Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е)

Всем привет! Настало время очередного поста по истории общественного транспорта, и сегодня у нас следующая модель, на которой ездили, и ездят пассажиры во многих городах в РФ - ЛиАЗ-5256

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост
Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост
Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

История этой машины началась более 40 лет назад, правда до нынешнего времени модель изменялась гораздо больше чем ЛиАЗ-677 за аналогичный период. Итак, все началось в 1971-м, и даже не на заводе ЛиАЗ, который только-только запустил в крупную серию ЛиАЗ-677.  А еще как раз в то время началась активная кооперация с венгерским заводом ikarus, который поставлял все большее количество автобусов в СССР, и эти автобусы были прогрессивнее советских. Советское руководство резонно решило, что следующее поколение отечественных автобусов должно быть как минимум не хуже венгерских, и инициировало проект совместной разработки автобусов следующего поколения, которые должны были заменить ЛиАЗ-677 в СССР и Ikarus-280 в Венгрии. С советской стороны в объединении участвовало Головное Союзное конструкторское бюро по автобусам из г.Львов (там же где и автобусный завод был, но это бюро не было его структурой), а с венгерской - институт Autokut, ну и завод Ikarus. Конструкцию самого автобуса должны были спроектировать львовские специалисты, что они и сделали, и в 1974-м был готов самый первый образец. Он назывался "Мир 11-630"

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Забавно выглядит нижняя кромка дверей в полуметре от земли, но были предусмотрены выдвижные внешние подножки! А еще был ровный пол по всей длине автобуса, без пандусов и возвышении, для чего ведущий мост сделали портальным. Двигатель предусматривался от еще не освоенного тогда грузовика КамАЗ, подвеска - пневматическая, а коробка передач - автомат. В 1975-1977 проводились испытания, а так же согласовывание проекта для серийного выпуска, в ходе которого определили место производства нового автобуса - завод ЛиАЗ. А в 1979-м в экспериментальном цехе львовского автобусного КБ (которое к тому времени стало институтом) были выпущены два переработанных прототипа, уже под названием ЛиАЗ-5256:

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост
Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Эти автобусы испытывали в 1980-м году, а в 1981-м построили еще несколько экземпляров, которые уже больше похожи на серийные, какие мы их знаем

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Тем временем на Ликинском автобусном шла подготовка к производству новой модели, которая по плану должна была быть освоена в 1984-м. И вот тут по модели нанес жестокий удар царивший в стране застой, как раз тогда достигший пика. Слишком сильно отличался новый автобус от старого, слишком много надо было тогда перестраивать на заводе для его (автобуса) освоения, и в смежных с ним организациях тоже, слишком сильной была головная боль у всех ответственных лиц. Даже на уровне Министерства транспорта РСФСР оказывали сопротивление продавливаемой Министерством автомобильной промышленности СССР новинке, и так получалось что новый автобус не был нужен никому: завод всяческий оттягивал освоение, тк его продукция по-прежнему пользовалась спросом, те предприятия, которые она не устраивала приобретали Икарусы, а план по производству ЛиАЗ-677 никто не снимал. Несмотря на это произведенные во Львове опытные образцы продолжали испытывать. Всего там собрали около 15 образцов для испытаний:

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

А кстати, раз это был изначально совместный советско-венгерский проект - то что получилось у венгров? Получился Ikarus-415 - и они с ЛиАЗом имеют достаточно много сходства.

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Венгров тоже коснулись проблемы застоя, и того что новая машина была принята без энтузиазма на фоне старой. Подробнее: http://pikabu.ru/story/gorodskie_avtobusyi_ikarus_280_296340...

Первая партия ЛиАЗ-5256 собственно ЛиАЗом была собрана в 1985-м году:

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

А серийное производство развернули через год. Хотя серия была невелика - выпуск составлял несколько десятков автобусов в год до самого конца Советской власти, которые никак не делали погоды на фоне тысяч ЛиАЗ-677М и Ikarus. Тем не менее новый автобус понемногу поступал в АТП в разные города СССР, прежде всего конечно в Москву.

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост
Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Как и на опытных образцах, серийные оснащались дизелем КамАЗ-740 и автоматической КПП "Львов-3". Пассажиры восторженно встречали новинку автопрома, а эксплуатанты насторожились - и не зря. То что двигатель КамАЗ-740 не очень хорошо подходит для городского автобуса было известно ещё по опыту ЛАЗ-4202, хотя тот автобус поменьше чем ЛиАЗ-5256. Движок часто грелся. Постоянно откручивались рулевые тяги. Да и в целом машина была еще очень сырой. А снабжение парков запчастями наладить не успели, или забыли, так что очень часто автобусы отправлялись на бессрочную стоянку до лучших времен даже из-за самой пустяковой неисправности, ведь бывало что для не самой надежной машины запчастей не было вообще никаких. То самое было и в отношении навыков её обслуживания и ремонта.

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост
Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Так выглядел салон серийных машин. В 80-е новинку автопрома часто показывали в журналах

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Ну и самая известная обложка. Хотя как мы знаем в 1988-м автобус уже не был ультрановинкой. Но в народе о нем знали пока еще очень мало.

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Фото из той же серии:

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Даже ЛиАЗы ранних выпусков (1987 и позднее) несмотря на посредственное качество изготовления иногда доживали до начала 2010-х. На фото автобус 1990 гв. в 2011 году:

Самый массовый городской автобус России - ЛиАЗ-5256. Трудное начало (1970-1980-е) Автобус, СССР, История, Лиаз, Авто, Общественный транспорт, Машина, Лиаз-5256, Длиннопост

Продолжение следует...

Использованы материалы с сайта Classicbus.ru (Денис Дементьев), фото с сайтов fotobus.msk.ru, autowp.ru, rc-forum, classicbus.ru

23
Автор поста оценил этот комментарий

Получили в 2009 году три единицы зеленого "чуда". Ух и намаялись мы с ними. Через три месяца эксплуатации два из них встали из-за неисправности двигателей, причем причина была одна, разбивало верхнюю втулку шатуна. В общем поменяли по кругу практически все шатуны на всех трех автобусах (кстати после замены проблема ушла, видимо был брак ЯМЗешных двигателей). Почти одновременно начались проблемы с тормозами, то на одном то на другом колесе они просто пропадали (и это на автобусе который везет сотню пассажиров!). Причина была в механизме автоматической подводки тормозов, он просто рассыпался. Проблему "решили" в профилактической замене этого механизма на всех автобусах раз в пол года. Затем начала веселить проводка, потом привода КПП, затем и сами коробки... В общем много чего было. Сейчас два из трех автобусов стоят, с пробегами около 500 тыс. км. и скорее всего больше никогда не поедут. Третий до конца года то же вряд ли докатается, совсем плохой стал. Предполагаю сейчас начнутся рассказы о неправильной эксплуатации, плохих маслах и т.п., но почти в то же время, даже чуть раньше были приобретены два белых российских автобуса прямых конкурентов ЛиАЗа, вот это машина! Работают без проблем от ТО до ТО, на тех же маслах и их обслуживали те же слесаря. Первую капиталку двигателю "Нафаня" (так их любя называем) попросил в  650 тыс. км., после недели ремонта продолжил свою работу как не в чем не бывало. У второго пробег почти такой же, начал подъедать масло, планируем скоро на КР. Ну а от ЛиАЗов, честно говоря, ожидал большего, надеюсь что сейчас что то изменилось с качеством в лучшую сторону

раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
9
Автор поста оценил этот комментарий

самое корявое производстве СССР - безумная длина по времени циклов разработки-производства.


5
Автор поста оценил этот комментарий

Без обиды, но наши МАЗы намного лучше выгледят, да и вид у лиаза как в лихие 90ые

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Скажите, а продолжение будет?

раскрыть ветку