Как защититься от нападения и не сесть за это? Часть 2.

Действия ДО обороны


По смыслу ч.1 ст. 37 УК РФ, оборона — это причинение вреда посягающему лицу для защиты от его общественно опасного посягательства следующих объектов:


-личности и прав самого обороняющегося;


-личность и прав иных лиц;


-охраняемых законом общественных и государственных интересов.


Исходя из абз. 3 п.3 Постановления Пленума ВС РФ №19 от 2012 г., право на оборону возникает тогда, когда у вас появляются основания полагать, что некто готов перейти к совершению общественно опасного посягательства (например, готов вас атаковать).


Я рекомендую быть готовым назвать сотрудникам полиции эти основания. Например сообщить, что некий субъект высказывал угрозы в ваш адрес, стал быстро к вам приближаться, поднял сжатые в кулаки руки и пр.


Можно и репутацию его упомянуть, если она вам, конечно, известна. Но помните, что одной репутации и злобного взгляда для признания за вами в суде права на оборону может не хватить. В любом случае не существует никакого четкого законодательно закрепленного перечня оснований, дающих право на оборону.


Если вы намерены отпугнуть противника, продемонстрировав ему какое-то оружие, надо быть осторожным, чтобы избежать обвинений в хулиганстве. Оружием лучше стараться не размахивать (чтобы не нарушать общественный порядок). От угроз в адрес оппонентов также желательно воздержаться: уголовную ответственность за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью пока не отменили (см. ст. 119 УК РФ).


Действия ВО ВРЕМЯ обороны


Необходимо учитывать не только момент возникновения права на оборону, но и момент окончания этого права. Согласно п.8 Постановления Пленума, право на оборону может сохраняться в случаях, если:


— оборонявшемуся не был ясен момент окончания посягательства;


— общественно опасное посягательство не прекращалось, а с очевидностью для оборонявшегося лица лишь приостанавливалось и могло продолжиться.


К несчастью, мнение оборонявшегося и мнение судьи о моменте окончания посягательства не обязательно совпадут. И тогда оборонявшийся может быть осужден по ст.ст. 109 и 118 УК РФ за мнимую оборону (абз.1 п.16 Постановления Пленума). А то и просто — за умышленное причинение вреда без учета состояния обороны.


Ещё бывает так: вы противника ударили вроде чувствительно, но понимаете, что скоро он отойдёт от «потрясения» и уж тогда вам не поздоровится. Понятное желание в данном случае — добить его. Но юристы и в этом готовы усмотреть преступление. Ведь право на оборону прекращается вместе с прекращением посягательства. А как было сказано выше, мнение оборонявшегося и мнение следователя/судьи о моменте окончания посягательства могут не совпасть. Поэтому добивание противника могут счесть как запоздалой обороной, так и просто умышленным причинением вреда.


Кроме того обмен множественными ударами между нападавшим и обороняющимся может быть квалифицирован как «обоюдная драка». Термин неофициальный, законодательно не закреплённый. Но от этого не менее реальный. Т.е. обмен множественными ударами якобы свидетельствуют о том, что вы не защищались, а вместе со своим оппонентом взаимно нападали друг на друга.


Поэтому оборона, на мой взгляд, должна отвечать следующим требованиям:


1. Она должна быть стремительной и сразу выводить противника из строя — чтобы исключить необходимость нанесения множественных ударов и добивания нападавшего.


2. Рекомендуется минимизировать вред, причиняемый агрессору.


Беда в том, что эти требования взаимоисключающие. Если вы лихо вырубили нападавшего 1 ударом, весьма вероятно, что причинённый ему вред не так уж и мал.


Кроме того, в драке нельзя победить по очкам. Победить в ней можно либо нокаутом, либо вследствие отказа противника от нападения. А последнее произойдёт лишь в случае, если враг поймёт, что у него есть реальные шансы опять-таки отправиться в нокаут. Потому что мы имеем ввиду не «хороших детей», которые плачут и убегают, получив разок в глазик.


Мы имеем ввиду граждан, которые в глаз получали столько раз, сколько мы за всю жизнь яблок съели. В связи с этим позволю себе привести интересную цитату:


«Любой прием… предназначенный для самозащиты, так или иначе рассчитан на причинение нападающему более или менее тяжких повреждений — иначе в нем просто не будет никакого смысла. Какая польза будет вам с того, что вы вновь и вновь бросаете наземь противника, если он после этого в состоянии встать и снова напасть на вас?


Его надо просто бить, бить больно и жестоко, калечить его руки и ноги, невзирая на то, какую технику он применяет… Эффективность удара или захвата расценивается прежде всего с позиций максимальной болезненности, приведения противника в состояние, когда о продолжении боя нет и речи» (Сенчуков Ю.Ю. Дацзешу — искусство пресечения боя)


К несчастью, люди писавшие Уголовный кодекс обо всём об этом не подумали. И получается, что сегодня реализация права на оборону — это попытка протиснуться в узкую щель между молотом и наковальней. В роли молота — напавший на вас преступник, а наковальня — опасность быть несправедливо осуждённым.


Вероятность возбуждения уголовного дела против оборонявшегося будет наименьшей, если он сможет защититься без использования оружия и с применением исключительно борцовских болевых приемов. Это позволит избежать причинения какого-бы то ни было вреда здоровью нападавшего (если, конечно, не ломать ему руки-ноги намеренно). А значит и с точки зрения УК РФ вам, скорее всего, ничего не грозит. Едва ли гопник побежит в полицию жаловаться, что ему ручку за спинку заломили.


К сожалению, чем больше мы заботимся о здоровье нападающего, чтобы ему было безопасно нападать, тем больше повышаем риск для себя. И здесь каждый должен решить для себя: способен ли он в соответствующей ситуации справиться с оппонентом, не причинив ему вреда? Уверен ли в своих силах? Желательно, конечно, хотя бы примерно представлять себе, как будешь защищаться в определенных типовых ситуациях.


Но разумеется, не всегда все идет по намеченному плану. И возможно, что заранее продуманный алгоритм обороны придется спешно корректировать прямо во время схватки, принимая решение о том, насколько жестко следует действовать. При принятии решения опираться придется по большей части на интуицию. Ибо времени на спокойный взвешенный анализ ситуации просто не будет. Попытка подумать и проанализировать ситуацию во время схватки настолько опасна, что может сразу же обернуться поражением.


Вот и получается, что неверно принятое решение может стоить оборонявшемуся свободы, с одной стороны, и жизни и здоровья, с другой. Грустно.


К условно нелетальному оружию я бы отнёс электрошокеры, а также аэрозольные и струйные баллончики. Последние могут быть пригодны даже для применения в помещении. В Интернет выкладываются многочисленные отзывы о применении баллончиков и даже видео испытаний на добровольцах. Это позволяет каждому подобрать себе эффективный и недорогой баллон по душе.


Несомненным достоинством баллончика является то, что он выводит нападающего из строя без причинения тяжкого вреда здоровью. Согласно пункту 3.2. ныне действующего ГОСТа Р 50743-95, средства самообороны в аэрозольной упаковке не должны наносить вред здоровью средней тяжести с дистанции более 1 м. Таким образом на меньшей дистанции в принципе возможно причинение средней тяжести вреда здоровью. Случаи причинения тяжкого вреда здоровью с использованием баллончиков мне не известны.


Если вы, уважаемый читатель, являетесь несовершеннолетним (далее — НЛ), я должен предупредить вас еще кое о чем. Существует такой закон — Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (далее — закон «Об оружии»).Согласно абз. 4 и 5 п.1 ст.3 названного закона, газовый баллончик и электрошокер являются самым настоящим оружием. И их приобретение допускается только с 18 лет — исходя из абз.1 ст. 13 закона «Об оружии».


А вот ношение и применение баллончика либо электрошокера законы несовершеннолетним вообще не запрещают. И никакой ответственности за это нет.


Получается, что НЛ не может законно купить баллончик, а вот носить и применять — пожалуйста.


К потенциально летальному оружию я отношу всё, с помощью чего можно относительно легко лишить жизни: палки, ножи, пистолеты.


Следует иметь ввиду, что ношение холодного оружия с целью обороны не допускается. Перечень оружия, признанного в России оружием самообороны, содержится в п.1 ст.3 Федерального закона «Об оружии». И холодного оружия в этом перечне нет. А п.6 ст.6 закона «Об оружии» прямо запрещает ношение холодного оружия в целях самообороны. За ношение холодного оружия в целях самообороны ч.4 ст.20.8 КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, либо временного лишения прав на хранение, приобретение и ношение оружия.


Однако не все ножи признаются оружием. Равно и поднятая с земли палка или обломок кирпича не являются оружием. На языке юристов они будут называться «предметы, использованные в качестве оружия». А вот заранее выструганная дубинка может быть признана холодным оружием — палицей — исходя из п.4.25 ГОСТ Р 51215-98, который содержит перечень видов и типов холодного оружия (в 3 и 4 разделе соответственно).


Исходя из последнего абзаца п.1 ст.1 закона «Об оружии», к оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения.


Если вы приобретаете в серьезном специализированном магазине нож, к нему должен прилагаться информационный листок с синей печатью. В указанном документе, среди прочего, должна содержаться информация о том, что ваша покупка не является холодным оружием.


Если каким-то образом сотрудниками полиции при вас обнаружен нож, наличие ИЛ поможет убедить их, что найденный нож оружием не является.


Надо ли говорить, что не стоит покупать нож, к которому ИЛ не прилагается?


При ношении с собой ИЛ будьте внимательны: он имеет свойство теряться. Разумеется потеря ИЛ не лишает вас возможности объяснить стражам порядка, что ваш нож никакое не оружие. Можно даже попробовать найти в интернете копию ИЛ к вашему ножу и распечатать — чтобы при необходимости показать полицейским. И возможно они даже поверят. Но если не поверят, его могут изъять, чтобы установить, не является ли он оружием, а вы — административным правонарушителем.


Надо ли говорить, что полицейские не вправе тут же взять с вас «штраф на месте»? А при изъятии ножа обязательно составление протокола — исходя из ч.5 ст.27.10 КоАП. Иначе изъятие — никакое не изъятие, а вовсе хищение вашего имущества сотрудниками полиции. А еще ИЛ может быть порван сотрудниками полиции и выброшен в мусорное ведро.


Так или иначе следует сохранять спокойствие и заранее ввести в свой телефон номер дежурного прокурора и дежурной части местного Управление собственной безопасности МВД. При нарушении полицейскими ваших прав следует туда немедля позвонить. Неплохо работает и звонок по телефону 112. При условии, конечно, что полицейские в принципе не лишат вас возможности вообще куда-либо звонить.


Но вернемся непосредственно к теме обороны с применением оружия.


Есть мнение, что при вооруженной обороне нельзя говорить следователю/дознавателю/судье о том, что носил использованный для обороны нож именно с целью самозащиты. Те, кто подобное мнение высказывает, не всегда могут внятно объяснить, почему же нельзя. Попробую сделать это за них.


Когда-то давно мне попался на глаза один судебный акт, размещенный в интернете. Подсудимый был оправдан, хотя при обороне потыкал в кого-то из оппонентов ножом. При этом оборонявшийся уверял, что убивать никого не хотел, а просто не глядя размахивал ножом во все стороны, дабы отпугнуть нападавших. И один из них был так агрессивен, что от избытка чувств сам нарвался на нож.


Суд не усмотрел в действиях подсудимого умысла на причинение вреда. А исходя из ч.2 ст. 24 УК РФ в ее взаимосвязи со ст.108 и 114 УК РФ, превышение пределов необходимой обороны — исключительно умышленное преступление. Посему вышеупомянутый подсудимый был оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления: он уверял, что НЕ ХОТЕЛ преднамеренно причинять вред. Т.е. будучи в состоянии обороны причинил вред неумышленно, по неосторожности.


Предполагаю, что слухи о подобном решении суда разлетелись среди граждан, интересующихся проблемой самозащиты. Вот поэтому и ходит в народе миф о том, что в случае обороны не надо говорить следователю/судье, что специально для этого носил оружие и применил его с целью причинить вред нападавшему. Надо, дескать, говорить, что работаешь на мясокомбинате и случайно прихватил с собой тесак. Но убивать никого не хотел, а хотел только защититься. Махал-махал тесаком во все стороны, глядь-поглядь, а злодей-то сам на ножик напоролся, вот жалость какая. Это он сам, а я, мол, тут не при чем, гражданин судья.


Позволю себе с таким подходом не согласиться. Подобные показания выглядят не слишком-то правдоподобно. Мне известны случаи, когда в ответ на такие пояснения в приговоре появлялись слова вроде: «Показаниям подсудимого суд не доверяет и считает, что они даны с целью уйти от уголовной ответственности». И все.


В связи с изложенным я полагаю, что с точки зрения закона не так уж важно, как в вашем кармане оказался нож и для чего вы носили его с собой: людей резать или карандаши точить. Важно то, что оборонявшийся специально с целью обороны ударил/выстрелил, а следовательно умышленно причинил вред здоровью своего оппонента или смерть.


Кроме того, вряд ли следователь/судья поверят россказням вроде: «Я хотел только защититься, а резать его не хотел. Он сам на нож нарвался!» Тем более, что подобные показания могут быть опровергнуты как случайными свидетелями, так и экспертом, который будет выносить заключение о характере телесных повреждений у «потерпевшего» (т.е. нападавшего). Просто одно дело — случайно наткнуться на нож или скользящий удар клинком, и совсем другое — целенаправленный удар колюще-режущим предметом. Характер повреждений может очень отличаться.


В итоге, вместо того, чтобы доказывать правомерность своей обороны, подсудимый начинает валять дурочку. Судья ему, разумеется, не верит и выносит обвинительный приговор. Как следствие, при его обжаловании в вышестоящие судебные инстанции осужденному будет еще труднее доказать свою добросовестность и правомерность своих действий. Труднее — из-за избытка вранья в ранее данных показаниях. Потому что судьи, как и большинство людей, не очень любят, когда им врут.


Продолжение следует.


Автор: Большаков В.А.

Источник: https://pravorub.ru/articles/76635.html

36
Автор поста оценил этот комментарий
Отбиваться по нашим законам можно тюбиком с вазелином,предварительно немного выдавить на ладошки, согреть в руках, чтобы не было у нападающего дискомфорта и смазать нужные места. Движения должны быть плавные и аккуратные, ни в коем случае нападающего нельзя задеть или как- нибудь побеспокоить, аккуратнее с ногтями- не поцарапать бедолагу, громко кричать тоже не надо- можно повредить ему слух, или нанести душевную травму. Также желательно закинуть парочку тик-таков или жвачку в свой рот, чтобы запахом не оскорбить обоняние нападающего.
10
Автор поста оценил этот комментарий

Бредовые законы. Про судью вообще повеселило. Как судья   может определить окончание посягательств. Или он мысли читать может  и на месте был.

7
Автор поста оценил этот комментарий

ТС, я так защитился, что по 105.1 30.3 уехал)

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

Если коротко - чтобы не присесть, то максимум можешь использовать перцовый балончик и дать деру, позвонить в полицию. За добивание, за удар ножом и иные мелочи есть риск присесть. А балончик еще и вытащить надо успеть. В рукав его прятать, что ли, чтобы успел вытащить..
В общем, все мутно. А избегать все мелочи и анализировать ситуацию, когда тебе грозить смерть - не реально.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще такого понятия как "превышение пределов необходимой обороны" в уголовном праве быть не должно. Как соотносятся возможность причинения нападающему ЛЮБОГО вреда при необходимой обороне и превышение необходимой обороны?

раскрыть ветку