Как я на самолете учился летать

Дело было давным давно, в далекой далекой галактике под названием Британская Колумбия, куда я приехал в возрасте 23 года и где прожил 10 лет.


А мой друг Саша приехал в с родителями в Канаду в 18 лет.


Я познакомился с ним на вечеринке. Ему было 19, а мне 24. Саша был юношей полным надежд и громко перебивая всех вещал, что его мечта стать летчиком.


Сейчас Саше 40+. Он капитан огромного воздушного корабля.


Но тогда, 22 года назад я решил, что Саша просто пиздабол. и после той вечеринки, мы не общались хотя общие знакомые были.


С момента нашей первой той встречи прошло лет несколько. Я успел развить небольшое, но прибыльное коммерческое предприятие, а Саша, как я узнал от знакомых, получил лицензию пилота.


Следует заметить: Саша работал и днем и ночью на разных черновых работах. Свободные деньги он тратил на уроки пилотирования. Походу он успел женился и него родился сын.


Этот человек все успевал и уверенно шел к своей мечте, не хныча и не жалуясь, что совсем не вредно современной молодежи взять на заметку. Бля, я становлюсь старой брюзгой! Извините.


Короче… Позвонил мне Саша в один день 2000 года, напомнил о знакомстве, и предложил полететь с ним на самолете из Ванкувера до Лос Анжелеса и обратно. Ему надо было налетать часы, чтобы перевести статус своей летной лицензии из любительской в коммерческую и конечно же было бы неплохо разделить с кем нибудь накладные расходы. Ему меня и порекомендовали. Саша предложил мне приключение и пообещал, что за эти 7 дней, что мы будем в пути он научит меня летать.


И знаете? Я решился полететь, так как давно тоже мечтал научится водить самолет, но как всегда откладывал и откладывал. И можете отшпалить за сентиментализм, но мой покойный дед был военным летчиком и часто говорил, что мужне следует научиться водить самолет. (Отец мой не научился если че) Я конечно не фанат излишней брутальности, но слова деда запали мне в память.



Немного бухгалтерии:


Расходы: Аренда самолета (Cessna 172) 100 долларов за моточас. То есть берем борт на неделю, но платим только за то время, что летим. 
Топливо стоило тогда около 50 центов за литр. Еда, развлекуха, ну тут как К.Маркс говорил, каждому по потребностям, от каждого по способностям:)


Что интересно, проживание по большей части бесплатное - тогда так было по крайней мере (поправьте меня если что, современные соколы). В США в аэропортах предназначенных для небольших самолетов есть (были?) специальные бесплатные комнаты для ночлега и отдыха пилотов. В некоторых местах даже машину давали напрокат бесплатно. Ну конечно надо было платить за стоянку и горюче.


То есть получилось где то около 3,000 долларов на двоих все вместе.


Ну что решение принято. Вылетаем послезавтра. И вот как только я сказал, что согласен, Сашка тут же меняет тон голоса и буквально приказывает приехать к нему сегодня вечером домой для подготовки. Ебать!!! Командир нашелся. Но что делать? Взошедши на плаху по волосам не плачут.


Приехал я вечером к Саше. Небольшая квартира. Ребенок малый гулит. Жена приветливая. В гостиной компьютер со штурвалом и клавиатурой. На стенках плакаты с приборными досками. Куча книг по авиации. Навигационные карты.


“Садись, будем маршрут обсуждать” скомандовал Саша. 
“Надя! Сделай чайку нам пожалуйста” обратился он к жене.

“С навигацией знаком? или полный ноль?”, обратился он ко мне.

“Ноль нулем Саша”

“Ладно исправим, но тебе придется быть штурманом”

Саша преподал мне краткий курс в навигацию. Голова пошла кругом и слегка пробрал адреналин.

“А что если я залошусь позорно” трусливо подумал я.

Саша как будто прочитал мои мысли: “Не ссы!" одобрительно сказал он, “мне GPS обещали дать послезавтра”


Примечание: Тогда GPS устройства были роскошью.


Знаете, он был младше меня на пять лет. Я был старше его и по возрасту и по званию и по финансам, но почему то я беспрекословно смирился с его лидерством. Так бывает, ведь без этих качеств характера он бы не стал Капитаном межконтинентального корабля.


Я уходил от Саши с книжкой по навигации, диском Microsoft Flight Simulator и картами. Домашняя работа, а вы что думали?


Я взял отпуск на неделю.


Сижу делаю уроки. Разобрался с компасным курсом, магнитным отклонением, лечу по маршруту на компе и пытаюсь с ориентироваться на местности по карте. Ебать Копать. С трудом получается.


Мои усердные занятие прерывает звонок. Это Саша. Его голос взволнован.

“Сергей, с Аляски на юг движется циклон. Вылетать надо сегодня. Сейчас! Я заеду через пол часа. Собирайся!


Саша тогда только что получил лицензию летчика и летать он имел право только по визуальной ориентации(VFR - visual flight rating), да и очень рискованно было бы лететь на той Сессне в облаках и штормовой погоде. Из раннего вылета мы остались без GPS.


Через 20 минут я стоял на улице и ждал Сашу.


Потом был аэродром. Запах керосина. Звук двигателей. Формальности. Наш самолет стоял привязанный крыльями к кольцам, что были вмонтированными в бетон.


“Сейчас я покажу тебе как делать обход, потом будешь сам”: сказал Саша. Мне все больше и больше нравился этот человек. Сердце колотилось от радости. Бля, детская мечта сбывается! Я скоро поведу самолет!!!


Саша достал маленький листок бумаги с перечнем того, что надо было проверить перед взлетом. Показал мне, что и как делать, куда смотреть. Он был серьезен и строг. Я чувствовал себя, как школьник.


Отступление:


Пусть те, кто учился летать в России не судят меня слишком строго за неправильное употребление русского авиационного языка. Поскольку мы жили в Канаде мы употребляли английский для авиационных терминов.


Как по русски будет “pre flight inspection или take off checklist?” Предполетный осмотр? Не знаю точно.


С языками вообще бывает смешно. Позволите еще чуть чуть отвлечься?

Однажды я подписался матросом на яхту где большинство членов экипажа были испано говорящие. Так вот корма, по испански звучит как “попа”. И когда мне приказали идти на корму, я неправильно понял приказ и начал чутка бычится. Когда все разрулилось мы потом долго смеялись повторяя: Go to popa! Ха Ха Ха!


И вот мы летим. Сначала было страшно. Сессна эта тарахтела как Запорожец. Медленно набирала высоту. Саша дал мне в руки карту и приказал делать прокладку. Я учился на ходу быть штурманом. Оказывается для каждого направления есть свой диапазон высоты. Оказывается на земле очень много радиомаяков на которые можно настроиться и идти по сигналам. Назывались они VOR. Наверно сейчас их почти уже нет. Оказывается портовые маяки имеют свой цвет и частоту мигания.. Оказывается, что в авиационной радиосвязи есть свой особенный диалект. Оказывается, что я попал в новое измерение.


Я был счастлив как ребенок. Я чувствовал себя героем. Мы летели в Сиэтл, где должны были пройти Американскую таможню, заправится горючим, поспать пару часов и лететь дальше.


Ориентироваться было легко, так как мы летели по береговой линии. Уже начинало смеркаться.


В кабине было шумно. Мы переговаривались через наушники.


“Возьмешь штурвал?” спросил Саша?

“Да”

“Бери, когда примешь управление, скажи: “Я взял”

“Я взял!”


Мечты сбываются, Господа. И вот я лечу, но я не почувствовал ни экстаза, ни восторга. Только ответственность и гордость. Как то так. Самолетом в штатной ситуации управлять на удивление легко, гораздо легче чем автомобилем. Самолет летит сам; на то он так и называется. Ты только его держишь и не даешь отклонится от курса. “Сашка классный чувак”: подумал я.

“Сергей, держи диапазон высоты! Вверх ползешь. Смотри за вертикальной скоростью


“Извини!”


“В авиации нет такого слова! Если понял, повтори что я сказал со словом Есть”


“Есть держать диапазон высоты!”


Вот так вот - не так уж и просто даже по прямой лететь и держать высоту. Ничего научусь.



Ебаный ты нахуй. Пацану 24 года. А с другой стороны, столько же было и Мересьеву. Это сейчас молодые до 30 лет с мамами живут. Ладно, опять старческие замуты пошли. Простите.


Саша продолжает командовать, показывая мне карту:
“Видишь впреди зону отмеченную пунктиром? Это военно морская база. Зона запретная для полетов. Измени курс на Х градусов.


“Есть изменить курс на Х градусов”


“Молодец!”


Впереди замаячили огни Сиэтла. Саша взял штурвал, a мне приказал найти на карте аэропорт. Сейчас уже не помню, как он назывался. Маленькие самолеты садятся, как правило в небольших аэропортах специально предназначенных для малой авиации. Хотя и не запрещается садиться и в крупные международные, но это не “по понятиям”, так как будешь мешать и создавать неудобства. большим лайнерам.


Уже было темно. Город мерцал множеством огней. Как мне найти наш аэропорт? Где он? Трудно читать карту, но прокладка помогла сориентироваться. Я аж вспотел. Но ничего справился. Саша запросил по рации разрешение на посадку. При посадке завыла сирена предупреждения о сваливании. Я потом понял, что Сашка только еще набирался опыта. Но он вел себя так уверено, что в начале я был убежден, что его уровень пилотирования 80+.


В аэропорту нас встретил пограничник, проверил паспорта и мы были свободны. Действительно, оказалось что можно было переночевать бесплатно: для нас нашлось две комнаты. Мы быстро перекусили взятыми с собой бутербродами и завалились спать. Вылетать нужно было очень рано чтобы успеть до циклона долететь до Сан-Франциско.


Мы вылетели на рассвете.


Летели по береговой линии. Красота необыкновенная. По правому борту Тихий океан с белыми барашками волн, по левому горы.


Летели передавая штурвал друг другу. Я достаточно быстро научился уверено держать самолет на заданной высоте и не отклонятся от курса. Приборная доска уже не выглядела устрашающе, как китайская грамота, а была полностью понятной.


Саша принял решение до-заправится в маленьком городке с гордым название Флоренция в штате Орегон, как раз посередине пути.


При заходе на посадку мы увидели на взлетной полосе полную женщину с предметом похожим на ружье, причем предмет был нацелен на нас.


“Серега, тебе тоже кажется, что по нам сейчас стрелять начнут или это только у меня глюки?, спросил Саша.


“Бля, у них там похоже зомби апокалипсис в полном разгаре.”


“Ладно, решили садиться, садимся”


Приземляясь опять как резаная свинка завыла сирена сваливания. Да, действительно, пожилая женщина держала в одной руке помповое ружье, опустив его дулом в землю, а другой рукой показывала нам направление где нужно было парковаться.


Запарковались. Вылезли из машины. Тут, бабка как заорет “Fuck you bitches!!!” (пошли на хуй суки!!!) и как выстрелит в небо. Мы напряглись и переглянулись. Может действительно апокалипсис, прям, как в голивудских фильмах?


Примечание автора: далее перевод бабушкиной речи будет мой и очень вольный. Она говорила с неподражаемым английский деревенским акцентом, так называемый реднековский диалект.


Справка:

Ре́днеки (англ. rednecks — «красношеие») — жаргонное название белых фермеров, жителей сельской глубинки США, Примерно соответствует русскому «деревенщина», но в оригинале может применяться и как ругательное слово наподобие русских «жлоб», «быдло», и как гордое самоназвание.


“Блядские птицы”, извиняясь пояснила она. “Над вами целая стая ворон хуярила, пришлось по-отгонять чутка”


“А то мы уже чуть в штаны не наложили”, сказал Саша.


Бабуля услышала акцент и спросила,


“А вы откуда будете соколики?”


“Из России”


“На этом что ли прилетели?”, она показала на наш самолет и подъебала: “Чкалова, что ли внуки?”


“Эрудированная бабуля”, подумал я.


“Откуда путь держите и куда?”, продолжала допытываться пенсионерка.


“Мы из Ванкувера, летим в Сан-Франциско. Штром идет за нами, нам бы горючего и дальше полетим”


“Знаю, про шторм. Ну похоже вам придется у нас во Флоренции пару дней пожить. Горючее будет только завтра”


“Как завтра? В справочнике, написано, что у вас полный сервис в аэропорту”.


Бабка заржала и издевательски спросила: “А ваши мамы знают где вы и чем вы занимаетесь?”


Я помню, как я тогда покраснел от обиды. Я считал себя дико взрослым - целых 29 лет. Сашка тоже был не юнец - 24 года. Теперь я хорошо понимаю ту старушку. Теперь тоже мне в мои 46 все те, что младше 35 кажутся детьми.


Мы пошли в ва-банк: “У нас встреча важная завтра в Сан Франциско, контракт летим подписывать. Если не успеем простые люди работу потеряют. Может можно, что сделать? Мы сверху доплатим?”


Пенсионерка повесила дробовик на плечо и скомандовала: “Ладно, пиздуйте за мной” и мы пошли в небольшое одноэтажное здание, что очевидно служило аэропортом, контрольной вышкой, и залом ожидания пассажиров.


Мы прошли в ее офис, что представлял собой маленькую комнату на стенах который было множество фотографий самолетов. Наша хозяйка поставила ружье в угол, и взялась звонить по допотопному телефону, что стоял у нее на столе.


“Джонни, ты где сукин сын? Опять забухал, не пришел на работу? Тут русские прилетели, говорят, что Чкалова внуки. Им горючка срочно нужна. Пиздуй сюда немедленно, они тебе на вискарь обещали отвалить. Через час? Ты не охуел разом? Все бля. Жду!”


“Будет вам горючее!” снисходительно сказал мадам. “Часик придется подождать”


Я вежливо осведомился у нее: “А где у вас можно поесть?”

“Бля!” воскликнула наша хозяюшка, “а папмерсы вам не поменять, сопли не подтереть? “

“Ладно, “ неожиданно сменила она гнев на милость,”вот вам ключи от моего грузовичка, он там на улице стоит, центр города прямо и налево. Там отхарчюетесь. Токо не най бог хоть одна царапина на моей тачке останется, пешком пойдете в Сан Франциско”.


“Саш”, тихо сказал я по русски, “грузовик поведу я у меня опыта вождения больше”. Саша не возражал.


Рассыпавшись в благодарностях, мы вышли на улицу и за углом увидели грузовик. Помните детский мультфильм “Tачки"? Ну бабкин пикап может был чуть поновее. Бабушка очевидно была не лишена чувства юмора.


Ну что вернулись, заправились, посмотрели прогноз погоды. Саша напрягся и сказал: “Прилетим впритык.”


Ладно. Мы тепло попрощались со веселой бабулей, которая успела нам рассказать, что всю жизнь проработала летчицей на малой авиации, а теперь вышла на пенсию и служит в должности директора аэропорта, дали 20 баксов алкоголику Джонни. я провел самостоятельно осмотр самолета перед вылетом и вот мы на местах.


“Ну, что взлетишь сам?” спросил Саша


Я напрягся. В дороге Саша подробно объяснял мне принципы управления самолетом, но вот самому взлетать мне было страшно


“Все нормально будет!!” подбодрил он, “я подстрахую, главное резких движений не делай, а если я скомандую ‘отставить’ немедленно отдай контроль. Я буду управлять только тягой движка, ты все остальным. Готов?”


“Готов”


Саша завел мотор.


Интересно, что самолет на земле управляется не штурвалом, а педалями, примерно по принципу трактора: правая педаль тормозит правое колесо, левая левое, а есть надо затормозить или остановиться надо нажимать две педали одновременно. Также важно помнить про габариты: самолет не машина - его габариты кончаются не по бортам, а по размаху крыльев, к этому тоже надо привыкнуть.


Мы выехали на взлетную полосу, разогнались до взлетной скорости, я чуть потянул штурвал на себя и вот свершилось: Я первый раз в жизни поднял в воздух самолет”



Gorsh3000 ©

30
Автор поста оценил этот комментарий

В Канадах живут,по всей Америке летают...

Как так то,а???!!!

А я покушал! Я тоже молодец!!!

Сукабладь,как же я завидую...

Подписался (

ААРГХХ!!!

раскрыть ветку
27
Автор поста оценил этот комментарий

Сессна 172 это очень добрый и не капризный самолет. Она летает сама, ей только мешать не надо. Сто долларов в час полета это нормально, но вот 50 центов за литр авгаза ум принимает, а сердце - нет. У нас - почти 3 доллара за литр...

раскрыть ветку
36
Автор поста оценил этот комментарий
Пните, как будет продолжение)
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
Очень атмосферно!
И брюзжание разделяю!😆
10
Автор поста оценил этот комментарий
Читал взахлеб! Давай продолжение!