ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога.

Предыдущие посты: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4


Вашингтонское соглашение породило красавиц и чудовищ межвоенного кораблестроения. Если вторыми стали "вашингтонские крейсера", то красавицы - это несомненно авианосцы. В этой главе я расскажу о Леди Лекс и Сара-мару, легендарных авианесущих кораблях американского флота. Для затравки - фото Лексингтона и Саратоги на фоне Даймонд-Хеда на Гавайях, 2 февраля 1933. Через неделю начнутся учения Fleet Problem XIV, в ходе которых Лекс условно погибнет от огня линкоров, а Сару загонят в угол и нанесут серьезные повреждения.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Уже 25 июля 1921 года, за несколько месяцев до начала конференции, американские конструкторы узрели будущее и начали прорабатывать проект по переделке строившихся линейных крейсеров типа Лексингтон в авианосцы. Выбор был понятен - крейсера обладали мощной энергетической установкой, позволявшей развивать скорость свыше 30 узлов. Ведь чем сильнее набегающий поток воздуха раздувает щеки пилоту, тем проще ему взлетать (собственно, именно поэтому авики разворачивались носом на ветер).

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Сара в постройке, еще будучи линейным крейсером. Видны барбеты возвышенных башен и вырезы в палубе для нижних башен. Вся серия именовалась эпичнее некуда (от Конститьюшен до Юнайтед Стейтс) - в честь Войны за независимость. Видать, в пику чопорным британцам. Реакция Адмиралтейства на этот тонкий троллинг не известна.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: легким движением руки брюки превращаются... Презентация варианта перестройки в авианосец на натурных моделях.


На тот момент у янки был единственный авианосец: Лэнгли, но эту несуразную лоханку, перестроенную из угольного транспорта, никто всерьез не воспринимал, так что Лекс и Сару можно справедливо назвать первыми полноценными авианесущими кораблями ВМС США. Несмотря на отсутствие опыта (откровенно говоря, в плане строительства авиков и Британия и Япония тогда были на полшага впереди), американцы почти в точности попали в "классический образ авианосца". Массивный "остров", интегрированные в силовой набор палуба и ангар - именно так выглядят всякие Нимицы, Кузнецовы и прочие. Джапы при этом знатно поизвращались в поисках оптимальной модели, но рассказ об Акаги и Кага - это отдельный пост. Силовая установка авианосцев давала мощность в 180 тысяч лошадок. С чем сравнить? Турбины нашего несчастного Кузнецова эквивалентны двумстам килокобыл.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Лекс в сухом доке в Бостоне, 12 января 1928 г.


Строительство кораблей затянулось на пять лет, и только к тридцатым годам оба авианосца вступили в строй. Изначальная концепция предполагала, что авики должны быть способны противостоять легким крейсерам, поэтому на Лексе и Саре спереди и сзади "острова" стояли башни с 203-мм орудиями. Крейсерский калибр оказался на авианосцах абсолютно ненужным. Замену ненужных бабах на 127-мм универсалки задумали еще в 1940, но сделали только после начала войны - и исключительно на Саре. С Лекса башни демонтировали в марте 1942, судорожно пытаясь нарастить ПВО корабля. Башен с 127-мм универсальными орудиями не было, и вместо снятого крейсерского калибра поставили 28-мм счетверенные зенитки, а также понатыкали Эрликонов где только могли. Увы, не помогло - через несколько недель самолеты с японских "журавлей" Секаку и Дзуйкаку утопят Лекс во время сражения в Коралловом море.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Хотя новенькие корабли обладали огромным ангаром, вмещавшим 79 самолетов, янки хотелось еще немного, и они придумали подвешивать резервные машины под подволоком ангарной палубы. Такая перепланировка по фэн-шую дала еще 30 самолетов к авиагруппе.


В последнее время диванные эксперты постоянно говорят, что во время учений 30-х годов американские авианосцы, играя за вероятного противника, регулярно топили линкоры и вообще непрозрачно намекали на последующую трагедию в Перл-Харборе. Это верно лишь отчасти. Да, такие примеры были, но были и примеры абсолютно провальных для авианосцев операций (те же Fleet Problem XIV). Это давало пищу для сторонников броневанн и провоцировало бесконечные споры. Так что не все было очевидно, и на тот момент никто не мог абсолютно точно предугадать, какую роль будут играть авианосцы в войне на море.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Лекс в роли плавучей электростанции. На протяжении месяца авианосец снабжал город Такома в штате Вашингтон, гидроэлектростанция которого не могла дать нужную мощность из-за низкого уровня воды.


На момент атаки Перл-Харбора оба авианосца отсутствовали в гавани. Сара забирала самолеты и экипажи в Сан-Диего, а ее систершип отвозил бомбардировщики корпуса морской пехоты на Мидуэй. Спасшись таким образом, корабли включились в боевую работу. Судьба уготовила им совершенно разные пути, но привела к одному финалу. Лексингтон погиб в мае 1942, не сделав почти ничего за время первых рейдов к Маршалловым островам и острову Уэйк. Серой Леди хватило двух японских торпед и двух бомб.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: команда на палубе Лексингтона готовится к эвакуации. Борьба за живучесть корабля шла на протяжении шести часов. Попадания торпед вызвали цепную реакцию, приведя к взрывам топливных цистерн, которые сотрясали авианосец один за другим. Тем не менее, команда успела принять вернувшиеся самолеты и организованно покинуть корабль. Эсминец эскорта добил его торпедами, и Леди Лекс скрылась в море максимально пафосно, не перевернувшись, а неспешно осев на практически ровный киль.


Саратога пережила за войну многое - и нападение подлодок, и атаки камикадзе, и работу в паре с британским авианосцев Викториес... Несмотря на то, что она не участвовала в решающем сражении при Мидуэе, славы на ее долю досталось немало.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: снимок сделан буквально через несколько секунд после атаки первого камикадзе во время битвы за Иводзиму. За три минуты на корабль свалилось аж пять япошек.


Сару не стали возвращать в действующий флот, так как старый авианосец по всем параметрам уступал новым и многочисленным Эссексам. К концу войны у янки появилась новая игрушка под названием "ядерная дубинка" и какой-то штабной умник решил, что неплохо было бы попробовать эту дубинку на кораблях. Сара была выбрана одной из жертв, и 25 июля 1946 года корабль затонул после взрывов двух бомб у атолла Бикини.

ВМВ на море: прелюдия. Часть 5: из крейсеров в авианосцы. Лексингтон и Саратога. Флот, Вторая мировая война, История, Длиннопост, ВМФ

Фото: Сара делает буль-буль и говорит всем пока.


Вот и сказочке конец, а в следующей части ждите историю японских визави Лекса и Сары - Акаги и Кага.


Кстати, если Вам интересно узнать о битве за Атлантику, советую почитать посты коллеги MOHAPXNCT.

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

3
Автор поста оценил этот комментарий

Буль-буль,всем привет)

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

У многономерного Фьюриеса история более сложная. А эти то по сравнению с ним, сразу стали авианосцами.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Ведь чем сильнее набегающий поток воздуха раздувает щеки пилоту, тем проще ему взлетать (собственно, именно поэтому авики разворачивались носом на ветер).

Нос на ветер.. против ветра взлетать удобно, но садиться еще удобнее - с палубы вбок не сдувает и жопу попутным ветром не поднимает ;)

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Приветствую, есть ли у тебя в планах рассказать что нибудь про Британские авики?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Силовая установка авианосцев давала мощность в 180 тысяч лошадок. С чем сравнить? Турбины нашего несчастного Кузнецова эквивалентны двумстам килокобыл.

Cadillac 452 (1930ые) имел двигатель V12 объемом 7.1 литр. С чем сравнить?

Атмосферник V12 у несчастного Ferrari Enzo менее 6 литров объемом.

==================


Статья очень классная, фотки просто огонь. Но очень сильно попахивает желтой прессой и пропагандой из-за таких вот пассажей, а также из-за использования уничижительных штампов. "Броневанны"? "Авики"? Серьезно?

Уверен немного более нейтральные определения крайне положительно скажутся на восприятии. При этом менять несколько фривольный, я бы даже сказал, слегка гусарский стиль изложения совсем не нужно. Просто избавиться от желтого налета.... ;-)

раскрыть ветку