В рамках истории психологии. Религиозная глубинная психология по Л. Сонди.

Одно время интересовался биографией Леопольда Сонди, и попал по ссылке на сайт http://consul.com.ua. Сейчас домен сайта продаётся.

И прочитав одну из статьей, я понял, что согласно теории Сонди, только религия и вера может изменить подсознательную судьбоносную программу человека. Саму статью я сохранил, и хочу поделиться с вами.


Сонди определил Веру как "царский путь" к гуманизации людей, перефразируя Фрейда - "сновидения - царская дорога к бессознательному". Учение о функциях Веры, вероанализ и размышления о Божественном духе в работах Сонди до сих пор вызывают острую критику со стороны коллег работающих в области медицины, психиатрии и психоанализа (диссидент, выскочка). "Это же не наука, а мировоззрение", на что Cонди отвечал : "Горе науке которая не имеет достаточно мужества для того, чтобы стать мировоззрением."


Один из центральных вопросов в теории Сонди является вопрос религии и религиозности. Классический психоанализ недвусмысленно рассматривает религию как коллективный невроз, невротическое образование компромисса или как проявление инфантилизма, являющегося темой анализа, как признак регресса. Однако первые "психоаналитики" были служителями религии (проповеди). Пассивная позиция священника способствовала направленному потоку ассоциаций прихожан в области своих грехов при установке на процедуру исповеди.


Многие аспекты религиозных проявлений Фрейд связывал с защитными механизмами в виде реактивного образования, вытеснения и сопротивления. Слишком часто за ними скрывалась неискренность, гиперморальность, злоупотребление властью. На кого обращена вера прихожанина церкви? Кому он верит? Всевышнему или священнику, мулле, раввину? Кто становится для него фигурой символического отца или матери? По-видимому Всевышний становится символическим родителем, а священник его старшим сыном, сливающимся порой с образом отца. В этом случае происходит иллюзорная компенсация тех чувств, которые были депривированы или вытеснены в детстве (или их компенсация за счет реактивного образования).


К религиозно-ориентированным психотерапевтам можно отнести видных представителей швейцарской психоаналитической школы - Юнга, Пфистера. К ним примыкал и Сонди.


Согласно К. Бюрги-Майеру существует изначальная религиозная потребность. Назовем это потребностью в партиципации. Он указывает, что Фрейд мог прийти к такому заключению, но не пришел. Вероятно Фрейд еще в детстве отрекся от Бога, как от мифического отца.


Сонди исходил из предположения, что в основе каждого человека лежит потребность в партиципации с бытийным могуществом Бога и к единению с Божественным духом (по-видимому, это разновидность нарциссизма), он считал, что существуют такие формы в виде эрзаца, и вытеснение и дробление этой потребности в партиципации и единения с Богом представляет собой тяжелое психическое расстройство. Тогда хобби шизоидов по-видимому являясь для них эрзац-партиципацией оберегают их личность от окончательного расщепления. Потеря хобби, хотя бы в результате психоаналитической терапии ведет к расстройству и повышает вероятность суицида, как непереносимость экзистенциального вакуума заполненного эрзацем.

Оказание психотерапевтической помощи Сонди рассматривал в качестве важнейшей задачи судьбоаналитиков:

- при осознании, пробуждении и ощущении духовных потребностей в единении с Богом.

- при устранении вытеснения потребностей в трансценденции и партиципации.

- при установлении различий между истинной Верой и ее такими искажениями как идеология и бред.

Сонди (1956) : " Мы говорим, что расстройство Веры - это расстройство Я. Поэтому каждый врач и психолог должен исследовать функции Веры своих пациентов, а в случае ее нарушения из-за ошибочного распределения мощи, попытаться расчистить завалы на пути к Духу. Только в этом случае аналитику удастся заполнить Духом индивидуальное и коллективное, управляемое и безопасное существование своих пациентов - по аналогии с аналитическим дуальным союзом. Данное перенесение "аналитического переноса" на вечный объект Веры в состоянии вынести перенос Всемогущества, так как он и без людей является Всемогущим".


Эти замечания Сонди легли в основу дефиниции Веры : Вера рассматривается как распределение и перенос своей Бытийной мощи на Божественный Дух.


Сонди основал свою судьбологию на предпосылках :


- Человек по своему происхождению соединен с непротиворечивым Божественным Духом.


-Человек сопричастен Божественному могуществу бытия и всемогуществу Бога. Трансцендентное могущество бытия проявляется в его биологической имманентности, как врожденная бытийная мощь, заложенная в его генах. Сонди отдает предпочтение мифическому, иррациональному языку и выражению своих мыслей через аналогии, когда речь заходит об изначальном бытии людей. С пробуждением Я человек берет на себя щекотливую задачу по оптимальному распределению бытийной мощи в отдельных областях своего существования. От того как человек распределит свое могущество в значительной степени зависит и судьба этого человека.


Если Я человека односторонне переносит бытийную мощь и Всемогущество на свою наследственность, то человек оказывается под господством навязанной формы судьбы, что довольно часто находит свое пристанище в формах расщепления и национализма, с их подробными экскурсами в прошлое предков. Это доминирование наследственно-связанной судьбы заставляет человека слепо, без лишних вопросов, принимать на веру заветы предков и следовать примеру их жизни, в результате чего он оказывается неспособным организовать жизнь в соответствии со своими возможностями.


Если жизненно-энергетический потенциал обрушивается на инстинктивную жизнь человека, то он проживает навязанную форму судьбы неудержимого и импульсивно-неуправляемого характера. Если окружающая среда при распределении бытийной мощи получает пропорционально большую часть, то на долю человека выпадает судьба, связанная с неврозом социального характера. В этом случае, по мнению Э. Фромма, человек, чувства которого ориентированы рынком, является отчужденным от себя, от своей работы, от своих ближних и от природы. Рыночные отношения и особенности личности, требуемые в них, приобретают неограниченную власть над людьми. В том случае, если Я уступает свою власть рассудку и интеллекту, то человек деградирует до уровня холодного рационалиста, "сомневающегося во всем, что находится за границей разума и чувственного опыта" Хотя, вряд ли разума, здесь вероятнее всего имеют значение виды защит, таких как сверхценные идеи и рационализация, которые охраняют Эго от подавленных влечений. Такой человек теряет, по мнению Сонди, высшую возможность человеческого Бытия к трансценденции. В своем сугубо рациональном мире, где учитывается только то, что можно измерить и поместить в каталог, он "усыхает подобно сухофрукту".


Если все могущество бытия отходит к миру идей, человек лишается почвы под ногами. Если Я сохраняет всю полноту бытийной мощи в самом себе, аккумулируя в себе всемогущество, то человек становится напыщенным от псевдобогоподобия. Он становится жертвой магии и чародеев.


Трагедия человека заключается в том, что с пробуждением своего Я он теряет единство с Божественным Духом. Правда Дух все еще образует сердцевину сущности человека. Однако все меньше и меньше человек помнит об этом. Отчуждение от Божественной сердцевины сущности является следствием односторонней ориентации на обыденное сознание, которое создавая категории пространства, времени, причинности, абсолютизирует рациональность, логику, потребность в объективизации, а также раскол между субъектом и объектом. Человек односторонне идентифицирует себя с этим типом и контролирующего "сознание" настолько, что не в состоянии понять, что его восприятие мира является лишь изложением переданного ему от социума соглашения, как он должен интерпретировать свои ощущения, если бы он хотел считать себя полноценным членом общества.


Чем более человек отчужден от своего единства с Божественным Духом, а следовательно от своей целостности, тем более энергично он стремиться к тому, чтобы реализовать свой порыв к целостности, единобытию и партиципации с помощью эрзац-объектов. Выбор этих эрзац-объектов делает судьбу, как считает Сонди. Тогда значит кроме Бога и Божественного Духа, все остальные объекты - эрзац, следовательно, они равны, но одни конструктивны, а другие деструктивны.


Один ищет себе замену для потерянной целостности в наркотиках и становится наркоманом. Другой находит себе эрзац в формировании невротической симптоматики, навязчивый повтор которой делает человеческую жизнь все более программируемой и предсказуемой. Со временем симптоматики становится его верной спутницей. Третий отрицает повседневную действительность и сооружает в фантазии новую реальность, предоставляя своему стремлению к единению более подходящие объекты партиципации. Четвтый оставляет повседневную действительность в прежнем состоянии, не отрицая ее, выстраивает мир идей, символов и ритуалов. Он становится философом, поэтом, художником, а также организатором ритуалов эзотерических религий. Сонди : "Вера, - это особенная судьба, построенная на коллективных общечеловеческих склонностях, могучий импульс, которой придают специфические наследственные задатки во всей своей мощи и величии, а воспитательные и социальные факторы окружающей среды оказывают помощь или же создают препятствия. Она подвергается нападкам интеллекта, вооруженного логикой. Она получает свой объект в Духе, но существует только в Я.

ВЕРА понимается как "биологически врожденная способность человека к самотрансценденции", т.е. как переход от самого себя к Божественному Духу. ВЕРА - перенос собственной Бытийной мощи на Бога. Часть перенесенного на Бога могущества бытия, человек получает обратно в "виде жизненных задач", которые он теперь способен решить, поскольку он уже не одинок - он соединился с Богом в Духе.


ВЕРА, в подлинном смысле означает передачу своей бытийной мощи Богу с одновременной концентрацией внимания на других областях существования и сферах взаимоотношений.


Под ВЕРОЙ подразумевается решение нелегкой задачи "правильного" и пропорционального распределения бытийной мощи. При пропорциональном распределении бытийной мощи, наследственность и тесная связь с предками, побудительная и импульсивная природа человека, социальное окружение и микросреда находят у верующего тот интерес, который соответствует уровню развития и данной жизненной фазе.


Расстройство Веры.

Способ распределения и передачи бытийной мощи, выбор объекта партиципации, а также ошибки или притязания функции защиты формируют критерии, на основании которых можно различать Веру и такие ее нарушения как идеологию и бред. Они являются следствием "болезненного" распределения могущества, сопровождаемого ошибочной передачей бытийной мощи объекту партиципации, который не в состоянии это могущество принять на себя. Целью партиципации является "освобождение от невыносимого одиночества". Вера и ее расстройства являются попытками избежать не только одиночества, но также и страха смерти. Правда идеология и бред с самого начала проявляют себя как иллюзорные способы преодоления одиночества и страха смерти.


Идеолог резко отличается от верующего. Становясь обессиленным в результате одностороннего распределения бытийной мощи на лиц своего окружения, идеолог следует за могущественными фигурами и вождями, которых он избрал в качестве объекта партиципации.


Критерии идеологии : - действительность проективно искажена. Сцены души мира заполняются преследователями, душа наполняется воинственными настроениями.


- Жизнь в ригидном и слепом подчинении указаниям.

- На месте Супер-Эго - структура повиновения авторитету.

- Концентрация бытийной мощи на самом себе (нарциссизм).

- Ощущения себя в пустоте из-за неспособности установить контакт с другими людьми.

- Симпатии к абстракции.

- Акцентированы на финалах, тяготеют к экзотике.

- "Контрастный" способ мышления.

- Консерватизм.

- Пропаганда и лозунги.

- Словесная шелуха.


ВЫВОДЫ


Религия и религиозность у Сонди занимают в судьбоанализе видное место, рядом с физиологическими потребностями. Он постулирует биологически врожденную фундаментальную потребность в самотрансцендентации и мистическом союзе с Божественным Духом.


Отрицание и вытеснение потребности к самотрансценденции ведет к человеческому страданию.


Адекватной реакцией на потребность в самотрансценденции является Вера. Вера означает передачу бытийной мощи Богу и партиципативное участие в мистическом союзе с Богом. Вера - открытость человека трансперсональной инстанции, Богу, без потери персональной идентичности. Искажения Веры - идеология и бред отличаются от Веры ошибочным распределением и передачей бытийной мощи объекту партиципации, который способен выдержать всю тяжесть переданной ему мощи.


Атеизм возникает в случае переноса всемогущества на собственное Я или на природу. Атеизм тесно связан с ипохондрией и страхом смерти.


Выбор понимается как способ действия родового бессознательного. Под генотропизмом понимается "взаимное притяжение родственников по наследственной линии". Генотропизм или выборы, объясняемые родовым бессознательным, можно наблюдать в пяти различных жизненных сферах при выборе : супруга, друзей, профессии и занятия в свободное время, болезни, способа смерти (например, самоубийства).


Важнейшим структурным элементом системы побуждений являются потребности, а не побуждения. Поэтому современная дискуссия по поводу понятия "побуждение" имеет второстепенное значение для концепции побуждений. Восемь базовых потребностей Сонди понимает как радикалы судьбы. Все только мыслимые единичные процессы формирования судьбы сводятся к этим коренным факторам. Таким образом, мы подошли к важным сущностным взаимосвязям в проявлении радикалов судьбы, которые, являясь свободными от квази-заданных мелочей, делают возможным категориальное осмысление сущности судьбы и ее радикалов" - Сонди.


Вероанализ является основным методом работы психолога в сотрудничестве со своим клиентом над его проблемами, а проективный тест оказывает в этом необходимую помощь. Теоретическими предшественниками судьбоанализа были психосинтез Ассаджиоли и инициативная терапия Дюркгейма. Элементарные функции Я, пришли из психоанализа (Юнг?). Судьбоанализ имеет общую с психоанализом идейно-теоретическую платформу и единый понятийный аппарат. Содержание же отличается, хотя и есть много схожего. В работе "Каин : накопление зла" (1969). Сонди выделил фундаментальный для судьбоанализа комплекс Каина. Отличие его от Эдипового заключается в том, что комплекс Каина возникает как конфликт между личностным Я и его каинистическим предком. В особенности, если личность берет свое начало от манифестирующего Каина (эпилептоидная наследственность) и является кондуктором эпилепсии. Пораженная грехом природа ставит перед человеком задачу : найти социальный путь для реализации скрытых потребностей. Начинается борьба между каинистическими притязаниями предков и сущностной основой личности. Комплекс Каина возникает у природного, манифестирующего Каина в результате конфликта с окружающим миром, его этикой и моралью (связь с педантизмом - социофобия). Комплекс Каина является следствием конфликта со своей совестью. В ходе борьбы Каина со своей совесть возникают новые психологические защитные механизмы, к которым относится образование невротических симптомов : Разновидности невротизированного Каина : невроз навязчивых состояний, феномены отчуждения, ипохондрия, психосоматика.


Человек, утративший смысл своей жизни, легко становится рабом внешних обстоятельств и навязанной ему судьбы, которая, как неоплаченные долги по просроченным векселям, тянется из поколения в поколение (семейная судьба рода). Степень свободы от фатального течения жизни по заранее проложенному руслу определяется только духовным потенциалом человека. Он должен стать сильнее своей судьбы, но не дерзая уподобиться сверхчеловеку Ницше, без внутренних ограничений, который поставил себя по ту сторону добра и зла. Человек, который стал на путь сверхчеловека, идет напролом, не считаясь ни с чем и очень скоро превращается из победителя в жертву. Шаг за шагом он теряет в себе то, что очень трудно возвратить. Он теряет свою волю и индивидуальность. Он теряет свободу своей воли и подчиняется воздействию некой более могучей "мировой воли". Именно такой путь и приводит слабого (?) человека к невротическому развитию, делая его добычей своих собственных бессознательных влечений и страстей.

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Не говоря уже о том, что Венский кружок составляли люди, по происхождению в основном иудеи, которым религией строжайше запрещено упоминать Христа и его таинства, и кто в жизни не исповедуется, ибо в иудаизме нет исповеди. Есть судный день раз в году, когда приносят кровавую жертву - режут особым ритуальным образом петуха.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вы путаете Таинство исповеди (оно возможно только у человека, который прошёл посвящение, это раз, и требует уровня обобщения, то есть прихожанин сам делает выводы, какой грех он совершил, и в чём именно он кается, это два) и поток ассоциаций (психоаналитик не имеет Благодати, потому что не посвящён, и психоаналитик не полагается на обобщения пациента как на общую систему координат).
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

К вашим словам,

Однако первые "психоаналитики" были служителями религии (проповеди). Пассивная позиция священника способствовала направленному потоку ассоциаций прихожан в области своих грехов при установке на процедуру исповеди.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Сонди не перестает меня удивлять.
А вы можете обьяснить простыми словами что имеется в виду под " эрзац"?
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Образование венского психоаналитического общества


В 1902 году в доме Фрейда на Берггассе, 19, образовался маленький кружок единомышленников, который перерос в Венское психоаналитическое общество и, наконец, выйдя на международную арену, завершилось распространением психоаналитического движения в различных странах мира. Руководимый Фрейдом психоаналитический кружок был призван объединить в своих рядах не только врачей, интересующихся клинической практикой, но и философов, юристов, писателей, художников, музыковедов, не знакомых с техническими приемами психоанализа и акцентирующих внимание на мировоззренческой стороне психоаналитического учения. На заседаниях психоаналитического кружка, а позднее и Венского психоаналитического общества обсуждались как сугубо медицинские темы, так и широкий круг проблем философского, этического и эстетического характера. Особый интерес проявлялся к творчеству писателей и поэтов, мифологическим сюжетам и сказкам.


Один из первых биографов Фрейда, вынужден был заметить: «Медицинский элемент отошел на задний план. Доминируют философы».


Вот тут есть историография Венского кружка

http://viaregina.ru/association/zigmund-freyd-1856-1939.html...


В Первом Международном психоаналитическом конгрессе, который проходил 26 апреля 1908 года в отеле "Бристоль" в Зальцбурге, приняли участие 42 врача, увлечённых психоанализом. Практически все они были евреями.


Сегодня мы не назвали бы мероприятие, где 42 участвующих, Международным конгрессом. Сегодня это была бы секция на конференции, собравшей сотни участников. Впрочем, кружку хотелось размаха, а для размаха нужно было быть вписанным в существующую культуру.


Поэтому в 1910 году, на Втором Международном психоаналитическом конгрессе, президентом психоаналитического общества был избран К.Г. Юнг. Христианин, женатый на дочери богатого такого же христианского промышленника.


В 1912 году кружок распался, "отщепенца" Адлера с его группой изгнали, а потом пришло время и разрыва отношений с Юнгом. Если интересны подробности этой сектантской (и воспетой позднее в США) жизни, читайте тут


http://www.studfiles.ru/preview/4539564/

http://www.studfiles.ru/preview/4539564/page:2/

раскрыть ветку