"Морской атаман" Ивана Грозного

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Внешнеполитические проблемы Ивана IV


Молодой царь получил в наследство ворох проблем, как внутриполитических, так и внешних. На юго-восточной границе сидели «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.


Блестяще решив проблемы Казанского и Астраханского ханств, Иван IV столкнулся с проблемой выбора – куда нанести главный удар, к какому морю пробиваться - к Чёрному или Балтийскому.


Окружение царя - «Избранная Рада» - выступило против удара по Ливонскому ордену, они считали, что главный удар надо нанести по Крымскому ханству, которое мешало развитию Московского царства и закрывало выход в Чёрному морю и к плодородным землям юга.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Справка: Избранная Рада - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. В неё входили: духовник царя Сильвестр, дворянин А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, князья Курбский и Курлятев и др.


Иван Васильевич решил нанести следующий удар по Ливонии - орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь легко пробьётся к Балтийскому морю. Хотя у Москвы и был в то время выход к Балтике - побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, устья рек Нарова, Нева, Луга. Но соблазн взять города, порты Ливонии, расширить своё присутствие на Балтике был силён. К тому же это можно было обосновать тем, что, мол, «возвращаем своё»: например, Дерпт-Юрьев основал ещё Ярослав Мудрый, а местные племена платили Руси дань и были под её дланью.


Выгода удара по Ливонии была ещё в военном аспекте – Москва могла выставить 100-тысячное вполне боеспособное войско, Ливонский же орден давно утратил боеспособность, он мог собрать не более 10 тыс. солдат, его главной силой были мощные крепости. Его самыми сильными отрядами были отряды наёмников, но они были очень немногочислены, местные же жители - ливы, эсты, летты - ненавидели своих хозяев и жили на положении движимого имущества, так что сопротивляться бы не стали. Воевать же с крымчаками, с десятками тысяч мобильного конного войска, за спиной которого могущественная Османская империя, было опасно.

Вехи Ливонской войны


В конце 1558 года русская армия вошла в Ливонию и к лету почти без сопротивления заняла большую часть её территории. В 1560 году Ливонский орден был окончательно разгромлен.


Но на такой «лакомый кус» нашлись и другие претенденты – первыми в войну ввязались литовцы. Великое княжество Литовское захватило Ригу и Курляндию, а воевода Вильно Николай Радзивилл провозгласил Ливонию частью Литвы. В 1561 году польско-литовское войско заняло одну из ещё не захваченных русской армией крепостей Ревель. Тут вмешалась Швеция, шведский десант внезапным ударом выбил польско-литовские силы из Ревеля.


Москва оказалась перед угрозой войны с двумя могучими европейскими державами. Московский «блицкриг» превратился в бесконечную, изматывающую войну с двумя первоклассными армиями и ещё с Крымской ордой на огромном фронте от Невы до Изюмского шляха.


Речь Посполитая предложила мир за часть территории Ливонии, но Иван Васильевич был непреклонен, он в ответ потребовал вернуть Руси земли Полоцкого и Киевского княжеств.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Проблема морского театра


Если с Речью Посполитой было удобно воевать – практически вся западная граница, от Чернигова до Вильно, то война с Швецией была проблематична. Например, в 1568 году русская армия не смогла взять Ревель именно из-за того, что шведский флот морем снабжал гарнизон крепости всем необходимым, от продовольствия и боеприпасов до подвоза свежих войск. Кроме того, шведский флот развернул охоту на торговые суда, которые шли к нам.


Польша, у которой не было флота, превратила вассальный Данциг и ливонский Пернау-Пярну в свои военно-морские базы, «нарвское мореплавание» практически было уничтожено.


Иван Васильевич хотел «ответить», нужен был флот. У Руси в Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.


И царь придумал блестящий план – на угрозу шведского и польского пиратства мы ответим тем же - наймем каперов.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Датский гость


И тут свою роль сыграл единственный русский союзник на Балтике – Дания, видевшая в развернувшейся шведско-польско-русской войне средство вернуть себе былую гегемонию на Балтике.


Кроме того, Копенгаген все еще воспринимал Швецию во многом как взбунтовавшуюся провинцию – шведы вышли из состава Датского королевства лишь в 20-е гг. ХVI века. К тому же в отличие от Речи Посполитой, где заправлявшая всем католическая верхушка не теряла надежды распространить "истинную веру" дальше к востоку, датчан религиозные вопросы не волновали. И как только посольским чиновникам и купцам, торгующим за границей, было дано задание – найти подходящего человека, который согласился бы пиратствовать на Балтике в русских интересах, король Дании лично нашел и порекомендовал царю такого.


Это был уже знаменитый к тому времени балтийский капитан Карстен Роде. Фигура эта хотя и известная, но довольно загадочная. Неизвестны с точностью даты ни его рождения, ни его смерти. Также нет достоверных сведений о его биографии. По одним данным, он одно время командовал галерой у адмирала Дориа на Средиземном море. По другим – был датским "королевским корсаром", топившим корабли конкурентов Копенгагена на Балтике – не легальным капером с патентом, а обычным морским разбойником, однако оказывающим услуги государству, и за это не слишком усиленно разыскиваемым.


В пользу этого свидетельствуют сообщения, что Иоанну Грозному его порекомендовал лично король Дании Фредерик II.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Иван Грозный присваивает Роде звание "наказного капитана" и "морского отамана" и выдает жалованную грамоту – каперское свидетельство. В нем Роде наделялся всеми полномочиями на море, как настоящий царский воевода, и получал приказ: "Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть". Также грамота содержала строгое указание: "самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить". Но такие оговорки были обычными при составлении каперских патентов и предназначались вовсе не для того, чтобы наставить лихих мореходов на путь истинный, а скорее, чтобы снять ответственность за грабежи с нанимателя, переложив ее целиком на корсара. (Не зря на морском жаргоне каперский патент многозначительно именовался "фартовой грамотой".)


Карстен Роде обязался поставлять в Нарву для нужд России лучшие пушки с захваченных судов, десятую часть от всей захваченной добычи, и каждый третий взятый в плен корабль.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Первый адмирал Русского флота


Фактически Карстен Роде – это первый адмирал Русского флота, правда, ему ещё надо было этот флот создать. В начале лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от герцога Магнуса. Корабль назвали «Весёлая невеста», 1-й корабль Русского флота Грозного царя. Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн. Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, 10-ю меньшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».


Справка: Пинк (англ. pink) — промысловое и торговое судно XV-XIX веков с плоским дном, выпуклыми боками и узкой кормой; в Северной Европе имело 2, а на Средиземном море — 3 мачты с косыми парусами. На Средиземном море пинки (от итальянского «pinco») были торговыми кораблями. Они напоминали шебеки, отличаясь от них большей высотой и более плоским дном. На Балтийском море и в Атлантическом океане пинком (от голландского «pincke») называли любое небольшое судно с узкой кормой. В XVII-XVIII веках в качестве торговых и военных кораблей использовались большие пинки с прямыми парусами. Многие капитаны ценили их за скорость и маневренность.


Но морской бог любит отчаянных: уже через несколько дней после выхода в море Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт. Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым стягом - «червленным стягом», флагом красного цвета. Шведский корабль лучше вооружен и больше, но попробовал уклониться от боя и бежать. «Велёлая невеста» с большим трудом догнала шведов, после артиллерийской дуэли корабль шведов взяли на абордаж.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Добычу привели на остров Борнхольм, который Дания сдавала в аренду Ганзе. Это остров был каперов, своего рода военно-морской базой. Тут же стояла датская эскадра, и датский адмирал, считая флот Ивана Грозного союзником, помогал лоциями и картами. Роде пополнил команду, включая присланных с Руси и датчан. Борнхольм станет одной из баз русского флота.

В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. Затем его флотилия двинулась южнее, к Данцигу. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов, которые шли с грузом ржи из Данцига-Гданьска. Купеческий караван оказал сопротивление, но Роде одержал вверх, лишь одно судно смогло бежать. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло.


В Нарву прибыл 1-й корабль, предназначенный для Русского флота. Нарва и Ивангород должны были стать главными базами Роде, но близость Швеции и шедшая война ставили их под удар, поэтому Роде базировался то на Борнхольме, то в Ревеле, то на островах Моонзунда, затем перебазировался в Данию.


Карстен Роде действовал весьма успешно и нагло, русские моряки под его началом быстро освоились, проявляли храбрость и дисциплину.


Большую помощь оказывала Дания: так, 31 июля 1570 года в Гданьске узнали о потере каравана и решили отправить карательную экспедицию. Польская эскадра дошла до Борнхольма, её встретил флот Дании. Узнав в чём дело, датский адмирал сообщил, что корабли Роде ушли в сторону Копенгагена (хотя они были в Борнхольме). Предложил их отконвоировать, чтобы не было недоразумений, до шведской столицы, поляки согласились. У гавани Копенгагена датский флот открыл огонь и вынудил польские корабли зайти в гавань. Там их захватили, а полякам сообщили, что раз поляки союзники Швеции, а с шведами у нас война, то корабли мы конфискуем. На жалобы шведских, польских, да и своих купцов датский король не реагировал.


Шведы устроили на русскую эскадру настоящую «охоту», даже один раз шведский флот настиг его эскадру. Несколько кораблей погибло, но остальные прорвались к Копенгагену и скрылись под защиту батарей датского короля.

"Морской атаман" Ивана Грозного История (наука), 16 век, Иван Грозный, Ливонская война, Русские каперы, Карстен Роде, Длиннопост

Конец адмиральской карьеры


Последний бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года. Это было настоящее сражение – три шведских фрегата подстерегали Роде, следуя за торговым судном-ловушкой. Пират напал на безобидного купца и был атакован с тыла. Его эскадра понесла потери, но и все три шведских фрегата были разбиты метким огнем русских канониров и взяты на абордаж. С изрядной добычей потрепанная пиратская флотилия повернула к Дании.


Но тут ситуация радикально переменилась. Фредерик Король счел, что Карстен Роде его слишком компрометирует, а может – окончательно решил порвать с Иоанном Грозным, дела которого в Ливонии шли все хуже.


По возвращении на свою базу в проливе Скагеррак ничего не подозревавший Карстен Роде был арестован, его команды разогнаны, а корабли и имущество отобраны в казну.


Пират-адмирал Русский был посажен сначала в замок города Галле, а затем отправлен в Копенгаген. Его казни или выдачи потребовали не только дворы Стокгольма и Варшавы, но и магистраты нескольких ганзейских городов.


Но ни того, ни другого не произошло – Роде просто... пропал.


По одной гипотезе, удачливый корсар был вновь взят на службу под другим именем. (Как раз тогда Дания занялась заморскими экспедициями в Африку и Вест-Индию.) Возможно, он просто откупился от правосудия своими немалыми сокровищами или бежал с помощью старых друзей.


Так или иначе, о Карстене Роде, командующем первым русским флотом и первом русском капере, больше ничего не известно.

Конец первого русского флота


Иоанн Грозный вспомнил о своем адмирале лишь спустя пять лет, послав в Копенгаген письмо следующего содержания:


"Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил... 22 корабля поймал, да и приехал к Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком согласие, от свейских людей убежал в Копногов (Копенгаген. – В.Л.). И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися..."


Иван Грозный подумывал над созданием второй Балтийской эскадры, но война окончательно сложилась неудачно. Швеция, воспользовавшись тем, что основные силы русской армии отбивали нашествие Стефана Батория, ударом со стороны Финляндии захватили все русское побережье с Ивангородом. Ливонская война завершилась тяжёлым поражением. Московское царство, ведя войну на три фронта - южный (Крымское ханство), западный (Речь Посполитая), северный (Швеция) - потерпела поражение.


А спустя ровно 125 лет после гибели эскадры Карстена Роде Петру пришлось заново начинать создание русского флота.

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

12
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, нам бы режиссера толкового. По приключениям Карстена Роде можно такой классный сериал сделать, не хуже "Черных парусов". Только там вымысла много, а Роде вполне реальный.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Откуда 100 тысяч? Было около пятидесяти.

Ох уж эти московитские зерги.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно! Буду ждать с нетерпением еще рассказов о моряках, прославленных и не очень :)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Чел на первом рисунке на Боярского похож)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Почему Иван 4? Грозный - это Иван 3! Или не так?
раскрыть ветку