Нравственное понимание Волшебника Изумрудного города

Нравственное понимание Волшебника Изумрудного города Волшебник Изумрудного города, Волшебник страны Оз, Философия, Нравственность, Мудрость, Длиннопост

Все знают, что сказочную повесть «Волшебник Изумрудного города» А. Волков написал по мотивам сказки Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз».

Легендарной книгу сделали иллюстрации художника Л. Владимирского.

В задачу этой статьи не входит пересказ сказки об Изумрудном городе.

Наша задача – разобрать нравственно–духовные аспекты основных событий во взаимоувязке с главными героями.

В сети можно встретить статьи, в которых повесть рассматривается в контексте восточных религий.

При прочтении сказки в вольном переводе Волкова у нас возникли немного другие аллюзии.

Нравственный базис

Давайте сразу вспомним как девочка Элли (в оригинале - сирота Дороти Гейл) оказалась в волшебной стране?

"Но Тотошка, перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол.

Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон.
И в это время случилась удивительная вещь"…

Автор сразу обозначил нравственную планку главной героини.

Элли, не думая о себе побежала спасать Тотошку, тем самым проявляя любовь и заботу.

После этого действия фургон подхватило ураганом и отнесло в волшебную страну.

"Ураган занёс домик в страну необычайной красоты.

Вокруг расстилалась зелёная лужайка; по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами; на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов.

В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением.

На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами.

Невдалеке журчал прозрачный поток; в воде резвились серебристые рыбки".

Описание волшебной страны – это описание дивного сада, можно сказать райского.

Но прямую аналогию провести конечно же нельзя, т.к. зло в волшебной стране никто не отменял.

Но зло изображено как инородное тело, которое пытается поработить или осквернить «райский сад».

В итоге, мы знаем, что к концу повести, с помощью главной героини повествования не остается ни одной злой волшебницы.

Кстати, еще один намек на дивный сад – это отсутствие собак.

Вспомните, как реагировали обитатели волшебной страны на Тотошку – никто не знал такого животного.

Напомним, что собака счиатется скверным животным, ее появление в Православных храмах не допускается.

Красной нитью в повести проходит тема взаимовыручки, дружбы и веры в лучшее.

Человек, хоть и может многое, например Элли раздавила Гингему (хоть и не своими силами), Гудвин – мудрейший правитель (но, по сути, обычный человек) правит главным городом Волшебной страны, а побеждает не индивид, а  Дух Любви, выраженный в дружбе главных героев.

Что дает нам право говорить о Дружбе как о Любви?

Прежде всего, ее жертвенная и бескорыстная составляющая, что множество раз встречается в сказке, когда друзья преодолевают препятствия.

Значение дороги из желтого кирпича

Добрая волшебница Виллина не знала как помочь Элли вернуться домой.

Но у нее была волшебная книга.

Что за волшебная книга и какая тут аллегория мы может только догадываться, но именно в ней был указан путь домой для Элли: нужно только помочь исполнить заветные желания трех существ.

 Помочь – значит пожертвовать частичкой себя ради другого (помните главную Христианскую заповедь? в Евангелие от Иоанна (гл.13 ст.34) говорится так:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».)

А конкретный путь – это желтая кирпичная дорога, которая приведет к Изумрудному городу, в котором Гудвин и должен выполнить желания.

Дорога описана Виллиной, словно это жизненный путь человека:

"– Дорога далека. Не везде страна хороша, как здесь. Есть тёмные леса со страшными зверями, есть быстрые реки – переправа через них опасна"…

А наставляет волшебница главную героиню Элли следующими словами:

"Иди, ищи, борись!"

Помним, что в Евангелие и в Святоотеческом Предании аллегории с дорогой не редки, вот некоторые из них:

"Ин.14:6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;
Мф 7:13-14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»".

Ну, и наконец, почему дорогая желтая?

Желтый цвет – это символ золота, символ царского пути, что подчеркивает правильность, важность и безальтернативность (в хорошем смысле) выбранного пути.

У Аввы Дорофея есть следущее высказываение:

«Ходите путём царским, и считайте поприща вёрсты»

Нравственная оценка

Мы уже писали о смелости и жертвенности Элли/Дороти.

Девочка изображена в сказке по истине чистой сердцем.

Помните, Жевуны называли ее повелительницей и  превозносили ее, но девочка спокойно отнеслась к похвалам, т.к. понимала что ее заслуги в том, что домик упал на Гингему, нет.

Кроме отсутствия тщеславия, она очень рационально подходит к пище и берет у Жевунов только самое необходимое: хлеб и воду, несмотря на искушение взять побольше.

Таким образом, перед нами изображена героиня, которая сможет помочь другим героям не через свое нравственное совершенствование, а через раскрытие своих качеств в помощи другим.

По дороге Элли спасает Страшилу, Дровосека и Льва.

У всех у них были заветные желания,но необходимо отметить, что желания их выражены в мечте преобрести качества (Любовь (сердце), Разум (мозги) и Мужество (храбрость) прим.ред.), которыми, по их мнению, они не обладали.

Но, на протяжении всей повести герои проявляют те самые качества, которые являются для них заветными.

Оказывается, все самые умные мысли исходят от Страшилы, который мечтал о мозгах.

Это проявляется в эпизоде со рвом и в других ситуациях.

А. Волков это все время подчеркивает, т.к. друзья после очередной умной мысли Страшилы удивляются и спрашивают: не появились ли у того мозги?

Дровосек все время проявляет эмоции, чувствительность (ахи вздохи, волнение) и даже плачет.

А разве может так себя вести бессердечный человек?

Лев, несмотря на трусость, перепрыгнул ров! А саблезубых тигров напугал своим рыком! Какой он после этого трус?

Кроме того, он преодолел страх воды (или не боялся?) когда необходимо было спасти Страшилу.

Все препятствия друзья преодолевают вместе: либо совместными усилиями, либо помогая друг другу в беде.

Антиподом Элли и компании представлен в сказке Волкова людоед.

Из-за людоеда движение по дороге прекратилась, а лес в тех местах такой густой, что не пропускал солнечного света.

Все словно замерло и прекратило движение, что резко контрастирует движению друзей.

В эпизоде с людоедом мы видим, что Страшила и Дровосек тоже способны на жертву ради ближнего, ведь когда они спасали Элли они очень сильно рисковали.

Мудрость Гудвина проявилось в том, что исполняя желания, он понимал, что друзьям просто напросто не хватает веры в себя.

Что мы и видим из диалога героев после победы над Западной Ведьмой (у Волкова - Бастиндой):

"-А ты не можешь дать мне мозги?- спросил Страшила.

-Они тебе не нужны, - ответил волшебник.-
Вы чему-то учитесь каждый день.
У ребенка есть мозги, но он мало что знает.
Опыт-это единственное, что приносит знание, и чем дольше вы находитесь на земле тем больше у вас опыта обязательно появится."

-Может быть, все это и правда, - сказал Страшила, - но я ... я буду очень несчастен, если ты не дашь мне мозгов."

Фальшивый волшебник внимательно посмотрел на него.

-Ну, - сказал он со вздохом, - я не очень-то волшебник., как я уже сказал, но если вы придете ко мне завтра ...

Утром я набью твою голову мозгами.
Я не могу сказать точно, но вы, однако, знаете, как их использовать; вы должны выяснить это для себя."
-О, Спасибо—спасибо!- воскликнул Страшила. -Я найду способ использовать их, не бойтесь!"
-А как насчет моей храбрости?" - с тревогой спросил Лев.

- У тебя достаточно мужества, я уверен, - ответил Гудвин/волшебник страны Оз по Бауму. - Все, что тебе нужно, - это уверенность в себе.
Истинное мужество находится перед лицом опасности, когда вы боитесь, и такого рода мужества у вас в избытке."

-Может быть, и так, но я все равно боюсь. лев. -Я действительно буду очень несчастен, если вы не дадите мне храбрости, которая заставляет забыть о страхе."
-Хорошо, завтра я придам тебе такое мужество," - ответил волшебник Страны Оз.
-А как насчет моего сердца?- спросил Железный Дровосек.
-Ну, что касается этого, - ответил Оз, - то я думаю, что вы правы. Неправильно хотеть сердце. Это делает большинство людей несчастными. Если бы вы только знали это, вам повезло, что у вас нет сердца."

-Это, должно быть, вопрос мнения, - сказал Железный Дровосек. -Со своей стороны, я буду нести все несчастья, без ропота, если вы дадите мне сердце."
-Очень хорошо, - кротко ответил Оз. "Приходить завтра ко мне, и у тебя будет сердце".

Именно поэтому Волшебник Страны Оз/Великий и Ужасный Гудвин легко выполнил желания Льва, Страшилы и Железного Дровосека, а когда понадобилось настоящее чудо – перенести девочку Элли/Дороти с Тотошкой в Канзас – он оказался бессилен.

Результат гордыни

Не все испытания друзья прошли достойно.

Уже после встречи с Гудвином, который выполнил их заветные желания, друзья снова оказались в пути, чтобы помочь Элли вернуться в Канзас.

Как только возникла очередная угроза (сильный дождь, гроза, потоп), а Элли неожиданно потеряла волшебную шапку, с помощью которой можно было три раза вызвать Летучих Обезьян, друзья вдруг начали хвалиться собой:

"– Не плачь, Элли! – заревел ей в ухо Лев. – Помни, что я теперь храбрее всех зверей на свете!
– Помни, что у меня чудесные мозги, наполненные необычайными мыслями! – прокричал Страшила.
– Помни о моём сердце, которое не стерпит, чтобы тебя обидели! – добавил Железный Дровосек".

Результат оказался плачевным – путники буквально были повержены грозой.

Но и это препятствие друзья преодолели с помощью все тех же «спец.средств»: взаимовыручки, заботой о близких.

Выводы

Что самое чудесное в этой сказке?

Раскрыта тема Дружбы и Любви.

Все препятствия друзья одолевают вместе, никогда не унывают и не отчаиваются.

Кроме того, повесть очень интересная и имеет увлекательнейшее продолжение.

И, чем чаще перечитываешь эту книгу, тем лучше понимаешь, насколько же она глубокая, серьезная и мудрая!

Через всю книгу золотой нитью идет мысль, что главные ее персонажи изначально обладают теми дарами, которые хотят у Гудвина получить.

Страшила бесспорно умен - это понятно с первых произнесенных им фраз при знакомстве с Элли и Тотошкой, Дровосек умеет горячо и преданно любить, а Трусливый лев - храбрый зверь, готовый умереть за своих друзей.

При чем все эти черты: ум, любовь и смелость - присущи на самом деле всем трем персонажам, только у каждого одно из качеств несколько преобладает над другими, кстати сказать, не так уж и значительно. 

В мультфильмах же по книге Волкова/Баума и прочих экранизациях Страшила несколько глуповат, особенно вначале, Дровосек наивен и романтичен - больше ничего, Лев действительно не блещет мужеством, тоже вначале особенно.

У всех персонажей ум, любовь и смелость имеются как-то минимально, на том уровне, как это может быть присуще маленьким детям - трудности преодолеваются достаточно легко, поются бодрые песенки -в общем самое оно для детей 5-6 лет.

Но книга-то писалась для возраста постарше!

В общем, в кино утеряна эта авторская мысль, что мы на самом деле уже имеем в себе то, о чем мечтаем. 

Только нам, зачастую, нужен какой-то фетиш, мнение авторитетного лица, для того, чтобы мы поверили в свой дар, в свои силы.

А так ли уж нужны эти опоры, по идее?

Ведь способность уже есть!

Гудвин-то это сразу увидел, понял после беседы с Элли/Дороти и ее друзьями (что в мультфильме тоже, конечно, не отражено должным образом).

С этой центральной мыслью связан еще целый букет других идей, не менее глубоких - настоящая философия в рамках сказочного сюжета!

Так что сказка эта не так проста, как кажется...

И получение Ума, Любви и Храбрости никак не связано с операцией, которую Гудвин делал Страшиле (снял голову) и Дровосеку и принятием волшебной настойки.

Это в экранизациях все растолковано слишком уж буквально, а в книге было метафорически завуалировано.

5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
На самом деле писатель хотел сказать совсем не то :)
раскрыть ветку
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Камрады запомните, маленькие несовершеннолетние девчонки опасны !"

Иллюстрация к комментарию
3
Автор поста оценил этот комментарий
Одна из лучших детских книг. Всем своим детям читал Волкова. Но почему то все они полюбили Урфина Джюса
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

А прыгуны символизируют пацанов с чужого района, ибо нефиг. И тогда, Летучие Обезьяны,  это наемники из ЧВК Вагнера.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне сильнее запомнилась сказка по мотивам. Георгий Почепцов - 7 подземных королей. Это было очень неожиданно, и перекликалось со сказками Баума. Я только их и читал, в переводе конечно.