Разница между консилиумом и супервизией

Из диалогов на профессиональном форуме.


О.В.: Хорошо, давайте попробую показать разницу между консилиумом и супервизией на конкретном примере.


Дано Т.П.: "Коллеги, вот такой вопрос - совсем свежий. Вчера работала с молодой девушкой (20 лет), тема - конфликты с мамой. Мама постоянно говорит ей, какая она плохая, клиентка верит в это и считает, что и другие это чувствуют, никто не видит в ней что-либо хорошее. В общем, ситуация вроде бы типичная.

Одна деталь: разбирали случай, произошедший утром перед нашей консультацией, и клиентка вообще не смогла вспомнить, что конкретно ей говорила мама. Помнила свое состояние - и все. В технике "пустой стул" охотно повторяла мои слова "из роли мамы", иногда уточняя или добавляя что-то, но сама ничего сказать не могла.

Как вы думаете, в чем могут быть причины такого поведения? Это психологическая защита - когда очень больно или что-то еще? Маму я немного знаю - у нее самой глубокая детская травма, сильно заниженная самооценка. Живут вместе с отцом клиентки - алкоголиком, с которым мама давно официально разведена."


Консилиум:

Лечащий врач: нарушений памяти у пациентки не наблюдается. Ни разу не забывала придти на приём. А к вам забывала приходить? Вы же материнская авторитарная фигура?

Коллега-психолог: Соглашусь, похоже на работу психологической защиты, скорее по механизму вытеснения (помнит факт, что разговор был, вытесняет неприемлемое содержание), чем по механизму диссоциации (тогда вообще ничего не помнила бы). А ваши предположения и прояснения пациентка помнит или забывает? Вы же авторитарная материнская фигура?


Коллега-арт-терапевт: Я проверил бы идею о конфликте лояльности. Если вы знакомы с мамой пациентки, она может быть амбивалентной, доверять вам или не доверять. И тогда забывание – психологическая защита против этого конфликта?


Коллега-социальный работник: пациентка дочь алкоголика, мать может быть созависимой мужу-алкоголику, а дочь – созависимой эмоционально неблагополучной матери. По вашему предположению, почему клиентка верит в то, что никто не видит в ней что-либо хорошее?


Лечащий врач: поясните, это сверхценная идея или бредовая убеждённость, которую вам не удалось поколебать никакими средствами? Может быть, забывание – это проявление психотического соскальзывания в невыносимой для пациентки ситуации угрозы?

И т.д.


Супервизия:

Супервизор: тема определена как «конфликты с мамой». А с вами пациентка пробовала конфликтовать?

(ответ)


Супервизор: ситуация названа типичной. Что вы имели в виду, когда обозначили её таким образом?

(ответ)


Супервизор: предложенная вами интервенция, когда вы «произносите вместо мамы», кажется мне очень неоднозначной. С одной стороны, вы моделируете «исправляющее переживание» и как психотерапевт, ведёте себя как достаточно хорошая мать. С другой – занимаете позицию вербально агрессивной матери. В психодинамике это acting out психотерапевта, отыгрывание патологического паттерна идентификации с агрессором. Скорее всего, на бессознательном уровне вы уловили, что именно по типу идентификации с агрессором и строятся отношения в семье пациентки.


Ответ: Тогда забывание слов матери, сказанных утром, означает нежелание идентифицироваться с агрессором.


Супервизор: конечно, ведь оно «сконтейнировано» в терапевта, и терапевт теперь выполняет необходимый ритуал словесного бичевания. Это динамика ситуации, и она не развернулась бы, не будь внутри вас своего личного агрессора. По каким поводам вы в последнее время злились на вашу пациентку, явно или неявно?

(ответ)


Супервизор: собственно, главный вопрос, над которым я хочу, чтобы вы поразмышляли, это почему вам так важно дословно знать, в какой форме было выражено оскорбление, критика или унижение. Почему терапевту оказалось недостаточно переживания, диффузного, размытого, бессловесного, неоформленного? Нет ли здесь перенесения пациенткой на вас её главного бессознательного конфликта: она не в контакте со своими переживаниями?

(ответ)


Супервизор: какими переживаниями она легко делится с вами и вам легко разделить их без того, чтобы выспросить словесную конкретику? Грусть, злость, радость, страх, сексуальное возбуждение – какие переживания табуированы, какие разрешены к со-переживанию в пространстве вашей терапии?

(ответ)


Супервизор: когда мы обсуждаем сейчас тему «конфликтов с мамой», что из происходящего в наших отношениях здесь-и-теперь кажутся вам похожими на происходящее в терапии?

(ответ)

И т.д.


Повторюсь: Супервизия - это работа другого плана, достижение стандарта качества или подгонка под профессиональный стандарт, порой болезненная. С переходом на личности для обеих сторон. Потому что не обсуждать на супервизии трансференс невозможно. Не представляю, как можно супервизировать на форуме.


О.К.: Даже Патрик Кейсмент меркнет рядом с вашим анализом.


О.В.: Имеется в виду On Learning from the Patient? Я по-моему не раз уже писала тут, что сторонница интерсабджектив. "Ненавиcть и контейнирование" Патрика Кейсмента в интернете по-русски имеется, вот ссылка на лекцию

http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20040205

Подходит, кстати, к теме обсуждаемого случая.


Т.П.: Доктору Бермант-Поляковой. Ольга, огромное спасибо! Получила самую разнообразную "пищу для размышлений"!


Ю.В.: Ольга Викторовна, можно попросить вас, прояснить не совсем ясный для меня отрывок: "В психодинамике это acting out психотерапевта, отыгрывание патологического паттерна идентификации с агрессором. Отыгрывание здесь - действия психотерапевта из роли матери и идентификация с ней? "


О.В.: Юрий Валерьевич, ответ Да. Только идентификация это обычно то, что САМО РАССКАЗЫВАЕТСЯ или САМО ДЕЛАЕТСЯ бессознательно. Если терапевт сознательно оскорбляет пациентку, нужно закрывать клинику и переквалифицироваться в управдомы.


Психотерапевт психодинамического направления дорожит своей аналитической нейтральностью, и своё желание "поменяться ролями с матерью" или "озвучить слова матери-садистки пациентке" ухватил бы ещё на уровне reverie, своего смутного желания. Интерпретировал бы сам себе процесс и спокойненько двигались бы дальше в терапии.

Остаюсь при своём мнении - форум не место супервизии.


Разница между консилиумом и супервизией Бермант-полякова, Психология, Мысли, The Long Read, Психотерапия, Конфликт, Длиннопост
Фотоиллюстрация Ильи Горохова

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

2
Автор поста оценил этот комментарий

интеллектуальный оргазм

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот красивый очень пост про ревери. 

Забытое словечко!

http://viksavita.livejournal.com/59053.html

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

а вы тоже супервизор?

Автор поста оценил этот комментарий
Потому что не обсуждать на супервизии трансференс невозможно. Не представляю, как можно супервизировать на форуме.

Имеется ввиду что при обсуждении на форуме ты не видишь лица пациента психотерапевта, его движений, не чувствуешь его эмоций? А без этого контр-перенос не может возникнуть?

И клиническое интервью в стиле ОПД-2 с обращением к своим эмоциям от клиента психотерапевта нельзя провести? Правильно ли я этот момент понимаю.


А при общении по Скайпу супервизия возможна, как Вы считаете? Там есть мимика лица, но нет движений тела, если в полный рост считать. Только частично, туловище и руки.

раскрыть ветку