О самообразовании и стереотипах о возрасте. Обращение к критикам.

Часто вижу, как иногда какого-то человека упрекают в том, что у него нет образования в области, которой он занимается. Упрекающий указывает на то, что человек не имеет права заниматься какой-либо деятельностью, если он не отучился в учебном заведении на необходимую для этого профессию. В частности, я вижу как упрекают блогеров, которые выпускают видеоролики по теме саморазвития (такой же упрёк могу получить и я). «Как ты можешь о чём-то рассуждать, что-то советовать, если у тебя нет психологического образования?» - пишут этим блогерам.


У меня встречный вопрос к критикам: «Как вы или ваши родственники, друзья, знакомые, можете готовить блюда, не имея поварского образования?» Причём эти блюда могут быть очень даже вкусными и полезными. Да, возможно они будут простыми, не изысканными, но при желании, можно научиться готовить всё что угодно. И сделать это можно двумя способами: либо пробовать, экспериментировать самому, как говорят, «методом проб и ошибок», либо по рецептам. Сейчас век интернета, и у нас есть доступ практически к любой информации.


То же самое и относится к сфере психологии, философии, самосовершенствования. Во-первых, я считаю что, каждый человек является философом, т. к. имеет разум, и может до всего дойти сам (о чем я писал в своей книге «Счастье — это разум»).


«Когда мы узнаём новую мысль и признаём её верною, нам кажется, что мы давно знали её и теперь только вспомнили то, что знали. Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. Только не заглушай её ложью, и рано или поздно она откроется тебе»

(Л. Н. Толстой).


Кто открыл науку психологию? Человек, который додумался до этого сам. Он размышлял, анализировал, проводил эксперименты, опросы, и пришёл к определенному результату. Если человек пришёл к какой-то мысли, которая повлияла на его жизнь, испытал её на практике, то почему он не имеет права о ней рассказать?


Во-вторых, как я уже писал, никто не отменял самообразование, особенно в наш век информации. Сейчас очень много статей, видеороликов, живых лекций, тренингов, специалистов, к которым можно обратиться за консультацией. И если человек внимательно изучил материалы по той или иной теме, обдумал, проанализировал, применил на практике и увидел результат, то он вполне может делиться своими наблюдениями и опытом с другими.


В конце концов у вас есть свой разум, и вы не обязаны слепо верить человеку (к тому же слепая вера до добра не доведёт). Вы можете обдумать прав он или нет, и если посчитаете его слова разумными, будет ли вам важно есть у него диплом или нет? Ведь согласитесь, неразумно же критиковать блюдо, даже его не попробовав. Могу привести пример блогера Александра Фломастера. Я в восторге от его мудрых, по моему мнению, рассуждений, и он говорил о том, что именно психологического образования у него нет.


К тому же получение диплома не является гарантией того, что человек хороший специалист. Мы же не знаем, как он учился. Возможно, что он пропускал занятия, зачёты и экзамены сдавал за взятки, и изучил намного меньше материала, чем любитель без диплома, который занимался самообразованием»


«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».


«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг»

(Рубакин Н. А.)


«Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний»

(Ушинский К. Д.)


«Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью»

(Монтень М.)


«Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай»

(Роллан Р.)


Также, хотелось бы затронуть тему возраста. Бывает, что молодых людей недооценивают. Я имею в виду их интеллект. Когда кто-то из молодых начнет о чем-либо рассуждать, затрагивать философию, психологию, его могут, незаслуженно упрекнуть, мол молодой слишком, «зеленый» ещё, куда лезешь. Но какая разница, сколько человеку лет? Только ли возраст является показателем ума? Можно и в 50 лет не обладать особым интеллектом, и в 18 быть достаточно разумным. У каждого свой опыт, своя скорость развития. Я общался с одним 16-летним читателем своего блога, и понял, что я в его возрасте так не рассуждал и не задавался теми вопросами, которые хочет разрешить он. Вообще заметил в интернете большой интерес к саморазвитию у подростков, что для меня стало приятной неожиданностью (наверное, я сравниваю с собой, т. к. в подростковом возрасте не занимался этой темой). Так что молодость — это не синоним глупости.


«Не читал, но осуждаю!» (изначально подобная фраза была использована в отношении романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго») (или «Не смотрел, но осуждаю!») - такую фразу часто используют критики (бывает кто-то в шутку, а бывает и на самом деле так думают). Согласитесь, это полный абсурд. Как я уже писал, может быть лучше сначала ознакомиться с мыслями человека, и только потом делать выводы о его интеллекте, а не смотреть на диплом, возраст, внешность и т.д.?


Довольно популярна критика в стиле: «После такой-то фразы, дальше читать (смотреть) не стал». Т.е. человек решил судить обо всём произведении на основе одной фразы, с которой не согласился. Во-первых, возможно, что после той фразы, рассматриваемая тема раскрывается более подробно, и если бы критик ознакомился с произведением до конца, то вопросов бы у него не возникло. Во-вторых, если не понравилась одна мысль автора, это не значит что и другие его мысли не понравятся. Посчитав какую-то мысль абсурдной, критик считает, что автор глупый, клеит на него ярлык, и больше не хочет иметь с ним дело. Если бы мы все так поступали, то я думаю, остались бы одиночками. То, что вы не согласны с человеком, не значит, что он хуже, глупее вас.


Почему некоторые могут так язвить, упрекать человека, указывать на его возраст, отсутствие образования и т.п.? Мне кажется, так делают те, кто не уверен в себе. Те, кто сами себя считают не умными, не способными рассуждать, и, видя человека подобного, либо более молодого, считают, что и он не может быть таким.


— Сын, никогда никому не позволяй говорить, что ты не сможешь это сделать! Даже мне не позволяй! Хорошо?!

— Да!

— Если у тебя есть мечта, ты должен ее защищать. Если люди не могут чего-то сделать в своей жизни, они скажут, что и ты не сможешь сделать этого в своей жизни! Если ты хочешь чего-то — иди и возьми!

(из фильма «В погоне за счастьем»)


Возможно, подобная критика это какая-то зависть, которая опять-таки исходит от низкой самооценки: «эх, этот малец обошёл меня, а ведь я его старше лет на 10! Да как он смеет!»


Прекратите себя недооценивать, и тогда вы прекратите недооценивать других. Мы способны на многое, и не верьте всяким негативщикам, которые только тянут нас вниз.


Критика, безусловно, способна загубить любую мысль

(Капица П.)


Посмотрите, сколько всего сделал человек! Сколько создано изобретений, сколько открыто наук, сколько сотворено искусств! И всё это сделал обычный человек, к виду которого мы и относимся.


Спасибо за внимание.


С уважением, Алексей.


Моя группа вконтакте: https://vk.com/filblog

(в ней собрано много материалов по саморазвитию)

Философия

2.4K постов5.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.


Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)


Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Как правило у таких авторов куча фактических ошибок, показывающих что они не знакомы даже со школьной программой, не говоря уж о ошибках логических.

Ну а копипастить школьные учебники в комменты - лениво, поэтому просто отправляют переучиваться.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
я считаю что, каждый человек является философом

В той же мере, в какой каждый человек являет математиком и физиком. Т.е. способен считать и видеть законы природы.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Подменяешь понятия.
Спрашивают скорее не "у тебя нет образования" в плане корочки, а "У тебя нет знаний, соответствующих уровню, необходимому для занятия данной деятельностью ".
Разница принципиальна и всякие мракобесы в обличии "тренеров по саморазвитию" и тому подобные этим как раз постоянно грешат.

2
Автор поста оценил этот комментарий
ну хирургу-самоучке я бы не доверилась!
А пиздеть - не мешки ворочать( это про блогеров)
2
Автор поста оценил этот комментарий
«Как вы или ваши родственники, друзья, знакомые, можете готовить блюда, не имея поварского образования?»

У повара есть специфика: очень быстрая готовка блюд по стандартам. Плюс у каждой профессии есть специфика, не совсем интуитивно понятная, до которой будешь долго доходить, ставя шишки себе и другим.

Сейчас очень много статей, видеороликов, живых лекций, тренингов, специалистов, к которым можно обратиться за консультацией.

И 90% их такие же шарлатаны. Проблема избытка информации заключается в невозможности контроля её достоверности.

К тому же получение диплома не является гарантией того, что человек хороший специалист.

Это гарантия того, что он не ниже плинтуса.

Только ли возраст является показателем ума? Можно и в 50 лет не обладать особым интеллектом, и в 18 быть достаточно разумным.

30 лет необходимый минимум. Его хватает, чтобы побывать в во всех заблуждениях и прийти к общему знаменателю.

«После такой-то фразы, дальше читать (смотреть) не стал».

Иногда по одной фразе (иногда даже безобидной на первый взгляд) можно сделать вывод об упоротости.

Почему некоторые могут так язвить, упрекать человека, указывать на его возраст, отсутствие образования и т.п.? Мне кажется, так делают те, кто не уверен в себе.

Так говорят те, кто угробил кучу времени и сил на образование.