Наши и зарубежные исследования нарушений обучаемости

Предыдущие посты по тэгу http://pikabu.ru/tag/ребёнок-россыпь


В 2014 году в МГУ была защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.04 "Медицинская психология"


Агрис Анастасия Романовна

Дефицит нейродинамических компонентов деятельности у детей с трудностями обучения


Вот тут есть полный текст этой работы

http://istina.msu.ru/media/dissertations/dissertation/67b/56...


Я процитирую прекрасный параграф, сравнивающий наши и зарубежные исследования одной и той же нейропсихологической темы: нарушения обучаемости. Он про психофизиологию, тот самый "хард", на который будет надстраиваться наш жизненный опыт, убеждения, представления и отношения, "софт".


Если психолог говорит вам, что софт может работать без хорошего харда, не верьте ему :)


Слово А.Р. Агрис:


"Соотнесение данных работ с результатами зарубежных исследований несколько затруднено, в первую очередь из-за различия в используемой терминологии, а также в самой методологии проведения нейропсихологического исследования.


В зарубежных работах понятия «нейродинамика» и «активация» в нейропсихологическом ключе не используются, а преобладание тестовых методов с точными количественными замерами затрудняет поиск в этих работах тех качественных описаний дефицита работоспособности, которые характерны для отечественных исследований.


Поэтому необходимо остановиться подробнее на тех терминах, которые используются зарубежными авторами для описания детей с дефицитом нейродинамических характеристик деятельности.


В зарубежной детской нейропсихологии трудности обучения обычно классифицируются по наиболее нарушенным навыкам. Традиционно среди трудностей обучения выделяют нарушения чтения (reading disabilities – этим термином может описываться и сочетанное нарушение чтения и письма), нарушения письма (written expression disabilities) и счета (mathematics disabilities) (Hale, Fiorello, 2004; D'Amato, Fletcher-Janzen, Reynolds (Eds.), 2005; Fletcher et al., 2006). Им соответствуют широко распространенные как в России, так и за рубежом названия «дислексия», «дисграфия» и «дискалькулия». Также широко распространено в настоящее время деление трудностей обучения на вербальные (verbal learning disabilities) и невербальные (nonverbal learning disabilities)".


У нас в Лиге психотерапии был пост о дискалькулии

http://pikabu.ru/story/esli_vash_rebyonok_nenavidit_matemati...


"Для того чтобы понимать, в каком общепсихологическом контексте рассматриваются в зарубежных работах понятия работоспособности и утомления, обратимся к термину «когнитивная нагрузка» (cognitive (processing) load) (Sweller, 1988). Данное понятие чаще всего используется для описания ограничений в функционировании рабочей памяти (working memory), одной из составляющих частей системы управляющих функций (executive functions).


Уровень нагрузки зависит от сложности самого задания (intrinsic cognitive load), условий его предъявления (например, одна и та же инструкция может быть дана в виде простой наглядной схемы или объяснена сложными словами) (extraneous cognitive load) и объективных закономерностей конструирования и автоматизации когнитивных схем, которые применяются для обработки связанной с заданием информации (germane cognitive load) (Sweller et al., 1998).


Степень когнитивной нагрузки напрямую связана с соотношением автоматических и контролируемых процессов при выполнении конкретной задачи (Shiffrin, Schneider, 1977): чем больше процессов нуждаются в произвольном контроле, тем больше степень когнитивной нагрузки. Также уровень когнитивной нагрузки напрямую связан со скоростью переработки информации (processing speed).


В стандартной батарее для оценки интеллекта Wechsler Intelligence Scale for Children IV (WISC-IV) (Wechsler, 2003) для оценки скорости переработки информации применяются субтесты по типу «шифровки» (“Coding”) и поиска целевых стимулов среди дистракторов, то есть различных по сложности вариантов корректурной пробы (“Symbol search”, “Cancellation”)".


Мы рассказывали об этом в Лиге психотерапии в посте

http://pikabu.ru/story/rebyonokrossyip_4484899


"Выявлена тесная связь между показателями скорости переработки информации и формированием беглого чтения, а также вероятное вторичное влияние этих дефицитов на процессы понимания текста.


Здесь имеет место следующая цепочка событий: медленный темп переработки информации снижает беглость чтения, а медленное, произвольно контролируемое и энергозатратное чтение приводит к избыточной когнитивной нагрузке, при которой у рабочей памяти не остается ресурсов для анализа содержания, что отражается на понимания смысла прочитанного (Shankweiler, 1999; Wolf, Katzir-Cohen, 2001).


Возникает т.н. эффект «бутылочного горлышка» (“a bottleneck effect”), хорошо известный в когнитивной психологии: чем более энергоёмкие процессы требуются для работы с информацией, тем меньше пропускная способность канала для её переработки, при увеличении количества сложной для переработки информации происходит сужение канала, что не может не сказываться на продуктивности переработки".


Если вы сумели дочитать пост до этого места, не потеряв нить рассуждений, у вас нет ничего из вышеперечисленного :)


"Ещё одна современная теория дислексии связывает нарушения чтения с замедленным переключением внимания (sluggish attentional shifting) (Hari, Renvall, 2001). Согласно ей, система внимания дислексиков нарушена в звене высвобождения (disengagement), то есть отвлечения внимания от текущего объекта для последующего его перевода и вовлечения (engagement) в обработку других данных.


В исследовании различных подсистем внимания у детей с дискалькулией (Askenazi, Henik, 2010) был показан дефицит подсистемы управления вниманием (обеспечивающей произвольное селективное внимание) и подсистемы бдительности (алертности), отвечающей за состояние селективной готовности к появлению определенной стимуляции. Этот дефицит соответствует слабости III и I блоков мозга в терминах отечественной нейропсихологии.


Как уже обсуждалось выше, неавтоматизированные (effortful) процессы требуют постоянного энергоемкого произвольного контроля, что приводит к избыточной когнитивной нагрузке (cognitive load)".


"Сам термин «утомляемость» («истощаемость»), тесно связанный в

отечественной нейропсихологии с представлениями о симптомах слабости I функционального блока мозга, довольно редко встречается в современных нейрокогнитивных исследованиях по проблеме трудностей обучения.


Во многом это связано с тем, что исследования связи утомления и когнитивного функционирования показывают, что у многих категорий пациентов сильное субъективное утомление в большей степени коррелирует не с нейрокогнитивным, а с психиатрическим дефицитом (см. обзор DeLuca (Ed.), 2005).


На здоровых испытуемых получены данные о влиянии утомления на функции бдительности (vigilance) и поддержание общего функционального состояния (alertness) (там же). Другая группа данных позволила сделать выводы о связи утомления и управляющих функций (executive functions) (van der Linden et al., 2003 a, b; и др.).


Данные исследования показывают, что утомление в первую очередь влияет на эффективность процессов планирования и контроля, а не на автоматизированные и рутинные действия".


"В части работ по трудностям обучения утомление все же становится предметом исследования. В работах ученых из университета г. Осако (Япония) изучалась связь повышенной утомляемости (fatigue) учащихся начальной и средней школы (которая оценивалась по данным опросника) и показателей их когнитивного функционирования.


В этих работах было показано, что для учащихся младших классов с повышенной утомляемостью характерны дефицит переработки двигательной информации (motor processing), а в средней школе – слабость рабочей памяти (working memory) и процессов распределения и переключения внимания (divided and alternative attention) (Mizuno et al., 2011 a).


Той же группой авторов (Mizuno et al., 2011 b) было проведено исследование

нейрокогнитивных предикторов возникновения повышенной утомляемости, показавшее, что дети со сниженной скоростью переработки зрительной информации и дефицитом различных компонентов системы внимания входят в группу риска по возникновению явлений повышенной утомляемости.


Важно отметить, что признаки, которые в отечественной нейропсихологической литературе описываются как дефицит нейродинамических компонентов деятельности, не входят в принятые в международных классификаторах болезней симптомы вербальных и невербальных трудностей обучения (Международная классификация болезней…, 1995; APA, 2000).


Как правило, проблемы поддержания стабильной работоспособности и внимания приводят к постановке дополнительного диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью/без гиперактивности» (attention deficit/hyperactivity disorder), а проблемы, связанные с различными компонентами двигательной сферы – к диагнозу «расстройство координации движений» (developmental coordination disorder)".


Всё правда :)


Про утомляемость на Западе нет внятной идеи, откуда она берётся и куда девается.


Мы обсуждали эту тему в эссе Событийный лимит здесь на Пикабу
http://pikabu.ru/story/cobyitiynyiy_limit_4416239

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я практически сдулась к фразе "Если вы сумели дочитать пост до этого места..."  И  тут захотелось дочитать до конца :)

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно, спасибо.
Но нутро протестует против "компьютерной метафоры" во вставках и в начале. Разве отношения между психикой и нервной системой не сложнее и загадочней, чем между железом и программами?

Не отрицаю нервную систему как субстрат психики, если что.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Что такое психиатрический дефицит?  Гугл не даёт подсказок

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Агрис, как и ее науч рук прекрасны.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Бум-бум
раскрыть ветку