Наши любимые актеры: Роман Ткачук
Народный артист Узбекистана, театральный и киноактёр Роман Ткачук известен всем советским телезрителям как знаменитый Пан Владек из не менее знаменитого в своё время «Кабачка 13 стульев» — юмористического телесериала, который в СССР любили все.
Причина смерти Романа Ткачука, не забытого очарованными зрителями, так и осталась не выясненной до конца. Сопровождавшие её обстоятельства вызвали немало слухов: странных, мистических и даже романтических.
Роман Ткачук родился в Свердловске, во время войны семья переехала в Ташкент, там и остались жить…
Сразу после школы он поступил в Ташкентский театральный институт, на режиссерское отделение. Учился, но сам играл еще и на сцене. Сначала это был театр Туркестанского военного округа, а потом, знаменитый в то время, драматический ташкентский театр имени Горького.
В этом театре Роман Ткачук был настоящей «звездой». Зрители в два счета раскупали билеты на спектакли, в которых он играл. А после спектакля поклонники толпились у дверей театра — всем хотелось взять у него автограф.
В Ташкенте он проработал десять лет и по праву заслужил звание Народного артиста Узбекской ССР. Хотя ему на тот момент было всего 32 года!
Переломным в судьбе актера оказался 1965 год. Как то раз, будучи в Ташкенте, на один спектаклей попал Спартак Мишулин. Сам уже к тому времени играл он в театре сатиры. Он увидел актерскую работу Ткачука и был сражен его игрой. Рассказал по приезде о таком «ташкентском самородке» художественному руководителю театра Плучеку, Плучек заинтересовался. И вот Ташкентский театр приезжает на гастроли в Ленинград и несколько человек из театра едут смотреть на артиста Ткачука. Всем он сразу понравился!
Роман Ткачук был зачислен в труппу Театра Сатиры. Предстоял переезд из солнечного Ташкента в холодную, но такую перспективную Москву.
К тому времени Ткачук был уже женат, подрастал и сын… Его супруга- красавица Майя Гнездовская оставила работу на ташкентском телевидении и поехала в столицу с мужем.
Несмотря на звездный состав новой труппы, Роман Денисович быстро прижился в новом театре. Ролей у него было много, но не главных. Но одна, главная, все же была — и многие считают, что лучшей его театральной работой стала роль Подсекальникова в «Самоубийце» Николая Эрдмана в постановке Валенитина Плучека.
Александр Ширвиндт отмечал особый талант Ткачука сохранять лиричность и только ему свойственные трогательные нотки «грусти… и неустроенности» в любой роли — и драматической, и комической.
Конечно, все зрителя помнят блистательного пана Владека, слегка глуповатого, но такого обаятельного мужа пани Терезы из « Кабачка 13 стульев», в котором играли актеры театра Сатиры. Ткачук играл в «Кабачке 13 стульев» просто гениально!
Кстати, именно за эту роль он был удостоен звания Заслуженного Деятеля польской культуры.
Сам же Роман Ткачук хотя и знал, что многие считают его лицо слегка глуповатым, стремился играть драматические роли. И даже в комедии пытался найти философское и вечное.
В кинематографе Роман Ткачук дебютировал в 1956 году в фильме «Встретимся на стадионе».
Необычный стиль игры и талант актёра стали для него путеводной звездой в кинематографе. Несмотря на то, что главных ролей Ткачук не играл, его второстепенные и эпизодические персонажи имели индивидуальные характерные черты и надолго запоминались зрителям. За 38 лет на большом экране его стаж насчитывает 73 сыгранных роли, включая озвучивание мультфильмов.
Кадр из фильма «У времени в плену» (1980 г.)
Своеобразный голос Романа Денисовича оказался востребованным и для дублирования актёров зарубежного кино: на его счету ещё 26 фильмов с голосами добряков и злодеев, героев и негодяев, неудачников и проходимцев.
Но все же в кино ему не предлагали главных ролей. Как не предлагали играть партийных работников, революционеров, да стахановцев. Многие считают, что поэтому актеру так и не дали званий. Даже Заслуженного артиста России… Но этого актера смело можно назвать НАРОДНЫМ. Потому что его очень любил и любит зритель.
В памяти зрителей остались: грустный пьянчуга завклубом Геннадий Николаевич Паздников в популярной детективной трилогии про Анискина.
Помним его сурового, но в то же время немного забавного комиссара Заплатина в комедии «Бумбараш»...
Браконьер Егор Егорович Пантюхов в комедии «Ты — мне, я – тебе»;
В активе актера и более серьезные работы: Петр Первый в «Балладе о Беринге и его друзьях»
Николай Николаевич Персиков, директор московского ветеринарно-показательного института в экранизации Булгаковского «Собачье сердце» (1988);
Генерал-майор Алексей Епишев в киноэпопее «Освобождение».
Особое место в творчестве Романа Ткачука занимают его роли в детских картинах.
Как известно дети не прощают фальши, и именно на таких фильмах проверяется актерский талант.
В золотой фонд отечественного кино вошли ленты с участием Ткачука:
«Чиполлино» (Пес Мастино)-1972г.
«Умные вещи» (Царь)-1973 г.
«Фантазии Веснухина» (маляр),
Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»-1994, швейцар.
Актер снялся почти в 100 фильмах, и это не считая плодотворной работы в театре. Именно театр занимал главную роль в его жизни. Он был очень ответственным актером. Мог сутками напролет репетировать, даже дома, маленькую реплику.В его жизни было главное — это сцена и любимая жена, сын.
С годами у него становилось хуже здоровье, часто болела нога, он прихрамывал, но на сцене забывал о любой боли. Только на сцене он жил! И зритель ничего не замечал.
Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Его героем стал швейцар в Грибоедово. Однако этой картины актер так и не увидел…Супруга артиста, театровед Майя Гнездовская, работала в Узбекистане на телевидении и на радио.
По приезде в Москву тоже устроилась в телецентр в литературно-драматическую редакцию.
В свое время Гнездовская была редактором всех спектаклей кукольного театра Сергея Образцова, которые снимали для телевидения: «По щучьему веленью», «Заячья школа», «Волшебная лампа Алладина», «Необыкновенный концерт» и других.
— Майя была для Ромы ангелом-хранителем, — вспоминает Михаил Державин.
— Это была поразительная пара друзей, соратников.
И хотя Ткачук пользовался бешеным успехом у женщин, он любил только жену и относился к ней необыкновенно нежно.
Супруга Романа Денисовича всегда ездила с ним на гастроли. И отдыхать они старались только вместе, не хотели надолго расставаться. Летом 1993 года они поехали в Мисхор в дом отдыха «Актер».
Майя, веселая, радостная, держа в руках бутылку «Абрау-Дюрсо», плавала в лагуне, окруженной громадными камнями.
Роман, глядя на нее, был счастлив.
Говорил, что они будут вспоминать этот отдых всю оставшуюся жизнь.
Но судьба распорядилась так, что оставшаяся жизнь оказалась очень короткой… Последнее время.
Роман узнал, что его жена тяжело больна, но надеялся, что все обойдется, и старался не говорить на эту тему даже с друзьями.
Когда супруге Романа Ткачука объявили об онкологическом заболевании, их сын Никита уже жил в Америке. Он закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре (иногда участвовал в постановках Театра сатиры), на телевидении. Супруги хоть и были удручены внезапным отъездом единственного сына, но препятствовать не стали.
О болезни жены Роман Денисович почти ни кому не рассказывал. Только однажды в театре коллегам сказал: «Если Майка умрет, я жить без нее не буду».
Незадолго до своего ухода Майя Гнездовская несколько месяцев лежала в больнице. Каждый день Ткачук привозил жене домашнюю еду. Проблема с продуктами была большая, но он умудрялся их доставать.
Ему предлагали помощницу, но Роман Денисович хотел кормить любимую только сам. Ее выписали из больницы 9 января 1994 года. Врачи уже понимали, что больше ничем женщине не поможешь.
Она умерла в ночь на 10 января на руках у мужа.
Роман Денисович тут же позвонил сыну в Америку, сообщил о трагедии.
Когда приехали забирать тело Майи, артист запротестовал, настоял на том, чтобы супругу оставили дома…
Рано утром в квартиру Ткачука пришла соседка, дверь была не заперта.
Она-то и обнаружила мертвым Романа Денисовича.
Он лежал на соседней кровати с любимой.
Никто так точно и не знает, что случилось в тот роковой день с актером. Следствие установило, что первой умерла Майя, а её муж, который всегда говорил, что не сможет без неё жить, скончался через несколько часов. Кто-то из коллег проговорился, что Ткачук допил то, что оставалось в бутылке его жены…
Вот отрывок из воспоминаний артистки театра Сатиры Шарыкиной:
«Роман Денисович на меня производил впечатление «романистого» мужчины. Но при этом он со всеми был в чудных отношениях. И что самое интересное, безумно любил свою жену Майю. Она такая была мальчик-девочка: миниатюрнейшая, симпатичная очень женщина. И умница большая. По-моему, она держала Роман Денисовича. Несмотря на то, что Майя была маленькая и субтильная, в ней чувствовалось большое женское начало. Без нее он даже не улыбался. Он и перестал улыбаться, когда у них начались неурядицы.
– А из-за чего именно он переживал?
– У Майи начались серьезные проблемы со здоровьем. Что-то у нее было с ногами и, видимо, с головой. Она могла, например, уйти из дома и оставить включенным газ. К тому же, кажется, и пить начала. А тут еще их единственный сын Никита уехал на ПМЖ в Америку, и в театре у Романа какие-то сложности начались. Однажды он сказал нашему общему знакомому: «Знаешь, если Майка умрет, я жить без нее не буду».
– И ведь действительно не стал?
– Он пережил Майю, ну, может, часов на шесть. В общем, никто точно не знает, что произошло. То ли водка была некачественная, то ли они специально что-то в нее добавили, но ночью умерла Майя, а утром – Роман. Кажется, он допил то, что не выпила его жена… Скорее всего, он понимал, что делает, потому что не стал закрывать входную дверь. Оставил щелочку… Их и хоронили вместе. Мы с ними одновременно прощались.»
Зоя Зелинская рассказывала, что Ткачук очень переживал, что останется без Майи, успокаивала -ты в театре, ты с нами. Но запомнился один фрагмент. Репетиция спектакля, рабочие съемки. Стоит гроб на сцене, артисты что-то обсуждают и Роман Ткачук идет, и ложится в этот гроб. Ажиотаж, взрыв хохота. Я ни в коем случае не осуждаю в данном случае. Никто тогда не знал что это всерьез. Но с какой решительностью и отреченностью он это сделал, это надо видеть, задним числом понимаешь, он тогда для себя все решил…
Точно установить, что произошло и почему умер Роман Ткачук, невозможно или скрыто близкими умерших. Единственное, что известно достоверно – 61- летний актёр пережил свою обожаемую жену лишь на несколько часов, как всегда и обещал. В народе до сих пор популярны версии об убившем актёра «синдроме вдовы» и проклятье фильма «Мастер и Маргарита», в котором он снимался. Но пусть это так и останется их тайной.
Прощание с Романом Ткачуком и с Майей Гнездовской проходило в фойе Театра сатиры.
Похоронили их в одной могиле на Долгопрудненском кладбище (родственное захоронение).
Вместе они прожили больше тридцати лет и умерли в один день. Светлая память…
P.s. Советский актёр Роман Ткачук так и не получил никакого звания в России.
Неизвестно, как он сам относился к этому обстоятельству, но его близких такая «забывчивость» обижала: он был талантливым актёром и хорошим человеком, пользующимся заслуженным уважением коллег и зрителей. И сейчас, по прошествии десятилетий, он дарит радость и хорошее настроение в старых добрых фильмах.
http://back-in-ussr.com/2018/10/nashi-lyubimye-aktery-roman-...
http://100filmov.net/uploads/posts/2012-12/1354876161_131359...
Хорошая честная жизнь. Пан Владек, да, потрясающе!
Ташкентский фронт - Москва - Нью-Ёрк. Евреи, они такие.