Плавное включение светодиода

Свет в нашей жизни играет очень важную роль. Даже искусственный. Светодиоды сейчас стремительно набирают популярность. У меня дома осталась одна единственная лампочка Ильича, и та в светильнике с инфракрасным датчиком в туалете. Видимо, ее дни тоже  сочтены. Рыская по просторам Инета надыбал схему плавного включения диодов. В этом что то есть. Честно, сам, пока не пробовал. Но простота схемы подкупает. Решил опубликовать для начинающих (или продвинутых) радиотехников.

Цитирование с сохранением авторского изложения.

Пришла мне тут как-то в голову мысль, что некрасиво, когда такая замечательная штука, как светодиодная лента загорается сразу, как лампочка Ильича прям. И навеяна эта мысль была моим фокусом с плавным включением света в салоне :)

Я решил, что хочу сделать приборчик, который позволил бы мне любую светодиодную ленту (будь то в автомобиле или дома) разжигать так же плавно. И хоть я себе в машину еще и не поставил светодиодной подветки никуда, но в планах она есть, так что решил на счет приборчика заморочиться.

Выдумывать велосипед не стал, решил поискать в интернете. При поиске почти на каждом сайте наталкивался на схемы, где светодиодная нагрузка сильно ограничивается возможностями схемы. Мне же хотелось, чтобы схема лишь плавно поднимала напряжение на выходе, чтобы диоды плавно разгорались и затухали при выключении.

Дополнительными требованиями были:

1. Наличие управляющего сигнала, который активирует схему. Например, включение тумблера на приборке, закрытие двери, активация какого-либо устройства.

2. Схема в режиме ожидания не должна потреблять заряд аккумулятора

И такую схемку я нашел :) Авторские права нарушать не будем, образец взял отсюда. У исходной схемы пришлось поменять все номиналы сопротивлений, ибо время розжига около 50 (сек) меня никак не устраивало. Мне даже поначалу показалось, что схема вообще не работает, пока мультиметром не померял. Поэтому внес изменения, и вот результат:

Розжиг происходит примерно за 3 секунды, затухание — примерно столько же.

Принцип работы у нее такой:

Управляющий сигнал поступает через входной диод КД522Б от чего-нибудь (например, при открывании двери). Затем ток начинает поступать через резистор 750(Ом) на базу транзистора КТ503В. Транзистор открывается и через него и резистор 4,7(кОм) начинает заряжаться конденсатор 1000(мкФ). При этом напряжение на нем плавно возрастает и через резистор 10(кОм) поступая на вход полевого транзистора IRF9540.

Транзистор постепенно открывается, плавно увеличивая напряжение на выходе схемы.

При отключении управляющего напряжения КТ503В закрывается. Конденсатор разряжается на вход IRF9540 через резистор 4(кОм).

После разрядки конденсатора схема перестает потреблять ток и переходит в ждущий режим. Потребляемый ток в режиме ожидания незначителен.


При необходимости изменить время розжига и затухания светодиодов:

1. Для увеличения времени розжига нужно увеличить сопротивления резистора 4,7(кОм). Для уменьшения — уменьшить :)

2. Для увеличения времени затухания — провести те же манипуляции с резистором 4(кОм).

3. Можно еще поиграться с величиной емкости (главное не ставьте номинал напряжения ниже 16В).


Что я использовал:

1. Емкость 16В, 1000мкФ

2. Транзисторы КТ503В, IRF9540

3. Резисторы 750Ом, 10кОм, 4,7кОм, 4,0кОм.

4. Диод КД522Б


Достоинствами данной схемы является то, что подключаемая нагрузка зависит только от возможностей блока питания (аккумулятора авто), и от полевого транзистора IRF9540, который очень надежен (дает возможность подключить через себя аж 140Вт нагрузки при токе до 23А аж! зы — не верится, но в описании такая инфа указана). Так что если у вас хороший блок питания — то вперед! Схема выдержит хоть 10 метров светодиодной ленты влегкую :) (правда, возможно, полевик придется охлаждать).


Вот как все это выглядит в сборе:


Вот видеопример: https://www.drive2.ru/l/288230376153118721/


Надеюсь, вам понравилась моя статья и вы примените данную схему в своем автомобиле (или квартире) и будете получать еще большее удовольствие от вождения!

Честно скопировано с https://www.drive2.ru/l/288230376153118721/

Не претендую ни на какие права автора. Просто решил поделиться.

Плавное включение светодиода Светодиоды, Мастер, Самоделки, Свет, Плавно, Длиннопост
Плавное включение светодиода Светодиоды, Мастер, Самоделки, Свет, Плавно, Длиннопост
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошая схема, надо попробовать к себе в машину поставить на освещение салона.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

управляющее где брать?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Проверил. Схема оказалась не совсем верная. У транзистора IRF9540 нужно сток и исток местами поменять. И на всякий можно добавить резистор от 10 кОм и выше между базой и эмиттером у КТ503В. В таком виде работает отлично!
раскрыть ветку