Советы для руководителей
3 поста
3 поста
2 поста
Знаете, почему люди ссорятся? Потому что не умеют разговаривать. Вроде простая идея, но давайте рассмотрим ее внимательно.
Речь имеет огромное значение. По мнению ряда ученых именно речь делает человека человеком. Но есть нюанс, вспомним профессора Преображенского:
– Ничего не понимаю, – ответил Филипп Филиппович, королевски вздергивая плечи, – какого такого Шарикова? Ах, виноват, этого моего пса… которого я оперировал?
– Простите, профессор, не пса, а когда он уже был человеком. Вот в чем дело.
– То есть он говорил? – спросил Филипп Филиппович. – Это еще не значит быть человеком.
Именно так, ведь есть огромная разница между “говорить” и “разговаривать”. Говорить можно в никуда, разговаривать – только с собеседником.
Речь в своем главном значении – инструмент разговора. Любой инструмент требует умения обращаться с ним. Поэтому есть специальные науки – риторика и логика, но в школах их не преподают. Вывод? Разговаривать большинство людей не умеет.
Но раз люди не разговаривают, то что они делают? Они говорят. Либо в никуда, либо самим себе. И вот список частых фраз, которые это иллюстрируют:
Да что тут непонятного?
Да это же очевидно!
Не рассказывай мне тут
Да что ты гонишь
Что за чушь ты несешь
Ага, ну конечно
Ты издеваешься?
Тебя забыли спросить
Как вы думаете, что между ними общего? То, что в них нет другого человека, только его проекция в вашем собственном мозгу. Прямо, как в фильме “Начало”. То есть вы адресуете эти фразы сами себе.
Ведь только в таком случае они вообще имеют смысл. Это вам что-то очевидно, это для вас что-то чушь. И реакции другого человека вы интерпретируете как свои собственные, додумывая их подоплеку от себя. И воображаемый собеседник обязан согласиться. А если он этого не делает – значит, безусловно, просто над вами издевается.
Поэтому, если вы используете фразы из списка выше или им подобные – вы живете в мире проекций, собственных фантазий. И лишь логика и риторика могут научить различать фантазии и реальность. На более продвинутых уровнях они учат не только различать, но и влиять на них.
Вряд ли у вас есть время для полноценного обучения. Поэтому постараюсь помочь короткими выдержками из практики. Сегодня – вышеприведенный список сигнальных фраз. Если вы поймали себя на такой или похожей фразе – остановитесь. Сформулируйте вопрос к собеседнику и задайте его.
Несколько примеров.
Пример 1. Предположим, что вам задают тупой вопрос, который касается чего-то очевидного:
– Почему нельзя так сделать?
Вы раздражены. Вам кажется, что это очевидно. Напрашивается плохой вариант реакции:
– Ты издеваешься, что ли?
или
– Ты хочешь вывести меня из себя?
Отличным вариантом реакции было бы просто ответить на вопрос. “Потому что…” Но если так сделать по каким-то причинам нельзя, то задайте следующий истинный вопрос. Истинный вопрос – это вопрос с вопросительным словом. Например:
– Как ты сам думаешь?
Если вам удастся задать его без интонации презрения и ненависти, то скорее всего вы в итоге поймете, что все было не так очевидно, как вам казалось.
Пример 2. Вам кажется, что на вас наезжают:
– Зачем вы так сделали?
Скорее всего вам хочется ответить что-то в таком стиле:
– Тебя забыли спросить!
Отличным вариантом реакции было бы ответить на вопрос. Но опять же, если подозрения, что на вас наезжают, слишком сильны, задайте встречный вопрос:
– Почему тебя это смущает?
Скорее всего окажется, что никого ничего не смущает, и мотив вопроса был совсем не в наезде.
Пример 3. Вам кажется, что вас контролируют. Часто это происходит, когда кто-то оценивает ваши действия:
– Да, это правильно.
Часто хочется ответить так:
– Не нуждаюсь в твоей оценке, что тут правильно, а что нет!
Не надо так. Лучше спросите:
– Что ты хочешь этим сказать?
или
– Что ты имеешь в виду?
или
– Зачем ты комментируешь мои действия?
Конечно, не всегда проблема разрешится на первой итерации. Вполне вероятно, что ваш собеседник тоже не умеет разговаривать. Поэтому в следующий раз мы поговорим, как отвечать на подобные вопросы.
Некоторые предыдущие посты:
Про потоки сознания
Вы открыли пост. Здесь, Вконтакте или еще где-нибудь. Прочитали. Выбесились. Автор явно туп, неграмотен, бездарен и вообще не заслуживает права на жизнь. В вас бурлит ярость, вам страшно хочется написать комментарий. И вы пишете. Клавиатура стучит, язык на плече, вам срочно надо высказаться. Строка за строкой, комментарий рождается в этот мир.
С 90%-ной вероятностью вы написали полнейшую хрень. В итоге возникнет абсолютно пустая дискуссия, в результате которой все с издерганными нервами отправятся спать на 7 часов позже, чем планировали. Я изучил примерно 1000 негативных комментариев к самым разным постам. Мне удалось выделить 5 основных типов.
"Учи матчасть". Вас выбесил пост, но вам лень обсуждать основную идею поста либо вы ее не вывозите. Однако ТС допустил какую-то неточность, которая к основной идее поста не имеет отношения. Вы цепляетесь за эту неточность и пытаетесь на основе этого выставить автора неучем. Поверьте, это глупо, и все это видят.
"Моя бабушка помнит". Характерно для политических постов. У вас какой-то личный или семейный опыт, противоположный позиции ТС. Глупая стратегия, потому что в комментариях начнется война внуков, бабушки которых что-то помнят. Кончается обычно тем, что приходят реальные бабушки и начинают спорить с собственными внуками на тему собственных же воспоминаний.
"ТС дурак" Самый обширный тип. Варьирует от примитивных оскорблений до высокопарных сожалений о низкой интеллектуальности и сознательности ТС. Ключевой признак: нет ничего по сути идеи поста.
"Давайте жить дружно". Характерно для постов на остросоциальную тему. ТС упрекается в токсичности, негативности, нарушении душевного спокойствия. Автор такого комментария зовет всех в мир розовых поней. Однако ТС туда пустят только после того, как он публично раскается.
Поток сознания. Любой комментарий больше 30 знаков. Обычно написан на эмоциях и содержит в себе всё вышеперечисленное. Его трудно даже читать, а понять практически невозможно. В итоге либо вам односложно отвечают, либо в ответ приходит такой же словомёт, и вы переписываетесь с ним часа три. Остальные, включая ТС, наблюдают.
Как написать конструктивный негативный комментарий?
Успокойтесь, подышите.
Оставьте в покое мелкие неточности. Обсуждайте основную идею поста. Для этого сначала не мешало бы ее понять. Если вы не уверены, начните с вопроса "В чем главная идея поста?"
После того, как вы убедились в правильном понимании главной идеи поста и в том, что она вам не нравится, определитесь: вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение.
Если вы хотите задать вопрос, то это должен быть один ясный и короткий вопрос по главной идее поста. "Почему Вы так считаете?", "Зачем Вы это написали?", "Что Вы имеете в виду?" Не маскируйте под вопросом утверждение: "А вы часом не идиот?" Если вы боитесь задавать вопросы, см. мой пост на эту тему.
Если вы собрались высказать свое мнение, то лучше оставьте его при себе. Высказывать нужно позицию.
Чтобы превратить мнение в позицию, нужно дать тезис и привести к нему один сильный аргумент – к факту или авторитетному источнику. Запомните: источник должен быть авторитетен для оппонента, а факт – известен ему. "На самом деле всё наоборот, потому что..."
Напишите комментарий. Убедитесь, что там один правильно заданный вопрос или одна правильно сформулированная позиция.
Перечитайте комментарий.
Перечитайте комментарий вслух.
Сократите его в два раза. Зачем? См. мой пост про автоматизм мышления.
Публикуйте.
Если аргументы ТС оказались сильнее, см. мой пост про проигрыш в споре.
Всё это актуально только тогда, когда вы на самом деле хотите доказать ошибочность позиции ТС. Если вам просто надо эмоционально выплеснуться – игнорируйте рекомендации или поступайте прямо наоборот.
Привет
Не заняты?
Я тут пост решил написать
В общем
Слушайте
Как же я скучаю по временам, когда СМС-ки были платными. Вспомните (ну или представьте, если не застали тех времен). У тебя бомбануло, ты накатал огромную простыню за пару секунд. И вдруг видишь, что СМС превратилось в ММС. А это уже совсем другие деньги. Естественно, начинаешь сокращать.
Через 10 минут весь трактат укладывается в 1-2 предложения. К этому моменту эмоции улеглись, и ты понимаешь, что этого писать вообще не стоит. Страшно подумать, сколько ссор было предотвращено благодаря платным СМС-кам. Но дело даже не в этом.
Дело в том, что платные СМС-ки были последним барьером между внутренней и внешней речью. Теперь нет и его. Почти всё из головы сразу же попадает на язык или в мессенджер, где мы имеем 25 сообщений по одному слову. И это катастрофа.
Да, катастрофа, ведь речь напрямую связана с мышлением. Это легко доказать – мы мыслим теми же словами, что и говорим. Поэтому по состоянию речи можно судить о мышлении человека. И один из способов развития мышления – работа с речью.
Наше мышление очень похоже на мышцы – оно динамично, и его состояние зависит от нагрузки. Так же, как на смену мышечной массе при отсутствии нагрузки приходит жировая, на смену активному мышлению приходит автоматизм. Постоянные всплески эмоций, замусоренная речь, сообщения в чатах по одному слову – всё это признаки автоматизма.
Автоматизм опасен тем, что в нужный момент мышление не включится. Если вы не поддерживаете осознанность повседневной речи, то в критической ситуации под давлением эмоций не сможете связать и двух слов. Вы не сможете адекватно оценить изменение ситуации, потому что это тоже требует активного мышления.
В итоге вы будете барахтаться в океане эмоций. Вы заметите, что окружающая действительность делится на "нравится" и "не нравится", но вы не сможете сформулировать причины этого. Вы не сможете привести логические аргументы к своей точке зрения, а значит не сможете и обработать чужие.
Хорошая новость в том, что всё это поправимо. Нужно вернуться из эмоционального поля в ментальное. Для этого начните с того, что в мессенджерах и соцсетях формулируйте одно-единственное законченное сообщение. Потратьте время и вычистите из него всё лишнее. Потом можно будет переходить к более сложным инструментам.
Если тема будет интересна, то в следующих постах я более подробно расскажу и об автоматизме, и о мышлении, и об инструментах развития мышления.
В этом посте я немного рассказал о себе.
В этом – про страх задавать вопросы.
В этом – про страх проиграть в споре.
Страхи – сильный рычаг воздействия на людей. Поэтому полезно знать самые распространенные из них. В прошлом посте “Возьми и спроси” мы затронули страх задавать вопросы. Сегодня поговорим про страх проигрыша в споре. Работа с руководителями подарила мне дергающийся глаз и множество отличных примеров, в том числе и на эту тему.
Один мой знакомый руководитель, назовем его Денис, попал в драматическую ситуацию. Он оказался неправ. И ладно бы он перепутал тональный крем и консилер, так нет. Его сотрудница Марина на общем совещании обнаружила неправоту Дениса в очень важном рабочем вопросе. В тот злополучный день Денис сбежал от позора на другую встречу. Однако новое совещание было не за горами, и Денис пришел ко мне за советом.
Он спросил меня, как победить в их споре с Мариной? Я попросил аргументы обеих сторон. Денис рассказал. Положение было ужасное – Марина была абсолютно права. И теперь столь важный для всей команды вопрос повис в воздухе из-за Марины. Во взгляде Дениса читалась тоска по временам, когда аргументом начальника был костёр. Я поспешно предложил простой и логичный выход: признать перед всеми правоту Марины, а сейчас обсудить что-нибудь более интересное, например наплыв баянов на Пикабу. Но не тут-то было.
Мое легкомыслие потрясло Дениса.
– Я не могу расписаться в своей неправоте! – почти кричал он.
– Распишись в правоте Марины – сострил я, но тут же пожалел.
– Ты что, не понимаешь?! – Денису явно было не до шуток. – Это конец моему авторитету!
– У твоей команды довольно высокие запросы, – сказал я. – Тебя уважают только при условии, что ты непогрешимее Папы Римского?
– Да причем тут непогрешимость! Я окажусь лузером, а лузеров никто не уважает.
Мне всё стало ясно. Среди ключевых понятий нашего мышления профессор когнитивной лингвистики Джордж Лакофф приводит метафору “спор – это война”. Поясню. Мы используем военную лексику для описания споров. “Она защищалась, как могла”, “Он нападал на каждый аргумент”, “Его критика била в цель”, “Его позиция была разгромлена” и так далее.
Понятие спора как войны настолько прочно укоренилось в нашем сознании, что признать правоту противника (снова военная лексика) – означает проиграть, то есть стать лузером. И Денис в ужасе представлял себя поверженным на глазах у всей команды. Я предложил иной подход.
– Скажи, Денис, – осторожно начал я. – ты же уверен, что Марина права?
– Да, – в отчаянии ответил он. – Мне нечего ей возразить!
– То есть, – продолжал я, – твоя изначальная позиция была ошибочной?
– Похоже на то, – вздохнул Денис так обреченно, что я почувствовал себя полицейским, штрафующим бабушку за переход в неположенном месте.
– Могу ли я заменить “ошибочная” на “ложная”? Твоя позиция была ложной?
– Ну замени, толку-то? – Денис начал раздражаться.
– Толк будет, – строго сказал я. – Если твоя позиция ложная, то позиция Марины какая? Дай антоним на “ложную”.
– Ну истинная, получается. У нас урок русского?
– Человеческого, не отвлекайся. Раз у нее истинная позиция, то, соглашаясь с ней, ты стал ближе к истине?
– …
На лице Дениса отразилось замешательство. Ведь стать ближе к истине – это хорошо, а лузером – плохо. Денис размышлял минуты две. Почти вечность при нашем темпе жизни.
– Послушай, – наконец сказал он. – Это всё здорово, но мои сотрудники не будут думать о том, ближе к истине я стал или дальше. Марина будет победительницей в их глазах, а я – лузером. Еще и в таком важном вопросе.
– Твоим сотрудникам, – парировал я (да-да, опять военная лексика), – вообще не придется думать о ваших с Мариной ролях, если ты правильно всё подашь.
И мы разработали подачу. Денис на совещании оперирует понятиями “истинная”/”ложная” и не использует никаких военных слов. Он не признает поражение в споре, а соглашается. Аргументы Марины были не сильнее, а интереснее. Он не расстроен из-за проигрыша в споре, а очень рад стать ближе к истине. Ведь сам Сократ сказал, что в споре рождается истина, так что...
Денис был в восторге. Выход найден, выводы сделаны. Признавая правоту собеседника (не противника!), мы не проигрываем, а становимся ближе к истине. Если, конечно, у нас вообще есть такая цель. Случается так, что собеседник опроверг наши аргументы, но и его доводы не показались нам убедительными. Так и скажите, ничего страшного. Предложите изучить предмет глубже и вернуться к спору с новыми аргументами с обеих сторон.
На прощание я спросил Дениса, как он сыграл в теннисном турнире на прошедших выходных.
– Занял 4-е место, – сказал Денис.
– Лузер, – ответил я.
Давно заметил, что у нас в культуре очень странное отношение к вопросам. Если ты спросил или, хуже того, переспросил, то значит ты – тупой. Очень интересны исторические и культурологические аспекты этого феномена, но об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас о практических проблемах – случай из практики.
Одна начальница, назовем ее Ольга, жалуется мне на сотрудника, назовем его Сергей. Случай поистине вопиющий. Она ему сообщила о предстоящем повышении, а он не обрадовался. Вот прямо взял – и не обрадовался. “Как так? – вопрошала Ольга в полном расстройстве. – Почему?” “Возьми и спроси!”, – отвечаю. “Ну я не могу, мне как-то неудобно…”
Мы обсуждали эту ситуацию где-то с полчаса. Я искренне не понимал два момента: почему ее так оскорбила реакция Сергея и почему ей неудобно его переспросить. Она искренне не понимала, что мне непонятно. Не уверен, что я в итоге понял все правильно, но картина сложилась примерно так.
Ольга расстроилась, потому что ожидала другой реакции. Она от всей души желает успехов этому Сергею. Она приложила много усилий для его продвижения и чувствовала себя благодетельницей. Но вместо фонтана слез благодарности наткнулась на смесь равнодушия и досады. Она не могла этого понять, и причины ее расстройства ясны, хотя Сергея никто не спрашивал, нужно ли ему это повышение. Я попытался намекнуть на этот тонкий момент, но в ответ получил недоумение: “Как не нужно? А ради чего он вообще тогда работает?” Тут мы вернулись к моему изначальному предложению “возьми и спроси”.
“Ну как я его спрошу? Он же поймет, что меня это зацепило! Я не хочу показывать слабость!” – возмущалась она. Спустя пять попыток убедить, что в вопросе нет слабости, я не выдержал и ответил, что может спрашивать и слабость, но ходить теперь и возмущаться неизвестно на что – глупость, вот и выбирай. Потому что есть двадцать пять возможных объяснений реакции Сергея и сто двадцать пять возможных формулировок вопроса, которые не будут выглядеть как слабость.
Этот аргумент подействовал, хотя я неосторожно пообещал двадцать пять возможных объяснений. Ольга потребовала минимум десять. Я привел, и некоторые из них произвели сильное впечатление, потому что ей даже в голову такое не приходило. Что касается формулировки вопроса, то было решено выбрать: “Мне показалось, что новость о повышении вызвала твое беспокойство. Это так?”
Через пару дней мы снова созвонились. Ольга была крайне воодушевлена. Оказалось, что Сергея смутила не сама по себе новость, а одна-единственная фраза.. В искреннем порыве и стремлении поддержать Ольга сказала: “Не сомневаюсь, что ты справишься!” Осторожный Сергей почувствовал подвох. Он решил, что новая роль сопряжена с большими рисками, и он может не справиться. В итоге вместо радости от повышения он загрузился вопросами, с чем он может не справиться, и что будет, если он не справится.
Ситуация разрешилась благополучно. Ольга объяснила, что ничего плохого не имела в виду. Сергей, который, как оказался, тоже боялся спросить о своих сомнениях, получил ответы на ключевые вопросы о рисках. Весь их разговор уложился в 15 минут. Однако путь до этого простого “возьми и спроси” занял несколько дней и изрядно потрепал нервы Ольге, Сергею, мне и всем, кто был в курсе ситуации с обеих сторон. И единственный вопрос, который остался висеть в воздухе: “А что, так можно было?”
Вот ссылка на мой первый пост, где я рассказываю о себе. А вот и новый пост.
Я уверен, что все работающие в офисе люди хотя бы раз проходили психологический тест. Большинство таких тестов с вопросами в стиле “Вы трудолюбивый человек? – Да/Очень/Очень-очень” не выявляют никаких неожиданностей и лишь подтверждают ту картинку, которую и так все видят. Однако встречаются проективные тесты, которые нельзя обмануть. С ними всё гораздо интереснее. После проективного теста в 8 из 10 случаев выясняется, что подчиненные хорошо знают друг друга и руководителя, а руководитель вообще не знает своих подчиненных. Почему?
Потому что настоящее и будущее сотрудника находится в огромной зависимости от руководителя. Смогу ли я в четверг отпроситься? Ждет ли меня повышение? Согласуют ли мне отпуск на выбранные даты? Могу ли я рассчитывать на прибавку к зарплате? Получится ли пересесть поближе к окну? Эти и множество других вопросов, которые имеют для сотрудника значение, зависят от руководителя.
Из-за этой зависимости руководитель для сотрудников всегда в первую очередь функция, а уже во вторую – человек. Даже если это супердемократичный руководитель, который строит дружеские отношения в коллективе. Поэтому если руководителю обычно нет смысла носить маску перед сотрудниками, то сотрудник всегда старается прочесть ожидания и предстать в наболее выгодном свете. Как к этому относиться и что с этим делать? Вот несколько советов.
1. Смиритесь и не драматизируйте. Такая ситуация редко является следствием злого умысла. Причина обычно в высокой степени зависимости. Хотите по-настоящему дружить с человеком? Уменьшите или устраните свой контроль над его жизнью.
2. Не ожесточайтесь. Ваши попытки наладить дружеские отношения в любом случае влияют на мотивацию сотрудников и атмосферу в команде.
3. Не манипулируйте. Вы просите сотрудника сделать что-то “по-дружески”? Единственное, о чем в этот момент думает сотрудник – что будет, если он откажет в этой “просьбе”. Ну и еще о том, может ли он вот так “по-дружески” попросить о чем-то вас.
4. Будьте объективны. Для этого используйте инструменты контроля и оценки, особенно проективные, которые нельзя обмануть. С опаской относитесь к результатам, которые полностью подтверждают ваши взгляды. Внимательно относитесь к точкам зрения, противоположным вашей.
5. Контролируйте эмоции. Профессионализм и эмоции вообще слабо совместимы, если только вы не актер театра и кино. Поэтому внимательно следите за вашими эмоциональными движениями в адрес сотрудников, особенно положительными.
6. Используйте стандарты. Стандарты и регламенты уменьшают поле для манипуляций. Да-да, вами тоже могут манипулировать. Особенно те, кто заслужил ваше расположение. Поэтому чем более равное отношение вы демонстрируете, тем яснее будет обстановка в команде.
С информацией о том, кто я такой и для чего пишу эти посты, можно ознакомиться в моем первом посте. А я продолжаю.
Очень часто я слышу от менеджеров такой запрос: “Поменяйте всё, но только ничего не трогайте”. Звучит как бред, но лишь на первый взгляд. На деле все логично: сидит менеджер, и амбиции у него есть. Есть понимание, что что-то в команде не так. И есть благое желание что-то с этим сделать. Но еще есть жуткий страх перед рисками любых изменений.
Это объяснимо, ведь неизвестно, чем все эти изменения аукнутся. А вдруг в команде станет всё совсем плохо? Или того хуже: в команде всё станет хорошо, только сам менеджер уже с такой командой не справится? И тогда в мятущейся душе менеджера возникает этот противоречивый запрос: всё поменяйте, но ничего не трогайте. А так как мне за это платят деньги, то я должен предложить решение. И я предлагаю: начните с командных ролей.
Тема командных ролей очень обширна, этот пост – лишь начало. При том, что они всегда есть в любой команде, мало кто о них знает. Еще меньше тех, кто с ними работает. А ведь работа с командными ролями – это единственный путь изменений в команде, не требующий больших перестановок. При работе с ними можно избежать увольнений, переназначений, найма и так далее. Изменение командных ролей – это самое значительное, что можно поменять в команде, не переворачивая ее при этом вверх дном. Что же такое эти самые командные роли?
Командная роль – это модель поведения при работе в команде. От распределения ролей в команде зависят пути принятия решений. Одна из самых популярных моделей командных ролей – модель Рэймонда Мередита Белбина. Старик Белбин (ему сейчас 96) провел множество исследований команд и выяснил, что есть 9 ролей, которые всегда присутствуют в любой команде. Даже если в команде три человека, эти 9 ролей будут распределены между ними. Основная же проблема в том, что эти роли обычно распределяются как попало. Давайте на примере.
Предположим, у вас в команде есть опытный сотрудник Григорий. Он значительно опытнее всех других членов вашей команды. И он не любит новизну. К каждой новой идее он относится с подозрением, нещадно критикует и всячески противится малейшим изменениям. Казалось бы, ну и что? Один недоволен, зато семь других молодых поддержат.
Все не так просто. Григорий в силу возраста и опыта имеет авторитет среди более молодых коллег. Он эмпатичен, любит поговорить по душам, и все бегают к нему за советами не только по работе, но даже в личной жизни. Поэтому когда вы попытаетесь что-то изменить, то с удивлением обнаружите, что молодые сотрудники не торопятся вас поддерживать. Потому что великий мудрец Григорий каждому из них рассказал, что ваша попытка внедрить новый более удобный софт – это начало конца всей экономики страны. Как же так вышло?
Дело в том, что Григорий взял на себя командную роль “аналитика”. Согласно модели Белбина, это человек, который отвечает в команде за критику новых идей. Очевидно, что эту роль должен играть человек с подлинным критическим мышлением. Но Григорий не дает конструктивной критики, он не любит новое просто “потому что”, в силу особенностей характера. И вам придется считаться с его мнением, потому что путь принятия новых идей в команде замкнут на нем. Так сложилось исторически, и все к этому привыкли.
С одной стороны, это плохо. Оказалось, что такую важную роль играет не критик, а критикан. С другой, эту информацию можно употребить на пользу. Теперь вам не нужно агитировать за изменения всю команду, достаточно убедить одного лишь Григория, который уже убедит всех остальных. Для этого можно найти к Григорию подход и подыграть ему, а не доказывать ему, что вы тут босс.
Это пример лишь одной роли, но цель этого поста – показать важность командных ролей и качественной работы с ними. Для начала я бы хотел, чтобы это понятие вошло в мышление менеджеров и прочно в нем закрепилось как что действительно необходимое. Но это далеко не все.
Командные роли нужно знать, нужно понимать их функции и ограничения, нужно уметь их выявлять и распределять между людьми. Обязательно нужно выяснить, какие роли люди хотят играть, а какие реально могут. Нужно привести распределение ролей в соответствие с желаниями и возможностями людей. Всё это не так просто, но об этом я подробно расскажу в следующих постах.
Путь работы с командными ролями – это путь настоящего, а не фейкового лидера команды. И да, в нем гораздо меньше рисков, чем в перестановках, увольнениях и найме. Но усилий он требует не меньше, чем любой другой путь качественной работы с людьми, а может быть даже и больше. И далеко не все менеджеры готовы эти усилия прилагать.
Предисловие
Много лет я занимаюсь консультированием управленцев самых разных уровней. За годы работы я пришел к убеждению, что самый несчастный человек в компании – это мидл-менеджер, особенно начинающий. Почему?
Потому что мидл-менеджер выделяется даже на общем негативном фоне отношения к любому руководству. Он уже обладает ответственностью и награжден ненавистью как своих подчиненных, так и собственного начальства. Подчиненные считают его выскочкой, начальство – недоучкой. При этом он лишен каких-либо значимых бонусов. Он что-то вроде старосты группы. Не забудьте добавить к этому полную растерянность и отсутствие каких-либо управленческих навыков.
Информационное пространство переполнено негативом по отношению к менеджерам. Неудивительно, что почти все они боятся шевельнуться или что-нибудь предпринять. Каждый второй пост, что мне попадается про работу, описывает тупость и бездарность руководителя. Сборник анекдотов и рассказов про руководителей мог бы стать одной из самых объемных книг на моей полке.
Нельзя сказать, что это так уж незаслуженно. Подчиненных тоже можно понять – неприятно, когда тобой управляют люди, квалификация и опыт которых мало отличаются от твоих. Но если профессионализм падает и перестает цениться во всех сферах, то неужели менеджмент останется в стороне?
В качестве иллюстрации вырождения института менеджмента приведу один факт. Мне приходилось проводить исследование среди менеджеров "старой школы" и "новой школы". Так вот: до 90-х годов менеджер любого уровня имел возможность тратить на управление людьми 70% рабочего времени. Посмотрите ролик Аркадия Райкина "Незаменимый". Сейчас менеджер в лучшем случае тратит 6% времени на работу со своей командой.
Все это очень грустно и тревожно. Поэтому я решил взять на себя непростую и, возможно, неблагодарную задачу – помочь менеджерам и их сотрудникам. Завел телеграм-канал – ссылка в моем профиле – и сюда тоже попробую писать. Буду рассказывать реальные кейсы из нелегкой жизни руководителей, а также делиться советами на основе этих самых кейсов. Я буду очень рад, если кто-то после моих постов будет ходить на работу чуть с большим удовольствием, нежели до них.
Итак, первый кейс – про ложную адаптивность.
С чего еще начать в наше неспокойное время, как не с адаптивности. Дарвин сказал: выживает самый адаптированный. Однако “адаптированный” и “адаптивный” – это совсем не одно и то же.
Как-то в одной компании нас – меня и мою команду – попросили оценить готовность людей к изменениям. Руководитель был абсолютно уверен в высоких результатах оценки. По сути он ждал подтверждения своей уверенности, и это нас смущало. Поэтому мы решили спросить руководителя, на чем основана его уверенность.
– У нас очень сплоченная команда! – сообщил нам руководитель. – Никогда не бывает конфликтов, всех всё устраивает. Раз они так хорошо приспособились к нынешним условиям, то и к новым приспособятся без проблем.
– Жаль вас разочаровывать, – ответили мы, – но вы говорите об адаптированности, а просите оценить адаптивность. Это совсем разные вещи, понимаете?
– Что вы имеете в виду?
Мы имели в виду, что зачастую адаптация не требует вообще никаких усилий, и это никак не характеризует адаптивность человека. Просто он оказался в нужное время в нужном месте. Его настройки совпали с требованиями реальности. Именно поэтому поведение людей способно нас так удивить при малейшем изменении обстановки.
Реальная же адаптивность – это способность изменить себя под требования реальности. И у каждого человека свои границы этой самой адаптивности. Например человек спокойно перенесет физический дискомфорт, но только попробуйте покуситься на его принципы и ценности... Поэтому если вы собрались что-то изменить в работе одного сотрудника или целой команды, то вот несколько правил:
1. Никогда не ориентируйтесь на текущую ситуацию. Нельзя предсказать реакцию людей на изменения только лишь на основе того, что сейчас все прекрасно.
2. Оцените, каких сфер коснется изменение. Например:
• Физический комфорт: переезд на другой этаж или в другое помещение в том же районе. Для вас вообще ничего не поменяется, а кого-то солнце начнет слепить половину рабочего дня.
• Распределение усилий: например обучение работе с новыми инструментами. Для вас это новый опыт и навыки, а для кого-то лишний головняк помимо основной работы.
• Уклад жизни: переезд в другой район или изменение рабочего графика. Для вас это лишние 15 минут на дорогу, а для кого-то потерянная возможность выпить утром кофе с женой или отвезти детей в школу.
• Принципы и ценности: изменение политики общения с клиентами. То, что вам кажется невинными недомолвками, кем-то может восприниматься как введение в заблуждение.
3. Если изменение касается физического комфорта или распределения усилий, можете обсудить это на командной встрече.
4. Если изменение хоть как-то может затронуть уклад жизни или принципы и ценности – назначьте встречу с глазу на глаз с каждым сотрудником. То же касается масштабных изменений, касающихся нескольких сфер.
5. Расскажите о причинах и целях изменений, спросите сотрудников, что они думают.
6. Будьте готовы к негативу и отнеситесь к нему серьезно. Постарайтесь чем-то компенсировать вновь возникшие неудобства.
7. Даже если у вас 30 человек в подчинении, лучше сейчас потратить по 10-15 минут на разговор с каждым из них, чем потом недели и месяцы на поиск новых людей. И если вам не удастся разрешить негатив, то вы уже будете готовы к возможным последствиям.
8. Перестрахуйтесь: повторите встречи через некоторое время. Сотрудники всегда обсуждают новости между собой, а также с семьей и друзьями. Если есть неотработанный негатив, он покатится, как снежный ком. В результате сотрудники, которые поначалу не задумывались о возможных проблемах, после разговора с коллегами могут тоже начать сомневаться.
Я буду очень благодарен, если вы поделитесь своим мнением и опытом насчет этих пунктов и поста вообще. Если есть истории на эту или близкие темы – делитесь. Если есть советы по улучшению постов или тематике следующих – пишите.