Психология о детских рисунках

Пост в Лигу психотерапии.


Является ли рисунок иероглифом, передающим смысл бытия семьёй для ребёнка или замером уровня развития ребёнка? Правда ли, что дети с сильным визуально-пространственным и межличностным интеллектом рисуют охотнее других? Почему некоторые дети с удовольствием рисуют, а другие избегают брать в руки карандаш? Почему взрослые перестают рисовать и начинают предпочитать разговоры цвету на листе бумаги? Ответ на эти вопросы пробует дать психология.

Психология о детских рисунках Психология, Рисунок, Проективные методики, Длиннопост

Оригинальные идеи в области психологической диагностики были высказаны в первой трети двадцатого века. С тех пор про новые идеи наука психологи ни гу-гу.


Идея первая. Развитие изобразительных способностей, речи и мышления идёт параллельно. Имена теоретиков, которые разрабатывали тему развития детской психики – Лев Выготский (Россия), Жан Пиаже (Швейцария), Виктор Лоуэнфельд (США).


Идея вторая. По рисунку можно выявить психопатологию. Рисунки умственно отсталых детей крайне схематичны. Они незамкнуты, лишены деталей, их части плохо соотнесены между собой. Эту тему исследовали Флоренс Гудинаф (США) и Лоретта Бендер (США) и их последователи: Харрис, Хатт, Брискин, Копитц (все – американцы). У людей с нормальным интеллектом пропуски существенных деталей изображения человека, прозрачность в рисунках, «перекрытие» человеческой фигуры другими предметами свидетельствуют об эмоциональных нарушениях. На эту тему писали Карен Маховер (США), Джон Бук (США) и их последователи: Бернс, Кауфман, Дилео (психологи из Америки).

Психология о детских рисунках Психология, Рисунок, Проективные методики, Длиннопост

Взрослые нарисовать себя и свою семью, скорее всего, затруднятся. Зато они с удовольствием расставят фигурки на столе, и покажут вам свою семью в формате 3D.


Методика Family-System-Test была предложена Т. Герингом и И.Вилер в 1986 году предлагает расставлять фигурки членов семьи на доске, расчерченной на 81 клетку. На фигурках условно нанесены точками глаза, их можно расположить так, чтобы они "смотрели" друг на друга прямо, искоса или отвернувшись.


В свободной форме такую процедуру можно проделать в виде психодраматической виньетки "Семейное фото" на групповой психотерапии.


Независимо от варианта выполнения задания, интерпретация полученных в проективном психодиагностическом исследовании данных остаётся малообоснованной с точки зрения нейроимиджинговых исследований и доказательной медицины.


Со времён методики «Рисунок человека», которая разрабатывалась в 1920-х годах учительницей из американской глубинки, Флорой Гудинаф, - она работала с умственно отсталыми детьми, - методология в проективной психологии практически не изменилась.

Психология о детских рисунках Психология, Рисунок, Проективные методики, Длиннопост

В двадцатом веке были опубликованы монографии по проективной психологии, раскрывающие идею поиска психопатологии:


Герман Роршах родился в 1884 году в Швейцарии. Врач-психиатр по образованию, он обладал выдающимися качествами как учёный-исследователь. Всемирно известный труд Роршаха, «Психодиагностика», увидел свет в 1921 году. Кстати, само слово «Психодиагностика» придумал именно Роршах.


Немецкий психолог Бруно Клопфер (родился в Германии в 1900 году, в 1933 переехал в США) сформировался как профессионал под влиянием Юнга и психоанализа. В Америке он выпустил ряд книг по методу Роршаха, первая была опубликована в 1942 году. Американец Самюэль Бек, в противоположность Клопферу, получил бихевиористскую подготовку, и учил методу Роршаха по другой системе. Первая книга Бека была опубликована в 1944-м.


Клопфер возглавлял Общество проективных техник с 1947 года до смерти в 1971 году. Он был главным редактором «Rorschach Research Exchange and Journal of Projective Techniques». В 1950 журнал стал называться "Journal of Projective Techniques", в 1963 его переименовали в «The Journal of Projective Techniques & Personality Assessment», а с 1971 года название главного периодического издания в области психодиагностики звучит как «Journal of Personality Assessment».


Эвальд Бом, датско-швейцарский психолог (родился в 1903), в 1958 году опубликовал наиболее близкое к оригинальным идеям Роршаха руководство по интерпретации ответов на тест. Возможно, именно пятнадцатилетнее опоздание с приходом разработок европейской школы на американский континент сделало необратимой «балканизацию» американской психодиагностики, которая со времён противостояния Клопфер-Бек продолжает жить как два лагеря.


Психоаналитическую роршахиану развивают Рой Шефер и Пол Лернер. И по сей день Менингеровская клиника, Йельский университет и элитарная школа Восточного побережья находится в оппозиции продолжателям эмпирической роршахианы пыльного Среднего Запада, где обосновались ученик Бека, Джон Экснер, и его коллеги. Они проделали титаническую работу: провели стандартизацию теста Роршаха и создали Интегративную систему обработки данных. Первая книга Экснера была опубликована в 1969. Труд Дж. Экснера был переведён на русский язык М.А. Ассановичем и опубликован на русском в 2011.


Макс Люшер, швейцарский психотерапевт, родился в 1923 году. О его смерти в 2017 в Лиге психотерапии был пост http://pikabu.ru/story/umer_maks_lyusher_4918503. Он исследовал связь предпочтения определённого цвета и личностных особенностей, создал методику, позволяющую выявлять психологические проблемы, исследовал с её помощью тысячи психосоматических больных. Монография о цветовом тесте Люшера увидела свет в 1969 году.


Эдвин Вагнер родился в 1930 году в США, и за свою профессиональную жизнь опубликовал более 200 работ. Первое руководство по интерпретации Теста руки было опубликовано в 1962 году ( соавторстве с научными руководителями проекта Зигмундом Пиотровски и Барри Брайклиным).


Полвека психология обсуждает одни и те же идеи. Не верите? Пожалуйста, вот вам список трудов, что было сделано за следующие 50 лет.

Психология о детских рисунках Психология, Рисунок, Проективные методики, Длиннопост

Д. Харрис (США), ученик Ф. Гудинаф, стандартизировал тест и опубликовал в 1963 году новую стандартизацию тестовых норм.


А. Венгер (Россия) составил иллюстрированное руководство (2003), которое помогает отрабатывать навыки диагноста, проводя вместе с автором анализ рисунков. В книге обобщены тридцать лет консультативной и психокоррекционной работы автора. Переиздана в 2006.


М. Хатт (США) придумал свою адаптацию теста Бендер и в 1960 опубликовал руководство Хатта-Брискина для теста Бендер-Гештальт.


Е. Копитц (США) по-иному стандартизировал систему оценки теста Бендер и предложил конкурирующую адаптацию методики (что не мешает, отметим, обеим шкалам высоко коррелировать с общепринятой методикой для измерения интеллекта, тестом Векслера). Копитц также проанализировал связь Рисунка человека и школьными достижениями ребёнка, и в 1968 году опубликовал о результатх исследования книгу.


Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер переведён на русский и стандартизирован на российской выборке О.В. Лови и В.И. Белопольским в 2003 году.


Р. Бёрнс и Х. Кауфман (США) собрали в больницах порядка десяти тысяч кинетических рисунков семьи (слово «кинестетический» означает, что детям давали задание нарисовать каждого члена семьи, делающим что-нибудь). После первой книги, увидевшей свет в 1970 году, Бёрнс выпустил ещё несколько монографий. Подробнее в предыдущем посте. На русский язык переведена в 2000, переиздана в 2006.


Дж. Дилео (США) в 1970 году опубликовал монографию «Маленькие дети и их рисунки», а потом ещё несколько книг об интерпретации детских рисунков. В его текстах впервые звучат разные идеи о том, как понимать рисунки, и на равных представлены несочетаемые подходы к интерпретации. На русском опубликована в 2002, переиздана в 2009, 2012, 2017.


Л. Бурлачук (Украина) опубликовал в 1979 году монографию о клиническом использовании теста Роршаха. Другая значительная работа учёного, «Словарь-справочник по психологической диагностике», увидела свет в 1992 году, переиздана в 2002.


Б. Херсонский (Украина) разработал наиболее полную интерпретационную схему для метода пиктограмм и раскрыл проективный потенциал пиктограммы, первая публикация на эту тему относится к 1979 году. Переиздана в 2000 году.


Е. Соколова (Россия) в 1980 г. опубликовала монографию «Проективные методы исследования личности», ставшая настольной книгой психологов на целое десятилетие.


А. Захаров (Россия), автор многочисленных публикаций, в 1982 г. представил монографию о психотерапии и диагностике детских страхов. Значительное место в его работе было отведено интерпретации рисунка семьи. Переиздана в 2010.


Г. Хоментаускас (Литва) подробно рассказал о методике «Рисунок семьи». Статья увидела свет в сборнике МГУ «Общая психодиагностика» в 1987 году.


Дж. Наглиери (Канада) с сотрудниками разработали на большой выборке стандартизированную систему оценки для «Рисунка человека» по Карен Маховер, и опубликовали её в 1988 году.


Е.Романова и О. Потёмкина (Россия) в 1992 году опубликовали монографию «Графические методы в психологической диагностике», где представили сравнительное исследование рисуночных методов и опросников личностных черт. Масштабная работа позволила указать необходимые и достаточные диагностические признаки в рисунках.


С. Степанов (Россия), автор ряда книг, представил широкому читателю тест Гудинаф-Харрис. Его книга «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста» вышла в свет в 1994 году. Переиздана в 2007.


Л. Собчик (Россия), автор более 80 публикаций и десяти книг, изданных и переизданных много раз, разработала модифицированный вариант теста Сонди, теста Люшера, теста MMPI. Методика по Сонди, которая получила название Метод портретных выборов, опирается на индивидуально-типологический подход и современную терминологию. Руководство к ней впервые было опубликовано в 1995 году.


З. Дукаревич (Россия) предложила оригинальную рисуночную методику «Несуществующее животное», а также внесла вклад в разработку правил толкования мюрреевского ТАТ. Её подход описан Д. Леонтьевым в 2002 году и А. Венгером в 2003 году.


Т. Зинкевич-Евстигнеева (Россия) представила в 2004 году монографию «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии», где обосновала психологический подход к интерпретации детских рисунков и показала его преимущества перед клиническим и исследовательским. Книга переиздана в 2006.


Л. Лебедева, Ю. Никанорова, Н. Тараканова подготовили Энциклопедию признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии, которая была опубликована в 2006 году. Четвёртое стереотипное издание вышло в 2012 году. Именно в этом издании идеи 1920-х-1940-х годов, не имеющие доказательного обоснования на уровне современных научных стандартов, были сведены в единую таблицу, что придало им наукообразный вид, но не решило главную проблему проективных методик.


А проблема и в англоязычных, и в русскоязычных монографиях  по проективным методам исследования одна: они не раскрывают методологию, сущность и механизмы проецируемого  психического содержания и его отличия от выражаемого психического содержания.


И. Никольская предложила Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков, книга была опубликована в 2009 году и переиздана в 2016. В ней отстаивается идея, что рассматривать надо серию рисунков одного и того же ребёнка, а не один рисунок.


В диссертации О.А. Русаковской 2011 года на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальности "Психиатрия" с названием "Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в судебных спорах о воспитании и месте проживания ребенка"

анализируется 90 дел за период 2002-2010 годов по 185 подэкспертным: 82 детям и 103 родителям. Проективные методы входят в число инструментов экспертизы.


Основное, что надо знать:  

"В ФГБУ «ГНЦССП им. В.П.Сербского» Минздравсоцразвития России до 2002 г. экспертизы в гражданских спорах о порядке воспитания детей родителями, проживающими раздельно, не проводились".

"Между тем отсутствие чёткой теоретической базы и ясных методологических принципов производства судебных экспертиз по подобным спорам препятствует полноценному и эффективному использованию экспертных заключений при принятии ответственных судебных решений (Русаковская O.A., Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., 2011)".

"Обобщение экспертной практики, теоретических подходов к проблеме психологии развития, в том числе в зарубежных исследованиях, демонстрирует принципиальную невозможность построения парадигмальной экспертологической модели в спорах о воспитании детей с разработкой однозначных экспертных критериев и жестко формализованных прогностических выводов". Я обещаю, что напишу по материалам данной диссертации отдельный подробный пост для Лиги психотерапии на Пикабу. В ней открыто признаётся, что НЕ НА ЧТО ОПЕРЕТЬСЯ в плане тестов, чтобы давать ответы на вопросы суда.


В первой трети двадцать первого века психологи могли бы высказать и новые оригинальные идеи по поводу детских рисунков, да?


Попытки сопоставить нейропсихологические особенности и детский рисунок на сегодняшний день в отечественной профессиональной литературе есть только в двух книгах, обе с подробными иллюстрациями и пояснениями:


2006

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. Владивосток: Владос-Пресс, 2006. 160 с. В параграфе "Нарушения обучаемости, органическое поражение мозга" на стр. 24-27.


2016

Бермант-Полякова О.В. Арбайтен, Ольга Викторовна! Избранные страницы сайта olga.co.il Издательские решения, 2016. 394 с. В главе "Дети рисуют семью" на стр. 214-256.


Так что давайте смотреть на детские рисунки, как в первый раз :) И попробуем найти ключевые идеи для каждого действия, это просто :))

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Обсуждение рисунков 1-го июня 2017 года здесь

http://pikabu.ru/story/bukva_ieroglif_i_deystvie_5092514

1
Автор поста оценил этот комментарий
Мальчик 14 лет. Первая нарисована мама на работе, подписывает документы. Второй папа, на работе, копает. Третья сестра,играет в кубики. Для себя места не оставил, хотел рисовать себя сверху. На рисунке он разговаривает по телефону.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Отличный пост! Спасибо!
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я помню, эта теория была еще у автоматистов. То есть, когда ребенок на уроках рисует на тетрадном поле, то потому что он рисует можно определить характер.

раскрыть ветку