Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Кино побеждённых. О лучшем фильме года в России

автор: Виктор Мараховский

Уважаемые читатели!


У меня есть одно оправдание тому, что я посмотрел лучший фильм года в России (по версии национальной премии "Белый слон") на два месяца позже, чем кинокритики.


Оправдание следующее: вы, скорее всего, его вообще не смотрели и смотреть не станете. Но поговорить о нём нам всё равно стоит.

Кино побеждённых. О лучшем фильме года в России Публицистика, Рецензия, Спойлер, Виктор Мараховский, Политика, Кинематограф, Длиннопост

Потому что лучший фильм года по версии белого слона называется "Рай", и в нём, как в удачном меме, отражена вся горькая современная киноэлитность.


...Киноэлитность в 2017-м - это не просто когда люди, не вылезающие из строгих костюмов (немецкие чиновники, российский Минкульт и миллиардер Усманов), все вместе дают пять миллионов долларов почтенному режиссёру из вельможной культур-династии, а почтенный режиссёр снимает на них свою пятую жену-телеведущую.


Если бы всё этим ограничилось - это не было бы ещё настоящей киноэлитностью, нет.


Настоящая - начинается там, где звёздная команда берёт чёрно-белую плёнку, и бреет телеведущей голову, и одевает в робу, и ставит титр "1942 год", и посвящает фильм свежей и неизбитой теме концлагерей, свежей и неизбитой теме банальности зла, свежей и неизбитой теме болезненных отношений палача и жертвы, и беспроигрышно отправляет весь этот неизбитень в Венецию и на "Оскар".


Беспроигрышно - потому что не привезти оттуда хоть что-нибудь такая картина не может. Потому что доосмысление и переосмысление и перепереосмысление нацистских преступлений есть часть европейского культурного официоза уже много десятилетий. И множество современных режиссёров родились в мире, где уже была ежегодная традиция награждать что-нибудь "про нацизм".


И вот уже лет тридцать по меньшей мере элитные творцы цинично запрягают толпы измождённых жертв концлагерей и на них, радостные и во фраках, въезжают на сцены фестивалей и в кабинеты меценатов. И деваться некуда ни меценатам, ни жюри. Попробуй не дай маститому дяде со связями, придумавшему про концлагерь.


Причём с годами это занятие становится всё проще. Если лет сорок назад были какие-то заборы, которые нужно было брать (например, "про роман эсэсовца и жертвы" приходилось снимать со скандалами - то сейчас творцу достаточно взять ножницы и нарезать из предыдущих прорывов фильм-концерт.


И телеведущая становится русской аристократкой, выросшей в Париже (это элитно). И она подклеивается к теме Сопротивления (это исторично) и Холокоста (она прячет еврейских детей), и попадает в гестапо (это страшно), где пытается соблазнить французского коллаборациониста (это рискованно и будоражит), чтобы избежать пыток (это тоже будоражит), и она работает в концлагере на сортировке вещей сожжённых (это про банальность зла), а спит с одичавшим под воздействием нацизма юным славистом и чеховедом (это про беззащитность культуры перед дикостью), но потом она как-то невнятно подменяет собой назначенных в газовую камеру жертв (это искупительно). При этом половину или больше экранного времени аристократка, нацист-чеховед и коллаборационист, уже мёртвые, сидят в белых больничных пижамах за столом и дают путаные интервью невидимому Св. Петру (это очевидно минуты с десятой, а для самых тупых в конце фильма божественный голос из-за кадра говорит телевеущей "ты можешь больше не бояться, входи!", и она подымает очи горе, и кадр утопает в сиянии). Ну то есть как-то так.


...Ну а теперь - самое главное. О чём, собственно, вся эта небольшая рецензия, уважаемые читатели.


Фильм, естественно, провалился, не собрав в российских кинотеатрах и шестой части бюджета.


И вот почему. Штука вся в том, что всё это кинематографическое российское европейство, сосредоточенное на сложном внутреннем мире палачей, и на сексе палачей с жертвами, и на болезненности подчинения, и на преодолении покорности, и на всём таком, и так до бесконечности -


- оно попросту представляет собой не нашу культурную проблематику, а европейскую. Так получилось, что главное драматическое событие XX столетия - страшную мировую войну - мы и они пережили по-разному.


Мы (не мы конкретно, нас тогда не было, но всё равно мы как страна и народ) пережили и завершили Войну как победители.


А Европа пережила Войну как побеждённая. Вся - от французов и до восточноевропейцев.


И поэтому у нас в душе всё проще: мы скорбим о тех, кого враги убили и замучили, и каждый год празднуем победу над ними.


И в нас не встают вопросы "как же мы это опустились до такого зверства", потому что мы не опустились. И в нас не хлопают форточками незакрытые гештальты, потому что нам всё понятно. И единственное, что волнует нас по-настоящему - "а смогли бы ли мы повторить то, что смогли прадеды". У нас, конечно, тоже были предатели и коллаборационисты - но были они не большинством, как в Европе, а незначительным меньшинством, достойным анализа лишь в общем контексте "откуда берутся предатели".


А у европейской культуры всё восьмое десятилетие встаёт и хлопает.


И поэтому европейская культура, в том числе массовая - это культура побеждённых и травмированных.


И поэтому она себе выработала такие культурные ритуалы и такой официоз, чтобы обязательно про болезненные связи палачей с жертвами, и про банальность зла, и про метаморфичность героических паттернов с их теневыми гранями.


И понявшие суть жизни отечественные кинотворцы имитируют весь этот исторический фрейдизм сознательно и цинично, а кто поглупее - искренне пытаются перетащить эти чужие неврозы на нашу почву, всё норовя снять про гулаги и изнасилованных немок.


А отечественному зрителю на это всё плевать, потому что он исторически здоров.

https://www.nalin.ru/kino-pobezhdyonnyx-o-luchshem-filme-god...
32
Автор поста оценил этот комментарий

Фестивализм - вот язва которой напрочь прогнили российские режиссеры. Каждая мразь мечтает снять так что бы понравится фестивальному жюри и им плевать до интересности самого фильма. Если фестивальное жюри будет ждать фильм в котором будут показывать голую жопу и ничего кроме нее, то российские режиссеры обязательно снимут такой фильм в надежде на какую-нибудь премию.

раскрыть ветку
14
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
28 панфиловцев - втроём, поздно ночью с пятницы на субботу. Все уставшие, после рабочего дня, плюс дорога из области в центр столицы. Фильм пролетел в одно мгновение, после просмотра пришлось загуглить длительность фильма. Сам я больно странный, даже для самого себя, толи впечатлительный, толи синтементальный, или ещё чего. Типо от песни "День победы" выкручивает так что волком выть хочется. С "28п" всё было не так, ты вместе с бойцами готовишся к бою, заряжаешь магазины, копаешь окопы, маскируешь орудия и готовишь фальшь-позиции. А потом бой, и ты находиться там, вместе с ними. Но это всё очень быстро и в тот же момент целую вечность. Фильм выдёргивет из реальности. Это лучшее, если не единственное, что сняли о войне "сегодня".
раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий

Как увидел первый трейлер,сразу мысль :"Хитрый Андрон, хочет свой "Список Шиндлера"". Только ему до этого, как до звёзд.

23
Автор поста оценил этот комментарий

подписываюсь под каждым словом, всё точно в цель

3
Автор поста оценил этот комментарий

Я смотрел в кино - не понравилось, пустой театральный фильм с жесточайшим напиранием на религиозные скрепы прям с первых кадров.

Прадед мне совсем другие истории рассказывал с фронта.

А дедушка моей жены прошел концлагерь и тоже иначе все рассказывает, за исключением очевидных моментов уклада жизни пленных, водил его в кино, ему тоже не особо понравилось.