Как учится девочка-инвалид в обычной школе

Как учится девочка-инвалид в обычной школе Курск, Школа, Инвалид, Слепые, Видео, Длиннопост

Три года назад в курских учебных заведениях оборудовали доступную среду. Несмотря на это детей-инвалидов в обычных школах больше не становилось. Как оказалось, попасть туда особенному ребёнку не так-то просто. Мама слабовидящей девочки Сони Анна Наумова с трудом добилась того, чтобы дочь взяли в обычный класс. Вместо этого ей предлагали учреждение, где учатся дети с нарушениями интеллекта, а также интернат для глухих.


Некуда идти


Из-за родовой травмы курянка Анна Наумова практически не видит. Её младшая дочь Софья тоже инвалид по зрению.

– Папа Сони в детстве плохо перенёс переезд, акклиматизацию и ослеп. У него, как и у меня, это приобретённое. Но случилось так, что у Сони обнаружили патологию обоих глаз, когда ей был месяц. Инвалидность дали только в три года, до этого мы лечили её на собственные средства. Сейчас дочь на грани медицинской слепоты и слабовидения, то есть в очках считается слабовидящей, без них – слепой с остаточным зрением, у неё 4 сотых. Первые четыре класса Соня закончила в специализированной школе-интернате в Подмосковье, где жила с папой. Когда его не стало, она переехала ко мне в Курск, – делится Анна Наумова.

Возник вопрос, как Соня будет получать образование. По словам мамы, в областном центре нет ни одной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. В законе об образовании сказано, что родители имеют право выбирать учебное учреждение и равный доступ к образованию должен быть у всех. В документе также есть статья об инклюзии, позволяющая детям-инвалидам учиться в обычных школах.


Взять нельзя отказать


С марта 2018 года началось хождение по мукам. Сначала мама обратилась в школу №39 – она рядом с домом. Здесь ей не отказали и после звонка в комитет образования дали добро.

– Потом, когда увидели документы Сони, не сказали ни да, ни нет. Проблема в том, что она может читать обычные учебники, но пишет только рельефно-точечным шрифтом Брайля. Выяснилось, что в школе не умеют работать с такими детьми, и доступной среды у них нет, – продолжает Анна.

Наумова объясняет, что Соня читает медленно из-за особенностей зрения. В то же время девочка прекрасно ориентируется в пространстве в светлое время суток, без проблем ест, одевается. В комитете образования города Курска предлагали альтернативные варианты. Например, специализированную школу-интернат в Липецкой области и две курских школы. В одной учатся 80% детей с нарушением интеллекта, в другой есть спецклассы, но также нет обучения по шрифту Брайля.

– Объяснили так – Брайля там тоже нет, но есть специалисты с многолетним опытом работы с такими детьми. Там одна из сотрудниц пожелала узнать, почему я не обратилась в интернат на улице Чумаковской для слепых и слабовидящих детей. Стоп! Я думаю, почему я о нём не знаю? Потом я вспомнила, что там для глухих и слабослышащих. Слепые… глухие… какая разница, – вздыхает Наумова.

Девочке пришлось пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы доказать, что она может учиться наравне с обычными детьми. За считанные дни до начала учебного года Соню всё-таки приняли в школу №39.

Сосед по парте – тьютор

1 сентября Соня пошла в 5«Б» класс. Она ходит в школу самостоятельно. Анна Наумова провожает дочь очень редко. Когда они появляются с собакой-поводырём Боней, восторгу школьников нет предела. У Сони пока нет четвероного спутника, его можно заводить только с 18 лет.

Мама девочки отмечает, в школе стараются как могут, даже нашли тьютора, человека, который помогает Соне учиться. Им стала педагог Мария Бояркина. Она тоже слабовидящая и на работу ходит с собакой-поводырём. Пока женщина на уроках, пёс находится в школьной комнате отдыха.

– Тьютором раньше не работала, была педагогом по системе Брайля в школе «Ступени». Я присутствую на письменных уроках, например, на математике или русском языке. Все тетради, которые использует Соня по системе Брайля, перевожу в обычный шрифт и в печатном виде отдаю педагогам. К примеру, она пишет сочинение. Я перепечатываю этот текст крупным шрифтом, отдаю педагогу, она проверяет, отмечает ошибки и передаёт материал для работы над ошибками, – объясняет тьютор.

Мария Юрьевна сидит с подопечной за одной партой. У доски Соня может отвечать только устно. Тьютор следит и за тем, как девочка усваивает материал. По показаниям врачей она не ходит на физкультуру. Во время этого урока тьютор занимается со школьницей по системе Брайля. Вместо одного занятия в неделю по технологии девочка ходит к логопеду, чтобы улучшить коммуникативные навыки. На всех остальных устных предметах особенная ученица, как и другие, справляется без помощи Марии Юрьевны.


Через электронную лупу


Приспособления для учёбы у Сони тоже необычные. Урок начинается как у всех, только число и «Классная работа» с красной строки Соня пишет шрифтом Брайля. Для этого использует специальный прибор и грифель. Ещё у Сони есть электронная лупа, как она её называет.

– Ручной видеоувеличитель похож на телефон. На уроке истории меня даже спросил учитель, что я делаю. А я с помощью этого увеличиваю буквы. К примеру, дневник, можно увеличить в несколько раз, два раза нажал и сразу видно и кошку, и что тут написано. Так мне легче читать и не напрягать глаза, – объясняет девочка.

Дома есть стационарный видеоувеличитель. Соня кладёт учебник под камеру и буквы выводятся на большой экран. Так она делает уроки. Пятиклассница честно признаётся, что ей трудно и времени уходит много, бывает, перечитывает одно и то же по несколько раз. С устными предметами помогает мама. Соня читает ей вслух, что написано в учебнике, ведь читать обычный учебник Анна Наумова не может, а затем девочка отвечает маме своими словами.

– В предыдущей школе мне нравилось больше. Всё из-за того, что новая мне пока не знакома. Первый год буду осваиваться, думаю, дальше будет легче. Сходить в столовую – для меня не проблема, а кабинеты пока не все запомнила. Могу забыть, куда идти, – признаётся Соня.

На твёрдую «четвёрку»

По словам классного руководителя 5«Б» Натальи Гуторовой, к особенной ученице все относятся внимательно. Одноклассники помогают, если нужно, и в кабинет проводят, и место поближе к доске уступят. Успеваемость Сони осталась прежней – по письменным предметам – твёрдая «четвёрка», как и раньше.

– В целом уровень инклюзивного образования в Курске нулевой, потому что никто так не учился, специалистов почти нет. Но всё это преодолимо, потому что в школе очень стараются, чтобы создать для Сони все условия. Даже договорились с библиотекой слепых, чтобы провели уроки толерантности для других детей, – рассказывает Анна.

Соня занимается шахматами, журналистикой, плавает в бассейне, посещает занятия по вокалу. Анна Наумова рассказала, что Соня мечтает стать эстрадной певицей, поэтому в дальнейшем будет поступать в Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова.


Комментарии в тему

Заместитель председателя комитета образования г. Курска Ольга Киршенман:

– Законом об образовании предписано в каждом регионе создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Курске есть ряд специализированных учреждений. Например, школа №26, где учатся разные дети, в том числе и с нарушениями зрения. Однако если ребёнок желает пойти в школу рядом с домом, по закону в образовательной организации должны обеспечить все условия. Что и было сделано в школе №39. Пока у нас в Курске только одна ученица пишет шрифтом Брайля и ходит в обычную школу. Похожий случай в школе №53, ребёнок также слабовидящий, но система Брайля ему не нужна.

Директор школы №39 Сергей Шумаков:

– Наша школа не попала в программу по обеспечению доступной среды. Поэтому условия для Сони создаём по мере необходимости. Адаптировали учебные программы, сейчас будем заказывать учебники с укрупнённым шрифтом. Обозначили специальными значками стеклянные двери и выделили цветом порожки на крыльце. Сложнее было найти тьютора. В штатном расписании эта должность появилась только с приходом Сони в школу. Для слабовидящего ребёнка тьютора, владеющего шрифтом Брайля, найти трудно. В этом вопросе нам помогли в курском отделении ВОС. Сейчас Соня учится, проблем нет, если возникнут, будем их решать.

Источник http://kursk-izvestia.ru/video/47718/#video

4
Автор поста оценил этот комментарий
Не понимаю я этой инклюзивности. Ведь с такими детьми должны заниматься специально обученные люди. А не обыкновенные учителя общеобразовательных школ. Уж если продвигают инклюзивность, пусть тогда и специалистов нанимают. Как обычно у нас всё
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Как может все так быть, как бедный ребёнок заработал себе такое несчастье, боженька? Я не верю в бога потому что есть такие дети, я не верю в бога потому, что слышал как умирает моя бабушка, как она задыхалась когда у неё что то оборвалось в лёгких, зато я вижу, что есть жизнь, и она писец как несправедлива. И живём мы в таком месте, где судьи без образования, где полицию боятся а не уважают, где государство не любят, и оно не любит нас, где просто нет места для таких. Надеюсь будет все хорошо у этого ребёнка. И я никогда бы не хотел такой жизни своему ребёнку.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Могу сразу сказать - девочка потом поимеет массу проблем с математикой и физикой - формулы азбукой Брайля пишутся особым образом, ей придется где-то искать преподавателя, способного записывать это все по Брайлю. Чем сложнее формулы, тем больше придется девочке мучиться. Это раз. Во-вторых, есть фишка, что некоторые приемы вычислений, которые пригодны для зрячих (т.е. с опорой на визуальное восприятие), для незрячих тупо непригодны в силу особого восприятия мира. Или ей нужно иметь более чем сверхспособности для визуализации вычислений в голове. Она явно не Понтрягин (хотя я могу ошибаться).