Незыблемость конституции или как переписать Основной Закон?

Привет, Пикабу! Прошу прощения за долгий перерыв в написании постов – дела заели. Всё чаще слышны разговоры о необходимости изменения Конституции страны. Причём, если раньше это были банальные кухонно-форумные дискуссии, то сейчас, кажется, тема эта становится всё более популярной и в научных кругах. Вот уже и академик Пивоваров предлагает свою концепцию перекройки основного закона, так что, есть над чем подумать. Сегодняшний пост на злобу дня я решил посвятить вопросу о процедуре изменения Конституции страны.
Перво-наперво, надо отметить, что девятая глава Конституции содержит три хоть и близко примыкающих друг к другу, но всё же разных института – изменение, поправки и пересмотр Конституции. Отличаются они друг от друга в трёх аспектах: по нормам, которые предполагается переписать, и, соответственно, по процедуре такой «модернизации».
Начнём с изменения Конституции. Собственно, эта процедура применяется только в одном случае – если изменяется состав Российской Федерации, как это случилось, например, поле слияния некоторых субъектов РФ. Изменения принимаются в форме обычного федерального-конституционного закона. Разница только в том, что в случае объединения нескольких субъектов РФ требуется проведения референдума на их территории и совместное предложение законодательных органов этих субъектов и их высших должностных лиц о принятии соответствующего ФКЗ. Предложение вносится президенту, который уже уведомляет об этом Правительство и обе палаты Федерального Собрания. Далее всё идёт по схеме, предусмотренной для обычного ФКЗ: проект вносится Президентом в госдуму, где за него должны проголосовать не менее двух третей депутатов ( это 300 человек) и не менее трёх четвертей членов Совета Федерации ( то есть, не менее 128 человек), после чего закон подписывается президентом. Собственно, в Конституции от всего этого изменяется только ст. 65 – та, в которой перечислены все субъекты.
Следующий пункт – поправки в конституцию. В этой форме изменяются все прочие статьи глав с третьей по восьмую Конституции. Эти главы определяют принципы федеративного устройства России, а так же состав и компетенцию органов государственной власти ( Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти) и органов местного самоуправления, которые в систему органов гос. Власти не входят. Порядок принятия поправко от изменения отличается несильно. Во-первых, количество субъектов, имеющих право ставить вопрос о поправке, значительно выше: помимо Президента это ещё Правительство, обе палаты федерального собрания, группа численностью не менее одной пятой членов любой из данных палат, а так же законодательные органы регионов. Во-вторых, после подписания Президентом данного закона, он ещё должен быть одобрен органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов ( на данный момент это 57 «лайков»). Только после этого закон вступает в силу.
Наконец, последний способ подкроить Конституцию – пересмотр. Это самый хардкорный вариант, но когда говорят о необходимости изменения Конституции, чаще всего говорят именно о нём. Пересмотр требуется, если планируется изменить положения первой, второй или девятой главы основного закона. Первая глава – «Основы конституционного строя» - содержит базовые принципы построения государства: разделение влатей, идеологический и политический плюрализм ( то есть, запрет провозглашения официальной идеологии и признания права на существование за широким спектром политических взглядов), примат международного права над внутренним и многое другое. Вторая глава посвящена правовому статусу личности в России, наконец, девятая – тем самым правиам пересмотра, поправок и изменения, о которых я говорю.
Чтобы хотя бы запятую лишнюю поставить в одной из этих трёх глав, требуется архисложный путь. Во-первых, выдвижение инициативы пересмотра Конституции. Правом такой инициативы обладают те же субъекты, что и в случае с поправками, так что, не буду повторяться. Если эта инициатива поддерживается не менее, чем 3/5 от общего числа членов госдумы и совета федерации ( 372 голоса в обеих палатах), начинается следующий этап – созывается Конституционное Собрание. И вот тут начинаются огромные проблемы. Дело в том, что Конституционное собрание формируется и действует, в соответствии с Конституцией на основании отдельного федерального конституционного закона, а таковой до сих пор не принят. Так что, что за зверя из себя представляет это самок КС – большой вопрос. За те два с лишним десятка лет, что существует наша Конституция, самые разные господа наплодили по этому поводу настоящий выводок всевозможных проектов, концепций и разработок, но воз пока и ныне там. Например, в соответствии с одним из проектов предлагается установить численность Конституционного собрания в 300 человек и включить в него три категории лиц: члены КС по должности ( таковыми предлагается признать Президента, генерального прокурора, председателя, заместителя председателя и глав комитетов федерального собрания, председателя, заместителя председателя, глав партийных фракций и глав комитетов госдумы, председателя и заместителя председателя Правительства РФ, председателей Верховного и Конституционного судов РФ, председателя центральной избирательной комиссии и уполномоченного по правам человека в РФ), члены КС по избранию ( по два представителя от каждого субъекта, избираемых законодательными органами данного субъекта. При этом, данные представители не могут быть должностными лицами каких-либо органов власти. К ним также планируется предъявить ряд дополнительных требований, детально прописанных в проекте) и члены КС по назначению, являющиеся ведущими учёными-юристами в таком количестве, чтобы общее число членов КС стало равным 300 человек. Третья категория членов данного органа должна формироваться указом Президента РФ, основанным на предложениях от научного сообщества и на заключении квалификационной комиссии, подтвердившим достаточный уровень знаний и опыта у кандидата. Это всего лишь один проект – один из нескольких десятков. Кстати, желающие могут ознакомиться с полным его текстом здесь (law.msu.ru›file/21200/download/21204)
Так или иначе, именно Конституционное собрание должно либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой конституции. Во втором случае данный проект принимается одним из двух способов: либо тем же Конституционном собранием, двумя третями его членов, либо всенародным голосованием, которое признаётся состоявшимся при явке свыше 50% и при уловии, если за новую конституцию проголосовало не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании.
___
На этом всё. Как всегда жду в комментариях предложения о темах следующих постов.
При написании материала использовались Конституция РФ, федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ», а так же текст законоппроекта, приведённый по ссылке выше.
Автор поста оценил этот комментарий
Целиком и полностью переписать Конституцию никто не даст. Для этого нам нужно будет очень сильно поменять сознание людей. Какие то мелкие правки будут появляться, но что-то фундаментальное, меняющее саму основу нашего государства? Только если не дай бог война или какое другое форсмажорное событие, навроде государственного переворота.
раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Хм, Путин раза два менял Конституцию своим указом, забыл? Переименование названий субъектов. Даже КС по этому поводу высказывался. Если решил ликбез тут устроить, все учитывай.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
А если при тебе человек лезет в петлю с целью самоубиться или собирается с крыши прыгнуть, то посадят или оштрафуют, если сказать ему: да мне пофиг, делай что хочешь? Ну, в общем, не препятствовать суициду.