РАФ-2203 «Латвия»

РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобусы и специальные автомобили на их базе, серийно выпускавшиеся на заводе микроавтобусов Рижской Автобусной Фабрики в Елгаве в 1976—1997 годах. Самый массовый микроавтобус СССР.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Автомобили данной модели широко использовались в качестве служебного транспорта, автомобилей скорой медицинской помощи и маршрутного такси вплоть до 2000-х годов, затем в России были вытеснены «Газелями», а в бывших республиках СССР — подержанными микроавтобусами европейского производства.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

В 1979 году продукции завода РАФ был присвоен государственный Знак качества, однако непосредственно качество выпускаемых автомобилей постепенно падало с каждым годом, и на завод всё чаще стали поступать рекламации и жалобы, в том числе от врачей, работавших в скорой медицинской помощи.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

В феврале 1986 года госприёмка вернула на завод порядка 13% новых микроавтобусов для устранения многочисленных обнаруженных дефектов. В том же году развернулась публичная дискуссия, связанная с моральным устареванием и неуклонным снижением качества продукции елгавского автозавода. Конфликт показал, что для улучшения создавшейся ситуации заводу необходимы не только новые модели микроавтобусов, но и другой директор, которым в ходе проведённых выборов стал Виктор Боссерт. Одновременно руководство страны выделило из бюджета значительные средства для технического перевооружения Рижской автобусной фабрики.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

В 1986—1987 годах завод начал борьбу за обновление модельного ряда и повышение качества выпускаемых автомобилей. Для этого микроавтобусы несколько раз модернизировали.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Важнейшей задачей завода в советское время был экспорт автомобилей в социалистические и развивающиеся государства. Микроавтобусы и машины скорой помощи в специальном экспортном исполнении активно поставлялись в Венгрию, Болгарию, Польшу, ГДР, Чехословакию, Финляндию, Вьетнам, Монголию, Китай, Ирак, Афганистан, Нигерию, Панаму, на Кубу и в другие государства. После распада СССР экспорт микроавтобусов РАФ за границу стал стремительно снижаться и через несколько лет прекратился полностью.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Инженерно-конструкторское бюро РАФа всегда активно сотрудничало с другими предприятиями при создании нестандартных и узкоспециализированных модификаций микроавтобуса. Одним из основных направлений таких экспериментов стало применение двигателей, работающих на альтернативных видах топлива. В 1970-х и 1980-х годах на заводе был создан целый ряд электромобилей, различающихся как по назначению, так и по своей конструкции. В 1982 году на Московской международной выставке «Электро-82» был представлен первый в мире водородный микроавтобус «Квант-РАФ», созданный совместно с НПО «Квант». На нём была применена комбинированная энергоустановка на основе водородо-воздушного двигателя мощностью 2 кВт и никель-цинковой аккумуляторной батареи (5 кВт⋅ч).

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Вопросом применения водорода для питания двигателя микроавтобусов и машин скорой помощи РАФ занимались и специалисты из НАМИ, разработавшие несколько успешных опытных машин, работавщих на смеси бензина с водородом. В середине 1980-х были проведены испытания микроавтобусов, работающих на газожидкостном топливе, а в 1988 году в мелкосерийное производство была запущена модификация РАФ-2203-02, оснащённая газовым оборудованием. Газовый баллон в этих автомобилях располагался за последним рядом сидений и имел естественную вентиляцию через специальные отверстия в полу.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Во второй половине 1980-х некоторое число выпущенных пассажирских микроавтобусов (около 80—90 машин в год) передавалось в частное пользование главам многодетных семей, хотя чаще всего они получали не новые, а списанные или аварийные микроавтобусы, что, тем не менее, было очень положительно по меркам того времени, тем более что РАФы не подлежали возврату государству или бесплатной замене через определенный период времени.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

В 1990-х годах в крупных городах России работала дилерская фирма «Сорола» (совместно российско-латвийская), которая занималась предпродажной подготовкой, единичным производством и тюнингом микроавтобусов РАФ. Чаще всего выпущенные ею автомобили оснащались усиленными кузовом и подвеской, люком в крыше, дополнительным багажником, доступ к которому обеспечивала лестница на задней двери микроавтобуса, а также комфортабельным трансформируемым салоном. По требованию заказчика в салоне могли устанавливаться стол, мини-бар, гардероб, холодильник, телевизор и аудиоаппаратура. РАФ-Сорола представлены на этих двух фото:

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост
РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

В то же время были довольно распространёнными и другие тюнинг-ателье, специализирующиеся на ремонте и переоборудовании микроавтобусов РАФ, например, литовский «Сервис-РАФ» и омский «МИРАФ».

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Некоторое время (в частности, в течение 1995 года) автомобили РАФ-22038-02 в комплектации "Люкс" мелкосерийно выпускались и при самом заводе. Следует отметить, что территория завода в Риге имела собственную сильную ремонтную базу, поэтому зачастую микроавтобусы пригонялись в Латвию для прохождения капитального ремонта, в ходе которого они, как правило, обзаводились элементами кузова и салона от более поздних моделей, а в некоторых случаях даже полностью меняли назначение. Например, базовый служебный автомобиль или карета скорой помощи, проходя капитальный ремонт на заводе в 1990-х годах, по заказу владельцев могли переоборудоваться в частные тюнингованные автомобили с трансформируемым салоном, сохранив при этом изначальные индексы модели.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

РАФ-2203 стал самой массовой и фактически единственной моделью микроавтобуса в СССР, не считая немногочисленных импортных «Nysa» и «Żuk». В период своего расцвета в конце 1980-х завод РАФ выпускал до восемнадцати тысяч автомобилей в год.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

ШОднако, несмотря на то что за весь период работы завода в Елгаве было создано несколько десятков самых разнообразных модификаций, массовый характер носили только две основные модели: пассажирские микроавтобусы (РАФ-2203/2203-01/22038-02) и кареты скорой медицинской помощи на их базе (РАФ-22031/22031-01/2915-02 соответственно). Прочие модификации оставались опытными, мелкосерийными или построенными на заказ.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост

Такие экземпляры выпускались в одном из цехов малых серий в Риге или Елгаве, а также различными сторонними предприятиями. Итоговый выпуск модели РАФ-2203 составил более 274 000 автомобилей всех модификаций.

РАФ-2203 «Латвия» Авто, Латвия, Микроавтобусы, СССР, Длиннопост
10
Автор поста оценил этот комментарий
А Юность так в серию и не пошла к сожалению
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
А еще у них были самые удобные сиденья. Они были первыми коммерческими маршрутками в 90-х. То чувство, когда живешь на окраине города и до центра ехать около часа, а в руке зажаты 2,50 рубля, позже 3 рубля и их надо отдать в конце поездки. Потом появились газели с неудобными зубодробильными задними сиденьями.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Но самый крутой из «рафиков» – броневик-инкассатор с заказным кузовом французской фирмы Labbe.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий
Автопоезд РАФ-980-979 «Рига» перевозил гостей ВДНХ в Москве вплоть до 1980 года. Острословы прозвали его «Босоножкой»
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Был у меня Рафик. Зимой на нем ездить - попа!