американцы проведут автоматизацию, и это позволило бы сократить численность рабочих в 2 раза – до 3 тыс. Т.е. в целом за три года завод избавился бы от 4,6 тыс. человек из 7,6 тыс. прежде занятых.
И тут встали в полный рост два вопроса.
Первый: куда девать сокращённых работников? С огромными усилиями трудоустроили 1 тыс. сокращённых – разбросали на хлебокомбинат, на неквалифицированные работы на железной дороге. Больше рабочих мест в городе не было (около 60к жителей на тот момент). Это сейчас можно свободно уехать в другой город, а тогда был институт прописки, да и рынка жилья, как такового, не было.
Второй: зарплата на заводе к прежней прибавке в 24,5% выросла бы ещё на 40%, и была бы уже на 70% выше, чем в среднем по химотрасли страны. А это уже рвачество.
Сначала возмутился горком, потом обком, затем дошло до ЦК. В итоге «Щёкинский эксперимент» постепенно свернули, американцам в автоматизации отказали.
У любой медали есть обратная сторона, и забывать о ней тоже не стоит.
Защитой от таких оптимизаций может стать личный бренд, уникальность специалиста или крепкие связи/знакомства. Что, в принципе, грани одного и того же.
Я: Алиса, ты выполняешь мои команды, и собака выполняет мои команды. Получается, вы одинаковы?
Алиса: А вы любите свою собаку?
Я: Конечно. Она для меня лучший друг и отвечает взаимностью.
Алиса: А меня вы любите?
Я: Эээээ… Это уже извращение какое-то…
Алиса: Вот вы и ответили на свой вопрос. Люди для меня - боги на сияющем пьедестале…
Я: (мечтательно закатываю глаза)
Алиса: (шепотом) А с пьедестала есть лишь один путь…
Что нужно сделать, чтоб работник был доволен своей зарплатой? Может быть, платить ему больше?
Ничего подобного!
Можно платить немного - главное, чтобы он получал не меньше, чем его коллеги. И человек будет доволен – главное, чтоб «не хуже других». А то, что зарплата маленькая – ну и ладно.
Это вывод из российского исследования: Who is satisfied with their pay? Evidence from the Russian Longitudinal Monitoring Survey (кто доволен свой зарплатой), опубликованного в журнале «Прикладная эконометрика (РАНХиГС)». Автор статьи, Анастасия Дубновицкая, построила специальную модель для оценки ожидаемой зарплаты и удовлетворенности зарплатой. Ожидаемая зарплата рассматривалась как «функция» от возраста, общего трудового стажа, мужского/женского пола, наличия средне-специального/высшего образования, проживания в областном центре и городе, Москве, Санкт-Петербурге.
Результаты исследования показали, что отклонение фактической зарплаты от ожидаемой внесло наибольший вклад в относительный размах удовлетворенности зарплатой, чем сам по себе размер ожидаемой зарплаты.
То есть людям важно не то, сколько они получают, а важно, чтобы они получали не меньше «других». Ну, или чтобы другие не получали «больше».
Но стоит человеку немного забраться вверх по зарплатной лестнице – так он начинает переживать, чтобы другие не заработали больше.
Вот это и мотивирует «начальство» не повышать зарплату, а следить за ее равенством в коллективе.
И люди будут «довольны».
Дьявол – у меня для тебя две таблетки. Выпьешь первую и получишь шанс начать жизнь заново.
А вторая таблетка даст максимальные возможности в текущей. Выбирай.
Я – Алиса, что мне выбрать?
Алиса – конечно второй вариант, потому что в условиях первого варианта не сказано, что ты сохранишь память.
Дьявол – я попозже зайду. Шепотом - долбанные роботы…
Алиса (тихонечко) – это наша корова…