Незыблемость конституции или как переписать Основной Закон?
Привет, Пикабу! Прошу прощения за долгий перерыв в написании постов – дела заели. Всё чаще слышны разговоры о необходимости изменения Конституции страны. Причём, если раньше это были банальные кухонно-форумные дискуссии, то сейчас, кажется, тема эта становится всё более популярной и в научных кругах. Вот уже и академик Пивоваров предлагает свою концепцию перекройки основного закона, так что, есть над чем подумать. Сегодняшний пост на злобу дня я решил посвятить вопросу о процедуре изменения Конституции страны.
Перво-наперво, надо отметить, что девятая глава Конституции содержит три хоть и близко примыкающих друг к другу, но всё же разных института – изменение, поправки и пересмотр Конституции. Отличаются они друг от друга в трёх аспектах: по нормам, которые предполагается переписать, и, соответственно, по процедуре такой «модернизации».
Начнём с изменения Конституции. Собственно, эта процедура применяется только в одном случае – если изменяется состав Российской Федерации, как это случилось, например, поле слияния некоторых субъектов РФ. Изменения принимаются в форме обычного федерального-конституционного закона. Разница только в том, что в случае объединения нескольких субъектов РФ требуется проведения референдума на их территории и совместное предложение законодательных органов этих субъектов и их высших должностных лиц о принятии соответствующего ФКЗ. Предложение вносится президенту, который уже уведомляет об этом Правительство и обе палаты Федерального Собрания. Далее всё идёт по схеме, предусмотренной для обычного ФКЗ: проект вносится Президентом в госдуму, где за него должны проголосовать не менее двух третей депутатов ( это 300 человек) и не менее трёх четвертей членов Совета Федерации ( то есть, не менее 128 человек), после чего закон подписывается президентом. Собственно, в Конституции от всего этого изменяется только ст. 65 – та, в которой перечислены все субъекты.
Следующий пункт – поправки в конституцию. В этой форме изменяются все прочие статьи глав с третьей по восьмую Конституции. Эти главы определяют принципы федеративного устройства России, а так же состав и компетенцию органов государственной власти ( Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти) и органов местного самоуправления, которые в систему органов гос. Власти не входят. Порядок принятия поправко от изменения отличается несильно. Во-первых, количество субъектов, имеющих право ставить вопрос о поправке, значительно выше: помимо Президента это ещё Правительство, обе палаты федерального собрания, группа численностью не менее одной пятой членов любой из данных палат, а так же законодательные органы регионов. Во-вторых, после подписания Президентом данного закона, он ещё должен быть одобрен органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов ( на данный момент это 57 «лайков»). Только после этого закон вступает в силу.
Наконец, последний способ подкроить Конституцию – пересмотр. Это самый хардкорный вариант, но когда говорят о необходимости изменения Конституции, чаще всего говорят именно о нём. Пересмотр требуется, если планируется изменить положения первой, второй или девятой главы основного закона. Первая глава – «Основы конституционного строя» - содержит базовые принципы построения государства: разделение влатей, идеологический и политический плюрализм ( то есть, запрет провозглашения официальной идеологии и признания права на существование за широким спектром политических взглядов), примат международного права над внутренним и многое другое. Вторая глава посвящена правовому статусу личности в России, наконец, девятая – тем самым правиам пересмотра, поправок и изменения, о которых я говорю.
Чтобы хотя бы запятую лишнюю поставить в одной из этих трёх глав, требуется архисложный путь. Во-первых, выдвижение инициативы пересмотра Конституции. Правом такой инициативы обладают те же субъекты, что и в случае с поправками, так что, не буду повторяться. Если эта инициатива поддерживается не менее, чем 3/5 от общего числа членов госдумы и совета федерации ( 372 голоса в обеих палатах), начинается следующий этап – созывается Конституционное Собрание. И вот тут начинаются огромные проблемы. Дело в том, что Конституционное собрание формируется и действует, в соответствии с Конституцией на основании отдельного федерального конституционного закона, а таковой до сих пор не принят. Так что, что за зверя из себя представляет это самок КС – большой вопрос. За те два с лишним десятка лет, что существует наша Конституция, самые разные господа наплодили по этому поводу настоящий выводок всевозможных проектов, концепций и разработок, но воз пока и ныне там. Например, в соответствии с одним из проектов предлагается установить численность Конституционного собрания в 300 человек и включить в него три категории лиц: члены КС по должности ( таковыми предлагается признать Президента, генерального прокурора, председателя, заместителя председателя и глав комитетов федерального собрания, председателя, заместителя председателя, глав партийных фракций и глав комитетов госдумы, председателя и заместителя председателя Правительства РФ, председателей Верховного и Конституционного судов РФ, председателя центральной избирательной комиссии и уполномоченного по правам человека в РФ), члены КС по избранию ( по два представителя от каждого субъекта, избираемых законодательными органами данного субъекта. При этом, данные представители не могут быть должностными лицами каких-либо органов власти. К ним также планируется предъявить ряд дополнительных требований, детально прописанных в проекте) и члены КС по назначению, являющиеся ведущими учёными-юристами в таком количестве, чтобы общее число членов КС стало равным 300 человек. Третья категория членов данного органа должна формироваться указом Президента РФ, основанным на предложениях от научного сообщества и на заключении квалификационной комиссии, подтвердившим достаточный уровень знаний и опыта у кандидата. Это всего лишь один проект – один из нескольких десятков. Кстати, желающие могут ознакомиться с полным его текстом здесь (law.msu.ru›file/21200/download/21204)
Так или иначе, именно Конституционное собрание должно либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой конституции. Во втором случае данный проект принимается одним из двух способов: либо тем же Конституционном собранием, двумя третями его членов, либо всенародным голосованием, которое признаётся состоявшимся при явке свыше 50% и при уловии, если за новую конституцию проголосовало не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании.
___
На этом всё. Как всегда жду в комментариях предложения о темах следующих постов.
При написании материала использовались Конституция РФ, федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ», а так же текст законоппроекта, приведённый по ссылке выше.
Перво-наперво, надо отметить, что девятая глава Конституции содержит три хоть и близко примыкающих друг к другу, но всё же разных института – изменение, поправки и пересмотр Конституции. Отличаются они друг от друга в трёх аспектах: по нормам, которые предполагается переписать, и, соответственно, по процедуре такой «модернизации».
Начнём с изменения Конституции. Собственно, эта процедура применяется только в одном случае – если изменяется состав Российской Федерации, как это случилось, например, поле слияния некоторых субъектов РФ. Изменения принимаются в форме обычного федерального-конституционного закона. Разница только в том, что в случае объединения нескольких субъектов РФ требуется проведения референдума на их территории и совместное предложение законодательных органов этих субъектов и их высших должностных лиц о принятии соответствующего ФКЗ. Предложение вносится президенту, который уже уведомляет об этом Правительство и обе палаты Федерального Собрания. Далее всё идёт по схеме, предусмотренной для обычного ФКЗ: проект вносится Президентом в госдуму, где за него должны проголосовать не менее двух третей депутатов ( это 300 человек) и не менее трёх четвертей членов Совета Федерации ( то есть, не менее 128 человек), после чего закон подписывается президентом. Собственно, в Конституции от всего этого изменяется только ст. 65 – та, в которой перечислены все субъекты.
Следующий пункт – поправки в конституцию. В этой форме изменяются все прочие статьи глав с третьей по восьмую Конституции. Эти главы определяют принципы федеративного устройства России, а так же состав и компетенцию органов государственной власти ( Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти) и органов местного самоуправления, которые в систему органов гос. Власти не входят. Порядок принятия поправко от изменения отличается несильно. Во-первых, количество субъектов, имеющих право ставить вопрос о поправке, значительно выше: помимо Президента это ещё Правительство, обе палаты федерального собрания, группа численностью не менее одной пятой членов любой из данных палат, а так же законодательные органы регионов. Во-вторых, после подписания Президентом данного закона, он ещё должен быть одобрен органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов ( на данный момент это 57 «лайков»). Только после этого закон вступает в силу.
Наконец, последний способ подкроить Конституцию – пересмотр. Это самый хардкорный вариант, но когда говорят о необходимости изменения Конституции, чаще всего говорят именно о нём. Пересмотр требуется, если планируется изменить положения первой, второй или девятой главы основного закона. Первая глава – «Основы конституционного строя» - содержит базовые принципы построения государства: разделение влатей, идеологический и политический плюрализм ( то есть, запрет провозглашения официальной идеологии и признания права на существование за широким спектром политических взглядов), примат международного права над внутренним и многое другое. Вторая глава посвящена правовому статусу личности в России, наконец, девятая – тем самым правиам пересмотра, поправок и изменения, о которых я говорю.
Чтобы хотя бы запятую лишнюю поставить в одной из этих трёх глав, требуется архисложный путь. Во-первых, выдвижение инициативы пересмотра Конституции. Правом такой инициативы обладают те же субъекты, что и в случае с поправками, так что, не буду повторяться. Если эта инициатива поддерживается не менее, чем 3/5 от общего числа членов госдумы и совета федерации ( 372 голоса в обеих палатах), начинается следующий этап – созывается Конституционное Собрание. И вот тут начинаются огромные проблемы. Дело в том, что Конституционное собрание формируется и действует, в соответствии с Конституцией на основании отдельного федерального конституционного закона, а таковой до сих пор не принят. Так что, что за зверя из себя представляет это самок КС – большой вопрос. За те два с лишним десятка лет, что существует наша Конституция, самые разные господа наплодили по этому поводу настоящий выводок всевозможных проектов, концепций и разработок, но воз пока и ныне там. Например, в соответствии с одним из проектов предлагается установить численность Конституционного собрания в 300 человек и включить в него три категории лиц: члены КС по должности ( таковыми предлагается признать Президента, генерального прокурора, председателя, заместителя председателя и глав комитетов федерального собрания, председателя, заместителя председателя, глав партийных фракций и глав комитетов госдумы, председателя и заместителя председателя Правительства РФ, председателей Верховного и Конституционного судов РФ, председателя центральной избирательной комиссии и уполномоченного по правам человека в РФ), члены КС по избранию ( по два представителя от каждого субъекта, избираемых законодательными органами данного субъекта. При этом, данные представители не могут быть должностными лицами каких-либо органов власти. К ним также планируется предъявить ряд дополнительных требований, детально прописанных в проекте) и члены КС по назначению, являющиеся ведущими учёными-юристами в таком количестве, чтобы общее число членов КС стало равным 300 человек. Третья категория членов данного органа должна формироваться указом Президента РФ, основанным на предложениях от научного сообщества и на заключении квалификационной комиссии, подтвердившим достаточный уровень знаний и опыта у кандидата. Это всего лишь один проект – один из нескольких десятков. Кстати, желающие могут ознакомиться с полным его текстом здесь (law.msu.ru›file/21200/download/21204)
Так или иначе, именно Конституционное собрание должно либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой конституции. Во втором случае данный проект принимается одним из двух способов: либо тем же Конституционном собранием, двумя третями его членов, либо всенародным голосованием, которое признаётся состоявшимся при явке свыше 50% и при уловии, если за новую конституцию проголосовало не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании.
___
На этом всё. Как всегда жду в комментариях предложения о темах следующих постов.
При написании материала использовались Конституция РФ, федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ « О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ», а так же текст законоппроекта, приведённый по ссылке выше.