Трилогия "Темные начала" Филипа Пулмана
Доброго времени суток, пикабушники)
Вчера заходила в книжный, увидела любимую в юности серию книг, и решила поподробнее о ней рассказать, так как лично на меня она произвела ну очень большое впечатление.
Об этой трилогии несколько пикабушников упоминали в своих топ-листах для прочтения, были и новости об экранизации первой части "Северное сияние", которая в прокате вышла как "Золотой компас". Фильм вышел в 2007 году и в актерский состав вошли Дэниэл Крейг (Лорд Азриел), Николь Кидман (Мариса Колтер) и Ева Грин (Серафина Пеккала). Трилогия занимает 3-е место в списке 200 лучших книг по версии BBC. Итак, начнем)
Краткое описание сюжета первой части: главная героиня - Лира живёт в параллельной вселенной, чем-то похожей на нашу, в Оксфорде, в колледже Иордан, и вместе с другими детьми с утра до ночи пропадает на улочках Оксфорда. Лира сирота, её опекуном является полярный исследователь и её дядя лорд Азриэл. Однажды появляются слухи о Жрецах, тайной организации, которая похищает детей. Пропадает и лучший друг Лиры — Роджер. Поиски друга заводят девочку очень далеко. Сначала она попадает под власть некой миссис Колтер, красивой, властной и жестокой женщины. Ей удается бежать с помощью табора цыган, которые едут на север, чтобы освободить похищенных детей. По дороге она знакомится с ведьмой Серафиной Пеккала, бронированным медведем Йореком Бирнисоном, аэронавтом Ли Скорсби. С помощью новых друзей и алетиометра (артефакта, который дает ответы на любые вопросы, если уметь их понять) Лира узнает тайну Жрецов, находит Роджера и освобождает других детей.
В целом мир немножко стимпанковский, так как электричество у них популярностью не пользуется, но главное отличие мира Лиры от нашего - дЕймоны. Деймон - это душа человека, которая физически воплощена в форме говорящих животных или птиц. Деймоны детей могут менять внешний облик, в зависимости от необходимости или настроения, так например во время потасовки деймон может стать хищником типа куницы, а если настроение любопытное и нужно подглядеть что-то, может принять облик птицы или насекомого. У взрослых деймоны облик менять не могут и отражают внешним видом характер или основную черту своего человека (деймоны слуг чаще всего имеют вид собаки, к примеру). Человеку трогать руками чужого деймона строжайшее табу, но сами деймоны могут друг друга трогать любым образом и даже причинять боль. Если деймону причинить боль - человек ее так же ощутит. Так же у деймона есть ограничение на отдаление от своего человека, отойти друг от друга больше чем на несколько метров невозможно без причинения самим себе страданий и душевных мук (ведь деймон - это душа). Исключение составляют ведьмы. Они намеренно проходят через это, чтобы иметь возможность отдаляться друг от друга на любое расстояние без потери связи, это своеобразный обряд инициации девочек-ведьм (мужчин-ведьм нет). Также в этом мире деймон обычно противоположного пола. Исключения бывают, но очень редко и кстати у цыган (в том мире цыгане не клянчат бабло, а скорее похожи на американских индейцев, торгуют, курят, плавают на каяках, прикольно в общем то живут).
Главные цыгане фильма
Деймонам в книге уделяется очень большое внимание, но иносказательно, то есть большое внимание уделяется душе человека, ее способностям, возможностям, уязвимостям и так далее. Вообще прослеживается теория тройственности "человек-душа-дух"). Душа живет рядом с человеком, дышит, разговаривает, является лучшим другом, важнейшим персонажем в жизни. Дух же - отпечаток человека, который, после смерти, в одиночку (без деймона) отправляется в мир мертвых. (Кстати спойлер: вместе с деймоном, рядом с человеком незаметно живет и его смерть))))
Лира, цыганский барон Джон Фаа и алетиометр, который, собственно, и называют иногда золотым компасом.
Теперь о первопричине всех этих событий, и тайной сути, той самой идее которая впечатлила меня в детстве. В Мире Лиры это называют Пылью. Пыль - это элементарные частицы сознания. О ней известно во многих мирах, она - та самая сила мысли, которая сделала из обезьяны человека, которая создала таких существ как Ангелы, она двигает стрелки алетиометра, она первопричина всего разумного во всех мирах и знает ответы на все вопросы. Церковь в мире Лиры считает ее грехом, так как именно по причине Пыли дети становятся взрослыми, а деймоны принимают окончательный вид, она дает детям разум взрослых, заставляет их думать своей головой и идти против всеобъемлющей власти Церкви. Тогда теологи задумываются, как оставить детей "невинными" и приходят к странному умозаключению: Пыль проходит через деймона в человека, и если отделить деймона от ребенка, он навсегда останется чистым. Экспериментальная станция по "разделению" похищает беспризорных детей, детей цыган, никому не интересных воришек, стараясь действовать максимально незаметно для общества. В дальнейшем их привозят на станцию, проводят всевозможные измерения, и проводят операцию по отделению тела от души (!!!). Важную роль играет возраст ребенка, то есть пациенты должны быть в предпубертатном периоде жизни (т.е. до полового созревания, 10-12 лет).
Мы все знаем чем отличается мышление ребенка от мышления взрослого, это развитая фантазия, мечты о пони и радуге, охотное и бессовестное сочинение сказок о том, кто съел все конфеты из шкафа, непоколебимая вера в чудеса, волшебство и тд., и совершенное непонимание того, что такое влечение к объекту противоположного пола. Да дети безусловно умеют любить (маму, папу, кота и прочих тварей, даже мальчика из соседнего подъезда, который когда его чмокают в щечку корчит рожу и, рыдая, бежит вытирать слюни со своей многострадальной мордахи), но нет сексуального подтекста всех этих действий. Детям можно объяснить в красках как нужно заводить детей, но кроме отвращения или недоумения это ничего не вызовет, и появление "из животика" их вполне устраивает. То есть тайна плотской любви им не известна, и именно это, в понимании местной, Церкви считается чистотой.
Сама идея отделить человека от его души открывает нехилые такие перспективы: это и армия суперсолдат, бесчувственных и безэмоциальных, а главное беспрекословно подчиняющихся, и безгрешные дети, послушные и вечно невинные, а также безграничная власть над обществом посредством внушения абсолютного ужаса перед тем, что любого дерзкого могут душевно кастрировать. Чем-то напоминает сюжет фильма "Эквилибриум" или другую книжную трилогию "Дерилиум" (с медицинским делирием не связанную)).
Видимо придется мне делать серию постов, уж очень много важных деталей. На этом длиннопост №1 заканчиваю, в следующем напишу о таких артефактах как алетиометр и эзахеттр, играющих важную роль в развитии сюжета. Надеюсь, вам понравится)
Бонусом Ева Грин в роли ведьмы Серафины Пеккала и ее деймон - арктический гусь по имени Кайса.
Начал читать из-за девочки на обложке, и не пожалел - отличная трилогия - очень масштабная и разнообразная - столько потрясающих мест и миров - жести тоже хватает для подросткового фэнтези.
Но очень тяжело перечитывать из-за грустной концовки.
Да и остальные части не станут экранизировать - из-за религиозной тематики.
А еще от этого произведения у верунов припекает
Из трех книг, на мой взгляд, классная только первая, потому что там все размеренно, есть сюжетная линия, все понятно и интересно. А в двух последних такой хаос! То герой злой, то он добрый, эта мадама, которая Мариса Колтер вообще меняет мнение каждую главу. Я понимаю, что автор писал эти книги чтобы разгромить все столпы веры, высмеять Бога и прочее, но на мой взгляд получилось плохо. Он в две книжки столько напихал, что пока разберешься его возненавидишь. Искренне не понимаю, почему книга попала в такие громкие списки.
Да, автор придумал интересную концепцию устройства вселенной, однако толком реализовать ее не смог. Есть интересный поворот в конце первой части (его авторы побоялись включить в фильм). Но практически все персонажи совершенно невыразительные, как по мне. Им не получается сопереживать. Оттого эмоций от прочтения ноль. Попросту жаль потраченного времени.