РАФ-2203 «Латвия»
РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобусы и специальные автомобили на их базе, серийно выпускавшиеся на заводе микроавтобусов Рижской Автобусной Фабрики в Елгаве в 1976—1997 годах. Самый массовый микроавтобус СССР.
Автомобили данной модели широко использовались в качестве служебного транспорта, автомобилей скорой медицинской помощи и маршрутного такси вплоть до 2000-х годов, затем в России были вытеснены «Газелями», а в бывших республиках СССР — подержанными микроавтобусами европейского производства.
В 1979 году продукции завода РАФ был присвоен государственный Знак качества, однако непосредственно качество выпускаемых автомобилей постепенно падало с каждым годом, и на завод всё чаще стали поступать рекламации и жалобы, в том числе от врачей, работавших в скорой медицинской помощи.
В феврале 1986 года госприёмка вернула на завод порядка 13% новых микроавтобусов для устранения многочисленных обнаруженных дефектов. В том же году развернулась публичная дискуссия, связанная с моральным устареванием и неуклонным снижением качества продукции елгавского автозавода. Конфликт показал, что для улучшения создавшейся ситуации заводу необходимы не только новые модели микроавтобусов, но и другой директор, которым в ходе проведённых выборов стал Виктор Боссерт. Одновременно руководство страны выделило из бюджета значительные средства для технического перевооружения Рижской автобусной фабрики.
В 1986—1987 годах завод начал борьбу за обновление модельного ряда и повышение качества выпускаемых автомобилей. Для этого микроавтобусы несколько раз модернизировали.
Важнейшей задачей завода в советское время был экспорт автомобилей в социалистические и развивающиеся государства. Микроавтобусы и машины скорой помощи в специальном экспортном исполнении активно поставлялись в Венгрию, Болгарию, Польшу, ГДР, Чехословакию, Финляндию, Вьетнам, Монголию, Китай, Ирак, Афганистан, Нигерию, Панаму, на Кубу и в другие государства. После распада СССР экспорт микроавтобусов РАФ за границу стал стремительно снижаться и через несколько лет прекратился полностью.
Инженерно-конструкторское бюро РАФа всегда активно сотрудничало с другими предприятиями при создании нестандартных и узкоспециализированных модификаций микроавтобуса. Одним из основных направлений таких экспериментов стало применение двигателей, работающих на альтернативных видах топлива. В 1970-х и 1980-х годах на заводе был создан целый ряд электромобилей, различающихся как по назначению, так и по своей конструкции. В 1982 году на Московской международной выставке «Электро-82» был представлен первый в мире водородный микроавтобус «Квант-РАФ», созданный совместно с НПО «Квант». На нём была применена комбинированная энергоустановка на основе водородо-воздушного двигателя мощностью 2 кВт и никель-цинковой аккумуляторной батареи (5 кВт⋅ч).
Вопросом применения водорода для питания двигателя микроавтобусов и машин скорой помощи РАФ занимались и специалисты из НАМИ, разработавшие несколько успешных опытных машин, работавщих на смеси бензина с водородом. В середине 1980-х были проведены испытания микроавтобусов, работающих на газожидкостном топливе, а в 1988 году в мелкосерийное производство была запущена модификация РАФ-2203-02, оснащённая газовым оборудованием. Газовый баллон в этих автомобилях располагался за последним рядом сидений и имел естественную вентиляцию через специальные отверстия в полу.
Во второй половине 1980-х некоторое число выпущенных пассажирских микроавтобусов (около 80—90 машин в год) передавалось в частное пользование главам многодетных семей, хотя чаще всего они получали не новые, а списанные или аварийные микроавтобусы, что, тем не менее, было очень положительно по меркам того времени, тем более что РАФы не подлежали возврату государству или бесплатной замене через определенный период времени.
В 1990-х годах в крупных городах России работала дилерская фирма «Сорола» (совместно российско-латвийская), которая занималась предпродажной подготовкой, единичным производством и тюнингом микроавтобусов РАФ. Чаще всего выпущенные ею автомобили оснащались усиленными кузовом и подвеской, люком в крыше, дополнительным багажником, доступ к которому обеспечивала лестница на задней двери микроавтобуса, а также комфортабельным трансформируемым салоном. По требованию заказчика в салоне могли устанавливаться стол, мини-бар, гардероб, холодильник, телевизор и аудиоаппаратура. РАФ-Сорола представлены на этих двух фото:
В то же время были довольно распространёнными и другие тюнинг-ателье, специализирующиеся на ремонте и переоборудовании микроавтобусов РАФ, например, литовский «Сервис-РАФ» и омский «МИРАФ».
Некоторое время (в частности, в течение 1995 года) автомобили РАФ-22038-02 в комплектации "Люкс" мелкосерийно выпускались и при самом заводе. Следует отметить, что территория завода в Риге имела собственную сильную ремонтную базу, поэтому зачастую микроавтобусы пригонялись в Латвию для прохождения капитального ремонта, в ходе которого они, как правило, обзаводились элементами кузова и салона от более поздних моделей, а в некоторых случаях даже полностью меняли назначение. Например, базовый служебный автомобиль или карета скорой помощи, проходя капитальный ремонт на заводе в 1990-х годах, по заказу владельцев могли переоборудоваться в частные тюнингованные автомобили с трансформируемым салоном, сохранив при этом изначальные индексы модели.
РАФ-2203 стал самой массовой и фактически единственной моделью микроавтобуса в СССР, не считая немногочисленных импортных «Nysa» и «Żuk». В период своего расцвета в конце 1980-х завод РАФ выпускал до восемнадцати тысяч автомобилей в год.
ШОднако, несмотря на то что за весь период работы завода в Елгаве было создано несколько десятков самых разнообразных модификаций, массовый характер носили только две основные модели: пассажирские микроавтобусы (РАФ-2203/2203-01/22038-02) и кареты скорой медицинской помощи на их базе (РАФ-22031/22031-01/2915-02 соответственно). Прочие модификации оставались опытными, мелкосерийными или построенными на заказ.
Такие экземпляры выпускались в одном из цехов малых серий в Риге или Елгаве, а также различными сторонними предприятиями. Итоговый выпуск модели РАФ-2203 составил более 274 000 автомобилей всех модификаций.
Но самый крутой из «рафиков» – броневик-инкассатор с заказным кузовом французской фирмы Labbe.
Был у меня Рафик. Зимой на нем ездить - попа!