Новые американские космические корабли

Прошло почти шесть лет как НАСА самостоятельно отправило астронавтов на орбиту. После финальной миссии шаттла Atlantis отправкой людей к Международной космической станции занимается исключительно Россия, в распоряжении которой имеются простые и надежные корабли серии «Союз», успешно летающие с 1967 года. Однако в США в течение года должно завершится создание трех новых космических аппаратов, которые сделают их безусловным лидером в пилотируемой космонавтике.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

О возвращении программы пилотируемых полетов НАСА объявило в сентябре 2014 года. Тогда на специальной пресс-конференции глава НАСА Чарльз Болден назвал две компании, которые агентство выбрало для заключения многомиллиардного контракта на строительство пилотируемых многоразовых космических кораблей, предназначенных для доставки астронавтов к МКС. Победителями тендера стали SpaceX и Boeing, которые представили проекты кораблей Dragon V2 и CST-100 (от Crew Space Transportation) соответственно. Общая стоимость работ по созданию аппаратов составила 2,6 миллиарда долларов для SpaceX и 4,2 миллиарда долларов для Boeing.


«Для НАСА и нации это был непростой, но наилучший выбор. Мы получили многочисленные предложения от наших аэрокосмических компаний. Высококвалифицированные американские фирмы, единые в желании вернуть отправку человека в космос с территории США, соревновались за то, чтобы служить нации и покончить с нашей зависимостью от России. Я приветствую их инновации, тяжелый труд и патриотизм», — сказал Болден. Выбор в пользу SpaceX и Boeing он объяснил успешным сотрудничеством агентства с этими частными компаниями и уверенностью НАСА в их соответствии высоким требованиям агентства.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

Плакат "Программы развития коммерческих пилотируемых кораблей", организованной и финансируемой НАСА

Главным конкурентом SpaceX и Boeing считалась компания Sierra Nevada, которая предлагала НАСА летать к МКС на глубоко модернизированной версии орбитального самолета HL-20 — корабле Dream Chaser. Причины, по которым НАСА выбрало именно SpaceX и Boeing, а также распределение между ними финансирования очевидны: агентство больше доверяет крупным и надежным партнерам и вместе с тем приветствует здоровую конкуренцию со стороны молодых и перспективных компаний. С аэрокосмическим и оборонным гигантом Lockheed Martin агентство не заключило контракт, поскольку компания уже работала над марсианским кораблем Orion. Расширять сотрудничество с Orbital ATK (тогда — Orbital Sciences) в НАСА тоже не стали, поскольку к МКС уже летали ее грузовики Cygnus.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

Сигнус, захваченный манипулятором Канадарм2 МКС


«Для грузового транспорта SpaceX выиграла двенадцать миссий (в настоящее время к МКС летает грузовая версия Dragon), а Orbital — восемь. Денежная премия Orbital выше, хотя у них меньше миссий, поскольку НАСА не хочет зависеть от одного источника. Для пилотируемого полета, как я ожидаю, будут выбраны Boeing или Lockheed, которые выиграют большую часть финансирования, а мы, надеюсь, будем вторыми», — так в июне 2010 года оценивал перспективы компании SpaceX ее глава Илон Маск. Как стало известно через четыре года, он не ошибся.


Выбор НАСА в качестве основных партнеров для пилотируемых миссий к МКС SpaceX и Boeing привел к тому, что в 2014 году из Sierra Nevada, безуспешно пытавшейся в судебном порядке оспорить результаты тендера, было уволено около ста сотрудников, работающих над Dream Chaser. Со своей стороны агентство пообещало всяческую поддержку этой молодой компании, но не в рамках программы пилотируемых полетов. Тогда же, в 2014 году, американцы полагали, что уже к 2017-му астронавты будут отправляться на МКС исключительно с территории США, без помощи российской стороны. Взятые на себя обязательства компании SpaceX и Boeing, как показало время, выполняют, но примерно с годовым отставанием.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

Dream Chaser у МКС


Аппарат Dragon V2 является глубоко модернизированной версией грузовика Dragon, успешно летающего к МКС. Корабль имеет практически моноблочную конструкцию, в грузопассажирском режиме позволяющую, вместе с полезной нагрузкой в 2,5 тонны, отправлять к МКС до четырех человек. В пассажирском режиме корабль берет на борт до семи человек. В 2017 году SpaceX планирует завершить производство трех кораблей Dragon V2, один из них в ноябре должен совершить первый тестовый беспилотный полет к МКС. Аппарат, как ожидается, состыкуется со станцией и покинет ее спустя 30 суток.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

Внутреннее пространство Dragon V2 организовано, по словам SpaceX, с максимально возможным удобством для экипажа. Кресла пилотов выполнены из углеродного волокна высшего качества с отделкой из алькантары. В капсуле для астронавтов четыре окна с видом на внешнее пространство. На специальной панели члены экипажа Dragon V2 смогут в режиме реального времени отслеживать состояние космического корабля во время полета. Также астронавты получат возможность вручную настраивать температуру на борту корабля (в пределах от +15 до +26 градусов). На случай внештатных ситуаций предусмотрена система эвакуации.


Первому полету Dragon V2 будут предшествовать огневые испытания двигателей Draco и SuperDraco. Последние распечатываются на трехмерном принтере и устанавливаются в качестве элементов спасательной системы и для управляемой посадки корабля. Также SpaceX испытает специальный скафандр, позволяющий астронавтам выдержать нагрузки в случае разгерметизации пассажирской капсулы Dragon V2. Аналогичную опцию для своего костюма в 2017 году сделает Boeing. Аппараты Dragon V2 и CST-100 будут приземляться при помощи парашютов — необходимые для этого системы испытают в этом году.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

Интерьер капсулы Дракона-2


Пуск Dragon V2 будет осуществляться при помощи ракеты среднего класса Falcon 9 со стартового комплекса SLC-39 в Космическом центре Кеннеди (Флорида), откуда ранее в космос отправлялись миссии Space Shuttle и Apollo. Пилотируемая 14-дневная миссия Dragon V2 (с двумя астронавтами на борту) запланирована на май 2018 года. В интересах SpaceX выдержать заявленные сроки, поскольку именно финансирование НАСА разработок грузовых и пилотируемых кораблей позволило компании избежать участи Sierra Nevada; Boeing это касается в меньшей степени.


Аэрокосмический гигант перенес первый тестовый и беспилотный полет CST-100 с декабря 2017-го на июнь 2018-го. После этого в августе того же года должен состояться пилотируемый полет корабля Boeing с экипажем из двух человек. Как и Dragon V2, корабль CST-100 способен доставлять на околоземную орбиту до семи человек. Корабль, получивший название Starliner, как и Dragon V2, будет проходить предстартовую подготовку в Космическом центре Кеннеди. Запуски Starliner будут проводиться с тяжелой ракеты Atlas V с площадки 41-го космодрома на мысе Канаверал, а в случае необходимости — на носителях Delta IV и Falcon 9, а также создаваемой ракеты Vulcan.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

Сравнение капсул американских кораблей


Причины, по которым компании SpaceX и Boeing отложили первые пуски разрабатываемых кораблей, принципиально отличаются друг от друга. Первая компания, в отличие от второй, располагает значительно более скромными ресурсами, которые отчасти потребовалось задействовать для выяснения и устранения причин, приведших к аварии Falcon 9 в сентябре 2016 года. Тогда эксперты из НАСА раскритиковали SpaceX из-за заправки ракеты за полчаса до старта. Это означает, что в случае нештатной ситуации при заправке топливом Falcon 9 астронавты будут находиться уже в головной части ракеты, а не на безопасном от нее расстоянии. Именно на минимизацию возможных рисков SpaceX и потратила так много времени.


В Boeing перенос сроков пусков объяснили дополнительной подстраховкой и «некоторыми техническими проблемами». Среди них — повреждение капсулы корабля и небольшое отклонение его расчетной массы от фактической. По всей видимости, аэрокосмического гиганта мало волнуют небольшие задержки старта CST-100, поскольку ему принадлежат пять мест на российских «Союзах», полученные от РКК «Энергия» в качестве компенсации после урегулирования споров от продажи морского космодрома Sea Launch.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост

CST-100 стыкуется с МКС


Даже если Boeing не успеет в заявленные сроки подготовить CST-100, свои обязательства перед НАСА компания, скорее всего, выполнит в полном объеме. Агентство уже проявило заинтересованность в приобретении у Boeing двух кресел на «Союзах» на осень 2017-го и весну 2018-го и трех — на 2019 год. Роскосмосу такие рокировки тоже выгодны в связи с планируемым временным сокращением численности российского сегмента МКС с трех до двух человек.


На аппарате «Орион» в 2020-х годах НАСА собирается отправить к Марсу первых астронавтов. Orion — первый космический корабль, который покинет пределы низкой околоземной орбиты за последние 40 лет после заключительной миссии программы Apollo в 1972 году. Сам корабль спроектировал и построил американский аэрокосмический (и оборонный) гигант Lockheed Martin. Orion состоит из двух модулей: командного и сервисного. Если первый модуль корабля целиком спроектирован американской стороной, то разработка второго проходила при участии ЕКА (Европейского космического агентства).

По дизайну Orion напоминает аппараты Mercury и Apollo, однако крупнее и мощнее своих предшественников. Его тоже можно использовать для полетов к МКС, но нецелесообразно — слишком дорого.


Трудности, с которыми сталкиваются партнеры НАСА по пилотируемой космонавтике, по всей видимости успешно разрешатся и носят рабочий характер. В конечном итоге через год-два в распоряжении США будет парк космических кораблей, состоящий как минимум из грузовых Dragon и Cygnus, пилотируемых околоземных Dragon V2 и CST-100, а также лунно-марсианского Orion  Это обеспечит не только независимость США от российских «Союзов» и их готовящейся замены — кораблей «Федерация», но и обеспечит внутринациональную конкуренцию между как минимум четырьмя космическими компаниям.

Новые американские космические корабли Космонавтика, Дракон, SpaceX, Boeing, Орион, МКС, Космос, Длиннопост
Источник

Исследователи космоса

16.3K постов46.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

25
Автор поста оценил этот комментарий

Ну чтож, пришло время расставить точки над и. Автор,  теперь то вы согласны, что все обещания о пилотируемых кораблях, которые вы так бойко перечисляли в вашем посте, не сбылись?

раскрыть ветку
118
Автор поста оценил этот комментарий

Такое впечатление, что в посте собрались одни американофилы и заодно русофобы:)

Сохраню пожалуй пост, через год посмотрим, что да как будет.

Я желаю успеха всех исследователям космоса, к какой стране они бы не принадлежали. Но святая вера в НАСА и в Маска - это как-то перебор.

раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий
Что-то dream chaser сильно смахивает на наш проект Спираль.
раскрыть ветку
18
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный пост, спасибо. Чётко, по делу и без хейтерства.

Интересно, уложатся ли в сроки.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Это ведь сегодняшняя статья с Lenta слово в слово.