68
Несостоявшийся ужас северных конвоев. Линкор "Бисмарк" на дне.
36 Комментариев в Наука | Science  

Корабль строили на верфях "Блом-унд-Фосс" в Гамбурге. Заложен первого Июля 1936 года, 14 февраля 1939-го спущен на воду. Введён в эксплуатацию 24 августа 1940, но меньше чем через год, 27 мая 1941, выведен из состава флота по причине потопления в бою с британским гранд-флитом, долгое время охотившимся за ним.

Боевой задачей для "Бисмарка" было выйти в Атлантический океан, и там уже своим присутствием шугать американские конвои. Но ему было не суждено выйти в открытый океан.

Всё началось с боя в Датском проливе. Тогда Бисмарк показал свою огневую мощь и живучесть, выдержав обстрел двух британских линейных кораблей. Он был не один, шёл в сопровождении тяжёлого крейсера "Принц Евгений" ("Принц Ойген", "Принц Ейген"). Уже на третий-пятый залп немецкая банда отправила гостить к Нептуну линейный крейсер "Худ", а "Принц Уэльсский" бесславно закончил бой из-за кучи проблем - корабль, как и "Бисмарк", был новый, но... Скажем так, недособранный. Прямо во время похода выполнялась доустановка орудий. Носовую башню главного калибра (четырёхорудийную!!!) пришлось ремонтировать прямо во время боя - очень вовремя её заклинило. А тут ещё "Худ" развалился в неудобном месте. Чтобы избежать столкновения с ним, "Принц Уэльский" вынужден был сблизиться с Бисмарком на 14 км и затем уйти под дымовой завесой. С "Худа" спасли только троих, а его товарищ словил семь попаданий и удалился на почтительное расстояние. Но погоню не бросил. Вскоре к нему присоединились "Норфолк" и Саффолк", а затем и все, кто только мог, включая авианосец "Арк Ройал", шедший домой из Средиземного моря и уже пересёкший Гибралтар.

Однако, британские корабли постреляли точно и "слегка" повредили "Бисмарк" - пробили цистерны с горючим, так что он теперь оставлял хорошо видимый с воздуха нефтяной шлейф, и были многочисленные попадания ниже ватерлинии, что привело к подтоплению второй котельни, крену, дифференту... Словом, "Бисмарк" основательно раскорячился по всем осям, но продолжал жить. Решено было вести его на ремонт в французский тогда уже прихватизированный немцами порт Сен-Назар (откуда десять месяцев назад прямо из под носа врага героически сбежал французский линкор "Жан Бар"). К тому же, Бисмарк потерял много топлива и скороходность и не мог стряхнуть хвост.

Дальше было, как в комедийном боевике - погони, перестрелки, приключения, неразбериха...

24 мая "Бисмарк" в тумане развернулся на встречный курс преследователям и заставил британцев своим эффектным появлением открыть плавучие кирпичные заводы. Те поспешили увернуться от близкого контакта, тем более что вслед за "Бисмарком" вывалился из тумана и второй ёжик. В ходе артиллерийской дуэли ни немцы, ни британцы ни в кого не попали.

В тот же день "Принц Евгений" ушёл в Брест, оставив медлительного товарища на растерзание англо-саксам.

Впрочем, британцы не были бы британцами, если бы не начали тупить в самый ответственный момент.

Сначала призвали находившийся неподалёку эскортный авианосец "Викториес". Тот сблизился с противником и отправил 9 торпедоносцев Суордфиш. Экипажи самолётов были плохо обучены, в полёте сломался радиомаяк, так что только чудом они выполнили свою боевую задачу и вернулись целыми и невредимыми. Из девяти торпед "Бисмарк" поймал только одну. Бронепоясом. Так что она ему была что слону дробь. Но именно от этой торпеды на борту корабля погиб человек. Это была первая потеря члена экипажа. Даже две предыдущие артиллерийские дуэли каким-то чудом обошлись для линкора без жертв.

Кроме того, был ещё нежелательный эффект для корабля от этого налёта - "Бисмарк" вынужден был дать полный вперёд и уклоняться от торпед, в ходе чего парусиновые пластыри в пробоинах повышибало, увеличилась течь, и вторую котельную затопило окончательно. Увеличился дифферент на нос.

Затем гранд-флит неожиданно бросает преследование - испугались возможного присутствия морских волков Дёница. Пользуясь этим, линкор продолжил спокойно улепётывать следом за "Евгением".

Обнаружили его только утром 26 мая. Постаралась "Каталина" береговой охраны. Пилот при виде этой плавучей ПВО сбросил бомбы и ушёл в облака. Затем было ещё одно обнаружение с воздуха. До британцев дошло - "Бисмарк" уже слишком близко подошёл к Бресту, и скоро окажется в зоне действия Люфтваффе, которые помогут прикрыть его отход. Нужно было срочно его замедлить. Тогда с "Арк-Ройала" в спешке поднимаются торпедоносцы звена Н (такие же "авоськи", как с "Викториеса") и идут к месту обнаружения корабля.

Как говорят, поспешишь - людей насмешишь! Пилотам забыли сообщить, что в том квадрате находится "Шеффилд", шедший на сближение с "Бисмарком" для установления контакта. Пилоты на радостях приняли его за немца и припустили своими торпедами общим количеством одиннадцать штук. Ох, и мату было на "Шеффилде", наверное... К счастью, он увернулся от всех. А "Бисмарк" был всё ближе к своему спасению - ведь там его ждали не только прикрытие с воздуха, но и боевые товарищи. Чего стоят только "Принц Евгений" и линкор "Шарнхорст"!

Но в конце удача повернулась к британцам лицом, к немцам - задницей. Этот самый "Шеффилд", которого чуть не пустили на дно союзники, догнал-таки "Бисмарка" и стал пасти, передавая координаты авианосцу. Второй вылет с "Арк Ройяла" оказался более успешным - из пятнадцати торпедоносцев не обмишулились как минимум два. По другой информации, "Бисмарк" поймал три торпеды. Одна из них угодила в кормовую часть и повредила рулевое управление, так что корабль мог теперь только циркулировать. На этом закончилась погоня и началось избиение младенца.

"Бисмарк", конечно, пытался огрызаться. Когда завязалась перестрелка с "Шеффилдом", он попал в него и убил до 13 членов экипажа. Затем подошла целая куча мелких кораблей, но обе стороны друг по другу не попали. После этого на "Бисмарке" остановили двигатели. Но инженер-капитан Юнак с позволения командира корабля запустил их снова на малый ход "по технической необходимости".

Линкор и его преследователи уже были в пределах досягаемости немецкой авиации, но Геринг не хотел помогать. Так что 27 мая корабль принял свой последний бой. Сражение длилось 44 минуты, в ходе которого "Бисмарк", не имеющий возможности точно стрелять, методично разбирали крейсера "Норфолк", "Дорсетшир", "Родни", линкоры "Принц Уэльский", "Король Георг V" ("Кинг Джордж V") и ряд эсминцев, которых позже отозвали, как и линкоры, у которых заканчивалось топливо. Так что добивали "Бисмарка" крейсера. Причём добивали торпедами. Немецкий экипаж, даже когда все орудия смолкли, никак не обозначил, что сдаётся. В конце концов, они открыли кингстоны для ускорения процесса затопления корабля. Оставшиеся на месте "Дорсетшир" и другое судно спасли 111 человек экипажа, но тут поступило сообщение о вражьей субмарине, и они спешно удалились, бросив остальных. Ещё пятерых в течение суток спасли немцы. Причём первых троих подобрала та самая субмарина, от которой шарахнулись британцы - подводная лодка U-74. Таким образом, из 2220 членов экипажа погибли 2104. После этого боя Джон Тови написал в своих мемуарах: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом».

Надо отметить, что "Бисмарк" всё-таки успел нанести незначительные повреждения "Родни" -один из его залпов лёг так близко, что взрывной волной помяло торпедные аппараты.Легендарный корабль покоится на дне в точке c примерными координатами 48°10′ с. ш. 16°12′ з. д. на глубине 4800 метров, в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. Место гибели было обнаружено 8 июня 1989 года экспедицией Роберта Балларда, ранее нашедшего «Титаник», и по международным законам считается военным захоронением. Всего к кораблю было шесть экспедиций, в ходе которых он был детально изучен. Экспедиции доказали, что корабль затопил экипаж - кингстоны действительно открыты. Также стали понятны причины клина руля от попадания торпеды - типа конструкторский просчёт в защите этой зоны. Видео с одной из экспедиций на нижеприведённом ролике:

+2
 FatRussian отправил

В результате англичане потом всю войну боялись систершипа "Бисмарка" - "Тирпица" до такой степени, что даже бросили печально знаменитый конвой PQ-17 на растерзание немцам.

+2
 ZenitTTLMir1B отправил

Угу... Причём Тирпицу даже из Каа-фьорда выползать было необязательно.

0
 FatRussian отправил

Принцип "fleet in being" в действиию

0
basura отправил
Почему боялись, если Бисмарк удалось потопить?
+1
 ZenitTTLMir1B отправил

Потому что гонять целый флот для сопровождения конвоев - довольно дорогостоящее занятие. Ещё дороже это может обойтись при встрече с Тирпицем, Шарнхорстом и Лютцевым - тремя основными немецкими линкорами на том участке. Только насчёт Гнейзенау не помню. В северных широтах в полярную ночь и при стабильно плохих метеоусловиях нельзя было применять авиацию, а в артиллерийской дуэли Бисмарк не уступал британцам. Единственным преимуществом британцев к 1943-му были хорошие радары. До этого времени немцы имели свои авиабазы в 60 км от Мурманска и дальше в Норвегии и Финляндии, что в лётную погоду также осложняло сопровождение. Но обычно на этом участке за дело брались уже наши корабли сопровождения.

раскрыть ветвь 4
0
 FatRussian отправил

Во-первых, "Бисмарк" играючи утопил "Худа", который несколько десятилетий был гордостью британского флота, причем в бою против двух кораблей своего класса(а "Принц Уэльский, фактически, сбежал), а во-вторых, утопление "Бисмарка" потребовало нешуточных усилий Флота Метрополии, да и то, немцы реально его сами утопили, открыв кингстоны.

Поэтому англичане боялись соваться на Север, пока "Тирпиц" стоял в Альтен-фиорде, и пока англичанам не удалось утопить его авиацией.

0
 RobertoRobot отправлено

Читал про Бисмарка в Технике-Молодежи в мохнатых годах. Вся эта операция была апофеозом случайностей, глупостей и везения.

0
 FatRussian отправил

Если уж говорить о случайностях, глупости и везении - самый яркий пример. по-моему, это битва за Мидуэй.

0
 ZenitTTLMir1B отправил

Угу...

0
TheEvGeniy отправлено
Бестолковый линк, и чё его легендарным считают
0
 ZenitTTLMir1B отправил

Тем не менее, лучше, чем старые корабли типа "Худ". Правда, "Худ" - не совсем линкор. Британцы назвали этот тип по-особенному - линейный крейсер. Ну а с современными типами он был примерно равен. Разве что британские четырёхстволки немного смущают.

0
 FatRussian отправил

Практически "Худ" и "Бисмарк" имеют схожие ТТХ, несмотря на то, что "Худ" на пару десятилетий старше: одного порядка водоизмещение, сходное вооружение, одного порядка скоростные характеристики. Т.е. можно считать, что корабли одного класса.

Но на практике "Бисмарк" оказался лучше, что и неудивительно, всё-таки 20 лет разницы в то время достаточно большой срок.

раскрыть ветвь 5
0
 Ded39 отправлено

Про Шарнхорст напиши, тоже линкор с интересной историей!

+1
 ZenitTTLMir1B отправил

Да, читал про него, в особенности про последний бой. Надо бы сделать пересказ и его истории, когда время будет.

0
budimir2005 отправил
Про него вроде Кэмерон документалку снял?
+1
 ZenitTTLMir1B отправил

По крайней мере, одна из экспедиций инициирована была им.

0
mix34ru отправил

Плюсую, очень интересно и познавательно! Автору спасибо!

+2
 ZenitTTLMir1B отправил
+2
 ZenitTTLMir1B отправил

Продолжение следует! Сделал статью про судьбу "Принца Евгения", завтра вечером залью, чтоб народу больше увидело.

0
 Darintod отправил

Читал взахлеб. Побольше бы таких постов. А насчет видео: завораживает и одновременно жутко)

+1
 ZenitTTLMir1B отправил

Может быть, когда-нибудь про что-нибудь запилю похожий пересказ... Манеру такого повествования у Александра Больных перенял.

0
 FatRussian отправил

Давай про "Новогодний бой", там как раз такой эпик ... ну кому вин, кому фейл:)

раскрыть ветвь 2
0
 Darintod отправил

Расписано все очень интересно, так что жду с нетерпением)

раскрыть ветвь 2


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь