Мой путь в бизнесе, уровень второй.

***Дисклеймер – данный пост, это личный опыт и личная точка зрения, я никого не призываю с ней соглашаться, наоборот, может кто-то задумается и сделает умнее/лучше/быстрее. Все мои выводы это банальные вещи, известные многим. Если хотя бы одному человеку это будет полезно, то значит время потрачено не зря.***

Как я открывал ООО.


После продажи фотоателье, я случайно устроился на работу в строительную компанию. Фирма специализированная - определенные услуги в области промышленного строительства, но небольшая. Поработал там годик менеджером, скорефанился с одним парнем, который делал всю общестроительную работу (не по основной специализации, а общестрой). Про фирму могу сказать, что директор нормальный мужик, но у него жена главбух, из-за этого постоянно были терки. Сам директор, отправлял рабочих на «шабашки» втайне от жены, чтобы заработать налички. Рабочие со временем стали делать это самостоятельно, используя технику директора и его же материалы. Это все приобрело массовые масштабы, что привело к чисткам. Я же в этих делах не участвовал, уже после увольнения договорился с одним клиентом, с которым вел переговоры до этого и вдвоем с товарищем мы выполнили заказ. Это был самый первый и самый значимый для меня заказ – тогда за две недели я заработал свою годовую зарплату, мой компаньон тоже уволился с фирмы и начали мы свое дело.


Название для фирмы выбирали из разряда «как у всех», типа «ПромГородСтройМонтажТрест», что в дальнейшем никакой роли не сыграло. Подали документы на регистрацию ООО. Документы делала моя бывшая девушка, которая сейчас у меня же бухгалтер на аутсорсе. Жене это не очень нравится, зато я уверен, что бухгалтер никогда меня не кинет или подставит. Систему выбрали «упрощенку 6%», так как планировались только услуги. Счет открыли в «БИНБАНКе» - по опыту, не самый лучший банк: постоянно запрашивали документы на перечисленные нам суммы (договоры подряда и т.д.), неудобный банк-клиент. Получали деньги в кассе, и на следующий год заплатили некислый такой налог от общей выручки, хотя заказов было немного, а большая часть уходила на оплату работникам и инструмент. После одного года работы перевелись на общую систему, так как появились клиенты, которым были нужны подрядчики с НДС. И тут на нас свалилось внимание налоговой – деньги из кассы снимались на хозрасходы, эти расходы мы никак не отразили в году, когда были на УСН, и они перешли в следующий год, на общую систему. Налоговая стала с нас трясти еще деньги в виде якобы недоплаченного НДС и налога на прибыль. Мы же думали, что если заплатил 6% с выручки, то остальное чисто твое, но не тут-то было. Начались блокировки счета и переписка с налоговой. ООО было зарегистрировано на моего компаньона, его вызывали раз 5-6 для прояснения всей этой ситуации. В какой-то момент мы отправили письмо с очередной отпиской в налоговую и сразу подали на ликвидацию. Пока суть да дело, закрыли кое как.


Открыли второе ООО уже на меня. Попутно я опять открыл ИП с режимом «доход – расход». С него выставляли счета клиентам без НДС, на ООО с НДС. После года работы в таком режиме опять ждал сюрприз для ИП в виде прогрессивного взноса в пенсионный фонд. До этого я думал, что взнос увеличивается в зависимости от прибыли, а оказалось, что в зависимости от выручки. Так вот попал еще на бабки в пенсионный фонд. Консультировался с бухгалтером, она сказала, что эта ситуация не применяется, если есть официально устроенные работники и с них платятся взносы. На опыте проверить еще не довелось, так как официального работника я взял в ИП только в этом году.


ООО на общей системе это та еще засада – любое телодвижение влечет за собой налог. Получил деньги – заплати НДС, подписал акты выполненных работ, даже не получив деньги – заплати НДС и прибыль. Хочешь снять наличку – заплати НДС, отчитайся куда потратил. Взял работника – плати НДФЛ и все взносы. Но, до тех пор пока не было электронной системы сопоставления отчетности в налоговой – у большинства фирм была именно система ООО на ОСНО (общей системе), так как обналичка стоила 2-3%, проверить ее было сложно, и брали за горло лишь когда уже начинались большие объемы. У меня есть идея поста про конкуренцию в нашей среде и обналичку, чуть позже напишу, там будет мой негативный опыт попытки обналичить деньги, сколько я в итоге заплатил налогов и так далее.


Расскажу пример про другую компанию – у нее было три юрлица. Два «чистых» и одна «помойка». В «помойке» был номинальный директор, были трудоустроены люди, которым перечислялась якобы зарплата на карточки – по 200-300 тысяч в месяц, которые сразу снимались. Налоги и взносы не платились никакие, через некоторое время фирма закрывалась и открывалась новая. В принципе, такой схемой пользовались многие, моего же знакомого подвело то, что сливал деньги только он на эту фирму с двух своих, в которых был учредителем. А вскрылось это когда его бухгалтер подал НДС к возмещению по итогам года. Оказалось, что за пару лет выведено налички больше 100 млн., ему пришлось срочно банкротить свои фирмы, заплатил он больше 2-х миллионов в виде штрафов и не знаю сколько еще в виде «подарков». Если фирма использует сомнительные схемы, то лучше в налоговую лишний раз не напоминать о себе.


Кстати, такой момент про юридический адрес ООО – про места массовой регистрации думаю и так всем понятно, что не стоит туда соваться, а вот про район города интересное наблюдение: в центре города, где прописаны большинство крупных компаний, у налоговой работы хватает и проще затеряться среди мелочи. В малонаселенных районах у налоговиков больше свободного времени и проверки они проводят чаще.


С 2015 года налоговая перешла на электронную систему сопоставления отчетности – теперь если ты предъявлял НДС к вычету, твой контрагент обязан тоже это сделать, то есть учесть этот НДС у себя. Сразу всплыли все цепочки, ведущие к фирмам «помойкам», так как налоги копились на них с бешеной скоростью. С тех пор наличка подорожала конкретно, до 7-10%, какие теперь там схемы я не в курсе, так как хлебнул один раз, больше не хочется.


Есть схема которая «как бы законная», потому что проверить ее достаточно сложно. Есть, например, производство, у него есть клиенты физлица, то есть поток налички. Ты, будучи строительной компанией закупаешь сырье – дерево, бетон, и т.д., которое списывается на строительный объект, а по факту передается на производство за наличку за минусом небольшого процента. Производству выгода, что дешевле, тебе выгода что наличка. Минус этой схемы в том, что нужно иметь очень хорошие отношения между собой, так как подставиться могут оба участника. Рекомендовать ее не буду, это как ездить 80 км/ч там, где можно 60 – вроде штрафа нет, но одно неверное движение и можно влететь.


В прошлом году с нами стали работать два бывших работника той фирмы, с которой мы уволились, мы делили вместе расходы на аренду, бухгалтера и т.д. Они работали от нашего юрлица, но свою прибыль забирали только себе. У нас хорошие отношения между собой, но никому не рекомендую так делать – они получают деньги, а возможные проблемы только вы. В один момент они поймали хороший заказ, фирма получила выручку порядка 35 млн. за два месяца и тут нас ждал еще один сюрприз по итогам квартала – при превышении средней выручки больше 10 млн. (с этого года вроде подняли до 15) в месяц за последние три месяца, авансовый платеж по налогу на прибыль начинает уплачиваться каждый месяц в размере 1/3 от авансового платежа за прошлый квартал. Мы думали, что получив деньги на расчетный счет и заплатив, например, за оборудование мы спишем себе налоги, но опять не угадали – при приобретении основных средств (например оборудования) на сумму больше 40 т.р. без НДС – фирма обязана уплатить налог на прибыль, потому как ты вкладываешь деньги, которые типа «чистая прибыль». Таким образом, с этого объекта мы заплатили порядка 2 млн. «положенных» налогов и еще 1 млн. государство списало авансом. Хотя хотели уложиться в 800-900 тысяч. Плюсом падение объемов строительства с прошлого года и по сей день подкосили нашу фирму. Не закрываем ее в данный момент из-за спецтехники взятой в лизинг и дебиторской задолженности контрагентов.


В данный момент мы используем связку – ООО на общей системе, ООО на «доход-расход» и ИП на патенте. Когда поступают платежи с НДС – их тратим на аренду, материалы, и все остальное, что можно с НДС. Когда без НДС – переводим на ИП за определенные услуги, там уже снимаем наличку.


Снимать деньги с ИП опять же нужно не на хозрасходы, а как выручку/прибыль. Лучший способ это перечислять на собственную карту физлица (которое ИП). Если снимать деньги с ООО, даже на упрощенке – нужно отчитаться куда ты их потратил. Если снимаешь прибыль (что можно делать только поквартально) – заплати 13% НДФЛ с дивидендов, если снимаешь как зарплату – еще и в фонды отстегни. Многие пользуются упрощенной схемой ООО на ОСНО + ИП на упрощенке. Но так нужно платить НДС и 6% налог ИП. Наша рентабельность такое делать не позволяет, приходится делать сложнее в рамках «группы компаний».


Сейчас наметилась тенденция, что многие «серые» фирмы переходят на упрощенку, от этого становится проще работать – в этом году со многими нашими заказчиками перешли на расчеты без НДС. Но вообще ситуация сейчас не очень веселая - долгов много, но нам должны еще больше. На зарплату хватает, но об инвестициях пока не думаем. Для диверсификации бизнеса в конце прошлого года открыл магазин совершенно в другой сфере деятельности, но полноценно заниматься им пока не получается. Магазин уже вышел на окупаемость, но нужно еще работать.


Официально трудоустроенные лица в нашей компании это ИТР и граждане гастарбайтеры, русских рабочих и рады бы нанимать, но не ладится с ними – бухают, прогуливают, тупят и т.д. Мое мнение, что нормальные работяги или на вахте работают или на постоянной работе в городе, поэтому найти их очень сложно, особенно, когда деятельность сезонная. Гастеров стало проще нанимать, когда ввели патенты для юрлиц – мы этого ждали, как манны небесной. Квоты раньше было не получить на найм, а штрафы для юрлица за нелегалов это 800 т.р. на человека. Сейчас же официально трудоустроить иностранца проще и выгоднее, оповещаем ФМС в трехдневный срок и всё путём. Кстати, физлицо тоже обязано оповестить ФМС, если заключает договор с иностранцем, специально узнавал.


Выводы:


1. Главный плюс ООО – что его можно обанкротить и не получить долги на учредителя. С ООО проще заключать договоры, многие заказчики чураются ИПшников.


2. Когда вырастает оборот нужно непременно брать бухгалтера в штат. Аутсорс многие вещи объясняет уже по факту, когда поздно что-то делать. Свой бухгалтер в штате сэкономил бы нам в прошлом году больше чем его зарплата.


3. Можно и нужно заниматься оптимизацией налогов, иначе останешься без штанов. Я не говорю про «черные» и «серые» схемы, просто нужно искать законные варианты и лазейки.


4. Многие советуют закрывать ООО каждые два-три года. Если вы сможете настроить систему документооборота так, чтобы все документы были учтены, то это делать не обязательно, даже при наличии некоторых «сомнительных» сделок – всегда можно отписаться, что контрагента проверяли, выписки брали и т.д. Но если не все документы учтены – что-то теряется, это копится и при налоговой проверке выписывается штраф за непредоставление документов, доначисляются налоги, пени и т.д.


5. Основные средства лучше покупать в лизинг – небольшая переплата за услуги компании, зато избежите множества налогов.


Еще есть мысли, но пока не сформулировал. Позже напишу еще пост, про конкурентов, обналичку, знакомство с ОБЭП, выигранный суд с заказчиком и мертвые долги.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

16
Автор поста оценил этот комментарий

Молодец. Пиши еще. Коротко и по существу.

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

@Skob, вывод №1 - это жесточайшее заблуждение, которое совершенно не соответствует действительности.

На самом деле, учредитель (участник) ООО в случае банкротства общества может быть привлечен к ответственности по долгам общества.

Более того, если раньше закон предусматривал презумпцию невиновности "контролирующих должника лиц", то с недавних времен законодатель переобулся и предусмотрел презумпцию виновности контролирующих должника лиц в том, что ООО обанкротилось.

В последнее время учредителей и директоров все чаще "субсидиарят" в разных позах и все чаще без вазелина.

За пруфами - в статью 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"


Чтобы не вводить в заблуждение окружающих - было бы хорошо подправить пост.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Подписался, по поводу лизинга. Выгодно ли брать технику ? Работал только с автомобилями. Со спец. техникой - нет. Расскажите чо как :D

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за пост. У меня ИП, упрощенка, 6% на доходы. Часть дохода идёт на р/с, а часть наличкой. Теми деньгами, что идут на р/с, я расплачиваюсь с поставщиками. Автор, подскажите пожалуйста, какие подводные камни ожидают меня в конце года в налоговой? Может лучше выводить деньги на личную карту и платить поставщикам налом? Мы первый год работаем просто, обороты пока маленькие, всего миллион.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Если бы вы с самого начала не зажали денег на хорошую зп и взяли нормального бухгалтера - 80% проблем у вас не возникло бы. Я сама бухгалтер, читаю и офигеваю)) на аутсорсе, если это контора, а не 1 бух, там скорее всего кучка бездарей и 1 грамотный бух.
раскрыть ветку