Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе.

Скупость дальше от бережливости, чем даже расточительность. (Ларошфуко).

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Смерть и скупец. Босх.

Отношение к деньгам и прочим ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение находится в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Зная, как человек относится к деньгам, можно сказать о нем если не всё, то очень многое. Перефразируя известную пословицу, можно утверждать: скажи мне, как ты тратишь деньги, и я скажу тебе, кто ты. Отношение человека к деньгам определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: "Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно."



Вряд ли хоть один человек появляется на свет скрягой. Безусловно, каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова "Мое! Не дам! А мне!" являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. Однако в процессе взросления детская жадность проходит, и мы становимся нормальными людьми, иногда даже с некоторым уклоном в расточительность. В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.



...Но юноша в них (деньгах)


Ищет слуг проворных


И не жалея шлёт туда, сюда...


А.Пушкин "Скупой рыцарь"



Не без основания считается, что скупость свойственна в основном пожилым людям. По логике жизни, казалось бы, должно быть наоборот. Известная немецкая пословица гласит: "Letztes Hemd hat keine Tasche" (последняя рубашка не имеет карманов, т.е. на тот свет ничего не заберешь). Однако именно в старости человека подстерегает скупость, на что тоже есть определенные основания. С возрастом по естественным причинам угасают многие чувства и желания и их замещает скупость. "Старый человек, он любит заработать, скопить и вообще при виде денег у него руки дрожат и ноги подгибаются. Если речь идет о деньгах, то это конченое дело. Тут никакие советы не помогут» – писал Михаил Зощенко в рассказе "Про няню, или прибавочная стоимость этой профессии". Безусловно, это суждение - преувеличение, но доля истины в нем всё-таки есть. Кроме того, не случайно говорят, что скупость – это преимущественно мужская болезнь.


Все знаменитые литературные персонажи, за исключение Коробочки из "Мертвых душ" , символизирующие скупость, являются лицами мужского пола : Шейлок в "Венецианском купце" Шекспира ( жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.


Шейлок - Жадный ростовщик занимает венецианскому купцу Антонию денег, поставив условие: если тот не вернет их вовремя, то он имеет права вырезать фунт мяса из тела Антония. Антоний хочет выручить друга, который попросил его о помощи, и соглашается на эти дикие условия. Когда Антоний не смог вернуть долг, Шейлок хотел взять свое, но хитрая Порция, жена друга Антония Бассанио, поворачивает на суде дело таким образом, что Шейлок обвиняется в покушении на жизнь христианина. У него забирают половину имущества и заставляют принять христианство),

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Гобсек в "Человеческой комедии" Бальзака (является личностью внутренне противоречивой. Автор выделяет, в основном, его отрицательные черты – подлость, жадность и черствость.

«Если человечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом».


Предоставляя в долг денежные средства под большие проценты, ростовщик Гобсек фактически грабит своих клиентов, пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Недаром во французском языке «Гобсек» (Gobseck) означает «Живоглот». «Человек-автомат», «золотой истукан», «человек-вексель» - вот как автор характеризует этого человека.


Его хищная натура, жестокость и мелочность подчёркивает даже описание портрета героя: «глаза, словно у хорька».


К концу жизни скупость Гобсека превратилась в настоящую одержимость – он ничего не продавал, боясь продешевить: «…каждый предмет сделки служил ему поводом для бесконечных споров - несомненный признак, что он уже впал в детство и проявлял то дикое упрямство, что развивается у всех стариков, одержимых какой-либо страстью, пережившей у них разум».


Через своего героя Бальзак хочет подчеркнуть трагичность жизни в обществе, где человек вынужден с целью самосохранения подавить в себе все человеческие качества и стать накопителем и обдиралой),

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Скупой рыцарь у Пушкина ( Альбер - человек своего времени, в котором рыцарю следует проявлять демонстративную храбрость на турнирах, быть расточительным и куртуазным, служа образу прекрасной дамы. Но, понеся ощутимые потери в одном из последних турниров, он вынужден искать деньги на ремонт амуниции и переоснащение своего рыцарского облика. Пьеса открывается сценой, в которой Альбер жалуется слуге на безденежье и достигает трагического накала в момент сцены унижения Альбера перед торговцем жидом Соломоном. Основная тема пьесы - опустошающая власть денег.

Рыцарское слово - ничто для ростовщика, который прозрачно намекает на возможность убийства барона, отца Альбера, для получения полного доступа к деньгам. Альбер поначалу возмущён, но при первой возможности отцеубийства, которая возникает, когда барон вызывает сына на дуэль, поспешно соглашается принять вызов, подхватывая символ вызова на дуэль, перчатку, пока отец не передумал. Якобы исповедуя благородную философию, Альбер далёк от истинного благородства. Подлость сына не претворяется в жизнь лишь потому, что отец умирает естественной смертью в финале),

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

(Плюшкин в "Мёртвых душах" у Гоголя. Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.

Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.


Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.


Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Автор восклицает : «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения.


Перечень можно продолжить.  Коробочка в тех же "Мертвых душах".

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе. Скупость, Жадность, Алчность, Порок, Длиннопост

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.

Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.


Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Не вчера было сказано, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. И это, действительно, так. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам. Все психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает т.н. ослепление страстью.


Лет 30-40 назад в научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки. Не правда ли, интересный эксперимент? Вот так же, как на собаку мясо, на скрягу действует возможность наживы. В известном мультфильме Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:



...На жадину не нужен нож:


Ему покажешь медный грош –


И делай с ним что хошь...



Как правило, не бедность является причиной скупости. Бальзак тонко подметил, что скупость начинается там, где кончается бедность. А знаменитый философ Сенека сказал: "Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего". Великий знаток человеческой природы А.И.Герцен писал: "Скупость бесконечна и... после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый." Но еще за 2000 лет до Герцена латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается. Наверное, нет такого языка, в котором не было бы пословиц, осуждающих скупость.



Отличается ли скупость от жадности и алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения. Можно ли излечиться от скупости и алчности?



Окружающая жизнь не радует нас обилием положительных примеров. Однако можно отыскать такой пример в мифах Древней Греции. Миф о царе Мидасе (том самом, у которого были ослиные уши). За какую-то незначительную услугу бог Дионисий пообещал выполнить любое желание Мидаса. И царь пожелал, не больше и не меньше, чтобы всё, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Желание было исполнено. И что хорошего из этого получилось? Оказалось, что неразумный Мидас был обречен умереть от голода, т.к. любая пища, к которой он прикасался, тут же превращалась в золото. С огромным трудом удалось Мидасу избавиться от этого проклятия.



И всё-таки специалисты полагают, что излечение от скупости возможно, но при единственном условии: "больной" должен сам изъявить желание избавиться от этой мании. Без этого все усилия родных и близких абсолютно бессмысленны.


Все, кто писал об отношении к деньгам, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. Бережливость – это разумное, расчетливое отношение не только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью. Можно сказать, что бережливость – любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись. Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: "Er dreht jeden Pfennig dreimal um" (он трижды повертит в руках каждый пфенниг).


И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ, богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться.  К сожалению, для многих пожилых людей стало актуальным шутливое высказывание : "Было нечего надеть, стало некуда ходить".


Между бережливостью и скупостью лежит зыбкая область, которую можно назвать прижимистостью или, проще говоря, жмотством. В чем это выражается? Достигнув зрелого возраста, многие люди не умеют расставаться со старыми, ненужными вещами: одеждой, обувью, электробытовыми приборами и т.п. Они прячут их в кладовку, в подвал, где вещи приходят в окончательную негодность. Умом человек понимает, что эти вещи ему никогда больше не понадобятся, даже если они еще в рабочем или в "носильном" состоянии. Но какой-то внутренний тормоз не позволяет избавиться от ставшего ненужным. Способность без колебаний выбросить старье – это тоже своего рода талант, которым наделен далеко не каждый.


В заключение можно сказать, что скупость – верный симптом надвигающейся старости. Постараемся как можно дольше оставаться молодыми, находясь даже во вполне зрелом возрасте. А для этого будем всеми силами бороться с собственной скупостью.

Книжная лига

21.6K постов77.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитав заголовок, я ожидал увидеть триаду о качестве современного бульварного чтива. А тут такой материал, из которого можно половину курсовой на какой-нибудь литературоведческой специальности написать.

Автор поста оценил этот комментарий

спасибо. основательный материал.

раскрыть ветку