Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге
Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*


Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька


Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд История, Живопись, Картина, Длиннопост, Бурлаки на Волге

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков

31
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну Репин вообще тот еще молодец по части создания хм... неоднозначных картин.
Историкам теперь всю жизнь доказывать что Иван Грозный сына не убивал, а люди не верят - картина же есть, ну )

раскрыть ветку
35
Автор поста оценил этот комментарий

Гиляровский в юности работал бурлаком, после не раз описывал их жизнь в своих произведениях, как раз где-то в районе 70-х. т.ч. картина ещё была вполне актуальна. Сами бурлаки были не довольны появлением пароходов, те, что называется,отбирали у них хлеб. Но со стороны это выглядело конечно дико, как если бы сейчас рабочие капали траншею лопатами, а мимо проезжали чиновники на экскаваторах.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
"бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно.....но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные."
Леща хлопцу и пяток французских булок. Заслужил.
65
Автор поста оценил этот комментарий

1. Парусник под левым ветром.(парус –символ революции,"белеет парус одинокий в тумане моря голубом…" М.Лермонтов Парус, как символ революции).

2. Перевёрнутый флаг-символ переворота.


3. У парохода дым под правым ветром, как символ ещё действующих у власти правых сил.


4. Хозяин корабля (корабль символ государства будущего рабочих и крестьян) в красной рубахе.


5. На берегу лежит разорванная корзина (корзина символ тюрьмы, разорванная корзина – следовательно, символ освобождения). Камень, перевязанный верёвкой, символ утопленника, лежит рядом с корзиной.


6. Шестой бурлак (6 – символ раба) в красной рубахе сбрасывает лямку


7. Верёвка, за которую бурлаки тянут корабль, привязана к мачте. В этом случае корабль перевернётся, произойдёт переворот, революция (от англ. revolver - крутить, вращать).

раскрыть ветку