Сухомлинская педагогика

Сухомлинская педагогика Педагогика, Лига психотерапии

В противовес темы о Макаренко, мне захотелось открыть тему о еще одном известном советском педагоге Василие Александровиче Сухомлинском. Его методика в значительной степени отличается от методики Антона Семеновича Макаренка.

Сухомлинский, в отличии от Макаренка,  не "отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке", но регалии у него тоже приличные: "член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968)". Василий Александрович Сухомлинский — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

Его опыт перенимали очень много стран. Не помню уже всех тонкостей, но точно помню что Япония что-то внедрила.

В чем отличия этих двоих педагогов я уже написал в своих комментариях к теме про педагогику  Макаренко, но не боюсь повториться:

"Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования...

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой»...

Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем...

Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости тру­женика. Это значит, что ребёнок должен видеть, пережи­вать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для дру­гого".(С) Википедия.

Вот хорошо раскрыта тема на пикабу http://pikabu.ru/story/velikiy_sovetskiy_pedagog_vasiliy_suk...

И теперь вопрос, такой подход подходит для каких детей?

Как такую методику можно разложить по сондиане?


П.С.

Только что ребенку процитировал слова Сухомлинского, актуальные для нее: "Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим". :)

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

1
Автор поста оценил этот комментарий

А паронояльных педагогов у вас не имеется?


Применяемый метод зависит и от количества детей. Если их 5, 10 - то Сухомлинский прекрасно подходит. когда их 20-50, то групповая динамика совсем другая.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не педагог и (к своему стыду) только слышала о таких великих педагогах. После краткого ознакомления (спасибо Лиге психологов) мне, как маме, больше по душе педагогика Сухомлинского. Хотя, мне кажется, у всех у них есть общее звено - они заинтересовывали детей, ранжировали их интересы довольно высоко, в пределах разумного. Самое главное здесь не перегнуть палку и показывать границы, через которые переступать нельзя.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Когда я училась в пед, большая часть учебного процесса была посвящена изучению именно методики Сухомлинского.
Помню ещё был в 80-е популярный педагог - Шалва Амонашвили. Напишите и о нём.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как сейчас помню самые первые детские учебники в которых я познакомился с маленькими рассказами Сухомлинского в которых на понятном ребёнку языке и примерах изложены многие тонкие понятия.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Я за Сухомлинского. Но я ребёнок из хорошей семьи :)

Соглашусь, что они для разных детей и разных коллективов. Но ещё у меня ощущение, что в нашей стране тяготеют к Макаренко, а мне подобная строгость и казарменность претит. Чувствительным детям тяжело )
раскрыть ветку