Краткая суть Буддизма.

Буддизм — это учение о природе ума.


О Буддизме часто говорят в контексте мировых религий, что приводит к заблуждениям. Буддизм не является религиозным учением, в нем нет никакой мистики и веры в сверхъестественные силы, нет пророков, святых, и веры в высших существ, которым можно помолиться, также вопреки заблуждениям отсутствует свод моральных норм.

Буддизм не является Верой. Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования. Это противоречит самой сути Буддизма. Будда призывал своих учеников не верить никому на слово (даже ему), и, прежде чем принять чьи-то советы, тщательно выяснять, соответствуют ли они действительности.


Так что такое Буддизм?

Буддизм это практика. Эмпирический метод постепенной тренировки ума, позволяющий достичь удовлетворения, вы мягко и постепенно учитесь как положить конец страданиям.

Все чему учил Будда — это как избавиться от страданий.

Цель буддизма — достижение Просветления, состояния не обусловленного счастья, лежащего за пределами всех концепций и явлений.


Суть буддизма сводится к "ЧЕТЫРЕМ ИСТИНАМ":

Существует страдание;

Существует причина страдания;

Существует путь, ведущий к прекращению страдания;

Существует прекращение страдания — нирвана.


Основные понятия:


Карма принцип обусловленного существования, закон причинно-следственной связи. Мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые в свою очередь мы сами же и засеваем в подсознание своими желаниями и склонностями, влекущими за собой действия тела, речи и ума. Это означает, что, желая то или иное, мы действуем и определяем собственное будущее. Позитивные мотивы и соответствующие действия приносят счастье, а негативные впоследствии причиняют страдания тому, кто их совершает.  Все явления (объекты) существуют только во взаимозависимости по отношению к другим явлениям, благодаря причинам и условиям, ведущим к результату.


Анитья (невечность, непостоянство) — центральное понятие буддизма. Непостоянство пронизывает всю нашу жизнь и все явления. Мы привыкли воспринимать себя и окружающее пространство как нечто неизменное, однако если немного поразмышлять над этим, мы увидим, что нет совершенно ничего, что существовало бы вечно. Эмоции сменяют одна другую; тело непрерывно изменяется, а затем умирает; страны и народы исчезают с лица земли. Если исследовать то, что является в нашем представлении "личностью", "самостью", то не обнаружим там ничего неизменного.


Анатмавада — учение об отсутствии (несуществовании) индивидуального и вечного «я», или души. Согласно буддизму, именно чувство «себя» и рождающаяся из него привязанность к «я» — корень всех прочих привязанностей и желаний, в свою очередь, образующих омраченные состояния ума, из-за которых мы совершаем необдуманные поступки, ведущие к неприятным последствиям. Это «я» — не более чем иллюзия, порожденная неведением.


Как это работает?


Мы несем в своем уме психические раздражители, источники страданий, которые активируются определенными событиями или мыслями.

Мы часто думаем:"Я чувствую" не осознавая что чувства это безличные явления

они приходят и уходят в силу вызывающих их условий. Обнаружив что существуют различные виды чувств и поняв как они работают, мы можем предотвратить возникновение услови ведущих к болезненным состояниям ума.


Медитация позволяет изменить привычки и реакции ума, это центральный метод буддийского пути заключающийся в трансформации ума с помощью выполнения специальных умственных и/или психических упражнений.

Конечная цель медитации – трансформировать ум таким образом, чтобы он смог увидеть и познать сам себя (то есть достичь Просветления).


Шине или «шаматха» (санскр) –медитация, направленная на успокоение ума

Благодаря шине мы учимся концентрироваться и пребывать в состоянии сосредоточения без отвлечений. Это основная практика, с которой мы начинаем обучение медитации. Она встречается и в других духовных и религиозных течениях, например, индуистских и йогических. Многие знакомы с простой практикой шине, во время которой нужно сосредотачиваться на дыхании: мы наблюдаем за вдохами и выдохами, и учимся не отвлекаться, снова и снова возвращая внимание к объекту медитации.


Шине нужно осваивать постепенно. Поначалу мы стараемся удерживать концентрацию на короткие промежутки времени, поскольку ум не в состоянии заниматься чем-то одним слишком долго. Он будет непрерывно метаться от объекта к объекту, и наша задача – постоянно возвращать его назад. Это непривычно, и этому надо учиться. Тренировка ума напоминает тренировку тела: если слишком переусердствовать, в следующий раз из-за боли в мышцах мы не сможем сделать ни одного упражнения. Так же и с умом: если мы не слишком хорошо осознаем свои текущие возможности и пытаемся «прыгнуть выше головы», то можем переутомиться и вовсе утратить желание медитировать. Очень важно соблюдать этот баланс.

Шине часто сопровождается всевозможными переживаниями, как приятными, так и не очень. Нужно стараться не цепляться за них и не привязываться к ощущениям, особенно к хорошим, не стремиться испытать их во время следующей практики. Основная задача шине – постоянно возвращать нас к текущему моменту, к тому, что есть здесь и сейчас.


Атеизм и Буддизм

Будда Гаутама представляется не как атеист, претендующий на способность доказать несуществование Бога, а скорее как скептик, подвергающий сомнению способность других учителей привести их последователей к высшему благу»

В литературе никай(Ранние школы буддизма) вопрос о существовании Бога рассматривается преимущественно с точки зрения эпистемологии либо морали. Как эпистемологическая проблема, вопрос о существовании Бога влечёт дискуссию о том, может ли религиозный адепт быть уверенным в существовании высшего блага и в том, что его усилия в достижении высшего блага не окажутся бессмысленным стремлением к нереальной цели. Как проблема морали, данный вопрос влечёт дискуссию о том, несёт ли человек в конечном счёте сам ответственность за всю испытываемую им неудовлетворённость, или же имеется высшее существо, которое причиняет человеку неудовлетворённость вне зависимости от того, заслуживает он этого или нет…

48
Автор поста оценил этот комментарий

Это все классно с точки зрения теории, но в реальности буддизм такая же религия как и другие: люди приходят в храмы, крутят барабаны (для умерших пророков чтоб защищали), оббивают лоб перед статуями, покупают ленточки "на счастье".

Если взять знакомое нам христианство - там множество годных философских концепций, которые приятно и полезно изучать. Но большинство исповедующих христианство о них ни сном ни духом, они ходят в церковь, целуют иконы (и иногда разводы мочи на стене), и несут денежку батюшке. Так вот, реальный буддизм в странах или областях, исповедующих его, точно такой же

В 60-е у хиппи появился интерес к восточным религиям, и они опопуляризовали буддизм, взяв философскую суть. И это в некотором смысле стало "западным буддизмом", который не похож на реальный, и является философией больше чем религией

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно. Кто ни будь, кроме Шакьямуни, достиг просветления за эти тысячи лет?

Или все адепты просто пытаются, до самой смерти.

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Позвольте 5 копеек... В период жизни Сиддхартхи Гаутамы никакого буддизма не было. Свое учение он называл "Учением о Дхарме". Буддизм возник позже как религиозное движение вследствие естественного процесса подмены действий, наполненных смыслом, декоративными ритуалами. Из описания просветления будды известно, что некоторое время он сомневался, стоит ли передавать это знание другим, т.к. оно чрезвычайно трудно для понимания. Наконец он решил, что найдутся достойные ученики, которые воспримут учение и, как говорится, повернул колесо учения. Отсюда я делаю такой вывод: буддизм для масс - это религия; буддизм для отдельных особо одаренных людей - это учение, которое ведет их к просветлению. И вообще я предполагаю, что все религии в мире возникли по такому механизму. Изначальное учение постепенно вырождается до атрибутики и делится на множество течений. Все это продолжается до тех пор, пока не появится новый уникальный человек, который все постигнет и объяснит другим.

3
Автор поста оценил этот комментарий
А как же колесо Сансары? М? Или это не относиться к буддизму? Перерождения душ и прочая. ТС решил подлизаться к пикабушникам т.к. тут не шибко жалуют религию и по этому выкинул на фиг все то, что указывает на жизнь после смерти и на сверхестественное.
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
Нет веры в сверхестественное? Гуглим: дэва, асур, нарака, шесть миров буддизма.
раскрыть ветку