Как писать текст про психологию, который цепляет. Ликбез на примерах
Пост в Лигу психотерапии.
Сначала прочтём пример, потом пародию на него, потом разбор.
Пример 2.
Текст про психологию, который Пример, был опубликован недавно на Фейсбуке
https://www.facebook.com/oleg.vikharev/posts/102069759731527...
Пародия на Пример 2.
Туфли и кроссовки
Как известно, в России школьники предпочитают кроссовки. Может, сейчас что-то изменилось, но в моё время все дети прям с первого класса ходили в школу в спортивной обуви.
А, например, те люди, которые прошли через горнило европейского школьного образования, говорят, что в школу они обязаны были носить кожаные туфли. А кроссовки им разрешали носить только во время уроков физкультуры.
Казалось бы, какая разница? А разница, друзья мои, космическая. Дело в том, что когда какой-нибудь лондонский Уильям надевает утром начищенную кожаную обувь, он чувствует себя иначе, потому что обут точно так же как член парламента или пэр.
А когда российский школьник отправляется в школу в кроссовках, совершенно понятно, что носить костюм и рубашку под кроссовки неумно, и учительница поставит перед классом и выругает у доски:
- Ну зачем это?! А?! Что ты как клоун вырядился!?
В результате, даже если родители умеют привить школьнику вкус, научить его носить классическую одежду и чувствовать себя комфортно в модельной обуви, школа не даёт эстетическому чувству ребёнка ни малейшего шанса.
В чём тут глобальная разница:
Когда ребенок носит кроссовки, у него подсознательно формируется установка, что места, где собираются власть имущие, не для него. Потому что власть имущие носят кожаные туфли и костюмы, другую униформу.
Если он попробует напялить это на себя, без привычки всё будет плохо сидеть и выглядеть нелепо. Это кошмар! Это ужас! На него будут смотреть, как на чучело, и в психике ребёнка попытка одеться как состоявшиеся в жизни взрослые, как образец и пример для подражания, будет запечатлена как позор. И, глотая слёзы, он пойдёт домой, чтобы отыскать свои проверенные временем кроссовки и не лезть со своим кроссовочным рылом в модельный ряд.
В итоге мы получаем человека, который не уверен в собственном праве занимать в жизни то место, которое он сам хочет.
Вот такая педагогическая поэма.
А казалось бы, сущая ерунда - кроссовки, туфли. Подумаешь.
Разбор.
Это безошибочная комбинация. Запоминайте, как её делать: описываем А, известное каждому в личном опыте (туфли хоть раз в жизни носили все). Потом сравниваем его с Б, известным каждому в личном опыте (кроссовки хоть раз в жизни носили все).
Потом заявляем, что два эти опыта отличаются (они на уровне восприятия, естественно, совершенно различны) и тем самым получаем бессознательное согласие читателя с утверждением.
Потом прибегаем к нарушению мышления, которое называется "конфабуляцией". Оно характерно для интеллекта детей-дошкольников, у них норма, у взрослых считается нарушением. Например, ребёнок видит клешню и говорит "это рак". Он домысливает рака по детали, которую видит (по клешне). Взрослый даёт ответ "это клешня рака", то есть не увлекается потоком ассоциаций, не конфабулирует (соединяет) клешню здесь и сейчас в восприятии и рака из там-и-тогда в своей памяти в один ответ.
Чтобы нарушение мышления было встречено некритично, обращаемся к воспоминаниям, которые гарантированно затопят читателя эмоциями, как наводнением: публичное унижение от учительницы, или выволочка от родителей, описываем этот эпизод средствами прямой речи, чтобы приблизиться на максимально близкую дистанцию.
Делаем вывод о посредствиях применения А и Б любой степени нелогичности.
Одобрение читателя "правду говорит" нам обеспечено.
(напишите в комментариях, пожалуйста, нужно ли продолжение темы)
Да, писать очень интересно :) заодно можно приемчики подглядеть ;)
Мысль в фейсбучном тексте правильная, просто немного логика нарушена. Понятное дело, что не выбор между карандашом и ручкой определяет дальнейший характер ребенка, но даже в таких деталях отражается проблема воспитания российских детей.
Действительно, в наших школах в основном методики обучения крайне устаревшие, формальные, что приводит к разрушению у детей тяги к проактивности, получению нового опыта, что естественно всегда сопровождается ошибками.
Конечно, надо продолжение!
Кстати, а вы знали, что есть биржа кроссовок? Называется StockX, настоящая с ценами, пользуется большой любовью спекулянтов, позволяет создавать и отслеживать свои инвестпортфели-коллекции этих самых кроссовок.
По состоянию на 1 марта 2017 года самой дорогой парой кроссовок на сайте были Jordan 4 Retro Eminem Carhartt со средней ценой $16 285.
По мнению коллекционеров, лучшими инструментами для вложения средств являются винтажные Nike и Air Jordan 1990-х и начала 2000-х. Также имеет смысл обратить внимание на лимитированные коллаборации бренда Asics, не рассматривая сверхпопулярные модели вроде Yeezy Boost или Аdidas NMD в качестве долгосрочных вложений. Средняя стоимость таких моделей находится в диапазоне $100–1000 за пару.
Мало того, что надо таких постов еще)!
Можно же попросить читателей "набросать" ссылочек на подобные "оригиналы" - чтобы вместе тут поразбираться потом, где на какую кнопку давят и зачем это делают! Мне кажется, на многих сайтах, называющих себя "психологическими", 90% текстов - такого типа. Подменить тезис, пара-тройка некорректных обобщений, обращение к личному опыту - все, пирожок готов, можно подавать!