Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах)

Всем привет! А мы все еще торчим в отеле, поэтому есть время накатать очередной пост, перед долгим молчанием. В этот раз расскажу вам о людях, которые работают на судах.

Напоминаю, что сам работаю на танкере в конкретной компании, поэтому опишу то, что видел сам. В мире много разных фирм, много разных судов, поэтому где-то что-то может отличаться, порой очень сильно (особенно на всяких научных и промысловых судах)

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Слишком подробно каждую должность тут описывать не буду, иначе вы не станете читать)

Итак. Обслуживанием судна занимается определенное число людей, называемое экипажем, командой. (по английски - the Crew). Все мы члены экипажа, даже женщины:). (Crewmember). На каждой палубе судна, в столовых, на мостике и других важных местах вы всегда сможете найти список членов экипажа (Crewlist), я буду называть его крюлист. В крюлисте  написано имя моряка, его должность, его город рождения, либо страна, дата рождения, и номер паспорта (в принципе нам он не нужен). Поэтому оказавшись на судне, вы всегда можете изучить кого как зовут, а так же контролировать дни рождения, чтобы не забыть никого поздравить с праздником. :)

Типичный крюлист имеет следующий порядок должностей:

1) Капитан (Master)

2) Старший помощник (Chief Officer)

3)Второй помощник (Secon Officer)

4) Третий помощник (Third officer)

5)Старший механик (Chief Engineer)

6) Второй механик (Second Engineer)

7)Третий механик (Third Engineer)

8) Электромеханик (El. Engineer)

9)Боцман (Bosun)

10) Матрос первого класса (Able seaman. AB)

11) Матрос первого класса (Able seaman. AB)

12)Матрос первого класса (Able seaman. AB)

13) Матрос второго класса (Ordinary Seaman. OS)

14) Матрос второго класса (Ordinary Seaman. OS)

15) Донкерман (Pumpman)

16) Сварщик (Fitter)

17) Моторист (Motorman)

18) Моторист (Motorman)

19) Повар (Chief cook)

20) Буфетчик (Steward)


Собственно это более менее стандартный крюлист любого торгового судна (в частности танкера) дедвейтом от 35 до 150тыс тонн.

В некоторых компаниях может быть два вторых помощника, в некоторых есть 4 помощник и 4 механик, в некоторых другое число матросов и мотористов, где-то вместо моториста может быть Oiler, так же на судне могут быть кадеты, и дополнительные, временные члены экипажа. Это все частности, думаю нет смысла заморачиваться и описывать все это подробно.

Главное - все вместе мы одна команда, наша цель заработать денег, приехать домой целыми и невредимыми, и, желательно, попутно сделать так, чтобы наше судно исправно бегало между портами, принося прибыль компании, которая платит нам зарплату. :)

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

В ранних постах я писал, что весь экипаж можно разделить на три департамента во главе с капитаном.
Капитан - самый главный человек на борту. Наверняка в комментах найдутся люди, которые со мной не согласятся, но мне пофиг. Он несет ответственность за все, за жизнь и здоровье членов экипажа, за безопасность судна, за груз, он является главным представителем компании на борту, через него идут все вопросы, его подпись стоит почти на всех важных судовых документах, на него сыпятся все шишки, если какой-нибудь безалаберный матрос прям в порту на глазах у всех выбросил ведро с краской за борт, он разбирается с властями, если другой безалаберный матрос напился в баре и устроил дебош, от него зависит как хорошо вы будете кушать, и прочее прочее. Он решает, разрешить ли вашей семье приехать на судно... И да, разрешение на доставку девушек на судно тоже он дает ;)))

Конечно, сейчас роль капитана уже не такая важная, как 30-50-100 лет назад, по сути он менеджер, в подчинении которого находится 18 человек, и большую часть своего рабочего времени он тратит на скучные, нервные переписки с офисом, который всегда постарается все проблемы и косяки спихнуть на экипаж, а значит и на капитана, мол сам дурак, не доглядел.

К тому же капитан имеет власть заключать свидетельствовать рождение и смерть человека, а так же поженить людей, либо арестовать их. Естественно все это будет происходить в нейтральных водах. :)

Каким бы мудаком не был ваш капитан, надо стараться уважать его и его приказы. Если все будут забивать болт на указания начальства, то начнется беспредел и анархия, которые в замкнутом пространстве с 20 мужиками ни к чему хорошему не приведут.

На фото ниже - капитан контролирует заход судна в порт по реке Миссисипи. 

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

А тут другой капитан вместе с лоцманом ведет судно через небольшой американский канал.

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Поговорим о департаментах. Остальных членов экипажа можно разделить на палубную команду, команду машинного отделения, и на камбуз.


Глава палубной команды - Старший помощник капитана. 

Это счастливый человек, который уже без пяти минут капитан. Если капитан заболеет или умрет, старший помощник должен быть готов его заменить.

Сделаю небольшое отступление. Вообще на судне все офицеры взаимозаменяемы по старшинству. Старпом должен быть способен заменить капитана, второй помощник - старпома, третий помощник - второго, и т.д., то же самое и с механиками. Поэтому даже если вы не стремитесь расти в должности (что очень странно), вы все равно обязаны знать работу вышестоящего офицера. :)

Так вот, старпом у нас отвечает за грузовые операции, за составление грузового плана, за исправное состояние всего, что находится ЗА ПРЕДЕЛАМИ машинного отделения, за организацию рабочего распорядка дня, заказ всех необходимых запчастей и инвентаря на борт, за обучение кадетов, и за решение различных конфликтных ситуаций у рядового состава. Так же старпом - офицер по безопасности и по охране судна. (Safety and security). Ему приходится работать с бумажками не меньше чем капитану, заполнять тонны всяких чеклистов, актов, журналов. Во время швартовки старпом находится на мостике, чтобы в случае чего, принять командование на себя.


После старпома идет 2-й помощник, так же именуемый навигационным. 

Одна из самых халявных должностей на борту. Он отвечает за исправную работу всего навигационного оборудования на мосту, за поддержание карт и книг в актуальном состоянии (корректуру), часто он отвечает за канцелярию на борту, а еще это офицер связи. Все штурмана проходят курсы по работе с радиоаппаратурой, но отвечает за нее второй!

Еще второй помощник прокладывает маршрут судна, рассчитывает сколько времени понадобится на его прохождение, оставляет заметки в ключевых точках (например - в этой точке надо доложиться портовым властям, в этой точке позвать капитана и перевести машину в маневреный режим, и т.п.) Во время швартовки он контролирует рядовой состав на корме судна.

Так же второй помощник главный по медицине - он заведует судовым госпиталем, следить за тем, чтобы судовая аптека была полна необходимыми непросроченными лекарствами, он оформляет специальную бумажку для поездке к врачу, и т.п.

В общем у второго помощника самая морская, самая классическая должность. =)

P.S. Совсем забыл - за чистоту мостика тоже отвечает второй помощник. Он не всегда убирает его лично, но тщательно следит за этим делом.)

На фотографии правда не второй помощник а я, несколько лет назад, в должности кадета, но типичный второй помощник за работой выглядит примерно так. Только лицо попроще....=)

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

На фото ниже - дружные старпом, второй пом, и матрос (на фоне - кадет)

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

А это - главное рабочее место 2-го помощника днем.

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Третий помощник. Если на борту нет четвертого, то, обычно, это самый молодой и наименее опытный офицер. В этом нет ничего обидного, все ведь когда-то начинали с нуля =)


Третий помощник - главный живчик на борту. Он должен совать свой нос везде, где только можно (в разумных пределах) и знать обо всем, что происходит на борту. Хороший третий помощник при этом не стучит об этом капитану и старпому, хоть это и поможет ему расти в должности быстрее ;). А все почему?

На фото - третий помощник отлынивает от работы, читая новости)))))

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Потому-что, во первых, это главный помощник капитана. Третий готовит большинство документов на приход в порт, хотя это обязанность капитана, часто капитаны скидывают на него и другую свою работу, например подсчет зарплат, выдача аванса, подготовка всякой фигни. Так же третий помощник является заместителем старпома по безопасности на судне, а это значит что он отвечает за исправность и работу ВСЕГО противопожарного оборудования (шланги, гидранты, огнетушители, которых на борту не меньше 40 штук разных видов, костюмы пожарных, баллоны с воздухом для костюмов пожарных, и т.п.) и за исправность и работу всех средств спасения с судна - спасательные шлюпки, плоты, жилеты,пиротехника. Еще он отвечает за то, чтобы все члены экипажа знали свои обязанности по тревогам, чтобы на всех палубах эти обязанности были расклеены, чтобы все важные наклейки были на своих местах и выглядели свежо. А еще он оформляет все бумаги на новых членов экипажа, помогает готовить справки о плавании, помогает повару заказывать провизию и решает миллион мелких проблем, с которыми рядовые стесняются подойти к старпому или капитану. =)


На фотографиях - редкий случай, когда произошла большая смена экипажа и послезавтра судно опять приходит в другой порт, нужно срочно разобраться с документами новеньких.

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост
Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

На фото ниже - типичная пожарная станция, в коробках лежат костюмы пожарных, которые определенные члены экипажа натягивают на себя в случае пожара. На моем судне 3-й помощник тоже на тягивает этот костюм, так как считается главным пожарником =(

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Так же 3-й помощник занимается слопчестом, артелкой или, по простому, судовым магазином. За деньги компании закупаются разные товары (от шоколада с пивом, до парфюма и зубной пасты) и третий продает это остальным, имея с продажи до 10%. На нижних двух фотографиях слопчест на моем судне, которым занимаюсь я. =)

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост
Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

В общем, думаю, теперь вам понятно, что специфика его обязанностей такова, что он активно общается со всеми людьми на борту, от кадета до капитана и стармеха, поэтому если 3-й помощник не гавно как специалист и как человек, то его все любят, повар откладывает ему пирожки, механики помогают с механизмами, старпом и капитан отправляют за чем-нибудь в город, а второй помощник с удовольствием рассказывает о своей работе)

Во время захода в порт, третий помощник отвечает за швартовку на баке.

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Втроем, включая капитана, мы образуем команду мостика (Bridge team).

Очень важно, чтобы все штурмана были дружны между собой, тогда и атмосфера на мосту хорошая, и капитан доволен, а если доволен капитан и счастлив старпом, то и всему экипажу от этого хорошо.

Перед заходом в порт, хороший капитан всегда собирает штурманов и обсуждает как сам процесс подхода к акватории порта и движения в ней, так и процесс швартовки. Эдакий мини-мозговой штурм, чтобы все имели представление о том, что нас ждет, и сделали свою работу быстро и четко. Нижнее фото иллюстрирует такое обсуждение. На карте портовой зоны лежит листик со схемой швартовки.

Я моряк. И половину жизни проведу на судне. Часть II(Про обитателей больших железяк) Глава 1 (О Штурманах) Кораблятская жизнь, Море, Профессия, Моряки, Офицеры, Штурман, Экипаж, Команда, Длиннопост

Если в компании есть должность 4-го помощника, то капитан грузит работой его, 4-й отвечает за большинство бумажек, иногда ему дают немного обязанностей по safety оборудованию. По сути 4-й помощник это кадет, с бОльшей зарплатой и с небольшой ответственностью)

В некоторых компаниях обязанности 2 и 3 помощников меняются, то есть второй делает работу третьего, а третий - работу второго.


Штурмана несут ходовую вахту на навигационном мостике. 


с 8 до12 утром и вечером стоит третий помощник. Она считается детской, а еще "прощай молодость" 

С 12 до 4 утром и ночью стоит 2-й помощник. Эта вахта считается собачей.

С 4 до 8 утром и ночью вахту несет старпом. Эта вахта называется королевской. =)

Почему они так называются? Пусть кто-нибудь в комментах напишет, мне не хочется увеличивать текст) либо потом сам напишу там.


Когда судно приходит в порт, помощники несут грузовую вахту.

Старпом, как человек, отвечающий за грузовые операции и за груз, стоит ее почти сутками. Если помощники более менее грамотные, то он не боится оставлять их одних, а сам идет отдыхать.

А 2 и 3 несут вахту 6 через 6. Третий помощник с 6 до 12, а второй с 12 до 6. В порту вахтенный помощник на отдыхе неприкосновенен, потому-что выгружать судно в убитом, сонном состоянии не очень прикольно, еще хуже, когда тебе после этого судно выводить из порта и нести ходовую вахту :) 


Поэтому хорошо, когда есть 4-й, либо второй второй помощник, в таком случае что на ходу, что в порту вахта несется 4 через 8, а у старпома обычный рабочий день с 8.00 до 18.00.


Фух, ничего себе я настрочил! Думаю пока на этом закончим, вроде ничего важного не забыл. Следующий пост посвятим механикам :) Спасибо, что дочитали этот текст до конца, надеюсь было интересно.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Самый крутой и интересный цикл про морскую работу.

Плюсую. Продолжай. Пишешь хорошо.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Жду с нетерпением про машину пост =)

3
Автор поста оценил этот комментарий

А как можно стать не просто матросом а пиратом???

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
"0-4" - королевская вахта (логика - время балов, кроме того, затем дрыхнешь до обеда); 4-8 - собачья вахта (самая тяжелая, все спят, и только ты, как ...)
Старпомы, конечно, оспаривают это. :)
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно и про механиков почитать.Хотя и за это спасибо,очень интересно