Тверская аномалия: Эту дорогу не дурак строил!

КАК УМУДРИЛИСЬ?

Этого просто не может быть. Не может! Я внимательно смотрел вперед, пытаясь найти подвох. Но то, чего не может быть, существовало. Нагло. Невозмутимо. Оно бесшумно и плавно утекало под капот.


- Вы правда напишете о нашей чудесной дороге? - радовался глава района Александр Горбанев. - Я куда ни приеду, о ней рассказываю. Мало кто верит.

Стрелка спидометра подползла к 120.

- Чувствуете? - спросил глава.

- Нет, - хмурюсь.

- Правильно. Машина едет, как влитая. Спрашивается, вот как они умудрились дорогу так сделать?

Стрелка бодро промаршировала мимо 150.

- Наверное, здесь ездят мало, - предполагаю. - Вот она и сохранилась у вас, как в музее.

- По ней и лесовозы едут, и металлолом везут, она ж три области соединяет - трафик будь здоров. Ничего ее не берет. Смех сквозь слезы, - вздыхает грустно глава. - Едем cловно по Европе…

200 км/час.

Я вспоминаю разбомбленную лесовозами дорогу Петрозаводск - Суоярви. На такой нахальной скорости мы бы отправились к праотцам сразу и безболезненно.


СТЫК ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


На горизонте грозно замаячила странная полоса. Дорога вдали вдруг изменилась - она посветлела, покрылась пятнами и стала настоящей, родной. Переход этот зиял четкой, пограничной чертой.

- Сбрасываю до 90, - быстро сказал глава. Сгруппировался. Жестко схватил руль. В прошлом он командовал 611-м летно-истребительным полком. Однажды посадил самолет с отказом обоих двигателей, пару десятков километров планировал до взлетной полосы. А тут, подумаешь, дорога… Линия проскочила под колесами. Удар. Машину мотнуло налево, потом направо.

- Тихо-тихо! - сказали мы хором. И джип, взлетев над кочками, удачно сел и привычно, вперевалочку заковылял по среднерусской дороге, где заплатка на заплатке. И в горизонт, в среднерусскую даль - сотни и сотни раздолбленных километров вперед.

Подходим к стыку двух дорог. Двух цивилизаций. Слева наша, обычная, ежегодно ремонтируемая. Справа - инопланетная, которая не ремонтировалась никогда. Когда она появилась здесь, в маленьком городке Бежецк, почти никто не помнит. Кто ее построил - тоже. Зачем здесь, в безлюдной глубинке, поставили 9-километровый отрезок европейского автобана - не знает никто.

Тверская аномалия: Эту дорогу не дурак строил! Дорога, Аномалия, Длиннопост

РУССКИЕ НЕ МОГУТ ЭТО СДЕЛАТЬ?

В водительских форумах это место обросло легендами, которые первым рассказал мне тверской родственник. Будучи отличным водителем, он искренне ненавидит российских дорожников, упрямо пытающихся покалечить его «Фольксваген». И как-то весной, стуча колесами по недавно положенному асфальту, он сказал даже не мне, а так - окружающему пространству:

- Бесполезно. Русские просто не могут это делать.

- Могут. Но не хотят, - говорю. (Я всегда вступаюсь за русских. На всякий случай.)

- Не могут, - качал головой тверской родственник. - В плане дорог у нас руки не оттуда растут. Немцы под Бежецком в начале нулевых специально нам показали, как строить. Приехали, говорят, спецы из Германии в рамках программы благотворительной и показали. В итоге дорога лет пятнадцать стоит без ремонта! А наши что? Научились?

На самом деле дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали. В местном дорожном фонде признали, дескать, знаем это чудо, как не знать. И, покопавшись в архивах, чиновники все-таки выяснили, кто ее построил. И хотя на водительских форумах утверждается, что дорогу строили то ли немцы, то ли финны, на самом деле...


«НАША ЗЕМЛЯ АСФАЛЬТ НЕ ПРИНИМАЕТ»


- Какие немцы? Россияне! Кац ее построил, - удивился глава Бежецкого района Александр Горбанев. - Приехала петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кацом. Я тогда, в 2005-м, авиаполком командовал. Кац, помню, явился в Бежецк и сразу на нашем брате чиновнике споткнулся. Зашел в кабинет к главе района познакомиться и выскочил как ошпаренный (усмехается). И больше к нему ни ногой.

- ?!

Загадочный взмах рукой. Жест, понятный любому русскому.

- Откат?

Выразительная пауза.

- Слава богу, что дорога была первой межобластной категории и к району не относилась, - говорит Горбанев. - Но Кац - уникальный человек (задумывается). Вы же сейчас спросите: в чем секрет этой дороги

- Обязательно.

- Вот честно - не знаю (хмурится). С одной стороны, я сколько повидал, как строят дороги, например, в Ростовской области, на Ставрополье… Там просто тупо засыпался песок и укатывался. А Кац делал все как-то странно, не по-нашему. У нас бытовало шутливое поверье - земля тверская асфальт не принимает. А тут словно марсиане высадились! Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще - какая-то пленка. По словам местных, фирма вела себя очень странно. Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями. А вокруг столько искушений. Старый щебень можно было повыкапывать, но зачем-то привезли свой, новый. Потом завезли дорогую гранитную крошку, хотя менее прочная, щебеночная, на порядок дешевле. Со стоковыми водами была проведена вообще целая спецоперация. Местные дорожники такого не видели никогда - они ж обычно кидают под полотно трубы и все - дешево и сердито. А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании. Зачем, спросите? - глава района опять вздохнул. - Я тоже тогда думал: что они мудрят?

Мы бродили по обочине «вечной» дороги, существование которой опровергало много официальных строительных теорий, например, «о грузопотоках, убивающих полотно». О страшном русском климате. Да и вообще о бренности всего заасфальтированного... Я вспоминал весеннюю Самару с ручьями, смывающими годовалый асфальт, и радостными дорожниками, снова кладущими его в воду... А Горбанев зачем-то все доказывал мне:

- Зачем русла? Да за одиннадцать лет на дороге одна выбоинка. Одна! Мы все ее знаем. Я уж говорю нашим - заделайте ее, она ж как на ровном стекле царапинка.


«ДА НЕ СЛАБО НАМ, КАК В ЕВРОПЕ, ДЕЛАТЬ!»

Фирма уехала из Бежецка, закончив эти 9 километров, не сойдясь с областью в цене на следующий участок. И городок обречен на вечное соперничество с Кацом.

Положили, к примеру, два года назад дорогу, примыкающую к «девятке». А она, свежая, все равно хуже - машину качает, как пьяного матроса на палубе. Оттого на этих, соперничающих с кацовской, новых трассах маленькие квадратные выемки - пробы для дорожной экспертизы (по словам бежецких чиновников, штука это выгодная - стоимость ее копеечная, зато, имея процент от возможных штрафных санкций к строителям, спецы выискивают малейшие недочеты).

И вроде бы все по ГОСТу, а все равно не то.

Я конечно же, нашел телефонный номер Валентина Каца. Он работает все так же строителем в родном Петрозаводске. Ругает местных коллег за «одноразовые дороги». Говорит, что в его профессии кадровый голод. Система ПТУ, готовившая машинистов катков и асфальтоукладчиков, развалена. Что, кроме совести, дорожникам необходим тщательный контроль. Поэтому где мэр или губернатор слабый, там и дороги негодные. Но на прямой вопрос: почему у русских так плохо с дорогами и есть ли хоть какая-нибудь надежда, вдруг вспылил.

- Хорошие мы, русские, дороги делаем! - воскликнул Кац. - Не хуже европейцев. Да только в экономике все дело. Я в свое время был в Канаде, там, знаете, какие нормативы - основание 50 см бетона, потом сантиметров 40 нижнего слоя и 10 верхнего. А у нас в проектах 20 - 30 см щебенки, 6 см нижнего слоя и 5 верхнего. Все время экономим деньги. А сейчас вообще бюджеты дорожные сократили чуть ли не на треть.


- То есть у вас стало меньше заказов.

- Не-е-ет (смеется), меньше не стало. Государство хочет и рыбку съесть… Они желают и километры получить, и заплатить поменьше. В прошлом году, например, давали 100 миллионов на три километра, а в этом хотят, чтоб построили 10 километров за 70 миллионов. Проектировщики колдуют, в сметах волшебно уменьшается толщина покрытия. Так что если мне дадут заказ с 3 сантиметрами покрытия, никакие кадры меня не спасут - это будет хреновая дорога.


отсюда- http://www.kursk.kp.ru/daily/26575/3590822/

146
Автор поста оценил этот комментарий
А потому что, как потом зарабатывать если дороги десятилетиями стоять будут?
как особняки покупать, детей в забугорские вузы устраивать и т.д.
Захотели бы давно уже порядок навели, ужесточили бы заканодательство за коррупцию. А у нас милиардами воруют и им норм.
раскрыть ветку
42
Автор поста оценил этот комментарий

ну да, пробы асфальта СССР даже показали, он в 3-4 раза толще клался чем сейчас, поэтому и служил долго, ну а технологии у нас вообще не соблюдают, иной раз даже не сыпят ничего под асфальт, не то, что там полтора метра щебня и специальные стяжки кладут в других странах)

раскрыть ветку
15
Автор поста оценил этот комментарий

Действительно, все давно понятно и очень грустно-печально.Огромная территория, богатейшие недра и невозможность работать добросовестно честным профессионалам.

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий
- Хорошие мы, русские, дороги делаем! - воскликнул Кац.
Таки да, таки русские
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Тверская область по состоянию и качеству дорог вообще в жопе. Каждое лето езжу по несколько раз и каждый раз с матюгами. Кашин, Кесова Гора, Бежецк, Красный Холм, Весьегонск, что в районах, что в самих городах, полный пздц. Особенно в Кашине, хотя ехал в середине августа, начали ремонтировать в полный рост. А до этого, ямы в дороге были выложены красным, сука, кирпичом, скорее всего выдранным из остатков старинных домов, которых там полно. "Дорога вымощенная красным кирпичом", блять, едешь со скоростью Тотошки.

Кесову гору, слава богу, можно обойти по окружной. И попасть в жопу по дороге в Бежецк, там щиты "аварийное состояние дороги", торчат после каждой деревни. В одной из них я и оставил два колеса, перед Юркино, местные в курсе. В самом Бежецке дорогу починили приемлимо, но до выезда из города. Красный Холм тоже полный привет, если центральная дорога перекрыта, то по параллельно-перпендикулярным улицам ехать можно 5-10 км/ч, иначе боковой крен и грязища по двери.

Весьегонск местами, как осадки, где-то нормальное покрытие, где-то лунные кратеры. Пару лет назад начали ремонт дороги ведущей на Устюжну, километров 8-10, сделали хорошо. А до этого там был разъебанный асфальт, положенный еще коммунистами в СССР и не ремонтировавшийся вообще никак. Но вот в чем прикол, когда этот асфальт заканчивается, начинается грунтовка до границы Тверской области с Вологодской.Асфальта там не было никогда и не будет, а грунтовка просто ёбаный стыд. Грейдер там ходит, но судя по всему просто сшибает камешки и царапает бугры. До Устюжны, кстати, тоже дорога фантастическая, как и в самой Устюжне.

Так что "Тверская аномалия" это не кусок дороги, а вся Тверская область дорожная аномалия. Кстати, и в самой Твери с дорогами всегда была жопища, при всех градоначальниках и губернаторах.

А Тверские автолюбители и их манера езды в городе, давно стали легендарными,но это вообще отдельная история.

раскрыть ветку