О летоисчислении древних славян

Навеяно постом https://pikabu.ru/story/pro_kalendari_6399360


Многие приверженцы и почитатели исконной славянской веры и древних традиций используют так называемое «Летоисчисление от Сотворения мира», называя текущий год как 7526 или 7527. Добавляя при этом, что он является годом «парящего орла». Давайте разберёмся и копнём глубже.

Да, действительно, до 1700-го года на Руси бытовало другое летоисчисление, реформу которого провёл ярый революционер и «оевропеиватель» Руси — Пётр I. Сделал он это, чтобы убрать путаницу в датах с европейскими христианскими странами и упростить церковные взаимоотношения. Случилась реформа 20 декабря 7208 года от Сотворения Мира, что соответствует 20-му декабря 1699 года от Рождества Христова.

Указ Петра I гласит:


«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года…»


К сожалению, среди сторонников и почитателей дохристианской славянской веры (родноверов) прочно укоренилось представление о том, что летоисчисление «от сотворения мира» и есть то самое славянское дохристианское «истинное» летоисчисление. Увы, это совсем не так.

Эпоха «от сотворения мира», которая иначе называется Византийская или Константинопольская эра — это система летоисчисления, где за исходную точку принята рассчитанная на основании библейских текстов дата сотворения «Богом-отцом всего сущего» и никакого отношения к языческой Руси не имеет!


«И сотворил Бог человека по образу Своему <…> И был вечер, и было утро: день шестой» (кн. Бытие, гл.1:27—31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е послание Петра, гл.3:8).


Исходя из этих двух библейских утверждений, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», а год у него идёт за 1000 лет, то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира». Далее, основываясь на Септуагинте (древнейшем собрании переводов Ветхого Завета на греческий), где обильно фигурируют даты событий, возрасты и годы жизни описываемых людей, удалось установить дату сотворения мира сперва как пятницу 1 марта 5508 года до н.э. (по привычному нам летоисчислению), а впоследствии окончательно уточнить как субботу 1 сентября 5509 года до н. э.

Обе эти даты нашли своё отражение в нашей истории. Согласно русским летописям, до 1491 года от Р. Х. на Руси новый год начинался 1-го марта (как в Древнем Риме), а с 1491 по 1699 — 1-го сентября (как в Византии). То есть, опять же, даты нового года не совпадают с датами весеннего (21-22 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий.


Точной же реконструкции календаря, которым пользовались славяне в дохристианскую эпоху, не существует. Не говоря уже о каких-то циклический символах года, как у китайцев. Имеются лишь фрагментарные свидетельства со спорными толкованиями (рисунки годового круга на сосуде из села Ромашки и чаше из Лепесовки). А летописные источники почти никак не затрагивают этот период. Первые киевские летописи относятся к началу XI века, а самые ранние периоды, которые там описаны, датированы IX веком. Тем не менее, они вкупе с болгарскими летописными текстами, глубинным анализом славянского земледельческого календаря (отбрасывая поздние христианские наслоения), а также примет и бытового фольклора, всё же дают более менее ясное представление о бытовавшей в дохристианский период системе летоисчисления.


Очевидно, что наиболее простым и точным способом летоисчисления во все времена является солнечный календарь. Его основные вехи — неизменные и точно определяемые равноденствия и солнцестояния (именно они непосредственно связаны с главными славянскими праздниками и являются основой древнего земледельческого календаря). Но с бытовой точки зрения солнечный календарь неудобен. Мало того, что опорных точек в году всего четыре, так ещё и рассчитать их не каждому под силу. Куда проще опираться на циклы луны. Достаточно одного взгляда ночью на небо, чтобы определить возраст луны. Эта система находит своё подтверждение как в языке (луна = месяц), так и в летописных источниках («словяне овии по луне чтяху»).

Но исключительно лунным календарь у славян тоже быть не мог. Нам, как народу земледельческому, времяисчисление необходимо было для сельскохозяйственных целей. А 12 лунных месяцев — это всего 354 дня. Такой короткий год за несколько лет значительно убегал бы вперёд, сводя на нет пользу от его использования.


Эти два обстоятельства и привели к формированию лунно-солнечного календаря, коим и пользовались, по мнению большинства историков и археологов, древние славяне. Т. е. это были 12 лунных месяцев, которые время от времени дополнялись 13-м для уравновешивания с солнечным циклом. Основные разногласия учёных по большей части касаются того, куда и когда вставлялся дополнительный месяц для «синхронизации». Началом же года скорее всего считалась первая неомения после весеннего равноденствия. Неомения — это первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа. В неомении Луна наблюдается в сумерках за несколько минут до своего захода и её можно гарантированно опознать, в отличие от новолуния.

Все древние славянские названия месяцев напрямую связаны с природными явлениями, характерными для годичного цикла: просинец (когда небо проясняется), сечень (сезон рубки леса), березень, берёзозол (начало цветения берёзы, сбор берёзового сока), серпень (время жатвы), листопад… Вот только в разных регионах, у разных славянских народов схожие названия обозначают различные промежутки времени. Где-то березень/брезень/брязок — это март, а где-то апрель. Где-то липень/липань — июнь, а где-то — июль. Студень, листопад, червень, грудень — всё относительно. Это лишний раз подтверждает гипотезу о том, что у славян единой стройной календарной системы не существовало, а то, что было — полностью покрывало потребности во времяисчислении. И нет никаких свидетельств тому, что славяне давали годичным циклам имена зверей или птиц. Этому нет свидетельств ни в нашей устной культуре, ни в древних летописях.


Отдельно, думаю, стоит упомянуть о таком понятии, как неделя (седьмица), т. к. среди части родноверов/язычников бытует мнение, что неделя в дохристианскую эпоху состояла из шести дней. На чём основывается это утверждение, мне неизвестно. На сегодняшний день нет ни одного сколь бы то ни было правдоподобного доказательства этому. И само по себе число «6» является нехарактерным не только для славян, но и для соседствующих народов. Тогда как напротив, число «7» прочно вплетено в родную культуру и находит своё отражение в пословицах и поговорках: «Семь пятниц на неделе, «Семи пядей во лбу», «Лук – от семи недуг», «За семь вёрст киселя хлебать», «Седьмая вода на киселе», «Семь бед — один ответ» и проч. Плюс это ещё и 7 небесных светил, известных с древности: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн.

Также популярными являются спекуляции по поводу этимологии слова суббота и названия этого дня до христианизации. Неизвестными авторами выдвигаются безосновательные этимологические цепочки «суббота» <= «собота» <= «со + бытие» или «суббота» <= «собота» <= «со + бог». Ничего, кроме кривой усмешки такие умозаключения вызвать не могут. Совершенно точно можно сказать, что «суббота» — это заимствованное еврейское «шаббат» (ивр. שַׁבָּת шабат), которое перешло вместе с христианским учением через латинское или греческое посредство в огромное количество языков: Сравните: ср.-греч. «σάμβατον» и ср.-лат. «sabbatum»; чешский, словацкий, польский, словенский языки — «sobota»; белорусский, сербский, украинский — «субота»; итальянский — «sabato», французский — «samedi», испанский и португальский — «sábado», румынский — «sâmbătă», чувашский — «шăматкун» («шăмат» + «кун» [день]), армянский — «շաբաթ» (шабатʰ), грузинский — «შაბათი» (шабати), таджикский «шанбе» и проч. Прежнее же название шестого дня недели (или седьмого, в случае, когда неделя стартует с воскресенья) затяряно в истории. Вряд ли когда-нибудь удастся узнать это. «Шосток/шесток», как предполагаемое реальное название, является новоделом и не находит подкрепления ни в устном фольклоре, ни в письменных памятниках истории.

Посему при реконструкции славянского календаря, сетки языческих праздников, а также обычаев и обрядов, нужно огромное внимание уделять источникам информации. Если мы хотим возродить на былом уровне действительно исконную русскую веру, обновить и сохранить истлевающие страницы истории — не стоит переиначивать смысл и заполнять пробелы и истёртости своими домыслами. Фантазия автора — это не та почва, на которой произрастает истина.

9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Поехавшие вообще отсчитывают летоисчисление "от Сотворения Мира в Звездном Храме". Подразумевая под "сотворением мира" - заключение мирного договора. То, что еще сто лет назад "мир" и "мiр" писались по разному - им похер

раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий

не пытайся что-либо объяснить поехавшим родноверам, им лишь бы хера деревянные славить да в гузно яриться

1
Автор поста оценил этот комментарий

О «соботе-событии» впервые слышу. Надо же, множится ересь

Автор поста оценил этот комментарий

"...поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», а год у него идёт за 1000 лет, то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия»..."

Всё в кучу... Где связь между гипотетическим сотворением Адама христианским богом Яхве (или Иегова, Саваофом кому как нравится) и не менее гипотетическим пришествием сына Яхве Иисуса?!

Автор поста оценил этот комментарий

Ваши умозаключения , откровенно говоря, высосаны из пальца. То есть - это очередная фантазия профана на тему - Славяне до прихода христианства были дикие варвары и т.п.