Эксперименты с ролями/личинами/субличностями

В комментах мне уже задавали вопрос про субличности/роли, решил оформить ответ в виде отдельной статьи...


Что такое роль?


Сначала надо точнее определиться, с чем работать. Обычно под ролью подразумевается нечто, что соответствует некому заранее сформулированному определению. Например, у меня есть ребёнок, я с ним постоянно взаимодействую, значит, это взаимодействие происходит из роли отца. Я хожу на работу, значит, у меня есть роль работника. Я долго болею — формируется роль больного. И т.д.


Я же предлагаю несколько иной подход. Ролью у нас будет называться нечто, что детектируется восприятием как некий цельный объект, даже если у нас нет для этого объекта определения. Это весьма существенный практический нюанс.


— Я чувствую, что сейчас я, как будто не я. Реально ощущаю у себя на теле такую накидку полупрозрачную из не-себя.

— Вот это мы, Александр, и называем ролью или личиной. А кто этот не-я, который в виде накидки?

— Ну, такой злой клоун, который зубоскалит…

— Можете прямо сейчас позубоскалить, как получается?

— Р-р-р-р, р-р-р…

— :) Нормально, у Вас хорошо получается, убедительно. Ещё раз можете?..


— Сейчас я веду себя, словно моя мама. Прям вот сейчас из неё и говорю, даже интонация речи такая же…

— А можете поговорить из неё?

— А что говорить?

— Что в голову придёт. Главное, чтоб Вы почувствовали, что это именно мама, прям вот говорите и ощущайте, что из матери говорите...


— Видел по телевизору как-то одну актрису, чем-то зацепила меня, врезалась в память. Сейчас чувствую, что она во мне, прямо сейчас. Я её чувствую…

— А что у неё за роль была, которая запомнилась?

— Такой маленькой невинной девочки…

— Можете прямо сейчас изобразить эту роль, эту девочку, показать мне её как-нибудь, всем своим видом показать?

— Я вообще-то мужчина…

— Я понимаю, но можете изобразить эту роль?

— Что-то не хочу как-то…

— Почему?

— Сопротивляется что-то внутри, неприятно мне это будет…

— Видите, задание очень простое, но Вы его не можете выполнить, т.е. это значит, что с девочкой мы попали точно в цель, роль для Вас значима, заряжена, значит именно её и нужно проработать: она же не просто так у Вас сейчас в сознании всплыла... Но давайте для начала поработаем с Вашей реакцией сопротивления

— Давайте...


— Наверное, я поступала так, потому что точно так же поступала моя мама...

— Вы прямо сейчас ощущаете, что проявляете себя как мама — прямо сейчас? Или просто рассуждаете?

— Наверное, просто рассуждаю…

— А что чувствуете прямо сейчас?

— Давление в груди…

— А маму чувствуете?.. Сейчас?..

— Нет, сейчас давление в груди чувствую…

— Давайте тогда разберёмся с этим давлением в груди...


— Я ведь отец, я должен так поступать...

— Откуда Вы знаете, что Вы отец?

— В каком смысле?

— Ну, КАК Вы знаете, что Вы именно отец, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ Вы чувствуете себя отцом?

— Ну, как же, у меня же есть ребёнок…

— А отцом себя ощущаете, субъективно, если отбросить само знание, что Вы отец?..

— ...Нет... Если честно, скорее кем-то, кто на вторых ролях находится, обслуживает мать с ребёнком...


— Сейчас я, словно актёр какой-то, сижу перед вами и изображаю кого-то…

— Кого именно?

— Ну, такого якобы ничего не понимающего дурачка…

— Изобразить его можете?

— Могу. Ну, он вот такой придурковатый, с таким признаком дебильца на лице, он ещё вот так делает [показывает]…

— А говорит что-то при этом? Какие-то характерные вещи?..

— Что-то нечленораздельное… му-му-му… бе-бе-бе… О, вспомнил!.. Я когда-то видел такого в своём городе — почему-то запомнился мне...


Эффект приклеивания ролей


Надеюсь, из диалогов вам стал более понятен мой подход к ролям. Но это всё диалоги других людей. А как самому прочувствовать, что такое роль? Можно, например, проделать следующее упражнение. Берёте какого-нибудь значимого для вас человека: папу, маму, лучшего друга или др. Или какого-то запоминающегося, харизматичного, характерного: актёра, певца, политика (типа Жириновского) и т.д. Берёте и изображаете этих людей, всем видом показываете, что вы сейчас — это выбранная роль (мамы, например).


Желательно изображать, при этом, не двигаясь телом и не выражая ничего мимикой, как в том анекдоте про парикмахера — стричь молча. :) Изображать нужно по времени не часы, а секунды, максимум — минуты. Смысл в том, чтобы подобрать такую роль, которая как бы приклеится к вам, как пристаёт навязчивая мелодия, которая потом постоянно/навязчиво звучит в голове целый день.


Но нам не нужно добиваться такого сильного эффекта залипания на роли. Нам нужно почувствовать уже через несколько секунд/минут вот этот эффект подлипания на роли, когда не получается сразу/мгновенно по желанию выйти из роли. Если такого эффекта не наблюдается, вы ощущаете, что роль вас никак не зацепила, не пристала, она вообще “ни о чём”, пустая, то переходите к экспериментам с другой ролью, пока не найдёте приклеивающуюся.


Такие эксперименты нужны, чтобы на практике, в субъективном опыте ощутить, что такое роль. Так сказать, узнать, “куда” смотреть в себе, чтоб видеть роли. То, что вы взялись просто механически отыгрывать какую-то якобы-роль, не означает, что она у вас в структуре психики присутствует, а если и пристутствует, то именно в том виде, в котором вы её отыграли. Так зачем нам работать с тем, чего у нас нет, не так ли? Вспомните диалог выше, где отец на интеллектуальном уровне понимает, что он отец, но на деле чувствует себя совершенно иначе и назвал бы это тоже совершенно иначе.


Итак, роли “расположены” в месте вот этого их подлипания/приклеивания. Как только просекли фишку, “где” это место, можно закончить эксперимент. И перейти к другому. Но только после того, как вы на практике прочувствовали эффект приклеивания — это ключ к работе с ролями. Не будет ключа — дверь не откроете. :)


Отслеживание ролей


Второй эксперимент будет состоять в том, что в повседневной жизни вы будете наблюдать за собой и отслеживать моменты, когда будут проявляться/включаться какие-нибудь роли (теперь-то вы знаете, “куда” нужно смотреть, и где, как говорится, сидит фазан). Как только отловили одну, прочувствуйте её хорошенько, рассмотрите, как будто вы дали больше света на неё, чтобы получше разглядеть детали и общую картину.


Можете даже попытаться усилить эту роль, будто подкручиваете регулятор громкости, можете подчеркнуть её, ещё сильнее войти в неё, воспроизвести её, как будто нажали на кнопку “Play”, и эта роль начала “играть”. Можете поиграться с ней, то усиливая, то ослабевая, будто раскачиваете.


И наблюдайте весь процесс — осознанно. Посмотрите, как, каким образом роль проявляется, чем вас удерживает, цепляет, что в ней такого особенного, какая выгода у вас входить в эту роль и т.д. Всё это делается по как можно более свежим следам, а не так, что только спустя неделю вы вдруг решили поработать с какой-то ролью.


Наша цель не входить в роль так, что вы потеряете связь с реальностью, не драматизировать её, а получше рассмотреть взятую в работу роль, пролить на неё больше света — из этого и надо исходить, разобрать роль по косточкам, достигнуть ясности.


Можно ли эту практику выполнять скрыто? Ведь будет как-то глупо, если вы отловите у себя роль злого гнома и начнёте её усиливать прямо перед собеседником, кривляясь и мыча что-то. :) Помните, выше я написал, что в первом эксперименте желательно изображать роль, не двигаясь телом, не выражая ничего мимикой и ничего не говоря? Вот так и можно скрыть от окружающих, что вы занимаетесь какой-то там проработкой каких-то там ролей. Потому что, на самом деле, сами роли находятся у вас в голове и за пределы головы никуда сбежать не могут. :) Ну, а другой человек как узнает, что именно у вас в голове, если вы ему явно содержимое не покажете?


В идеале после полного осознания всего содержания роли, когда наиграетесь с ней, оная должна раствориться, стать не актуальной, мене значимой или хотя бы просто ослабнуть. Во всяком случае, вы должны почувствовать, что наигрались с ролью, дальше её мучить нет смысла, возникнет такое характерное чувство “достаточно!”, такая специфическая психологическая тошнота. Если этого не произошло, значит, не всё содержимое роли было осознано. Но это уже тема целой серии других статей…

Психология | Psychology

19.8K постов59K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Читая в дружественном ЖЖ материалы на сходную тему, придумал поговорку "субличности ищут публичности".

3
Автор поста оценил этот комментарий

У меня не субличности, а цепочки последовательностей. Первый же поступок, даже случайный или нечаянный, в новой компании начинает определять всё следующее поведение на глазах у этих же людей. Всё это приходится разглядывать со стороны (куда внимательней, чем реальные внешние зрители), внутренне оправдывать, помнить и соответствовать: где и для кого я клоун, где мрачный гот, где скандальная бабка, а где лежачий камень. Произвольно сменить роль в коллективе невозможно, только сжечь мосты. Только в интернете можно сменить ник и писать другим почерком.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо вам, мне нравятся и помогают ваши статьи.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Если такого эффекта не наблюдается, вы ощущаете, что роль вас никак не зацепила, не пристала, она вообще “ни о чём”, пустая, то переходите к экспериментам с другой ролью, пока не найдёте приклеивающуюся.

А если приклеится и потом не отдерёшь?

Наша цель не входить в роль так, что вы потеряете связь с реальностью, не драматизировать её, а получше рассмотреть взятую в работу роль, пролить на неё больше света — из этого и надо исходить, разобрать роль по косточкам, достигнуть ясности.

Зачем тебе бомба если взрывать ничего не планируешь?

В идеале после полного осознания всего содержания роли, когда наиграетесь с ней, оная должна раствориться, стать не актуальной, мене значимой или хотя бы просто ослабнуть. Во всяком случае, вы должны почувствовать, что наигрались с ролью, дальше её мучить нет смысла, возникнет такое характерное чувство “достаточно!”

А если мне понравится быть Тайлером Дерденом? Джек тупая размазня, фу на него. Достаточно он рулил, теперь я возьму вожжи. Он мне потом ещё спасибо скажет.

раскрыть ветку