Жить у моря и не иметь плавсредства?! Или нафиг сдалась яхта в Таиланде. Часть 3.
Привет, друзья.
Вы готовы отправиться со мною в путешествия под парусом? Что?! Вам там и с оливье оставшимся с новогодних празднеиков хорошо? Ну ладно, тогда слушайте очередную историю.
Если кто только наткнулся на это чтиво, то вот тут первая часть:
http://pikabu.ru/story/zhit_u_morya_i_ne_imet_plavsredstva_i...
А вот тут вторая:
http://pikabu.ru/story/zhit_u_morya_i_ne_imet_plavsredstva_i...
Как вы помните, переболев идеей катеров я не хотел расставаться с морем и положил глаз на парусник. Потянуть по финансам яхту межконтинентального класса я не мог - тут стоит заметить, что кроме разовой оплаты при покупке появляется статья расходов на содержание и она очень ощутима, да к тому же растет в геометрической прогрессии с каждым прибавляющимся футом длины. Присматривался к чему-то типа Макгрегора 26 футов, причем он под мотором очень хорошо ходит - два зайца одним выстрелом, так сказать.
Т. к. деньги я удачно все спустил и надо было собирать заново - было время 100 раз подумать и я, как мне кажется, принял правильное решение окунуться в эту тему на правах юнги.
Долго искать владельца яхты которому понадобилась бы бесплатная рабочая сила не пришлось и мой старый знакомый взял меня на борт в помощники на бартерной основе: мне опыт - ему помощь.
Первый мой серьезный опыт был перегон яхты с острова Чанг в Паттайю - идти два дня с ночевкой на острове Самет и я поехал забирать яхту.
Это яхта Хантер 31 фут. Самое то для семейного выходного дня - все компактно, но все что нужно есть:
Пятнадцатилетняя такая посудина стоит 35 тыс. $ - за такие деньги лучше куплю кунг в пикап и поеду в автотрип на несколько месяцев. Но нам ее не покупать, а лишь отогнать в Паттайю. Стартуем.
Теория парусов элементарна и осваиваешься через полчаса, особенно если есть опыт кайтсерфинга, виндсерфинга или просто хорошо знакомы с физикой крыла. Без нештатных ситуаций не обошлось - приложил я яхточку мачтой к воде (почти параллельно воде крен мачты был). Выводы сделал, опыт получил, жертв нет :)
В первый же день перехода у меня начало закрадываться сомнение нравится ли мне все это дело - было тупо скучно! Автопилот на этой яхте сдох - пластиковые шестеренки от возраста слизались и закрепив штурвал на нужном галсе багажной резинкой я присел задуматься.
Я очень люблю дорогу. Могу ехать на любом транспорте хоть куда и это будет в кайф, но тошниловка в 5 узлов когда вокруг одна вода - это не для меня. Получается яхта мне нужна чтобы не наслаждаться самим процессом, а как транспортное средство от точки А до точки Б, причем совсем не удешевляющее путешествие, как может сперва показаться. Пока пессимизм овладевал мной, вечерело. Красота заката заставила меня забыть о всех невзгодах и я лишь жалел, что не взял супругу с собою - ей бы понравился вид:
По полной темноте подошли к Самету. Поужинав я занялся ловлей кальмара. К удочке тупо примотал скотчем яркую светодиодную ленту и начал подергивать наживкой. Запомните, ловля кальмара и белоснежная яхта НЕСОВМЕСТИМЫ! Когда вы вытаскиваете кальмара, он, зараза, приветствует вас изрядной струей чернил и они, естественно, попадают на лодку. Ну что ж, щетку в руки и драить палубу :)
На следующий день, с чашечкой свежесваренного кофе идем дальше. В такие моменты, бесспорно, получаешь удовольствие от жизни, но буквально через час опять вокруг море, яхта идет нужным курсом - скукота! Да еще яхта под парусом идет с изрядным креном - неудобно, хоть и быстро привыкаешь:
Так время тянулось до очередного заката:
Когда полностью стемнело, из-за отсутсвия радара становится интересно идти под двигателем, т. к. у многих рыболовецких тайских корыт нет никаких световых опознавательных знаков. Даже один баркасик чуть не зацепили. Когда шли под мотором главный парус не убирали для уменьшения качки, а на подходе к Паттайе налетел боковой шквал и нас приложило конкретно, но интуитивно сработал быстро и правильно, так что все остались целы.
В марине бывало помогал в мелком ремонте яхты, особенно мне нравится на мачту подниматься - там круто качает даже в штиль:
Яхта сверху выглядит как пуля:
Вид на марину открывается зачетный:
После были еще небольшие выходы, даже как-то раз чартерная компания попросила помочь отогнать свежепостроенный катамаран на остров Самуи - это надо пересечь весь Сиамский залив.
В тот день штормило, но было решено выйти на двигателе подальше и уже по обстоятельствам ставить паруса. Катамаран был посторен в паттайской верфи и обошолся почти в 300.000 $ но качество отделки, как бы это сказать... короче, было тай стайл.
Мы вышли втроем, чтобы даже под мотором в три руки идти без остановок и уложиться в 48 часов.
И что же вы думаете, через десяток миль запищал зуммер левого мотора и известил о перегреве. Поковырялись, посмотрели что к чему и вернулись назад. Оказалось при сборке чудные тайские работники поставили все патрубки даже не прочистив и куча муравьев, пауков и пыли попали в мотор. Задержались еще на день до устранения причин. На следующий день история повторилась и уже не было смысла гнать катамаран, т. к. нужно было его доставить под оплаченый чартер, а уже полюбому не успевали.
Теперь представьте эмоции англичанина, который купил этот катамаран за такие деньги, кстати, по срокам строительства просрочили почти на год, и первый же оплаченный чартер пролетел в трубу! Я бы расстроился.
Стоит рассказать немного о возможности получения прав шкипера парусного судна. Сейчас можно отучиться в теплых странах, например в том же Тае, причем у русскоговорящего инструктора, а потом сдать теорию по скайпу в школу в Москве и бумаги тебе пришлют в любую точку мира - удобно и дешевле именно так. Стоит отметить, что практика должна проводиться сертифицированным инструктором и он заполняет ведомость и дневник ученика, так что просто теорию не сдать. Но можно купить эти бумаги без проблем, хотя, честно, я бы не советовал - лучше научиться на чужой яхте под присмотром, чем утопить свою первую посудину с купленными бумагами. Есть и школы полного курса, то есть теория тут же на месте, но все на английском. Обычно практическая часть длится десять дней. Оценки в дневнике, как выяснилось, ни на что не влияют. Мне, к примеру, влепили неуд за раздел "оценка погодных условий", т. к. я во время небольшого шторма подбивал команду поставить полные паруса и наконец разогнать корыто на что оно способно, а не тошнить под мотором 4 узла.
Практику потом накатать не проблема - чартерные компании постоянно перегоняют свои суда и можно пойти на бартерной основе опыт-помощь. Даже подрабатывать можно начать, если не страшно брать ответственность на себя. К примеру, последнее предложение было перегнать яхту из Йемена в Тай, но перспектива прохода через Сомали меня как-то не прельщала, я все-таки семейный человек и потеря кормильца сейчас никчему. Почему не стоит через Сомали ходить - расскажу в следующей части на живом примере.
Сейчас я бывает выхожу в чартеры, обычно в акватории острова Чанг (на востоке Сиамского залива это самый живописный архипелаг) и там хоть не так скучно. Мой райдер - 100$ в день +еда и трансфер до и от места старта чартера. Так что если вы хотите вырваться из серой действительности - вот повод задуматься и пойти учиться на шкипера.
Чтобы эта часть получилась более информативной и интересной давайте начну рассказ о перегоне яхты с Пхукета в Паттайю - вроде одна страна, но надо пройти через Малайзию и Сингапур чтобы попасть из Адаманского моря в Сиамский залив. Вся история не влезет, так что на следующую часть перенесем.
Товарищ купил яхту на Пхукете. Яхта досталась довольно-таки дешево для ее параметров, но она стояла в запустении пару лет и предстояла большая работа. Он уже проковырялся несколько месяцев с ней и наконец позвонил мне прося помочь перегнать. Это был апрель и как раз в последний день Сонгкрана (тайский новый год когда все обливаются водой) я с супругой выдвинулся на Пхукет. В этот раз я взял жену с собою чтобы она прочувствовала что такое ходить под парусом и если бы ей понравился такой вид путешествий, то мы бы все-таки купили парусную яхту. Маршрут предполагался интересный и множество красивых мест должно было порадовать наш взгляд. План был дойти не более чем за пару недель, т. к. у нас уже были куплены билеты во Вьетнам и не хотелось откладывать это путешествие.
Итак, мы приезжаем на Пхукет. Пред нами открывается вид яхты еще на стапелях!
это немного меня озадачило. Мы должны стартануть завтра рано утром, а лодка еще на земле. Когда я поднялся на борт - все стало ясно. Работы еще куча!
Тут стоит упомянуть что такое ремонт и марафет яхты, особенно по ценам. Итак, давайте посчитаем.
Стоянка на стапелях 15000 бат в месяц (чтобы получить в рублях - умножайте на два), товарищ нанял мастеров из другой провинции (в марине если брать обслуживающую компанию - цена космос), он снял для них дом за 30000 бат в месяц, зарплату платил на всех 30000 бат и еще расходники для ремонта: шурупы из нержавейки - 4 штучки 120 бат, любая пластмаска от 100 бат, не говоря уже про серьезные вещи, такие как солнечные панели, кондиционер, помпы и прочее. И если яхта была куплена за полтора миллиона, то еще почти миллион стоило ее привести в божеский вид. Покраска корпуса, покрытие антиобрастайкой, новый тиковый пол палубы, покраска мачты... К примеру, покраска мачты 80 тыс. бат, из которых 50 тыс за работу - сошкурить окисл аллюминия и покрыть спец. краской. Замена такелажа 360 тыс. бат. У меня глазки на лоб полезли когда я чеки смотрел.
Я бы так не заморачивался - однозначно. Махнув рукой со словами "и так сойдет" решал бы проблемы по ходу их поступления. Товарищ же просто перфекционист и оправдывает все действия такой философией: допустим, у вас есть машина за миллион, вы ее сдаете в аренду. В месяц вы получите ну 400-500$, а аренда яхты в ДЕНЬ стоит больше! Поэтому он на обслуживании не экономит чтобы все было идеально, но и до абсурда иногда доходит. К примеру, пластиковые фитинги на трубы в магазине на территории марины стоят в 4 раза больше чем в сантехническом магазине, ну и хрен с ними, что на пакетике будет наклейка for marine. Я этого не понимаю, честно!
С ценами на обслуживание немного обрисовал ситуацию. Давайте теперь упомяну про работников в Тае - это просто пипец. Если за ними не приглядывать, то они садятся с телефоном в тенек и чатяццо нон стоп. ну а если и начнут что-то делать, то без присмотра - это мрак. Они могут просверлить дверку шкафчика чтобы вывести дренажную трубу наружу, т. к. им неудобно монтировать ее в подполье - там труднодоступно, видите ли. Они могут проложить дренажную разводку труб тупо одев трубы с разным сечением друг на друга без переходников и хомутов. Они могут просунуть трубу охлаждения кондея между перегородкой и полом, пережав ее и в итоге в пути вашему кондюку каюк! Они могут вваривая сиденье из нержавейки на корме заварить и замкнуть проводку от солнечным батарей, которая до этого была заботлива и с огромным трудом проложена внутри труб. И под словом "могут" вы уже понимаете, что так нам и сделали. Они могут покрасить корпус и наглухо залить отверстия забора воды. В общем, много чего могут сделать, но один момент меня убил вообще.
Прогуливаясь под лодкой я обратил внимание на неровность в месте крепления киля и ткнув туда пальцем обнаружил большой зазор между килем и корпусом, который был заботливо замазан пластилином и покрашен поверх.
О_о
А предыстория этого косяка вообще эпична. Когда страховой сюрвейер осматривал лодку, то указал в предписании заменить крепежные болты киля - не понравилось ему их состояние и в страховке без этого отказали. Тайцам было дано указание заменить болты, на что они проявили иницыативу и решив что там все нормально тупо зашкурили их чтобы выглядели как новые и покрасили поверх. Ну не пипец ли, товарищи?!
Вообще я часто слышал от них: "Ок мистер. Ви сэнд энд пэйнт." То есть они шкурят и красят все чтобы просто товарный вид приобрело, а то что там жопа механизму - их не волнует. Мой вердикт - им рис выращивать и максимум мотыгой орудовать. За все время здесь мне столько всего угробили эти криворукожопы, что аж злость берет когда вспоминаю. В России хоть в морду дать можно и бабло за косяк взять, а тут это не прокатит никак - тюрьма и депортация! Так что яхту здесь содержать - это надо рассчитывать только на свои силы.
Неделю провозившись в роли рабочего я уже отчетливо понимал, что перегнать лодку мы не успеем. Ну мне-то ладно, не велика потеря - мы с супругой по Пхукету покатались, посмотрели новые места, а вот как товарищ стрессы эти перенес, особенно что он кредитовался под это дело и яхта у него для заработка планировалась, а каждый день простоя - это потеря $ вдвойне.
Наконец, приехал кран чтобы на 20% недоделанную лодку спускать ан воду. Было решено доделывать уже по ходу движения, а крупное уже в Паттайе.
Покатили лодку к спуску:
Вот и место спуска:
Я бы не удивился, если бы тайцы ее завалили или стукнули обо что-то, а потом развели руками и со словами "сорри мистер" пошли дальше по своим делам. Но спуск прошел удачно:
Из сюрпризов было разве что собранный без уплотнителя сепаратор охлаждения двигателя, но это решилось быстрой заменой всего узла.
Еще требовались мелкие доделки для старта и я полез на мачту окинуть взглядом округу, да лампочки на светодиоды заменить.
Вот такая Роял пхукет марина:
Она находится в тупике искуственного канала и тут немного пованивает. Как вы знаете, туалеты лодок работают на выброс нечистот наружу, а народ зачастую на яхтах и живет, так что не купайтесь в маринах и рядом с яхтами на стоянках :)
Вроде все сделано, следующим утром стартуем. Можно расслабиться, выпить чайку и посмотреть как в марине проходит учебная отработка действий во время пожара:
И вот наступило утро, но выйти из марины удалось только поздним вечером. Во превых, приливы/отливы отсрочили выход, во вторых, таец на заправке в марине весь день где-то гулял и никто не мог залить нам дизеля, а в третьих, тайцы, которые должны были сделать нам надувную лодку для высадки на берег, дотянули со сроками до последнего дня и когда привезли ее, то она спустила на наших глазах, а мотор не завелся :)
Пришлось срочно купить каяк, чтобы хоть как-то выбираться на берег. Выйдя из марины в море, бросили якорь для ночевки у первого мелкого островка и уже только следующим утром отправились в путь:
Об этом уже в следующей части.
А пока задумайтесь, вы готовы к седине в висках из-за какой-то посудины? Мой вывод таков: если не болеешь яхтами настолько, что не готов жить на ней постоянно или не хочешь сделать из этого бизнес, то она нафиг не нужна. Аренда - наше все. И пусть вас не пугают цифры от 700$ в день, потому что если посчитать, то ваш выход будет обходиться намного дороже если яхта у вас просто для фана. Ну а если денег куры не клюют, то конечно - берите и не парьтесь, ведь теперь будет повод помериться футами с другими богачами.
Ну а в следующей части будут сплошные радость и веселье с красивыми фотографиями и может тогда вы побежите покупать яхту в теплых странах ;)
Надеюсь в следующей части увидеть ваше совместное фото со счастливой женой в бессмертной позе из к/ф "Титаник" )
А почему бы не взять для развлечения микрушку или чуть побольше? 5,5-7,5 метров? Можно возить на прицепе, управляется 1-м человеком, стоит относительные копейки. В общем лодка лодкой, только с парусом :) Или хотелось чего то большого?
Кстати, для ловли кальмаров она тоже пойдёт, кокпит пластиковый, без настила, моется из ведра =)
Блин класс))
Читаю уже третью часть! Оторваться невозможно! Люто плюсую +++