AlexAnder98

AlexAnder98

пикабушник
пол: мужской
поставил 1323 плюса и 1253 минуса
отредактировал 30 постов
проголосовал за 33 редактирования
14К рейтинг 3712 комментариев 32 поста 3 в "горячем"
12

Перемены в сообществе - важно ваше мнение!

Приветствую всех заглянувших, на связи админ сообщества "Чтобы помнили".  И этот пост - своеобразное объявление для подписчиков о тех событиях, которые происходят в нашем сообществе в течение последних дней.

Всё началось с идеи расширить тематику сообщества. Возникла она потому, что сообщество, прямо скажем, не самое популярное, не в последнюю очередь из-за довольно узкой тематики - оно затрагивает только историю Великой Отечественной войны, оставляя за бортом события Второй Мировой. В то же время, на Пикабу часто публикуются интереснейшие посты о тех событиях - например этот или вон тот. А сообщества, посвящённого истории Второй Мировой на Пикабу-то нет! Согласитесь, поневоле напрашивается вывод - объединить тему Великой Отечественной и Второй Мировой в одно сообщество. Тут видны как минимум два плюса - регулярное наполнение сообщества интересным контентом (по моему опыту сейчас всплеск публикаций приходятся на даты около 9 мая, а в остальное время сообщество затихает), и рассказ о событиях, происходивших в одно время с  событиями Великой Отечественной, позволяющий увидеть полную картину тех жутких военных лет. Ведь нельзя изучать историю нашей страны в отрыве от истории всего мира, так же как и истории всего мира не было бы без истории нашей страны...

А теперь - немного примеров тех фотографий и видео из постов о Второй Мировой, которые могли бы пойти в наше сообщество:


Вот, например, вид сверху на строящуюся "Кобру". Кто знает - может именно этот самолёт пойдёт по ленд-лизу в Советский Союз?

Перемены в сообществе - важно ваше мнение! Без рейтинга, Длиннопост, Сообщество, Гифка

А вот этот британский танк в СССР окажется точно, если верить подписи к фото:

Перемены в сообществе - важно ваше мнение! Без рейтинга, Длиннопост, Сообщество, Гифка

В годы войны эти самолёты сражались по разные стороны, но убивает ведь не техника, а человек...

Перемены в сообществе - важно ваше мнение! Без рейтинга, Длиннопост, Сообщество, Гифка

Камикадзе атакует авианосец. Да, это враг, но врага надо знать в лицо...

Перемены в сообществе - важно ваше мнение! Без рейтинга, Длиннопост, Сообщество, Гифка

Просто красавец - Spitfire:

Перемены в сообществе - важно ваше мнение! Без рейтинга, Длиннопост, Сообщество, Гифка

Горящий В-26. Эти ребята тоже отдали свои жизни ради мира, свободного от фашизма и нацизма...

Перемены в сообществе - важно ваше мнение! Без рейтинга, Длиннопост, Сообщество, Гифка

Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции и уж тем более не хочу перекраивать сообщество самостоятельно. Решить его судьбу я предлагаю подписчикам - для этого надо проголосовать вот в этом опросе. Он будет длиться 48 часов. Высказать своё мнение можно так же и в комментах к этому посту. Всем хорошего дня, и хорошего настроения :-)

P.S. Поставил тег "без рейтинга".

Показать полностью 5
69

Первым делом самолёты. Красные звёзды над Берлином.

Прошу извинить меня за долгое отсутствие, но всё-таки по мере своих сил я постараюсь добавлять в сообщество новые посты...

Сейчас, в канун Дня Победы, принято вспоминать о штурме Берлина, операции "Багратион" или других событиях, относящихся уже ко второй половине Великой Отечественной. С Вашего позволения, я немного отступлю от этой традиции, и расскажу о событиях, произошедших вот уже более 75 лет назад - в августе 1941-го...

Шёл второй месяц войны. Нацисты продвигались вперед. Наши войска оказывали отчаянное сопротивление, но пока еще не могли остановить бронированный вал немецкой военной машины. Начались первые налёты на Москву. Немецкая пропаганда не прекращала уверять гражданских, что молниеносная волна с русскими вот уже скоро закончится. Во всяком случае, в сердце Рейха - в Берлине, было относительно спокойно.

Разумеется, в Ставке не хотели оставлять авианалёты на Москву безнаказанными. Задача, вставшая перед командованием была не просто сложна, а очень сложна - нанести бомбовый удар по территории Германии - желательно по Берлину и вернуться назад. Но как можно было это сделать?

Во-первых, необходим был самолёт, способный пролететь порядка 1000 километров и вернуться назад. В начале войны на его роль более-менее подходили два самолёта ТБ-7 (Тяжёлый Бомбардировщик) конструкции Петлякова и ильюшинский ДБ-3 (сокращение от "Дальний Бомбардировщик"), а точнее одна из его последних модификаций, оборудованная форсажем - ДБ-3Ф.

На фото сверху вниз: серийный ДБ-3, ДБ-3Ф, ТБ-7.

Первым делом самолёты. Красные звёзды над Берлином. Длиннопост, Авиация, Бомбардировщик, Великая Отечественная война
Первым делом самолёты. Красные звёзды над Берлином. Длиннопост, Авиация, Бомбардировщик, Великая Отечественная война
Первым делом самолёты. Красные звёзды над Берлином. Длиннопост, Авиация, Бомбардировщик, Великая Отечественная война

Допустим, проблема с выбором самолёта, способного нанести удар, была решена. Но оставалась другая - откуда этот удар наносить?

А вот с этим возникли проблемы - с аэродромов, расположенных на территории Ленинградской области, достать Берлин было невозможно - слишком велико было расстояние. В итоге, задачу должен был решить 1-й минно-торпедный авиационный полк под командованием Е. Н. Преображенского, взлетев с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель (Сааремаа) в Балтийском море. После консультации со специалистами пришли к заключению, что если самолеты возьмут полный запас горючего - 3000 кг - и не более 750 кг бомб, то они пройдут расстояние до Берлина - около 900 км - и вернутся домой, имея 10-15% запаса горючего.

Первым делом самолёты. Красные звёзды над Берлином. Длиннопост, Авиация, Бомбардировщик, Великая Отечественная война

Несмотря на возникшие проблемы - аэродром был не до конца приспособлен к эксплуатации дальних бомбардировщиков, 15 экипажей 2 августа 1941 были переброшены на Эзель, а в ночь на 3 число уже осуществили разведывательный вылет и сбросили бомбы на польский город Свинемюнде, и стало ясно, что квалифицированным лётчикам под силу совершить налёт на Берлин. С 4 по 7 августа производилась подготовка к этому полёту, удлинение взлётно-посадочной полосы. Из разведывательного полёта стало ясно, что Берлин хорошо защищён, но на руку советским лётчикам мог сыграть фактор внезапности.

И вот, в ночь на 8 августа 15 ДБ-3, нагруженные топливом до предела, взлетели с аэродрома Кагул, неся в бомболюках бомбы ФАБ-100 и листовки. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.

По неподтверждённым сведениям, ПВО всё-таки заметила наши самолёты, но, приняв их за возвращающиеся с задания машины люфтваффе, не стали открывать огонь. В 1:30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Первые советские бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Разумеется, этот первый удар не нанёс серьёзного ущерба промышленности Германии. Но он оказал совсем другое действие - психологическое. Дабы не допустить паники, утром 8 августа немецкое радио объявило:

В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито.

Однако, вскоре данное заявление опровергли сами англичане, во всеуслышание заявив по BBC, что в ночь с 7 на 8 августа английских бомбардировщиков над Берлином не было. Жителям Берлина стало ясно, что бомбы, упавшие в ту ночь на их город - бомбы советские, что породило сильное волнение, граничащее с паникой. Цель была достигнута.

Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

К сожалению, немецкое наступление и повышенное "внимание" немцев к Эзелю заставили 1-й МТАП прекратить налёты. За их выполнение Преображенский Е. Н, капитаны Гречишников В. А., Плоткин М. Н, Ефремов А. Я. и штурман флагманского экипажа капитан Хохлов П. И, были награждены званиями Героев Советского Союза. Всего награждено было 55 человек.

Враг смыкал кольцо вокруг Ленинграда, и полк Преображенского перебросили на защиту города Ленина. Евгений Николаевич прошёл всю войну и умер только в октябре 1963-го. Могилу его можно найти на Новодевичьем кладбище города Москвы.

В посте использованы фрагменты мемуаров Н. Г. Кузнецова.

От имени администрации сообщества "Чтобы помнили" хочу поздравить всех с наступающим Днём Победы...

Показать полностью 2
53

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна.

Написать на эту тему я решил после того, как меня (причём много раз), спрашивали - а кто, собственно говоря, был всё-таки сильнее? Непобедимые лётчики-асы Люфтваффе или же сталинские соколы? Правда ли, что советские лётчики не умели воевать и каждый сбитый немецкий самолёт обходился ценой гигантских потерь? Ну и, наконец - почему у Кожедуба - самого результативного лётчика союзников - всего 64 победы, а у ряда немецких асов - более трёхсот? И наконец - кто всё-таки был лучшим асом Второй Мировой - Покрышкин, Кожедуб, Гюнтер, Хартманн, Новотны или Бонг?

Собственно говоря, после этого я и решился на написание. Я не буду пытаться отобразить здесь исторические воздушные бои, я не буду пытаться дать единственный и неповторимый верный ответ. Я просто попытаюсь рассказать побольше об этих лётчиках, а уже после рассказа попытаться их сравнить и сделать несколько выводов. Итак, рассказывать (и соответственно сравнивать), я буду по нескольким разделам:

Начнём с техники.

Начну я с техники Люфтваффе. И Хартманн, и Новотны, и Ралль хотя бы немного летали на истребителе Bf-109 фирмы "Мессершмитт" На фото - Bf-109 (Me-109) G, о котором тот же Хартман отзывался так:

Это был очень маневренный самолет и к тому же простой в управлении. Набирал скорость он очень быстро, особенно если перед этим немного спикировать. В ходе высшего пилотажа на 109-м можно было спокойно входить в штопор, а затем легко выходить из него. Единственной проблемой был взлет. Самолет имел очень мощный мотор и узкую колею шасси. Если слишком рано отрываться от земли, то машину могло развернуть на девяносто градусов. Из-за таких неудачных взлетов мы потеряли немало хороших летчиков.

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

Летали немецкие лётчики - тот же Вальтер Новотны - и на FW-190:

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

А теперь о советских асах. Иван Никитич Кожедуб начал свой боевой путь в 1943 году на самолёте Ла-5ФН:

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

А закончил войну на Ла-7:

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

Второй по результативности советский лётчик - истребитель Александр Покрышкин - сначала ни Миг-3, а потм - на полученной по ленд-лизу "Аэрокобре" (на фото). На "Аэрокобре" летал и Речкалов.

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

Были и машины КБ Яковлева - Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 (на фото)

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

Про сравнение этих самолётов можно почитать здесь. Краткие его итоги таковы - советские самолёты периода 1943-1945 годов как правило не уступали аналогичным немецким машинам, а то и превосходили их. Но это в сорок третьем... А вот в сорок первом году ситуация была другая. Основной "костяк" ВВС составляли проверенные, но морально и технически во многом устаревшие самолёты предвоенных лет - И-153, И-16...

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы
Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

В первые месяцы (а то и годы) войны воевать на этих самолётах было не просто трудно, а очень трудно. К тому же, важнейшую роли играла тактика:

А вот тактики в сорок первом году в советских истребительных частях почти не было. Факторов много, но итог один - в сорок первом тактическое превосходство было явно на стороне Люфтваффе. Тогда немцы уже применяли тактику "свободной охоты", то есть тактику "увидел-сбил-ушёл". Вот что этот способ собой представлял:


а)Основа боевого порядка — пара самолетов (ведущий и ведомый).

б)На боевое задание вылетала группа самолетов составом пары истребителей, реже звеном.

в)Воздушное пространство было распределено между подразделениями и дежурными г)группами. Часть находилась в зоне дежурства в воздухе, часть — на земле.

д)Конкретная боевая задача на выполнение полета не ставилась, предполагалось, что пара охотников-истребителей самостоятельно определяет свои цели: как воздушные, так и наземные.

е)На выполнение заданий по плану «свободной охоты» отправлялись только высокоподготовленные лётчики, имеющие не одну одержанную победу над противником, имеющие высокие навыки техники пилотирования и действий в непредвиденных ситуациях (особых случаях в полете).

ж)Целями как правило были любые одиночные самолёты противника, повреждённые в бою самолёты противника, пары самолётов, замыкающие строй бомбардировщиков (штурмовиков), возвращающихся на свои аэродромы после выполнения боевой задачи.


Вот так этот способ подстроил под себя Хартман - он бил "из засады", используя техническое преимущество и атакуя в упор из "слепой зоны" снизу или преимущество по высоте, на высокой скорости заходя ничего не подозревающему противнику в хвост. Самолёт противника разваливался на части, прежде чем его лётчик успевал понять, что вообще произошло.

И да, немецкие лётчики, которые собственно свободную охоту и вели, старались как правило не вступать в бой с истребителями противника, сопровождающими те же штурмовики. Пике - очередь в упор - и сразу уход вверх, используя свою скорость. Но тактика-тактикой, а Хартманна всё-таки сбили, но он прыгнул с парашютом и пробрался по советской территории к линии фронта.

Наверняка Вы обратили внимание на слово "высокоподготовленные". Это ещё одна немаловажная вещь. У советских лётчиков опыта по больше части не было вообще, да и в первый год войны на фронт отправлялись после ускоренных курсов... Какая уж тут "свободная охота", когда первейшая цель - хоть немного скооперироваться со штурмовиками и бомбардировщиками, да и вообще - пережить первый боевой вылет. Вылет против очень серьёзного противника.

К счастью, в сорок третьем ситуация поменялась, и тактику "свободной охоты" - тактику асов, стали перенимать и советские лётчики, и вскоре она дала плоды. Тот же 19 ИАП (позже 176 ГвИАП) вообще стали называть "полком охотников" за то, что он фактически целиком и полностью занимался указанными выше вылетами. Если Вы ещё не догадались, кто был заместителем его командира - вот он, Иван Кожедуб собственной персоной:

Первым делом самолёты. Кожедуб против Хартманна. Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Эрих хартманн, Летчик, Асы

За промежуток с 1944 по 1945 год полк совершил более 3500 боевых вылетов, уничтожив с начала войны 445 самолётов и потеряв в боевых заданиях сорок семь человек...

Вот примерно такая ситуация сложилась к концу войны. Здесь, думаю, нелишним будет указать и ещё одну вещь - победы. Точнее то, как они засчитывались.

А вот здесь системы были абсолютно разные. В Люфтваффе для подтверждения победы было достаточно одного свидетеля (как правило это был ведомый), который видел поражение самолёта. В некоторых случаях действовал принцип "джентльменам верят на слово" - особо титулованные лётчики могли самостоятельно заявить о сбитом самолёте и им, в принципе, верили.

способ учёта сбитых самолётов с советской стороны был намного строже, — требовалось подтверждение сбитого самолёта наблюдателем поста ВНОС либо наземными службами, впоследствии эти требования были слегка упрощены под влиянием предложений А. И. Покрышкина, который приводил примеры перехвата глубоко за линией фронта его группой истребителей крупных соединений бомбардировщиков, уничтожение которых не засчитывалось. Упрощение включало в себя лишь «зачёт» фотоснимков (хотя фотоаппаратура на советских истребителях фактически отсутствовала до 1944 года) и доклады о сбитом не менее трёх различных экипажей (напомню, в свободной охоте участие принимало только два самолёта).

Отсюда, собственно говоря, и следует, что засчитанные победы советски лётчиков могли быть и меньше реальных, чего не скажешь о немцах.

Так что же можно сказать в итоге? Разумеется, лётчики-асы были и с одной и с другой стороны. Разумеется, Люфтваффе были сильным и хорошо обученным противником. Не лишним будет факт и боевого опыта многих немецких лётчиков - боёв со "Спитфайрами" и "Харрикейнами" английских ВВС. Тем более значимым был и остаётся факт Победы. Да, советские ВВС понесли огромные потери в первые годы, но сумели создать своих лётчиков-асов. И их вылеты были результативными - при помощи тактики "свободной охоты" на поршневом Ла-7 был сбит реактивный Мессер (сделал это всё тот же Кожедуб) А что же касается ответа на вопрос в заголовке... Думаю, ни Кожедуб, ни Хартманн не "подставили" бы себя в позицию жертвы - "больной овцы, отбившейся от стада". А с учётом нелюбви Хартманна к "собачьей свалке" можно предположить, что бой вообще бы не состоялся. Так или иначе, но история расставила всё на свои места, закрыв тем самым интереснейшую страницу в истории Великой Отечественной Войны...

БМ ругался на фото из предыдущих частей.

Присоединиться к сообществу "Чтобы помнили" можно здесь.

Показать полностью 8
17

Соцопроса пост.

Данный пост предназначен в первую очередь для подпсичиков сообщества "Чтобы помнили".

Доброго времени суток!

С недавнего времени я являюсь админом сообщества "Чтобы помнили". Так как мы все хотим, чтобы сообщество развивалось, то, пожалуйста, уделите минуточку внимания и ответьте в комментах на следующие вопросы:

1) Есть ли смысл создать в сообществе рубрику "Кинозал"? В ней предполагается выкладывать не только художественные фильмы о Великой Отечественной, но и документальные. Лично у меня есть довольно много документалок в том числе и на интересные и малоизвестные темы - о том же самом Wunderwaffe. Главное правило рубрики (если она будет создана) - не злить правообладателей  и стараться размещать видео в основном с официальных каналов на Ютубе.

2) Считаете ли Вы приемлемым размещение постов по истории вражеской техники, в том числе немецкой или японской?

3) Есть ли желающие занять вакантную должность модератора?

4) Есть ли смысл выкладывать посты о таких акциях, как "Бессмертный полк" или о военно-исторических реконструкциях?

Как голосовать: в комментариях Вы увидите 5 комментариев - 2 для минусов и один по каждому пункту из поста, кроме набора модераторов. Нравится идея - ставим плюс комменту и минус комменту для минусов. Не нравится идея - ставим комменту с идеей минус. Если комментарий достигает рейтинга в -10, он снимается с голосования. +10 - такие посты будут. Хотелось бы услышать Ваше мнение.

584

Старый развод у метро на севере Питера

Не далее как вчера бежал на учёбу и у метро "Проспект Просвещения" был остановлен двумя лицами кавказской национальности с просьбой посмотреть, что они нашли. А далее всё было как в посте товарища @Maxwoodstudios - показали монету якобы из царской России, за тем лишь исключением, что показанные мне монеты, очевидно с целью сделать развод более правдоподобным, были не времён Анны Иоанновны, а "помладше" - рубль Николая II одна, вторая - памятная по случаю открытия ж/д между Петербургом и Москвой. Выглядели примерно так:

Старый развод у метро на севере Питера Мошенники, Развод, Вор, Карманник, Фальшивомонетчик

Но самая мякотка заключалась не в этом. Даже 20-ти секундного разговора с первым персонажем (нет, спасибо, не интересует, не надо, не возьму) второму хватило, чтобы основательно так пройтись по внешнему карману моей сумки. К счастью, ничего ценного не увели.
Думаю ни для кого говорить не надо, что монеты - полная туфта, которые даже не удосужились состарить. Достал бы кошелёк или телефон - лишился бы и того, и другого. На заметку, всё происходит в 50 метрах от пункта полиции на метрополитене. Посему полицейские либо в доле, либо наглость - второе счастье. Судя по всему "просветом" дело не ограничивается. "Озерки", "Удельная", "Гражданский проспект", "Комендантский проспект", "Политехническая", "Академическая" - в потенциальной зоне риска.

Вот сам пост с подобным разводом: http://pikabu.ru/story/razvod_4022522

И ещё один: http://pikabu.ru/story/razvod_ch2_4025262

Предупреждён - значит вооружён! Берегите себя и своих близких. За кармой не гонюсь, для минусов внутри.

45

Первым делом самолёты. Часть заключительная, но, надеюсь, не последняя...

Заранее извиняюсь перед всеми, кто подписывался на меня, за долгое отсутствие. ТехВУЗ расслабляться не позволяет ) Ну а я возвращаюсь к тому моменту, на котором остановился в прошлый раз - зиме 1944/45 годов. Ранее союзнички наконец-то соизволили открыть Второй фронт и люфтваффе, и без того изрядно измотанные на Восточном фронте, были вынуждены перебросить часть сил ещё и на Западный. А ведь на Западном фронте были не PZL-24 (при всём моём уважении к польским авиастроителям), на которых немцы разминались в сентябре 1939 года. Там были самые настоящие "Мустанги", "Лайтнинги" и "Тандерболты". А ещё там были "летающие крепости" - бомбардировщики В-17. Впрочем, лёгкой прогулки у союзников особо не получилось - в гости к "крепостям" прилетели "ласточки". Речь идёт о реактивных истребителях Ме-262, которые умудрились настолько потрепать нервы нашим заклятым друзьям, что те сначала создали "крепость" без бомб, но вооружённую до зубов, специально для защиты бомберов, названную YB-40, но уже в боевых условиях выяснилась одна вещь - тяжёлый YB-40 не мог банально сопровождать отбомбившиеся В-17-е. Пришлось перейти к ночным рейдам, где "ласточки" были чуть менее активны.

Первым делом самолёты. Часть заключительная, но, надеюсь, не последняя... Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Александр Покрышкин

Много пушек. Очень много. Но и Давид Голиафа побеждал...

Шёл февраль сорок пятого, в Берлине боец невидимого фронта Отто фон Штирлиц готовил Пастора Шлага к марш-броску на лыжах в Швейцарию, а в это же время борец куда более видимого - воздушного - фронта Иван Никитич Кожедуб на своём истребителе Ла-7 вместе с напарником Дмитрием Титраейко вылетел на "свободную охоту". На ловца и зверь бежал - вскоре лётчики заметили реактивный "Мессер". Вот как об этом вспоминал сам Кожедуб:


Дело было так. Мы вели воздушную охоту невдалеке от линии фронта. Внимательно слежу за воздухом. С юга, со стороны Франкфурта, на высоте 3500 м внезапно появился самолет. Он летит вдоль Одера на скорости, предельной для наших "Лавочкиных". Да это же реактивный самолет! Быстро разворачиваюсь. Даю мотору полный газ, преследую врага. Летчик, очевидно, и не смотрел назад, полагаясь на большую скорость. Выжимаю из машины максимальную скорость, стараюсь сократить дистанцию и подойти с небольшим снижением под "брюхо" вражеского самолета. Хочется подробно рассмотреть его; если удастся - открыть огонь и сбить.


Титареико не отстает. Зная, что он может поспешить, предупреждаю:


- Дима, не торопись!


Подхожу со стороны хвоста на расстояние пятисот метров. Удачный маневр, быстрота действий, скорость позволили мне приблизиться к реактивному самолету. Но что такое? В него летят трассы: ясно - мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно его ругаю; уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно-негаданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает.

После победы над вундервафлей (шутливое изменение слова Wunderwaffe - "чудо-оружие") Кожедуб записал на свой счёт ещё несколько сбитых - 7 истребителей "Фокке-вульф - 190", которые в конце войны использовались как бомбардировщики - Рейх сильно уменьшился в размерах - и, по неподтверждённым данным, 2 "Мустанга", которые атаковали его Ла-7, приняв силуэт "лавки" за "Фокке-вульф". После войны Ла-7 Кожедуба с 62 звёздочками был сохранён и ныне выставляется в Монино, на территории музея.

Первым делом самолёты. Часть заключительная, но, надеюсь, не последняя... Длиннопост, Советский, Авиация, Иван Кожедуб, Александр Покрышкин

Кожедуб был не единственным лётчиком-асом. Помимо него в воздухе сражались Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Ворожейкин, Евстигнеев, Глинка. Все эти лётчики имели на своём счету 50+ доказанных личных побед.

А в это время немецкая авиация испытывала абсолютно другое. Не хватало опытных пилотов - те, что выжили и не попали в плен были в основном инструкторами - уж очень Геббельс не хотел пролюбить тех, кто был жизненно необходим ему для пропаганды.

В любой войне решающую роль играет тыл - а в Рейхе дела с тылом обстояли из рук вон плохо. Подземные заводы, где собирались "Ласточки" и "Фау", подвергались бомбардировкам, на наземных дела обстояли ещё хуже. Не на руку немцам играло и перевооружение со старых самолётов на новые - сделать это в условиях натиска с двух сторон было проблематично. Да и пресловутое немецкое качество очень и очень хромало. Помножьте всё это на "зелёных" пилотов...

Советская армия вошла в Берлин и в уличных боях здорово помогли зарекомендовавшие себя за 3 года "Пешки" и "Илы", прошедшие Сталинград и Курск. 24 апреля взят был аэродром Темпельхоф, люфтваффе фактически перестали существовать.

Через несколько дней кончится война и наконец наступит хрупкий мир. Но война техническая и война в воздухе продолжатся, отозвавшись двумя гулкими ударами по всему миру в начале августа 1945 года... А пока - пока на защиту Японии встают 17-ти летние мальчишки в фанерных самолётах со взрывчаткой, пока в плен к союзникам сдавётся Фон Браун, и пока советские инженеры только начинают думать над концепцией нового самолёта. Самолёта, который будет выглядеть и летать абсолютно по-другому. Самолёта новой, холодной войны...


Список всех постов серии "Первым делом самолёты" в хронологическом порядке:

Как всё начиналось: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_vyipusk_perv...

Перед войной: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_v_vozdukhe_p...

Начало войны: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_opalyonnoe_l...

Сталинградская битва: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_v_nebe_stali...

Наступление в 44-м: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_stalinskie_s...

Первые реактивные: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_chudochudnoe...


Про отдельные машины:

Штурмовик Ил-2: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_a_teper__gor...

Легендарный У-2:

http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_dorogoy_tyi_...

Пикирующий бомбардировщик Пе-2: http://pikabu.ru/story/pervyim_delom_samolyotyi_o_peshkakh_i...


Если было интересно, то скорее всего будет новая серия на авиационную тему. Пишите в комментариях, о чём было бы интересно Вам прочесть.

За сим откланиваюсь, спасибо, что осилили все десять частей =)

Показать полностью 1
369

Про технические подарки детям. История и совет.

Внезапно решил написать про один случай, при воспоминаниях о котором подгорать у меня начинает так, что аж стул плавится =) Да и помогу многим мамочкам и отцам сохранить деньги и нервы ребёнка. Речь пойдёт о радиоуправляемых авиамоделях. Всё, что написано дальше - не реклама, и никаких денег я за это не получил.

Вот уже года два я занимаюсь на даче мелким ремонтом всякой техники по просьбам трудящихся. То в триммере покопаться, то воздушку сыну соседскому отремонтировать, то на велике камеру поменять... И вот однажды семейная пара, наши тогда ещё хорошие знакомые, принесли мне подарок для их 12-ти летнего сына - самолёт. Им оказалась радиоуправляемая летающая модель-копия истребителя "Спитфайр". Да-да, это был тот самый "самолётик на радиоуправлении", который многие дети на протяжении нескольких лет безуспешно выпрашивают у мам и пап. Правда было одно но: он представлял собой только набор деталей для сборки. Моя задача была проста - сделать так, чтобы самолёт летал.

Признаться, после того, как я увидел подарок, у меня появилось одно-единственное желание - пойти к продавцу и высказать всё, что я о нём думаю. Насчёт способов развода покупателей на деньги. Почему? Да потому, что я знал то, чего не знали любящие родители - эти самолёты ОЧЕНЬ. ЛЕГКО. БЬЮТСЯ.

Суть в том, что любая модель пытается во многом повторить оригинал. И поведение в полёте - не исключение. А это значит, что модель истребителя, которая стоит, на секунду, около 10 килорублей, будет вести себя как истребитель. То есть будет очень чуткой в управлении, и ошибок прощать не будет. От слова "вообще". И перед покупкой такой модели очень и очень желательно иметь налёт (да, в авиамоделизме всё, как в жизни) на гораздо более простых. И обязательно тренироваться на симуляторе. Иначе "самолётик" пролетит секунды три. А дальше будет встреча с землёй. Очень болезненная для нервов и кошелька.

С другой стороны, отчасти понять менеджера по продажам можно. Авиамодели товар не ходовой, а денежки требуются, и соответственно такие попытки всучить товар подороже можно объяснить - не продашь на определённую сумму - вышвырнут прочь из магазина. Людей-то заходит поглазеть много, а вот покупают мало кто, по разным причинам.

Самолёт я им собрал и настроил. Даже погонял его несколько раз по дорожке для проверки. Взлетать не рискнул - опыта не было. Модель была вручена чаду на его ДР, но я всё-таки настоятельно посоветовал родителям не летать как минимум до возвращения в город. Там бы я постарался найти знающих людей, а дальше дал бы их контакты. Но нет - раз сыночка просит полетать, значит в полёт!

На следующий день я впервые в жизни понял, что могу не дожить до завтрашнего утра. Даже когда на меня нападал хулиган с ножом я так не боялся. Там он хоть был один. У ворот нашего сада стояли трое всадников апокалипсиса - мать, отец и зарёванное чадо. Вся суть их угроз и выкриков сводилась к следующему - я рукожоп, который неправильно собрал модельку (ага, неправильно, повреждения левой плоскости и носа, вошли в землю после взлёта, передавив стик крена на пульте) и должен им за это денег. Или я отдаю им свой ноут, или мне каюк. Впрочем, после угрозы вызвать ментов сыночек ограничился только тем, что метнул в меня камень и под одобрительные комментарии родителей скрылся с ними на машине. С тех пор мы больше не общаемся, а недавно стало известно, что они переехали. Не завидую их новым соседям =)

Мораль... А мораль сей басни такова - уважаемые родители! Не надо покупать детям хоть и выглядящие как настоящие, но дорогие и сложные в управлении модели. Это именно модели, а не игрушки, и для управления ими требуется определённый скилл... Возьмите в ближайшем магазине простейший радиоуправляемый вертолётик за тысячу-две. Вот это весёлая игрушка, которая осваивается максимум за час и может летать даже в квартире. Только не возле люстр! Ну а если душа просит чего побольше - берите метательный планёр или простейшую тренировочную модель. Подойдёт и квадрокоптер начального уровня... А ещё есть машинки и катера. В них не особо разбираюсь, но ясно, что они значительно проще самолёта. И тогда будет действительно весело. И пожалуйста, будьте чуточку поадекватней...

Показать полностью
59

Первым делом самолёты. О пешках и ферзях.

Заранее извиняюсь за длительное отсутствие постов. Просто пришлось заниматься немного другими делами, учёба в универе подпирает, да тут ещё и Ведьмак 2 по распродаже... Но я снова с вами, и сейчас я расскажу об одной довольно интересной и в чём-то трагической странице в истории советских ВВС. Включите "Арию" - 1100 или "Мы летим, ковыляя во мгле" и начинайте читать...

На первомайском параде 1940 года над Красной площадью прошёл новый истребитель. Для человека, хоть немного знакомого с авиацией, он был явно диковинкой. Вместо похожего снизу на знак "+" силуэта Яка или маленькой, но юркой фигурки "Ишачка" в небе плыл двухмоторный самолёт, больше напоминавший бомбардировщик, чем истребитель. Мало того, новый истребитель был 3-х местным. Назывался он - ВИ-100, от слов "Высотный Истребитель".

Первым делом самолёты. О пешках и ферзях. Длиннопост, Советский, Авиация, Петляков, Бомбардировщик

Решение создать самолёт, способный подниматься на 10 километров и вести там воздушный бой, а в перспективе довольно долго барражировать над определённой территорией, встала перед командованием ВВС после 1935-1937 года. В это время в КБ Туполева при непосредственном участии В. М. Петлякова был разработан дальний высотный бомбардировщик АНТ-42, в то же время по ту сторону океана появился дальний высотный бомбардировщик Б-17, прозванный летающей крепостью. А значит, если есть действие, то на него нужно найти противодействие. Значит нужен был истребитель, удовлетворяющий такому вот ТЗ:

1)Мощное вооружение

2)Скороподъёмность

3)На высоте скорость НЕ МЕНЕЕ 600 км/ч

4)Возможность как сопровождать дальние высотные бомбардировщики, так и сбивать их.

Оказавшийся в тюрьме официально за невыполнение сроков по АНТ-42 Петляков (а неофициально читал в одной книге, что там интриги в руководстве похлеще, чем в Игре Престолов были, только вот попахивает книга желтизной) в кратчайшие сроки приступил к созданию новой машины. К 22 декабря 1939 самолёт был закончен. В скорости он уступал ТЗ, развивая на высоте всего 535 км/ч вместо 600, но на тот момент это было лучшее из имеющегося. В заключении комиссии по новому самолёту включили и ещё один крайне важный момент:

...3. В целях использования высокой аэродинамики самолета "100" целесообразно создание на его базе пикирующего бомбардировщика без гермокабины. Необходимо построить опытную серию.

Макет этого самолета предъявить на утверждение к 1 июня 1940 г...

Первым делом самолёты. О пешках и ферзях. Длиннопост, Советский, Авиация, Петляков, Бомбардировщик

Новый бомбардировщик, названный Пе-2, пошёл в войска. Он мог погоняться наравне с истребителями, развивая 500-540 км/час, а нёс он до тонны бомб - гораздо больше, чем штурмовик Ил-2, хотя "пешка", как называли Пе-2 лётчики, была гораздо слабее защищена бронёй.

Началась война. Поступившие весной в военные части самолёты спешно бросили в бой. Увы, тактики их применения тогда ещё не было. Вообще. И части несли потери. Большие потери.

Первым делом самолёты. О пешках и ферзях. Длиннопост, Советский, Авиация, Петляков, Бомбардировщик

За первые 2-3 года войны эта тактика вырабатывалась. На протяжении 41/42 годов с пикирования особо не бомбили - опыта не было. Вместо этого, в особенности при налётах на очень крупные цели, самолёты бомбили горизонтально, как немецкие Хе-111. Да, при этом страдала точность, но шли первые годы войны и по-другому с необученными лётчиками поступить было нельзя - самолёт был сложен в пилотировании.

Основными целями Пе-2 были:


Железнодорожные станции и узлы;

Мосты, дороги;

Транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Чёрном Море, Тихом Океане);

Морские порты, причалы;

Колонны автотранспорта и бронетехники;

Полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии;

Аэродромы;

Склады боеприпасов, ГСМ;

Непосредственно позиции вражеских войск на передовой.


Но с 1943 года машины наконец-таки начинают применяться "по профилю", в первую очередь под руководством И.С. Полбина. Возвращаются и к истребительным "корням" Пе-2, создавая истребитель Пе-3:

Первым делом самолёты. О пешках и ферзях. Длиннопост, Советский, Авиация, Петляков, Бомбардировщик

Но всего этого Владимир Михайлович Петляков не видел. 12 января 1942 года он погиб в авиакатастрофе... КБ Петлякова возглавил его преемник - Мясищев. Самолёты продолжали выпускать. Пе-2 прошёл долгую фронтовую жизнь. Он воевал от Кавказа до Мурманска, в небе Белоруссии и Украины, над Польшей...  Помогли "пешки" и при штурме Берлина - 4 бомбы по 250 кг каждая разносили укрепления довольно легко. Конечно, не надо думать, что Пе-2 был пуленепробиваем, нет. Встречи с истребителями врага часто оканчивались очень печально, в том числе из-за слабой брони. Война есть война, на ней всегда бывают потери. А сейчас шёл штурм Берлина. Над головами наступающих войск проносились со своим грузом Пе-2, став лучшим памятником гениальному конструктору...

Первым делом самолёты. О пешках и ферзях. Длиннопост, Советский, Авиация, Петляков, Бомбардировщик

P.S. БМ ругался на фотку из моего же поста за 5 августа и на последнюю. Уж поставил её, очень атмосферная, да простит меня великий модератор =)

P.P.S. Думаю заканчивать следующим постом серию из 10-ти, есть интерес, что бы я писал дальше? Тем много, в том числе о воздушных боях, о высшем пилотаже... На крайняк могу здесь зацепить тему союзников, в том числе и американскую палубную авиацию, уж больно интересная, как по мне, тема.

Показать полностью 4
47

Баллада о бомбере. И гуманитариях.

Рискну поведать здесь одну историю из своей "околоавиационной" жизни, после которой ежегодные сообщения о немецких или американских танках на плакатах к Дню Победы стали для меня чуть ближе ). Все события были, но имена и места изменены.

Дело было в 2012 году, было мне тогда 13 лет, и я делал из бумаги и пластика стендовые модельки самолётов. Вот такие:

Баллада о бомбере. И гуманитариях. Длиннопост, Ошибка, Реальная история из жизни

Узнали об этом и в локальном Доме Культуры. Были там разные кружки, в том числе и направления "умелые руки". А в конце каждого уч. года проходила выставка творчества деток. По техническому творчеству всё было глухо, кружок должен был открыться на следующий год, да и то, если рак на горе... В общем, пригласили меня (на безрыбье и рак - рыба) привлекать этими модельками будущих адептов секты технического моделирования. Выставка кончилась, модели убрали в коробки. И вот в начале нового учебного года звонит мне одна из руководителей ДК, с просьбой. Суть в том, что у них, по случаю очередного закрепления братских отношений между нашей Необъятной и Страной Восходящего Солнца проходил праздник - "Рейс в Японию". Ну там всех заводят в зал, девочки танцуют в кимоно, мальчики махаются ногами аки Нео, художницы показывают мангу картины а-ля Япония собственного авторства. В целом показывают, насколько глубоко прониклись культурой братской страны. И главное - на это мероприятие приезжает КОНСУЛ Японии в Петербурге. И не один. а со своей японской свитой. А значит, всё должно быть по высшему разряду. Значит должна быть "стойка регистрации", "посадочные талоны" и главное - самолёт. Называется-то всё "Рейс в Японию"! А вот самолёта у них и не было. Вот и решили поискать в моих коробках, хранящихся там с весны. Не долго думая, указал им на коробку с надписью "Гражданская авиация 1:100", сказал брать из неё любой самолёт и забыл об этом деле. Кто же знал, что они проверят ещё и ДРУГИЕ коробки.

В день мероприятия звонит мне друг из японской школы, которого добровольно-принудительно пригнали на это мероприятие - общались с ним в раннем детстве, потом разошлись пути-дорожки, но модели он мои видел. Звонит с единственным вопросом - Что за? Несусь на всех парах в ДК, чуя, что попахивает международным скандалом. Приезжаю и далее - нет, не немая сцена, объяснение с персоналом. Как выяснилось, в коробке с надписью "Гражданская авиация" модельки были "невзрачненькие" и поэтому после обыска соседних коробок был найден четырёхмоторный красавец-гигант и водворён на место. В холле, рядом с импровизированной стойкой регистрации стоит самолёт, который должен "отнести" посетителей и по совместительству консула в Японию и обратно. Да только вот этот гигант четырёхмоторный - бомбардировщик Б-29, и, как нарочно, в варианте окраски Enola Gay. Модель ТОГО САМОГО самолёта, который скинул атомную бомбу "Малыш" на Хиросиму. Вот такой вот, блин, "Рейс в Японию". Думаю реакцию консульства, увидь они это, представлять не надо. К счастью, сменить Б-29 на вполне себе мирный Ту-154 успели до приезда консула. А потом приехавшие дипломаты и вся королевская рать пошли в зал смотреть выступление. Международного скандала не случилось...

Показать полностью
68

Первым делом самолёты. Чудо-чудное, диво-дивное...

1 октября 1942 года на аэродроме в немецком Лехфельде было тихо. Фронт был там, далеко, на Волге, а здесь, в глубоком-глубоком тылу к вылету готовили новый опытный самолёт. Это был истребитель - одноместный, с акульим телом, он явно выглядел созданным по последнему слову науки и техники. Вот только воздушного винта у него не было. Ни спереди, ни сзади. Вместо винта под плоскостями были закреплены 2 "сигары" - 2 турбореактивных двигателя. Так начиналась история оружия, которое позже, во время краха Третьего Рейха будет названо "чудо-оружием", "оружием возмездия" (интересно, возмездия за что? За то, что не дали всех заключённых концлагерей в костную муку переработать?). Пока же новый, экспериментальный реактивный самолёт назывался просто "Мессершмидт Ме-262". (На фото трофейный британский экземпляр)

Первым делом самолёты. Чудо-чудное, диво-дивное... Длиннопост, Советский, Авиация, Вундервафля, Иван Кожедуб, Лавочкин

Изначально самолёт задумывался как поршневой, но с дополнительным "ускорителем" в виде установленных под крылом турбореактивных двигателей (ТРД). Сами ТРД на тот момент были недостаточно мощными и не могли поднять самолёт в воздух самостоятельно. А вот с тремя двигателями первый самолёт мог летать и имел неплохой потенциал истребителя. Но ТРД оставались очень и очень ненадёжными, и в первом же полёте 25 марта 1942 года оба ТРД отказали и пилот чуть не отправился в мир иной вместе с машиной. Проект был под вопросом. Но тут появился ОН. Двигатель Jumo-004, сложный, но крайне перспективный для своего времени. Теперь уж поршневой мотор убрали и добавили переднюю стойку шасси - изначальная двухстоечная схема с опорой на хвост не годилась - поток от ТРД "затенял" стабилизатор, и пилот испытывал трудности со взлётом. Так же носовая стойка защищала самолёт от капотирования - цепляния земли носом. Летали на велике через руль? А теперь представьте полёт через руль на скорости в 150 км/ч...  Вылеченная от некоторых "детских болезней" в течение 1943 года машина пошла в серию под названием Ме-262 А-1. Ниже - схема раннего "мессера".

Первым делом самолёты. Чудо-чудное, диво-дивное... Длиннопост, Советский, Авиация, Вундервафля, Иван Кожедуб, Лавочкин

Не надо думать, что всё было столь радужно. К счастью для нас и к несчастью для немцев трудности войны потихоньку начали сказываться на Люфтваффе. Так часть деталей начали делать из дерева, ди и двигатель требовал крайней осторожности - так невозможно было резко увеличить тягу до 100%, так как происходило возгорание двигателя. Даже при бережном обращении жил движок не больше 25 часов. А ещё при больших скоростях - под 800 км/ч, у самолёта возникали проблемы. Но о них чуть попозже.

Ну хватит пока о немцах. В Советском Союзе с весны 1940 года разрабатывался ракетный перехватчик БИ-1, конструкции Березняка и Исаева. Главным отличием его от Ме-262 было то, что на нём стоял жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), а не турбореактивный. ЖРД работал на керосине и азотной кислоте, которые были в баках самолёта. Из плюсов: довольно мощный двигатель и способность быстро набрать высоту, провести одну атаку на самолёт противника и спланировать на аэродром. Из минусов: на первых тестах выяснилось, что самолёт не развивает слишком уж высокую скорость, да и топливо было чересчур токсичным, что было губительно для фанерно-полотняного самолёта (на дворе стоял 1942 год!). К тому же топливо быстро кончалось - двигатель не работал и десяти минут.

Первым делом самолёты. Чудо-чудное, диво-дивное... Длиннопост, Советский, Авиация, Вундервафля, Иван Кожедуб, Лавочкин

27 марта 1943 года лётчик-испытатель Бахчиванджи, наконец-таки пересёк заветную отметку в 750 км/час. Ещё немного, скорость вот уже около восьмисот... Вдруг самолёт затрясся, опустил нос, и, неуправляемый, врезался в землю. Советские конструкторы столкнулись с доселе неизведанным явлением - флаттером - возникавшим на околозвуковых скоростях явлением "затягивания" самолёта в пике и его разрушения. Проект был закрыт, к нему вернулись только в 1945 году.

А 27 октября 1944 года начались испытания самолёта Ла-7Р. Это был хорошо нам знакомый по предыдущим постам Ла-7, только с "ускоряющим" ракетным двигателем. Ничего не напоминает, да? Концепция была похожа на концепцию Ме-262, за тем лишь исключением, что вторым двигателем был ЖРД.

Первым делом самолёты. Чудо-чудное, диво-дивное... Длиннопост, Советский, Авиация, Вундервафля, Иван Кожедуб, Лавочкин

В теории, самолёт мог развить скорость до 800 километров в час, но машина была опытной, со всеми вытекающими. С 262-ми нашим лётчикам пришлось сражаться на самых обычных машинах, на серийных, полностью поршневых Ла-7. "Лавки проигрывали в скорости, но к 1944/45 году советские лётчики, ценой потерь, но всё-таки научились воевать наравне с немецкими асами. А вот в Германии дела обстояли не лучшим образом. И пусть немецкий ас Новотны и пересел на 262-й, но основной массой были новые пилоты, не лучшим образом обученные. В купе с технической несовершенностью самолёта (особенно в купе с двигательной установкой!) это сводило на нет многие технические достоинства "мессера". Летали "мессершмидты" быстро, но вот воздушный бой требовал не только скорости, ано ещё и недюжинного умения. А 1 февраля 1945 года сбитый Ме-262 записал в свой актив Иван Никитич Кожедуб.

Первым делом самолёты. Чудо-чудное, диво-дивное... Длиннопост, Советский, Авиация, Вундервафля, Иван Кожедуб, Лавочкин

О Кожедубе и его "Лавке" будет следующий пост. А пока "чудо-оружие" не давало ощутимых результатов - Спитфайры сбивали Фау-1, многие реактивные самолёты или не выбрались из экспериментальной стадии, или не оправдали себя. В Берлине начали слышать канонаду...

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!