Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка)
1 часть http://pikabu.ru/story/seriya_dlinnopostov_o_kopyitakh_chast...
2 часть
http://pikabu.ru/story/seriya_dlinnopostov_o_kopyitakh_chast...
3 часть http://pikabu.ru/story/seriya_dlinnopostov_o_kopyitakh_chast...
4 часть http://pikabu.ru/story/seriya_dlinnopostov_o_kopyitakh_chast...
Правильная расчистка и ковка копыт, знание анатомо-физиологических особенностей - залог здоровья, работоспособности и успеха лошади. Нерасчищенные, неухоженные и запущенные копыта - это в лучшем случае растяжение связок и сухожилий у лошадей. Так, ка же правильно ухаживать за копытами и подковывать лошадей.
Копыто состоит из основы кожи и роговой капсулы и подразделяется на кайму, венчик, стенку и подошву. К копыту относятся мякишные хрящи, между которыми расположена мякишная подушка (мякиш), заостренной частью, называемой копытной стрелкой, заходящая на подошву копыта, и заворотные стенки.
Уход за копытами предусматривает содержание их в чистоте, поддержание нормальной влажности и упругости копытного рога, регулярную расчистку и подковывание копыт, сохранение их нормальной формы.
Копыта следует ежедневно, при чистке лошади и возвращении ее с работы, осматривать, предварительно удаляя с подошвы деревянным ножом грязь и навоз. Хорошо обмывать копыта водой, но после этого важно досуха вытирать кожу под щеткой. Для сохранения влаги в копытном роге полезно покрывать поверхность копыта тонким слоем жира или вазелина, протерев рог тряпкой.
При нерегулярном уходе за копытами пяточные части роговых стенок, отрастая, подворачиваются внутрь, что ведет к сужению копыта и потере его амортизирующих свойств. Излишне отросший копытный рог легко трескается, заламывается, в трещинах скапливается навоз, грязь, из-за чего изменяется форма копыта и нарушаются его функции.
Для защиты копыт от обламывания и стирания применяют подковывание. Путем подковывания лошадь предохраняют от скольжении, падений при перевозке тяжестей по скользким, покрытым льдом дорогам. В ряде случаев подковывание проводят на специальные подковы с целью исправить неправильное или деформированное копыто. В зависимости от условий работы и времени года лошадей подковывают на разные подковы: на летние, зимние и специальные — спортивные, ортопедические.
Подкова представляет собой металлическую пластинку, изогнутую по форме подошвенного края роговой стенки копыта. На подкове различают ветви наружную и внутреннюю. Поверхности у подковы — верхняя и нижняя, края подковы — внутренний и наружный. У подковы имеются гвоздевые отверстия и отворот. Стандартные подковы изготовляют из стали марки Ст.2 или Ст.3.
Их делают со съемными (винтовыми) шипами для верховых и упряжных лошадей, для передних и задних копыт отдельно.
Подковы для верховых лошадей имеют только два нарезных шиповых отверстия — по одному на каждой ветви.
В комплект инструментов, необходимых для подковывания лошадей, входят: ковочный молоток, ковочные клещи, обсечка, копытный нож, секач, копытный рашпиль, шиповой ключ и лапа для отвинчивания и ввинчивания шипов.
Обращение с лошадью во время подковывания должно быть спокойным, смелым и вместе с тем осторожным. Большинство лошадей при подковывании ведут себя спокойно. Иногда лошади, не приученные к подковыванию или в силу своей строптивости, не позволяют прикасаться к конечностям.
Подготовка копыт к подковыванию состоит из расковывания, если лошадь до этого была подкованной, расчистки копыта, то есть ликвидации отросшего «мертвого» рога, снятия мерки с копыта и придания копыту формы, соответствующей постановке конечностей. Если лошадь доставлена с грязными копытами, их следует вымыть и обтереть сухой ветошью.
Снятие мерки с копыта производится после обрезывания и выравнивания подошвенного края для установления нужного размера подковы. По снятой мерке подкова изготовляется или выбирается из запаса готовых стандартных подков. Мерку снимают со стороны подошвенной поверхности копыта, обычно при помощи прутика. Требуются следующие три измерения:
а) длина копыта от середины зацепа до одного из пяточных углов. Измеряют длину копыта так — накладывают конец прутика на середину зацепной части подошвенного края, вровень с передним краем роговой стенки. На той части прутика, которая совпадает с пяточным углом, делают надрез ножом, расстояние от конца прутика до этого надреза соответствует длине копыта;
б) ширина копыта в самой широкой части закругления подошвенного края. Для этого накладывают тот же прутик поперек копыта в самой широкой части закругления подошвенного края; конец прутика должен совпадать с боковым краем стенки. В той его части, которая совпадает с уровнем противоположного края, делают второй надрез; расстояние между концом прутика и вторым надрезом соответствует ширине копыта в самой широкой части закругления;
в) ширина копыта в пятках. Для этого накладывают конец прутика на один из пяточных углов; на том месте, где прутик совпадает с другим пяточным углом, делают третий надрез: расстояние между концом прутика и третьим надрезом составляет ширину копыта в пятках.
Выделяют два метода пригонки подковы — холодный и горячий. Холодную подгонку выполнять труднее, но она не имеет вредного — высушивающего — воздействия на рог копыта. При горячем способе подкова нагревается и на короткое время прикладывается к подошве копыта.
Ортопедические подковы используют для поврежденных копыт для уменьшения нагрузки при ходьбе. Также такие пластины помогают исправить дефекты копыт или корректировать движения лошади. Специальные подковы подбираются индивидуально по назначению ветеринара.
Перековка vs смена шин от Галилео
теребонькаеш на копыта? - бывает.